Кейт Лаумер «Чума»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Ироническое | Социальное | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Седоволосый доктор Рид Нолан под большим солнцем планеты Кейка-9 мирно засаживал культурами поля и огороды своего участка, изучая попутно стада кабанистых динозавров, дающих удобрения для его полей, когда у неподалеку от его жилища появилась лодка. С неё выгрузили платформы, на сушу саранчей сошли люди. Машины съезжали с пирса, воздух наполнился грохотом моторов. Нолану объявили, что место, которое он облюбовал для проживания, реквизировано под площадку для переселения части материально неблагополучных людей, которым он должен был теперь служить. Но у Нолана с семьей были другие планы на этот счет.
Входит в:
— сборник «The Big Show», 1972 г.
— антологию «Analog 9», 1973 г.
— антологию «Gates to Tomorrow», 1973 г.
- /языки:
- русский (4), английский (3)
- /тип:
- книги (7)
- /перевод:
- Н. Любимова (2), А. Тишинин (1), С. Удалин (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zazai, 24 мая 2021 г.
Эталонный рассказ: все по делу, коротко, но не односложно и очень эмоционально. Концовка предсказуемая, но мастер знает, чем удивить. Высший балл.
В фокусе, к сожалению, не фантастика, а социальная сатира, поэтому место этому рассказу в журналах и тематических антологиях.
К несчастью, короткая форма не позволяет вывести мораль, не проспойлерив.
Тема бюрократии и чиновничьего произвола не может иметь никакой другой морали, кроме кафкианского абсурда, а-ля «без бумажки ты какашка, а с бумажкой — человек». Ведь, действительно, что ГГ предпримет, когда эти ребята вернутся еще раз, но уже в сопровождении вооруженной полиции
romanpetr, 3 сентября 2019 г.
Невероятный, удивительный и впечатляющий рассказ Кейта Лаумера « Саранча» (он же — «Чума»). Не сталкивался с ним с далеких и кудрявых 90-ых, и очень удивился, что подзабыл такое показательное произведение, где автор смело чехвостит мировые порядки и системы. Возможно, кто-то увидит в рассказе политическую подоплёку и ссылку в сатирическом ключе на тогдашнюю СССР, или пародию на универсальный социализм и последующие послереволюционные результаты , когда власть переходит малообразованным «рабочим и крестьянам» и люди забирают к себе в пользование буквально всё. Отнюдь, вчитайтесь внимательнее, современная американская и европейская демократия , как впрочем, и прошловековая , ничем не лучше по своим критериям, а даже наоборот, самозабвенно и нагло выделяются в попытках «прихватизировать» разные — расшатанные ими же — страны, а так же прибрать к своим рукам чужие ресурсы. Только стараются это утаить и отвести глаза других от правды — благочестивой и громкой речью, то бишь враньём. Если Вы не маленький ребенок, то Вы все поймете правильно...
Одними людьми движет прогресс — там развитие и дело, а другие — просто нагло сосуществуют за счет других, потребляя и используя всё уже созданное и возделанное за них. Вопрос в другом — задается Лаумер — сможет ли вторая половина человечества хотя бы поддержать систему и порядок, так успешно придуманную и предоставленную первой?
«Семеро с ложкой , один с плошкой!» — примерно так можно было дать вступительный заголовок этому рассказу. Уже седеющий доктор Рид Нолан, вместе со своей семьей, на планете Кейка-9 спокойно и безмятежно занимался взращиванием земных культур на своих полях и огородах . Наблюдал за поведением местных кабаноподобных животных и прочей флоры и фауны. Одним словом, отшельник живущий в своё удовольствие со своими близкими в отдаленном раю...
Когда неожиданно к его пирсу причаливает огромная лодка и с неё на его землю потекли толпы бесцеремонных людей. Сошествие очень напоминало набег саранчи... Нолану в лоб заявили, что место, которое он испестовал для собственных нужд и жития, теперь будет использовано для переселения некоторой части материально неблагополучных людей. Причём ему будет отведена почетная обязанность служить этим людям. Нолану с семьей , как и обычным, нормальным людям такой поворот событий не понравился и ...ему пришлось заняться партизанщиной...
Конечно, спешу уведомить, что рассказ сатирический и больше носит развлекательный характер без кровопролитных сражений. Но кто в нашей жизни не испытывал подобной несправедливости, когда нечто любовно созданное тобой своим же трудом, отбиралось на благу другим просто из чувства зависти, а тебе вверяли безутешные заветы о терпении , равенстве и всеобщей любви. Постойте, но тут от такого отношения вся любовь в минуту улетучится прочь! Но всё же высокое чувство самодостоинства и того же человеколюбия, не позволяют Нолану полностью выпустить свой гнев на волю, хотя и «мстя» его была тонкой и размеренной...
Интересный и эмоциональный рассказ , позволяющий не только приятно провести время, но и задуматься о месте человека в обществе. Рекомендуется исключительно!
StasKr, 16 сентября 2016 г.
Работаешь ты, такой, на своей земле. Распахиваешь целину, импортные растения адаптируешь к местному климату, про животноводство, опять же, не забываешь. И тут, бац, приезжают какие-то люди и заявляют, что земля на которой ты живёшь – не твоя, жена – тебе не жена, и вообще, сейчас тут построят лагерь для арабских беженцев, ой, простите, перемещенных неимущих лиц.
При этом и фермер, и его семья настолько благородны, а активисты, выступающие за абстрактную общественную справедливость насколько жадны, грубы и тупы, что в какой-то момент начинаешь задаваться вопросом: «А не стебётся ли автор над американскими идеологическими клише?» Но нет, Кейт Лаумер предельно серьёзен и уныл в разоблачении того, что он считает «социализмом»*, хотя описанный произвол государства и общественных организаций (обращаю внимание, что Фрасвел и его подчинённые чиновниками не являются) ни к какому социализму отношение не имеет. Однако на момент написания рассказа на дворе стоял 1970 год, первая Холодная Война была в самом разгаре и имелась необходимость постоянно напоминать собственным гражданам о том, что наш образ жизни – самый лучший и правильный, а вот у нашего идеологического врага – сплошной ад и ужас. Ну и, конечно, бараки, как же в такой истории обойтись без бараков?
В целом противостояния между землевладельцами и государством возникают достаточно регулярно во всех частях света. И описать события, произошедшие на острове, можно было очень по-разному. Однако по итогам прочтения рассказа приходится признать, что перед нами политическая агитка, причём довольно примитивная, поскольку автор излагает своё мнение слишком навязчиво и прямолинейно. Если бы писатель проработал образы своих героев и избавил их от карикатурной одномерности, то на выходе могла бы получится весьма недурная история, которая не сильно бы утратила свою актуальность и в наше время. Увы, на это у Лаумера не хватило то ли желания, то ли таланта.
Знаете что? Мне как-то не хочется знакомиться с другими произведениями данного автора. Не поймите меня неправильно, идеологическая часть рассказа не вызвала у меня сколь-нибудь сильных отрицательных эмоций, просто картонных дурилок вместо нормальных героев мне хватает и в опусах отечественных МТА и я не вижу смысла тратить время ещё и на иностранный литературный мусор.
Итог: перед нами политическая агитка по которой можно судить об уровне и качестве американской пропаганды во второй половине прошлого века. Как культурный артефакт – весьма забавно, как литературное произведение – жалкое зрелище.
* – под социализмом Лаумер, как и многие другие американцы, понимает различные социальные программы, помогающие смягчить социальное неравенство. Из авторских интонаций, в которых написан рассказ, становится очевидно, что лица, которые пользуются этими программами – по умолчанию являются бездельниками и дармоедами не желающими заниматься чем-то полезным. При этом автор предпочёл не пояснять, откуда и почему в капиталистическом государстве (а строй на планете вполне капиталистический, иначе откуда деньги и частная собственность на землю?) появились в массовом порядке неработающие иждивенцы и по какой причине власти вместо создания новых рабочих мест предпочитают строить гетто на отдалённых островах.
god54, 2 июня 2016 г.
Я бы всего лишь чуть-чуть исправил название рассказа на «Красная чума». А эпиграфом взял бы слова: Кто был ни чем, тот станет всем. Отсюда очень хорошо видно отношение автора, да, и мое тоже, ко всем этим социалистическим идеям во благо бедных и обездоленных дармоедоедов. Сюжет рассказа прост, прямолинеен, наивен, но именно этим он и привлекателен, потому с первых же строк становишься на сторону зажиточного фермера, а не группы товарища Шарикова. Жаль, что еще долго нам придется выкорчевывать эту красную чуму из голов нашего населения. Рабская философия тем и привлекательна, что можно отнять и хотя бы денек пожить в удовольствие, а потом найдем на кого бы еще напасть. А рассказ очень даже хорош своим хэппи-эндом.
Asaris, 30 августа 2018 г.
Такие страны, как США, Британия, Франция... могли позволить своим выдающимся писателям всецело отдаться борьбе с собственным государством. Стегать его пороки — реальные, воображаемые и те, которых нет, но которые могут появиться. Притом, делать все это не в «самиздате» и в случае разоблачения получать не путевку в страну белых мишек на Аляске, а премии, тиражи, экранизации, гонорары. Однако, поднаторев в обнаружении малейших соринок в глазу собственного государства, многие из них в стане врага отказывались видеть даже самого врага. Если они и упоминали о «угрозе со стороны СССР», то только, чтобы показать чью-то паранойю, глупость, или казенную хитрость.
И вот получается, что на литературном фронте США бьют со всех сторон — бьют свои, бьют союзники, бьют чужие, бьют враги. Будто бы США полностью состоят из одних пороков. На другой же стороне баррикад — СССР, КНДР, маоистский Китай, пол потовская Кампучия и т.д. — сверкающе белые, как унитаз, с нимбом в виде его же крышки. Вот и приходилось кому-то исправлять это положение и окинуть лагерь «братства, равноправия, благоденствия» трезвым взглядом. Как сделал это Кейт Лаумер. Который, кстати, немало внимания уделил недостаткам капитализма и демократии. И нарисовал не одну не самую приятную модель того, во что это может вылиться. Ему бы еще на «совок» глаза закрыть — совсем бы за прогрессивного сошел.
Кстати, проблема, описанная в рассказе — отнюдь не только про СССР и шарико-швондеров. Она про то, как реальную борьбу за права человека подменяют ее имитацией, чтобы размахивая ею, как индульгенцией от всех грехов на будущее, идти к личной власти и обогащению. Так, вместо социалистов, в той общине могли бы оказаться, к примеру, представители ранее угнетаемой расы.
VovaZ, 6 августа 2013 г.
Ну-ну, не слишком политкорректно.
Печально видеть, что в 1970 году Кейт Лаумер ещё не был приобщён к общечеловеческим ценностям. :)
Серьёзно же, прекрасный рассказ. Увлекательный, и не слишком затянутый. Идея — для борьбы со стихийной чиновней машины можно надеяться лишь на мощь стихийных сил природы.
WDKeeper, 14 октября 2012 г.
Негативно впечатливший, очень жестокий рассказ (по отношению к тем, кто любит справедливость и честный труд). Автор хотел подчеркнуть, что появление где бы то нибыло, в чистом, девственном месте человека гораздо больше похоже на чуму, чем даже массовое нашествие крупных животных, что внушают страх даже одним своим видом.
Yum, 16 июня 2008 г.
Красиво и изящно автор показывает как человек может бороться с такой напастью как чиновники, покусившиеся на результат его трудов.