fantlab ru

Терри Пратчетт «Последний континент»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.17
Оценок:
1556
Моя оценка:
-

подробнее

Последний континент

The Last Continent

Роман, год; цикл «Плоский мир»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 82
Аннотация:

Ринсвинду не дают покоя! Даже на далёком континенте ИксИксИксИкс находятся люди — ну или не совсем люди, учитывая наличие у них длинного мощного хвоста, тяжёлых прыгучих ног и вместительной сумки на животе — которые недовольны устройством вселенной и точно знают, кто в этом виноват. Это Твоя Вина!!! — и Ринсвинду вновь приходится рыть носом землю (В буквальном смысле. Если ты хочешь пить, то роешь глубокую яму — такой уж этот ИксИксИксИкс.), пытаясь удрать от ответственности. А тут ещё все профессора Незримого Университета в полном составе дёргают за веревочку (метафорически) с табличкой на конце — «Не Дёргать Ни При Каких Обстоятельствах. Нет, нельзя. НЕТ, и тебе тоже нельзя. И учти, это предупреждение не зря тут висит!!!»

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшее зарубежное фэнтези


Последний континент
2005 г.
Последний континент
2007 г.
Цвет волшебства
2007 г.

Издания на иностранных языках:

The Last Continent
1998 г.
(английский)
The Last Continent
1999 г.
(английский)
The Last Continent
1999 г.
(английский)
The Last Continent
2000 г.
(английский)
The Last Continent
2006 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во власти времени

***

«Последний континент» — роман, который продолжает историю Ринсвинда, оборванную в конце «Интересных времён». Обе эти книги примерно равны по объёму, а вот во всём остальном (почти) отличаются.

…Ринсвинд прозябает на засушливом континенте ХХХХ. Он в который раз оказывается близок к смерти. Но близок Ринсвинд, да не сцапаешь! Меж тем Библиотекарь Незримого Университета заболел, а без него библиотека – не библиотека. Волшебники решают вылечить Библиотекаря, для этого им нужно применить заклинание. И вот тут уже не обойтись без Ринсвинда…

«Последний континент» делится ровно на две сюжетные линии. Первая – это Ринсвинд, попавший на ХХХХ. Это приключения в чистом виде. Неприятности сыплются на волшебника как из рога изобилия, им (неприятностям) порой даже стыдно так обрушиваться на горе-мага. Вторая сюжетная линия – это волшебники НУ, которым всё больше уделяется внимания. Сами по себе волшебники не являются какой-то новизной, читатель всех их уже знает. Разве что госпожа Герпес может немного удивить.

Что касается мира… Здесь Пратчетт взял за основу Австралию, присыпал горкой кенгуру, залил рекой баночной пива и украсил получившийся кекс Безумным Максом. А кекс-то вышел сухим донельзя!

Австралия как место действия (ХХХХ) не вызывает тех эмоций, каких вызвал Китай (Агатова империя). Ни местный говорок (надоедает ровно тогда, когда Ринсвинд его осваивает), ни кенгуру не решают. Безумный Макс (тут он просто Безумный) – вот это неплохой ход. С другой стороны, это просто одна сцена, которая не может изменить мнение о книге. Из отсылок стоит упомянуть вопросы креацинизма, Крокодила Данди и рассказ Брэдбери «И грянул гром».

Заключение: пока что самый слабый роман из цикла «Ринсвинд и волшебники». Скучная линия волшебников, пресноватая линия Ринсвинда. Будь объём поменьше (процентов на 30), то роман получился бы лучше. Хотя не без недостатков.

7 Ринсвиндов из 10.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пратчетт есть Пратчетт. Тот, кто его любит, найдет эту книгу крайне забавной. Тот, кто не любит — странной и скучной. Это не лучшая книга о Плоском Мире, но далеко не худшая. Просто сильно на любителя.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Считаю, что с точки зрения сюжета — одна из самых слабых книг Пратчетта. Повествование здесь эпизодично и не запоминается. Да и вообще служит только оправданием для приключений Ринсвинда в безумномаксовской Австралии, и сборища преподавателей Незримого Университета на необитаемом острове. Линия Думминга, Чудакулли, Библиотекаря и прочих явна пришита к «основному» сюжету белыми нитками. Создаётся впечатление, что сначала Пратчетт придумал набор интересных и смешных оправданий, а уже потом, для издания их под одной обложкой, додумал связующий сюжет.

Но с точки зрения оригинальности идеи, парадоксальности событий, остроумия, глубокомысленности и прочего — «Последний континет» на высоте даже по меркам самого автора.

Академики на острове, их «взаимодействие» с госпожой Герпес, знакомство с Творцом, «венец творения», столь ужаснувший Тупса, способность Ринсвинда находить еду в пустыни и выход из самых тяжёлых ситуаций, его «избранность» и патологическое желание аборигенов сделать из него героя сказаний, игры автора со временем и причинно-следственными связями — всё это невероятно интересно, смешно и умно.

В итоге и получается, что очень сильное наполнение уравновешивается никчёмным и скучным сюжетом, делая книгу не провалом, не шедевром, а обыкновенным «крепким середнячком». В сравнении с остальными книгами Пратчетта, конечно.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

С «Последнего континента» началось мое знакомство с творчеством Пратчетта.

Он набросился на мой мозг со всей наглостью своего сумбурного (но от того не менее меткого) юмора, заставляющего смеяться сквозь слезы. Плоский мир сера Терри Пратчетта представляется мне ниточкой дыма от лучины, которая, поднимаясь ввысь, начинает выписывать в пространстве замысловатые пассы. Линии вырисовываются в смутные, но до боли знакомые образы, которые мимолетно пролетают перед нами и превращаются то в ослика, то в кенгуру (*хитро подмигивает), то в смысл Бытия, то в пятно от кетчупа.

---

Для тех, кто готовится к прочтению:

Конечно, книга понравится далеко не каждому. Юмор у Пратчетта весьма специфический (нет, не «для избранных», а просто специфический). Если на двадцатой странице «не поперло» — бросайте это дело, книга вся такая. Для остальных же: «Будь спок! Читай до конца!» :) (*снова хитро подмигивает)

---

Возраст:

12+

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не самая удачная составляющая цикла. Вроде бы, все то же, — выдержанный стиль, юмор, герои... но послевкусие слабоватое. Возможно, слегка затянуто. Возможно, не слишком внятная линия с «дождеванием». Кроме того, я просто не люблю все варианты путешествий во времени, даже и таких более чем условных. Да, и еще остро не хватало Сундука. А его финальное появление разочаровало.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я люблю Пратчетта за его философские, иногда абсурдные рассуждения обо всем. Может быть Австралия для меня слишком далека как тема, но более вероятно, что здесь просто намного меньше «глубизны». Юмор здесь есть, неплохой, но Пратчетт гораздо лучше в иронии и сатире, а здесь просто нелепости. Смешно, но как будто бы тебя обманывают. Рад возвращению Ринсвинда, но он видимо стареет. Становится каким-то...героическим?.. Странно.

Книга хорошая, но я ожидал чуть-чуть большего.

Оценка: 7
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

«И тут он понял, что его будут бить. Возможно, даже ногами.» (с) Это я про себя, поскольку собираюсь написать ужасную вещь. «Последний континент» мне не понравился.

Вроде бы в произведении есть все классические приемы Пратчетта: безумные приключения Ринсвинда, шутки юмора, необычайные создания, пикирование преподавателей Незримого Университета, библиотекарь(!), традиционное «глумление» — здесь над жителями континента, который очень похож на нашу земную Австралию, и еще куча всего, что составляет замечательный Плоский мир. Только все это не слишком интересно, поскольку прогнозируемо, местами скучно до зевоты и ... уже где-то встречалось.

Книга разделена на две линии — приключения преподавателей НУ и приключения Ринсвинда. С Ринсвиндом все более-менее просто — он находится на континенте ХХХХ, который, по легенде, создавался последним и в спешке, что вызвало «небольшую» проблему, решить которую, совершенно понятно, предстоит Ринсвинду. ГГ артачится, традиционно пытается либо убежать подальше или иным способом избегнуть уготованной ему участи. Но все его старания корректируются и направляются в нужное русло. А это уже неинтересно, поскольку ты понимаешь, что развития не будет, а будет действие (то есть, описание событий) ради выполнения заранее известной конечной цели. Каждая порция приключений Ринсвинда напоминает средненький квест, где ГГ, оказавшись на очередной локации, должен выполнить (не выполнить, перевыполнить) какие-то действия, что позволит ему пройти на следующую локацию. Причем логические связи между локациями оставляют желать лучшего. Да, на некоторых локациях есть забавные декорации. Некоторые действия вызывают улыбку. А интриги — нет.

Зато есть безжалостное глумление над жителями «последнего континента» и самим континентом. Нет, это НЕ плохо. Но и не НЕПЛОХО. Потому что опять же неинтересно. Мне неинтересно, потому что я представляю разговор реднеков и речь кокни (кстати, русский язык плохо передает эти особенности, поэтому лучше б я читал эту книгу в оригинале). Потому что стрижка овец на скорость выглядит для меня чуть более полезным соревнованием по сравнению с бегом за катящимся с горы сыром. Потому что здание оперы — это всего лишь здание, кстати, признанное выдающимся сооружением архитектуры (да и вообще, сколько можно полоскать его внешний вид!). Ну и тому подобное :) Так что я читал, разумом отмечая «смешные» места. Искренне порадовали всего лишь несколько мест (включая сентенции про логику, политиков). Да, Сундук есть, но на себя (такого, как в Цвете волшебства и Безумной звезде) он не особо похож (если честно, то я не особо принимаю пристрастие Пратчетта к облачению мужских персонажей Плоского мира в женские одежды — это может(!) быть весело, но по мне лучше б дело ограничилось Шнобби).

Линия волшебников понравилась больше. Скорее всего, это связано с тем, что волшебники покинули пределы НУ и очутились в совершенно непривычных условиях. Их традиционное поведение (прогнозируемое, без особых сюрпризов) на фоне свежего окружения действительно оживляет повествование. Идея болеющего библиотекаря — отлично! Взаимоотношения с миссис Герпес — очень неплохо. «Взаимодействие» с богами при создании мира — забавно, но более чем прогнозируемо, поскольку трудно ожидать иного. И опять же — ну сколько можно писать об утконосе?

В конце две линии сходятся, образуя довольно яркий финал. Лично мне жаль, что дорога к нему оказалась такой тяжелой, утомительной. В первый раз я закрыл книгу Пратчетта с мыслью «уффф, дочитал».

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня данная книга — самая веселая в подцикле о Ринсвинде. И, наверно, будет нечестным умолчать, что в большей степени данную книгу делают смешной не сам волшебник-неудачник, а преподаватели Незримого Университета. В произведении их «коллективный разум» предстает во всей красе и многообразии, переливаясь всеми оттенками ядовитой желчи и сотрясаясь от звуков нездорового сарказма и скепсиса. Не знаю, стоит ли приводить здесь многочисленные цитаты, но по мере прочтения книги ставоится очевидно, что «коллективный разум» волшебников — это такой рассадник психически неуравновешенных себялюбцев, что их можно смело помещать под микроскоп и писать книги по психологии. Сцены с госпожой Герпес — это просто... этому нет описания. Это надо читать:gigi: А знаменитое «М-мя...» декана — это главная фраза книги:lol:

Я не собираюсь напоминать вам, что, как всегда, Пратчетт не пишет книг-пустышек — его книги мудры, а мудрость, которая познается через смех, запоминается навсегда. В это знаете и без меня. Просто самая главная мысль, которая возникает после прочтения книги, — как же можно так искусно осмеять гадости, которые случаются с нами в жизни? И тут же еще одна: спасибо, учитель. Теперь, если я окажусь в подобной ситуации в жизни, я просто рассмеюсь и пройду мимо.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пратчетт, как всегда, великолепен.

Но перевод С. Увбарха и А. Жикаренцева не просто плох, он омерзителен. Такое впечатление, что русский язык С. Увбарх и А. Жикаренцев изучали как иностранный, причём наставником был участковый милиционер с двадцатипятилетним сержантским стажем — перевод больше похож на безграмотный протокол, чем на художественный текст.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я прочитала эту книгу за два вечера — долго, учитывая мое поклонение этому автору.

Здесь автор решил вывести уже знакомых нам героев на новые пастбища. Ринсвинд был обнаружен мною-читателем на некоем континенте, а преподавательскому составу Незримого Университета пришлось проникнуть в прошлое. Не по своей воле, хотя и не без ее участия в общем безобразии. Вот это — не пересказать, только читать! И много раз, начиная с любого конца и любой главы. Это что-то с чем-то! Тут вам и бог эволюции, и тающие от одного вида госпожи Герпес преподователи, и уникальная способность Ринсвинда в голимой пустыне всегда падать в лужу. Упомянем также забавный персонаж в виде кенгуру, по-очередно превращающегося в различных существ (якобы для того, чтобы облегчить ринсвиндовы потуги спасти мир, который он уже спас). В общем, картина не то что маслом, а самым что ни на есть первосортным жиром! Принимать вовнутрь каждые полчаса!

Единственное, что осталось для меня тайной — роль угольно-черного художника с сумкой за плечами, в которой якобы весь мир находится. Тут ни одна перечитка не помогла.

+10

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Long live Pratchett! разумеется.

Книга про то, как Ринсвинд спасает мир. А еще есть кенгуру, рекламирующий пиво, парад трансвеститов, бог, не знающий о сексе и чудесный волшебники во главе с нежно любимым мной Тупсом. В общем, книжка обычная для ПТерри — умная и смешная.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Настроение поднимает, пусть Мир и плоский, зато юмор очень даже наоборот. А герои вообще вне конкуренции. Надоели уже эдакие молодые мускулистые мачо, рвущиеся спасать мир. Маленький старенький волшебник, чем не спаситель, пусть не мира, но континента. А иксиане до одурения позитивный народ. «Зыкински» живут. Так что «Будь спок»

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это книга с самым «объёмным» юмором из подцикла про Ринсвинда. Это обстоятельство может некоторых оттолкнуть, меня же это наоборот привлекло. Шуток и смешных моментов, которые раскиданы по тексту в этом романе больше, чем в любом другом произведении этого подцикла, плюс фирменный стиль автора делают роман самым увлекательным.

Ринсвинд как всегда следует своему философскому правилу: «Нужно бежать не куда, а откуда». И конечно же по пути вляпывается в очередные приключения. Верхушка Незримого Университета выбравшаяся на отдых, также бесконечно смешна в своих поступках и действиях.

Всепроходящая лошадка; бог, который узнаёт про Это от простых смертных; падучие медведи; успехи Ринсвинда в кулинарии — это нечто:haha:.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Веселая книжка, но на общем фоне смотрится как-то вымученно.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для Пратчетта довольно слабоватая книга, особенно — когда ещё живы в памяти великолепные «Интересные времена». Главные плюсы — фирменные шуточки Терри, разбросанные по всей книге, забавное сотрудничество с богами и афоризм Смерти про жизнь :)

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх