fantlab ru

Элеонора Раткевич «Здравствуйте, я ваша тёща!»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.62
Оценок:
72
Моя оценка:
-

подробнее

Здравствуйте, я ваша тёща!

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 10
Аннотация:

Молодой маг Рейф Эррам направлялся на научно-практическую конференцию. Он спокойно продвигался по дороге, проходя мимо города Мелла. Вот только он ещё и не подозревал, что вместо доклада на конференции ему придётся заниматься спасением целого города от Маятника, став Живым Щитом, а помогать ему в этом будет неожиданно обретённая тёща.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Герои на все времена
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Восхитительная повесть. Главное ее достоинство (как и во всех книгах Раткевич) — живые герои. Речь не только о главных персонажах. Даже мэр — он почти не появляется на страницах, но при этом получился убедительным и ни капельки не картонным. А сбежавший со своего боевого поста профессор — он, гад, вообще читателю не показался ни разу, что не мешает ему быть вполне прописанным эгоистом и карьеристом. Всю повесть «за кадром» — а живой!

Хорош город Мелла. Складывается из мелочей, как мозаика из кусочков стекла, — и получается таким симпатичным, что всерьез переживаешь за его судьбу.

Тут я хотела расхвалить кульминационную сцену, но у меня почему-то не получилось вставить текст-спойлер. Ну и ладно! Просто примите к сведению, что сцена великолепна. Если не читали — прочтите и убедитесь!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третью часть сборника НДП-2 открывает повесть Элеоноры Раткевич «Здравствуйте, я ваша тёща».

Человек предполагает, а судьба располагает. Люди строят жизненные планы, создают чертежи самих себя в соответствии с мечтами и доступным легендарием — ан выходит иначе, неправильно, но иногда и лучше. Иногда. Молодой маг Рейф Эррам вложил в работу все силы и давно просчитал всю свою будущую карьеру в столичных академиях, но надо же так случиться, чтоб на пути туда он остановился в городе Мелла. Над городом навис Маятник. Этот смертоносный волшебный механизм — своего рода невзорвавшаяся бомба времён последней большой войны. Другого мага рядом нет, и если Рейф уедет или не справится с задачей Щита, городу конец. А если останется и справится — жить ему в этом городе, ожидая возвращения Маятника, до самой смерти. Эррам остаётся, конечно (каким надо было бы быть уродом, чтобы уйти), но на этом его проблемы лишь начинаются. Принять бой с Маятником придётся среди бюрократического кошмара, достойного пера Кафки. Во всяком случае, на первый взгляд...

Мир этой повести — сплав наших, современных реалий и классического фэнтэзийного королевства с дворянством и магией. Представления героев о детстве, их школы — чисто наше, в старину всё это ощущали и делали совсем иначе. Детство как особый период развития человека, самой природой предназначенный для игр и учёбы — идейная конструкция Нового Времени. Бюрократия тоже, не говоря уж о праве женщин на изучение ремёсел и учёбу в университете. Магия в повести не просто похожа на прикладную науку — она наука и есть. Тем не менее все эти детали у Раткевич как-то не противоречат друг другу, а образуют вполне правдоподобный мир. Насторожили разве что безнаказанные бесчинства дворянчика, который оскорблял отца Кэри. При такой степени бюрократизации эдакого буяна можно быстренько сдать жандармерии, и он будет вызывать на запретную дуэль крыс в городском донжоне. По той же самой причине героям не стоит опасаться так кстати уехавшего профессора. После его самовольной отлучки из города и отказа вернуться — а тут и Маятник — ему не поможет никакое барахтанье. Он пойдёт ко дну камнем, а попытка перевести стрелки на студентика вызовет разве что недоумение судей. Студентика, впрочем, при такой степени бюрократического маразма тоже утопят, просто порядка ради. Вообще возникает странное впечатление, что жители Меллы не очень-то стремятся выжить. Не настолько, чтобы отбросить формализм. И не только горожане — Рейф тоже удивительно выстраивает приоритеты. Когда у человека на носу его собственная смерть и гибель целого города, ум и чувства вряд ли будут настолько заняты заботой о чьём-то слуге-студяге и мелочной злостью на его мелочного профессора. Даже если студяга очень нужен. Но, возможно, подсознательно Рейф уже тогда чувствовал и знал о Кэри то, что _увидел_ и осознал целиком только во время боя...

Странное, в смысле явно не запланированное автором впечатление возникает ото всей описанной системы. Если жители Меллы тащат своё проклятие за собой, почему их вообще пускают куда бы то ни было? Выпускают из города? Если они могут в любой момент превратиться в зомби, никто не рискнёт приютить их даже на одну ночь. Почему Мелла не оцеплена? Почему хотя бы половина сил магов страны не брошена на уничтожение Маятников? Как профессор Энстре посмел отлучиться из Меллы, почему закон не грозит ему за это страшной казнью? Почему горожане — да что горожане, даже прекрасно образованный Рейф, для которого такие знания — работа и смысл жизни! — не знали о магической подоплёке закона о браке? (Которую я, кстати, почуяла на раз. Такие законы случайными не бывают, и странно, что Рейф этого не заподозрил.) Всё это и общий тон юридической свистопляски вокруг проблемы наводит на мысль, что центральные власти не очень-то хотят спасать такие города. Они, видимо, догадываются о самоподдерживающейся природе Маятников, да и опасность, которую повсюду везут на плечах жители проклятых областей, им вовсе не по вкусу, — поэтому всё устроено так, чтобы повысить вероятность гибели этих земель, одновременно делая вид, что власти заботятся об их спасении. Маятник всё там убьёт — и отключится сам, так зачем париться? Судя по упомянутым результатам прихода Маятников, политика явно имеет успех.

Бой против Маятника — это мощно. Классно написано. Вообще видно опытное перо. На мой вкус в повести, правда, многовато рассуждений, и лучше было бы больше показывать, а не рассказывать. В целом весь этот взгляд на мир мне не близок. Подозреваю, что при описанном раскладе и порядки, и отношения людей между собой должны выглядеть гораздо мрачнее, но Эла Раткевич явно не любит мрачняк. Её право.

»...он чувствовал себя нежданным гостем, которого занесло с деловым визитом, когда хозяин дома отлучился, и теперь остается только ждать его. Все вокруг чужое, все не свое — не снимешь без спроса чужую книгу с полки, чтобы скрасить досуг, не станешь рыться в чужом столе... остается только ждать, пока хозяин соизволит вернуться.»

Вообще-то в такой ситуации самое естественное — снять с полки книгу, чтобы скрасить досуг. Это совсем не то же, что порыться в чужом столе. Приравнивать одно к другому по меньшей мере странно. Формализм там у них прямо заел всю жизнь — уже и книгу не возьми без спросу.

«Возможно, для вступления Щита Города в должность и существует какая-то церемония, но сейчас на нее не было времени. Каждая лишняя минута, отданная экивокам и расшаркиваниям, была бы отнята у Рейфа — а ведь это только кажется, что минут много, и тратить их можно щедро и беспечно: если окажется, что для спасения города не хватило единственной минуты, бездумно потраченной невесть на ерунду, что ты ответишь перед смертью своей совести? Нет, мэр и мгновения лишнего не стал терять впустую.»

Что ж он так усердно терял их раньше? Подозревал, зачем нужен этот закон? Так может, церемония не менее важна? Тут уж или сразу отбросить все правила, или держаться их до конца.

«И ведь не случайно требовалась женитьба на дворянке или магичке! Сила крови старинного рода или сила магии — какая, в сущности, разница... и то, и другое завершает мага полноценно. Любой иной брак оставил бы его магию... перекошенной, если можно так сказать. Такая вот кривобокая цельность.»

Ещё один местный идейный номер. Любой род одинаково старинен, даже если его представители об этом не помнят. Не знать об этом... надо постараться. Вообще старинные предрассудки о разнокачественной крови дворян и простых смертных не романтичны, а отвратны до тошноты, если глядеть на них не из дали веков через розовые очки ностальгии. Не случайно в ряде стран эти идеи устраняли гильотиной.

Это повесть об исцелении и завершении раненого мира и ожесточённого человека. В ней сплетаются жизни троих людей и одного города, чтобы стать одной, общей, куда более гармоничной и счастливой судьбой. Сказочные, полусказочные и реалистические элементы этих трёх судеб и их мира сходятся под конец, образуя завершённую мозаику. Многие возникающие во время чтения вопросы таким образом разрешаются. А под поверхностью волшебной драмы тянется одна интересная смысловая линия. О литературе — балладах, романах, сказках, об их шаблонах, как это всё отражается, опровергается, изменяется и по-своему воплощается в жизни. Мне по ходу дела пришло в голову написать историю об изобретении современной литературы в таком вот традиционном королевстве. Как все эти старинные шаблоны и жанры были разноображены романами и рассказами Нового Времени, с сюжетами и персонажами, взятыми из жизни... А тёще — той самой, в честь которой повесть названа — я б посоветовала правдиво описать свою жизнь и издать это под видом исповеди и назидательной книги для девушек. Будет скандальный бестселлер на века вперёд.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательное произведение: живое, яркое, написаное сочным языком, с множеством красивых эпитетов и аналогий. Вполне обычный сюжет, закрученный вокруг спасения города от магического удара, прописан очень тщательно, показано не только современное развитие сюжета, но и прошлое трех главных героев, их становление и развитие, которое позволило подойти к сегоднешнему дню именно такими, какие они есть. Финальная сцена — это вообще песня. Даже то, что развитие сюжета предсказуемо и традиционно совершенно не напрягает, позволяет наслаждаться каждой прочитаной страницей. Лучшая повесть из прочитанных мной в последнее время! Рекомендую! :glasses:

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бывает, что текст затягивает, увлекает. Захватывает сам сюжет, персонажи вызываю интерес, нет ни малейшего желания читать по диагонали, наоборот где-то возвращаешься. И это именно тот случай. Но вот прочитано меньше половины, самое интересно ещё как бы впереди. Вот только уже понятно не только чем всё закончится, но и как. Есть ещё надежда, что ты ошибаешься хоть в чём-то, но нет — автор «беспощаден». Ты прав, есть повод для радости, но перед тобой не результат лотереи… Конечно розовой субстанции могло бы быть и больше, тому есть примеры среди других произведений Элеоноры Раткевич, но это слабое утешение. С одной стороны, в повести «неправильные герои» (с) (если не принимать во внимание множество романов/повестей/рассказов изданных в последние лет 10), а с другой, шаблонное развитие сюжета.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень запоминающаяся вещь. Одно из украшений сборника НДП-2.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх