fantlab ru

Клайв Баркер «Книга крови 1»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.70
Оценок:
708
Моя оценка:
-

подробнее

Книга крови 1

Book of Blood, Volume 1

Сборник, год

Аннотация:

«У мертвых свои магистрали. Проложенные в тех неприветливых пустырях, что начинаются за пределами нашей жизни, они заполнены потоками уходящих душ. Их тревожный гул можно услышать в глубоких изъянах мироздания — он доносится из выбоин и трещин, оставленных жестокостью, насилием и пороком. Их лихорадочную сутолоку можно мельком увидеть, когда сердце готово разорваться на части, — именно тогда взору открывается то, чему положено быть тайным». Эта цитата как нельзя более точно передает суть знаменитых сборников Клайва Баркера, объединенных общим названием «Книги крови» и ставших классикой не только мистики, но и литературы в целом.


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.14 (840)
-
29 отз.
7.66 (1065)
-
55 отз.
7.70 (806)
-
38 отз.
7.56 (796)
-
41 отз.
7.23 (800)
-
34 отз.
7.25 (740)
-
45 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— условный цикл «Книги крови»


Награды и премии:


лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1987 // Хоррор - Авторский сборник или антология (Великобритания)

лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 2005


Книги крови 1-2. Секс, смерть и сияние звезд
2007 г.
Книги крови
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

Книги крови
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Book of Blood, Volumes I & II
1984 г.
(английский)
Books of Blood, Volume I
1985 г.
(английский)
Book of Blood, Volume 1
1986 г.
(английский)
Le livre de sang
1988 г.
(французский)
Кървави книги: Том I
2012 г.
(болгарский)
The Books of Blood: Volume One
2014 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мой опыт знакомства с Клайвом Баркером посредством чтения его рассказов можно считать разочаровывающим. Меня ни одна из историй не сумела «пробрать». И дело тут отнюдь не в том, что я в большей степени предпочитаю лавкрафтианский хоррор. Тут в целом проблема сугубо мировоззренческая. Читая книгу мне по большому счету приходилось скучать над текстом. Я с грехом пополам пережил ряд раздражающих моментов, не буду утаивать что над многими сюжетными ходами я даже смеялся. И вот сквозь все преграды и тернии пройдя при этом чуть больше четверти книги меня окончательно постигло разочарование, когда пришло понимание, что Баркер в своем творчестве использует довольно хитрый, но в тоже время простой и рабочий прием. Он буквально берет идеи, в основном заимствованные из недр детских страхов, и развивает их посредством своих развратных фантазий. Вот они-то мне как раз выдались мягко говоря не по душе. По итогу в сборнике мне не получилось уловить какой-то затрагивающей атмосферы, не заметил саспенса, не постиг бросающего в дрожь ужаса, не увидел и соответственно не получил удовольствия от каких-то оригинальных идей. Все оказалось вполне блекло, обыденно, где-то через чур грязно и безмерно пошло, но тут видимо автор этим не брезгует в виду особенностей своего характера.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень неровный сборник:

Первый рассказ: небольшое введение, призван он скорее задать общий настрой книге, самостоятельной художественной ценности почти не имеет.

Рассказ про метро: интересная завязка, описание злодея, несколько неожиданный финал, но вот описание ключевой и самой напряжённой сцены в рассказе как-то подкачало, скучновато.

Йеттеринг и Джек — необычный рассказ со своеобразным юмором, выглядит довольно странно в этом сборнике, чужеродно.

Рассказ про свинью — жемчужина сборника, на мой взгляд гораздо выше всех остальных рассказов. По работе иногда имею дело с трудными подростками, здесь всё описано довольно достоверно. Упадочная атмосфера учебного заведения, безразличные педагоги, травля и насилие над слабыми и безумная главная идея рассказа составляют пусть кровавую и извращённую, но очень изящную личину рассказа.

Рассказ про театр — возможно для тех, кто больше связан с театром здесь откроются какие-то скрытые детали, нюансы, но для меня, как человека далёкого от сценической жизни, это просто скучноватый рассказ.

Холмы, города — в каком-то смысле вещий рассказ, но в целом не зацепил.

В целом сборник (кроме рассказа про бесенка) явно пытался вывезти на описаниях грязи, различных пороков и девиаций, в рассказе про свинью это выглядело натурально, вышло круто, в остальных смотрится пошловато. Подозреваю, что в год выхода сборника публика не была столь избалована кровью, кишками и разными необычными видами половых сношений и книга брала шок-эффектом, но сейчас довольно средненько.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

***

Что надо знать читателю о Клайве Баркере до того, как открыть первый том «Книги крови»? Он чудаковат, талантлив, гомосексуален и честен. Именно в таком порядке. Сначала вас очарует стиль. После вы обнаружите, что нетрадиционно ориентированные помыслы и действия персонажей относятся и к сексуальной сфере тоже. Наконец, вы поймёте, что для автора это норма, и он вовсе не собирался никого эпатировать. Наоборот, он искренен во всём. Именно это его качество позволяет описывать странные, похабные, безумные и даже жуткие вещи естественно, противореча, пожалуй, лишь наиболее строгим нормам общественного этикета и персонального воспитания. К. Баркера можно упрекнуть в отказе от вежливости по отношению к ортодоксам, но отказать ему в таланте никак нельзя.

В первом томе «Книги крови» творчество Клайва Баркера ближе к weird fiction, чем к хоррору, и чем-то напоминает Нила Геймана. Оно больше поражает, чем пугает. Жизненный опыт и талант автора таковы, что чем больше вещь отвлечена от реальной действительности, тем лучше удаётся ему. Он оторван от земли, как и большинство горожан. Фактологию произведений, сюжет которых требует обращения к реализму и конкретных знаний, К. Баркер проваливает напрочь. Прикрыть сей недостаток фиговым листом «мальчишеских ужасов» не позволяет сама специфика его произведения.

Фабула всех шести историй проста. Сюжет изобилует подробными описаниями ненормальности происходящего, ощущениями, эмоциями и мыслями персонажей по этому поводу. Художественная реальность воспринимается безумной, от лёгкой повёрнутости до прорыва хаоса. Время в критические моменты способно безразмерно растягиваться. Стиль объединяет высокие чувства, странные мысли, непристойные устремления и неприкрытую чувственность. Гомосексуальные эпизоды автор использует наравне с гетеросексуальными, без выпячивания. Герои не обязательно девиантные, но всегда чудаковатые изгои.

Смерть присутствует постоянно, во всех рассказах сборника, но самоцелью не является. Её появление лишь знаменует начало истинной истории. Расчленёнку и жестокость автор применяет без смакования и даже с некоторым изяществом. Заостряет внимание на отдельных деталях так, что общая картина остаётся на откуп читателю. Во многом приём срабатывает благодаря подаче этих деталей посредством потрясённого сознания персонажа: красная-красная кровь, белая-белая кость, болючая-болючая рана. К сожалению, кинематограф передать эту особенность К. Баркера в экранизациях не способен.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долго откладывал знакомство с творчеством Клайва Баркера, так как это «сплаттерпанк», а я не большой любитель «мяса» — из «тёмных» направлений больше предпочитаю мистику. Но формат коротких атмосферных рассказов прекрасно подходит для чтения в самолёте, поэтому, вкупе с обстоятельствами, любопытство взяло верх.

Забегая вперёд, скажу, что, вероятно, не совсем правильно воспринимал трактовку жанра «сплаттерпанк» — по крайней мере, чернухи и расчленки в «Книги крови т.1» не больше, чем у того же Кинга или, если брать другие направления, Аберкромби. Более того, благодаря весьма изящному стилю автора, всё это подаётся как-то эстетично, что ли.

Теперь о рассказах. «Книга крови» — мини-рассказ, являющийся прологом ко всем остальным, в том числе, к входящим в другие тома. Не могу сказать, что он интересен сам по себе, но как глобальный сюжетный ход мне показался очень интригующим. В принципе, этот рассказ характеризует все остальные в антологии, и, если он «не зашёл», то можно и не тратить своё время.

«Полночный поезд с мясом» — в соответствии с названием, самая «мясная» история этого тома антологии. Атмосфера на уровне, шикарная передача затаённого страха перед подземкой, вполне предсказуемый, но уместный сюжетный твист – это добротный рассказ.

«Йеттеринг и Джек» — приятный фэнтезийный рассказ, кажущийся частью какой-то большей вселенной. За противостоянием персонажей интересно следить и они, не смотря на малую форму произведения, изменяются, что тоже большой плюс.

«Свиной кровавый блюз» — история, которой, на мой взгляд, гораздо больше подошел бы формат повести или небольшого романа. А так, всё события сбиты в кучу, что не позволяет испытать какого-то сочувствия к действующим лицам.

«Секс, смерть и сиянье звезд» — контрастное название идеально отображает содержимое. Я не большой любитель театра, но этот рассказ полон какой-то волшебной и жуткой атмосферой, присущей именно этому месту. На мой взгляд, лучшая вещь в антологии.

«В горах, в городах» — отвратительный рассказ. Сразу оговорюсь, что это не из-за пары героев – будь они гетеросексуальными партнёрами, ничего бы не изменилось. Это, конечно, субъективно, однако, бредовая сама идея. Которая, к тому же, хорошо так отдаёт «клюквой». Будь это трэш, ради смеха – ещё можно понять, но тут история подаётся с серьёзным видом. Рассказ ещё хуже смотрится из-за подспудного сравнения с «Полночный поезд с мясом», в котором также поднимается тема коллективного бессознательного.

Первый том «Книги крови» — вполне качественная антология. Как по мне, откровенно слабый рассказ только один, но остальные, пусть не всегда с оригинальным сюжетом, берут своё прекрасным стилем автора и мастерской атмосферой.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Говорим «Клайв Баркер», имеем в виду «Книги крови». Для меня создатель «Восставшего из ада» всегда был в первую очередь автором очень ярких рассказов, нежели чего-либо ещё. И вот вышло переиздание первых трех томов «Книг крови» в серии «Легенды хоррора», я их с удовольствием перечитал и решил сказать несколько слов. Начнём, конечно, с самого начала, а именно: с шести историй первого тома.

• «Книга крови»

От рассказа, открывающего сборник, зависит многое. Он задает тон, настроение, может даже служить связующим звеном для всех последующих произведений. «Книга крови» — история как раз такого рода. Она дарит прочим рассказам Баркера нечто общее, и по ней уже можно сделать определенные выводы насчет стиля писателя и его жанровых предпочтений.

Саймон Макнил — медиум. Он Посредник, через него духи способны оставлять свои послания на стенах. Мэри Флореску — доктор парапсихологии, которая стремится исследовать призраков. Беда в том, что Саймон всего лишь обманщик, не обладающий ничем, кроме хитрости да милой мордашки. А вот у Мэри как раз есть некоторыми способности, только она об этом еще не знает.

На том, что значит этот рассказ для сборника, я останавливаться не буду: Баркер все говорит сам открытым текстом. А вот упомянуть авторский слог стоит: все очень ярко, я бы даже сказал, чувственно. Есть у автора такое: он словно смакует страдания своих персонажей. Фантазия при этом работает на полную катушку. Единственное, чего в рассказе не хватает, — это глубины. Но это, думаю, затем, чтоб пролог не перетягивал на себя внимание. Все же он нужен для аппетита, а не вместо основного блюда.

• «Полночный поезд с мясом».

Леон Кауфман глубоко разочаровался в нью-йоркской жизни. Прожив в Большом Яблоке всего несколько месяцев, он уже успел повидать изнанку мегаполиса и ощутить сильное отвращение к ней. По Нью-Йорку прокатывается волна кровавых убийств в метро, и Леону крайне неприятна сложившаяся ситуация. Неприятно то, как газеты смакуют подробности. Неприятно то, что в городе орудует особо кровавый и неуловимый маньяк. Но самое неприятное то, что Леону самому приходится ездить в метро.

Махогани не разочаровывался в жизни мегаполиса. Он просто презирал всех окружающих, которые ведут себя как стадо. Но он сам не был стадом, нет. Он был ночным сталкером: как Джек-Потрошитель и Жиль де Ре; живым воплощением смерти, небесным гневом в человеческом обличье. Он был гонителем снов и будителем страхов. И у него была совершенно особая работа, на которую он выходил каждую ночь с гордостью, ведь он Избранный. Работал Махогани в метро. Правда, в последнее время, он все чаще ощущал себя постаревшим и уставшим, а иногда даже ловил себя на мысли о преемнике.

И вот, в одну далеко не прекрасную ночь, Леону и Махогани суждено встретиться в подземке. Их совместная поездка будет жуткой и кровавой, ну а чего еще вы ожидали от истории Клайва Баркера?

Метро уже, наверное, можно отнести к популярным местам действия современного ужаса. Раньше были кладбища, старые замки, дома с привидениями... Сейчас обывателям хочется привычной обстановки, чтоб страх прятался в обыденности, стал более знакомым и оттого более сильным. И метро может подарить такой страх. Кого только туда не селили: мутировавших гигантских насекомых, вампиров, демонов, помню даже фильм, где персонажи, спустившись в подземку, столкнулись с бомжами-людоедами. Так что сбрендивший маньяк и кучка его хозяев смотрятся еще достаточно адекватно, если можно так выразиться.

Написан рассказ очень ярким и образным языком, отчего на неподготовленного читателя временами может накатывать тошнота. Рекомендую эту историю любителям особо кровавого ужаса.

• «Йеттеринг и Джек».

Жил-был человек по имени Джек Джонсон Поло, и принимал он все свои несчастья со стойкостью, достойной самого Будды. Жил-был младший демон Йеттеринг, и он уже откровенно устал делать пакости Джеку. Но ничего не поделаешь: сам Вельзевул приказал завладеть душой этого смертного. Кто же знал, что это совсем непросто и противостояние человека и демона затянется на месяцы и даже годы.

Рассказ как будто не подходит для сборника с названием «Книги крови». Здесь нет крови и жестокости. Это просто притча о силе духа человека. Однако взгляните внимательнее на то, сколько страданий перенес Джек, не давая при этом выхода своим эмоциям и чувствам. У бедолаги умерла жена, предварительно наизменяв ему вволю, даже не стесняясь того, что он был в соседней комнате и смотрел телевизор. Дочери также покинули его дом, считая своего отца равнодушным и бесчувственным. Демон даже убил трех котов Джека, одного за другим. И это не считая всех тех мелких пакостей, что устраивал Йеттеринг изо дня в день. Но не сдавался упрямый смертный и не уставал повторять «будь, что будет». В конце концов, со своей судьбой он уже смирился, а вот дочерям он желал гораздо лучшей участи.

Рассказ раскрывает еще одну грань таланта автора. Рекомендую всем любителям ироничных мистических историй.

• «Блюз свиной крови».

Нил Редмен устраивается на работу в изолятор временного содержания для несовершеннолетних. Атмосфера здесь не очень здоровая, но ведь так и должно быть, правда? Однако чем больше Редмен погружается в новую работу, тем больше странного видит.

Рассказ не настолько тошнотворный, как «Полночный поезд с мясом», но в «Книгах крови» занимает место вполне оправданно. Здесь есть и жестокость закрытых подростковых коллективов, и необъяснимая мистика, и кровавая развязка. Чувствуется, что после предыдущей истории Баркер вновь добавил градуса жестокости.

• «Секс, смерть и звёздный свет».

Терри Кэллоуэй готовится ставить «Двенадцатую ночь». Для театра это последняя постановка, и всем хочется, чтоб она удалась на славу. К сожалению, основная звезда, выступающая завлекалочкой для зрителей, абсолютно не умеет играть. Кэллоуэй понимает, что провал неминуем, однако перед самой премьерой его ждет сюрприз…

Рассказ под завязку наполнен любовью к театру. Большая часть писательского мастерства Баркера ушла на создание волшебной атмосферы сцены. Здесь каждый читатель проникнется важностью момента, ощутит волнительность выхода на подмостки и прочувствует все тяготы бесконечных репетиций. Что до хоррора, то взгляните на название рассказа. Будут и смерть, и секс, и звёздный свет, причём именно в таком порядке. Как и «Йеттеринг и Джек», эта история несколько выбивается из общего настроения, но производит приятное впечатление.

• «Холмы, города».

«— Завтра с одногруппниками планируем собраться!

— В одного большого одногруппника?

— Что?

— Ничего.» (Старая шутка с просторов интернета)

Мик и Джуд колесят по Европе, смотрят достопримечательности, ведут утомительные беседы о политике и даже не предполагают, что в Югославии их путешествие приобретёт оттенки безумия и гротеска. Нашим путешественникам предстоит увидеть эпичную и кровавую схватку двух городов, все жители которых слились в двух чудовищных великанов с коллективными бессознательными.

С одной стороны, читая рассказ, ловил себя на мысли, что больно похоже на старенький сериал о могучих рейнджерах с их зордами и мегазордом. Такое сложно воспринимать серьезно, больше похоже на бред. Но с другой стороны, вспоминалась и «Атака на титанов», что придавало бреду горький оттенок кошмара. Полотна Босха и Гойи, а также образы из манги «Gantz» также всплывали в памяти.

Неоднозначный рассказ, хорошо показывающий, насколько широк размах фантазии автора.

На этом пока всё, до встречи во втором томе.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Решил, значит, после Пыточных дел мастера (будь он неладен) прочесть что-то новое и легкое. Сами понимаете, мне, как любителю Кинга, легким кажется именно что-то этакое, тяжелое для других. Выбор пал на Клайва Баркера сразу после просмотра “Восставший из ада” и его Книгу крови.

Первый рассказ из сборника “Книга крови” имеет одноименное название и просто открывает двери в последующие 5 рассказов. Ничего примечательного, язык суховатый, однако довольно легко и забавно.

Второй рассказ “Полночный поезд с мясом” является неплохой метафорой на то, что каждый мегаполис проклят, что под его недрами живут трупы, проложившие этот город. На чьих костях все теперь ходят. Незримые и утраченные. Неплохая атмосфера, стиль, ирония и сарказм. Язык уже более живой, углубляющий в тягучий стиль Баркера.

Третий рассказ “Йеттеринг и Джек” – кто бы там что ни говорил про смысл и т.д. Да, я согласен со всеми, что смирение, терпение и труд побеждают. Однако, Боже, Клайв, ну убого же написал. Можно было красивее донести мысль. А сколько же хвалебных отзывов было прочитано мной о данном рассказе: и какое же было разочарование. Это самый неубедительный рассказ, настолько смешной, абсурдный, но не в хорошем смысле этих слов. Персонажи никакие, демон и Вельзевул просто посмешища. А Джек какой-то потусторонний, сам больше походящий на тварь из ада... У меня нет слов, насколько это глупая вещь. Просто поражает количество воздыхателей, и дело тут отнюдь не во вкусе — просто либо ты разбираешься в литературе, либо жрешь дерьмо, пока не поймешь, как хорошо, а как плохо.

Четвертый рассказ “Свиньи Тифердауна” – ну здесь только ленивый не заметит намеков на Повелителя Мух. Явно контрастирующий рассказ на фоне всего сборника. Вот тут видна и работа над персонажами, и над атмосферой. Конечно, остаются странные вопросы, однако они проясняются не менее странно, но это ладно. Если на Йеттеринге и Джеке я действительно чуть не уснул, то начав следом читать Свинок сразу встрепенулся. Держал в напряжении. Баркер реализовал даже двойное дно.

Пятый и лучший рассказ “Секс, смерть и сияние звёзд” – браво! Клайву удалось покорить меня. Шедевральный рассказ, лирический, взывающий к чувству ностальгии. Понравилось, что героиня не смогла вжиться даже в самую последнюю роль (читавшие поймут) – иронично. Тонкая игра на грани. Великолепные диалоги. Это успех, несмотря на отсутствие мяса и трэша. Такой Баркер с красивым слогом мне нравится больше. Поражен, удивлен, восхищен! Прочитал бы целый роман в таком стиле, если б нашел.

Шестой рассказ “В горах, в городах” – что-то на уровне Йеттеринга и Джека. Нелепо, однако мысль здесь явно интереснее. Красной нитью сквозь рассказ ползет идея о жестокости тоталитарных стран и их бессмысленной борьбы между собой, однако реализация опять дерьмовая. Возможно, Баркер ввел двух геев в повествование ради усиления сокрушительного эффекта, чтобы показать равенство перед смертью и жизнью. Но, опять же, реализация плохая, примитивная и неубедительная.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаменитая серия рассказов Клайва Баркера, описывающая как и потусторонние вмешательства, так и темную сторону самого человека.

Сборник состоит из 6 рассказов:

«Книга крови» — рассказ-пролог, объясняющий само происхождение сборников весьма жутким образом.

«Полночный поезд с мясом». Вы не задумывались, куда уходят поезда метро после закрытия? Вариант Клайва Баркера не оставит вас равнодушным. Хороший и страшный рассказ.

«Йеттеринг и Джек». Сатирический рассказ про невзрачного служащего Джека и младшего демона Йеттеринга, точнее об их забавном противостоянии.

«Свиной кровавый блюз». Воистину мрачнейшая вещь со всего сборника. Можно пропустить все остальное, а прочитать лишь этот жуткий рассказ о культе огромной Свиньи.

«Секс, смерть и сияние звезд». Слабый рассказ о привидениях, разбуженных ради спектакля.

«Холма, города». Интересный рассказ-метафора о человеческом безумии, воплотившемся в 2-х великанах.

Как итог — все произведения разные, а учитывая, что написаны они вполне еще юным автором, то можно считать сборник успехом. Выделю «Свинью» и «Поезд с мясом».

Оценка: 4
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый и второй тома «Книг крови» (если говорить об общем числе выпусков именно как о шести, а не трёх, выпущенных в России) — одни из лучших произведений, когда-либо выходивших из-под пера эмигрировавшего в Соединённые Штаты британского маэстро ужасов Клайва Баркера. В первых двух брошюрах почти нет «проходных» произведений — а вот впоследствии они, к сожалению, начнут появляться. Уровень саспенса, напряжения, тревожного ожидания здесь невероятно высок — а кровавые «спецэффекты» всегда использованы вовремя, в нужной пропорции и с максимальным эффектом. Можно смело сказать, что малая проза — жанр, в котором Клайв Баркер проявил себя наилучшим образом. В дальнейшем своём творчестве этот самобытный автор перешёл к написанию романов, на коем поприще также достиг большого успеха. Но его новеллы, всё же, являют собой более филигранный продукт.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно собиралась взяться за Баркера, за которым прочно закрепилась слава «прародителя сплаттерпанка» (а этот жанр я горячо люблю). Наконец взялась... и, что характерно, разочаровалась. Не исключено, что из-за завышенных ожиданий (как это часто бывает).

1) «Книга крови» — ну как-то совсем ни о чем. Поток эмоций, переживаний, впечатлений, минимум действия.

2) «Полночный поезд с мясом» — этот рассказ значительно бодрее. Присутствует изрядное количество мяса, но вот конечная интрига впечатления не произвела.

3) «Йеттеринг и Джек» — довольно-таки веселый рассказ, читать было легко и приятно. В конце покоробила неадекватная реакция ГГ на

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
помешательство одной из дочек. Неужели даже в такой момент пересилило желание одержать верх над бесом? Так, что на дочерей стало совсем безразлично?
. Концовка не впечатлила.

4) «Свиной кровавый блюз» — а вот этот рассказ — находка! Необычный, жуткий, пробирает до костей. Такого уровня рассказов я и ждала от Клайва Баркера.

5) «Секс, смерть и сияние звезд» — прочитала почти треть рассказа, когда осознала, что уже читала его в другой антологии. Для меня это прекрасно характеризует рассказ как абсолютно не цепляющий.

6) «Холмы, города» — За необычную и жутковатую задумку — 10, минус 3 балла за геев (да, именно за геев, тем паче что гомосексуализм персонажей в данном случае ничем не оправдан, если одного мальчика в паре заменить на девочку, сюжет от этого не изменится ни на йоту, так зачем эти описания голубой любви в зарослях пшеницы? Видимо, потому, что сам Баркер — гей?)

Делаю вывод: Клайв Баркер — не мое, в следующий раз буду искать сплаттерпанк в другом месте.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Свое увлечение хоррором я начинал из классиков XVIII, XIX и XX века – Эдгара Аллана По, Говарда Филлипа Лавкафта и Стивена Эдвина Кинга. Передо мною был тогда неизведанным мир и десятки авторов, творчество которых я хотел открыть для себя. В списках тех, чьи полные библиографии хотелось собрать числился и британец Клайв Баркер. Вскоре я узнал о том что он гей, и вычеркнул его из списка. Тогда я думал, что книги его тоже гейские, и, частично был прав. С тех пор я открыл гениальных Питера Фрэнсиса Страуба (которому вчера исполнилось 72 года) и Роберта Рика Макаммона – живых классиков не только литературы ужасов, но и в целом мировой литературы, а также отцов-основателей таких как Гораций Уолпол, Мэтью Грегори Льюис и Чарльз Роберт Мэтьюрин… И вот, в начале 2015 года я решил, что выше своих предрассудков, и возвратился к Баркеру обзавевшись за раз полной коллекцией книг от издательства «Кэдмэн», которое опубликовало на тот момент, в 1993-1997 годах, все доступные произведения автора, и которым, собственно, и принадлежат права на публикацию (сейчас, наверное их выкупил у «Кэдмэна» «Аст»).

Знакомство начал из «Сотканного Мира», от прочтения которого не получил обещанного удовольствия. Затем взялся за славно известную повесть «Восставший из Ада» — на уровень выше «Мира», но, очень далеко до планки поднятой Кингом-Страубом-Маккаммоном. Окей, решил, «Книги Крови» точно понравятся! Я даже боялся их читать, сколько слышал о них восхитительных отзывов! Начал читать по порядку, из первого сборника. Сначала был в недоумении, затем просто рассмеялся Клайву Баркеру в лицо.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мастурбирующие мальчики с разорванной кожей; разговаривающие свиньи, которые едят онанистов; Вельзевул! Который вовсе не Князь Тьмы, а какой-то няшный предприниматель; актриса, которая, простите, хорошо сосет, но плохо справляется со своей ролью и наконец – гомосексуалисты занимающийся сексом на горах трупов. Еще раз простите. Я абсолютно нормально отношусь к ЛБГТ сообществам, геям и лесбиянкам, но когда геи начинают сочинять рассказы о том, как они кувыркаются – это уже перебор! Лучше бы Баркер сочинял порнушку гля голубков, а не хоррор. Фи.
Читать первую «Книгу Крови» было сложно и противно. Ни интриги, ни драйва, полное отсутствие сюжета, и полет больной гейской фантазии. Рассказы бессмысленные, персонажи лишенные чувств и эмоций. Это только первая книга, впереди еще 5 сборников и 5 романов. Поэтому, так как приобрел книги с целью прочитать, буду время от времени знакомится с его произведениями, но, заранее могу предположить основываясь на тому, что испытал читая вышеперечисленные истории – Баркер автор весьма посредственный, в произведениях которого многие едва ли найдут что-то для себя… (дополнительная информация в отзыве lith_oops)

Оценка: 3
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот даже не знаю, что сказать… Насколько я люблю Баркера, насколько восхищаюсь его талантом, настолько большего я ждала от книги, считающейся лучшей на его творческом пути. А по сути – полная пустышка. Ай, какой ужас, ужас какой! Пирям страшно немыслимо! Сразу вспоминается Капитан с его пытками: пытали страшно, так страшно, что описать невозможно. Это поначалу. А потом еще страшнее, кошмар жуткий! Ну и дальше в том же духе…

Книги крови – сборники рассказов. Кровавых, как водится. Рассказы тех, кто умер, о том, как они умерли. Ужасно невыносимо, конечно же. А гротеск еще более бредовый, чем обычно.

Еще автор с непонятно какого перепугу закатал стилизацию под По с Лавкрафтом – а те, хоть и мэтры жанра, но ведь совершенно неудобоваримы в текущих реалиях. Пока читала, половину времени я жалела денег, выброшенных на эти Книги крови, а второю половину – места на полке. Видит Бог, я найду, что туда пристроить вместо этого хлама. Нет, не выброшу конечно же. Истоки, однако. Но какая же пакость, чесслово!

Сюжета нет вообще. Есть растекания словесами по древу на предмет: чудовищно, немыслимо, непредставимо, ужасно (конечно же!), жутко ну и далее по списку и в превосходной степени. Фи! Где глубокий психологизм, где филигранное мастерство слова? Нет, ранние книги Баркера определенно не по мне.

Поштучно:

Книга крови – вступление в стиле мистического Конан-Дойля, если кто читал. Скучно, натянуто, действия ноль, проступают мистические письмена, духи летают. В пятнадцать меня бы торкнуло.

Полночный поезд с мясом – детский сад, штаны на лямках. Пассажиры приносятся в жертву кому-то в подземке. Просто-потому-что-так-надо. Обыграно стописят миллионов раз. Никто не виноват, каждый делает свою работу. Не страшно, странно.

Йеттеринг и Джек – вот это хорошо. Ужаса в самый раз, чтоб пощекотать нервы и не вызвать отвращения. Как то привидение – жуткое, но симпатичное. Сюжет стар, как мир – противостояние демона и искушаемого. С предсказуемым исходом. Лучшая вещь сборника.

Свиной кровавый блюз – может, американцы и думают, что мясо растет в пенопластовых лотках, а нашего человека тяжело удивить тем, что свинья может стрескать что угодно, вплоть до сапиенсов. Помнится, в сборнике Хичкока был чудесный рассказ на тему. Не помню, как называется, к сожалению. Но байками про всеядность свиней и я кого хочешь замучаю вусмерть.

Ну для начала: кто разделывал свиную голову? Мне в тяжелые времена приходилось. Из нее много всякой фикгни можно наготовить, а стоит копейки. А кто видел эти зубки? Они любую кость в пыль перемалывают.

Помнится, в девяносто четвертом, если память мне не изменяет, читала чудную заметку. Голодные волки, штук три, пробрались в запертый колхозный свинарник. Отгадайте, чем дело кончилось? Правильно, волков задрали и сожрали. Одна волчица, правда, сбежала сильно покусанная. Потому что волк, по сути, сявка. И с голодной свиньей ну вообще не справится. А бабушка моя покойная падшую скотину свиньям скармливала. Вместе со всеми мослами. Выжирали подчистую. Так что это жалких америкашек только можно удивить свинской хищностью.

Но и тут Баркер сильно переборщил с мистикой. Достоверности – ноль, а наркотиками я не увлекаюсь. Потому что в нормальную голову такое не засунешь. Итог: нестрашно и неинтересно.

Секс, смерть и сияние звезд – пару раз торкнуло, но в целом нияке. В действующем театре из тьмы прошлого зомбями притопывают бывшие актеры. Играют последний спектакль, всех убивают и идут вдаль. Show must go on, а как же?

Холмы, города – по накалу идиотии чуть попахивает Каньоном. Жители двух городов строят из своих тел громадных великанов, коллективно впадают в амок и устраивают бойню с последующими горами трупов и морями крови. Автор определенно видит в этом не то, что я. Меня кровь радует в одном случае: ежели в мясе она есть, значит оно (мясо) бегало еще вчера, а не позавчера, третьего дня или неделю тому. Вот тогда кровь – это замечательно. А коллективных великанов я есть не собираюсь, оттого не возбуждает совершенно.

Резюме: зря потраченные время и деньги.

Мир совершенно недостоверный из-за своей гротескности и избыточности. Вдобавок нет даже сюжета, чтоб отвлечь от очевидных недостатков.

На предмет читабельности отдельные неплохие моменты все же есть, текст местами увлекателен, но очень уж местами. Для хорошей книги такое количество тягомотины на единицу смысла недопустимо.

С интригой тоже не сложилось, и тоже за фрагменты. Иногда чуть-чуть интересно. Но именно что иногда и исключительно чуть-чуть. Читала очень долго, больше месяца. Редкая дрянь.

Персонажи были бы хороши, если бы у автора было время вложить в них кусочек жизни. Личности у Баркера традиционно получаются, но уместить их в рамках рассказа он не может. Есть люди, которые ошибочно полагают, что они умеют творить в рамках короткой формы. Хорошие писатели, правда-правда. Но рассказ – это особый вид творчества. Эта работа души, которая потребуется для романа, но принесет только рассказ. Невыгодный вид творчества. Нельзя писать отдельно взятые главы из разных историй и считать их рассказами. Рассказ – это не кусок, изъятый из жизни героев, это сама жизнь. У рассказа должен быть и сюжет, и смысл, и развязка. Причем желательно не по одному. А байка – это байка. Даже если ее очень гротескно излагать, это все равно байка.

Да, уже забыла про героев. Хорошего про них можно сказать только одно: им сопереживаешь. Что уже неплохо. Как личности они присутствуют, пусть даже как очень непроработанные.

Идеи там где-то прячутся, у Баркера всегда так, но очевидно они мне чужды. То есть найти их можно, но мне такие находки без надобности: действие ради действия, мы всех перехитрим, подростки иногда говорят правду, искусство вечно и снова искусство вечно.

Душевность можно считать состоявшейся только за очаровашку-демона. Я таких развлечений не понимаю. Я люблю позитивный ужас, как в Восставших: как бы тебя не склоняли, всегда есть как минимум два выхода. И это правильно.

Погружение отсутствует, очень мешает архаическое изложение. Теоретически с него должно бы быть страшно. И мне было. Что это придется дочитывать – очень страшно.

Ассоциации: По, Лавкрафт.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга получилась хорошей, но меня не впечатлила. Наверное, из-за моих завышенных ожиданий или своеобразного вкуса, я не смог полностью понять и прочувствовать все задумки и идеи автора. А свежих и необычных посылок тут в изобилии, да есть что-то неприятное или смешное и несуразное, но в целом здесь собраны самобытные (кроме первого рассказа) и очень запоминающиеся произведения. Сборник состоит из разношерстых историй пронизанных мистикой и выдержанных в определенном стиле, присущем автору. Есть тут и ирония, и метафора, и секс, и расчлененка, в общем, целый карнавал, во главе которого гордо шествует бурная фантазия автора. Свинья — каннибал? Пожалуйста. Мертвые деятели искусства? Присутствуют. Великаны из тысяч скрепленных воедино живых существ? Также есть. Что ни говори, а за выдумку автору спасибо, удивил. Ужаса как такового я не испытал, но были моменты, когда мне было неприятно и боязливо, а иногда я почти что лично присутствовал при описываемой сцене.

Стиль описания у Баркера гладкий, видно что он, кроме некоторых моментов, умеет подать сцену именно с самой интересной стороны. Но автору явно не хватает художественности. Я понимаю, что читаю, но чересчур частое упоминание крови и непонятные убийства раздражают. А может быть просто из-за того, что я не искушен в этом жанре, мне показались неправильными эти методы. Сумбурное действие и отсутствие внятного разъяснения внутреннего мира героев также не понравилось, хотелось более глубокой внутренней психологии.

Одно можно сказать наверняка, я читал, и мне не было скучно или неуютно, не хотелось бросить книгу или «добить» через силу, мне было интересно, интересно и это главное. Я, конечно, ждал какого-то откровения, которого не случилось, но хорошее времяпрепровождение получил. Что же и на том спасибо.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рискуя навлечь на себя некоторый гнев, все же выскажусь.

Чем дальше я читал этот сборник, тем больше изумлялся — откуда столько восторгов, высших оценок, хвалебных отзывов?

Рассказы не вызывают никаких положительных чувств (за редким исключением). На имеющуюся кое-где в них иронию внимания обращать не хочется, уж больно утомляет слог автора.

Я далек от мысли, что любая литература (тем более такая) обязательно должна нести какой-либо смысл, иметь под собой какую-то идею (хотя не помешает) — в конце концов развлекательная литература должна, извините за тавтологию, развлекать, и фиг с ним со смыслом... Но скуку при чтении такой литературы простить нельзя!

Я абсолютно не могу понять, кого могут развлечь рассказы вроде «Свиной кровавый блюз», «Холмы, города». Мало того, что описывается нереальный бред, так еще и Баркер, мягко говоря, не большой мастер художественного слога — где не противно читать, там скучно. Ни о каком хорроре речи не идет в принципе.

Рассказ «Полночный поезд с мясом» печалит даже больше предыдущих... хотя бы потому, что из него можно было бы сделать настоящий шедевр, попади он в руки кого-нибудь другого. А так — интригующая завязка и полный фейл в конце. Вообще, насколько я понял из нескольких прочитанных рассказов «Книг крови», для Баркера это характерно — выдумывать сюжет он умеет, но грамотно рассказать и логически завершить не получается.

Рассказы «Секс, смерть и сияние звезд», «Книга крови» особо не впечатлили, но на фоне предыдущих выглядят почти шедеврами.

Единственный рассказ, который понравился — «Йеттеринг и Джек», да и то, пожалуй, из-за наличия в нем некоторого юмора и внезапного преображения ГГ.

В общем и целом, начитавшись хвалебных отзывов и ожидая прекрасный трэш, после прочтения сего сборника хотелось впаять кол либо двойку (что для меня крайне нехарактерно). Но в итоге решил обойтись средним арифметическим. Я, конечно, продолжу читать «Книги крови» (а вдруг там дальше то самое, что так всех впечатляет), но меня слегка пугают мнения в отзывах, что это лучшее из написанного Баркером.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не большой любителей жанра хоррора, во всяком случае, хоррора натурализированного, поэтому история с поездом несколько огорчила меня: если и дальше страницы книги окажутся залиты кровью и завалены грудами расчлененного мяса вперемешку с вывалившимися внутренностями, я вряд ли потрачу время на чтение. Но остальные истории оказались вполне читабельными.

В целом, я не обнаружила ни глубокого психологизма, ни оригинальных сюжетных идей. Ну, разве что ходячие города... Потрясения — никакого. Захватывающего сюжета — ни разу. Но при этом хороший язык, удачные образы персонажей, динамика повествования, кое-где — неплохая ирония.

Вполне крепкая восьмерка.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга Крови

Отличный рассказ, начинающий Книгу Крови. Хоть рассказ писался как вступление, но он остается отдельной историей с интересным сюжетом. Резкий поворот событий радует, прочитав рассказ сразу можно понять: продолжать читать Баркера или закрыть книгу и оставить пылится на полке.

Полночный поезд с мясом

Рассказ написан в строго баркеровском стиле, море крови и ужаса, сцены насилия прописаны очень четко. Атмосфера рассказа впечатляет, ощущение реальность происходящего вызывает тошноту и страх.

Йеттеринг и Джек

Как по традиции Баркер натянул на нас шкуры двух противоположных персонажей, в данном случаи это низший демон Йеттеринг и торговец корнешонами Джек.

С одной сороны жалко Йеттеринга, потому что его страдания заполучения души ни к чему не приводят, даже мозги кота Фреда Третьего на стене всего на несколько секунд изменили лицо Джека.

С другой стороны мы переходим на сторону Джека, человеку жизнь которого наполнина сплошными проблемами, на которые он отвечает «Будь что будет».

Йеттеринг пытается довести Джека до безумия, но получается всё наоборот, страдает сам черт. И на самом же деле Джек не такой простофиля как кажется, он чувствует присудствие путосторонних сил и своей безметежностью сопротевляется им.

Йеттеринг и Джек — сказка, а не жестокий рассказ которые пишет Баркер.

Свиной кровавый блюз

Один из ужаснейших рассказов Книги Крови.

Свинья-Хенесси управляющая страхом малолетних приступников вызывает восхищение у читателя. Она сразу прекрасна и ужасна. Прекрасна она своими размерами, чистотой, необыкновенностью. Ужасна тем что поедает человеческое мясо.

Идея Баркера в одном рассказе совместить свиней и «свинью» (полицейского Редмена) великолепна. Сцены насилия описаны грамотно. Особенно мне запомнились сцены: как в тело Редмена входит нож, и когда кормили свинью неЛЕЙСИльным мясом (именно здесь мы понимаем на сколько дети боялись её).

В конце смерть Редмена идет рассказу на пользу наполняя его трагичностью.

Секс, смерть и сияние звезд

Рассказ про зомби, не просто о глупых (какими их нам обычно показывают), а об актерах зомби играющих роль живых.

Автор знаком с театром и описыват его очень трепетно, пытаясь захватить всё из своей театральной жизни. Показывает нам настоящую жизнь театра. Это репетиции, декорации, проблемы труппы, погоня за славой и прежде всего трепетное отношение к храму искусства.

P.S. Рассказ впечатлил меня концовкой, когда я узнал что «живые, но мертвые» актеры играют жизнь.

Холмы, города

Когда впервые я читал этот рассказ мне он ужасно не понравился. Главные герои гомосексуалисты — это было самым отвратительным. Они испортили мое отношение к рассказу, но идея битвы городов и ранее мне всеже запомнилась.

Но теперь я счетаю что их гомоотношения вызываюшие у нас омерзение и тошноту и есть одна из фишек рассказа. Когда ты читаешь рассказ и тебя тошнит, а потом ты радуешься тому как автор описал события — это вызывает чувство отвращения и восхищения.

Битва городов понравилась мне изначально, особенно когда один из них начал разрушаться как раковая опухоль только за щитанные секунды. Люди начали падать и разбиваться о землю, потом образовались реки крови нахлынувшие на Мика и Джуда. Это было так мерзко.

Рассказ великолепный, оставил у меня множество впечатлений, события описанны очень подробно.

P.S. Мою оценку вы видете сами.

оценка: 10

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх