fantlab ru

Андрей Круз «Рейтар»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.94
Оценок:
369
Моя оценка:
-

подробнее

Рейтар

Другие названия: Опричник

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 33
Аннотация:

Когда-то у него было все — дом, жена, дети, будущее. Но однажды князю надоели вольные люди, живущие на границе со степью, и он уничтожил всех — мужчин, женщин, детей. Но он выжил, и теперь главное в жизни — месть. Ради мести он готов сделать все. Перейти все моральные нормы, которые соблюдал прежде.

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 397

Активный словарный запас: низкий (2602 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 71 знак, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (3)

Рейтар
2013 г.
Рейтар
2018 г.

Аудиокниги:

Рейтар
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неожиданно трогательный, грустный и очень философский роман.

Всем Андрей Круз известен своими безумными боевичками, где нескончаемая динамика чередуется с полотнами различных технических описаний оружия. Однако, в этот раз Андрей превзошёл сам себя. Мне кажется, именно из-за нестандартности романа рецензенты остались недовольны. А ведь творение получилось очень достойным.

Мир автор описал на уровне конца 19 века: винтовки, револьверы, артиллерия (хоть и рассказывается, что это мир после третьей мировой войны, однако, вообще не хочется думать о сией логичности. Я просто считал, что у нас некая альтернативная вселенная. И сразу становилось легче). Разница лишь в том, что политический строй больше характерен для позднего средневековья: княжества, баронства и свободные города. Некое княжество Валаш решает разобраться с вольным людом, что живёт рядом с границей государства. И в ходе предательства и карательного похода у главного героя убивают всю семью, включая любимую жену и детей. Отныне, наш протагонист встаёт на путь мести, дабы восстановить справедливость и поквитаться с коварными убийцами. Но как простому человеку отомстить Валашскому князю, отдавшему столь преступный приказ ? Арвин записывается в армию другого княжества, планирующего начать войну с Валашем. И этот поступок полностью меняет жизнь главного героя. В хорошую ли сторону ?

Вместо сражений и битв с ненавистным врагом, Арвина используют в тёмную для диверсий. Конечно, все эти тайные мероприятия склоняют чащу весов в пользу Рииса, однако, какова цена данных побед? Убийства мирных людей, включая женщин и детей. Шантаж, пытки. Подкуп и подлость. Такую месть себе представлял Арвин? Стоят ли невинные жизни той долгожданной и заветной мечты ? Именно данная идея очень трогает и волнует. Убитый горем протагонист становится таким же негодяем, как и его извечный враг. И задаёшься вопросом: стоит ли месть того ? А ответов нет.

Именно изменение мировоззрения главного героя является главной изюминкой романа. Опалённый местью, протагонист сначала меняется, превращается в злобного беспощадного зверя. А следом предаётся размышлениям: что дальше и как жить с тяжёлой ношей. Вообще, в романе много и других моментов: масштабное историческое и политическое полотно, множество персонажей, коварные и безумные схватки и перипетии. Где-то нудновато вышло, где-то наоборот, очень бодро (тот же штурм форта получился невероятно красочным и динамичным). Однако, именно главная философская мысль относительно мести является главной идеей романа. И автор с этим справился на ура.

Вообще, некая нуаровская атмосфера безнадёги превосходно передана автором. Вспоминается Ремарковская безысходность. Или опустошение Хемингуэя. Герои пьют. Много. А вокруг несправедливость, жестокость и тоска. Самая вишенка на торте — казнь на площади. Казалось бы: вот она, высшая справедливость. Но нет. Никакого удовлетворения, ибо близких уже не вернуть. Также напомнило всё это казнь нацистского преступника Адольфа Эйхмана, а если быть более точным, то труд Ханны Арендт «Банальность зла».

Также, автор развивал вторую, не менее интересную и важную тему для романа: цена власти. Два тигра не могут ужиться в одной клетке. Но если один тигр является опаснейшим хищником, то кто второй? А вторая кошка у нас такая же коварная и злобная. Новый князь Вайм, объединивший земли ценой тясяч невинных жизней, установил не менее жестокие порядки. И самое забавное: все те люди, которые привели злодея к власти, стали ненужными игрушками, от которых избавляются. Особенно печалит судьба Арио, своим коварством и гениальностью буквально втащившего на престол юного княжича. Благодарность : тугая веревка на шее в сырой камере. И тут возникает второй важнейший вопрос: неужели прав Ницше в своих размышлениях над сверхчеловеком ? Или Никколо Макиавелли в своих трудах о смысле власти тоже писал правду? Ответит главный герой. Ответит очень красиво и интересно.

Вообще, роман меня очень впечатлил. Невероятно интересные извечные темы автор поднял великолепно. Цепляют и размышления главного героя. Печалит, что многие увидели в данном романе лишь боевик. Безусловно, в произведении динамика и экшн занимают львиную долю объёма. Однако, произведение совсем не об этом. Мне тяжеловато отойти от всех этих раздумий. Браво, Андрей. Спасибо за данный роман. 10\10

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человек старался. Хотел оправдать героя. Неправ он, но по-своему прав. Для этого автор ограничился одной книгой, хоть это и не принято. Для этого пожертвовал сюжетом, который мог бы сделать более ярким. И всё равно не получилось. Знал ГГ, на что шёл, знал, чего примерно от него потребуют. И выполнял порученное на совесть. В принципе, его можно понять и даже оправдать. Вероятно, это удалось бы, если бы отрезок мирной жизни в романе был подлиннее. А так сразу удар, у не успеешь почувствовать, что человек потерял. Дальше идёт неторопливо-нейтральное описание совершённых им и другими пакостей. А в концовку поверить невозможно.

Если бы герой вызывал настоящее сочувствие, или сюжет захватывал посильнее, картину мира можно было бы проигнорировать. Так на неё обращаешь главное внимание. Мир проработан основательно. Мир через столетия после ядерной войны (это явно не Земля, но нечто аналогичное), где после Тёмных веков наступает возрождение. Социальные и политические структуры на уровне средневековья, скорее раннего. То, что касается техники и войны, вышло на уровень XVIII века, даже первых лет XIX. И ясно, что быть такого не может, что на Земле, что в любом другом мире. Не будут после ядерной войны ездить на лошадках. Лошади умрут первыми. Все приповерхностные месторождения оказались бы исчерпаны задолго до войны. Обрывки старых научных и общественных идей, общих представлений о мире сохранились бы, даже если бы погибли все книги. А вот изготовить по старой памяти мушкет или карманные часы вряд ли сможем. Сможем только гамбургер, если будет из чего. А если документация сохранится, построим уж не мушкет, а пулемёт.

Но книга всё-таки не пустая. Поэтому четвёрка.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знакомьтесь: Андрей Круз

У многих авторов помимо простого литературного дарования имеется ещё и так называемый собственный авторский стиль. Который, собственно, и отличает творчество этого автора от многих прочих быто- и смыслописателей, особенно если жанр, в котором упражняются эти авторы, популярен и в толчее собратьев-писателей можно просто затеряться. И совсем уже здорово, если какой-то автор не просто создаёт свой собственный стиль и манеру, а становится буквально родоначальником подобной манеры, или целого мира, а то и миров, причём даже уже и не книжных, а и игровых, и киношных тоже (Сталкер, Дозоры, Метро...).

Как раз к таким авторам можно смело отнести Андрея Круза. Потому что фирменный крузовский стиль явно выделялся из череды писателей, творящих в жанре попаданческой и боевой фантастической литературы. Скажи многим из нас — Андрей Круз, и в ответ тут же ассоциативно посыплются: оружие и боеприпасы, снаряжение и ТТХ военной техники, выживание, герой-одиночка, «крепкий орешек», «эпоха мёртвых», супермен, и всякое прочее, что как раз и является признаками и приметами крузовщины.

Пока слушал эту книгу в аудиоформате, несколько раз порывался перепроверить авторство — ну никак «Рейтар» не вписывается в библиографию Андрея Круза, ну никак не могу его соотнести с традиционными крузовскими военно-приключенческими книгами. Какая-то она совсем не крузовская, эта книга «Рейтар». Что, однако, совсем не означает, про роман неинтересен, скучен, вторичен и не заслуживает читательского внимания. Просто не нужно ждать от этой книги того традиционно крузовского, что мы обычно получаем (увы! :-( получали) от его романов и циклов.

Если по сюжету, то, в принципе, аннотация очень много и подробно рассказывает из завязки, а вот всю остальную приключенческую часть лучше читать в самой книге. Благо что приключений и смыслов в ней хватает. Так что давайте-ка знакомиться с некрузовским Крузом.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рейтар — робкая попытка выйти за пределы весьма скромно отмеренных природой писательских способностей. Это как если бы вдруг гончар, который лепит и раскрашивает горшки, увидел полотно Караваджо и подумал: а чо там, это и я так смогу. С природой тягаться тяжело ну и тут предсказуемо не вышло. Сюжетный замах могуч, но убив семью героя автор мигом попал в ловушку собственной личностной ограниченности. Автор исключительный циник и рационалист, людей не особо любит, а тут надо описывать запредельные чувства, разрыв души. Такое не стыришь, здесь можно только писать о том, что есть внутри, что сам способен прочувствовать. У автора же все функционально, жена-чтоб красиво было, дети чтоб помогали, фонарь держали или дробовик, когда надо, какие там глубочайшие чувства? Ну и собственно все, ГГ как бы «окаменел» и функционирует, держа где то за умом высокую цель мести. Видимо, автору кажется, что так запросто может быть, но ведь у ГГ не амнезия, нормального человека разрывать должно каждый день. Ну да тут уж каждому своё. В общем очень слабо и недостоверно по эмоциям, хотя сюжетец вполне. Автору стоило б вернутся на своё место к своему крепкому ремесленничеству и оставить робкие попытки заходов в мир высокой литературы.

Оценка: 2
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из самых реалистичных фантастических произведений автора.

Повествование монотонно как ощущение героем его жизни. Война и смерть, рутина. Неизбежное зло власти. Необходимая и бессмысленная цель отомстить, в процессе достижения которой он сам становится злом. И он сам это понимает.

Отлично в обоих смыслах.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно жестокая и не очень типичная для Круза книга. Примерно такой мир автор уже описывал в Великой реке, герой — обычный крузовский мужик средних лет, поживший, повидавший, давно потерявший розовые очки и умеющий метко стрелять, но вот такая мотивация героя у автора встречается первый раз — отомстить во что бы то ни стало. Ради мести герой идет на все и закрывает глаза на все. При этом он не оправдывает себя, он прекрасно осознает, в кого превращается.

И финал книги при этом закономерен

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга — крик души автора. Это особенно понятно, если регулярно читать его ЖЖ. Да, я во многом не согласен с его гражданской позицией, меня частенько коробит от манеры общения, принятой на его странице — но это его страница и его правила. Мысли он часто озвучивает дельные, но любит и потроллить «интернетвоенов». Осуждать его за это не собираюсь. Главное, «Рейтар» — это совершенно другой Круз, таким мы его еще не знали. И это действиетльно так. И это действительно не издали бы в «Альфе» — это то, что пишется для души, а не для фанатов. Таких книг бывает одна на десяток. Страшная, кровавая, местами нелогичная, пронизанная фатализмом и безнадегой, но это отражение личной позиции автора относительно всех и всяческих властей, показанная в условиях вымышленного мира. Да, текст местами корявый, повторы и кое-где «кивки головой» и «облокотился локтями», но это все такие мелочи, право! Где-то до середины откровенно себя пересиливал, но потом пошло — просто уловил настрой. За искренность и накал чувств — десятка. Хоть и перечитывать не буду, в отличие от всех остальных (за исключением «Великой реки») его книг, которые уже не по одному разу прогнал через е-бук, да и коллекция в бумаге на полке стоит.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

А действительно, Круз ли это?

Совсем другой герой. Где жизнерадостные куркули, которые из любой передряги выбирались с горой трофеев, при этом убивали только однозначно плохих парней? Но они были гораздо симпатичнее этого Арвина. С самого начала, как прочитал первую страницу и на оглавление посмотрел, появилось нехорошее предчувствие, прлностью потом оправдавшееся — финал обреченный.

Есть впечатление, что автор делает рывок и переходит к психологии, только очень уж мрачной. Хотелось бы подождать следующих книг — куда его выведет? Может новый тип героя образуется? Старые герои были очень уж однообразны, однако сюжеты были поинтереснее. А здесь получается несколько монотонно.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Издательство «Эксмо» решило создать конкуренцию издательству «Армада». Не дает видно покоя «монстру» книгоиздания, успех небольшой компании. Судите сами, в «Армаде» работает минимум десяток авторов с тиражами от 20000, а «Эксмо» похвастаться подобным не может, поэтому необходимо было что-то попробовать изменить. Что может быть лучше, чем известное имя на обложке книги? Выбор автора, для первой книги новой серии «Новый фантастический боевик» не случаен. Кто из любителей жанра не знает Андрея Круза? Правильно, его знают очень многие. Осталось только привлечь чем-то внимание самого автора. Так как с деньгами в «Эксмо» все в порядке, значит можно предложить более выгодные финансовые условия, рассчитывая за счет известности автора, раскрутить новую серию книг. Стоит отметить, что роман «Рейтар», как минимум привлек повышенное внимание к новому «детищу» российского книгоиздания. А вот, что из этого получится в итоге, будет ясно в ближайшем будущем.

Не могу назвать себя любителем творчества Андрея Круза, но один из его циклов, был мною прочитан и оценен довольно высоко. Остальные произведения автора стоят в планах на прочтение, а когда вышел внецикловый роман Андрея «Рейтар», то никаких сомнений — читать или нет, у меня не было.

На сегодняшний день, чтобы удивить хоть чем-то читателя, необходимо постоянно придумывать нестандартные варианты развития сюжета или описать что-то уже знакомое, но совершенно по-другому. На мой взгляд, Андрей Круз пошел по второму пути. Начало книги полностью описано в издательской аннотации. Князь одного из крупнейших государств существующего мира, решил уничтожить вольных поселенцев. Так как в открытом бою, они могли оказать мощное сопротивление и дать достойный отпор, то он решил их заманить в ловушку и подло расстрелять. Этого ему показалось мало, принимается решение уничтожить полностью весь народ вольных. Жестоко убиты женщины и дети, матеря и жены, над ними надругались и бросили мертвых под открытым небом. Но князь просчитался, не все воины вольных погибли, будет кому отомстить за смерть своего народа и родных.

Книга четко делится на две половины. Первая часть читается довольно тяжело. Множество похожих имен, обилие разных названий мелких деревень и городков, причем большая часть из всего этого для сюжета и не нужна. Также, автор чересчур подробно описывает каждого из персонажей, даже самых незначительных. Кто во что одет, на какой лошади, с каким оружием, что ели на завтрак и обед. Это сильно влияет на восприятие произведения в целом, немного не понятно для чего перегружать текст подобными подробностями? Зато уже вторая часть полностью меняет представление о всем романе. Круз мастерски описывает все, что происходит на войне. Не только конкретные боевые действия, но и все то, что несет война в обычные города и села. Как умирают сотни мирных жителей, как издеваются над женщинами и детьми, что чувствуют обычные солдаты, которым не нравится все происходящее вокруг них. Уродливая изнанка войны, будет показана в полной мере, без цензуры. Еще одной из основных линий «Рейтара» будет «принуждение» к войне. Специальный отряд должен совершить несколько диверсий, которые призваны привлечь в разгорающийся конфликт самые разные стороны. Для этого можно применять любые методы, от тонких интриг и до террористических атак в чужой воинской форме. Автор старается показывать эмоциональное состояние своих героев. Лучше всего у него удалось передать эмоции главного героя, который идет по дороге мести, но куда в итоге его приведет эта дорога и чем все для него обернется? Может быть цена, заплаченная за жажду мести превысит все допустимые грнаницы? Где та грань, за которую нельзя переступать?

В целом, «Рейтар» мне понравился. Рваный ритм повествования, который слишком медленно двигается в начале книги, компенсируется динамичным развитием во второй половине. На мой взгляд, это произведение должно понравиться всем любителям «жесткого» боевика и книг, подобных «Рейтару» у нас издается не очень много.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Герой в романе нетипичный для Круза,тогда как большинство Крузовских персонажей такие я бы сказал бодрячки-собиратели,по ходу пьесы приобретающие всевозможные блага,материальные,служебные,сердечные и др.,то в «Рейтаре» все совсем не так.....эта история начинается с потери, с невозможно огромной потери для главного героя,потеряно все,все ,что было смыслом его жизни.......его прошлой жизни......теперь не осталось,у героя романа, никого кроме врагов и ничего кроме жажды отомстить......

И он встает на эту дорогу,дорогу Мести,на которой он потеряет себя,свою душу,пойдет по трупам врагов и невинных,дорогу, в конце которой его ждет Смерть и он не просто знает это,но он сам этого желает, желает встречи с ней...

Нетипичный герой для Круза,нет привычного собирательства,нет всепобеждающего оптимизма,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
нет счастливого конца.......

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга, выходящая из ряда.

Книга о долге и о моральном выборе, о нелёгких путях и буднях войны.

О преодолении себя, о восхождении.

О том, что есть вещи, через которые нельзя переступать даже во имя святой цели.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несколько нудноватым показалось. В романах с современным антуражем Круз активно «разбавлял» повествование техническими характеристиками оружия и техники и это почему-то читалось легче, чем как тут — при разбавлении текста просто монотонным описанием действий героя по перемещению из пункта в пункт, бытовухой от акции до акции.

И непонятно на сколько в будущее автор действие увёл. Что-то совсем уж ничего не осталось, напоминающего старые географические названия и прочее подобное. Лишь изредка что-то как-то угадывается. Уж лучше было бы просто аналогичный сюжет описать в выдуманном мире, чем заставлять читателя тужиться думая что же случилось, почему цивилизация назад откатилась, и где же собственно действие происходит.

Финал прекрасный, спору нет.

В целом, конечно, читабельно, нормальный такой боевичок, выше среднего. Но ну никак не шедевр, очень далеко от лучших творений Круза.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Андрей Круз явно не любит централизованное государство. Во всех его предыдущих циклах описывались небольшие образования (людей, территорий и др.) разделенные чем-нибудь: водой, мертвецами, лесами с хищными животными, жестокими бандами и т.д. В этой книге впервые показан процесс объединения нескольких территорий в одну. Безжалостный и неотвратимый, осуществляемый беспринципными идейными людьми, плодами труда которых будут пользоваться другие. И главному герою в этом новом мире места нет, поэтому конец закономерен. Я бы не отнес это произведение к фантастике. Мне показалось, что действие происходит где-то на юге у моря — на Украине, в Румынии (может «валашцы» навеяли?). Скорее это приключенческий, авантюрный роман, с элементами фэнтези. Повествование динамично, присутствует большое количество батальных сцен. Поклонники Круза могут радоваться, читается легко, мелочами книга не перегружена, но по второму разу будет уже скучновата.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не много книг, читал данного автора, сравнивать практически не с чем. Книга мне понравилась. Интересное, захватывающее начало с описанием жизни Волных , а также событий которые привели по сути к возникновению Рейтара. Но дальше по ходу книги немного заскучал. Так как герой казался апатичным, без энтузиазма, без огонька, хотя действий и событий было много. Сделал то сделал другое, победили там, убили того то — больше похоже на описании историка. Но красивое и смысловое окончание данной книги все расставило по своим местам. По моему мнению автор специально описывал данный сюжет в середине книге в такой манере. ГГ не по душе было его занятие, ближе к концу книге он говорит мы «Живые мертвецы». Так и есть , кроме цели , которую он себе поставил, его ничего не удерживает в мире живых. А цель вырисовывается по ходу событий, хотя она изначальна проста — отомстить , убить. Но все оказалось гораздо сложней и в то же время проще. Мир постапокалиптический, но где конкретно события разворачиваются, что стало причиной гибели цивилизации указывается расплывчато, да это и не важно в данном произведении.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд «Рейтар» это книга зрелого автора, не новичка, а опытного литератора.

Тут нет наивности эпохи мертвых, перегибов с описаниями оружия, ненужных подробностей. Книга, возможно, не так легко читается, но вместе с тем произведение воспринимается целостно, нет никаких недомолвок и намеков на мыльную оперу, потому как сериалы у меня все больше воспринимаются как коммерческая литература.

Из недостатков отмечу некую неравномерность повествования, в первой трети произведения.

Рекомендую к прочтению, но не ждите легкости и простоты, книга несколько тяжеловата, но вместе с тем создает необходимую атмосферу.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх