Луиджи Музолино «Уиронда»
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Номинации на премии:
номинант |
Мастера Ужасов, 2024 // Лучшая книга зарубежного автора (в переводе на русский) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deliann, 24 июня 2024 г.
Читать итальянский хоррор мне, вроде как, ещё не приходилось, зато смотрел я его довольно много. Недавно в серии «Мастера ужасов» вышла книга, содержащая сразу два сборника рассказов итальянского автора Луиджи Музолино: «Уиронда» и «Другая темнота». Про первый мы сегодня и поговорим.
Итак, десять рассказов, в каждом из которых ужас таится буквально в паре шагов от обычного, нормального мира. Достаточно свернуть не туда, сделать что-то не то или выйти не вовремя покурить, и жизнь навсегда изменится.
• «Остров и Бездна». Крушение гидросамолёта. Пятеро выживших посреди Индийского океана. Необитаемый остров, который может стать спасением. А может и не стать. Первый же рассказ сборника производит сильное впечатление: густая атмосфера отчаяния и безысходности, космический ужас, родственный лавкрафтианскому, жесть, происходящая с персонажами. Впечатляет.
• «Молочная кислота». Серджио привычно вышел на пробежку, но в процессе свернул с обычного маршрута и заблудился. Собственно, больше ничего в рассказе и не происходит, только странная беготня и всё нарастающий ужас главного героя.
• «Ночь в ночи». Рассказ скорее тревожный, чем страшный. Девушка главного героя умирает в больнице. Неоперабельная опухоль мозга, врачи говорят, что надежды нет. Главный герой в отчаянии, жалеет о невысказанных чувствах, тонет в пучинах тоски и ищет способ хоть как-то помочь возлюбленной. Однажды он выходит покурить и встречает странную медсестру... Не вполне понятный рассказ, но атмосферный и тяжёлый.
• «Ньямби (Переход)». Стандартный психологический хоррор с социальными мотивами. Парочка журналистов в поисках эксклюзива забредает в убежище иммигрантов, не подозревая, какая ужасная тайна там кроется. Написано неплохо, а сюжет держит в постоянном напряжении.
• «Черные холмы истязаний». Маленький городок внезапно окружили чёрные холмы. Каждый, кто пытается через них пройти, умирает в страшных муках. Нет ни электричества, ни связи с внешним миром. Но происходящее как-то связано с местным пареньком, пропавшим год назад... Добротная мистика, насквозь пропитанная отчаянием.
• «Уиронда». Рассказ, давший название сборнику. Обыденная поездка дальнобойщика превращается в какой-то кошмар, когда он обнаруживает мифическое место под названием Уиронда. Или же кошмар начался задолго до этого? Довольно тяжёлая и мрачная история, балансирующая на грани между мистикой и безумием.
• «Муравьи». Главный герой этого рассказа убил муравья, после чего повредился умом. А может и не повредился, может, муравьи действительно устроили ему жуткую месть. В общем, очередная атмосферная психоделика.
• «Шаткое положение». Для завода, на котором работает Главко, настали тяжелые времена. Простой, сокращения, начальник отдела, не выдержавший напряжения, – всё это давит на Главко. Но больше всего его беспокоит таинственный силуэт на проводах, который виден по пути на завод. Ещё одна атмосферная мистическая история без объяснения происходящего. Но может так даже лучше.
• «3,5 этаж лестницы D». Мальчишеские ужасы, причём отличные. Декабрь девяносто седьмого. Группа ребят играют в модифицированные прятки внутри своего жилого комплекса. Неожиданно двое мальчишек попадают в параллельный, более монструозный, мир, в лучших традициях Сайлент Хилла. Шикарная история, хорошо передающая дух детства и кошмары иной реальности. Отдельный плюс за неожиданную и мощную концовку. Лучший рассказ сборника.
• «В трещинах». История, завершающая сборник. Одинокий старик обнаруживает на стене своей квартиры трещину. Казалось бы, дело житейское, однако вскоре из трещины раздаётся голос... Как и большинство других рассказов автора, этот постоянно балансирует между безумием и мистикой, не давая окончательных ответов, но прокладывая сюжетный мостик к «Другой темноте».
«Уиронда» – это очень мрачный сборник. Здесь почти не нашлось места юмору и хэппи эндам, а кошмары могут подстерегать персонажей за любым углом. Причем обычно эти кошмары не поддаются логике и абсолютно иррациональны. Посмотрим, что будет во втором сборнике автора.
perftoran, 1 августа 2024 г.
…наш мир – такой уютный, нормальный, разумный мир, – похож на большой кожаный мяч, надутый воздухом. Но в каких-то местах эта кожа сильно протерлась. И барьеры там тоньше и уязвимее. Понимаешь?
(С. Кинг «Крауч-энд»)
Новичок серии «Мастера ужасов» итальянец Луиджи Музолино мог бы подписаться под этой цитатой. Вернее подписался десять раз, именно столько рассказов в сборнике «Уиронда». О местах в нашем мире, которые столь близки к мирам иным, Музолино знает отлично.
Его путеводитель по ним это «Наука о мёртвых средах» Энрико Бедолиса, этакий «Некрономикон» всего Пьемонта, Турина, а ещё музолиновского Касл-Рока городка Орласко. Эта книга появляется на страницах «Уиронды» и другого сборника «Другая темнота» неоднократно.
Одни рассказы «Уиронды» убеждают, что за этой тонкой гранью — иной мир, совершенно противоестественный для обычного человека («Остров и Бездна», «Молочная кислота», «3,5 этаж лестницы D», «Черные холмы истязаний»).
Другие, в темных тонах рисуют, что за тонкой гранью разума скрывается безумие («Уиронда», «Муравьи», «Шаткое положение»)
А некоторые можно трактовать двояко. Либо безумен герой рассказа, либо он, и правда, открыл дверь во владения сверхъестественного («В трещинах», «Ночь в ночи»).
Рассказ «Ньямби (Переход)» выделяется на этом фоне. Это вполне обычный, но при этом жёсткий хоррор с социальным подтекстом.
К слову, социальный подтекст в том или ином виде присутствует во многих рассказах автора. Музолино касается темы кризиса, потери рабочих мест, запустения городских районов.
Музолино потрясающе умеет создавать атмосферу депрессивности и отчаяния. Итальянец — блестящий художник слова, его картины миров потусторонних написаны ярко-ядовитыми красками, однако они не способны разогнать тьму вокруг любого попавшего сюда, за грань, бедняги.
sergej210477, 7 июля 2024 г.
Сборник из десяти рассказов.
Жанр — хоррор, сплетающийся с мистикой, и, разбавленный сюрреализмом и психоделикой.
Писать про каждое произведение отдельно не стану, в предыдущем отзыве это великолепно сделано. Попробую, выразить свое впечатление от сборника в целом, хотя, для меня, это очень сложно.
По-моему, Л. Музолино — сильный и талантливый писатель. Нет ни одного рассказа в этой книге, о котором я мог бы сказать, что написан он слабо, коряво или халтурно. Пишет автор ярко. Психологически сложно. Интересные персонажи. Шикарная мрачная атмосфера. Образный язык.
Но, мне этот сборник совсем не понравился. Еле-еле дочитал. Ну, совсем «не моё». Вроде бы, отличный хоррор, страшный. Очень атмосферный, а атмосферу в жанре «ужасов» я ценю. Зрелищность, кинематографичность, все на на высоте. Что ещё надо?
Ну, наверное, просто все дело в том, что автор очень любит загадки, тайны, неопределенность. Его герои постоянно сталкиваются с вещами, объяснить которые очень трудно. Что это было, галлюцинации, бред, ничего не понятно. Мне было трудно даже классифицировать эти рассказы — о чем они, сказать сложно. Сплошные открытые финалы. Наверное, если охарактеризовать книгу в двух словах, то, наверное, это: «загадочность» и «сюрреалистичность». Да, все непонятное и необъяснимое пугает, это верно. Но, для меня, здесь слишком много недосказанного.
Это не недостаток, ни в коем случае. Сильный сборник. Но, увы и ах, я «такое» не люблю. Нет конкретных монстров и тварей, которых «можно увидеть и потрогать». Нет финальной схватки со злодеем. Тут нет ни одного вампира, в которого можно вогнать кол, ни одного оборотня, которого можно застрелить серебряной пулей. Даже, нет ни одного маньяка, которого можно вычислить и поймать. Нет и объяснения произошедшего. Сплошная загадка.
Вообще, мне читать сборник было трудно. Наверное, слишком мрачно и депрессивно. Нет ни малейшей надежды на то, что все кончится хорошо, герой останется в живых, а зло будет побеждено... Тяжёлое и печальное послевкусие.
Но, это — хоррор. Наверное, многим читателям этот сборник понравится. Повторюсь, на мой взгляд, Л. Музолино пишет талантливо. Просто, наверное, он — писатель не для всех.
drevolaz, 14 ноября 2024 г.
Открыл для себя современный итальянский хоррор этим сборником. В целом, отмечу, что автор умеет увлечь словом, но его сюжеты слишком депрессивны и полны недосказанностей, а местами и вовсе сюрреалистичны. Увы, мне такое не близко. Кроме того, автор частенько злоупотребляет красочными описаниями всего подряд используя образность, что в конечном счёте идёт в ущерб динамике повествования. Итак, теперь кратенько о своём впечатлении по каждому из рассказов:
1. Остров и Бездна.
Завязка в стиле сурвивал-хоррор, понравлась. Если бы продолжалось в том же духе, думаю получилось бы гораздо интереснее (для меня). Но когда сюжетная тропинка свернула на «нечно ужасное, древнее и неописуемое», я понял к чему всё идёт. Момент с перегызенной самому себе рукой во сне (!) это конечно «сильно». 4\10
2. Молочная кислота.
Понравилась психологическая достоверность переживаний заблудившегося человека, убедительно. Далее сюжет скатился в какой-то нелепый сюр. 4\10
3. Ночь в ночи.
В очередной раз мистика (или безумие героя?) в рассказе никак не раскрыта. Встреча с медсестрой оставила жуткое впечатление, что и требуется от хоррора (за это пару баллов), но мои ожидания дальнейшей развёртки этой сцены в нечто целостное не оправдались. 6\10
4. Ньямби.
Нудноватый рассказ с социальным подтекстом (раскрывающий политические предпочтения автора). Зато монстр здесь вполне материален, хоть и нелеп. 4\10
5. Черные холмы истязаний.
Гротекскно, психоделично и депрессивно, но атмосферно. Не задавайтесь вопросом «Как такое вообще возможно?» Объяснений не будет. Понравилось описание распада человеческого общества в переживающем апокалипсис городке, вполне себе реалистично. Сюжетный твист присутствует. 6\10
6. Уиронда.
Скитания по ночным дорогам потерявшего всякий смысл дальнобойщика приводят его в город, которого не может существовать. Рассказ балансирует на грани безумия и мистического сюра. Что это было на самом деле, традиционно, будет решать читатель. В финале станет понятно, что привело героя к такому исходу. Бармен получился по-хорроровски, очень не приятным персонажем, это плюс. 6\10
7. Муравьи.
Очередной рассказ-дилемма про безумие, ну или... . Проходной рассказ наполненный психоделом чуть менее, чем полностью. Вся интрига состояла в способе отмщения насекомых за своего соплеменника. 4\10
8. Шаткое положение.
Страх за ответветственную должность в кризисной компании гипертрофирован до абсурда в этой истории. Не впечатлило. 4\10
9. 3,5 этаж лестницы D.
Подростковый ужастик (16+). Меня не особо тронули отношения подростков, да и другая реальность тоже не впечатлила. Но те, кто в юности лазал по стройкам/заброшкам и домам, наверное оценят, поностальгируют. Порадовал финал, не ожидал такого поворота. 6\10
10. В трещинах.
Снова сюжет рассказа балансирует между мистикой и безумием. И снова в рассказе неожиданный конец перевернувший с ног на голову всю историю. Но рассказ слишком растянут, прочёл в 2 захода. 6\10