fantlab ru

Патрик Ротфусс «Имя ветра»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.59
Оценок:
6649
Моя оценка:
-

подробнее

Имя ветра

The Name of the Wind

Роман, год; роман-эпопея «Хроника Убийцы Короля»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Однажды юный Квоут, эдема руэ, актёр из бродячей труппы и ученик арканиста, услышал от своего отца о чандрианах — странных и страшных демонах, то ли реальных существах, то ли героях легенд и детских песенок-страшилок. Никто не догадывался, что песня о них будет стоить родителям Квоута и всей труппе жизни, а его самого толкнёт на дорогу, полную приключений и опасностей. И кем бы он ни был — бродяжкой, студентом Университета или трактирщиком, — он будет разыскивать след ужасных существ, встреченных однажды ночью на пепелище, где сгорело его беззаботное детство.

Примечание:

Награды:

  1. номинировался на «Locus» (2008): 2 место среди дебютных романов (First Novel) и 17 — в категории «fantasy novel»


Входит в:

— роман-эпопею «Хроника Убийцы Короля»


Награды и премии:


лауреат
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2007 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 1-е место

лауреат
Книжная премия «Перо» / The Quill Book Awards, 2007 // Научная фантастика / фэнтези / хоррор

лауреат
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2008 // Фэнтези

лауреат
Премия "Алекс" / Alex Awards, 2008

лауреат
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2009 // Переводной роман

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2010 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

Номинации на премии:


номинант
Локус / Locus Award, 2008 // Дебютный роман

номинант
Мемориальная премия Комптона Крука / Compton Crook Memorial Award, 2008 // Дебютный роман

номинант
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2010 // Роман (США)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2010 // Переводной роман (США, 2007)

номинант
Литературная премия "Хатафи-Кибердарк" / Premios Literarios Xatafi-Cyberdark, V (2010) // Зарубежный роман (США)

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2010 // Роман, переведённый на французский

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2010 // Зарубежный роман (США)

номинант
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2011 // Книга фэнтези (США)

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2012 // Переводная книга фэнтези (США)

номинант
Premi Ictineu, 2012 (IV) // Роман, переведённый на каталанский (США)

FantLab рекомендует:

Патрик Ротфусс «Имя ветра» / «The Name of the Wind»


Похожие произведения:

 

 


Имя ветра
2010 г.
Имя ветра
2011 г.
Имя ветра
2015 г.
Хроника Убийцы Короля. День первый. Имя ветра
2017 г.
Имя ветра
2021 г.

Аудиокниги:

Имя ветра
2010 г.
Имя ветра
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Name of the Wind
2007 г.
(английский)
The Name of the Wind
2008 г.
(английский)
The Name of the Wind
2011 г.
(английский)
The Name of the Wind: 10th Anniversary Deluxe Edition (Kingkiller Chronicle)
2017 г.
(английский)
Ім’я вітру
2019 г.
(украинский)
Ім’я вітру
2023 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  60  ] +

Ссылка на сообщение ,

Патрик Ротфус, я уверен, как и мы все, любит читать хорошие книги. Писатели, которым удается писать хорошие книги, очень любят Патрика Ротфуса. Теперь я, простой читатель, люблю Патрика Ротфусса точно так же, как и мои любимые писатели.

Книга «Имя ветра», приготовлена по рецепту, знакомому каждому, кто читал больше двух книг в жанре фентези. Мальчик, при драматических обстоятельствах, теряет все, что дорого для него., но вместе с утратой детства и надежд, получает внутреннюю силу, способную перебороть все препоны на пути к осуществлению возмездия. Ингредиенты этого блюда более чем банальны, и встречаются в каждом втором дебютном романе, всем они по вкусу и каждый знает заранее, чего можно от них ждать. Но Ротфус, вопреки всем ожиданиям, используя самые банальные продукты, приготовил нечто настолько неожиданно прекрасное, что в паре мест хочется даже заплакать от восторга и радости за дебютанта.

Книга эта напоминает сразу все великие книги жанра, но ни в коем случае не паразитирует на чужих идеях. Ротфус с величайшей деликатностью заимствует исключительно восторг, эмоцию, чувство, сила которых питает самые лучшие образцы мастеров. Как бы немного извиняясь, он четко дает понять: «Да, ребята, я читал все эти классные книги, попробуйте простить меня за то, что в моем труде отражаются следы запечатленные ими в сердце.»

Обескураживает и совершенно пленит уровень качества проработки деталей хроники. Каждый персонаж встреченный на пути рассказчика, то есть главного героя, имеет ощутимое влияние на всю историю вцелом. Здесь нет никаких кустов и никаких роялей. Все события подчинены логике; все неожиданности запрограммированы на самом фундаментальном уровне, что делает все происходящее в книге , ужасно правдоподобным и достоверным. Я долго сидел пытаясь вспомнить, встречал ли я когда-либо настолько же тщательно выполненную работу по увязыванию всех концов воедино, да еще и на таком внушительном объеме, как 700 с лишним страниц. Я пришел к выводу, вместе с некоторыми из высказавшихся раньше, что такой ясностью в понимании собственных сюжетов, может похвастаться разьве что только могучий Джордж Мартин.

Но удивительно высокий технический уровень Ротфуса, это даже не самая сильная его сторона. Главным, что заставило меня полюбить эту книгу, стало тонкое и деликатное отношение, с которым автор описывает всю историю. Местами она настолько пронзительна, настолько трогает за самое живое, что кажется невероятной та сила, на которую вообще способны слова и рожденные ими образы. И здесь очень важно, что перевод книги оказался достаточно удачным, что переводчик не испортил заложенную в ней энергию, дав возможность прочувствовать все на родном русском языке.

В фентезийных книгах, где есть только один главный герой, самой первейшей и сложнейшей задачей автора, становится операция по оживлению персонажа. Сооружая его из слов, автор должен умудриться вдохнуть в него настоящий отзвук души, и эхо подлинного стука сердца, чтобы такой герой смог оставаться интересным для читателей на протяжении 700 страниц, не говоря уже о последующих томах. И это, пожалуй, получилось у Ротфуса даже лучше, чем все остальное.Персонаж живой,, по настоящему, настолько живой, что вместе с ним хочется плакать, любить и радоваться. Настолько живой, что окончание книги, воспринимаешь как расставание с лучшим другом, таким другом , которого у тебя никогда не было. Теперь остается только терпеливо ждать, когда этот симпатичный бородатый парень напишет продолжение, а наши переводчики его переведут. Мало существует книг, продолжение которых, я ждал бы с таким же нетерпением , разьве что «Танец с драконами» вышеупомянутого Мартина, мог бы сравниться.

Я осознаю, что мой отзыв походит на совершенно фанатское признание в любви к книге. В какой-то степени, так оно и есть. Книга действительно так хороша, как я о ней отзываюсь. На мой взгляд , мне не удалось выразить и десятой доли того впечатления, что сложилось в моей голове за время чтения. Рекомендую вообще всем. Если бы у меня была возможность, я бы купил ящик этих книг и раздавал бы каждому, кого люблю, чтобы он смог разделить мою радость.

Оценка: 10
– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хотели бы вы послушать хорошую, интересную, крайне атмосферную сказку, сидя в приятной обстановке и наслаждаясь каждым словом рассказчика и каждой формулировкой мысли? Тогда вам непременно стоит заглянуть в трактир «Путеводный камень». И хотя с виду это далеко не самое популярное заведение, да и находится черт знает где, но зато его хозяин прожил такую жизнь, которая и не снилась большей половине современных фентезийных приключенцев. Для иллюстрации этих слов достаточно привести кусочек речи самого трактирщика:

»...Я возвращал назад принцесс, украденных королями спящих курганов. Я сжёг дотла город Требон. Я провёл ночь с Фелуриан и ушёл, сохранив жизнь и рассудок. Меня отчислили из Университета, когда мне было меньше лет, чем бывает большинству людей, когда им только разрешают поступать. Я под светом Луны проходил по тем дорогам, о которых все остальные страшатся говорить днём. Я беседовал с Богами, любил женщин и складывал песни, заставляющие менестрелей рыдать.

Возможно, Вы слышали обо мне...»

Итак, перед нами история жизни трактирщика Квоута, а если быть точным, самое начало этой истории, так как «Имя ветра» — это первый том трилогии. Уже по первому тому видно, что история получилась очень претенциозной: богатый и красочный язык повествования соединенный с крепким фентезийным сюжетом, не чурающимся психологизма и оригинальных находок, быстро подняли роман на очень высокий уровень. Но не будем увлекаться хвалебными восклицаниями, а перейдем к делу, что же такого особенного в «Имени ветра» и чем он заслужил все свои высокие баллы и положительные рецензии?

1) Безусловно язык автора. Выверенность каждого слова спасает даже откровенно слабые эпизоды книги. Подозреваю, что в оригинале все еще красивее и мелодичнее, ведь не зря же автор делает такой упор на музыку.

2) Сам сюжет. Хоть он и пестрит сходствами с «Волшебником Земноморья» У. Ле Гуин и «Сагой о Видящих» Р. Хобб, но все же было очень приятно погрузится в сказочную атмосферу «Убийцы королей» после книг А. Сапковского и Ф. Креса. Для меня это было как возвращение в гости к старому другу, которого не видел много лет, и с которым о многом хочется поговорить, многое хочется узнать о нем.

3) Персонажи. Конечно, сразу видно, что лучше всего прорисован сам Квоут, главный герой книги, через глаза которого мы и видим большинство событий, однако надо отдать должное автору: некоторые из второстепенных персонажей (например Баст, Денна, Элодин и т.д.) получились яркими и самобытными уже после нескольких слов о них. С другими дело обстоит чуть хуже, что Амброз, что Фела или Сим, до конца книги так и остались лишь частью интерьера. Они словно бы выполняли свою программу и не более. Эх избаловал меня Дж. Мартин своей «Песнью Льда и Огня», избаловал...

4) Диалоги. Не все, но большинство бесед с Денной и Элодином можно смело брать на цитаты. Они не реалистичны, сразу чувствуется, что они слишком хороши для жизни, но для сказки они подходят как нельзя лучше.

5) Мир. Я уже говорил, что мир мы видим в основном глазами Квоута, так что нам очень повезло, что главный герой такой непоседа. Ведь только у него появился шанс хоть немного узнать об убийцах своих родителей, как он не страшась опасности, бросает все дела и мчится за сотню километров, берет на это дело гигантскую ссуду под проценты и естественно тратит все деньги. И это только в первой книге, во второй он путешествует еще дальше и видит более интересные вещи.

6) Магическая система/Магический университет. Все это одновременно очень продуманно и в то же время очень туманно. Читатели, так же как и юный Квоут, не понимают что как и почему. Это по большей части, в процессе все становится несколько яснее, но система магии для меня по-прежнему осталось довольно зыбкой.

7) Наконец, главный герой. Не рыцарь без страха и упрека, не гениальный маг, даже не хладнокровный убийца или циничный вор. Он очень разносторонний человек, однако в мире Мартина, он за свои поступки бы точно расплатился своим здоровьем. Ему во многом сопутствует удача, он умудряется вылезать из самых сложных передряг. Он легко и часто лжет. Не умеет общаться с девушками, и чтоб это скрыть говорит цитатами из пьес и песен. Он легко может нарушить любой существующий закон, даже убить своего врага, если это необходимо. Словом, он идеальный персонаж, за приключениями которого действительно интересно следить.

В итоге, «Имя ветра» — это очень качественный роман-сказка, который увлекает своим повествованием и задает очень высокую планку для продолжений. Однако это не шедевр, история не является чем-то кардинально новым в жанре и потому, его действительная оценка около 9-ти баллов (что фантлаб и демонстрирует), однако если второй и третий тома не подкачают, то сама трилогия точно станет одним лучших и ярчайших образцов жанра. Поэтому я и ставлю первой книге десятку. Это своего рода аванс и благодарность автору за отличную историю.

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно я не читал настолько хорошей книги. Поставил 10, потом застеснялся, поставил 9, но потом подумал «какого чёрта» и поставил твёрдую 10. Эту книгу одну из многих я вытащил из автоматических рекомендаций Фантлаба, где годные книги попадаются ну разве что одна на 10 штук. Ну чем же хороша эта книга. Во-первых, я не спесивый читатель-критик и обычно делю книги так: берёт за живое или не берёт. Остальные «мелочи» навроде сюжета, языка, стилистики, героев, уникальности меня не особо волнуют. Так вот эта книга берёт за живое — захватывает, быть может не с первых строк, но потом обязательно. Мда, сейчас у меня спросят то, что спрашивают учителя литературы — «структурировано обоснуй свой ответ». Начну обосновывать и попробую не упасть в грязь лицом перед автором и главным героем. «Если хочешь что-то сделать — сделай это хорошо», как говорит один из героев книги.

Во-первых, это восхитительный язык автора и потрясающий талант переводчика. Читая, я то и дело недоумённо косился на обложку книги — точно ли оригинал на английском написан. Здесь и красочные обороты, и нету той панической боязни прилагательных, которую испытывают все американские авторы (да и многие русские), и цельное построение текста, и не настолько высокая концентрация диалогов как принято в фентези. В общем, язык просто идеален.

Во-вторых, это главная особенность героя — умение и желание учиться, я бы даже сказал талант. Чего только наш главный герой не умеет. Вот за это я автора не просто люблю, а обожаю прям до неприличия. Здесь писал один рецензентов, что он «простите не верит, что герой может и шикарно рубиться на мечах, и знать несколько языков, и разбираться во всех науках, быть при этом магом, каких мало, и музыкантом от бога». Что ж могу только посочувствовать этому читателю, потому что в отличие от него я ЗНАЮ, что такие люди существуют в нашем мире, поскольку ЗНАКОМ с ними. Плохо знаком, но знаком — я не утверждаю, что их много и на них натыкаешься каждый день, но их гораздо больше чем кажется. Современные люди очень часто не понимают, ЧТО даёт неуёмное желание учиться, хорошее обучение с малых лет и прекрасная память, поскольку это сейчас почему-то считается признаком дурного тона. За то, что автор показал как это на самом деле бывает, не преуменьшая и не преувеличивая (да-да НЕ преувеличивая), огромное автору спасибо. Эту книжку однозначно рекомендовать детям, чтобы они читали, завидовали и тоже загорались тем неуёмным желанием учиться (мечты, мечты... однако зачем же ещё не читать книги, как не пытаясь улучшить мир).

В-третьих, автор, нисколечко не смущаясь, пишет свою книгу в каком-то странном стиле. Любой критик прочитав книжку и увидев лишь форму, а не содержание, брезгливо всплеснёт руками и скажет что за такое смещение стилей автора надо четвертовать, или того хуже, снисходительно усмехнётся, мол первая книга, что с него взять. Тут вам и Принцесса, и Магия, и Большое Зло, и Мемуары, и Университет, и Безумие, и Детектив и даже Философская притча. Наплюйте на этих критиков с высокой башни — чувствуется, что автору очень интересно, нет даже так, ИНТЕРЕСНО было писать эту книгу, а мне было безумно интересно её читать, каждый пассаж возвращал меня в детство или наоборот заставлял задуматься.

В-четвёртых, в книге нет судьбы ни в малейшем проявлении. Ненавижу судьбу, да и кто её любит, к тому же в реальном мире я её не замечал (привет поклонникам «реализма»). Желания и чаяния героев, когда исполняются, когда не исполняются. Иногда кто-нибудь в книге гордо и самоуверенно говорит, что «произойдёт то-то и то», а потом это не происходит и человек страшно конфузится, или наоборот всё предсказанное сбывается с ужасающей чёткостью... Всё это заставляет гадать, что же произойдёт на следующем повороте — будет ли там пустая дорога, или внезапно на встречку вырулит КАМАЗ. Также в книге есть тот самый реализм, которого многим не хватает, чтобы почувствовать себя своими в вымышленном мире, только в отличие от псевдореализма российских фильмов и Песни Льда и Огня, на нас льётся равномерным поток добро и зло, мудрость и глупость. Пусть зла больше, чем добра, пусть глупости больше, чем мудрости, но автор не верит в закон Мерфи о 80% и правильно делает. У автора на этот счёт имеется невероятное чувство меры — слащавой сказочкой язык не повернётся ни у кого назвать этот роман, однако многие подспудно именно поэтому его ругают, просто придумывая другую причину для неодобрения, однако и мрачным готическим романом тоже его не назовёшь. Я бы честно сказал, что более пронзительно реальной книги я давно не слыхивал.

Я могу ещё много перечислять достоинства книги — это и раскрытие как женских, так и мужских характеров. Это и познания автора во всех науках (от отличника отличнику привет:) ), и правдоподобное описание безумцев, городского быта, очень хорошие познания в формальной логике (от математика математику ещё более большой привет), и самое главное — постоянное следование принципу: «если хочешь что-то сделать — сделай это хорошо». Лично я по прочтении этой книги нашёл в ней лишь один недостаток — продолжение на английском, а читать на нём и получать удовольствие я не умею...

В итоге я верю в это сложный мир, я верю в этого хитроумного героя и его неканоничную историю! Автор тоже верит и всей душой болеет за Квоута! Теперь осталось сделать выбор вам: верить или не верить.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Расскажу и я свою предысторию знакомства с этой действительно удивительной книгой — которая, как это и подобает настоящим шедеврам, никогда не глядит на собратьев по жанру, которые пытаются корчить гримассы оригинальности, лить тонны крови, создавать настолько непредсказуемый сюжет, что всё остальное остаётся до абсурда не развито — словом используют все избитые веками приёмы коммерческой литературы.

Пробовал я читать и Мартина, и много кого из расхваленных, но всюду приходилось делать скидку на то, что это фэнтэзи — посути разочаровываясь в самом будущем жанра. Сейчас ведь стало модно делать ставку на реалистичность — многие авторы решили, что кишки, разбросанные на каждом углу и шлюхи всевозможных рас и сословий помогут им в этом непростом деле, а заодно и можно вдоволь поизощраться на почве своих различных комплексов и страхов. И даже у меня — немного искушенного в фэнтэзи человека стал складываться стереотип — в любом (и в талантливом тоже) традиционном фэнтэзи батальным сценам и странствиям уделяется внимание большее, чем остальному (эдакий архетип приключений — что там, за бугром — а там урод с топором).

Но каково было моё удивление, когда ГГ встретил лишь одного монстра (но зато какого — не буду говорить ради нечитавших), много чего ещё не сделал и вроде бы половину книги жил в университете, но читать было настолько интересно, что все дрессировщики ползающих кишков и летающих мечей для меня медленно уползи под стол — показав, что увлекательность может вытекать из глубины, а не из банальной неизвестности.

Теперь по полочкам (что меня поразило в этой книге):

1. Значение искусства — в этой сфере Ротфусс пошёл куда дальше не только Толкиена, но и даже Сапковского (с эльфийскими считалками). Именно столь очаровательное сотворение мира искусства вдыхает в этот мир не только жизнь и магию, но и очарование ароматов звуков

2. Здесь нету гор труппов, что и придаёт книге неподдельный реализм, ведь если не описывается война или эпидемия (покабишь), то все эти горы труппов выглядят не более чем неудачные потуги автора на «жесткость» ради достижения реализма таким простым и грубым способом. Ротфусс поступает куда более мастерски.

3. Гармония между психологизмом и сюжетным развитием (нету излишней рефлексии ГГ, но и сюжет динамичен настолько, насколько это бывает в реальной жизни с великими людьми)

4. Оригинальность, не бьющая по мозгам (т.е. постоенная на безупречной логике) — ЧАНДРИАНЫ, симпатия, эдем руэ — всё это не столь экстравагантно, но свежо, а что самое главное — органично и правдиво.

5. Неспешно разворачивающийся мир — так здорово, когда из всей огромной карты, ГГ пробороздил лишь её левый уголок, да и то не весь — вот это очень правдиво. Куда правдивей, чем похождения Дризта тёмного эльфа, который как пылесос бегал по всей карте, опустошая её от монстров.

Минусы: хмм..даже не хочется выискивать минусы, к тому же явных практически нет. Единственно что — ограничение магии одной лишь симпатией и силгарди показалось мне слегка через чур материалистичным (имеется в виду иные воздействия мага не на материю, а скажем на разум того или иного человека). Впрочем, это лишь многое из недосказанного. В конце концов Ротфусс мудро предпочитает соединить здесь магию с наукой (незря же называет её симпатией), тем самым оставив пищу для размышлений — есть ли в этом мире место более глобальной магии, а может просто считает, что проявления таковой есть у каждого в разной мере и это хаотичная интуиция не имеет право называться магией. В любом случае, это даже не недостаток, а скорее недосказанность.

Теперь я уверен, что «Страх Мудреца» — это лучшее, чего стоит ожидать в 2011 году. По-крайней мере, в отличие от Сальваторе где 100% будут брождения и скитания, ты не знаешь зараннее что будет и как вообще всё пойдёт.

Гмм..тут вот кто-то упрекнул книгу в поверхностности. Я же скорее наоборот, после неё ещё более явно осознаю, что больше поверхностности там, где больше крови и шлюх — есть редкие исключения, но в целом это такой грим — кровь и шлюхи, а за ними — пустота.

А вы могли бы как Ротфусс — без единой детально-эротической сцены книга тем не менее пульсирует страстью. Именно страстью, а не физиологией. И так во многом — в характере персонажей, мире искусства и т.д.

Первый шедевр за последние 10 лет

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хочу сказать, что за последние лет пять, ни одна книга не «цепляла» меня так как роман «Имя ветра». На обложке книги указано, что этот роман похож на произведения Джорджа Мартина, Урсулы Ле Гуин и Д.Р.Толкиена. С натяжкой могу сказать, что если с кем и можно сравнить творение Патрика Ротфусса так это с Джоан Роуллинг немного по сюжету и Урсулой Ле Гуин по стилю написания, при чем здесь Мартина приплели для меня осталось загадкой. Роман «Имя ветра»- это сказка, которую приятно слушать холодными зимними вечерами. Сказка, рассказанная самим главным героем этого романа Квоутом, владельцем трактира «Путеводный камень» и записанная хронистом. Что же поднимает это произведение на уровень Шедевра и миллиона поклонников по всему миру? Попробуем проанализировать. 1) Это стиль написания и язык автора- он богатый, красивый, мелодичный; 2) Сюжет книги- очень оригинален. Мы услышим историю приключений главного героя после гибели его родителей от загадочных существ Чадриан. Теперь главная цель Квоута обучиться в Университете магии(это была мечта его родителей), найти и отомстить за их гибель. Для этого ему нужно стать лучшим из лучших в искусстве магии, ведь противостоять ему придется Могущественному Злу о силе которого бояться писать песни и слагают легенды.; 3) Очень хорошо прописаны персонажи, это лучший друг Квоута-Баст, который не является человеком, также первая и единственная любовь Квоута-Денна. Друзья главного героя по Университету Амброз, Сим, Фела являются как бы второстепенным антуражем в этой истории и им автор уделяет мало своего внимания в книге. Нас ждет много захватывающих приключений, около восьмисот страниц этой книги читаются на одном дыхании. Для меня это лучшая книга десятилетия в жанре фэнтези. Очень жду продолжения «Страх Мудреца». А пока заслуженная десятка.

Рекомендация: очень высокая!

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная книга. Восхитительная, захватывающая, чарующая, затягивающая — все это о ней.

Если же несколько дистанцироваться от первых эмоций и взглянуть трезво, то, конечно же, можно найти ряд недостатков: некоторую нелогичность в поведении героев, затянутость третей четверти книги и другие. Но все это блекнет, когда понимаешь, насколько много сил, времени и труда затратил Ротфусс на «Имя ветра». Здесь каждое слово на своем месте, каждое предложение нужное, каждый абзац — необходимый элемент общей картины. В тексте нет ничего лишнего, мусорного, что впечатляет еще больше, если учесть немалый объем книги. Недаром на первой же странице стоит фраза: «Если собираешься что-то сделать: не торопись и сделай это хорошо». И автор действительно не торопится. Семь лет ушло у него на то, чтобы написать первую книгу трилогии. Семь лет! Так что тем, кто еще надеется на выход «The Wise man's fear» в этом году, мой совет — не стоит. Нам всем придется подождать, но я уверен, что ожидание окупится сторицей. В конце концов, автор старается для нас, чтобы мы получили именно ту книгу, которую ждем. А сейчас это большая редкость.

И, кстати, сравнение с Роулинг или Ле Гуин считаю совершенно не обоснованным. Лично мне роман Ротфусса напомнил работы Питера Бигля. Та же притягательная атмосфера сказки и бесконечная светлая грусть по минувшим временам.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добрались.

Начнем же.

Сложно говорить о книгах, которые заглянули тебе в душу и нашли там удобное место на полочке фантазий. С книгой познакомился совершенно случайно — мне ее присоветовал один добрый книготорговец. Рискнув, и прибрав к рукам сие творение, отправился на поезд

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
домой.

Имя автора не нагнало никаких ассоциаций или воспоминаний. Кто такой и чего умеет – было неизвестно… Зато теперь!

Оформление. Являясь поклонником прекрасного художника Шикина, был приятно удивлен его авторством обложки. Красиво и сочно. Плюс имеется карта – невнятная, размытая, но и черт с ней. Словариков и глоссариев обнаружено не было.

Теперь сладенькое.

Хочу сразу предупредить, что подобного я никогда в своей жизни не читал (вполне возможно, что я крайний книжный нуб, но все же).

Книга, буквально поглотила все мое внимание. Как же вкусно она написана! Как ярко! Как самобытно! Здесь тебе и размышления о жизни, и радость юности, и верная дружба, и горькие потери. Прекрасный язык, милые сердцу персонажи и куча маленьких загадок. Тут, сплошной восторг!

Да, многие могут проводить какие-то примеры с известным засранцем, со шрамом на лбу, но как?

Да, есть университет. Да, злодеи убили родителей. Да, есть богатый вражина.

Но почему у меня в голове не возникло и мысли при прочтении романа? В этом вся суть. Ротфусс — не Сальери. Он скорее Моцарт. Он берет старые мелодии, старые инструменты и показывает прекрасную музыку. Новую и живую. Талантливый писатель, рассказывает удивительную и близкую сердцу историю.

Я не люблю отыскивать в книгах огрехи, просто ради того, чтобы искать и хвастаться. Нет. Если взгляд не спотыкается на явной ошибке, то и говорить не о чем.

Ставлю твердую десять. Кланяюсь низко, жду продолжения.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень тяжело показать крайнюю уязвимость и отчужденность гения, не срываясь при этом в тональность «ах он бедненький, непонятый никем!» Ротфуссу удалось, потому что он просек три главных момента:

1. Если гения с детства не портят, рассказывая ему о его гениальности, а относятся к его одаренности трезво, хваля за успехи, но не перехваливая, и оценивая их в соответствии с подходящей ему завышенной планкой, и если при этом в подростковом возрасте ему не растолкуют, насколько он все-таки отличается от других людей, он рискует так и не научиться делать эту «поправку на ветер». Он будет ждать от людей той же скорости реакций и мышления, что и от себя, и их слоупокнутость будет его изрядно раздражать.

Квоуту не повезло,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
его отец и мать с самого начала воспитывали его правильно, не обращая внимания на его гениальность (они и сами были не тормоза, прямо скажем), да и педагог ему попался хороший. Но жопа стряслась: родители погибли и не успели его довести до сознательного возраста. В результате Квоут вырос довольно-таки асоциальным типом. Да, конечно, сказались тяжелые три года беспризорничанья на улицах Тарбеана — но ведь это беспризорничанье парнишка выбрал сам, мог бы остаться с фермером, который хотел его усыновить.
Оно, конечно, ПТСР и все такое, но в норме-то дети и в состоянии ПТСР ищут защиты. А Квоут — гений. И тараканы у него в голове — гениальные. Раз люди — ненадежная защита, значит, лучше вообще к ним не прикипать.

2. В общем, гений, которого не успели социализовать, входит в жизнь, не умея делать поправки на ветер. В результате люди, которые рядом с ним чувствуют себя дураками и не могут этого перенести, его ненавидят. А он не принимает этого в расчет, не старается вести себя так, чтобы возбуждать как можно меньше ненависти, сделать морду попроще, чтобы люди к нему потянулись. Он не особенно просчитывает последствия своих гениальных решений и стратегий.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Напился лекарства перед дисциплинарной поркой, всех потряс стоицизмом (а всего-то хотел рубашку в кровище не замарать), на радостях поскакал в вожделенную библиотеку, не дожидаясь, пока лекарство прекратит действовать, налетел на свежего неприятеля, из-за испорченной лекарством соображалки напорол глупостей, потерял деньги и схлопотал позорное изгнание из библиотеки. Выигрыш: сберег рубашку и заслужил уважение половины университета. Проигрыш: нажил себе врага в лице магистра-хранителя архивов, вторая половина университета мечтает раскрутить его на деяние, которое закончится пятнадцатью ударами: пусть повизжит, пусть не думает, что лучше всех.

И так всю вторую половину книги: стоит пятнадцатилетнему Квоуту сверкнуть гениальностью, как житуха выписывает ему пятьдесят баллов выигрышных и сто штрафных. Да, именно так оно и бывает.

3. Когда-то в треде у Иванова-Петрова задавались вопросом: может ли автор изобразить человека умнее себя? Я ответила так: может. Ум, кроме всего прочего, — скорость реакций: умный человек за десять секунд сообразит то, на что у человека попроще уйдет минута, гений может проскочить всю цепочку за доли секунды. У писателя есть фора во времени: он может неделю или две придумывать комбинацию, которую его герой разгадает в считанные мгновения. Тут мы возвращаемся к продуманной магии Ротфусса. Магия в его вселенной работает на уме и вере адепта. Ум нужен для того, чтобы «связывать» предметы и явления, вера — чтобы верить в действенность этих связей. Это требует сложных ментальных техник, которые Квоут осваивает к двенадцати годам. Но человек, освоивший эти техники, не может ограничиться применением их в одной и только одной сфере. Изобретательный интеллект изобретателен везде. Квоут подходит к самообороне и к убийству дракона с целью спасения любимой девушки и города так же, как и к любой другой технической задаче. Когда мы узнаем о том, как он решает технические задачи, вопрос о его крутости с мечом, проявленной в начале книги, отпадает: для него фехтование — техническая задача, которую он решает с присущим ему блеском. Оно не производит впечатления вундервафли. Нас ознакомили с общей схемой.

Короче, я получила у Ротфусса ряд важных уроков на тему. За что ему большое спасибо.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однозначно лучшее фэнтези, которое я читал за последние несколько лет. Даже Дж.Мартину рука не поднялась поставить круглую десятку. Но с «Именем ветра» сомнений на этот счет не было.

И нельзя, вроде бы, сказать, что роман написан идеально. Мы уже много раз видели юные дарования, пробивающие себе путь в жизни, магические университеты, борьбу с таинственным неуловимым злом, и т.д., и т.п. Есть шероховатости в построении текста – например, явно затянутое начало, через которое я пробился с некоторым трудом, к тому же пока непонятно какое отношение имеющее к дальнейшему содержанию книги. (Возможно, это выяснится позднее, поскольку сейчас речь идет лишь о первой части цикла).

Но когда повествование выходит на простор основного сюжета, об этих мелочах просто забываешь, перестаешь их замечать. Автор создал героя, которому веришь в каждом его слове и поступке, которому сочувствуешь, о котором хочешь узнавать все больше и больше. Оторваться от чтения становится очень трудно, даже зная, что утром рано на работу :-(.

Наверное, этот живой и очень симпатичный юный Квоут – главный секрет успеха «Имени ветра». В нем каждый мальчишка, независимо от возраста, может узнать что-то свое. Как он, не зная, чем платить за учебу в следующей четверти, на последние гроши купил лютню, потому что больше не мог без музыки. (У меня это была не музыка, но сама ситуация близка и понятна). Как он готов лучше сдохнуть, чем уступить жестокому и подлому богатенькому сынку, который начинает с мелких пакостей, а заканчивает тем, что нанимает бандитов, взбешенный, что не может сломить нищего замухрышку. Как пятнадцатилетний Квоут все время беспокоится, правильно ли он ведет себя с девушками :-) Все это так знакомо и так верно…

С нетерпением жду продолжения. А пока заслуженные 10 баллов.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уже не в первый раз попадаются книги, написать отзыв на которые очень сложно.

Дело не в том, что книга — признанный шедевр или, наоборот — пустышка с красивым фантиком. Попытаюсь объяснить.

При чтении возникает словно две точки зрения, или, выражаясь более понятно — спор души и разума.

Начнем с разума, или фактов.

+ Язык повествования прост и прекрасен. Причем в переводе на русский язык очаровательность не потерялась, но некоторые моменты, если сверятся с подстрочником не очень точны, либо не всегда верно передают метафоры, описания автора.

+/- Построение истории. Спорный прием — брать в качестве рассказчика ГГ. Опять же многим не понравились спойлеры — поступление в университет и последующее исключение. Я был бы, наверное, изрядно удивлен исключением героя, если бы уже на первых страницах не прочитал об этом. Нравится же во всем этом — подача сюжета. Наблюдая за основной историей, мы постоянно натыкаемся на обрывки сведений об истоках этого мира, сталкиваемся с фольклором, который помогает понять настроения жителей, отношение к религии. Мир выстраивается в полную ,объемную картинку.

— Отсутствие захватывающей интриги. Кроме цели героя — нет глобальных загадок, над которыми было бы интересно подумать в ожидании продолжения. Есть только небольшие крючочки — тайны, разбросанные в различных местах — история Денны, её загадочный покровитель. Также задано много вопросов, ответы на которые будут только в последующих книгах. Опять же, хоть нам и известно, что ГГ станет убийцей короля, нам не дают даже намека — что послужит поводом для этого поступка — остается только придумывать самим.

— Иногда, не подберу другого слова, Раздражала глупость героя, который описан как очень умный и способный пятнадцатилетний (вот оно что!) мальчик. Может быть, я не могу понять некоторых его поступков именно из-за его возраста, или своего. Даже не касаясь здесь уже не раз обмусоленной любовной линии героя, я не могу понять — как, даже в состоянии воздействия болеутоляющего, можно отдать настолько ценные для героя деньги за свечу человеку, отношения с которым у тебя не очень-то ладятся. Просто взять и немного подумать — библиотека и открытый огонь. Две несовместимые вещи. Как можно не почувствовать подвох. Без всяких записок, расписок, «чеков» отдать деньги и взять свечу.

Вот как-то так. Но есть вторая сторона восприятия. Несмотря на все недостатки, перечисленные выше, в течении нескольких дней, в каждые свободные пять минут мне хотелось присесть в такое удобное кресло и прочитать еще хоть пару глав, а уже после этого идти заниматься возникающими заботами.

Есть книги, с интересным, сложным сюжетом с массой интриг и неожиданных поворотов, которые читаются через силу, очень долго, заставляя себя дочитать (мышки кололись но продолжали есть кактус). Есть же другие книги, с которыми хочется проводить все свободное время, пока не дочитаешь до конца, несмотря на все недостатки. Данная книга относится ко второй категории, и именно этим она заслуживает высокий балл.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сладкозвучная песнь юного гения

***

«Имя ветра» – роман, который не нуждается в представлении. Чудо, что за эту книгу не взялись жадные (в последнее время) до фэнтези HBO или Amazon. Этот роман популярен не только в Штатах, но и в России. Просто минутка статистики. На фантлабе магнум опусы (речь о главных романах, а не конкретно о циклах) таких писателей, как Б. Сандернона, С. Эриксона, Р. Джордана, Р. Хобб, оценены меньше, чем магнум опус Патрика Ротфусса. Весьма красноречивый показатель!

…Квоут не знал горя, пока его семью не вырезали таинственные демоны – чандрианы. Юный мальчишка без гроша в кармане, но с огнём в сердце и жаждой мести, отправляется бродить по миру. И после мытарства на самом дне городской жизни он оказывается в Университете. Именно здесь он хочет найти крохи сведений о чандрианах. Но находит он отнюдь не это. Дружба, любовь, предательство, тайны мира и тайны магии, музыка и вкус жизни – вот что он найдёт…

Итак, «Имя ветра» – первый роман трилогии (увы, пока дилогии) американского автора Патрика Ротфусса – книга весьма объёмная. Есть карта, но нет глоссария и списка персонажей. Впрочем, практически всё становится ясно по контексту. В целом, Ротфусс ридфредли, с небольшой оговоркой, о которой речь пойдёт ниже. Роман разбит почти на сотню глав (надёжный метод для придания динамики), почти все из них являются рассказом в рассказе – этакие жизнеописания Квоута, лишь изредка перемежаемые интерлюдиями «здесь и сейчас» – в трактире «Путеводный камень».

Да, такова композиция «Имени ветра». Первый роман – это первый день рассказа Квоута, рассказа о Бескровном, об Убийце Короля, о легенде Университета. Второй роман – это второй день, ну а с третьим вы и так уже всё поняли. И если начало у произведения весьма странное – стоит трактир, пьют мужики, какой-то не то паук, то ли демон, потом вдруг неудачливый хронист… В общем, нужно немного перетерпеть – ровно до экскурса в историю Квоута. Вот тогда-то начинается роман. Кто-то, возможно, не оценит такую композицию, да ещё и припомнит, что весь сторитейл идёт от первого лица (а тут постоянные «я», без коих смог только горе-переводчик «Принца терний»). Но всё это меркнет под основным содержанием романа.

Сюжет. Сколько мы уже читали истории взросления? Где-то они идут медленно, как было в Гарри Поттере, потому что там автор решила делить жизнь персонажа на года? Где-то они идут медленно, как было у Хобб, потому что автор просто любит описывать каждое чувство ГГ. Где-то автор просто захотел выдать многотомную эпопею («Колесо Времени»). У Ротфусса свой ответ. Квоут предстает перед нами в истинном свете – без денег, без родителей, совершенно один, но с открытым сердцем, которое живёт двумя желаниями – к музыке и к раскрытию тайны чандрианов. Всё это накладывается на приключения (и злоключения) то на городском дне, то в Универе, то даже (время от времени) на продвижении к основным целям мальчишки. Но основное время занимает жизнь в Университете. Нет, это не уроки как в «Гарри Поттере» или в «Книге Предка». Универ здесь – суровое место, где нужно не только учиться и зубрить, сдавать экзамены и не отлынивать, но ещё и суметь выжить. Выжить в рассаднике преподавателей, у коих есть любимчики, которые из-за отношения готовы сгноить ученика. Выжить в рассаднике подлых аристократов, в стремлении заработать на обучение, в желании не вылететь после первой же оплошности. А они будут – без них никуда. Квоут где-то ошибается сам, где-то его тыкают носом. И нет, не из всех передряг он выходит сухим. И всё же он на полную использует ясный и острый ум. «Имя ветра» – ода уму и разуму.

Язык. Таких книг не так уж много. Труды Толкина и Линча могут по праву гордится новообретённым собратом. Многие ли представители фэнтези могут похвастаться таким? Отнюдь.

Герои. Главных героев в «Имени ветра» не так уж много. Квоут и Денна – вот они. И если за Квоутом интересно и приятно следить, он раскрывается быстро и полно, то Денна – загадка. В том числе, для Квоута. Она то радует, то напрягает. То она есть, то пропадает. Она – свет и тьма. И Квоут это знает. Второстепенных героев в романе много – это и соученики, и магистры. И все они выглядят весьма убедительно. Друзья Квоута не без грешка. Магистры – самые разные. Есть среди них безумцы, есть злорадные ублюдки (ну прямо что твой Снегг!), есть добрые малые (не Хагрид, но вполне себе). Это же касается и просто учеников. Среди них, конечно, выделяется Амброз. К счастью, Ротфусс не делает из него Малфоя, хотя до поры он действительно похож на Драко.

Мир. О мире известно не так уж много, мы знаём его вместе с ученичеством Квоута. И если по религии всё более-менее ясно, то с политикой и географией – беда. Не так, чтобы совсем, всё же весь мир Квоута (пока что) строится вокруг Университета. Зато система магии – высший класс. С одной стороны, простая и понятная. Где-то даже банальная. С другой – продуманная, многослойная и доступная каждому. При желании и наличии денег. Магия в мире Ротфусса – прерогатива, а не дар природы. И то, что Квоут кажется избранным – это лишь его рук дело, а не синдром Избранного.

Что сказать о недостатках? Разве что вопросы к композиции. Интриги в романе мало, ведь читатель точно знает, что Квоут – вот он, жив-здоров. С другой стороны, Ротфусс берёт не интригой. Это тот случай, когда произведение интересно само по себе. К чёрту финал (если так будет, а не к чёрту вообще), когда процесс чтения доставляет массу удовольствия.

Заключение: «Имя ветра» – выверенный, продуманный роман, который не оставит равнодушным 99 читателей из 10. Прекрасный язык, изумительная история, великолепная система магии, подкупающий главный герой (и второстепенные). В этой книге больше отдаёшься процессу чтения, нежели поиску ответов на вопросы. Часто авторы строят роман на интригах, отчего читатель потом хлопает глазами, мол, и это всё, ответ такой простой? Или же на твистах. «Имя ветра» не про это. «Имя ветра» – это добрая история у костра, когда в руках чашка (или кружка) вашего любимого напитка, а на краю слышимости играет ваша любимая музыка.

10 имён ветра из 10. Истинный шедевр!

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну с конца — впечатление от прочтение как от утраты надкушенного бутерброда.

По сюжету понимаешь, что продолжение будет во второй и третьей книгах, вроде бы и конец довольно красиво сделан, но желание читать дальше от этого не уходит. А это пожалуй лучше всего может охарактеризовать качество романа. Он отличный. Не скажу, что это шедевр (нельзя такого сказать об отдельной части) и читается он взахлеб, но он хорош. В нем нет каких-либо явных ошибок, недочетов или неровностей сюжета. Плавно, размеренно, качественно. Именно качественно!

В целом по стилю Ротфусс напомнил мне Ле Гуин и ее волшебника: много внимания деталям, окружающему миру, плавное развитие событий и бытовые мелочи жизни. Автор создает свой мир, настоящий мир, не обложку в которой блуждает какая-то идея, а большой живой мир с настоящими героями, настоящими радостями и проблемами. И сюжет в этом мире развивается не вокруг драконов и магии, а вокруг людей их принципов и желаний. Это действительно подкупает. Это подталкивает читателя сопереживать главному герою, его иногда глупым поступкам и решениям.

Также следует отметить интересную (по крайней мере для меня) структуру повествования, пока не начал читать все не мог понять почему «день первый: имя ветра» :)

В итоге: кто любит действительно хорошее и качественное чтиво читать обязательно, тем кто хочет увидеть войны, осады замков и файерболы, тому можно смело проходить))

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга Патрика Ротфусса мне понравилась даже намного больше «Ученика убийцы» Робин Хобб, с которой его часто сравнивают. Здесь, как мне показалось, больше волшебства и приятной атмосферы. И Квоут как главный герой смотрится очень ярко, не банально. Роман прекрасно ложится на душу и оставляет неизгладимый след в ней. Я считаю, он заслужил честно все свои награды. Очень рекомендую тем, кто ценит качественное и неторопливое фэнтези с проработанным миром и психологически достоверными персонажами. Отличная книга, я никогда её не забуду.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

— Ага, — жизнерадостно сказал он. — Знаешь пословицу: «чан ваэн коут»?

— Семь лет… Я не знаю «коут».

— «Ожидай беды каждые семь лет», — объяснил он.

Очень хорошая книга. Странно говорить о языке, когда читаешь не в оригинале, но перевод очень и очень хорош, невозможно оторваться.

Начало показалось нудным, какой-то трактирщик, чужак по имени Коут, местные аборигены, странный парень Баст, который говорит иногда, что у «вас людей» и явно странный. Потом странный меч с именем «Глупость» и каменный паук, но все затянуто и заурядно. Только хотел оставить книгу... В общем, прежде чем бросить книгу дочитайте до места, где Коут начнет свой рассказ. И дальше начинается волшебство. Невозможно оторваться! Мне нравится стиль, когда герой рассказывает свою историю.

Вся книга — история легенды о Квоуте Бескровном или Убийце Короля, или еще много как. История которая обросла подробностями, вошла в местный фольклор и обошла весь мир. История о том, как мальчик Квоут взрослел и развивался. История взлетов и падений, наверное больше падений. Мне нравится, что в этой книге никакое деяние главное героя не остаётся без последствий для него.

В книге много побочных ответвлений в приключения, каждое из которых потом переросло в легенду, кажется, что они лишние и их чересчур много, но в каждом из них герой развивается как внутренне, так и внешне. Это дебютный роман, проба пера, все это простительно, если кого-то задевает, да и заметно только когда обдумываешь, что ты все-таки прочитал. Очень интересно объясняется работа магии, то есть симпатии и месте где учат магов, ой, извиняюсь, арканистов — Университете. В книге вообще полно специальных придуманных слов, они всегда к месту.

В книге есть юмор, хороший и интересный, в меру расставленный по книге. Радует романтическая составляющая, внутренние переживания героя, его страх перед девушками. А чтобы показать, что мифический Квоут в душе сама забота, в книге есть Аури, только ради их диалогов стоит это прочитать:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

— Я принес тебе немного медового вина.

Она схватила бутылку обеими руками.

— О, это подарок принца. — Она с любопытством разглядывала бутылку. — А что в нем?

— Солнечный свет, — ответил я. — И улыбка, и вопрос.

Разве это не чудесно? Да и хотелось бы послушать, как он играет на лютне, это должно быть по-настоящему завораживающе.

А потом заносчивый мальчик попадает в очередную передрягу, после которой его зашивают.

Концовка странная, Коута показывают каким-то беспомощным и потерявшимся, явно показывая, что в следующих книгах будет все еще интереснее. Чтож, вперед за второй частью.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно уже не попадалась в руки книга, которая читалась бы на одном дыхании, которая бы буквально затягивала — да, да, то самое «ну ладно еще полчасика почитаю, и спать, ну и еще полчасика, ну и еще главу, а чорт уже пол-шестого, но ладно, еще главу...»

Книга прекрасна — соединяет несоединимое, неспешность повествования, но в то же время насыщенность, нельзя сказать, что какие-то эпизоды занянуты — нет, все уместно и по-делу.

Автор наверняка музыкант — или так или этак, но какое-то отношение к музыке имеет, ибо иначе нельзя было так верно все описать — и отношение музыканта к инструменту, и каково взять инструмент в руки после вынужденного долгого перерыва, и прочая и прочая

«Попросить у музыканта инструмент — грубо говоря, это как попросить разрешения поцеловать чужую жену».

Из негатива — было бы желание, докопаться и к столбу можно, но здесь все настолько получилось, что и докапываться не хочется, так что не будем!)

Вобщем на мое скромное имхо — одна из самых удачных (если не самая удачная) фентези последних 5, а то и всех 10 лет.

PS Читал оригинал — так что насколько весь этот прекрасный язык был угроблен переводом (а судя по отзывам — таки был) — ручаться не могу. Но на самом деле — не смотря на всю красоту, даже с моим убогим владением языком особых проблем при прочтении не было — так что пытаться именно оригинал смысл есть!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх