fantlab ru

Терри Пратчетт «Посох и шляпа»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.16
Оценок:
2583
Моя оценка:
-

подробнее

Посох и шляпа

Sourcery

Роман, год; цикл «Плоский мир»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 129
Аннотация:

И придет восьмой сын восьмого сына, и покачнется Плоский мир, и поскачут по земле четыре всадника (увы, без лошадей, ибо их увел какой-то ворюга) Абокралипсиса. А крайний, как всегда, Ринсвинд, самый неумелый волшебник на Диске.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1994 // Фэнтези - Роман (Великобритания)

номинант
Sky Awards, 2009 // Самая популярная переводная фантастика (Великобритания; роман)



В планах издательств:

Посох и шляпа. Эрик
2022 г.

Издания:

Посох и шляпа
1999 г.
Посох и шляпа
2001 г.
Посох и шляпа
2006 г.
Цвет волшебства
2007 г.
Посох и шляпа. Эрик
2016 г.

Аудиокниги:

Посох и шляпа
2021 г.

Электронные издания:

Посох и шляпа
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Sourcery
1988 г.
(английский)
Sourcery
1989 г.
(английский)
Sourcery
1989 г.
(английский)
Sourcery
1996 г.
(английский)
Sourcery
2000 г.
(английский)
Sourcery
2004 г.
(английский)
Sourcery
2012 г.
(английский)
Sourcery
2014 г.
(английский)
Чаротворці
2019 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Магия, мир разрушающая

***

«Посох и шляпа» — уже третий роман Терри Пратчетта из подцикла «Ринсвинд и Волшебники». Дело постепенно идёт к половине истории, поэтому с каждой книгой к Пратчетту всё больше вопросов.

…в Незримый Университет заявился таинственный волшебник, который и не волшебник вовсе. Он способен перевернуть игру, он обладает силами и могущественным артефактом. Да и амбиции у него, амбициозные. Меж тем незадачливый маг Ринсвинд невольно оказался втянут в смертельную интригу, ему предстоит отыскать шляпу аркканцлера, познакомиться с дочерью героя и обрести друга – героя, который в профессии едва ли третий день…

Итак, «Посох и шляпа» продолжает историю Ринсвинда. Двацветок отбыл к себе домой, оставив Сундук магу-недоучке. Иными словами, третий роман – это проверка Ринсвинда (и Сундука!) на прочность. Сможет ли маг-недоучка увлечь читателя без горе-туриста? Ответ получился неоднозначным.

Итак, персонажи. Ринсвинд никуда не делся, он остался всё тем же горе-магом. Разве что более боязливым стал. Сундук предстаёт отчасти в новом воплощении, ведь у него новый хозяин. И Сундук действительно тянет, когда Пратчетт решается сделать на нём акцент. Так же в «Посохе и шляпе» дебютируют еще двое новых героев. Первая – Канина. Да, практически конина, но всё же Канина. Девушка-варвар, поставившая перед собой цель – стать парикмахершей. Второй – Найджел. Герой, ставший таковым, читая книги. Оба новых персонажа если не стали откровением, то стали как минимум интересными вкраплениями. Найджел привносит сумятицу, а Канина – разум. Что касается антагониста (он таковой только на бумаге, что снова является примером работы со штампом), то его роль на себя принял Койн. Раскрывать его секреты нет смысла, но стоит сказать, что выглядит он блёкло и слабо. И если это сознательный прием Терри, то отлично.

Мир. Основные пункты, на которых автор заострил внимание, исчисляются двумя моментами: чудовство и Аль Хали. Первое антагонистично магии, второе – новое для читателя государство. Чудовство толком не раскрыто, хотя интересно в рамке дихотомии колдовства. Аль Хали – обычное восточное государство, проштампованное так, что свободного места не осталось. Совсем. Вплоть до могущественного визиря.

Минусы? Они всё те же. Слабая проработка мира и персонажей (второстепенных), отсутствие достойных объяснений. Но к ним так же добавляется отсутствие какого-то прогресса. На третьей книге хочется видеть, что автор куда-то движется. Куда он движется здесь? Из действительно важных изменений стоит отметить разве что улучшение слома четвёртой стены. Много ли это? Нет.

Заключение: к «Посоху и шляпе» постепенно накапливаются вопросы к Терри Пратчетту. С одной стороны, автор движется по всё той же колее. И в большинстве подобных случаев это плюс. С другой стороны, от автор ждёшь какого-то прогресса, изменений. Отсутствие Двацветка (в качестве маркера изменений) – это неплохо. Но много ли, достаточно ли?

8 Ринсвиндов из 10.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга о том, что самый страшный человек в этот мире — тот, кто знает, как надо, и которого есть возможность это «как надо» сделать. О том, что иногда мужество бесполезно и герою остается только героически умереть. А иногда нет, и узнать это можно, только попробовав героически умереть. Что девушки не всегда выбирают плохих парней. Что лучший спутник в путешествиях, особенно по странам, не рекомендованным к посещению твоим МИДом — сундук на ножках.

Ну и просто неплохая развлекательная книга с запоминающимися фразами и глубоким смыслом.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В Анк-Морпорке всё хорошо и спокойно: торговцы торгуют, воры воруют, патриций правит, волшебники занимаются своими внутренними делами (в процессе понемногу ликвидируя друг друга — без злобы и ненависти, из сугубо карьерных соображений). При этом чего волшебники стараются ни в коем случае не делать — так это как раз волшебство: и запасы его в мире тают, и хлопотно это, и опасно.

И вот в этот прекрасный тихий мир врывается восьмой сын волшебника (который, понятно, тоже был восьмым сыном — и притом не захотел соблюдать целибат) — чудотворец, конечно. И чего сообщество волшебников — да и планета в целом — не может вынести, так это невероятной мощи магия, которая хлынула в реальность.

К счастью, нулевых способностей волшебник Ринсвинд, гиперсексуальная профессиональная воровка Канина (дочь самого Коэна-варвара, не хухры-мухры!), слабосильный, но отважный герой Найджел Голозад и великолепный Сундук противостоят Абокралипсису, а Четыре Всадника относятся к миссии спустя рукава...

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Восьмой сын восьмого сына в Плоском мире становится могущественным волшебником, а восьмой сын этого волшебника — чудесником, источником магии и могущественных заклинаний, каким и уродился Койн. И теперь вместе со своим посохом, в котором заключен дух отца, он бросает вызов чародеям Плоского мира, начав с переустройства Незримого Университета. Такой поворот событий не устраивает Шляпу Аркканцлера, что за время взаимодействия с двумя сотнями обладателей обрела собственный разум, и для борьбы с новым противником возглавила отряд, состоящий из Ринсвинда, Конины, дочери Коэна-варвара, и Найджела, стремящегося стать героем по книге того же Коэна-варвара.

Произведение относится к циклу «Ринсвинд, Коэн и волшебники», куда входят пародийные романы Пратчетта, в которых высмеиваются затертые клише. Как и вторая книга цикла, роман «Посох и шляпа» может похвастать цельным сюжетом и отсутствием фрагментарности, которая присутствовала в калейдоскопе историй первого тома цикла. В то же время оригинальный стиль автора цепляет уже не так сильно. Новых деталей о мире мы практически не узнаем, арка Ринсвинда предсказуемо состоит из знакомых нам этапов: «случайно попадает в заварушку — пытается спастись и уклоняется от участи спасителя — внезапно проникается духом справедливости и становится героем», а бесконечные стычки Сундука со всякого рода чудовищами вряд ли внесут интригу, ведь читатель прекрасно знает, чем все закончится.

С другой стороны, в книге есть вполне достойные автора эпизоды, к примеру — посиделки всадников Абокралипсиса в трактире, опоздавших на светопреставление. Или Найджел, изучающий тонкости работы героя-варвара по учебнику, написанному нашим старым (в прямом и переносном смысле) знакомым Коэном-варваром. Немного позабавила Канина, генетически предрасположенная к битвам, но стремящаяся преодолеть этот биологический детерминизм и стать парикмахером. И вроде бы мы видели таких персонажей раньше, однако следует учесть год написания книги. Пожалуй, высмеивая клише, автор успешно создал парочку новых мемов, ставших крайне живучими.

Отдельно стоит отметить, что Пратчетт не боится прорабатывать этические вопросы. Чудесник Койн, обладающий безграничным могуществом, как аллюзия на диктатора с оружием массового поражения. При этом сам Койн — всего лишь несчастный ребенок, чья воля долгое время была подавлена авторитетом отцовской фигуры. Такой себе фэнтезийный неофрейдизм. А факт освобождения воли благодаря поддержке всего одного человека является мощным гуманистическим символом, который отсылает нас к лучшим примерам английской традиции фэнтези, в том числе и к Тому Самому (вспоминаем, кто и как спас Средиземье, и что произошло у жерла Ородруина).

Что по итогу? Автор уже не делает ставку исключительно на шутейки и оригинальный особенности мира и персонажей, его населяющих, хотя и не отказывается от них целиком, благо, они являются неотъемлемой частью авторского стиля. Плавно, но уверенно, он прорабатывает мастерство построения сюжета, что несомненно является плюсом. В итоге имеем достаточно хороший пример юмористического произведения о волшебстве со смыслом.

P.S. Единственная ложка дегтя, без претензии к переводчикам, это отсутствие достаточных знаний английского языка, позволивших бы мне насладиться оригинальной игрой слов Пратчетта. Чувство, будто целый кусок пирога пропал в процессе поедания. Впрочем, всему свое время.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Предупреждаю сразу — отзыв не будет восхваляющим книгу. Даже не смотря на то, что первые две книги о неудачнике Ринсвиде я прочел запоем и с огромным удовольствием. И с не меньшим удовольствием читал про Мора. Мне нравятся книги Пратчетта, но именно эта книга меня расстроила.

Вот представим себе, что вместе с автором находимся в большом ангаре с бетонными стенами. Ангар абсолютно пустой. Автор надувает огромный воздушный шарик и вот-вот он должен лопнуть с неимоверно звонким бабах реверберирующим по всему объему и многократно усиливающийся. Но нет, автор отпускает шар в последний момент и тот, дребезжа и попердывая, улетает вдаль.

Вот так и в книге сюжет закручивается, собирает в себя безграничный потенциал и теряет все в пару десятков страниц.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Главный злодей Абрим-Шляпа, подобно небезызвестной «звезде смерти», имеет в защите специально спроектированное окно для уничтожения.

- Посох не справляется с худшим магом Диска, дав осечку.

- Все время послушный посоху Койн вдруг перестает слушаться.

- Ледяные великаны, которыми всех пугают всю книгу, сливаются в две страницы!

И в финале это вообще все превращается в «сон собаки» ! Все что произошло, магическим образом откатили назад к тому, как все было в начале книги! Зачем я это читал?!

Да и Ринсвид не погиб — уже в аннотации к следующей книге написано, что Ринсвид возвращается.

В книге есть плюсы — отличный юмор и развитие главного героя.

Жаль в этой книге уже нет того чарующего эффекта новизны в творящемся абсурде в мире плоского Диска.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это неоригинальный отзыв. Почему неоригинальный? Потому что дифирамбами сэру Терри ни-ко-го не удивишь.

Посмотрите сами, при открытии фильтра рецензий на Лайвлиб нам предлагается 60 положительных, 6 нейтральных и ни единого отрицательного отзыва. И даже в нейтральных есть хвалебные слова в адрес моего любимого фантаста. Да и оценки лаборантов не сильно отстают, в зеленом спектре их 1800 из почти двух тысяч.

Однако, сломаю систему, и не буду тут петь оды, а пройдусь по личным минусам. В первую очередь заявляю — я сильно расстроилась поведением всадников! Ну серьезно, с нетерпением их ждала, а когда дождалась... Хотя такой поворот и забавен, но чувствую себя обманутой.

Далее уже более спокойные рассуждения. Все мысли, что вспыхивают у меня в черепушке, можно свести к единой фразе. Я не понимаю цикл волшебников во главе с Ринсвиндом. Эдакая интеллектуальная элита, огородившаяся от мира стеной презрения, грызущаяся внутри самое себя. Даром, что в политику не ударились, разве что внутреннюю Университетовскую. Соответственно, и сюжет как-то выбивается из общей плоскомирской канвы (не даром же они изолировались).

У волшебников что-то случается только в двух случаях:

- Если они выходят в мир;

- Если кто-то из мира приходит к ним.

То есть все возможные сюжеты ограничиваются именно этими ситуациями. Как и сейчас — к волшебникам заявляется чудесник. Чудесник хочет всемирное господство магии. Чудесник мутит переворот. Волшебники идут на поводу. Прекрасная аллюзия к социальной обстановке и сильным мира сего. Начинается война, тем временем, Ринсвинд, даже просто сидя в таверне (ну как обычно!), оказывается в самом эпицентре развития событий, как бы он ни пытался сделать оттуда ноги (из эпицентра)).

Тут я понимаю роль Канины, без нее бы наш трусливый волшебник остался бы совсем неприкрытым со всех сторон. Особенно учитывая, что в процессе своих похождений они разошлись с Сундуком. Но совсем не понимаю роль Найджела, начинающего героя-варвара. Чегой-то оглядываясь на события, кажется мне, что нихрена он толкового так и не сделал.

Шляпа тоже не вызывала никаких особых эмоций. Фактически, это такой же злобный артефакт, как и посох, разве что без вживленной души. Скорее всего, в этом и была задумка, но отметилась лишь как забавный факт, не более.

Зато от души порадовалась за описание начала Абокралипсиса. Чистый город! Гаргульи сваливают с крыш! Клопы выносят матрас! Любимый библиотекарь с не менее любимыми и внезапно притихшими книгами!

И нам показали внутренний мир Сундука!!! Понимайте эту фразу, как хотите!)

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я слушал эту книгу в аудио, так что соответствующие термины присутствуют)

Обычно слушаю Пратчетта когда на душе паршиво (на данный момент слушаю 3-ю книгу серии, не считая 1-го рассказа, как-то так) и при прослушивании настроение повышалось в разы. И на миг все насущные проблемы вылетали из головы.

Касательно сюжета. Жаль, что не было Двацветка (в 1-х двух книгах они основательно зажигали дуэтом), но сундук продолжает радовать. Да и сам Ринсвид очень удивил, всё-таки он открыл себя с неожиданной стороны, чем вызвал у меня ещё большую симпатию, чем прежде.

Введение новых персонажей тоже порадовало:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Девушка-вор Канина, я, когда услышал её имя не поверил, но тем больше улыбался, когда наконец дошло как её зовут. Хех. Приятная замена Двацветка, да и следующий персонаж Найджела Голозада (то ещё имечко, подстать Канине). Было интересно слушать о их похождениях, о том, как они влюбились при встрече и т.д. В общем, очень любопытная парочка.

Ну и виновник торжества Койн, о нём можно долго рассуждать. На мой взгляд он противоречивый персонаж, с одной стороны он подверг опасности мир и жаждал власти, но с другой, он был не виноват, что его отец за него выбрал такую судьбу сыну. И было очень приятно, когда он всё воспротивился воле отца.

Размышляя на счёт книги, а ведь за маской весёлости скрываются серьёзные насущные проблемы, пример тому Койн — когда родители выбирают путь и судьбу детей, не спросив мнение самих детей, не узнав их желания. Книга многослойна и по прошествии некоторого времени до тебя начинает доходить смысл всего задуманного Пратчеттом.

[hr]Касательно концовки, как я уже писал выше Ринсвид очень меня удивил, не струсил и спас мир, хотя было чуточку обидно — об этом факте знают только Библиотекарь и Койн.

Кстати, когда, дослушав книгу я кинулся искать продолжение (узнать судьбу Ринсвида), то не обнаружил его, только уже другую книгу. А жаль.

В итоге, замечательная озвучка, замечательная книга. Благодарность Терри Пратчетту и Капитану Абру (начитавшему книгу) за доставленное удовольствие. Снимаю шляпу перед вами господа.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сундук. Именно после прочтения этой книги десять лет назад Сундук стал моим кумиром, навсегда очаровав мою душу. Не совру, если напишу, что именно он самый выразительный персонаж Пратчетта как минимум в данной книге. Его наивно-трогательная влюблённость, попытки забыться, последующее истребление окрестной фауны — однозначный шедевр.

Прочий сюжет на фоне харизмы Сундука выглядит вторичным. Ну появился малолетний Чудесник, руководимый своим отцом, ну начинаются магические войны, грозящие расколоть Диск. Всё равно непотопляемый Ринсвинд со всем справится). Здесь он открывает себя с новой стороны — самый неумелый волшебник всё-таки находит в себе задатки героизма и Спасает Мир. В к тому же это одна из самых весёлых книг Пратчетта.

И да, это отдельное удовольствие при перечитывании — знать, в какой ситуации Ринсвинд окажется сразу после действий книги;).

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пратчетт один из моих любимых писателей, а цикл о Плоском Мире у него мой самый любимый. Однако не все его части нравятся мне одинаково. Так истории о Ринсвинде и волшебниках как-то сразу не очень мне зашли (ну не фанат я героического фентези), но когда захотелось почитать чего-то из Пратчетта, то выбор оказался невелик — все остальное уже читано.

Посох и шляпа — добротное ироничное фентези полное сатиры и пародий на героическую фентезяку. Юмор на высоте, но вот сюжет где-то посередине провисает. Ну и как водится у Пратчетта шикарные и живые герои (причем, так сказать неживые герои тоже вполне себе как живые) с отлично раскрытым внутренним миром.

Еще стоит отметить некую недостаточную цельность и проработанность Плоского Мира, что впрочем характерно для всех ранних сера Терри.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы я не знала, что цикл продолжается дальше, я бы ревела вслух над концовкой книги.

С каждой книгой я всё больше и больше убеждаюсь в том, что Ринсвинд-вовсе не такой плохой, каким хочет казаться себе и окружающим.

И, если честно, Пратчетт похоже единственный, у кого «бессловесные» герои получились настолько живыми. Я про Сундук, конечно же. У многих авторов есть такой прием-наделять неодушевленный предмет чертами характера, харизмой. Но в остальных случаях как-то не можешь забыть, что это предмет. А тут....черт, я первый раз вижу Сундук, который напивается из-за того, что ему отказала девушка)) Это прекрасно и это поражает.

Ну и нельзя не сказать-в очередной раз!-об удивительном языке, диалогах, фразах. Действительно, почти всё можно растащить на цитаты и удивительные зарисовки.

Я в восхищении. Пыталась «растянуть» книгу на подольше, но ничего не получилось-захватывает и оторваться невозможно.

Однозначно десять.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, лучшая книга в цикле о Ринсвинде.

Во-первых, сюжет, напрямую связанный с волшебством и волшебниками. Волшебников здесь будет куча и они почти пришли в свой «классический» вид. Почти. Не хватает Чудакулли и Декана.

Во-вторых, старина Ринсвинд во всей красе, с остатками гордости (пока еще не растерянными), со своей шляпой Волшебника, башней Волшебника и, конечно, Сундуком.

В-третьих, доставляющие второстепенные персонажи, особенно Креозот и Всадники Абокралипсиса.

Единственная придирка — к мальчику Койну. Ну ничего оригинального не нашлось у Терри Пратчетта для бедняги Чудесника. Классический «странный мальчик».

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, это единственная книга цикла о волшебниках, где вы встретите:

1. Ринсвинда в компании с девушкой, встреча с которой затянется надолго;

2. Ринсвинда, примеривающего шляпу аркканцлера Незримого университета, но не вступающего в соответствующую должность;

3. Ринсвинда, вкушающего саранчу в сахаре;

4. Ринсвинда, разговаривающего со змеёй;

5. Ринсвинда, строящего башню и летающего на ковре-самолёте;

6. А также Ринсвинда, плотно общающегося со своей совестью.

Не первой станет встреча с Ринсвиндом, который будет спасать мир.

Также нам встретится Сундук, который:

1. Будет отвергнут дамой;

2. Напьётся с горя орака (из блюдца);

3. Будет страстно хотеть попасть домой (а дом там, где хозяин, которому можно принадлежать)

4. По-прежнему будет производить разрушения одним своим существованием.

Эксклюзивно для этого романа автор вводит замечательных персонажей – девушку-вора и начинающего героя-варвара. Также будет чудовство, изгнание старой магии, свержение богов, Аборкралипсис и – как следствие – нашествие Ледяных Великанов и Четверых Всадников Смерти. Полный набор для того, чтобы читать не отрываясь.

+9

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень и очень круто.

Вся прелесть Пратчетта в том, что он берет читателя не сюжетом, не общей картиной, а каждым отдельным моментом. Куда пальцем ни ткни, обязательно попадешь в цитату не хуже мощного анекдота или фразу, которая окажет честь любому философу)

Особенно порадовал момент про всадников Абокралипсиса у которых угнали коней.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Юмор всё лучше, всё больше удовольствия доставляет чтение. Более выпуклыми становятся герои. Хотя не могу сказать, что как-то «затянул в себя» этот мир, он пока (?) воспринимается как очень искусственный и не слишком прописанный... А в фантазии автору не откажешь, так что ясно, что сюжеты будут неординарными.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книги Терри Пратчетта для меня — это, прежде всего, хорошее настроение. Рекомендовал бы любителям фэнтези, как чудодейственную микстуру от хандры и скуки. Главный ингридиент этого лекарства — отнюдь не плоское (как можно было-бы судить из названия цикла) чувство юмора автора. Юмора вежливого и, тем не менее, взрослого. Если Терри стебется, то делает это аккуратно и с почтением, отчего не вызывает отторжения у фэнов жанра. Да и в третей книге, Плоский Мир обретает свою самобытность что-ли. Это уже не сатира и стеб в чистом виде (никуда не делись, но много лучше завуалированны и не выпирают из текста, гармонируют, так-сказать), а настоящая фэнтези-вселенная со всеми своими необходимыми составляющими. Сюжет на уровне. Удовольствие получил. Единственное, мне кажется, не стоит читать один роман за другим — приедается. Но «попробовать» стоит несомненно.:-)

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх