fantlab ru

Роберт Шекли «Алхимический марьяж Элистера Кромптона»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.66
Оценок:
442
Моя оценка:
-

подробнее

Алхимический марьяж Элистера Кромптона

The Alchemical Marriage of Alastair Crompton

Другие названия: Четыре стихии; Алхимический марьяж Алистера Кромптона / Crompton Divided; The Humours

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 59
Аннотация:

Мир будущего, где практикуется расщепление личности на отдельные компоненты. Алистер Кромптон, доминирующая личность, оставленная в первоначальном теле, решает отправиться на поиски недостающих частичек своей личности, надеясь объединиться с ними, пока их временные тела не разрушились.

© duke
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Это переработанная и расширенная версия повести «Join Now», опубликованной под псевдонимом Finn O'Donnevan в декабре 1958 г. в журнале «Galaxy», также известной как «The Humours» (русск. «Четыре стихии») (под этим названием печаталась в сборнике «Store of Infinity»).


Похожие произведения:

 

 


Миры Роберта Шекли. Книга 4
1994 г.
Абсолютное оружие
1999 г.
Лабиринт Минотавра
2003 г.
Обмен разумов
2006 г.
Лабиринт Минотавра
2021 г.

Аудиокниги:

Алхимический марьяж Алистера Кромптона
2002 г.

Издания на иностранных языках:

Il matrimonio alchimistico di Alistair Crompton
1999 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Просто удивительно, насколько всё в нашем мире странно переплетено. По крайней мере, если смотреть на это под определённым углом. У меня есть два любимых писателя: Роберт Шекли и Жан Рэй. Об обоих я впервые узнал в 1993 году, купив по одной книге каждого. Они оба сразу же мне понравились. Следующие книги каждого из них я смог достать уже в следующем тысячелетии. Несколько лет назад с удивлением для себя выяснил, что оба они — Раки и оба умерли в возрасте 77 лет. Как сговорились! И, насколько я подозреваю, оба не знали о существовании друг друга.

Что ещё объединяет их, так это неумение писать длинные произведения. Оба иногда скатывались в сюр, к слову, также. Но, даже когда это был не сюр — им лучше всего удавались рассказы. Чем покороче — тем интереснее. К моему большому счастью, повесть «Четыре стихии» я прочитал раньше, на день или два, чем вот это вот это всё... Как, похоже, нередко случалось у мистера Шекли, было желание заработать денюшку и была куча весьма хороших наработок.

В начале всё это читалось вполне задорно, но уже через пару глав у меня появилось ощущение, что я читаю некую помесь Тарзана со Стальной Крысой, которые натянуты на каркас «Четырёх стихий». Столько всего, столько остроумных слов и столько приключений, и столько разного происходит на одной (каждой!) странице, что уже ждёшь, когда главный герой будет несколько дней передвигаться по деревьям, пока не дойдёт до деревни, где будет затаскивать на дерево туземцев с нависающей над крайней хижиной ветки, и бросаться с дерева дымовыми гранатами в вождя племени. Вообще, надо признать, весёлых фраз в романе явно есть — но всего настолько много и текст настолько утомляет своими излишествами, что уже и веселье не в радость. Увы, похоже, что роман писался ради денег. Гораздо лучше «Джорджа» с его коробками, на парсеки лучше «Гиньоля» — но явно уступает даже несколько затянутому «Драмоклу». Если вы прочитали «Четыре стихии» и думаете, читать ли это... можете не читать и, наверное, точно не тратьте на этот роман много денег!

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохо, но недотянуто. В основе шикарная идея о целостности личности, самоидентификации и самоопределении, попытках восстановить самого себя и найти новый путь в жизни. Только, кажется, самому Шекли эта история категорически не понравилась — при умеренно интересных приключениях, пусть и стереотипных, автор не удосужился даже

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
написать внятный финал. «Бог из машины» и ломка четвёртой стены был дурным тоном ещё в античном мире, а
сейчас это признак или наплевательского отношения к своей же работе, либо крайне поджимаемых сроков сдачи романа.

Повторюсь, это хорошая история — мне понравилась завязка, хоть ГГ никогда в последующем больше и не использовал свои гениальные способности, я с интересом прочитал злоключения ГГ на разных планетах, но

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
тупейший и пошлейший финал портит всё.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно не читал «Классику жанра» и многого и не ожидал. Но даже это не спасло. Лишь идея замечательная, пусть и не новая, но актуальная вне времён, культур и жанров. Собственно, ради идеи и хотелось сие читать. Идея, переживания героя, даже недосоленный полуоткрытый конец — всё это заслуживает быть читанным и писанным снова и снова. Вот только сеттинг — это печаль; это дичайший pulp-fiction космооперно-американоцентричного пошиба с мешаниной аляповатых красок, неоживлённых героев, планет, рас на два упоминания, эпично-комиксных реплик, мира, где яркие герои в любом уголке вселенной — люди из соседних штатов, чуть более тусклые статисты — инопланетяне с этнологией Третьего мира, ну а самые декоративные — образины с рандомной анатомией и повадками. Зная автора, можно, конечно, принять, что идёт стёб над штампами, но стёб хорош над чем-то актуальным, надоедающим, не обретшим ниши/дыры, а между тем и классическая НФ, и сюрреализм, и психоанализ, и даже базовый постмодерн уже давно улеглись по своим норкам и не вызывают у нормального человека желания их пнуть или как-то покрутить на дыбе. Сложно поверить, что роман написан в конце 70-х, напрашивается гораздо более ранняя дата (что, кстати, не лишено смысла, ибо высосано из старого рассказа...) И вообще, когда сюжет посвящён зыбкости нездоровой психики, последнее, что хочется — иметь такой же безопорный, абстрактный внешний мир, поэтому «дальняя» фантастика здесь ну совсем не к месту. Сцены «лечения души» и в половину так не интересны, как в «Волхве» Фаулза, хотя и тому можно предъявить свой ящик претензий. Ладно, сеттинг можно потерпеть, но даже авторский слог не даёт смака. Эта манера подходит для коротких рассказов, но не для романов; хочется психологической глубины, а нас как поплавок шатает по поверхности, развлекая и отвлекая там, где это лишнее.

Подводя итоги... если хочется с места в карьер поностальгировать по юношеским литературным вкусам, начинать лучше с чего-то другого, но не с этого.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Разумеется, повесть «Четыре стихии» на голову выше романного варианта. Она компактнее, динамичнее, образы героев ярче и драматичней, чем в романе.

Сам по себе роман неплох, но кажется запоздалым образчиком «новой волны», к 1973 году уже схлынувшей. Кроме того, в «Марьяже» ярко проявилась неспособность Роберта Шекли писать собственно романы — ему просто неинтересно следить за развитием романного сюжета до конца, он начинает резвиться, и всегда (за исключением откровенных и довольно удачных палп-фишн типа «Первая жертва») примерно с середины каждый роман Шекли начинает рассыпаться на мало связанные друг с другом микроновеллы.

В общем, первоначальный вариант лучше, ярче, умнее.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безумно сложно обрести себя в современном мире, гораздо проще потерять. Каждый из нас, вероятно, хотя бы раз в жизни задумывался, как могла бы повернуться жизнь, если бы мы были более настойчивы или наоборот сдержанны. К сожалению, характер, который человек получает при рождении, довольно сложно корректировать, путём кропотливой работы над собой можно добиться определенных результатов, но они чаще всего будут незначительными.

Во время чтения я спрашивал себя — если бы у меня появился хотя бы призрачный шанс сделать свою жизнь лучше, получить новые личностные качества — мог ли я согласиться на эксперимент, сопряженный со смертельным риском. Пока не попробуешь не узнаешь, конечно, но я всё-таки считаю, что попробовать стоит. Жизнь дается всего один раз и прожить её нужно как можно интереснее и ярче, испытывая весь доступный человеческому восприятию спектр эмоций — любовь и ненависть, радость и страдание — без одного компонента все остальные утрачивают остроту, негативные эмоции лишь еще больше оттеняют позитив.

Для меня «Алхимический марьяж» — это путешествие не только по экзотическим мирам, но и увлекательное исследование человеческой психики, может быть лишенное серьезной глубины, зато не вызывающее скуку чрезмерной заумностью. Роман состоит из четырех частей, каждая из них смотрится вполне дискретно, несмотря на то, что всё произведение связано общим сюжетом и одним главным персонажем.

Каждая последующая часть романа — это не только яркий интересный мир со своим антуражем, но еще и новый элемент личности, части единого целого, подсознательно стремящегося к интеграции, несмотря ни на что. Путешествовать по Галактике не в поисках какого-то там артефакта и не для спасения мира, но собирая по кусочкам осколки собственной личности — согласитесь, идея квеста более чем оригинальная. Повесть «Четыре стихии» из которой вырос этот роман, прошла мимо меня, поэтому сравнивать их не могу, но «Марьяж» запомнился мне еще с первого прочтения тем, что стал первым опытом знакомства с Шекли-сюрреалистом.

Завязка произведения увлекательна сама по себе — автор знакомит нас с главным героем — тридцатилетним Элистером Кромптоном, который работает главным специалистом в корпорации психозапахов. Тонкое обоняние Кромптона позволяет ему создавать из экзотических компонентов уникальные ароматы, вызывающие у потребителя целую гамму чувств и эмоций — галлюцинации наяву. Проблема в том, что сам Кромптон несчастлив и одинок — в возрасте 10 лет он переболел запущенной формой вирусной шизофрении, в результате врачи были вынуждены разделить его личность на три компоненты.

В теле Кромптона осталась наиболее цельная часть, а остальные были помещены в тела Дюрьера и переданы на усыновление жителям других планет. Теперь по достижении 30 лет Кромптон получает законное право на реинтеграцию в своем теле всех компонентов, но врачи предупреждают, что вероятность успеха крайне мала. Тем не менее Элистер предпочитает рискнуть, а дополнительная проблема в том, что для путешествия ему нужны деньги, много денег...

Наиболее интересным этапом путешествия мне показался первый пункт назначения — планета Эйя, населенная бессмертными разумными гуманоидами, старейшему из которых 13 миллионов лет. Чем могут тешить себя бессмертные — за неимоверное количество прожитых лет они, пожалуй, перепробовали все возможные наслаждения и виды деятельности, теперь их общим увлечением становится некая Игра — ни правил, ни смысла которой главному герою, равно как и читателю, не суждено узнать вплоть до финала.

Не мало интереса вызывают и фантастические задумки автора — от полуразумного робота-такси до туристических садов наслаждений, где на театральных подмостках представители всех возможных цивилизаций Галактики совокупляются на радость зрителям в едином эротическом экстазе. Вместо психозапахов, которые мастерски смешивает Кромптон, посетителям Эйи могут предложить духонастрои — из имеющегося меню клиент может выбрать два компонента в любом сочетании и испытать заказанные чувства на себе.

Посещение планеты Йигга — это опасное приключение из серии человек против природы. Вспоминаются авантюрные истории западных писателей начала прошлого века, описывающие тяготы и невзгоды странствий по Индии, Африке, берегам Амазонки. Здесь, на мой взгляд, можно было все развернуть и поинтереснее, благо автор создал широкое поле для маневра, а так запомнились только пара скоротечных стычек с туземцами, да описания местных мулоподобных зирни, способных к внезапной трансформации.

Внутренняя борьба, разворачивающаяся в подсознании Кромптона, по-тихоньку начинает подготавливать нас к финальному эпизоду, хотя здесь автор еще избегает ярких фантасмагорий, приберегая самое вкусное напоследок. Завершение третьей части напоминает по атмосфере вестерн — экзотические картины болот и джунглей сменяют декорации, вызывающие отсылки к Дикому Западу. Неожиданные повороты сюжета в наличии, так что особо скучать не приходится.

К финалу можно относиться по-разному, но я склоняюсь к мнению, что подобное решение имеет право на существование. Градус сюрреализма постепенно нарастает и в итоге становится на одну планку с последними эпизодами романа «Обмен разумов». С одной стороны, первые три части «Марьяжа» не предвещали такой откровенной фантасмагории, но с другой, необходимо признать, что развитие событий в подобном ключе не было субъективным желанием большого пальца левой ноги автора.

Почва для финальных сцен была тщательно подготовлена в конце первой — начале второй части произведения, это уже проблема читателя, что он не уследил, пропустил небольшие эпизоды весь смысл которых раскрывается только в финале романа. На мой взгляд, это произведение является связующим мостиком между двумя ипостасями Р. Шекли — ироничным выдумщиком и безумным сюрреалистом, перед знакомством с поздним творчеством автора небесполезно будет прочесть именно этот роман, он того стоит, как мне кажется.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

То ли я просто вырос слишком и старым стал, то ли роман, и вправду, не очень... :) Как по мне — скучно, затянуто, слишком много ненужных подробностей, которые должны были быть, вероятно, ироничными, но не получилось... Шекли сам на себя не похож, высосанное из пальца и предсказуемое повествование, ненастоящие личности, какие-то слишком схематичные и не реальные, и совершенно скучная развязка. Чем-то вся эта катавасия напомнила «Звездные дневники» Лема, но значительно более скучная и не смешная... Сложилось впечатление, что роман забацан, и именно забацан, исключительно для денег, сюжета оригинального нового не было, поэтому была взята повесть «Четыре стихии» и в нее напихали все что надо и не надо... так для объема... Поставил 6-ку исключительно из уважения к мастеру... честно говоря, роман на троечку, хоть и идея интересная, а вот воплощение ниже среднего.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не очень люблю слово «притча», поскольку его пихают ко всему подряд и часто им же оправдывают выспренную банальность/занудство/дурной стиль — однако в «Марьяже» с небанальностью, динамизмом и стилем полный порядок... и это притча. Нового поколения, разумеется — легкое, веселое постмодернисткое повествование об обретении себя.

Очень изящный стеб над психологическими и эзотерическими теориями и течениями 70-х годов — тут и «институт психотерапии, здание которого уступает только комплексу по переработке пищевых отходов на такой-то планете», и искрометные диалоги второстепенных персонажей, и попытки обращения к религии («таки что такой гой может понимать?» — цитата по памяти; досталось не только иудаизму). Финал, как мне показалось, слегка скомкан — но это минорный недостаток.

Резюме: десятка. Хотя читать, конечно, рекомендуется с представлением о том, когда и как это писалось + небольшим гуманитарным багажом — в школьные годы я начал как-то читать и бросил на третьей (с начала; нумерация глав там тоже перепутана) главе, поскольку 90% шуток не понимал и основное содержание проходило мимо. А вот сейчас, после знакомства с американскими гуманитарными традициями, с представлением о постмодернизме и каким-то минимумом знаний о психотерапевтических школах — читается на ура.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

После рассказа («Четыре стихии») «это» выглядит бледной поделкой. Она объективно длиннее, нуднее, со смещенными моральными и этическими акцентами, больше грубости, маразма, добавились псевдопсихиатрические выкладки и улёты в сюрреализм и шизу. Кромптон с тихого закомплексованного клерка превратился в уникального специалиста и в конечном итоге вора. Лумис из простого сластолюбца, альфонса и дамского угодника — в полного извращенца, добавились ничего не значащие для дальнейшего повествования сцены, диалоги и персонажи. Например официантка, которая радостно и безвозмездно укладывает первого попавшегося психа в активной фазе к себе в постель, разводится в диалогах предполагающих дальнейшее повествование и.. благополучно канет в лету. Туда же уходит и бывший начальник Кромтона, только-только из нее вынырнув ближе к концу рассказа.

В общем, это некая плохая пародия на оригинал. Но не читая оригинал сама идея присущая обоим произведениям вытягивает до определенного уровня сей «шедевр», так что не читая рассказ, роману можно поставить, наверное, «7», но после рассказа, после оригинала, при чем того же автора — еще один бал слетает сам собой. Я просто не понимаю, зачем так было делать?

И так, кто только собирается приступить к чтению сего романа — мой совет: не портьте себе интригу и прочтите сначала рассказ, а тогда попробуйте сравнить с романом. Думаю во многом вы будете вынуждены со мной согласиться (надеюсь:)).

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман Роберта Шекли «Алхимический марьяж Элистера Кромптона» оставил у меня впечатление лёгкой наркоманИи... Идея интересна, слог автора мне весьма импонирует, но осталось чувство некой неудовлетворенности. Такое ощущение, что произведение немного недоработано, последняя часть книги будто списана из какого-то бредового сна без всяких переделок, перемудрил Шекли. Впрочем, сама концовка логична. И даже наличие нелитературной лексики, так сказать, не сильно смущает, употребление уместно, хотя обычно я такое яро не приветствую.

Книга всё равно остаётся очень интересной трактовкой темы расслоения личности. Но это не лучшее произведение автора.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тоже не прочитал пока «Четыре стихии», поэтому говорю только о «марьяже»... и обо всём позднем Шекли. Все его поздние книги объединяет одно: интересное и хорошо написанное начало и абсолютно никакая концовка. Создаётся впечатление, что с начала 70-х Шекли стал полагаться на свой профессионализм и начинал писать, не думая о том, что будет в повествовании дальше, надеясь, что как-нибудь «кривая вывезет». Изредка это срабатывало, но в большинстве случаев -- нет. Так и в данном случае: где-то с середины книги постепенно теряется всякая логика событий и действий персонажей, и к концу это перерастает в окончательную бессмыслицу и маразм...

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Горько, и не до поцелуев. Был такой период в СССР, когда архитекторов призывали бороться с украшательством и быть проще. Последствия известны, но, сравнив «А.А. А. Кромптона» 1978 года с «Четыре стихии» 1958(перевод на русский 68), легко встать на сторону упрощенцев.

Так утомительно пытаться разобрать что-либо сквозь психоаналитическую пургу, то и дело заволакивающую текст. Особенно держа в голове прежнюю четкую обрисовку. Серого и зажатого Кромптона, вдруг ставшего креативным специалистом, вором и изворотливым обманщиком.Практически героической личностью. Конкретные, очень отличающиеся Марс и Венеру заменила какая-то водевильная ерунда, декорация с нанятыми для прикола бандитами и добросердечной официанткой.

Новеллу автор растянул в повесть инъекциями психоделики, эпитетов, помутнений в стиле Ф.Дика и персонажей, нужных исключительно для «кушать подано». Пичкал, пока сюжет не треснул, как и все эксперименты «новой волны», а затем вызвал «Комитет по охране целостности повествования». Увы, последний положения не спас.

Читать только для примера неудачного переписывания ранней вещи. Вот так — не надо.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ «Четыре стихии» не читал. Сразу приступил к роману :).

Вы знаете, было достачно интересно.

Но окончание ... . Оно смазало все впечатление.

Окончание очень сильно напомнило окончание «Иов или осмеяние справедливости» Хайнлайна. Не по сюжету конечно. А потому, как автор заканчивает роман.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роберт Шекли король черного юмора! Сначало написать серьезный рассказ, а после, переделав его в роман, так жестко над ним поиздеваться...

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книжка. Но лучше бы история про Алистера Кромптона осталась рассказом. Все хорошо — и глубина мысли, и повороты сюжета, и психологическая проработка. Но от сюжета никуда не денешься. Шекли прекрасно уместил его в раннем произведении. Дальнейшее — для любителей.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Собрать себя воедино из осколков... А не кажется ли Вам, читатели, что практически все мы если не постоянно, то время от времени занимаемся (или хотя бы пытаемся заняться) именно этим?:wink: Поклон Шекли. Простую «медицинскую» идею превратить в замечательный, захватывающий текст, наполненный и непрерывным действием, и юмором и главное, — надеждой... При этом полностью избежать назидательности и патетики и не растянуть в многостраничную тягомотину. :pray:

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх