fantlab ru

Йен Уотсон, Йен Уэйтс «Альтернативная история»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.46
Оценок:
46
Моя оценка:
-

подробнее

,

Альтернативная история

The Mammoth Book of Alternate Histories

Антология, год

Аннотация:

Альтернативная история — весьма древний и почтенный жанр, даром что фантастика. Еще в «Истории Рима» Тита Ливия подробно и всерьез рассматриваются события, которые могли последовать, вздумай Александр Македонский повести свои армии не на восток, а на запад. Вот бы Рим обрадовался... С тех давних пор ни ученые мужи, ни писатели-фантасты не отказывали себе в удовольствии поставить очередной мысленный эксперимент на тему «Что было бы, если?..». В настоящей антологии собраны рассказы, авторы которых виртуозно жонглируют вероятностями и создают новые реальности, неизменно притягивающие читательское внимание. Здесь вы найдете произведения, созданные признанными мастерами жанра, такими как Стивен Бакстер, Джеймс Мороу, Фриц Лейбер, Марк Лэйдлоу, Гарри Тертлдав, Иэн Маклеод и другими. Некоторые рассказы написаны специально для этого сборника.



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


6.17 (36)
-
1 отз.
6.05 (67)
-
4 отз.
5.19 (60)
-
3 отз.
6.24 (62)
-
2 отз.
4.66 (55)
-
3 отз.
6.85 (142)
-
3 отз.
5.32 (52)
-
4 отз.
5.97 (51)
-
4 отз.
4.73 (48)
-
4 отз.
6.89 (180)
-
5 отз.
5.88 (54)
-
5 отз.
5.02 (49)
-
2 отз.
5.74 (50)
-
3 отз.
7.08 (76)
-
4 отз.
5.64 (46)
-
2 отз.
6.08 (49)
-
3 отз.
5.75 (45)
-
4 отз.
6.66 (61)
-
2 отз.
7.22 (67)
-
5 отз.
4.69 (48)
-
3 отз.
6.06 (81)
-
6 отз.
7.00 (56)
-
3 отз.
5.38 (51)
-
3 отз.
6.09 (47)
-
3 отз.
7.18 (90)
-
5 отз.
6.48 (56)
-
4 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (3)

Альтернативная история
2012 г.

Издания на иностранных языках:

The Mammoth Book of Alternate Histories
2010 г.
(английский)
The Mammoth Book of Alternate Histories
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень слабая и бестолковая антология. И дело даже не в том, что минимум десяток рассказов — откровенное и никчёмное барахло, несколько никаких и лишь штуки 4 хороших. Сама «альтернативная история» здесь вышла фигнёй какой-то. Есть рассказы (и немало, штук пять), которые к этому жанру не относятся вообще никак и не понимаю, как их сюда вообще занесло. Подавляющее большинство наслаждается зверским авторским произволом из разряда «хочу, чтобы индийцы Англию завоевали, а ацтеки еврею служили». Нет, я не против абсурдистики, но покупая антологию с названием «Альтернативная история», я ожидал серьёзных и взвешенных работ, а не рассказиков, где всё правдоподобие намеренно рушится откровенным бредом.

Вообще из всей книги могу особо выделить только работы Гаррисона, Тертлдава, Сильверберга и Робинсона. Вот у них — настоящая «альтернативная история». Взвешенная, умная и непафосная. Эх, если бы хотя бы половина рассказов была сопоставимого с ними уровня...

P.S. Удивило необыкновенно высокое количество историй, где историческое расхождение связано с религией. Нет, я понимаю, что до Нового Времени тотально все люди были религиозными, а атеизм начал распространяться массово только в Новейшее время, но всё же такая однобокость авторов удивляет.

P.P.S. Да, я понимаю, что книга писалась для западного читателя, но всё равно не могу не возмутиться, что Россия задействована только в одном рассказе, и то едва ли не самом слабом.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга для тех, кто хорошо знает историю Америки и Западной Европы. Читая антологию, поймал себя на мысли, что у авторов нет России, за исключением рассказа «Ленин в Одессе», все авторы стыдливо обходят стороной момент, а что же стало с Россией. Её просто нет и всё. В целом очень неровно, ну и остутствие базиса даёт о себе знать.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантастика помогает людям мечтать, история же, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Возможно ли сочетать несочетаемое, объединить историю и фантастику в рамках единого жанра — сегодня мы можем ответить на этот вопрос сугубо утвердительно. Альтернативная история уже давно завоевала читательские симпатии, да и как иначе, ведь кто из нас не пытался представить, каким мог бы быть современный мир не случись, к примеру, нашествия на Русь монголов или же прихода к власти большевиков в России. В отечественной фантастике в силу определенных тенденций особое распространение в последнее время получили истории о «попаданцах» в различные исторические эпохи. Тем не менее, жанр альтернативной истории гораздо шире и многогранней баек о том, как очередной пэтэушник, оказавшись в эпохе Ивана Грозного, за пару дней нагнул всю Европу и приступил к колонизации Марса на деревянном космолете.

Предлагаемая нашему вниманию антология позволит расширить привычные горизонты и познакомиться с творениями лучших зарубежных мастеров «альтернативки». Один взгляд на обложку заставит с трепетом биться сердце каждого любителя фантастики — такие имена, как Гарри Гаррисон, Роберт Силверберг, Фриц Лейбер, Гарри Тертлдав, Ким Ньюман и Фредерик Пол знакомы каждому. Помимо известных нашему читателю фантастов в сборнике представлены и новые для многих имена, которые тем не менее у себя на родине зарекомендовали себя мастерами жанра, немало здесь и номинантов и лауреатов премии Sidewise — самой желанной в альтернативном жанре награды.

Составители антологии готовы предложить нам двадцать пять историй, охватывающих наиболее интересные исторические периоды, причем три рассказа были написаны эксклюзивно для данного сборника. Предисловие занимает всего одну страничку и больше похоже на краткую аннотацию, учитывая то, что составителей двое, можно было бы написать и более пространное вступление. Краткая информация об авторах произведений приводится в конце книги, на мой взгляд, было бы целесообразно предварять каждый рассказ такой информацией, а не размещать всё в конце одной кучей. Тематические блоки в структуре сборника отсутствуют, что скорее минус — возникает ощущение хаотичности расположения историй, какой либо логики в построении порядка произведений мне обнаружить не удалось.

Чисто субъективно сложилось впечатление, что основными темами для авторов служили история Северной Америки и христианство, так что если вас больше интересует Россия и Европа, а тема религии оставляет равнодушным, то чтение антологии может принести разочарование. Из всего спектра представленных произведений я хотел бы особо отметить два наиболее понравившихся. Это повесть Ф. Пола «В ожидании олимпийцев», посвященная тематике Вечного Рима и описывающая события космической эры — ожидание контакта с внеземным разумом. Импонирует юмористический характер произведения, живые персонажи, описание трудовых будней писателя-фантаста и общая стилистика незыблемой римской империи, сочетающей колонизацию космоса с патерналистским рабовладением.

Второе произведение, которое не могу не отметить, принадлежит перу К. Ньюмана в соавторстве с Ю. Бирном — рассказ «Блудный христианин». История, рассказанная от первого лица — вечного странника Картафила, вынужденного скитаться по Земле до второго пришествия. Очень красочно и увлекательно показано развитие и утверждение христианства — от проповедей Спасителя до времен Константина Великого — взгляд очевидца, свободный от косных догматов богословов и историков религии, пожалуй этот рассказ я бы назвал самым лучшим здесь.

На противоположном полюсе моих предпочтений оказался рассказ Пэта Кэдигана «Донесения с фронтов революции» — не могу сказать, что рассказ бездарный и глупый, просто он совершенно не рассчитан на нашего читателя, чувствуется четкий ориентир на американскую аудиторию. Повествование состоит из отрывочных сведений очевидцев и участников событий, происходивших в США в конце 60-х годов прошлого века, что придает произведению иллюзию реальной документалистики. Для того чтобы понять о чем речь, нужно хорошо разбираться в хитросплетениях американской политики тех лет — множество событий, политических деятелей, подковерная борьба за власть, студенческие и расовые бунты и судьба клана Кеннеди — разобраться во всем этом нагромождении при отсутствии знания матчасти практически невозможно, поэтому рассказ шёл очень тяжело и муторно.

Вообще акцент антологии на истории США виден невооруженным глазом, помимо упомянутого рассказа в эту категорию можно записать следующие произведения сборника. Небольшой рассказик С. Х. Элджин «Помолчим» посвящен альтернативным итогам гражданской войны Севера и Юга, в которой, по мнению автора, могли проиграть обе стороны, а третья сила — американские негры — создать на территории Штатов свое государство — Новую Африку. Со всех точек зрения предположение фантастическое, тем более, что после отделения от угнетателей негры не прекращают борьбу, теперь уже за родной язык, не желая общаться на ненавистном английском — на общем фоне история выглядит слабовато.

Предположение о том, что Северную Америку могли открыть и колонизировать китайцы выдвинул А.А. Аттанасио в приключенческом рассказе «Тушь новой луны». Общий приключенческий характер рассказа маскируется лиризмом и чувственностью изложения, которое представлено в эпистолярной форме от лица главного героя — рядового китайского чиновника — к своей умершей возлюбленной. Довольно интересной показалась история за авторством М. Лэдлоу «Его напудренный парик, его терновый венец» — в основе лежит довольно часто используемое в альтистории Штатов предположение, что было бы если американцы проиграли войну за независимость. В центре сюжета — странный одиозный культ, вызывающий ассоциации с христианством, а нравоучительный финал неожиданно разрешается в жанре психологического хоррора.

Грегори Бенфорд в рассказе «И снова Манассас» обращается к еще одному популярному периоду американской истории — войне Севера и Юга. Сквозь призму альтернативного авторского видения перед нами возникает оригинальный таймпанк — мир в котором южане и северяне на момент конфликта стали широко использовать механических киборгов. Внешняя оболочка рассказа всего лишь фон для авторских размышлений о том, может ли искусственный разум стать человечным и приобрести способность к состраданию — антивоенный посыл очевиден — в ходе кровавой бойни человек становится сродни механизму, так почему же робот не может стать человеком? Повесть Памелы Сарджент «Спящий змей» выдвинет предположение об утверждении монголов не только в Европе, но и в Америке. Борьба английских и монгольских поселенцев за доминирование в Новом Свете определит судьбу коренных американцев. Здесь не столь интересны описания сражений и осад городов, сколько двойственный характер главного героя — монгола по рождению, ирокеза по воспитанию.

Судьба христианства и вероятные развилки в истории средневековой Европы также довольно популярная тема этой антологии. Помимо упоминавшегося «Блудного христианина» К. Ньюмана к этому разряду относится рассказ Г. Гаррисона и Т. Шиппи, авторов трилогии «Путь короля», «Послание папы». Всё те же события, всё те же действующие лица, что и в первой части трилогии, за вычетом главного героя Шефа Сигвардссона, который там подвинул короля Альфреда. Здесь же задуматься о сосуществовании христианства и язычества предстоит самому Альфреду, как альтернативное приложение к первой части трилогии рассказ интересен, но без фэнтезийного элемента история многое теряет в данном случае. История Э. Фриснер «Вот так сделка!» — довольно смелый эксперимент, череда событий и фантдопущений может показаться слишком пестрой, на грани перебора, но общий иронический развлекательный стиль повествования намекает на то, чтобы сделать лицо попроще и не удивляться появлению ацтекских воинов-ягуаров в осажденной Изабеллой и Фердинандом Гранаде.

Не избежала авторского внимания и «Песнь о Роланде», нашедшая своё альтернативное воплощение в рассказе Дж. Тарр «Ронсеваль» — интриги, предательство и неумолимый рок на фоне неожиданного религиозного выбора главного героя, который изменит лик Европы. Религиозно-историческая тематика не оставила в стороне и Гарри Тертлдава, его история «Острова в океане» перенесет нас в Болгарию, где пред очами хана предстали две делегации — христиане и мусульмане — от религиозного выбора хана будет зависеть очень многое. Рассказ хороший, но чуть менее чем полностью состоит из религиозных диспутов представителей креста и полумесяца, так что никакого экшена не ждите — чистое богословие для чайников. Подобно Ф. Полу, Р. Силверберг также обратился к тематике Вечного Рима, его рассказ «Сказки Венского леса» поведает судьбу последнего представителя императорской фамилии, в мире где через 2000 лет после основания Вечного города Республика сменила Империю, античное язычество укоренилось повсеместно, а христианство не существовало.

Заключительный рассказ антологии «Анафема Дарвину» за авторством С. Бакстера рисует перед нами теократическое будущее Европы, где в 2009 году прах основателя теории естественного отбора предстал перед судом Инквизиции — несмотря на нелепость представленной ситуации, стоит отметить, что не все авторы сборника зациклились на исламском варианте развития Европы. Интересно, что тематика Второй мировой волнует зарубежных авторов гораздо меньше, чем наших доморощенных альтернативщиков. В антологию вошли несколько историй на эту тему, но на общем фоне они отходят на второй план.

Завершающему этапу Войны с Японией посвящен рассказ К.С. Робинсона «Лаки Страйк» — антивоенная «повесть о настоящем человеке» — американском летчике, который не захотел сбрасывать ядерный заряд на Хиросиму. Итогам послевоенной перестройки мира посвящается повесть К. Робертса «Канун Рождества» — дуумвират Германии и Англии с нотками антиутопии напомнит «Человека в Высоком замке» Ф.К. Дика. Правда, геополитка здесь размытый фон, а в центре внимания автора камерный шпионский психологический триллер. Альтернативная судьба Адольфа Гитлера заинтересовала Ф. Лейбера, который в рассказе «Успеть на цеппелин» обрисовал нам картину мира, в котором германский фюрер вместо политической карьеры избрал профессию конструктора дирижаблей.

Для европейских авторов Первая мировая не менее трагична и важна, чем Вторая — рассказ француза П. Жевара «Сколько всего случилось...», который как и Ф. Лейбер обращается к хронофантастике, моделирует попытку предотвращения причины, послужившей поводом к Первой мировой — это предупреждение всем любителям переписывать историю — нельзя забывать, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Юмористический антивоенный рассказ Дж. Морроу «Плот Титаника», начавшись как серьезный роман-катастрофа постепенно преображается в ироническую социальную притчу — на фоне благополучного спасения пассажиров Титаника автор показывает стремление бежать от ужасов двадцатого столетия, фантастическая плавучая республика привлекает всех, кому не хочется войны, да и пассажиры не горят желанием возвращаться домой, обретя новую родину на спасательных плотах, сделанных из останков затонувшего лайнера.

История Британии по популярности среди представленных рассказов уступает США, тем не менее ряд авторов избрал для себя местом действия именно туманный Альбион. Хронофантастический рассказ К. Маклеода «Сайдвиндеры» по задумке напомнит «Патруль времени» П. Андерсона и «Дозоры» Лукьяненко, хорошая идея, которая могла лечь в основу интересного цикла, но сложилось впечатление, что автор, получив приглашение поучаствовать в антологиии просто схалтурил, достав с чердака пару эскизов и наскоро слепив их в один рассказ — получилось всё довольно пестро, сумбурно и скомканно. В «Очень британской истории» П. Дж. Макоули фантазирует на тему британского первенства в сфере космических исследований — по его версии событий наследство Вернера фон Брауна вместо американцев досталось британцам, которые смогли на порядок грамотнее им распорядиться — крайне спорная точка зрения, если сравнивать исходный научно-технический потенциал Англии и Штатов — вряд ли британцы смогли бы настолько превзойти своих заокеанских братьев в создании космической программы, даже владея монополией на германские разработки.

Из известных ученых, помимо Дарвина, персональной истории удостоился А. Тьюринг — Р. Рюкер в «Игре в имитацию» предлагает нам альтернативную версию судьбы ученого, сам рассказ довольно слабый — чрезмерный акцент на нетрадиционной ориентации Тьюринга и его биологических исследованиях в оболочке шпионско-детективного триллера, при этом полное замалчивание темы искусственного интеллекта, ведь именно работами в данной области прославился Тьюринг. И. Маклауд предлагает читателю поиграть в рекурсию, его рассказ «Английский бунт» заставит британцев примерить на себя роль индусов — по версии автора мировой империей стала именно Индия, а Британия — всего лишь одна из индийских колоний, в которой, по аналогии с реальным историческим восстанием сипаев, внезапно вспыхнул бунт.

На долю Китая и России пришлось всего по одному рассказу, и это, конечно, не совсем справедливо. Удостоенный в 2003 году премии Сайдвайз рассказ К. Роберсона « О, единственный!» перенесет нас в Азию, где Срединная империя уже давно и прочно стала мировой сверхдержавой, покорив Европу. На оригинальном альтернативно-историческом фоне разворачивается сюжет рассказа, посвященный противостоянию Традиции и Прогресса — финал немного предсказуем, ведь мировоззрение ханьцев общеизвестно. И, наконец, рассказ Дж. Зебровски «Ленин в Одессе» — для знатоков отечественной истории может показаться недостоверным, но как взгляд со стороны вполне интересен. Повествование ведется от лица Сталина, который в результате восстания в столице вынужден вместе с вождем мирового пролетариата бежать в Одессу, именно там разыграется решающий акт этой драмы, но вот удастся ли что-то этим изменить — об этом лучше узнать самостоятельно ознакомившись с данным рассказом.

Подводя итоги, следует сказать, что представленная нам антология предлагает широкий спектр произведений зарубежной альтернативной истории, было бы интересно увидеть отечественный аналог этого сборника с нашими авторами. Иностранных писателей волнует прежде всего угроза с Востока, исламизация Европы, роль христианства в Западной цивилизации и размышления на темы англо-американских путей развития. Для нашего читателя антология может показаться несколько непонятной и скучноватой, хотя уверен, что каждый отыщет здесь для себя пару-тройку интересных произведений. В основном же этот сборник заинтересует поклонников профильного жанра, желающих расширить горизонты, для общего развития — очень неплохо.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если отечественные авторы, работающие в этом жанре, сосредоточили своё внимание на гостях из будущего (проще говоря – на попаданцах), которые своим появлением изменяют мир, то англоязычные писатели предпочитают не помещать нашего современника в прошлое, а конструировать миры с альтернативной историей, беря за точку изменения то или иное событие. Казалось бы, для души вроде моей, измученной попаданцами, такой подход к делу окажется глотком свежего воздуха в душной атмосфере отечественной альтистории.

А вот ни фига. Большинство рассказов, которые представляют собой работы писателей разных авторских поколений страдают один и тем же пороком, имя которому – недостоверность. Первая проблема заключается в том, что писатели выбирают крайне странные точки бифуркации. Например, из поражения Константина под стенами Рима вовсе не следует, что христианство исчезло бы с лица земли, а главенствующей религией в Европе стал бы иудаизм. Или если бы Мария Складовская вышла бы за Эдисона вряд ли бы научно-технический прогресс сильно бы изменился. Вторая проблема состоит в том, что выбирая потенциально удачные точки бифуркации авторы начинают рисовать совершенно сюрреалистические картины будущего. Это, конечно, дело вкуса, но я не могу согласиться с идеей, что если бы католики не крестили бы Хлодвига, то в королевстве франков к моменту правления Карла Великого государственной религией являлся бы митраизм. Или если бы Гаврила Принцип не убил бы эрцгецога Фердинанда, то японцы бы при нападении на США смогли бы захватить Калифорнию.

По итогам ознакомления с зарубежным опытом я скажу следующее: в каком-то смысле приём с попаданцами лучше, чем «чистая» (т.е. без пришельцев из иных времён или иных миров) альтернативная история. Практика использования «гостя из будущего» позволяет авторам описывать быт и нравы выбранной эпохи, а так же изменения в ход известных нам событий, а не конструировать другую версию истории, в процессе создания которой количество натяжек, нелепостей и условностей почти всегда будет неизмеримо больше, чем в случае с попаданцами.

Если же отвлечься от теоретических вопросах и поговорить более конкретно о данной антологии, то мне понравились следующие произведения:

«Острова в океане» Гарри Тертдлава – лучший рассказ в сборнике. Достоверная альтернативная история, отлично реализованный сюжет о выборе веры для целой страны.

«Спящий змей» – рассказ о монголах, которые в союзе с ирокезами уничтожают английские поселения в Северной Америке. Не смотря на совершенную фантастичность описанных событий (монгольское ханство не только не распалось, но и смогло завоевать почти всю Европу) произведение относится к числу тех, которым хочется верить. Возможно из-за толики идеализации индейцев, а возможно из-за главного героя, который разрывается между двумя, родными для себя, народами.

«Сказки Венского леса» – заворожила картина великой Римской Империи, дожившей до наших дней во всей своей славе и могуществе и распростёршейся по всему миру.

«В ожидании олимпийцев» – ещё одна версия о вечной Римской Империи, которая не только не покорила всю Землю, но и приступила к колонизации других планет, а теперь готовится к контакту с иными разумными расами.

«Плот «Титаника» – понравилась история о спасшихся пассажиров лайнера, которые не захотели возвращаться в большой мир и предпочли путешествовать по океану на громадном плоту, строя свою жизнь так, как им это хочется. И если в начале рассказа автор пытался соблюдать хотя бы видимость достоверности, то под конец он плюнул на это и отдался на волю своей фантазии. В итоге получилась забавная сатира на общество конца XIX – начала XX веков с чётким классовым разделением, буржуазной моралью, набожностью и каннибализмом. Вот за этот полёт фантазии я и поставил довольно высокую оценку этому произведению.

«О Единица!» – забавная история о мире, в котором средневековый Китай смог покорить весь мир. Автор привычно использовал тезис о том, что в этом случае мир бы ждал технически застой, однако на этом шаблоне о смог создать симпатичный рассказ о соревнованиях между счётоводом и «считающей машиной» (т.е. прототипом калькулятора).

Категорически не понравились:

«Вот так сделка!» – рассказ представляет собой поток бреда. Колумб, отправляющиеся в плаванье за счёт евреев; ацтеки, которые принимают еврейского торговца за Кетцалькоатля; индейские войны, высаживающиеся на Пиренейском полуострове… Это всё могло бы быть забавным, однако рассказ очень небрежен и от этого складывается впечатление, что автор не пыталась рассмешить читателя и писала эту историю на полном серьёзе.

«Помолчим» – история о мире, где негры поле Гражданской Войны выгнали всех белых из южных штатов и зажили самостоятельно. Мало того, что завязка откровенно нелепа, так ещё и сама слишком коротка и слишком сумбурно изложена.

«Донесения с фронтов революции» – может быть и неплохой рассказ, однако он требует знания истории США конца 60-хх – начала 70-хх годов на уровне гораздо выше среднего. Фактически надо либо быть американцем, либо очень хорошо разбираться в той эпохе, в противном случае вас при прочтении этого, достаточно сумбурного рассказа, будет мучить тягостный вопрос «Кто все эти люди?»

Все остальные рассказы не вызвали никаких эмоций и оставили меня равнодушным.

Итог: довольно неровная антология, при прочтении которой разочарование я испытывал гораздо чаще, чем удовольствие от хорошего рассказа. Дочитывал сборник только из-за желания иметь представление об альтернативной истории в малой форме зарубежной литературы.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник мало того что не ровный по составу и качеству ,но и создается впечатление ,что он составлен для историков ,да еще с американской специализацией. На мой взгляд хотя бы пару предложений про каждое произведение с пояснением что было на самом деле явно бы не помешали . Ибо некоторые рассказы читаешь и мало того что не понимаешь о чем речь ,так еще абсолютно не понятен замысел автора и что он хотел в реальной истории заменить. Есть пару рассказов где период истории понятен ,но альтернативная его версия не выдерживает никакой критики . Это к примеру «Плот «Титаника»» и «Ленин в Одессе» . В результате на фоне вышеназванного выделяются только «Успеть на цеппелин!» Фрица Лейбера и «В ожидании олимпийцев» Фредерика Пола .

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд сборник очень не ровный. Как с точки зрения охвата возможных сюжетных ходов, так и с точки зрения качества представленного материала. Отдельные рассказы откровенно слабы. Однако, общее впечатление достаточно позитивное. Пара имен безусловно представляет интерес. Хотя сам жанр на мой взгляд не любит малых форм. В небольшом объеме авторы поневоле вынуждены акцентировать внимание не столько на мире, сколько на художественной составляющей, используя альтисторию скорее как ненужный общий фон. В ряде произведений, без исторических «допусков» можно было спокойно обойтись. Если же автор пытается акцентироваться развилках, собственно том, что и должно составлять АИ — результат еще хуже. Вместо художественного произведения возникает некий нечитаемый монстр в стиле — «он раздавил бабочку и второй мировой не было, поэтому все жили долго и счастливо или все сразу умерли», с описанием того, что по мнению автора представляет собой — «счастливо» или почему «умерли».

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма показателен состав сборника, — исчезающе малым количеством переведённых на русский произведений. Своего рода тест на связность альтисторий — англо-американской и российской. Составители сборника задались целью продемонстрировать всё разнообразие моделей «истории условной», а потому тут можно найти практически все основные направления, — конечно же, и «Гитлер-победитель» (история К. Робертса), и «Вечный Рим» («Сказки Венийского леса» Р. Сильверберга), и альтернативка на библейские темы... Есть тут и сослагательная история России («Ленин в Одессе»). Всё это имеется, разумеется, и «у нас», но это как бы параллельные альтернативные истории, — в каждой теме. Такая разделённость альтисторий (даже мировые и знаменитые гражданские войны у каждого — «свои»), с одной стороны, снижает взаимную заинтересованность, но, с другой стороны, создаёт основу для поисков новой библиотеки лучшего в альтернативке, — объединяющей высшие достижения обеих школ. Но время такой синтетической антологии, думается. пока не настало, — слишком коротка традиция российской альтистории в 20 веке. Интересно будет проследить умножение «точек соприкосновения», — по числу переведённых на русский произведений этой антологии. Хотя бы через год... Кстати, попытка создать сопоставимую по объёму «симметричную» антологию, — на материале АИ, созданной «русскоязычными» авторами, наверняка пока будет неудачной: по-просту, не наберётся материала. И всё же «Большая книга российских альтисторий» , хочется надеяться, в обозримом будущем будет создана!

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действительно, очень сбалансированный состав антологии, демонстрирующий все возможности АИ. В оригинале, правда на обложке был портрет молодого Гитлера на фоне футуристической панорамы Нью Йорка.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх