Расселл Д. Джонс «Богомол и орхидея»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Искусственный интеллект | Изобретения и научные исследования | Роботы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
После бунта киборгов на Тетисе все роботы, киборги и андроиды очень сильно ограничены в правах и снабжены дополнительной кнопкой, одно нажатие на которую полностью их отключает. Андроид последней модели Рэй, внешне почти не отличимый от человека, отправляется под присмотром лейтенанта Нортона на танцию «Урсула-1». В последнее время на станции произошло несколько загадочных убийств. Возможно, наделенный отличными аналитическими способностями Рэй, поможет раскрыть эти преступления.
Рассказ был переработан и послужил основой для первой части романа «Выше головы!»
Входит в:
— антологию «Русская фантастика 2010», 2009 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Славич, 7 апреля 2023 г.
Вот, что значит сила общественного мнения. В классификаторе большинство проголосовавших указали пункты «искусственный интеллект» и «робот». Хотя от обычных людей Рэй, главный герой рассказа, отличается лишь крепким здоровьем, увеличенной продолжительностью жизни (лет до 300, наверное, если надеется увидеть завершение основного этапа терраформирования), высокой работоспособностью и ещё более высоким интеллектом. Ну и тем, что его вырастили искусственно, достали из репликатора не младенца, а двенадцатилетнего ребёнка. Не больше робот, чем герой телесериала «Кайл XY», к примеру. Сюжетный ход «Генетические эксперименты, мутации» на 100%.
Рассказ, меж тем, довольно слабенький, как признаёт сам его автор. Мало того, что стиль хромает, сюжет не складывается и детективная линия большого интереса не представляет (банальная «охота на живца»), так ещё и всё выглядит довольно неубедительно с точки знания массовой психологии. Репликанта как-то уж слишком легко принимают в коллектив, тогда как госпропаганда вещает, что все искусственные люди и киборги — потенциально опасные чудовища, которых терпят лишь по необходимости.
Понятно, что общество в общем и целом авторитарное: женщины вновь получили право на высшее образование за несколько десятилетий до событий рассказа; полиции на станции терраформинга многовато; везде видеокамеры понатыканы (последнее, впрочем, ожидаемо для режимного объекта). Понятно, что сотрудники научной станции «Урсула-1» далеки от политики и от проблем большого мира, раз уж рейсовые звездолёты добираются к ним раз в два года (как им тогда подвозят необходимое оборудование, интересно?). Понятно, что коллектив сплочённый. Но как-то странно всё это: в целом дружелюбное, человечное отношение к нашему герою на новом месте службы — и отсутствие сколь-либо заметного общественного возмущения новыми дискриминационными законами. Не складывается у меня рассказ в социально-психологическом плане.
Задумка интересная и удачная подача материала: от лица репликанта, которого готовили для занятия высоких административных постов, но три года назад лишили всех и всяческих гражданских прав. История человека, который притворяется роботом, который притворяется человеком.
Russell D. Jones, 21 мая 2012 г.
Перечитывая этот рассказ, я испытал такой стыд... Не передать словами. Мне хотелось провалиться сквозь землю, застрелиться и отравиться одновременно, спасло только, что нечем и не из чего, а внизу живут соседи. Это очень слабо, недодумано, не продумано и вообще позор, убиться веником, сколько там логических дыр и зависаний. Единственное, что утешает, так это возможность переписать и продолжить. Потому что что-то в этой робкой попытке есть, из чего можно расти и строить нормальный мир...
Вот теперь даже здесь выложили: http://fantlab.ru/work376785
197925, 26 апреля 2010 г.
Рассказ написан в виде детектива, изложенного с позиции андроида, привлеченного к поимке маньяка на одной далекой планете. Рассказ наполнен тоской Рэя, связанной с возникшим после восстания андроидов отчуждением к таким как он. Через все произведение проходит эта двойственная линия: с одной стороны Рэй понимает тех людей, которые относятся к нему с недоверием, а с другой — не понимает, почему из-за горстки андроидов должны страдать все такие как он. И для меня стало приятной неожиданностью то, что главный герой