Александр Мирер «У меня девять жизней»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Южная Азия ))
- Время действия: Близкое будущее | Каменный век
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир | в прошлое ) | Контакт
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Трое исследователей при испытаниях технологии межпространственных перемещений, оказываются среди джунглей каменного века, где обнаруживают цивилизацию, научившуюся не подчинять себе природу, а жить в содружестве с ней. Природа дает людям биологической цивилизации все: еду, одежду, кров. Все здесь подчинено гармонии, каждый человек знает свое место в обществе. Но благополучие цивилизации зависит от здоровья биологических компьютеров, которые хранят опыт прошлого и на его основе управляют жизнью в этом обществе. Однако в результате природного катаклизма — вспышки сверхновой звезды — биологические машины сходят с ума. В результате биологическая цивилизация гибнет.
Первая публикация была в журнале Знание-сила № 1-7 за 1969 год.
Входит в:
— журнал «Знание-сила 1969`5», 1969 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 113
Активный словарный запас: средний (2932 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 22%, что гораздо ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
neli mustafina, 27 сентября 2024 г.
Объясню почему 10.
Повесть 1969 года. У меня сложилось ощущение, что Гаррисон со своим Эдемом спёр идею у Мирера. Ведь его «Запад Эдема» тоже с биологической цивилизацией, — но 1984 года...
Произведение нисколько не устарело.
Очень свежо, креативно, очень современно, несмотря на его предпенсионный возраст и некоторые недочёты, наивности, свойственные советским писателям-фантастам.
Александр Мирер — действительно самый недооцененный автор в СССР и в России. С его творчеством познакомилась в конце перестроечных времён, когда вышли три серии фильма «Посредник». И этот фильм, полный тревоги помнился долгое время. Только потом я узнала по какому произведению он снят — «Главный полдень». Кстати, идея-то подселения инопланетных сущностей в человека тоже Голливудом обыграна в фильме «Гостья». И почти по Миреру: души хранились в коробочках и были бессмертны...Книгу я нашла и купила. Кстати, там и прочла «У меня 9 жизней»
В этом небольшом произведении (которое современные писатели растянули бы на 10-томники), — рассказывается о существовании в допотопные времена биологической цивилизации жившей в симбиозе с человеком. Трём советским ученым казалось, что они проникли в параллельный мир, но как оказалось, — проникли в прошлое. И как обычно, — те кто не хотел воевать, — были стёрты с лица земли.
Цивилизация симбиоза погибла под натиском кроманьонцев (надо полагать), хоть в произведении упоминаются еще две ветви «малоголовых», — вероятно денисовцев и неандертальцев (которые тоже вымерли, т.к. были «добрыми»).
Есть и предвидения, — это и сеть общения (по типу интернета), и обучение в гипнозе, и генетические манипуляции. Я всё ждала, что «дерево связи» окажется чем-то инопланетным, неземным организмом, — что-то вроде Эйвы из «Аватара» Кэмерона...
Но оно, вернее Она, — Память племени, — возникла в результате мутации, неведомой, необъяснимой. Она была эдаким биокомпьютером, вначале слабым, но год от года, подкармливаемая племенем, росла, крепла и стала его мозгом. Не знаю, мне Нарана представлялась таким огромным грибом-переростком, грибницей (а грибы, как известно, нечто среднее между животным и растением).
Однако случился где-то взрыв сверхновой и «сверхразум», руководивший этой цивилизацией, «перегорел»; возникли мутации и племени пришлось научиться думать самим, без подсказок Нараны...
Считаю, автор просто поторопился с окончанием: какой простор для продолжения, приквелов, сиквелов и прочих «квелов«!!!
Произведение обрывается неожиданно и грустно. Биологическая цивилизация не смогла защитить себя. Союз людей, зверей и растений распался.
montakvir7511, 9 мая 2023 г.
Прекрасная первая часть, чересчур переусложненная вторая часть и просто откровенно запоротый финал — такие ощущения после прочтения.
Причем, что вдвойне обидно — финал слит ДВАЖДЫ, в последних двух главах. Сначала Колька собирается на битву с малоголовыми, а потом упорно искавшие его товарищи после приземления удачно натыкаются на племя с одичалым потомком Авесты. И там, и там просто обрублены концы, додумывайте, мол, сами.
Я уже не буду комментировать 300 вылетов в прошлое по поиску Кольки. Ну промахнулись во времени, бывает, пробуйте еще. Вы же три года терпели и искали, потерпите еще... Взамен оторопь в глазах при виде наскальной живописи с Колькой в главной роли, созданной пару сотен лет назад.
Обладатели машины времени должны понимать, что для них любой человек всегда жив.
nenas, 17 января 2017 г.
Мирер — один из самых недооценённых советских фантастов. Ну, тут, конечно, сработало то, что он был именно советским фантастом, то есть имел несчастье родиться и жить в СССР. На Западе или хотя бы в «соцстране» типа Польши он был бы несопоставимо более известен.
«У меня девять жизней» — это первое и единственное в советской фантастике полноценное биопанковское (как мы сейчас бы сказали) произведение. Где описывается общество, основанное не на «-ургии» (делании), а на «-гонии» (выращивании и селекции). «Биологическая цивилизация». Стругацкие со своей Леонидой — заявка была на то же самое — и близко не лежали: сначала они сочинили банальность, потом — убогую советскую антиутопию с «критикой административной системы». Мирер же честно вложился в продуманный образ. Сейчас по книжке можно снимать отличный голливудский фильм типа «Аватара», только интереснее и с НАСТОЯЩИМ конфликтом внутри сюжета. Не когда «злые скверные земляне рушат красивую природную цивилизацию», а когда она сама гибнет, потому что оказалась слишком уязвимой против природных же факторов. И приходится брать в руки камни и железяки, далеко не такие красивые и удобные — просто потому, что нет другого выхода.
В общем, это и сейчас можно читать без скидок на время. А уж тогда — это был шедевр.
Ярослав Васильев, 30 сентября 2019 г.
До чего дошёл прогресс — труд физический исчез,
Да и умственный заменит механический процесс.
Позабыты хлопоты, остановлен бег,
Вкалывают роботы, а не человек.
Юрий Энтин, для к/ф «Приключения Электроника»
Стандартизация — это основа не только любого современного промышленного процесса, но и залог благополучия сегодняшнего общества. Ведь только строгая унификация может обеспечить скачок развития техники, инженерного дела. И науки — если все учёные думают одинаковыми терминами, то лучше понимают друг друга. Неудивительно, что познав вкус яблока стандартизации и упорядочивания, человек начал выравнивать и упорядочивать всё, до чего сумел дотянуться. Вот только что делать, когда хвост начинает вилять собакой? Из костыля, из помощника инструмент превращается в командира? Наступает леность мышления. Наши шаблоны — как очки, которые помогают видеть, но одновременно искажают перспективу. Чтобы разглядеть у себя под носом что-то новое, нужно их снять. А потом подумать: стоящая ли идея нам попалась — или нет. И пусть в девяти случаях из десяти труд окажется бесполезен… Оставшийся, десятый раз может дать нам прикоснуться к новым, удивительным горизонтам, подтолкнуть к новым мыслям. Или наоборот предупредить о грядущей катастрофе.
Вот только слишком часто мы ленимся снимать эти очки. В них комфортно, в них уютно. Особенно когда они густого розового цвета, и окружающий мир не бьёт по глазам яркой пестротой. Всё новое тогда проще объявить ерундой, глупостью. И выкинуть. Именно такая судьба, к сожалению, постигла в своё время книгу Александра Мирера «У меня девять жизней». Её очень неприязненно восприняли редакторы-современники, её пропустили и мы-сегодняшние. Во многом это связано с тем, что в 1969 году книга вышла в усечённом и исковерканном варианте: эдакая упрощённая исковерканная версия «Трудно быть богом» Стругацких про очередного землянина-прогрессора. Увы, тогда, как и сейчас, тоже была тяга редакторов к проверенным, гарантирующим успех шаблонам. Полная авторская версия вышла впервые в 1990 году, когда стало поздно. Меньше чем через год страна на своей шкуре ощутила те проблемы, о которых Мирер призывал рассуждать за двадцать лет до этого. А в полной мере «У меня девять жизней» можем оценить скорее мы-сегодняшние, с высоты последующих двадцати пяти лет истории уже современной России.
Итак, группа исследователей отправляется в экспедицию в рамках эксперимента Совмещенных Пространств. То ли в прошлое, то ли в параллельную реальность. В результате некоей катастрофы один из учёных остаётся, а корабль стартует без него. И вот Николай можно сказать голый в совершенно чужом обществе (здесь тоже живут люди, стопроцентные хомо сапиенс современного облика). Примитивными они кажутся только на первый взгляд и человеку, столкнувшемуся с обществом совершенно иным, построенным на непривычных принципах. Ведь Мирер задолго до появления Интернета умудрился придумать и точно описать информационное общество под управлением глобальной компьютерной сети. Только на биологической основе: в каждом крупном поселении живёт некая Нарана — биологический суперкомпьютер. Эти системы управляют Равновесием (так называется вся цивилизация). Сколько надо Скотоводов, сколько Кузнецов, сколько думающих, а столько Учителей. Дети ещё в утробе матери проверяются, контролируются нарушения, усиливаются способности. Потом их старательно воспитывают: учитель одна из самых престижных профессий. Выведены множество новых животных, нет ни насилия, ни преступности. Ведь даже если человек сломает вшитые чуть ли не до рождения социальные нормы, его мгновенно вычислит та самая глобальная информационная сеть.
Утопия, развиваются науки, все сыты и счастливы. Образец информационного постиндустриального общества, как нам его сейчас рисуют… А система-то на грани гибели. Из-за влияния внешних факторов началась прогрессирующая деградация глобальной сети. Но люди слишком привыкли больше полагаться на её советы, чем на собственный анализ. За внешним блеском биотехнологического прогресса — деградация. Торжество обывателя: он видит только ту часть прогресса, которая нужна самому. Ну может ещё восхититься изысками чистой науки: удумают же головастые… Про остальное забыли, сытому ленивому обществу настоящий прогресс, способный сломать спокойную размеренность жизни, не нужен. (К слову, как и сегодняшним потребителям айфонов не нужны дорогостоящие полёты спутников, разве что из присланных фотографии сделать прикольную картинку на компьютер. И только заикнитесь, что ради постройки межзвёзного корабля придётся отложить покупку нового смартфона на пару лет). Николаю не раз и не два попадаются уникальные, полезные животные, но уже невостребованные создателями. На изобретателя, который пытается создать первый самолёт смотрят как на забавного сумасшедшего…
А из-за границ Равновесия всё сильнее накатывают волны дикарей. (Что-то вроде тупиковой ветви гоминидов, которая принципиально застыла на уровне раннего каменного века, но уже готова убивать любого чужака только за то, что он чужак). А в Равновесии господствует та самая, хорошо знакомая нам толерантность: дикаря надо нежно прогнать, не нанеся вреда. Он же не виноват, что вырос не в нашем высококультурном обществе? Надо отнестись с пониманием даже к его жажде крови. И вообще, есть Охотники, в обязанность которых входит отлов опасных животных — пусть они и разбираются. Жители равновесия старательно забыли, что терпимость к чужим нравам и поведению тоже должна иметь свои границы, не превращаясь в бесхребетную угодливость.
О том, что это тупик, за которым пропасть — понимают немногие. И потому, убедив Николая помочь, пытаются наладить производство высокотехнологичного огнестрельного оружия. Пусть вооружённые винтовками Охотники сумеют поддержать порядок и удержат границы, дадут Равновесию ещё хоть немного времени. А там оно может и переменится к лучшему?
В отличие от редакторов, навязавших в печатном варианте 69 года счастливую концовку, Мирер был реалистом. Николай у него — не герой-прогрессор, не супермен, а человек. На него тоже давит груз сомнений, он может ошибаться. Слишком мало в Равновесии людей, готовых не только принять новые, противоречащие укладу жизни идеи… но и рисковать жизнью ради остальных. Слишком многие согласны, что надо что-то менять и «готовы поддержать морально», но чтобы при этом их самих никто не трогал. Пусть придут и сделают, они не против. «Дерево свободы нужно поливать время от времени кровью патриотов и тиранов, это для него естественное удобрение», — как-то сказал Томас Джефферсон. Но как часто наступает момент, когда фразу продолжают: «Но на мой взгляд, достаточно только убивать тиранов»? Забывают, что свобода — это не право, а возможность, отстоять которую люди должны сами. И если мы все не будем бороться за свою Родину и своё будущее, а свалим это дело на кого-то другого, сами забившись в уголок поукромнее, ограничившись тем самым «моральным одобрением» — потеряем всё. Причём бороться когда надо — делом, когда надо — примером, а когда надо — отстоять с оружием в руках.
Жители Равновесия понять этого не захотели и не успели. Как не поняли один раз этого и мы. Потому-то Александра Мирера со своей повестью «У меня девять жизней» и остаётся нашим современником. Прочитать. Остановиться. И задуматься…
тессилуч, 28 июня 2012 г.
Потрясающий роман! В конце 60-х произведения о «биологической» цивилизации в СССР были единичными и необычными. Читал в Знании-сила из номера в номер. Впечатление было как от фильма «Аватар», но на мыслительном уровне. Умели редакторы журнала выбирать произведения и авторов!
Reading, 3 февраля 2015 г.
Про этот роман я не могу сказать, что он читается на одном дыхании. Текст написан таким образом, что я почти все время в нем застревал. Лишь совсем небольшая часть романа мне была интересна. Например, про так называемый бахуш, который включал определенные области мозга незадействованные при нашем нормальном состоянии. То есть человеком использовался больший процент работы его мозга раскрывая перед ним дополнительные возможности. Но, к сожалению, выбрав прекрасную идею для романа и в принципе неплохой сюжет, автор, как по мне, не смог его достойно реализовать. Как по мне в нем слишком много лишнего и ненужного, можно даже сказать пустого и в связи с этим возникает чувство что ты стоишь на одном месте. Не скажу, что роман весь полностью плох, но мне он кажется слишком растянутым и из-за этого он теряет в качестве. Напиши автор его повестью и было бы очень даже неплохо.
vam-1970, 1 февраля 2016 г.
самая интересная мысль в романе -симбиоз живых существ некой планеты, похожей на Землю.И выращенный мозг -компьютер, который всем управляет, вплоть до мелочей. Если посмотреть на время написания романа -1969 год, то тогда было модной задумка академика Глушко -кибернетика — всё в организации экономики страны планировать и осуществлять через гигантский компьютер, вплоть до мелочей. Вот Мирер это и развил, но в живом мире. Очень спорная идея -не обеспечивает развития цивилизации, что видно автор и показал в концовке. Нет Равновесия уже через несколько десятилетий.
amak2508, 6 июля 2014 г.
Наверное, для своего времени вещь была совсем не плоха: экспедиция в СП (совмещенные пространства), удивительная биологическая цивилизация, Великая Память, поддерживающая Равновесие. За произведение говорят и роскошный фантастический антураж, и приключения в незнакомом мире, и возможность задуматься после прочтения книги.
Сегодня отношение к роману двойственное — с одной стороны он уже не кажется таким увлекательным, а местами выглядит и немного наивным. Да и с литературной точки зрения написано далеко не блестяще — очень поверхностно, местами почти фрагментарно, язык и текст сами по себе не очень хороши, герои же просто никакие. Большое сомнение вызывает и возможность Великой Памяти создать такую удивительную биологическую цивилизацию — Равновесие, где кроме собственно людей задействованы и десятки видов других живых существ.
С другой стороны, книга и теперь дает возможность после ее прочтения кой над чем задуматься. Например, возможно ли для спасения своей цивилизации поступиться выработанными в ней моральными устоями? А для спасения своей страны? Своего города? Своей семьи? Где граница, когда можно, а когда нельзя? А еще можно поразмыслить над устройством цивилизации Равновесия и о том, почему же она все-таки получилась статичной, почему перестала развиваться...
Ny, 6 ноября 2008 г.
Познакомившись с несколькими произведениями Александра Мирера, наконец, наткнулся на ту вещь, которая суммирует общее впечатление. Судя по всему, любимейший конёк автора – умозрительное построение идеальных систем управления обществом и… обкатка таких систем «на излом» в своих книгах. Опять же, как инженер, автор достаточно подробно, интересно и плотно подходит к построению и функционированию такой системы. Пристрастие к «тропическому», дикому антуражу (негры, индейцы, дикари, касты, джунгли, звери – всё это Мирер старается так или иначе уместить в своих текстах), создаёт экзотику и смягчает математическую правильность миреровских гипотез.
Нельзя не отметить, что автор – своеобразный «тяжелоатлет» от фантастики. Он плотно уминает логику, психологию, идею, научные гипотезы, философию и выводы в одну чугунную болванку произведения. Для удобства обращения болванка оборачивается в «шкурку» того или иного жанра: детектива, приключения или драмы. Такими же «спортсменами» были, например, Лем и Гуревич. Однако, Миреру, на мой взгляд, в отличии от них не удалось приспособить свою деятельность на поле фантастики ни для чего конкретного. Если Лем лепил из своих «болванок» скульптуры, над которыми читателю можно было размышлять, а Гуревич смог создать почти научную теорию прогнозов для работы с фактами, то Мирер так и остался забавляться с гирями научно-популярных идей на фантастической арене, словно силач в цирке. Десять минут посмотреть можно, а практической пользы нет.
«У меня девять жизней» — типичное произведение Мирера. Вроде бы написано интересно, изящно; взята за основу и хорошо обработана любопытнейшая гипотеза о парадоксе человеческого мозга; правдоподобный сюжет; подходящие, вполне живые герои. Но! Невероятно трудно читать! Ощущение враждебности текста к читателю, словно ты здесь лишний – автор практически беседует сам собой или с узкой группой людей, для которых некие аспекты и подробности этой дискуссии имеют смысл. Выводы опять-таки доходят до логического завершения, до торца чугунной болванки – пространства для осмысления главного смысла произведения не остается, а повод вполне есть. Необычная свежая научно-популярная гипотеза автора? Нет её. О биологической цивилизации, предшествующей нашей, техногенной, говорили практически всегда (начиная с мифов античности – пресловутый Золотой век, Рай). Автор только подхватил мысль.
Сюжет смел, затейлив, но он затянут и рассыпается заурядной, предсказуемой, пожалуй, даже бессильной концовкой.
Однозначной похвалы заслуживает лишь обстановка и психологизм произведения.
На мой взгляд, автор не использовал всех способов именно биологической стабилизации обстановки (хотя они практически напрашиваются), поведя главного героя по накатанной дорожке, и полностью вложившись далее по ходу сюжета только в судьбу отдельных индивидов. Также неудачна завязка, созданная практически из одних намеков, почти не дающая опоры для глобального осмысления описанного случая. Фактически автор, едва наметив историю, раз и навсегда углубился в частный случай.
Роман по-своему хорош и интересен, но я не Сизиф, чтобы добровольно толкать в гору авторской фантазии такие неудобные камни.
_EF_, 3 февраля 2013 г.
Сильно разочарован. После Главного Полудня ожидал чего-нибудь столь же интересного. А здесь...
Во-первых, возникает мысль а зачем нужны персонажи? Ни один из них не обладает характером, все схематичны и однообразны. Слабая попытка флэшбека из детства, когда один — хулиган, другой — ботаник? «Жиды улетели»... Зачем?
Во-вторых, зачем первые две части? Зачем столько подробностей из жизни персонажей, которым уготовано быть второстепенными?
В-третьих, что за каша из слонов, обезьян, пистолетов и чудовищ, которыми пугают?
В-четвёртых, зачем нераскрытая тема любви?
Пребываю в разочаровании.
Pavel_Otmorozov, 27 января 2011 г.
Одна из немногих попыток в отечественной фантастике спрогнозировать развитие чисто биологической цивилизации. Итог — по Миреру — не будет счастливым, и это по меньшей мере честно. Замечательная книга.
хикари-тико-удо, 19 мая 2011 г.
Очень интересная повесть. При первом прочтении (давным-давно в журнале «Знание-сила») как-то больше внимания привлёк собственно сюжет — он быстро развивается и заставляет следить за собой — и то, насколько живо обрисованы главные герои. Потом, через много лет, при повторном прочтении, меня поразило совсем другое: и концепция биоцивилизации (подробно и детально изображённая), и всякие хитрые штуки, о которых там говорится вроде бы походя — «расщеплённый разум»,состояние, которое достигается химическим путём и в котором мозг приобретает новые возможности, и многое другое.
mir-bazar79, 28 февраля 2010 г.
Повесть очень хорошая. И актуальная. Мы ведь гадим этот мир, гадим, и хрен его знает что будет в конце. Может дельфины как в Симпсонах мутируют, вылезут из радиоактивных океанов и надают людям по шее. А тут человек живёт в гармонии с природой, она даёт ему всё что необходимо, еду, кров, защиту. Те же самые боевые обезьяны, леопарды делали сильнее людей этой биосистемы. И потом ребята были не из прошлого, а из параллельного мира. БУль они из будущего, попали бы ровно в тоже время когда вылетели, а не тогда когда эта была разрушена. Это к аннотации.
etoneyava, 4 июля 2008 г.
Эту вещь Мирера начинал читать (после «Дома скитальцев») со священным трепетом. И — неожиданно — разочаровался вдребезги! Ну что это: машина времени, прародители, гигантские обезьяны?
Спустя полдюжины лет со скрипом решился перечесть. Оказалось — не зря! Этот роман «во втором чтении» потряс меня едва ли меньше, чем хрестоматийные «Скитальцы». Что же такого, спрашиваю я себя, мне случилось пропустить в первый раз, если я не заметил ни оригинальной идеи биоцивилизации (Гаррисон со своим «Эдемом» будет потом), ни концепции «разделённого разума», ни даже (вот это да!) — совершенно свободных взглядов на вопросы полового плана! Видимо, всё же, каждому возрасту — свою книгу, а каждому настроению — полное внимание. Последнее — в смысле: «Никогда не заставляйте себя насильно читать что-либо! Убьёте в себе автора, которого насильно штудировали...»
ii00429935, 20 декабря 2009 г.
Начало было многообещающим: трое молодых естествоиспытателей в результате научного эксперимента попадают в параллельный мир и встречают там удивительную цивилизацию. Но потом... Такое впечатление, что все силы автора ушли на конструирование мира, где живут раджаны, с их особой флорой и фауной, философией и психологией. При этом собственно сюжету уделено минимум внимания. Нет, какие-то события, безусловно, происходят, но если чуть приглядеться, все это скорее бег на месте. Понимаю, Мирер никого не обещал развлекать, он хотел порассуждать о путях развития человечества, о скрытых возможностях организма, но ведь «умная книга» и «скучная книга» — не обязательно синонимы! Роман, на мой взгляд, неоправданно растянут, при этом характеры героев остались не раскрытыми. Это касается даже центрального персонажа, которого автор упорно называет Колькой (на минуточку, ему 26 лет). Где-то рядом с сюжетом болтаются эпизоды из детства героев, но фактически для понимания произведения они ничего не добавляют. Только совсем близко к финалу появляется какой-никакой конфликт и драматизм, но чтобы дочитать до финальных глав, по-моему, ангельское терпение нужно иметь.