Эрик Фрэнк Рассел «Машинерия»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы | Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Космический корабль «Марафон» прилетает на планету, населённую самыми разнообразными машинами. Машины обладают коллективным разумом. Пытаясь понять, что такое индивидуальность, машины ловят, вскрывают и расчленяют отличающихся от них обитателей своей планеты и соседних планет. Эта же участь ждёт людей из экипажа «Марафона», попавших в плен к машинам...
Входит в:
— цикл «Марафон»
— журнал «Astounding Science-Fiction, January 1942», 1942 г.
— сборник «Космический марафон», 1955 г.
- /языки:
- русский (4), английский (2)
- /тип:
- книги (4), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- В. Гольдич (2), П. Киракозов (2), И. Оганесова (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Tullma, 14 марта 2023 г.
Мне понравилось, но в качестве боевой фантастики.
Вообще изначально показалось, что Эл Стоу — один из центральных персонажей цикла — будет играть здесь ключевую роль, всё таки он робот в мире роботов, однако ключевую роль сыграли марсиане, а Эл Стоу ничего толком и не сделал. Если в предыдущем рассказе Эл Стоу предстал как пожертвовавший собой человек, пусть и механический, и в этом-то и был смысл, что машина с разумом — тоже человек, то в рассказе Машинерия особого смысла вроде бы и нет.
Но как развлекательное чтиво вполне годный получился рассказ, особенно если рассматривать его не как отдельное произведение, а как часть цикла.
god54, 11 января 2020 г.
Вполне возможно, что перед нами одно из первых произведений, которое описывает коллективный разум на уровне большой группы роботов. Идея интересная и очень перспективная в части исследования психологии в сравнении с индивидуалистами- людьми. Но, к сожалению, автор пошёл другим путём: повесть превратилась в сплошное описание сражения между людьми и машинами. Такое ощущение, что им некогда было даже уделить десяток секунд, чтобы просто поразмышлять, как поступать дальше. Сплошная стрелялка. А посему и соответствующее впечатление — не впечатляет.
Сказочник, 16 июня 2019 г.
Повесть, которая категорически не понравилась. Особенно на фоне предшествовавшего «Эла Стоу». Не понравилась как реализация, так и сама идея. Нет, сама по себе мысль об исследовательском корабле весьма и весьма интересна — один только Star Trek чего стоит — но вот то, как экипаж выпутывается из сложных ситуаций, кроме кривой ухмылки, ничего не вызывает. И да, полагаю, что создатели Star Trek'а отчасти вдохновлялись как раз «Марафоном» Эрика Фрэнка Рассела.
Что ж, будем следить за приключениями героев дальше.
sanchezzzz, 13 октября 2013 г.
Вообще, я люблю малую форму Э. Ф. Рассела, но в этой повести я не нашёл для себя чего-то привлекательного, запоминающегося.Есть фирменный юмор и приключенческий, динамичный сюжет, на беда в том, что за ними нет почти ничего: ни глубины идей, ни эмоций. (Влияние машин?). Повествование ровное, последовательное, очень логичное, но… пресное и пустое. Хотя компановка сюжетной линии мне понравилась, есть в ней некая «синематографичность» что ли, такой вот приём «затемнения кадра», используемый при монтаже фильма, когда для пущего эффекта в острый и тревожный момент сцена действия сменяется застывшими и постепенно темнеющими кадрами, а потом снова начинается с того же места. И за эти несколько секунд мелькают мысли, что же будет дальше? (см. например, StarTrek, там это очень показательно). Вот и Рассел такими «затемнениями» повышал градус. Но, по большому счёту, получилось несколько суховато и ожидаемо. Весь сюжет вполне укладывается в цепочку: «прилетели на враждебную планету – повоевали – разбомбили чужую цивилизацию – улетели довольные». Ни больших открытий, ни налаженного контакта. Для чего прилетали-то? Бессмысленный полёт, бессмысленная война.
Так что, повесть так себе… лишь для общего понимания о творчестве Рассела.