fantlab ru

Коллективный автор «Кетополис: Киты и броненосцы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.54
Оценок:
345
Моя оценка:
-

подробнее

Кетополис: Киты и броненосцы

Роман, год; цикл «Буриме»

Аннотация:

Кетополис — это стимпанковский город начала XX века, расположенный где-то в Тихом океане. В этом городе правит одноногий Канцлер, ненавидящий китов. Здесь безумный Вивисектор делает из людей машины, а в катакомбах живут мутанты-морлоки, ворующие детей. Священники поклоняются святому Ионе, в опере Шаляпин поёт арию Левиафана, слепые плетельщицы плетут смертоносные сети, безумные художники рисуют графические романы. А наркоманы, упиваясь дурманом сомских бобов, слушают песни китов.

«Кетополис» — это «роман-мозаика», каждый фрагмент которой описывает один день из жизни простого кетополийца: офицера, актрисы, священника, рабочего и даже разумной гориллы. Каждый из них — главный герой своей истории и второстепенный герой чьей-нибудь ещё.

Примечание:

Под псевдонимом Грэй Ф. Грин. В издании указано: «Перевод с английского. Оригинальное название «Cetopolis: Whales & battleships»»



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.28 (41)
-
  • ЧАСТЬ I. В СЕТЯХ
7.56 (41)
-
7.59 (32)
-
8.28 (220)
-
6 отз.
7.44 (27)
-
7.70 (33)
-
7.52 (25)
-
7.55 (31)
-
  • ЧАСТЬ II. В ПОИСКАХ
8.41 (32)
-
7.83 (24)
-
8.43 (35)
-
1 отз.
7.54 (24)
-
7.41 (29)
-
7.67 (27)
-
8.07 (27)
-
  • ЧАСТЬ III. ПОТЕРИ И НАХОДКИ
7.85 (27)
-
7.48 (23)
-
7.71 (28)
-
7.22 (27)
-
8.57 (30)
-
7.64 (25)
-
8.11 (28)
-
  • ЧАСТЬ IV. ТАНГО ЖЕЛЕЗНОГО СЕРДЦА
7.86 (29)
-
7.58 (24)
-
7.36 (28)
-
7.17 (24)
-
7.91 (33)
-
7.19 (26)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— цикл «Буриме»  >  Циклы  >  цикл «Кетополис»


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2011 // Книга года

лауреат
Серебряная стрела, 2012 // Лучший фантастический мир

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2012 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора

лауреат
РосКон, 2013 // Роман. 1 место («Золотой РОСКОН»)

Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2013 // Крупная форма (роман)

номинант
АБС-премия, 2013 // Художественное произведение

номинант
Странник, 2013 // Необычная идея

FantLab рекомендует:

Грэй Ф. Грин «Кетополис: Киты и броненосцы» / «Cetopolis: Whales & Battleships»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Кетополис. Книга 1. Киты и броненосцы
2012 г.
Кетополис. Книга 1. Киты и броненосцы
2012 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пока опубликовано всего три главы, но уже по ним можно сказать, что «Кетополис» — явление в фантастической литературе отнюдь не рядовое. По богатству и изощрённости фантазии произведение вполне может посоперничать с Нью-Кробюзонским циклом Мьевиля. Автор создал удивительный мир, и с каждой новой главой показывает какую-то его часть.

Всяческих похвал заслуживает великолепный язык. Поражает, в насколько разной манере написаны главы. До этого такое разнообразие стилевых приёмов можно было наблюдать разве что в «Гиперионе» Симмонса.

Глава 1. Моё имя никто: История офицера

Психологическая проза в стиле «новой волны». Повествование от первого лица, в котором прошлое, настоящее и будущее смешиваются в причудливую мозаику, и сориентироваться во временных потоках местами бывает непросто.

Глава 2. История инспектора: Прощание с Баклавским

«Крутой» детектив в лучших традициях жанра. Старший инспектор Досмотровой службы Ежи Баклавский за две недели до выхода на покой оказывается втянут в многоходовую криминальную игру, ставка в которой — не только его жизнь, но и судьба всего города.

Глава 3. Живое щупальце: История рабочего

«Производственный роман», щедро сдобренный чернейшим юмором.

А между главами — небольшие «документальные» вставки, добавляющие новые штрихи к начинающей постепенно складываться картине мира.

Если вся книга окажется написанной на таком же уровне, то это будет лучший фантастический роман последних лет. Ну а то, что уже вышло, однозначно заслуживает наивысшей оценки.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга потрясающая! Понравится любителям стимпанка, хорошего литературного языка, сложных сюжетных линий и неторопливого чтения многотомных циклов :)

Из историй рассказанных от лица разных персонажей автор мастерски сплетает узор сюжета и образ загадочного и мрачного города Кетополис. Каждая глава написана в своем стиле, соответсвующем данному герою. Главы перемежаются псевдо-документами и «историческими» справками. Согласна с Jaelse, что по уровню «Кетополис» можно сравнить с «Гиперионом» Симмонса. По структуре и количеству героев он даже сложнее «Гипериона». С каждой историей сюжет становится все причудливей и напряженнее. Однако, т.к. книга заявлена, как первая в цикле, то читателю не стоит ждать в конце ответов на многочисленные вопросы. Все только начинается...

Я теперь с нетерпением жду продолжения!

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один день из жизни одного города

Не верьте. Аннотации, твердящей про цель Канцлера и безумного Вивисектора. Лазарчуку с его вступительным словом о далекой Исландии, цвете моря осенью и миллионах поклонников по всему миру. Верьте только слепым глазам плетельщиц и биению железного сердца. Они не обманут.

1901 год. Кетополис. Один день из жизни самых непохожих героев, отребья, офицеров, инспекторов, модисток и прочих осколков Китового Вавилона начала XX века. День накануне праздника Большой Бойни, ставший некоей квинтэссенцией всех их предыдущих жизней. Тонкая красная линия, возврата назад не будет. Чтобы жить или умереть, каждому из них придется чем-то пожертвовать, совершить нечто большее, услышать пение китов.

Где-то на заднем плане проносятся триумфы Шаляпина, элои и морлоки Уэллса, карты, персонажи и события знакомой истории уже полубезумного мира начала века. Но что эти безумия рядом с Безумствами Кето? Эксперименты Вивисектора творят из людей механических идиотов. Модистки перекраивают внешний облик людей по их собственной прихоти. Слепые плетельщицы ткут сети. Дети становятся разменной монетой в игре политиков и торгашей. Выродившиеся жители полого мира оказываются более человечными, чем их соседи сверху. Киты поют и летают. Или это все сомские бобы?

Добро пожаловать в новый, отнюдь не дивный мир серо-зеленого Кетополиса!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень ««вкусная» книга, что сегодня, к сожалению, редкость. Отличный язык, прихотливый сюжет, оригинальный антураж, социальная проблематика, псевдо-документалистика, широкое полотно мир-истории. В общем, все составляющие долгоиграющих циклов мастеров жанра.

Лучше «Гипериона», на мой взгляд. И как-то напомнило Акунина — особенно в части «Прощание с Баклавским».

С нетерпением жду продолжения.

Радует, что несмотря на определенную безжалостность повествования, в итоге каждая история заканчивается... достойно.

И только продолжительных аплодисментов заслуживает способ раскрытия сюжета — паззлы каждой истории гармонично дополняют друг друга, раскрывая многомерный мир загадочного города.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительная книга. Вавилон ярких персонажей. Калейдоскоп удивительно переплетающихся историй. Прекрасная стилистика. Огромная благодарность редактору и авторам книги за то, что смогли выдержать единый стиль. Чудесный роман, в который погружаешься с первых его страниц. Авторам удалось создать настоящий Вавилон, живой и бурлящий своей удивительной жизнью. Я давно не читал таких романов, которые даруют настоящее эстетическое удовольствие от его прочтения. Я не могу назвать данную книгу сборником рассказов, так как это все едино и цельно, но в то же время каждая история может послужить отдельным рассказом. Авторам удается буквально уже на нескольких станицах создать полноценные личности, интересные истории и богатый внутренний мир героев. Надеюсь, авторы не остановятся на этой книге и продолжат данный проект. Буду ждать с нетерпением.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, супер. Живой мир, яркие персонажи, сочувствуешь всем, переживаешь за всех. 100% погружение.

Оценка: 10
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало 20 века. Вымышленный остров Кетополис, живущий морским промыслом. (Главное, конечно, киты и китобойные суда, но киты — это уже далеко не промысел, киты — это одержимость). По моим ощущениям, Кето располагается где-нибудь рядом с Гренландией — постоянная сырость, туман, сумрак, рокот моря, ветер в лицо, мелкие брызги за шиворот, и воздух, словно пар над густой наваристой рыбной похлебкой. Пейзаж Кетополиса, над которым доминирует причальная Хрустальная башня для дирижаблей, вырисовывывется четко и уверенно, особенно в новелле по художника Ауэрбаха. Эстетика нуара соблюдена от и до.

Стимпанк — цитируя из аннотации, «паровые автоматоны и жестокая, извращенная наука об электричестве». Самое концентрированное воплощение этой жестокости и извращенности — гениальный маньяк Вивисектор, котрому ничего не стоит вживить постоянно опаздывающему молодому человеку часы с кукушкой в голову, удалив ради этого часть мозга. Получается «идиот с идеальным чувством времени». Ассоциации с доктором Моро напрямую подчеркиваются самими авторами. Но если Моро одинокий безумный гений острова, то Вивсектор, при всей своей маргинальности, вписан в тонкую и сложную структуру взаимодействий Кетополиса как одна из ключевых фигур. Читатель пытается понять, что за цель ставит перед собой Вивисектор, но не сомневается, что она существует. Ответ ту би континед, это ведь первая книга трилогии...

А еще — пневмопочта, звуковые атоматы для продажи газет, шагающие форты, локомобили... Стимпанк Кетополиса — это не просто забавный антураж, это целая картина общества, живущего и работающего «на пару и электичестве», так сказать.

Островом Кето формально правит король, но настоящий его хозяин — одноногий Канцлер. Он уверен в том, что киты должеы быть уничтожены, и произносит это с такой же силой и яростью, как знаменитое «Карфаген должен быть разрушен».

И каждый год в Кетополисе происходит День Большой Бойни — день, когда все суда выходят в море убивать китов. Это праздник, и перед Большой бойней люди пьют, гуляют, и веселятся, в небе пыхают фейерверки, двери всех кабачков широко открыты, в театре идет опера «Левиафан», механик и поэт ищут по всему городу череп кита, актриса ищет самое себя, девушка рисует улыбающихся китов, фокусник получает пулю...

Потому что день перед Большой Бойней — этот тот день, в который происходят все рассказанные истории. Центр сюжетной паутины.

«Кетополис» — это действительно роман-мозаика, а не сборник.Судьбы всех его героев связаны, каждый из персонажей — на пересечении нескольких сюжетов, и вопрос, заданный в одной главе, получает свой ответ в следующей.

В то же время это можно назвать недостатком, потому что по-настоящему сюжетные линии прорисовываются и начинают переплетаться только в середине книги. До этого момента истории, которые обладают собственным каркасом, такие, как «Баклавский» и «Джульетта», выглядят более выигрышно, чем, например, «История художника» или «История путешественника». Затем приходит понимание, что это все же не рассказы, а главы, а оценивать одну главу в отрыве от книги как минимум бессмысленно.

Псведодокументальные вставки между главами напоминают о том, как тщательно проработан этот мир, радуют множеством интересных деталек вроде упоминания подлинной биографии Шаляпина — и заканчиваются, не успев надоесть.

Этот фантастичный, искаженный и в то же время удивительно реальный, практчески осязаемый и обоняемый мир напомнил мне Чайну Мьевилля.

Еще хочется добавить, что, несмотря нуар и стимпанк, и прочий данс макабр, многие истории заканчиваются намного лучше, чем можно предположить, исходя из ощутимо гнетущей атмосферы портового города.

Чуть-чуть по отдельным историям.

«Мое имя Никто» — действительно, лица офицера за этой историей увидеть не удается, может, из-за равнодушия обреченного.

«Баклавский» — помимо всего прочего, самая выпуклая, осязаемая и обоняемая картина Кето.

«Живое щупальце» — напомнило Джека Лондона, не только фабричной тематикой, но и героем, который делает выбор.

«Песни китов» — автор рисует словами в узнаваемой черно-белой манере графических романов, понемного повышая градус безумия до синих сомских бобов:) Самая близкая к классическому нуару история, в то же время.

«Подземная Джульетта» — драматическая и романтическая история преображения. Единственное, удивил эпизод с пафосными речами Артуро — пафос предполагает убеждения, а у героя — только прихоти. До определенного момента.

«Бумажные кости» — я просто вижу ее экранизированной! Аватюрная комедия с элементами гротеска.

«Посредник» — история слабого и сломленного человека, которого сперва обстоятельства, а затем и он сам вынуждают изменить свою жизнь. Отдельные аплодисменты за мадам К(анцлер).

«И объяли меня воды» — глубокая история. Без иронии. Эмоционально цепляющая. Очень хочется узнать, как автор разрешит эту ситуацию, сможет ли пройти по лезвию.

«История путешественника» — собственно, только завязка истории. Иронический Жюль Верн, как мне показалось. Мораль — ясна:)

«История актрисы» — когда другие перестали ее узнавать, она сама себе стала безразлична. Быстрое погружение на дно. Одна из самых мрачных историй сборника. И я хочу услышать этот блюз.

«Жестяной бубенчик» — постоянный эмоциональный надрыв. Трагедия матери, потерявшей ребенка. А я не люблю — хотя, конечно, это моя личная проблема, как читателя, рассказ сильный, — когда меня цепляют на чересчур острые крючки.

«Циклоп» — а здесь Эдгар Аллан По вслушивается в тиканье шестеренок. И что же случится дальше с этой лодкой??

«История каторжника» — виски мистеру Чандлеру, лед можно не класть. Ритм истории все громче и быстрей, стаккато в финале.

«История любовницы» — ключевое слово любовь. Она способна на многое, особенно если смешать ее с ненавистью.

«История офицера» — в финале наконец -то виден Козмо — на корабле каторжников, вместе с Ирландцем, в неведомое будущее. Известно только, что он станет адмиралом, а правительство Кетополиса оказжется в изгнании.

Итог: хочется узнать остальное.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Раньше у меня было два города мечты. Города эти выдуманные от начала и до конца. Существующие в совершенно разных литературных вселенных. Нью-Кробюзон Мьевиля и Амбра Вандермеера. Города разлагающиеся, пропитанные смрадным паром, кровью и нечистотами. Но притягательные, как взгляд змеи. А мечта вполне обычная. Моя. Она о том, чтобы никогда-никогда, даже на самых окраинах сна, не оказаться там. И все равно я постоянно натыкаюсь взглядом на заветные книжные корешки и жду, жду продолжений.

И вот теперь Кетополис. Авторы постарались на славу. Украли идею у киноиндустрии и запустили литературный проект в формате 3D. Первый ракурс, начальные кадры, скачек сюжетной линии, новые герои. Снова. Снова. Начинает болеть голова. Затем ррраз – глаза привыкли к разноцветным очкам, мозг понял, как нужно правильно видеть и вот – со страниц книги вздыбился живой, объемный город. Пытаешься отшатнуться – Хрустальная Башня чуть не выколола глаз. Замираешь в сладком ужасе – бледное лицо морлока появляется из кромешной тьмы катакомб на расстоянии вытянутой руки. Успеваешь рассмотреть луч солнца, преломившийся в красной капле кровавой волны, заливающей палубу броненосца в День Большой Бойни. Почти проживаешь с Кетополисом этот один день (последний день в его истории?) , почти становишься его гражданином . Желаемый эффект достигнут. Сейчас дождусь завершения оваций Шаляпину и бегом к кассам – успеть купить билет, успеть улететь, пока броненосцы не вышли из гавани.

Не скажу, что книга читалась легко. Не скажу, что все понял. Да и финал мне показался открытым (что не есть плохо, ибо продолжение лично мной приветствовалось бы на ура) . Но! Авторы рискнули. Рискнул издатель. Надеюсь, они не проиграли. В книге ведь (вы только подумайте!)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
нет попаданцев, ричардовдлинныхрукивсегоостального и этногенезных артефактов.
Очень хочется вновь читать неглупую фантастику от молодых отечественных авторов.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Вы хоть раз слыхали, как поют киты? Нет? Говорят, некоторым удавалось. Говорят, что от пения китов душа замирает и опускается в благодать, тихо шевеля прозрачными плавниками, будто сонная рыба. Еще говорят, что от пения китов душа неразумным птенцом чайки барахтается в синеве, не различая той грани, где небо обрушивается в океан.»

Не верьте аннотации. Ее единственная цель, это тупо заинтриговать потенциального читателя, а потом кинуть, потому что содержание книги явно не совпадает с аннотацией. Да, Канцлер и Вивисектор действительно присутствуют в книге, но как фон, а не как действующие лица.

Действительно это роман-мозаика, состоящий из 15 повестей, действия которых происходят в Кетополисе, в конце октября 1901 года, за день до Большой Бойни. Эти истории разны, как по содержанию, так и по стилю, некоторые из этих историй едва соприкасаются, а некоторые сплетаются в единую нить между собой. Герои одних повестей нагло врываются в другие повести или проходят мимо, едва замеченные внимательным читателем.

Главные герои повестей абсолютно разные люди: каторжник, авантюристы, монах, актриса, рабочий, таможенник, путешественник и т.д. Но во всех повестях незримо присутсвуют загодочные личности-полулегенды Кетополиса. Одноногий Канцлер, который истово ненавидит китов и у него на то свои причины. Загадочный Вивисектор, который не то лечит, не то колечит людей, заменяя им некоторые конечности на механические приспособления. Здесь под землей обитают подземные твари или как их называют морлоки (Герберт Уэллс после прибывания в Кетополисе написал под впечатлением знаменитые романы «Машина времени» и «Остров доктора Мора»). А на отшибе города, обитают слепые плетельщицы, которые плетут свои смертоносные сети. На стаббовых причалах, у Сумасшедшей Лидии можно сделать «пластическую операцию», вплоть до вживления жабр, плавников и прочей дряни.

Это очень сложный, многогранный роман, написанный по утрверждению некоторых источников, свыше десятка человек, у которых не могло получиться однородное повествование. Если вы любите стимпанк и не разуверились в отечественную литературу, то вам стоит прочитать эту книгу.

Он повторял нам хрипло и тоскливо:

Не хороните меня в море, я прошу!

Почти угасли его жизненные силы

И смерть ему шептала: «Я спешу».

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

С неторпением ждала эту книгу, наслушавшись хвалебных отзывов и прочитав отрывок в 1/4. Который, кстати говоря, меня просто околдовал! Самыми любимыми стали первая «История офицера» (за отчужденность, путанность, романтизм и ретро-эстетику) и «Прощание с Баклавским» (динамизм, детектив, внутренний мир героя — все здесь имеется). Еще зацепила печальная «История актрисы»... В общем, сборник получился по крайней мере интригующим! Здесь есть рассказы на любой вкус: и боевик, и драма, и комедия, и паропанк, и псевдонаучность вместе с псевдодокументальностью, и рассыпанные части головоломки, и большая центровая загадка, судьбы маленьких людей и судьба большого мегаполиса, сумасшедшие ученые, роботы-дворецкие... Всего и не перечесть! Трюк с вписанием придуманного Кетополиса в реальную историю — на страницах биографий известных людей, в тексте написанных романов и за скобками авторского намека — выше всяих похвал!

С нетерпением буду ждать обещанные три тома продолжения — скорей бы уже! Тогда можно будет заново прочитать «Китов и броненосцев», выискивая намеки и опознавая знакомцев, — и узнать продолжение самой истории. Ведь так любопытно, как именно четыре силы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(вышедшие на свет подземные, воздушный налет, воинственные киты и механический кальмар)
приведут к таинственной Катастрофе.

После прочтения у меня возникли некоторые вопросы, в основном к читавшим бумажную версию: бумажное издание было с обещанными иллюстрациями Сайруса Фласка? Приводился ли текст письма Тушинского неизвестному, или и правда остались только комментарии?

И еще, в «Историографических заметках» были перечислены семь действующих лиц, истории которых помогут полнее проникнуть в предпосылки Катастрофы. Я предположила, что все приведенные в романе «Истории» написаны как раз этими лицами — но ошиблась? Неужели именно они станут авторами историй, составляющих следующий том «Кетополиса»?

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поставил 9 баллов только из-за того, что некоторые рассказы героев не очень понравились. Но в целом же, это великолепная книга! Казалось бы, вначале хаотичный сюжет, в котором черт ногу сломит, но потом... Из рассказа в рассказ словно перекинуты ажурные мостики, которые легко, в определенных точках связывают сюжет, и в конце ты как будто сам оказалсяуже в этом городе: не зная о нем ничего, будто прожил там, и теперь знаком со всеми байками, легендами Кето)). В общем,однозначно читать).

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не очень важно, кто реально автор. Ну да это не перевод. Дело не в самокрутках, а в ряде отсылок к другим произведениям русскоязычной литературы. Стиль у авторов новелл разный. Но в отличии от очень многих попыток здесь из отдельных стеклившее собирается общая мозаика. Хорошо написано. Не затянуто. И при этом многопланово. Язык большей частью хорош. Вообщем спасибо фантлабу за рекомендацию и советую.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Город, запутавшийся в намёках

Прелесть импрессионизма в том, что зрительское воображение само дорисовывает картину, будто угадывает мелочи. Если этого нет, то цветные пятна просто пачкают холст.

Проблема, которую ставит перед читателем «Кетополис» — есть несколько уровней догадки.

Роман-мозаика добротен в мелочах, которые где гуще, а где совсем редко рассыпаны по тексту. Там действует множество живые персонажей. А каждый новый эпизод обещает, манит очередной загадкой. Но когда читаешь последнюю строчку романа, понимаешь, что объемистый том – как кувшин с вином. Он обещал открыть истину на своем дне, а вместо этого намекает на второе прочтение. Однако же вторая дегустация почему-то даёт куда худшие результаты. Старые разгадки больше не интересны, а новые отчего-то не обнаруживаются.

В чем же дело, отчего пряный привкус на языке не оборачивается легкостью мысли?

Присмотримся к городу поближе.

Разные читатели указывают на разные города-прототипы. Для меня это условный Порт-Артур образца 1904-го с некоторой примесью Сингапура из 1941-го (чтобы объяснить чересчур современные технические детали). Совсем скоро города не станет, вихрь перемен – порой страшных – сокрушит привычный образ жизни и заставит забыть вчерашние хитроумные планы. Но пока самые чуднЫе вещи могут твориться на причалах и в переулках. Здесь и смешение народов, и механическая кальмары, и почти волшебные сети, и подземники-морлоки. Аристократы, вставшие на путь исправления, соседствуют с непробиваемо честными таможенниками и отчаявшимися дуэлянтами. Но когда читаешь главу за главой – ждешь описания причин падения Кетополиса.

Это важно. Это невидимая пуповина, которой вымышленный мир текста связывается с нашей реальностью.

Простые ответы — гордыня, отсталость, жажда власти – не подходят. Они слишком универсальны, буквально к любой бочке затычка. Равно не подходит и бесконечная паутина намеков. Можно сотню раз навести тень на плетень, но не лучше ли показать калитку?

Есть ощущение узнавания выдумок, ведь, кажется, что-то похожее читалось в прошлом... Есть ощущение отгадывания целой пригоршни загадок – разъясняются судьбы персонажей. Есть ощущение эпохи, пусть и самые передовые технические разработки соседствуют со страннейшей архаикой.

Но что будет завтра?

«Большая бойня» — расплывчатая метафора и даже киты тут мало что проясняют. А Кетополис населяют слишком живые люди, чтобы сами для себя они отделывались метафорами о завтрашнем дне. В истории одного дня отражаются судьбы множества людей, является призрак эпохи – но часы, которые должны отбивать ход исторического времени, будто отключены.

Этот недостаток (?) романа застревает в сознании, как гарпун. Ждешь, что вот, наконец, все фантдопущения сложатся в единую картину некоей цивилизации, будет понимание – но приходит лишь очередной намёк.

Конечно, будь мозаика чуть беднее, чуть монохромнее, недостаток (пожалуй все-таки он) так бы не проявлялся. Но от толстенной книги, от без пяти минут эпопеи – ждешь чуть большей проясненности. Получается созерцание индийского храма — сотни скульптур не дают рассмотреть строгие очертания постройки.

Это ощущение можно изрядно притупить, если читать роман маленькими порциями. Тогда разгадки судеб персонажей будут вполне достаточной компенсацией за терпение. Сюжет оправдает свою запутанность. Роман хорош для длинного зимнего вечера или для дальней дороги, когда хочется убаюкать себя. Но ясный рассудок противится лабиринту, из которого нет выхода.

Возможно, второй том расскажет нам не просто историю одного дня, но историю эпохи.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Таинственный незнакомец Грэй Ф. Грин ворвался на литературный Олимп, с прыткостью сумасшедшего альпиниста любителя расталкивая или вовсе не замечая соперников.

Страшно сказать, но его дебютное творенье еще до выхода на бумаге успело получить премию «Книга года» по версии журнала «Мир фантастики», а некоторые особо рьяные фэны ставят дебютный роман писателя выше легендарного «Гипериона» Дэна Симмонса.

Так в чем же причина столь стремительного и неожиданного успеха?

«Киты и броненосцы» более чем семисот страничный роман, по сути, рассказывает нам об одном-двух днях города «Кетополис», который предположительно находится где-то в водах Индийского океана рядом с Европой и Китаем (возможно единственный недостаток романа это отсутствие карты, которая уточняет местонахождение таинственного острова). О точном времени действия тоже остается только гадать, но по уровню технического развития это напоминает 20-40 годы 20 века, а сам роман с некоторой натяжкой можно отнести к жанру «альтернативный географический паропанк».

Бесспорно одно из основных достоинств «Кетополиса», помимо безупречного литературного языка, это сложность сюжетного построения.

Роман подобно «Гипериону» состоит из отдельных новелл показывающих нам жизнь героев и ситуации, которые проходят в романе часто описываются с различных точек зрения. Но если в «Гиперионе» мы имели дело с локальными флэшбэками, то в «Кетополисе» с единым пространством действия и времени.

На таинственном острове вы найдете много любопытных и загадочных существ.

Это и сумасшедший Вивисектор проводящий опыты над людьми и животными.(«Франкенштейн» Мери Шелли).

Или может быть, вам больше по нраву потерявший веру священник? («Эйфельхайм : город призрак» Майкла Флинна).

А может быть, вы хотите узнать историю морского офицера? (Фандорин Бориса Акунина), или испробовать сомских бобов чтобы услышать таинственные песни китов? (ХВВ братьев Стругацких).

И вы точно не боитесь, нашествия таинственных Морских гигантов, которые могут уничтожить ваш мир? («Далекая радуга» Братьев Стругацких).

Я думаю, проницательные читатели уже догадались о том что «Кетополис» вызывает массу ассоциации с уже прочитанным, и имеет множество ассоциативных и чувственных отсылок, часто интуитивных, совсем не явных и взаимозаменяемых в зависимости от литературных предпочтений и уже прочитанного.

И как же приятно думать, что уважаемый автор читал то же что и ты, и что вы принадлежите к одной группе прогрессивного человечества, которую Андрей Лазарчук в одном из давних интервью назвал аббревиатурой ЧПФ (читатель преимущественно фантастики).

Хотя, разумеется, роман и сам по себе имеет самостоятельную ценность.

Он похож на огромный пазл, читатель, словно ребенок, собирающий огромную мозаику. Ему нужно вставлять очередной фрагмент, услужливо поданный тебе автором. По фрагментам ты примерно представляешь, о чем общая картина, но цельная панорама может оказаться совсем не такой, какой ты предполагал. Что же подождем, когда автор выдаст нам очередную дозу фрагментов чтобы чуть лучше представить себе творение таинственного мистера Грина. Вот только боюсь, среднестатистический исландский писатель Стругацких не читал.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В восторге от книги. Не зря она взяла Золотой Роскон. Совершенно заслуженно. «Кетополис» — это и стильно, и литературно, и инновационно, и интересно, и экспериментально. Короче, если брать по совокупности, то в 2012 году лучше книги не было. Вернее сказать, лучше я не читал.

Премию «Кетополису» стоило дать уже за одну смелость, но и помимо нее там были все составляющие. Мьевиль (а многие «Кетополис» сравнивали с его книгами) отдыхает, если спросить меня. Да и лично у меня не было ассоциаций с ним. Разве что в самом начале, когда услышал название — Кетополис и невольно сопоставил с Нью-Корбюзоном. Но стоило начать читать, и всякое сходство исчезло. К Мьевилю ближе Пехов в «Пересмешнике». А вот «Кетополис» мне напомнил почему-то «Криминальное чтиво». То же ощущение свежести, та же мозаичность, те же кочующие из новеллы в новеллу персонажи. Правда, Тарантино переставил свои «главы» местами таким образом, что его концовка внушает оптимизм, а вот коллективный автор «Кетополиса» так поступать не стал, но учитывая, что продолжения «Кето» вероятны, не все потеряно.

Кстати, я читал, что главы якобы неравноценны. И по степени литературности, и по интересности. Но я ничего такого не заметил. На мой взгляд, они все примерно на одном уровне. Я не смог чего-то выделить. Хотя честно скажу, и не стал бы этого делать, если бы это было не так – писали-то книгу мои друзья-товарищи-коллеги.

Нет, понятно, почему из всего «Кетополиса» обычно выделяют «Прощание Баклавского». История самая цельная. И при этом самая человеческая, и самая героическая. То бишь, главгер стопроцентный человек, не фрик и не мутант, даже в этическом плане. При этом он высокоморален и по джеклондонски уперт. Иначе говоря, по шкале героев – самый топ. ГГ других глав чаще немного иные: они не настолько положительны, больше фрики и вообще не совсем люди. Но мне подобный подход не кажется неудачным решением: в такой книге такие герои смотрятся вполне выигрышно.

Короче, я под впечатлением от «Кетополиса»! И поздравляю авторов с литературной удачей.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх