Александр Дюма, Огюст Маке «Жозеф Бальзамо»
- Жанры/поджанры: Историческая проза | Мистика
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг | Авантюрно-плутовское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
«Жозеф Бальзамо» — первый роман из цикла «Записки врача», рассказывает о событиях предшествовавших Великой французской революции. Закат жизни Людовика XV и свадьба Марии Антуанетты с будущим королём Людовиком XVI, дворцовые интриги и жизнь простых людей. Центральной фигурой в романе является великий авантюрист Жозеф Бальзамо — он же граф Калиостро.
Входит в:
— цикл «Записки врача»
Экранизации:
— «Чёрная магия» / «Black Magic» 1949, Италия, США, реж: Григорий Ратов, Орсон Уэллс
— «Жозеф Бальзамо» / «Joseph Balsamo» 1972, Франция, Австрия, Германия (ФРГ), реж: Андре Юнебель
- /языки:
- русский (24)
- /тип:
- книги (24)
- /перевод:
- Е. Баевская (10), И. Русецкий (10), Т. Сикачева (4), Л. Цывьян (10), Э. Шрайбер (10)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
igorgag, 23 января 2022 г.
Первые впечатления от книги были: совершенно не заставляет думать, но читается удивительно легко. Когда дошёл до описания дворцовых (и большей частью женских, придворными дамами преследуемых) интриг, действие начало как-то «провисать». Не знаю, что тому причиной: то ли Дюма и впрямь прибегал к услугам литературных «негров», и над этим куском трудился не самый даровитый подмастерье, то ли изменила изобразительная сила мэтру, когда он сводил своё творение воедино... Впрочем, потом я снова был захвачен повествованием. Могу сказать, что главы с участием титульного героя романа, Жозефа Бальзамо, просто превосходны (как-то не хочет называть его главным, пожалуй, неудачливый Жильбер и то больше заслуживает такого звания). Особенно поразил философский диспут Бальзамо с нетерпеливым Маратом о революции. Впрочем, Дюма-то, сочинивший весь этот спор, судил о революции по её результатам, легко ему было быть мудрым...
В целом роман заставил призадуматься о природе таланта автора. Вспоминается, как в своих интервью другой великий мастер — пан Станислав Лем — не раз говорил о таком понятии как повествовательный талант, отказывая в нём одному из творцов «нового романа» Роб-Грийе и сомневаясь в значительном присутствия этого таланта у такого классика, каким общепризнанно считается Х.Борхес. У Дюма повествовательный талант, несомненно, был развит. Но самая сильная его черта — умении построить необыкновенно увлекательную интригу. В этом он, наверно, не знает равных. Причём, я бы не сказал, что он чересчур увлекается нарочитым затягиванием развиваемой интриги (самый избитый приём всех современных мыльных опер), когда читателя-зрителя специально удерживают тем, что всё откладывают и откладывают какое-нибудь вполне очевидное разоблачение или решение. «Мои книги хороши тем, что читатель не может оторваться от них, потому что просто сгорает от вопроса: чем же это кончится?!» — такой методой завлечения наивных и неискушённых может гордиться мистер Джон Ирвинг. Дюма же — романист гораздо более высокого класса. Он владел гораздо более действенной магией: необыкновенной лёгкостью пера, молодостью духа и мысли, которыми он насыщал свои произведения. Хотя, признаюсь, после прочтения романа у меня пока что-то не возникает мысли взяться за его продолжение.
ibel, 21 марта 2018 г.
Достаточно интересный роман — и как это я его пропустил? В своё время я очень интересовался той эпохой, прочёл “Девяносто третий год” Гюго, “Боги жаждут” Франца, даже несколько пьес Ромена Роллана, а вот про Дюма совсем не подумал.
Итак, рассказывается о времени, предшествующему Великой французской революции.
Будущая королева Мария-Антуанетта приезжает к своему жениху, будущему королю Людовику XVI. Абсолютная монархия в самом рассвете, о весёлом будущем догадываются разве что колдуны. Король то охотится, то за барышнями ухаживает, то карпов кормит, то просто скучает, в общем, делает всё, что угодно, лишь бы политикой не заниматься. Принцесса, едва въехав во Францию, обещает большой пост первому же встречному, потому что понравился. А приехав в Версаль, затевает большую перестройку, ибо так хочется, а про бюджет никто особо и не думает.
Чем это всё закончится, мы знаем из истории.
Несмотря на всё это, автор, правда, делает намёки,
Кстати, случайных героев в романе нет, ну или почти нет. Если приблизительно представляете эпоху, интересно попытаться отгадать очередного персонажа. Например, пожилой человек, собирающий гербарий в лесу, врач, помогающий только людям из народа, главный хирург в госпитале оказываются
Резюмируя — лично я прочитал с большим удовольствием.
Линдабрида, 29 января 2012 г.
Один из лучших романов Дюма. Здесь есть все, что нужно для романа плаща и шпаги — и динамизм действия, и роковые страсти, и антураж галантного XVIII века. И к этому еще достоинство, которым Дюма редко балует читателей — сложные, неоднозначные характеры.
Для любителей закрученных интриг изображен двор Людовика XV Возлюбленного, и можно с интересом наблюдать за стараниями герцога де Ришелье заполучить себе портфель министра или за усилиями, которых требует от графини Дюбарри представление ко двору.
Поклонницы романтических историй найдут страстную, граничающую с ненавистью любовь садовника Жильбера к надменной аристократке. Впрочем, любовь-ненависть Лоренцы к Бальзамо не уступает чувствам Жильбера ни по накалу, ни по трагизму.
Наконец, за главным героем тянется целый «шлейф» из элементов разных жанров. Тут и научная фантастика (даже при том, что она еще не сложилась как жанр во времена Дюма): в самом деле, большая часть того, что делает Бальзамо — в рамках науки XIX в. Здесь присутствуют даже кое-какие любимые клише голливудской НФ (если бы в то время был Голливуд) — научные достижения, которые невежественная толпа принимает за магию, или сумасшедший ученый, готовый ради своих опытов погубить кого и что угодно.
Для поклонников криптоистории — масоны, занятые подготовкой Великой французской революции (а в перспективе у Великого Копта и вовсе что-то в духе «мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем»). Недаром их девиз: «Попри лилию ногами«!
Присутствует даже вампирская тематика, хотя лишь на периферии повествования: для эликсира бессмертия Альтотасу нужно не что-нибудь, а кровь...
Но самое-то удивительное: вся эта мешанина разнородных жанров, характеров, сюжетных линий складывается в единое гармоничное целое.
Ле, 16 августа 2012 г.
«Век коронованной Интриги,
Век проходимцев, век плаща!
-- Век, коронованный Голгофой!
Писали маленькие книги
Для куртизанок -- филозофы.
Великосветского хлыща
Взмывало -- умереть за благо.
Сверкал витийственною шпагой
За океаном -- Лафайет.
А герцогини, лучший цвет
Вздыхателей обезоружив,
Согласно сердцу -- и Руссо --
Купались в море детских кружев.
Катали девочки серсо,
С мундирами шептались Сестры.
Благоухали Тюилери...
А Королева -- Колибри,
Нахмурив бровки, -- до зари
Беседовала с Калиостро.»
М. И. Цветаева 11 марта 1918
Тетралогия «Записки врача», не издаваемая после 1917г. и до 90-ых позволила мне совершенно по новому (уже в зрелом возрасте), еще раз очароваться и восхитится творчеством обожаемого Александра Дюма — Дюма философа, размышляющего об истоках всех революций. Великолепнейшее переплетение головокружительных интриг, роковых и мистических совпадений, трагических судеб. Вереница блистательных исторических образов: Людовик XV в окружении фавориток со знаменитым «После нас хоть потоп», разуверившийся Жан Жак Руссо, кровожадный Марат, обреченные на заклание Мария-Антуанетта и Людовик XVI... Сама эпоха полная катастроф и потрясений, эпоха героев чьи сердца чисты, крепки, как сталь... И за кулисами всей драматической кутерьмы — тайный творец истории, ироничный колдун в плаще «цвета времени и снов» Кавалер Калиостро... с девизом: «Lilia pedibus destrue» одновременно вершащий и оплакивающий их печальную участь.