fantlab ru

Дэн Симмонс «Гиперион»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.66
Оценок:
9857
Моя оценка:
-

подробнее

Гиперион

Hyperion

Роман, год; цикл «Песни Гипериона»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 462
Аннотация:

На фоне начинающейся межзвездной войны человечества с ИскИнами и мутантами семеро паломников направились к аномальным Гробницам Времени на планете Гиперион. Их поход – то самое минимальное воздействие, которое может оказать влияние на судьбу человечества. Но каким образом, не знают ни они, ни пославшие их. Шестеро из них рассказывают свои истории, в той или иной степени связанные с беспощадным механическим чудовищем Шрайком, явившимся из будущего.


В произведение входит:


  • Повесть поэта. Гимны Гипериона [отрывок из третьей главы]
8.53 (1388)
-
21 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— цикл «Песни Гипериона»  >  роман-эпопею «Песни Гипериона»


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1990 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1990 // Роман НФ

лауреат
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 1991 // Роман (США)

лауреат
Космос 2000 / Cosmos 2000, 1992 // Роман (США)

лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Научная фантастика - Роман (США)

лауреат
Премия Лазара Комарчича / Награда Лазар Комарчић, 1993 // Зарубежный роман

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 1995 // Зарубежный роман года

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第26回 (1995) // Переводной роман

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1996 // Научная фантастика (США)

лауреат
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 1998 // Научно-фантастическая книга (США)

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 1999 // Лучшая книга (США)

Номинации на премии:


номинант
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1990 // Роман

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1991 // Роман

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 1993 // Роман, переведённый на французский

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2000 // Переводная книга НФ (США)

FantLab рекомендует:

Дэн Симмонс «Гиперион» / «Hyperion»


Похожие произведения:

 

 


Гиперион
1995 г.
Гиперион
1998 г.
Гиперион
2000 г.
Гиперион. Падение Гипериона
2003 г.
Песни Гипериона: Гиперион. Падение Гипериона
2003 г.
Гиперион. Падение Гипериона
2004 г.
Гиперион
2012 г.
Гиперион. Падение Гипериона
2014 г.
Гиперион
2016 г.
Гиперион
2017 г.
Гиперион
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Гиперион
2014 г.

Аудиокниги:

Гиперион
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Hyperion
1989 г.
(английский)
Hyperion
1995 г.
(английский)
Hyperion. Prima Parte
1999 г.
(итальянский)
Hyperion. Seconda Parte
1999 г.
(итальянский)
The Hyperion Omnibus
2004 г.
(английский)
Hyperion
2007 г.
(английский)
Hyperion
2011 г.
(английский)
Hyperion
2012 г.
(английский)
Гіперіон
2016 г.
(украинский)
Гіперіон
2016 г.
(украинский)
Гіперіон
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

В своё время эта книга прошла мимо меня, несмотря на то, что фантастику я в середине 90-х (когда вышло первое русское издание) читал очень активно. Обложка в стиле «смертельное фантастическое убийство» наводила на мысль, что это очередной одноразовый ширпотреб, интернета тогда считай что и не было, так что изучить вопрос, как мы все привыкли это делать сейчас, возможности не представлялось. Потом мешало то одно, то другое, но наконец-то звёзды сложились и с изрядным опозданием я приобщился к (относительно)современной НФ классике.

Семеро паломников отправляются к известной на всю населённую часть вселенной святыне — зловещей, загадочной, но притягательной. Их путь далёк, мир вокруг неспокоен, они и сами, в общем то, до конца не понимают, зачем они туда отправились. Чтобы разобраться в себе, своих целях (да и их выполнимости), постараться понять своих вынужденных попутчиков, каждый из них рассказывает свою историю, делится своими надеждами и демонстрирует скелетов из шкафа. Чем ближе цель путешествия, чем больше паломники узнают друг о друге, тем меньше понимания, что их ждёт в финале.

Роман, фактически, представляет из себя постмодернистскую литературную игру, тая в себе массу отсылок ко множеству произведений, где-то абсолютно прозрачных, где-то завуалированных. Практически сразу возникает множество ассоциаций: тут тебе и Гамильтон, и Герберт, и Гибсон, не говоря уже о Вильяме нашем Шекспире, структура повествования — ну конечно же Чосер, а надо всеми ими — Китс, поэт, у нас не сильно известный, а в англоязычной литературе уважаемый, но никем не читаемый. Что же это? Недостаток идей и воображения у автора? Такие мысли, конечно, возникают, например когда понимаешь, что концепция киберпространства списана из «Нейроманта», но потом бац — и в тексте упоминается «ковбой Гибсон». Симмонс выступает в роли лукавого рассказчика, слегка хвастается своей начитанностью, приобщает читателя к забытой классике, а самое главное, предлагает ему поучаствовать, домыслить, догадаться. Ну и вспомнить когда-то прочитанное, а непрочитанное — прочитать, что уж там.

Мир «Гипериона» велик, разнообразен и красив, правда зачастую такой специфической, зловещей и болезненной красотой. Сначала многое непонятно, но по мере прочтения историй, составляющих роман, картина мира становится относительно логичной и стройной, хотя загадок остаётся немало. Вообще, забегая вперёд, но не раскрывая интриги, могу сказать, что «Гиперион», несмотря на открытый финал — вполне законченная книга, возможно автору стоило бы на этом остановиться — и это был бы постмодерн в явном виде, и это, на мой взгляд, было бы круто. Но Симмонс пошёл по пути одного из своих героев. :)

Богоискательство и богоборчество, бог-творец и бог сотворённый, предопределённость и свободный выбор — вечные вопросы человечества, наложившись на технический прогресс, предстают в новом, неожиданно актуальном, несмотря на возраст романа, свете.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впечатление

Дэн Симмонс Гиперион (1 книга из цикла «Песни о Гиперионе»)

Книга мне понравилась. Самое забавное что я мало что понял, кроме одного…это книга ШЕДЕВР. Я прочитал некоторые отзывы и некоторые пишут что ждали как и от любой книги научной фантастики: экшн, интересный мир, борьба со злом либо сами читатели ожидали чего-то большего от этого романа. В итоге пишут что истории скучные, многие термины так и остались без ответа, автор ради денег растягивал книгу, неинтересный мир. Изюминка этого Шедевра заключается как раз в этих историях… нет не просто историях а рассказах ЖИВЫХ ЛЮДЕЙ. Ты им сопереживаешь, видишь как возникает связь между ними, чувствуешь быт рассказчика. Сами истории написаны в разных жанрах. Тут тебе и киберпанк, и боевик, и мелодрамма, и хоррор, и реализм, и многое другое. Я думаю что автор даст ответы на «мировые» вопросы уже в следующей книге.

Минус:

- Небольшая затянутость автора

Всем покеда

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Коротко: не всё в этом романе шедевр, но три из шести историй — определённо. История священника, история поэта и история учёного. Три оставшиеся истории мне понравились гораздо меньше. История солдата средняя, история детектива — вообще какой-то дешёвый боевик с пародией на Гибсоновский киберпанк. А история консула просто скомкана и не дописана. Где те ужасы на Гиперионе, о которых он вспоминает вначале? Но за три шедевра всё прощаю. Хватило бы и одного на самом деле.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Девять баллов выставляю этой книге по трём причинам.

Во-первых, это произведение находится на странице с адресом https://fantlab.ru/work1 и принадлежит автору, биография которого расположена на странице https://fantlab.ru/autor1. Как говорится, я знаю, что ничего не знаю, поэтому всегда есть вероятность того, что упустил что-то главное, засмотревшись на второстепенное. И в этом плане «Гиперион» — яркий пример, потому что второстепенного здесь столько, что запросто можно упустить что-то главное. Иными словами, в данном случае придётся довериться истине авторитета, пренебрегая авторитетом истины. Хотя это и прискорбно.

Вторая причина — это дань уважения, проделанная автором работа впечатляет. Эпическое произведение, где Симмонс в нескольких не особо связанных между собой историях написал портрет будущего, мрачного и технологического, по сегодняшним меркам — немного шаблонно-киберпанковского и затасканно-голливудского, но нужно понимать, что за прошедшие с момента написания книги тридцать лет сам Голливуд надёргал эти шаблоны в том числе и с «Гипериона». При чтении романа воображение рисовало в голове картинки исключительно в серо-синей палитре, ставшей для современного кинематографа традиционной, если дело касается спецэффектов и изображения безрадостного и холодного технологического будущего.

Третья причина — это аванс. Чтение книги мотивировало меня на покупку второго тома, поэтому окончание первой части тетралогии я всё же узнаю и есть ощущение, что в «Падении Гипериона» я получу ответы на многие вопросы — ловушки, щедро раскиданные автором по страницам первой книги. Очень надеюсь на то, что «Песни Гипериона» — это не «Хроники Амбера» или сериал LOST. С последним, кстати, его роднят флэшбеки — каждая история, рассказанная одним из паломников, весьма любопытна, если рассматривать её как отдельное произведение. Слепить что-то общее у создателей LOST не получилось, впрочем, если я правильно понял, они и не ставили перед собой такой задачи. Рассчитываю, что Симмонс в такие игры не играет.

В общем, выводы делать пока рано. Билли, заряжай, нас ждёт вторая серия!

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга крайне спорная, ровно по той причине, что на ней указаны неправильные жанры

Конкретно мне она попалась в рекомендации от фантлаба, с ожидаемой оценкой около 9. Обычно система рекомендаций так мне советует либо книгу которую я прочитал, но не указал оценку, либо же что-то о чем я знаю, что пытался читать, но не оценил и решил оставить до времен когда читать будет совсем нечего(привет Пратчетту и Мартину)

Конкретно же эту книгу я видел первый раз, да ещё и крайне высокая оценка, так ещё и в куче рейтингов мелькает как образец хорошей фантастики, в топах составленных разными людьми

Но при этом, ни автор, ни книга была не знакома мне, хотя большая часть «старых» топов хранится в бумажном виде в семейной библиотеке, а тут прямо абсолютно незнакомый автор с абсолютно незнакомым циклом, и оценками приближенным к Азимову(если протыкать тэги этой книги, то почти на всех на первых строчках окажется те или иные произведения Азимова)

Как же не попытаться прочитать столько восхваляемый шедевр фантастики. Как же не ошибиться как и куча других людей оставивших здесь отзывы — это не фантастика.

Автору, собственно говоря, вообще наплевать на сеттинг и лор, он мог запихнуть ровно этот же сюжет натурально куда угодно, хоть в реализм, хоть в фентези, хоть в сказочный сеттинг, хоть в киберпанк, сюжет не имеет ровно ничего общего с лором и это мешает читать книгу. Первые страниц 100 вы не будете понимать ни один из терминов, ни одно из «лорных» названий и так далее. С большей частью вы и дальше не познакомитесь, ну а часть автор, при всем своем нежелании помочь читателю прочитать его же книгу, умудряется раскрыть, что не делает книгу читабельнее

Потому что вместо книги и фантастики тут идея. Идея сделать единую историю из 6(7) отдельных рассказов, которая по своему, конечно, получилась, но очень часто будет возникать ощущение что автору доплачивают за каждую строку текста, потому что он буквально перегружает каждую страницу целой кучей лишних данных которые ни на что не влияют, никак не раскрываются и нужны лишь для увеличения объема, я почти уверен что выкинь всё это, и получится хороший, интересный, читающийся на одном дыхании единый рассказ, страниц максимум на 50-100, без целой кучи лишней терминологии, без лишних сюжетных веток которые никуда не ведут

Может быть, он даже мне бы понравился, в общем и целом, я не имею ничего против интересной идеи и философии, если это красиво оформлено в слова и, что ещё важнее, красиво сплетено в книгу.

Увы, это не тот случай, интересная идея, философия и прочие неплохие вещи которые здесь есть, всё это запорото неинтересно написанным текстом и отвратительной работой с миром, погружением читателя и прочими базовыми вещами, которые делают хорошие книги хорошими. Я бы мог надеяться что проблема в переводе, как бывает с некоторыми книгами, когда при переводе(даже хорошем) они теряют всю атмосферу, или же что просто переводчик написал всё от балды, но нет, проблемы явно не только в переводе, оригинальный текст ровно такой же

Жаль потраченного времени, но теперь, в целом, я понимаю почему её нету в нашей домашней библиотеке

Оценка: 3
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Разочарован. Столько нахваливали, рекомендовали. Подростковое чтиво какое-то. Никаких откровений. Вторично. Морали нет. Перевод, видимо, тоже не очень. Вытягивают две вещи: киношность (но она же есть оборотная сторона минусов) и разнообразность (проистекающая из компиляции историй).

Отдельно скажу про реализм, т.к. мне рекламировали эту книгу под его соусом: реализма тут нет.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да уж, навел данный роман в свое время «шороху» в фантастике... Пожалуй, не было в литературных кругах человека, который бы не высказал свое мнение по поводу данного творения Симмонса. Именно оно открыло ему прямую дорогу к писательскому Олимпу: каждый следующий роман уже рассматривался критиками как творение автора знаменитой саги о Гиперионе. В таких условиях крайне сложно быть объективным, чтобы не сорваться в славословие и пафос. Постараюсь в данной рецензии не страдать подобными недостатками, хотя это будет непросто.

СЮЖЕТ

Далекое будущее. Человечество расселилось по Галактике, освоив множество планет с самыми разными природными условиями. Многие из них объединились для решения злободневных проблем в некое сообщество, именуемое Гегемонией Человека. Такие планеты связали между собой не трассы космических полетов, а нуль-порталы, делающие перемещение между объектами практически мгновенным. Но некоторые из планет всё же сохранили некоторую независимость, оказавшись вне Сети — их можно достичь только стандартным способом, на обычном космическом корабле. Одна из таких планет, Гиперион, будоражит воображение миллиардов граждан Гегемонии тем, что на ней сохранились весьма странные следы присутствия неизвестной цивилизации, которые никак не удается объяснить силами и средствами современной науки. Мнения по этому поводу сильно расходятся, и единого представления сформировать не удается. Люди хотят заселить планету, исины — уничтожить ее, а независимые Бродяги — понять и использовать на благо человечества. Так уж вышло, что Гиперион стал самой настоящей точкой раздора трех рас, из-за которой может развязаться разрушительная галактическая война. Чтобы предотвратить ее, на планету отправляются семь паломников. Самое интригующее состоит в том, что, согласно верованиям, выжить из них суждено только одному.

ПЕРСОНАЖИ

Их семь — в строгом соответствии с традициями местной церкви, поклоняющейся некому полудемону-получеловеку Шрайку. Каждый из паломников представляет отдельную группу общества и так или иначе связан с Гиперионом или его символами. У каждого из них имеется собственная причина совершить путешествие к Гробницам Времени и задать вопрос их хранителю. Совершенно разные по характеру люди создают такой неподражаемый «букет», что поневоле отвлекаешься от основной темы романа, упиваясь своеобразием придуманных автором персонажей. Пожалуй, кроме капитана тамплиеров Хета Мастина: по воле автора, ему не суждено добраться до цели. Зато шестеро других останутся с вами до самого финала и будут развлекать вас своими потрясающими историями. Скрытный по натуре Консул Гегемонии, искренне верующий в искупление священник, уставший от непрекращающейся войны солдат, развращенный и безалаберный поэт, страдающий от собственного бессилия ученый и детектив, раскрывший жуткую тайну. Уже такого перечисления достаточно для того, чтобы заинтриговать любого читателя. Но ведь есть еще и сама планета с ее неразгаданными тайнами! Шесть разных судеб и одна планета-изгой — кого такое сочетание может оставить равнодушным?!

ИСТОРИИ

Наверно, это самое интригующее в романе. Дело в том, что паломники собрались вместе неслучайно — их имена назвали адепты церкви Шрайка, руководствуясь не совсем ясными мотивами. Избранные хотят понять их перед тем, как они предстанут перед ужасным существом из огня и железа. Им просто необходимо обменяться опытом, чтобы понять, как вести себя при встрече с демоном. Они уверены, что каждая из рассказанных историй несет в себе часть общей истины, которая, как известно, всегда сокрыта в мелочах. Вот почему они тратят свободное время на прослушивание чужих исповедей, стараясь не упустить в них ничего существенного. От этого напрямую будет зависеть их жизнь, точнее — жизнь шестерых, ибо один из них будет Шрайком помилован. Кто это будет — отдельная интрига. Попытайтесь разгадать ее, когда будете слушать эти шесть историй! Хотя не уверен, что вам это окажется под силу. Ибо автор всячески будет мешать вам делать какие-либо выводы и обобщения. Даже с его подсказками разгадка будет совсем не очевидна. От себя добавлю, что истории подобраны весьма изобретательно: они раскрывают нам разные грани одной проблемы, позволяя посмотреть на нее с разных сторон. Кроме того, важную роль в истории играет и английский поэт 19-го века Джон Китс, написавший две ключевые для понимания сути происходящего поэмы, названные как два первых романа эпопеи. Поэтому понятно, что все точки над i будут расставлены только в конце дилогии. Тем не менее, очень многое можно узнать уже к финалу первой части. На мой субъективный взгляд, наиболее впечатляющими оказались три истории, рассказанные священником, ученым и детективом. История поэта тоже была бы неплоха, если б не его ирония и острый язык. Из-за этого она больше отдает анекдотом, нежели трагедией проклятого фортуной рифмоплётца. А истории солдата и дипломата чрезмерно сексуальны, из-за чего произведение не рекомендуется детям и подросткам. Но в целом они все, несомненно, заслуживают внимания читателя. Для полноты ощущений рекомендую читать их по одной в день — чтобы было время как следует обмыслить.

ЛОКАЦИИ

Их тоже семь: шестеро родных планет паломников + Гиперион. Должен сказать, что автор не повторился и не переборщил — все локации подобраны со вкусом и очень реалистично описаны. У читающего создастся впечатление, что он совершил межзвездное путешествие по самым необычным местам Галактики. Гиперион — не только вершина этого путешествия, но и тот самый недостающий осколок, без которого составленная автором мозаика будет нечитаемой. Каждый ландшафт планеты впечатляет так, словно не читаешь о нем в книге, а видишь его наяву. Будь то уже упомянутые выше Гробницы Времени или огромный Разлом, а также отроги Большой Уздечки с возвышающейся над ними Башней Хроноса. Масштабность романа настолько велика, что его даже можно считать такой же космической оперой, как и, к примеру, «Звездный путь» Джина Роддендерри. Так что взыскательный читатель вряд ли будет разочарован.

Честно скажу, что после прочтения вольного «ответвления» от цикла (рассказ «Сироты Спирали») меня одолели смутные сомнения насчет качества оригинала. Я начал опасаться, что зря потратил свои деньги на 5 книг Симмонса (вдобавок, мне не совсем понравилась экранизация другого его романа — «Террор»). К счастью, не всё оказалось так плохо. По крайней мере, первый роман вполне достоин того, чтобы занять на вашей книжной полке видное место. Хочется надеяться, что и во второй части автор не растеряет своего запала и адекватно расскажет нам продолжение этой захватывающей истории.

--------------

РЕЗЮМЕ: потрясающая воображение история шести паломников, совершающих своеобразный хадж к таинственным Гробницам Времени на планете Гиперион в преддверии гражданской войны в Галактике.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

У известных писателей фантастов рано или поздно рождается желание создать масштабное эпическое произведение о вселенной будущего. Дэн Симмонс создал мир Песен Гипериона и Эндимиона. Первая книга это шесть историй объединные поломничеством на планету Гиперион, где скрыты главные загадки вселенной Великой сети: Гробницы времени и Шрайк. Кроме того мы изначально знаем о существование предателя, что добавляет произведению детективной изюминки. Шесть историй поломников дают возможность взглянуть на мир с разных точек зрения, ведь персонажи вышли харизматичные, каждый со своим скелетом в шкафу и желанием для Шрайка. Нас познакомят со Священником, Солдатом, Учёным, Поэтом, Детективом и Консулом. Отдельным героем окажется сам Шрайк — зловещее божество Боли и Смерти, непобедимое и быстрое. Дэн Симмонс в «Гиперионе» создал мир, который поражает и пугает своей глубиной и загадочностью.

Во многом эффект создаётся смешением жанров и неизведенностью. Автор кормит крупицами информации и ты сам создаёшь в голове идеальный мир. Лично моими фаворитами стали рассказ Священника, Поэта и Детектива. Тайна Шрайка окутана такой завесой мистики, что этот образ запоминается навсегда. «Гиперион» — это одна из тех масштабных вселенных, с которыми обязательно должны ознакомиться любители вдумчивой космической фантастики. Я с удовольствием прочитал первую книгу тетралогии и перехожу ко второй.

Instagram: @detective.book

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интегральная «космическая опера», вобравшая в себя и философскую убедительность, и яркие образы, резкие, острые грани сюжета и аллюзии на классику литературы. На страницах книги нет ничего, кроме наслаждения чтением. Поторопись.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман Дэна Симмонса «Гиперион» — это не научная фантастика.

Это даже не современная мэйнстрим-фантастика, не «fiction».

Это философская фантастическая притча. Или даже попытка переосмысления мифа, работа с самым базовым культурным кодом.

Разберемся, почему так получилось.

Во-первых, Дэн Симмонс как автор заслуживает самого пристального внимания. Он родился в 1948 году и преподавал в колледже литературу, а затем, с 1987 года стал профессиональным писателем, то есть почти к сорока годам – довольно поздний срок. Писать он конечно начал раньше, но раскрываться стал не сразу. Симмонс женат, имеет детей, внуков. Казалось бы, биография ничем не примечательна. Обычный преподаватель литературы, однако именно Симмонс становится одним из создателей программы по отбору талантливых детей APEX. Он же лауреат громадного количества жанровых премий в самых разных областях литературы. Симмонс – один из немногих универсалов, способных одинаково хорошо писать фэнтези, фантастику, триллеры, хорроры, историческую прозу.

«Гиперион» — четвертый по счету из написанных и опубликованных Симмонсом романов, он вышел в 1989 году и открыл цикл «Песни Гипериона», куда вошло всего четыре романа. Хоть и тяга к циклам стала общим местом у многих авторов-фантастов 1980-х, «Гиперион» все же заслуживает того, чтобы рассматривать его отдельно от остальных произведений в силу оригинальности структуры и наполнения этого произведения.

Симмонс рисует в романе мир далекого будущего, где человечество после глобальной планетарной катастрофы вынуждено покинуть Землю и расселиться по вселенной в процессе новой хиджры. Устанавливается новая ойкумена, Гегемония человечества. Вместе с тем людям угрожают генетически измененные собратья, мутанты Бродяги, способные жить в космосе. Человечеству грозит галактическая война, но на далекой планете Гиперион можно найти ответ на вопрос, что же будет с людьми, что делать. Ответ знает Шрайк, монстр из шипов и лезвий, Повелитель Боли, властитель времени, движущийся из будущего в прошлое, и семерым протагонистам предстоит отправиться в далекое путешествие, чтобы спасти свою расу.

Структурно роман состоит из шести новелл-историй из жизни каждого протагониста, который находится на корабле, плывущем к Шрайку. Вместе с попутчиками выслушать истории героев предлагается и читателю. История седьмого попутчика отсутствует, потому что он загадочным образом пропал.

Мы видим, что Симмонс прибегает здесь к приему «роман в рассказах», нанизанных на нить основного сюжета, и очень эффективному, когда нужно дать общую картину происходящего.

Переходим к персонажам.

Каждый из протагонистов имеет важный социальный статус:

- безымянный Консул, бывший губернатор собственно планеты Гиперион, возвращающийся на нее в новом амплуа,

- католический священник Ленар Хойт,

- полковник военно-космических сил Федман Кассад,

- частный детектив Ламия Брон,

- тамплиер, религиозный брат Хет Мастин,

- поэт Мартин Силен,

- еврейский ученый Сол Вайнтрауб.

Восьмым протагонистом, скрытым за кадром, является дочь Вайнтрауба Рахиль, страдающая болезнью Мерлина – она растет в обратную сторону, становясь все моложе, и к моменту действия превратилась в грудного младенца.

Таким образом, отметим, что Симмонс вводит в текст персонажи-архетипы, которые можно условно обозначить как: Дипломат, Жрец, Воин, Ищейка, Посланник, Поэт, Мыслитель и Дитя. Это первая характерная особенность героев. А вторая – их отношение к планете. Суть в том, что протагонисты однажды уже побывали на Гиперионе, и именно с ним связаны их истории. Отсюда можно сделать очевидный вывод, что в романе описывается не путешествие в неизведанное, а возвращение к истокам.

У каждого персонажа есть своя История, и она восходит к древней мифологии.

1. Священник, Жрец, который потерял веру. Причиной тому странная колония умственно отсталых андрогинных людей с крестоформами на телах, поклоняющихся символу креста. Священник видит, что вера слабоумных гораздо прочнее и реальнее его веры и в знак утраты своей веры распинает себя на электрическом дереве, обречённый умирать и воскрешаться – то есть принявший на себя роль Христа. Это смерть и воскрешение героя.

2. Воин, сделавший быструю и ослепительную карьеру в сражениях за Гегемонию, и повстречавший любовь своей жизни, женщину по имени Монета, связанную со Шрайком. Чем больше смерти и разрушения сеет вокруг себя Воин, тем реальнее его любимая. В какой-то момент битвы доводят Воина до осознания всей мерзости этого занятия и подвергают его предназначение испытанию. Таким образом, мы снова видим, как герой должен уничтожить себя, свою суть, чтобы возродиться.

3. Поэт, разочарованный в людях и в себе. Человек, познавший все прелести и всю нищету человеческого бытия, написавший сборник великолепных стихов и испытавший кризис творчества. Он сталкивается со Шрайком и первозданный ужас этого монстра придает поэту новые силы, словно хаос стал его новой музой. Поэт разочаровался в Жизни, чтобы найти вдохновение в Смерти.

4. Частный детектив получает заказ от искусственного интеллекта, воплощения поэта-романтика Джона Китса, желающего узнать имя своих убийц, пытавшихся его уничтожить. Ищейка обнаруживает враждебные ИскИны в виртуальной реальности Гегемонии, и Китс, сохраненный в ее сознании желает увидеть Шрайка, чтобы победить своих врагов. Это еще одна версия сражения героя с небытием, его гибель и воскрешение в новой ипостаси.

5. Ученый Вайнтрауб, получает послание от еврейского Бога, который требует ради испытания веры принести в жертву его дочь Рахиль. Требование бога неумолимо, и Сол исполненный горя везет свою единственную и любимую дочь для всесожжения на Гиперион, чтобы предотвратить новый Холокост. Снова испытание верой, убийство самого себя в своем продолжении – ребенке, готовность принести жертву, и намек на воскрешение.

6. Наконец, история консула или дипломата, бабушка которого сражалась на стороне сепаратистов против Гегемонии. Консул всю сознательную жизнь служил Гегемонии, но сейчас понимает, что это идет в разрез с его принципами и существом – он готов предать. Он тот, кто занесет кинжал и ударит в спину, Каин, Иуда.

7. Рахиль. Хоть этот персонаж просто обозначен по тексту, но несет в себе громадный символизм. Рахиль – это непорочное Дитя, символ Жизни, возрождения, порядка, то есть силы, прямо противостоящей хаосу, боли и смерти Шрайка. Вероятно, Рахиль и есть основной, центральный персонаж всего цикла. Кроме того, библейская Рахиль есть праматерь израилева колена, которое однажды вернется в свой дом из изгнания. Здесь можно трактовать образ героини как человека, способного вернуть человечество обратно на Землю. В любом случае Рахиль — это узловая точка, момент начала и конца.

Конечно, отдельной строкой следует сказать о Шрайке. Несомненно, образ Шрайка – это образ древнего могущественного божества, повелевающего временем, а значит здесь сразу же напрашивается аналогия с Кроносом, пожирающим своих детей. Действительно, Шрайк находится вне времени и способен в силу своего бессмертия образно пожрать любое живое существо. По факту непобедимый, Кронос обречен погибнуть от рук своего детища. Теперь вспомним, что дочь ученого тоже движется из будущего в прошлое, и находясь в смертельной опасности, тем не менее являет собой гибель для Шрайка самим фактом своего существования, как это произошло с Зевсом, мать которого подсунула вместо ребенка Кроносу на съедение камень. Впоследствии Зевс убил отца и установил новый миропорядок.

Шрайка можно рассматривать и в ином, менее могущественном ключе, например, как повелителя мира мертвых, Аида, а путешествие протагонистов в Гиперион понимать как переплытие на челне через Стикс, за что нужно дать паромщику дань – и этой данью как раз выступают рассказы, истории жизни, а по факту сами жизни героев, ведь они спускаются, читаем – «возвращаются» назад, в мир небытия. Примерно те же аналогии можно провести не только из древнегреческой, но и из других мифологических систем. Например, в шумерской мифологии Шрайку идеально соответствует бог Нергал.

Несомненно, образность романа связана и с самой планетой. В древнегреческой мифологии Гиперион — один из богов-титанов, которые лишили Урана былого могущества и совершили революцию, захватив над миром власть. Буквально Гиперион понимается как солнечный свет, отец Гелиоса (Солнце), Авроры (Заря) и Селены (Луна).

Все это в совокупности и дает основание говорить о «Гиперионе» не просто как о космоопере, но как о обстоятельной, полновесной притче или даже поэме, благородной, неспешной, глубокой, где узнаваемые термины используются только для привязки к культурному уровню читателя. Если задуматься, базовые схемы романа легко можно адаптировать к любому времени, и даже технологии мира Гегемонии здесь не помешают.

«Гиперион» можно толковать и понимать во многих смыслах, а уже это говорит о высоком не просто художественном значении, но и культурном контексте произведения, благодаря чему оно обретает полифоничность, множество проекций, образует веер смысловых троп, а значит – веер миров, направлений, пониманий. По силе образов, по воплощению их в обманчиво простоватом сюжете «Гиперион» соперничает с «Дюной» Герберта – он также конвертирует богатый мифологический бэкграунд и проецирует его на возможную картину будущего, стирая грани между прошлым и настоящим и образуя некую вневременную протяженность.

Да, Симмонсу и правда удалось в этом романе поймать вечность за хвост.

Оценка: 9
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Доверился высокому рейтингу и.......... даже не осилил половины.

Фантастикой это произведение назвать сложно. Да события происходят в далеком будущем. Да использует автор термины отсылающие нас к каким то футуристическим изобретениям вроде нуль порталов))) и лазерных нейтронных парализаторов))) может виноват перевод, а может и нет, но как сильно напрягает, то, что с одной стороны бластеры лазеры, и тут же речные баржи, нуль порталы и силовые поля противоречат деревянным ветро кораблям и тому подобное.... как говорится на любителя)))

По самому сюжету: начало заинтриговало, первая история священника обещала интересное развитие событий, но скатилась к какому то дешевому фильму ужасов, сверхпаразит который не умирает при ударе огненных деревьев( ожившей высоковольтной вышке)??? это что? точно, это фантастика.

Вторая история военного, который в военной академии какого то тысячелетия, лейтенанта звездного флота, в виртуальном имитаторе участвует в битве при Азенкуре.

и после таковой, занимается сексом с незнакомкой, и вот тут что самое интересное, это событие является основным)) фантастика с элементами романтики и эротики.

Третья история поэта, в ней намешано столько всего, и поэзии, и философии, и описания неудачных инвестиций и последствий инсульта, в общем всего много и сразу, и у меня появилось ощущение, что мое правило дочитать книгу, а уж потом делать выводы о ней, может дать сбой.

На четвертой истории, ученого, когда стало понятно что это история о диалоге еврея с богом требующим совершить жертвоприношение ребенка, читать дальше не смог.

Даже не интересно каким образом, автор будет все это соединять и к чему ведет...

Оценка: 3
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не понимаю почему многие пишут, что среднего в отношении этого романа не бывает, или восторг, или отвержение, при том, что роман, как раз средний. Роман состоит из 6 историй, в которых автор паразитирует на библии, взаимоотношениях бога и человека и на простых человеческих эмоциях. Все чушь, насчет утверждений, что эти истории создают мир книги, ничего они не создают, у автора были истории и свои размышления в этом ключе и он создал оболочку, чтоб эти истории в нее интегрировать. Получилось у него средне, как и весь роман.

Плюсы: истории интересные, написанному веришь и эмоции (в той или иной степени) они пробуждают.

Минусы: Инструменты для пробуждения эмоций читателя избраны оочччееннь примитивные...однослойные (на уровне котенка в рекламе), любовь к дочери, к свободе (оковы рабства), везение и джек пот и т.д. За исключением желания автора рассказать (и поразмышлять) истории, сам роман по сути рваный и мир плоский. Персонажи ненужные для историй, как таковые, отсутствуют (только мазками в фоновом режиме), вернее только один бол.мен. прописанный есть.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Гиперион» Дэна Симмонса изображает далекое будущее. Сам роман можно характеризовать как «роман в повестях», однако повести являются экскурсами, а между ними идёт полноценный, но краткий сюжет произведения, что осложняет характеристику произведения, оно многогранно.

Экскурс — отвлечённое повествование о прошлом, будущем, с воспоминаниями и т. п.

Каждая повесть, а всего их 6, по-своему уникальна, даже жанры всё время меняются, каждая повесть, своеобразная история жизни, является историей одного из главных героев. Автор рассказывает истории людей, такие необычные, различные, но в итоге объединённые одной целью.

С первых минут возникает вопрос, что могло объединить священника, солдата, поэта, ученого, детектива, консула и тамплиера, готовых отправиться в опасное приключение к мистическим гробницам, где проживает не менее мистическое существо, при этом планета скоро подвергнется нападению космических варваров. Информация про шпиона среди них ещё больше усугубляет положение.

Вследствие обсуждения герои решаются рассказать свои истории, они должны помочь разобраться в мотивах каждого.

Удивляет разнообразие и методы повествования. Первая история в письмах, точнее, в записках, история рассказывает о тяжелой судьбе священника в поисках бога, отправившегося исследовать необычный феномен гробниц. Эта повесть рассказывает о проблемах веры и к чему они могут привести. Вторая история — судьба солдата и мистическая любовь. Трудное детство, исламский терроризм, политическая бестолковость.

Третья повесть о поэте. Рассматривает трудности человека с тяжелыми патологиями, современные тенденции криозаморозки, эффект «пути паломника», кризис писателя.

Четвертая история учёного описывает беспомощность, отчаяние, проблему родителей и детей. Пятая детективная история рассматривает проблемы искусственного интеллекта, застоя общества, перекладывания многих вещей на роботов. Шестая история консула о разрушенных судьбах, ненависти, независимости, разрушение экосистемы ради ресурсов. При этом некоторые истории о других, а не о себе, что показывает важность одних людей для других. Насколько может повлиять судьба одного человека на другого. Также в общем рассматривается проблема огромных расстояний в космосе. Отдельно стоит выделить образ Шрайка — ужасный монстр, ставший объектом поклонения.

Всё очарование романа заключается в его увлекательности, хорошая возможность увлеченно прочитать интересную и одновременно глубоко философскую историю.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Гиперион» это поразительный роман. Он поражает проработанностью мира. Мы видим живой мир, десятки населённых людьми планет, каждую из которых Симмонс описывает добиваясь эффекта присутствия. Причём этот мир постоянно меняется, в нём постоянно что-то исчезает, а что-то появляется, что-то погибает и что-то зарождается.

Семь героев романа совершают паломничество к Гробницам Времени на планете Гиперион. Эти Гробницы движутся из будущего в прошлое, и там их ждёт ужасный Повелитель Боли — Шрайк. По легенде Шрайк может исполнить желание одного из паломников, а остальных убьёт. По пути к Гробницам каждый из паломников рассказывает свою историю. Каждый из них так или иначе оказывается связан с планетой Гиперион. Рассказывая свои истории они постепенно открывают читателям всё больше подробностей из вселенной «Песен Гипериона». Их цели различны — кто-то хочет убить Шрайка, кто-то спустить его с поводка, кто-то хочет спасти близкого человека, кто-то — изменить прошлое.

Эти истории включают в себя самые разнообразные жанры — биологическая и религиозная фантастика, боевая и эротическая, психологическая, философская и социальная, детектив и киберпанк, романтика и шпионаж...

Роман «Гиперион» поэтикоцентричен. Русскоязычный читатель не знает в полной мере англоязычных поэтов, таких, как Йейтс или Китс, поэтому по понятным причинам какие-то моменты неизбежно останутся непонятными, но это не мешает впечатлиться красотой и глубиной этой истории.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лакмусова бумажка.

Ей можно уподобить этот роман Симмонса, и вообще, и на этом сайте в частности.

Спасибо вам, уважаемые комментаторы!

Благодаря вашим отзывам я сумел составить непредвзятое впечатление о ваших вкусах и — извините — о вашем уровне, как критиков.

Потому что роман Гиперион для его адекватного понимания требует на только начитанности в фантастике, но и общего культурного бэкграунда.

Иначе не будут замечены и поняты все отсылки к элементам мировой культуры, опора на предшественников и полемика с ними.

Потому что роман весьма полемичен.

По своей сути он — развёрнутое высказывание о природе человека, о корнях и плодах веры и религиозности.

Свои мысли и убеждения автор ловко и изобретательно скрыл под обёртками твёрдой НФ, мистики и хоррора.

Но имеющий глаза увидит и имеющий уши услышит.

Эта фраза, кстати. так же неоднозначна и наполнена культурным подтекстом, как многие фразы и ситуации в романе.

Без понимания библейских аллюзий непонятыми останутся не только исторя священника, но и учёного (Тора, или Ветхий Завет), и поэта (Книга Иова).

В общем и целом — роман замечательный, можно даже сказать — великий. Поставить ему максимально возможную оценку мне мешают только его недостатки, являющиеся продолжением его достоинств. Это перегруженность сюжета ответвлениями и перегруженность смыслами.

Co zanadto, to nie zdrowo, как говорят братья-поляки.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх