fantlab ru

Роберт Шекли «Абсолютное оружие»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.48
Оценок:
2583
Моя оценка:
-

подробнее

Абсолютное оружие

The Last Weapon

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 281
Аннотация:

На пустынном Марсе три человека нашли арсенал с оружием... Им бы задуматься — почему на Марсе нет живых существ?

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— антологию «Star Science Fiction Stories», 1953 г.

— журнал «Неделя № 19 1966», 1966 г.

— сборник «Ловушка для людей», 1968 г.

— антологию «Far Out», 1974 г.

— антологию «Продаётся планета», 1986 г.

— антологию «Гарри Гаррисон, Роберт Шекли. Сборник научно-фантастических произведений», 1987 г.

— антологию «Мир — Земле», 1988 г.

— антологию «Обмен Разумов», 1989 г.

— антологию «Сборник фантастических рассказов», 1990 г.

— антологию «Чудовище», 1990 г.

— сборник «The Collected Short Fiction of Robert Sheckley: Book Three», 1991 г.

— антологию «Американская фантастика», 1991 г.

— антологию «Билет на планету Транай», 1992 г.

— антологию «Саргассы в космосе», 1992 г.

— антологию «Золотой Век фантастики», 2005 г.

— журнал «Супер Триллер №33 (84)», 2005 г.

«Просто Фантастика», 2008 г.

— антологию «In Space No One Can Hear You Scream», 2013 г.


Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том 16. Роберт Шекли
1968 г.
Продается планета
1986 г.
Г. Гаррисон. Р. Шекли
1987 г.
Продается планета
1988 г.
Мир — Земле
1988 г.
Обмен Разумов
1989 г.
Сборник фантастических рассказов
1990 г.
Чудовище
1990 г.
Абсолютное оружие
1990 г.
Похмелье
1990 г.
Американская фантастика
1991 г.
Зарубежная фантастика. Выпуск 4
1991 г.
Избранное
1991 г.
Билет на планету Транай
1992 г.
Саргассы в космосе
1992 г.
Билет на планету Транай
1992 г.
Координаты чудес и другие произведения
1993 г.
Миры Роберта Шекли. Книга 6
1994 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 3
1994 г.
Абсолютное оружие
1999 г.
Паломничество на Землю
2002 г.
Абсолютное оружие
2003 г.
Золотой Век фантастики
2005 г.
Координаты чудес
2007 г.
Паломничество на Землю
2007 г.
Координаты чудес. Романы. Рассказы
2010 г.
Паломничество на Землю
2013 г.
Поединок разумов
2013 г.
Абсолютное оружие
2015 г.
Абсолютное оружие
2017 г.
Абсолютное оружие
2018 г.
Паломничество на Землю
2021 г.

Периодика:

«Неделя» № 19 1966
1966 г.
«Супер Триллер» №33 (84), ноябрь 2005
2005 г.

Аудиокниги:

Обмен Разумов
2003 г.
Запах мысли
2008 г.
Просто Фантастика
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Star Science Fiction Stories
1953 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories
1953 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories
1961 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories No. 1
1972 г.
(английский)
Far Out
1974 г.
(английский)
Недокоснат от човешки ръце
1983 г.
(болгарский)
Մտքի բուրմունք
1984 г.
(армянский)
Остання збірка
2006 г.
(украинский)
In Space No One Can Hear You Scream
2013 г.
(английский)
Запах думки
2019 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Типичный рассказ раннего Шекли, так обожаемого в СССР (и более популярного, чем в самих США) наряду с Брэдбери.

Марс, развалины, компания авантюристов, презирающих друг друга (хотя Факсон в этой гоп-компании явно лишний), древнее оружие — тут Шекли молодец, дал прочувствовать читателю участие в данной авантюре полностью, как сегодня говорят «эффект присутствия» передан отлично.

Вообще Шекли был мастером короткого рассказа (чего не сказать о его некоторых романах с рассыпающимся сюжетом, увы), уж очень запоминающимися они были, как например, этот...

Помнится, перечитывал довольно часто в подростковом возрасте, да и сейчас изредка перелистываю, чего греха таить.)

И думается мне, что при написании автор не руководствовался никакими скрытыми мотивами, типа что-то там доказать нам о вреде войны, оружия и проч. — думается мне что это просто развлекательный рассказ.

И ничего больше.

Искренне завидую белой завистью тем, кто этот рассказ ещё не читал, а только собирается — удовольствие от прочтения гарантировано!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Короткая зарисовка «человек и оружие» в марсианском сеттинге.

Аллюзии понятны, аллегория ясна. Особенно анализировать здесь нечего, рефлексировать не по чему.

Мы как ковыряли, с упорством достойным лучшего применения, этот «ящик Пандоры», я имею ввиду суицидальное стремление человечества к созданию всё более ужасающих средств взаимоуничтожения, так и продолжаем ковырять. Ну что ж, рано или поздно откроем и все предостережения Шекли, Азимова или кого-то другого нас не остановят.

Где мы возьмём этот «ящик» — сами сделаем, или найдём/раскопаем где-нибудь — не важно. Важно, что рьяных генералов, авантюристов и сумасшедших всех мастей — в избытке на нашей грешной Земле, и подавляющее большинство из них не читают НФ, да и не читают в принципе.

А по факту — имеем неплохой рассказ на заданную тему. Ничего шедеврального в нём лично я не вижу, но прочитать стоит. Большинству читателей, независимо от их возраста и жанровой предрасположенности, вполне должно «зайти».

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед чтением рассказа я представлял себе — каким же может быть абсолютное оружие? В своем воображении я видел огромный зал, наполненный различными образцами вооружения: от самого миниатюрного и компактного, до громоздкого и очень мощного, по которому меня водит экскурсовод. И я почти угадал! В рассказе действительно есть зал с кучей самого различного оружия древней марсианской цивилизации. Но вот только никакого экскурсовода не было и в помине, а гидом стала человеческая жадность.

Да, она самая, из-за которой на нашей матушке Земле и ведётся гонка вооружений. Именно жадность стала гидом по вооружению, поскольку герои — искатели древнего оружия марсиан, найдя хранилище и испытывая действие различного вооружения, показали сущность человека. Да, как ни хотелось бы заниматься самообличением, но с давних пор имеющий большую силу, хочет себе и большую часть общего пирога. Достаточно вспомнить, ради чего происходят на Земле вооружённые конфликты — обогащение, обладание большими ресурсами и захват чужой территории. На мой взгляд автору мастерски удалось это показать.

Во время чтения, при описании очередного оружия я думал, что вот оно-то и откажется абсолютным. Но Шекли не был бы Шекли, если бы не придумал столь фантасмогоричный образец марсианской военной мысли, что меркнет перед ним всё оружие мира вместе взятое. Рассказ наполнен чёрным юмором, а потому читать его очень легко, несмотря на всю серьезность поднятой темы.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

В блестяще выверенной форме перед читателем предстает точно очерченная мысль. Создание последнего (или абсолютного) оружия будет означать окончательную гибель для всего живого, и, что самое неприятное, разумное живое (обозначим для простоты: человек) осознанно приближается к такому финалу. Не изобретем сами, так воспользуемся плодами разрушительного интеллектуального труда чужой цивилизации. Сдается мне, Эйнштейн недооценил последствия возможной Третьей мировой, предположив, что дело дойдет до палок и камней. Куда там! Предупреждение Шекли получилось намного лаконичнее и точнее — даже протоплазмы не останется.

Великолепный рассказ, великолепный Шекли. Ни тебе лишних метафор, ни утомительных диалогов — все строго, красиво и поучительно. Как и всегда у этого автора.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, лучшая вещь у Шекли. Отличная, динамичная и интересная подача сюжета, без излишней раскачки, как это бывает в его других произведениях. Автор смог мастерски втиснуть развязку буквально в последний параграф. Казалось бы, уже все понятно и решено, ан нет — последний параграф переворачивает все с ног на голову и ставит на свои места.

Кстати, понятно откуда создатели «Через тернии к звездам» взяли прототип своего белого аморфного чудовища в подвале.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

З.Ы. «Люблю активную протоплазму» — эта фраза запала в память еще при прочтении в детстве. Кстати, с тех пор мучит вопрос — а кто же засунул «облако» в коробку после пожирания всех марсиан?

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трое знакомых совершают самостоятельную экспедицию на уже покинутый Марс в поисках абсолютного оружия. Сначала это кажется им отличным способом заработать — ведь оружие всегда можно продать за крупную сумму правительству какой-нибудь страны. Но уже с первых страниц рассказа проявляются и другие желания героев, ведь там, где водятся крупные деньги, часто бывает и алчность, которая не заставит себя долго ждать.

Рассказ Шекли актуален и сейчас (к сожалению), так как жажда власти, гонка вооружений — неизменные пороки, преследующие человечество на протяжении всей истории. Является ли наличие оружия гарантией абсолютной власти? Можно ли чувствовать себя в безопасности, если у тебя есть бластер, способный за доли секунды уничтожить любую вещь? А если вместо бластера будет целая армия послушных роботов? Силовое поле, которое не пробьет ни одна бомба? А если все вместе? Шекли дает однозначный ответ в финале рассказа.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Предостережение автора — вы когда-то создадите все-таки абсолютное оружие, и которое погубит всех. 1953 год — создана водородная бомба, далее — нейтронная бомба, сейчас гиперзвуковое оружие. Уже в войну вступили роботы- дроны. Прогресс к уничтожению налицо. И ведь всё это создают ученые с высоким интеллектом!!!! -профессора-академики. Они имеют развитое мировоззрение, но всё-таки создают оружие. Идеология или вернее лжеидеология разделяет и разрушает мир. Вырвался на волю вирус ковид. 5500000 уже умерло от него — да ни одна атомная бомба сразу столько не уничтожит людей.

Предсказания писателей -фантастов весьма весомы. Но кто их слушает?

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Короткая притча о том, что прежде, чем чего-то желать (или тем более начать воплощать какое-то желание), стоит включать голову.

Впрочем, тема оружия, к которому человечество ещё не готово, набила оскомину ещё во времена Холодной Войны. Как бы хорошо она ни была подана.

А без неё от рассказа не остаётся почти ничего...

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я бы не стал называть рассказ гениальным или идеальным. Остроумно, но не более.

Абсолютное оружие — это то, что в состоянии и, по всей видимости, вправе уничтожить своего обладателя. А учитывая опыт марсианской цивилизации, наверное, можно говорить, что не только обладателя, но и создателя. Такое вот гарантированное самоуничтожение, защита от дурака.

Правильнее будет сказать, что идея интересная, занятная, но реализация подкачала — слишком просто и прямолинейно. Такое ощущение, что рассказ написан, как говорится, на коленке, на салфетке в кафе. Научно-фантастическую сторону даже обсуждать не стоит — она отдана в угоду быстрого и лаконичного исполнения.

Оценка: 7
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ больше напоминает притчу. Три человека шагают по Марсу в поисках захоронения местных образцов оружия. Оставим в стороне разные логические неувязки и спорные вопросы реалистичности ситуации. Дело ведь вовсе не в этом. Это история о человеческой жадности и неумении вовремя остановиться.

Начнем с того, что ни один из персонажей здесь не вызывает у читателя теплых чувств. А с отрицательными героями в притчах обычно происходит что-то плохое, так что концовку предугадать несложно. Но интересно то, каким образом до этой концовки герои дойдут.

Помните историю о Золотой Антилопе? Она выбивала копытами золота так много, что злой раджа от своей неуемной жадности скончался. Или другой пример: выпуск «Ералаша», в котором мальчик нашел рубль, погладил его утюгом и обнаружил три рубля вместо одного. Затем 5, 10, 25 и т.д. Главных героев рассказа также сгубила жадность. Умение вовремя сказать «стоп» – очень важное, но далеко не все им владеют. Сложно добавить что-то еще, т.к. боюсь совсем проспойлерить сюжет (хотя, наверное, уже поздно), так что просто посоветую прочитать его самостоятельно. Благо он занимает всего чуть более 10 страниц.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасно осознаю, что своим отзывом могу вызвать волну читательского негодования, но, как говорили древние, истина важнее.

По прочтении (в моём случае — прослушивании) сей краткой формы, создаётся впечатление, что ты стал участником некоего странного эксперимента. По результатам которого, оказалось, что для создания рейтингового произведения вполне достаточно, чтобы именитый писатель лишь краем пера обозначил, известный во все времена, людской порок... И всё! Нет в рассказе ничего, за что ещё можно было бы похвалить мэтра фантастики. Нет здесь ни сэттинга, ни глубины проработки персонажей, ни интриги... Есть только, банка с «пауками» различного уровня амбициозности и никаких шансов на выживание цивилизованного общества. Всем, наверное, известно понятие: «открытый финал». Так вот, в «Совершенном оружии» открытым является всё повествование, поскольку автор, лишь обозначив тему, оставил остальное на откуп читателю. С чем читатель, судя по отзывам, замечательно разобрался. Но разве достаточно писателю сказать открытым текстом, что порок — это плохо, не намекнув при этом ни на причины его формирования ни на возможные шансы избавления от него? Вряд ли! Поскольку, в таком случае, получится басня (в которой главное — что воз и ныне там, а до того — каким образом лебедь, рак и щука впряглись в тот самый воз, а главное — накой, никому и дела нет), но никак не научная фантастика.

Многие читатели называют Шекли великим гуманистом. Наверное, так оно и есть. Но какие принципы гуманизма затронуты в данном произведении? Вопрос ещё тот. Кроме кромешной безысходности, присущей скорее некоторым современным «тёмным» течениям фантастической литературы, в «Абсолютном оружии» ничего нет. Марсиане — злодеи, земляне — то же, шансов на выживание — ноль... О каком гуманизме может идти речь, если многие читатели, прочитав рассказ, пришли к выводу, что основная проблема персонажей не в грязности их намерений, а в том, что они не смогли вовремя остановиться? Типа, продай оружие и купи детишкам подарки или: захвати себе городок и живи в своё удовольствие, не претендуя на большее или: перед тем как захватить Мир подумай, хватит ли тебе сил...

Вот и получился, в итоге, не рассказ об абсолютном оружии, а побасёнка о забавном пылесосе засасывающем в себя всякого рода ПРОТОПЛАЗМУ, в разряд которой, по утверждению автора, попадает и безвозвратно погрязшее в пороке Человечество.

Я ни в коем разе не противник творчества Шекли, просто, данный его рассказ показался мне не самым продуманным. Тот же «Руками не трогать!» по смыслу где-то очень рядом, но читается намного бодрее, поскольку, написан значительно оригинальнее и не ограничивается вселенским злом.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ очень понравился. Своеобразная аллегория на то,что люди, в поисках абсолютного оружия даже на других планетах ( в данном случае- Марс ) недооценивают последствия и силы этого абсолютного оружия.

А если отбросить фантазии, то рассказ имеет явный и чёткий посыл. Ключевой момент- шкатулка. Это своеобразный ящик Пандоры, который люди открывают, в процессе алчности обладания силой.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Следует начать с того, что правильным оригинальным названием рассказа «The Last Weapon» является не «Абсолютное оружие», а «Последнее оружие». Конечно же, абсолютное оружие можно считать последним оружием, якобы дальше некуда, но здесь разный акцент: если «последнее» отдает ощущением финальности, конечности, края, то «абсолютное» говорит скорее о пределе самой максимализации причиняемого вреда, финише его усовершенствования. Обе стороны присутствуют в характеристике этого оружия, но я бы настаивал на «последнем» — о нем говорит сам антураж планеты и концовка рассказа.

Роберт Шекли — великий гуманист. Сколько раз он смеялся над пороками человека, над его жадностью, злостью, хитростью, глупостью, узкомыслием, самоуверенностью. Но всё-таки Шекли любит людей. Он просто пытается их чему-то научить. Да даже не научить, потому что слишком уж непринужденным получилось бы такое воспитание, а скорее намекнуть на некоторые черты человека, которые всегда одолевают его в минуты слабости. И антивоенная тематика — самое верное тому подтверждение. Старина Роберт не любит насилия, он твердо уверен, что можно прекрасно обойтись и без ножа в спину или прямой угрозы силой. А именно этот рассказ — знаковый для автора. Здесь представлены лучшие черты мэтра, обличающие худшие человеческие качества.

Чувство, когда хочется еще и еще... Плевать чего именно и зачем — денег, власти, оружия, ресурсов, любви, насилия — главное, получить это. Безумная хапающая рука человечества... Развитие дало многое, спору нет. Но оно и заложило в сознании то, что лимита не существует, можно копать и копать под собой землю, пока сам туда не провалишься. И пример оружия — самый показательный. Всегда оружие совершенствовалось, от лука и топора до атомной бомбы и звуковых психопатических вибраций (надеюсь, поняли о чем я, как называется не помню, но суть передал). И вот настала очередь Последнего, Абсолютного оружия. Это оружие в буквальном смысле слова голодно до любой жизни. Если раньше оружие выступало лишь средством, и оно было ни в чем не виновато, то теперь это Последнее оружие само желает сожрать всё вокруг... Вот в этом и самый кошмар. Что бы это ни было — ядерный гриб, или что-то еще — мы должны наконец понять, что для него всё равно, на чьей стороне оно воюет. А скорее всего, просто на своей.

«Мне нравится спокойная протоплазма, но мне нравится и активная протоплазма» — думаю, все читавшие данный рассказ помнят эти слова. Дак давайте докажем этому абсурднейшему монстру в литературе, что мы не просто протоплазма!

Шекли верит в это, поэтому и пишет...

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной рассказ — предостережение, но включая телевизор с грустью вижу «нас ничто не остановит»

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достоинства: краткость и идея, ясная ребёнку (см. рецензии). А также (уже отмеченная) метафора

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
алчности как пасти.

Недостаток: ну не должен был Парк оказаться настолько глупым. Вполне можно было придумать правдоподобный повод

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
включить «абсолютку» не по дурке, а по кажущейся надобности.

1) Конкурент засел в силовом поле, солдаты (как и прочий арсенал) неэффективны или отсутствуют под рукой.

2) Внезапный десант сил правопорядка, на команды солдатам не остаётся времени.

Из-за мелкой сюжетной промашки автора идея оказалась смазана: читается как «Парк — такой же олигофрен, как и Эдсель», хотя наличествующая развязка напрашивалась по самой логике ситуации.

Ах, и ещё: кажется, понятно, откуда у Стругацких взялось словечко «протоплазма» в описании беспредела за Железной стеной, в Мире страха перед будущим. В том самом эпизоде «Понедельника», откуда уже в 1990-х колдун и прочія Лазарчук вытащил пожары и хлеб.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх