Александр Мирер ««Остров Мадагаскар»»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (На орбите Земли )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Будущее. Человечество использует глобальную автоматическую Систему психологического контроля. Система снимает все подсознательные и сознательные негативные влияния на психику индивида. Общество почти избавлено от конфликтов, отрицательных эмоций, непонимания, неудовлетворенности. Однако, в космосе создать такую Систему психокондиционирования невозможно. Ее заменяет штат особых специалистов – Кураторов, своеобразных политруков космических экипажей и колоний с широкими полномочиями.
На космическом корабле «Остров Мадагаскар» происходит загадочное происшествие. Метеорит пробивает обшивку корабля, разгерметизируется помещение, где находятся двое. Один смертельно ранен, а его товарищ по загадочной причине бежит, не пытаясь оказать помощи. Поступок недостойный космонавта и человека.
Для расследования на «Мадагаскар» срочно вылетает Куратор-эксперт.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 77
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2997 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 52 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 1996 // Средняя форма | |
номинант |
Интерпресскон, 1996 // Средняя форма (повесть) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 14 февраля 2016 г.
Психологический детектив. Социалистическая утопия -поставить под контроль сознание каждого человека и модулировать его по желанию Кураторов. Много зла? -подкрутим регулятор и т.д.
Вот и Мирер на этом фоне , не знаю сознательно ли, показал срез жизни будущего. Человек не может принимать каких-то серъёзных решений, не будь рядом Куратор, регулирующий сознание уколами всевозможной химии.
Даже при контакте с инопланетным Разумом , чтобы направить на решение проблемы и устранить последствия , пришлось делать укол ученому.
Все страсти разгораются в сюжете из-за ничего -просто инопланетяне направили луч прожектора на Солнечную систему (а это оказался необычный луч) и экипаж корабля оказался в его зоне. И чтобы инопланетяне убрали луч прожектора , пришлось погибнуть космонавту, но ...... предварительно обработанному Куратором.
Вообще-то очень сильная вещь Мирера -понял только на второй день.
Везде Кураторы -погиб вначале один Куратор -на расследование его гибели присылают второго Куратора, оказывается на корабле ещё один Куратор. Тотальный контроль. А в итоге 2 трупа, паника и безрезультативность всех этих Кураторов. Все живут вроде счастливо, но внутреннее напряжение чувствуется у каждого перед Кураторами.
Так Мирер разворотом сюжета перечеркивает вроде бы счастливое будущее -гениальность автора поражает. Завершение счастливое — но осадок остается от тотальности контроля в «счастливом будущем».
ii00429935, 23 декабря 2009 г.
Повесть построена по канонам классического детектива:в замкнутом пространстве (в данном случае — на космическом корабле) герой должен вычислить преступника, который во время аварии бросил товарища, не оказав ему помощи, и тот скорее всего умрет. Впрочем, детектив мало интересует автора. Это фантастика очень серьезная и очень научная. Новая система отношений в обществе, при которой люди избавляются от стрессов, конфликтов и преступлений, придумана интересно, только, по-моему, существует она как-то отдельно от сюжета, словно взята из другого произведения. Следить за ходом расследования не особенно увлекательно, опять же потому что детектив Миреру был не слишком интересен. Персонажей он честно пытался наделить какими-то характерами, но все равно выяснение личности виновника трагедии как-то совсем не удивляет, и его мотивация кажется надуманной. Приятно разнообразит сюжет участие в расследовании корабельного компьютера. Хотя, если вдуматься, произведений, в которых Искусственный Интеллект наделялся вполне человеческими чертами, в фантастике существует немерено.
Ny, 11 ноября 2008 г.
Началось, как обычно, за здравие, а кончилось, опять же, за упокой.
Отличная, интригующая завязка, новая система отношений в человеческом обществе, классическая трудность расследования (правда, довольно надуманная – в 90-ые уже вовсю использовали разные штрих-коды и маркеры, так что невозможность для компьютера опознать человека на космическом корабле из-за плохой видимости выглядит детской уловкой), загадка неопознанного и неуязвимого агрессора… Здорово, правда? Напоминает приключения Полынова у того же Биленкина, только выглядит более правдоподобно и динамично.
Но Мирер ухитрился всё застопорить! Затянул, прилепил ненужные детали, поставил в кустах рояль, конец приключения с неопознанным объектом вообще обрывается просто так, словно автор ничего не придумал и бросил писать.
Высокая оценка за замах — больше не за что.