fantlab ru

Р. Скотт Бэккер «Нечестивый Консульт»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.15
Оценок:
241
Моя оценка:
-

подробнее

Нечестивый Консульт

The Unholy Consult

Роман, год; цикл «Второй Апокалипсис»

Аннотация:

Спустя двадцать лет после того, как Анасуримбор Келлхус вошёл в историю людей, он правит империями трёх морей — первый истинный Аспект-Император за тысячу лет.

Бескомпромиссное изображение катастрофического мира мифов, войн и магии. Мощная и захватывающая заключительная часть серии стала одной из самых обсуждаемых книг в жанре эпического фэнтези всех времён.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2021 // Книги: Самая долгожданная книга

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
А. Баранов (1)

Нечестивый Консульт
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

О курва, я пердоле...

Я официально под присягой готов признать, что я тупой. Еще готов признать, что у меня нет вкуса. Я абсолютно уверено, что Р. Скотт Бэккер настоящий гений, а я просто тупое быдло, который не в состоянии понять его глубоких посылов. Поэтому весь дальнейший отзыв необходимо воспринимать с этих позиций.

Какая же это все муть, в прямом и переносном смысле. Я будто плыву по дну илистой реки и меня постоянно швыряет о камни, но я продолжаю верить, что в конце меня ждет прекрасный и чистый океан, а не огромный водопад, с которого я рухну на скалы и превращусь в требуху, корм для рыб.

Покушение на Келлхуса провалилось, зато город оказался уничтожен. Келлхус берет жену Эсменет и сына Кельмомаса и сваливает с ними, после чего происходит их странная ссора, где Эсменет опять плачется, а Келлхус почему-то будто оправдывается. Все равно это ни к чему не приводит.

Больше всего мне понравилось в книге, как Келлхус филигранно подставил Пройаса, оставив армию на него, после чего они все не только жрали шранков, что позволил еще сам Келлхус, а начали жрать и других людей, тех же Обожжённых, которые по какой-то причине поперлись за основной армией. Есть, правда, несколько нюансов. Во-первых, если основная армия убивала и ела шранков, что ели едва живые Обожженные? Во-вторых, Келлхус сказал не приближаться к ним и оставить, очевидно, из-за радиоактивного заражения, но когда их съели, никаких последствий не было. Правда не очень понятно, что они ели потом, пока стояли под Голготтератом... А Келлхус даже не убил сразу Пройаса, просто подвесил его на скале, потом достал, сказал какую-то фигню, вроде «Я говорю правду, Пройас, ибо правда – это всё, что мне осталось.», хотя буквально только что всем солдатам нес откровенную чушь, что этот же Пройас предатель. Ну ок. Потом Пройаса вытащил Акхеймион, и они поболтали, а потом он просто бросил его помирать и они с Эсменет и рожавшей Мимирой ушли. Я уже даже не пытаюсь понять логику происходящего.

Эсменет, кстати, до конца бесполезна. Она будто блаженная какая-то. Мне вот эта ее фраза понравилась: «Я жила с ним двадцать лет, Акка. Я знаю своего мужа.» — fга, точно так же, как ты знаешь своего сына! Дура тупая. Как и ее дочурка. Их окружают толпы шранков, а беременная Мимара не хочет выбрасывать хоры, чтобы Акка их всех перенес по воздуху. И они почти помирают, но тут удачно прилетают орлы... ой, то есть Серва, которая их спасает. Я-то думал, что эти хоры как-то сыграют свою роль, не просто же так она их таскает с собой все книги, но нет, как только появляется Не-Бог, она их тут же выбрасывает. Я просто похлопаю.

Серва, Сорвил и Моэнгхус свалили от нелюдей. Моэнгхус слегка поехал кукухой, Серва его спровоцировала и он спрыгнул во время телепортации. Это же телепортация, а не полет, как он спрыгнул? Но главное — как он выжил? И опять удачно рядом пробегали скуфельды!

Найюр как был лохом все книги, так им и остался. Он вроде за всю книгу больше всего дрался с женщинами, вроде первой Сервы, и всеми, кто не мог ему ответить. И тут тоже самое. К нему так удачно попал его сын, тот его заковал и постоянно бил. Я так полагаю, будь Моэнгхус свободен, этот крутой воин к нему бы и подойти боялся. Скюльвенды в этой тетралогии вообще не нужны, они ничего не делают. В конце же вообще сюр происходит. Найюр раздевается до гола (девиации Бэккера нам всем хорошо известны) и идет на Не-Бога, выкрикивая какую-то чушь про Келлхуса, который к тому времени уже помер. Просто лол и кек! 20 лет где-то мотался, шпонькал оборотня (которую потом убил, назвав мерзостью, просто смех!) и разукрашивал себя пафосными шрамиками, чтобы просто бессмысленно убиться о местного Саурона. Он буквально за все семь книг не сделал ничего полезного. Лох сотого левла.

Как и Сорвил, чья судьба была убить Келлхуса, но пуньк! — и он умер. В этом даже была какая-то логика, но об этом ниже. А самое забавное, что его убил ребенок, сын Келлхуса, да так, что сам Келлхус, находясь на расстоянии вытянутой руки, не успел ему помешать!

Вся армия месяцами куда-то шла, люди умирали сотнями и тысячами, потом жрали шранков и занимались каннибализмом, и не все даже верили, что Голготтерат существует, а вместе с ним и Консульт. Тогда чего шли? Тупо фанатизм и запуганность? Даже Акхеймион, главный лузер мира, и тот начал сомневаться, такой ли Келлхус плохой, когда таки увидел Голготтерат, хотя знал, что тот существует.

Вход в Голготтерат охраняет еще один огнедышащий дракон, очень сильный, а также сотня лучников с хорами, которых начинает в одного выкашивать Серва, у которой очень удачно оказывается особый волшебный меч, защищающий от огня. Автор уже даже не старается. И вот она убивает 99 лучников, но, оказывается, был еще один, которого она почему-то не почувствовала. Смэрть!

Кельмомас в итоге все же оказался одним из немногих персонажей, которые действительно важны в сюжете. Честно говоря, я так с ходу и не припомню, что полезного сделал Акка, вроде как главный герой. Зато с Кельмомасом интересная сюжетная линия, он ведь дважды спас Келлхуса: сначала случайно от первого Воина Белой Удачи, потом намеренно от Сорвила, но потом из-за него же Келлхус и погиб, чего Кельмомас желал с самого начала. И все это потому, что он каким-то невероятным образом оказался невидимым для богов. Почему? Ну вот так вот, смеритесь.

Келлхус заходит в Голготтерат, а там армяне в нарды играют. И это даже почти не шутка. Оказывается, после Первого Апокалипсиса Голготтератом правила пятерка дуниан, таких же, как и Келлхус. Какая же чушь. Даже не важно, как так вышло, смешно другое — пятеро дуниан за кучу лет просто прозябали в своей твердыне, а их практически захватил один Келлхус, и только резко потупевший Кельмомас помешал ему. За это время эти дуниане могли голыми руками убить всех людей до количества 144000. В итоге этого Кельмомаса хватают и запихивают в саркофаг, вуаля, второе пришествие Не-Бога готово. И это даже интересно... могло бы быть, если бы автору не надо было вставать завтра рано поутру, потому что, все 7 книг растягивая сюжет, как банка жо... короче, если бы автор просто, по сути, не написал в конце: а потом все умерли.

Если я правильно понял, в Келлхусе был бог Айокли, который Четырехрогий брат, но в Найюре был он же. Тогда как получается, что один хотел убить другого? Почему Келлхуса пыталась убить и богиня Ятвер? Получается, я ничего не понял? Если бы автор писал чуть более стройно, чтобы не пришлось продираться сквозь тонны грязи, было бы куда лучше, но нет, автору надо блеснуть своей интеллектуальностью, чтобы тупое быдло вроде меня каждые пять минут чесало репу, пытаясь понять, что написано.

В конце Келлхус просто невероятно нелепо помирает, приобщаясь к массе большинства других персонажей, чья гибель выглядит невероятно глупо. Его отвлекает его же сын, и тот так удивляется его появлению, что пропускает, как его касается хорой простой шпион-оборотень. Героическая и эпическая смерть, ничего не скажешь.

Начался Второй Апокалипсис, и как будто это даже интересно, никакого хэппи энда, герои проиграли (был ли Келлхус героем?) но вместе с этим я так устал, что мне плевать. С момента выхода книги прошло 7 лет, а продолжения все нет, и я искренне надеюсь, что его и не будет. Отличный открытый финал, которые я ненавижу, но зато я закончил эту тягомотину с психологической травмой. Еще хотя бы одну книгу я не осилю, а зная автора, продолжение, если оно будет, то будет минимум трилогией.

Все книги мне в голову лезла какая-то мысль, которую я не мог нащупать, и только в этой она сформировалась: судя по флэшбекам, куда интересней было бы читать про Первый Апокалипсис, а не про попытки предотвратить Второй.

По ощущениям, автор просто хотел написать очень размытый философский трактат, где много размышлений ни о чем, а сюжет так, для галочки. Какие-то вещи так и остались необъясненными, а многие вообще не нужны в сюжете. Примеры:

Зачем Маловеби и его отрезанная голова на поясе у Келлхуса?

Зачем был нужен дракон в пещере, куда явился Акка за картой?

Зачем Копье-Цапля, если в итоге оно лишь позволило сбить один рог, а потом просто упало и исчезло? И что за оружие вообще такое, что выстрелы убивают одного мага за раз, и одновременно с этим может пробить металл ковчега, который едва погнулся от падения из космоса, а магия его не брала? Баланса сил вообще нет.

Автор вообще просто забил на магию, ничего не объяснив, даже не объяснил, чем Гнозис лучше остальных.

В пещерах, где бегал Акка с наемниками, у кого-то там были сердца с глазом на нем. И что это?

Что за фигня вообще в конце вылезла в этой пещере и почему пропустила всех, когда Мимара попросила?

Там же — что за дух, вселившийся в Клирика?

Нафига были нужны те два выживший дунианина? Один убился, а мелкий пацан просто убежал из сюжета. Зачем они?

Зачем вообще была нужна линия с поиском Ишуаля?

Зачем нужны были сны Акки? Тупо ради флэшбеков?

Проклятия и ад реально существуют или просто метафора или вроде того?

Зачем было нужно Око Судии?

Зачем под конец явились нелюди, если они так ничего и не сделали?

Почему за 7 книг ни разу не было зимы?

И таких вопросов можно накидать десятки, если попытаться вспомнить все детали, что невозможно, или перечитать цикл, что еще более невозможно.

Этот цикл буквально сломал меня. Я впервые так сильно устал от чтения. Я возненавидел чтение, и мне нужна реабилитация, чтобы восстановить любовь к книгам, дабы появилось желание взять в руки еще хотя бы одну. Мне кажется, если я открою в телефоне новую книгу, меня триггернет, и я просто разобью телефон о стену. А я ведь разрывался между Вторым Апокалипсисом и Малазанской империей, но там книг намного больше, и говорят, что тот цикл примерно такой же непонятный. Короче, в черный список.

Очень много текста, и все бы ничего, если бы сюжет был насыщен событиями, но их здесь очень мало, все книги персонажи просто куда-то двигаются, и автор только и делает, что описывает эти движения. В первой трилогии армия три книги просто куда-то шла, и автор смачно описывал их страдания, но уже на второй книге от однообразия становится плевать, что с ними будет, особенно когда уже и так понятно, чем все закончится.

О, я придумал сравнение для себя. Для меня этот цикл примерно то же самое, что соулслайк игры, где нужно сидеть на куске льда, чтобы не прожечь кресло горящим пyкaнoм. Короче, не моё.

5/10 — как и в Тысячекратной мысли, этой книге я хотел поставить аж целых 6 из 10, но в конце автор вместо внятного финала оставил открытую сквозную рану в моей душе и голове, так что минус бал за нежелание не просто создать мир у себя в голове, но и внятно его расписать на бумаге. Такое ощущение, что автор это писал чисто для себя и своих друзей-интеллектуалов, которым хотел доказать, что сможет написать нечто такое, что будет одновременно с простым сюжетом, но одновременно и непонятным почти никому при первом прочтении. Я искренне поражаюсь тем людям, кто читал сей опус больше одного раза, я лучше потрачу время, давая себе пощечины.

Оценка: 5
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец я добрался до полуфинала этой саги о двух стульях. Впечатления от прочитанного, мягко говоря, смешанные. С одной стороны, нетривиальный сеттинг навозных веков Средиземноморья выглядит свежо, а хороший гримдарк штука, в целом, редкая. Критикуемый многими тысячетонный слог напоминает дорогой деликатес — гадость невыносимая, но ты уже заплатил. Однако Бэккер, как первоклассный колдун кишаурим, льёт воду не скупясь. Длинные, монотонные, ничего не раскрывающие пассажи вгоняют в такое беспросветное уныние и депрессию, что я, подобно дяде Джуниору из Клана Сопрано, бесконечно вопрошал к пустоте. Экспозиция поверх экспозиции, приправленная рефлексией, философией и набухающим естеством. Поглощая 600+ страничные кирпичи я не переставал спрашивать себя: «Зачем я это делаю? Ради чего погибло столько деревьев?»

Первая трилогия выглядела даже хорошо: интриги сильных мира сего, становление и развитие героев, неоднозначная война и личная драма. Позаимствованный у арабов этикет ведения беседы (джнан) делал диалоги атмосферными и динамичными. В Аспект-императоре ничего этого нет. Аспект-император — монументальный памятник воде.

Если в первой трилогии сюжетные арки сплелись в одну, достигнув накала страстей, в Аспект-императоре они заканчиваются ничем.

Мимара

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Око Судии не нужно ни для чего. Вот Мимара в лагере Ордалии на пороге Голготератта не знает куда глаза деть от окружающего её греха. А как смотрит на Келхуса — око не работает.

Сорвил

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Зачем я следил за мытарствами Лошадиного Короля три с половиной книги, если он просто слился в середине четвёртой? С таким успехом он мог просто кониной подавиться.

Культ Ятвер

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Без комментариев

Воин доброй удачи

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ассасин, которого ведёт к успеху само бытие — подавился кониной как и Сорвил

Фанайял

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Слит за одно предложение.

Тем не менее, как бы Бэккер не уговаривал меня бросить это читать, я продолжал и нашёл в этом чувство схожее с прохождением Dark Souls — постижение экзистенциализма через муки. Я плакал вместе с Аккой и Пройесом, не понимая зачем это всё. Я злился вместе с Найюром и Конфасом от неуязвимости Марти Сью, ой простите, Келлхуса. Я впадал в беспамятство вместе с нелюдями, забывая многострочие предыдущего текста и имена статистов. И я постиг Абсолют вместе с дунианами, дойдя до конца.

? Из 10

Не знаю кому посоветовать это к прочтению

Оценка: нет
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочел все шесть

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ах ну да, их же семь. Семь прочел. Просто где-то одни слились в одну
книг цикла. Очень понравились первые три. И я поясню почему: в них чувствовалась атмосфера, рисунок, масштаб и (что на мой взгляд одно из главных в таких книгах) разные линии разных героев, которые в будущем сплетались в одно целое. Ощущался резонанс их действий, на горизонте маячил невидимый враг, повсюду плелись интриги и велись войны. У каждого героя была своя правда, своя жизнь и свое видение мира...

Далее последовала трансформация главных из них, объясненная автором таймскипом и тем фактом, что оказывается, в глубине души они такими и были. И я бы понял это осознание, если бы оно по настоящему терзало главных героев. Так ведь нет, шлюха

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
стала императрицей, да не простой, а вполне-себе успешной, золотой! Не проучившись ни дня никаким наукам по управлению государством (либо они происходили очень коротко и за кадром).
. Толстый маг-тряпка
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
метается со своим *знанием ситуации* из пустого в порожнее почти все шесть книг!!!! Лучший момент с ним — это его битва с нелюдем из подземки и то, как он с помощью зачарованной куклы нагибал недооценивших его противником. Вот это было изобретательно.
. И тут очень много можно было бы пройтись по всем остальным, но общая тенденция такова — герои осознают себя тысячу раз, потом еще тысячу, а затем такие: ОБОЖЕ Я ВСЁ ПОНЯЛ(А). И так несколько раз за цикл. Я всё понимаю, там творятся такие события, что невольно поменяешь мировоззрение, но не пятнадцать же раз(. И это не говоря о логичности поступков героев, которая очень часто отсутствует (но это простительно, это везде и всегда).

Далее, во втором цикле книг(хотя я косвенно уже касался его, но теперь подробнее опишу) — нам вкидывают еще порцию новых героев. Поначалу их ветки кажутся интересными, потому как нам представляют их, как обладателей *другой* силы, третьей или даже четвертой

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мимара со своим оком, Воины белой удачи и культ ятвер, Сорвил с его уникальным благословением от всё того же культа Ятвер. Все их ветки по сути надуманы и в итоге не нужны сюжетно. Серьезно. Если их вырезать — повествование и даже сам ход повествования не поменяется, только *буков* станет меньше. Ведь все они сливаются в неуклюжих попытках выполнить свою миссию. Око судии — нифига не судит и ни на что не повлияло. Ну есть это абилка у Мимары, и что в итоге? А ничего. Увидела она грядущий конец света, увидела личину отца. А толку 0. Понимаете? Мимара осознала то, что читатель (да и Акка) знает уже с первой книги. Никакого сюжетного смысла. Сорвил? Поначалу радовала его ветка, затем она достигла апогея, когда он влюбился в Серве. Я уж думал, ну вот оно. Сейчас Серве будет драться за Сорвила против своего Бати на виду у всей Ордалии, да еще вокруг врага! Но нет. Сорвил слит, простите, *пездюком-невидимкой*. Любовная линия серве и сорвила прервалась, так и не обретая пиковую форму. Серве, хоть и сыграла свою роль в сюжете — стала еще одним сосудом, а не человеком (это главное противостояние в ней было). Воины белой удачи — все как один тормозные и бесполезные, единственное достижение — убитый Шрайя, сюжетная ветка которого стала безынтересна еще тогда, когда выяснилось, что он брат Келлхуса. Культ ятвер? Сосет. Так и не дал никто серьезный отпор идеальному Келлхусу.
И это печально.

Ну и отдельно про нечестивый консульт, как книгу. Коротко: Самоповторы, повторы из других книг (что простительно), неплохая задумка относительно появления ковчега и его функций, отличная, местами, интрига сражений и повествования (это плюс) — которая затем, ближе к середине и концу книги скатывается в сраное ничто (потому как опять идет передергивание мотивов главных героев, их переобувание, самоповторы). Очень затянут финал. Чтобы вы понимали — Ордалия добирается к ковчегу примерно к середине книги вплотную. И далее полкниги осаждает ее. Звучит неплохо. Но только звучит, потому что текст нагроможден абсолютно лишними именами, которые никто и никогда не запомнит. Все эти Фанаялы-аль-дукати-ибн-шурин-инохрой. Беккер, как говорят, филолог-психолог. И в диалогах иногда это видно. Часто играет это на пользу, а очень часто Беккер забывает, что приёмы психологии хорошо работают на массах, и очень хреново на идвидуальных личностях, ибо штампованное применение одной и той же философии/психологии относительно всего сущего влечёт за собой серый набор опций этого сущего, а потому характеры главных персонажей и даже(!) Главные враги Аспект-императора — сливаются в это серое ничто, выравниваясь в своей беспомощности и безволии. И казалось бы, так и должно быть, ведь все они стоят перед обстоятельствами, превышающими и их знания, и жизненный опыт, и их силы. НО!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Акка — всё это видел тысячи раз в своих снах, как и все волшебники гнозиса, знал это и Келлхус. И его дети. Так почему же они (кроме ананасовой семьи. И те опционально) ведут себя, словно маленькие дети, хотя вот-вот, совсем недавно, они вполне здраво рассуждали об этой же самой проблеме? Это мне непонятно. Точнее непонятно не столько их поведение, сколько занимаемая ими позиция. Мол всё пропало, а нет, не пропало. А да, пропало. А нет, всё ок. А нет, все таки пропало — и это не в плане ситуаций. Это в плане их внутренней позиции. Не осталось никакой борьбы, никакой интриги, они просто как листья на ветру. Но шли то они именно сражаться с этим ветром. А попыток даже не делают.
. Далее — текст очень перегружен надуманными и одинаковыми эпитетами касаемо увеличивающихся по своей мощи обстоятельств.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например — гг видят орду, и говорят — Это бездонный океан шранков! Нам конец! А затем видят орду вдвое больше, приправленную вражескими магами и драконами и говорят — это бездонный океан шранков! Нам конец! — ну, это условно и коротко если.

Фух, высказался. Ну, на самом деле еще много можно ругать или хвалить эту книгу. К прочтению, все же, рекомендую. Но необходимо быть готовым к тому, что в одних моментах у вас будет гореть одно места от переобуваний героев, в другом вы заскучаете и уснете, в третьем не поймете что именно хотел сказать автор, потому как повествование рваное и нагроможденное метафорами. А это прочтение не облегчает, и более того открывает повод к срачу фанатов относительно того, как именно воспринимать то или иное событие. И это было бы неплохо, если бы допускалось неоднозначное толкование, по причине многогранности самих событий. Но в книге всё несколько проще, и я уверен, что это надуманный прием в данном случае. Неоднозначность ради неоднозначности, чтобы все были правы по своему. Хочешь превратить единицу в ноль? Ну ок. Ты можешь так сделать, потому что в тексте нет четкого определения нуля и единицы. А там, где нет четких границ — есть пляска бесконечной философии относительно того, что же все таки ноль. А что такое единица. И это параллель многим, возможно, пришлась даже по душе, потому как реальная аналогия с нашим миром, где споры о подобном никогда не утихают. Вот только Эарва не наш мир, и герои там, мыслящие совершенно по другому поначалу, в итоге всё равно мыслят как мы в современных реалиях. И даже хуже, ведь там от казалось бы банальных по простоте и бесконечных по глубине вопросов зависит не исход спора, а исход мира. И это огорчает. Ведь мир Эарвы живет по другим законами, нежели наш мир. Потому вся эта свистопляска с *тысячекратной мыслью* скорее забавляет, нежели заставляет действительно задуматься.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, данный роман самый сильный и интересный из всех семи произведений цикла «Второго Апокалипсиса».

Нет, не скажу, что эта книга — шедевр «dark fantasy», классика, один из столпов жанра. Отнюдь. Просто, «Нечестивый Консульт» написан более грамотно и проработанно, чем остальные романы этой серии. Продуманно, и, так, чтобы читать книгу было интересно не только самому автору, и, наиболее преданным поклонникам его творчества.

Хорошее и логичное завершении многотомной эпопеи.

Книга динамичная (относительно, конечно), яркая. Все сюжетные линии, более-менее, точно сошлись. Картинка сложилась целостная (опять, правда, не без оговорок), все главные герои до конца сыграли свои роли. Ну, и, читается роман попроще, чем другие, предыдущие книги.

Неплохо.

Но, конечно, опять, главный недостаток — затянутость. Тонны «воды», самоповторы. Длинные диалоги, бессмысленные (хотя, на первый взгляд, глубокомысленные) философские рассуждения. Хватает и несуразного, порой, нелепого.

Ладно, повторюсь, этот роман, я, хотя бы, с удовольствием прочитал, не зевая и не томясь желанием отложить книгу в сторону. Хоть в этом произведении, я с нетерпением ожидал финала не потому, что все надоело, а по причине того, что стало интересно, чем все закончится. Ох, пусть только к седьмой книге, но, наконец, автор стал выдавать то, что я от него ожидал!

Удачное окончание бесконечного и нудного цикла.

Оценка: 8
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сокращенная версия заметки для Medium (http://bit.ly/2sECNGQ)

К «Великой Ордалии» и «Нечестивому Консульту» без модификаций применим совет исключительной ценности, который принято давать начинающим знакомство с Дюниверсумом: не читайте последние две книги (там это были «Охотники Дюны» и «Песчаные черви Дюны»), если хотите сохранить добрую память о предшествующих работах цикла. Лучше придумайте концовку себе по душе (и не будете прокляты за такое волшебство).

Правда, в случае Бэккера насилия со стороны наследников не понадобилось: автор, одолеваемый нигилизмом, приступами желчи, словесной диареей и претензиями на переоткрытие метафизики экзистенциализма (скажем, проблемы соотнесения эарванских Меток, жизни и послежизни отчетливо отсылают к Хайдеггеру и Деррида), справился с уничтожением репутации цикла сам. В юности Бэккера манила перспектива спора с Толкиеном: что случилось бы, не допусти Саурон глупой промашки в решающий момент битвы у врат Барад-дура на Горгороте, избегни Единое Кольцо уничтожения? О том, что обезвредить Кольцо куда проще, не прибегая к услугам хоббитов, а просто сбросив его в кратер Ородруина с воздуха, мы здесь умолчим, раз уж Бэккер и сам последовательно инвертирует священные для толкиенистов тезисы на антитезисы. Кстати, а кто-нибудь понял, чем питались и питаются на бесплодной пустоши неисчислимые орды шранков? Этот вопрос занимает меня еще с детства, когда я впервые прочел «Властелина Колец», сравнил темпы прироста боевого веса орков с аппетитами маленького Чужого и глубоко призадумался. Кажется вероятным, что Ридли Скотт, доверь ему кто экранизацию Бэккера, ответа не найдет тоже.

За кулисами Эарвы — как принято говорить в этом мире, Снаружи, или, как сказали бы поклонники Дэвида Линча, в Черно-Белом Вигваме, — Толкиен не одинок: заглядывают к нему покурить в коридорах вечности, как минимум, Херберт и Желязны. В «Князе пустоты» влияние Фрэнка и Роджера довольно удачно наложилось на канву событий реального крестового похода, которую оставалось лишь унизать магическими Метками, задать правила игры в топос и Логос да присыпать сверху порошком квирри, чьей живительной силе позавидовали бы дровосек из третьего сезона “Твин Пикса” и Урфин Джюс из классического советского технофэнтези.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Много ли встречали вы после Волкова в фэнтези сеттингов, где одним из основных элементов выступает вторжение инопланетян? Часом не пробовали задуматься, как повернется судьба человечества в безымянном мире из «Князя света», если бы «Звезда Индии» не просто опустилась на эту планету, а разбилась о ее поверхность, и из членов экипажа в конечном счете уцелели бы, спустя многие века, лишь двое, да и те безумцы-извращенцы под стать Ниррити Черному, божеству тьмы и коррупции, а по любопытному совпадению — корабельному священнику?

По мере продвижения к Голготтерату, однако, влияние Профессора усиливается (а Желязны и Херберта слабеет) до такой меры, что наконец создается впечатление, будто Бэккер вздумал подтверждать перед алтарем духа Толкиена докторскую степень. Но чему служит эта хабилитация? Идентичной, с точностью до перестановки символа Кристоффеля, цели:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
изгнанию волшебников, нелюдей и пришельцев из Эарвы под напором докинзовской меметики дуньяинов.

После того, как «Игра престолов» Джорджа Мартина стала частью массовой кинокультуры, в фэнтези наметился тренд на безжалостное обращение с героями, не исключая стержневых — все они теперь просто расходники для авторской алхимии, которых порой сметают с игровой доски и сливают в сточную трубу лишь затем, чтобы показать писательскую смелость. (Или, если внимательно вглядеться, отсутствие таковой. С чем удобнее работать на масштабах эпопеи: с деградирующей культурой или полной сил? Что легче описывать в кинематографичных деталях: объективацию женского начала или его превосходство, катастрофу или синергию? Спросите у голливудских сценаристов и мастеров по спецэффектам, если не верите.)

Как и ожидалось,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Эарванский Карфаген будет разрушен и обильно засеян солью. Данный в юности обет осквернить алтарь духа Толкиена исполнится. Каннибалы Великой Ордалии сыграют несколько кровавых матчей в идиотский мяч. Ганнибал Келлхус пройдет за ворота Голготтерата, но лишь затем, чтобы обратиться в красного дракона и свести баланс вероятностей с Абсолютом в пользу наблюдений Ока Судии за наблюдателями. Весь этот массовый падеж героев, конечно, ожидаем в эру игры престолов, однако,

сметая с доски в черный ящик все больше фигур, можно и до вечного шаха доиграться.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Конец света
в отдельно взятом шахматном клубе четырех всадников
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
состоялся.

Понятно, впрочем, что путь слепого демиурга у Бэккера — как тьма, что была в мозгу прежде: он не знает, о какие законы физики споткнется. Даже Толкиен вынужден был сделать Арду круглой.

Останься ее локальная физика экзотической, а биология — с нею в тандеме, хоббиты, возможно, на горбатой вершине Огненной горы решили бы наконец признаться друг другу в привязанности, выходящей за рамки дружбы, и перед весьма вероятным концом света зачать потомство партеногенетическим способом (о котором читатель прежде не имел никакого представления). Пока они бы этим занимались, из-за поворота скальной тропы, где на протяжении всего цикла в кустах таился портал гиперперехода, возник бы Саурон и недолго думая заколол бы парочку ледорубами, чтобы реквизировать артефакт и с его помощью превратить все воинство эльфов и людей в коллекцию фигурок из Мinecraft.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А примерно это и случилось в Эарве. Этот мир —не зернохранилище и не хлебное поле богов. Эарва —кабина зерноуборочного комбайна времен жатвы, и в кабине этой нет конфеток для глаз, а царит слепота эвристики чистого разума.

Бэккер следом за Деннетом и супругами Чёрчлэндами заявляет, что «мозг мыслит, следовательно, существую Я». Пускай это утверждение верно; Я, пишущий эти строки, чуть удивлённо пожимаю плечами — и что с того? Нет абсолютно ничего трагичного в предпочтении, какое может быть отдано роскошной барочной иллюзии перед истиной, парализующей чревоморным минимализмом творческую жилку. Куда критичнее встать не с той ноги, если ты сороконожка, а не человек. Когда поднялся бурный ветер от севера, бывает спасительна любая иллюзия, до какой ты можешь дотянуться — Внутри и Снаружи.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Закончил оба цикла.

Первый прочел с горем пополам.

Слишком вторичны многие моменты.

Слишком мир неправдоподобен и вступает в противоречие с самим собой. Очень многое не нравилось.

Но подкупали некоторые интересные сюжетные ходы и задумки.

Отдельные детали, вроде существования селекционным методом измененной группы людей, матери киттих и раса сошедшая с ума от своего бессмертия.

Да и условный антагонист в виде инопланетного корабля и его обитателей — нетривиальный ход.

Поэтому второй раз вернулся к циклу в надежде прочитать еще и вторую трилогию.

По прошествии лет мнение о первой части не изменилась, а вот первые книги цикла «аспект-император», читались на удивление живо, и я поставил им очень высокие оценки. Только вот дальше, мистер Бэккер на мой скромный вкус, опять «не вывез».

Минусы в итоге перевесили плюсы, особенно в заключительной книге цикла:

Минус первый: я люблю темное фэнтези — и едва ли найдется чернуха которая меня сможет шокировать, поэтому разнообразные набухающие фаллосы и совокупление с потрохами я не считаю чем-то неприемлемым. А вот то, что эти самые «набухающие естества» в каждой книге Бэккера через одну две страницы описываются практически слово в слово — вот это огромный недостаток. Самоповторение в кубе и чернуха ради чернухи.

Минус второй: персонажи

Нет, не то чтобы я никого из них не запомню, но вот полноценного сочувствия я не испытал. Единственное, что держало повествование — это история, которая, в свою очередь ...

Минус третий: ... пошла под нож в угоду неожиданности. Конец слит. Логика повествования теряется где-то у Голготтерата.

Минус четвертый: с худ. точки зрения мне не понравились все 7 книг. Язык повествования банально некрасивый, акценты расставляются бездарно. Диалоги ... впрочем не будем плохо о мертвых. Если задумка местами была интересная то реализация 4-5 из 10. И дело 100% не в переводе.

Предполагается продолжение, но едва ли я буду читать его сразу по выходу. Жизнь конечна, а книг невероятно много. Не уверен, что я готов отдать свое время этой истории еще раз.

Мой личный вердикт — местами неплохо, но по итогу, когда последняя книга закрыта, ощущаешь не горечь расставания с любимыми героями — а чувствуешь себя оплёванным и обманутым, поэтому 6,5 из 10 — и то скорее за око судьи и героя доброй удачи.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё лучшее, что было в предыдущих произведениях, здесь интенсивно врывается с максимальной силой. Шикарный финал «Аспект-Императора».

Думаю, кто читал предыдущие книги, и так знает, о чём речь, а кто не читал — тому стоит начать с самой первой, ибо без этого чтение не принесёт не интереса, не ясности.

Всем же остальным рекомендую прочитать рассказ Беккера «Ложное Солнце» перед началом, чтобы ещё глубже понять действия антоганистов в лице Консульта.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ждём выхода Не-Бога, этому шикарному циклу обязательно нужно продолжение!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завершающая книга. Невероятное полотно. Лучшее, что читал. Лишь несколько оборванные линии огорчили, но это выбор автора.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга — хорошее продолжение великолепной серии. Но не завершение. Наверное, главная претензия к этой книге — ощущение клиффхэнгера в ее конце. Все же, конец первой трилогии у Бэккера был более органичным. После более чем десяти лет, мы все еще ждем, и будем ждать, продолжения этой саги. С другой стороны, как со всеми великими произведениями, было бы грустно навсегда простится с этой историей. Так что пусть уж автор пишет, пока может.

Для меня главное в художественной литературе — это захватывающие идеи и живые персонажи (кто-то скажет «мерзкие», а я скажу — не плоские). И этого у Бэккера в избытке. При таком количестве идей, Бэккер справляется великолепно, что делает этот цикл для меня лучшим в жанре фэнтези. Для меня Бэккер в фэнтези находится на тех же высотах, что Питер Уоттс и Грег Иган в научной фантастике. Впрочем, фэнтези тут, правда, не чистокровное, но это нормально, когда действительно значимые произведения не могут удержаться в узком жанре.

Стиль повествования все так же великолепен — широкий словарный запас, стилизация, легкая миграция от эпической битвы до неторопливого внутреннего монолога и обратно. Каждое название, каждое имя несет за собой историю, загадку. А их тут сотни.

Но эта книга, наконец-то начала разматывать эти загадки. Чего стоит только новый энциклопедический глоссарий в конце. Не поленитесь прочесть и его — в его сводках содержатся дополнительные ключи к пониманию, отсутствующие в основном тексте! Но, может быть, поэтому она показалось мне, все же, не настолько монументальной и поражающей воображение, сколько предыдущая — «Великая Ордалия». Часть загадок приобрела довольно приземленные разгадки, другая часть — странные, третья часть вообще открыта не была и повисла в воздухе. Все же, «Ордалия» была кульминацией, лучшей книгой всей серии для меня, в то время как «Консульт» — лишь неоконченная развязка.

Большую часть книги занимает сражение у Голготтерат. Все арки сводятся туда, и повествование уже скачет по персонажам в пределах каждой главы, ведь место действия — одно на всех. Надо сказать, что не все арки получили достойное завершение. Некоторые вообще были забыты и явно оставлены на продолжение. Другие разрешились как-то уж слишком обыденно и невзрачно. Часть персонажей явно была нужна автору, чтобы вести повествование от их, «человечного», лица, скрывая в тени мысли сверхчеловечных личностей. Может даже показаться что автор тут «недожал», но скорее это тоже была задача: показать приземленную судьбу тех, кто и не стремился стать чем-то по-настоящему большим. «Life is strength. <...> She lived a good life but she had no power. She was a slave to death.» (Irenicus)

Сюжет полон интересных поворотов, логичных но не предсказуемых. А красота построенного Бэккером мира все больше открывается перед читателем. Этот мир грязен и отвратителен, и в этом — прекрасен, выдавая аллюзия за аллюзией на реальные верования и воззрения и их последствия. Количество отвратительных сцен здесь превышает все остальные книги, но остается в рамках допустимого для такого жанра.

При всех особенностях этой книги, я просто не могу поставить Бэккеру меньше максимального балла. Мне нравятся Мартин, Эриксон, Кук, но еще никто, для меня, не смог сравниться с мастерством Скотта Бэккера. Читать его для меня — само по себе наслаждение. Это замечательная серия, которая, надеюсь, получит еще замечательных продолжений.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть такое свойство у зачастую плохих книг. Их гораздо интереснее пересказывать, они звучат интереснее в обработке другого человека. Хорошие книги иногда имеют похожее свойство.Если у меня попросят «Расскажи о чем пишет Беккер в книге Нечистивый Консульт» я, конечно, расскажу. Но не смогу сделать это так здорово, как автор, любая аналогия, например про инхороев будет передана не так полно, не так мастерски. Не смогу именно заинтересовать, покажется банальным в моем пересказе. Такой текст просто опошлить или не понять до конца. Беккер- великий стилист. Его книги сильны не только глубочайшей проработкой, но и стилем. Во втором своем цикле Беккер окончательно избавился от неровного повествования и Консульт делает то, что должен — заканчивает историю Анасуримбора Келхуса. Но как он это делает! Сейчас мы живем в эпоху столкновения жанров, причем самых разных, поэтому часто издания клеймят Темным фэнтези что угодно, где присутсвует немножечко крови. Здесь темнота очевидна. Есть ощущение безнадежности, постоянного испытания, пепла во рту. Возвращаясь к первой мысли — вроде бы и основной сюжет прост, и влияние других авторов действительно есть. Но никто не показывал фэнтези так как Беккер. У него есть свой, неповторимый стиль, который делает его книги по настоящему качественными. Темными, злыми, несправедливыми, красивыми по слогу и подаче. Беккер мешает добро и зло, плоть и душу, святость и распутство, показывая непохожее на наш мир фэнтези, и одновременно пугающе знакомое. Это не просто история об очередном походе в «ЦИТАДЕЛЬ ТЬМЫ» — это ее переосмысление, подача весьма сомнительного избитого сюжетного скелета с новым видением. И сильно даже не новаторство — темное фэнтези было до Бэккера, будет и дальше а глубина проработки. Этот человек — фанатик своего мира, и это видно по описаниям, по персонажам, по всему. Нечистивый консульт — это завершение второго цикла как раз в духе Беккера. Грязь и дерьмо перемешанная с отвагой и благодетелями выходят но новый уровень, в этом симбиозе они не растворяются, а показываются более полно чем когда-либо. Тем самым ценен этот цикл, и конкретно его вершина. На мой взгляд, «Нечистивый Консульт» лучшая книга Беккера, пример отличного окончания по настоящему темного фэнтези. Хотя...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Конец ли это?

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне книга понравилась меньше, чем The Great Ordeal. Битвы занимают значительную часть обьема книги, что не очень характерно для Беккера, но это простительно, все-таки решается судьба мира. Очень много повторений, очень затянуто. Я понимаю, что это не ошибка автора, а осознанно применный прием, но все же мне такое вытагивание нервов читателя не по душе. Тем не менее, я поставил The Unholy Consult ту же оценку, что и прошлой книге. Потому что закончить цикл это сложное дело. И он действительно закончен. Да, остались еще некоторые вопросы и кое-какие даже добавились. Но на многие мы получили ответ. Я не удивлюсь, если история Второго Апокалисиса на этом не закончится, если будет еще книга или даже трилогия (хотя последнее я бы не одобрил). Но это будет уже совсем другая история. По причинам, которые я не буду спойлерить. Читайте The Unholy Consult и узнаете.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх