fantlab ru

Алексей Калугин «Ржавчина»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.03
Оценок:
116
Моя оценка:
-

подробнее

Ржавчина

Роман, год; цикл «Зона смерти»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7
Аннотация:

Григ… В 2060-е годы сталкер с такой музыкальной кличкой считался лучшим в Московской Зоне. Именно поэтому главарь неодруидов Костя Дум-Дум поручил ему доставку груза в крепость Братства. Но сначала груз пришлось отбивать у кибернаемников корпорации «Скейлс». Трусливый, болтливый и совершенно неприспособленный к пребыванию в Зоне груз этот, по имени Василий Коперов, выдавал себя за журналиста. Лишь невероятное терпение удерживало Грига от того, чтобы избавиться от столь ненадежного подопечного. Не раз задавался он вопросом — кому понадобилось отправить в зону это ходячее недоразумение? И когда цель была достигнута, Григу открылась чудовищная правда…

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 293

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2672 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 52 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (2)

Ржавчина
2010 г.

Аудиокниги:

Ржавчина
2011 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, любители отечественной фантастики хоть и краем уха, но слышали про литературную серию «Зона Смерти». По-моему, этот цикл книг создавался как конкурент всеми известного проекта «S.T.A.L.K.E.R.», который заинтересовал десятки, а то и сотни тысяч читателей. А создатели «Зоны Смерти», как раз те самые замечательные писатели, которые и создали нами всеми любимый «с.т.о.ч.к.е.р.», и зародили интерес к аномальным территориям, наводнёнными мутантами, артефактами и любителями острых приключений – сталкерами. Но прошло время, первоначальный «Сталкер» закрылся, да и я, признаться, прочитав чуть больше полусотни книг про Чернобыльскую Зону и похождения неприкаянных бродяг, устал от всего того, что связано со сталкерами и сериями «клонами», которые издательство штампует десятитысячными тиражами и скармливает народу, мол хавайте ребята, мы вам ещё напечатаем. Однако я не забыл о серии «ЗС», которая, к сожалению, тоже закрылась. Из неё я читал только «Стальная Петля» Романа Глушкова и пытался читать несколько романов Андрея Ливадного, но я не смог их осилить, так как не любитель творчества вышеупомянутого автора. А вот книгу Алексея Калугина я пропустить не смог, ведь Алексей – мой любимый писатель в жанре фантастики. Признаться, я пытался читать «Ржавчину» эдак несколько раз, но дочитал до конца, с третьей попытки, только недавно. Причина тому была скачивание электронной версии и совесть, которая не позволяла её дочитать  Глупо, конечно, но как есть. Хоть и прошло более двух лет с выхода этой книги, я всё же решил написать о впечатлениях от прочитанного.

Коротко о «Зоне Смерти».

В 2012 году происходит третий взрыв на Чернобыльской Атомной Станции, после чего по неизвестным причинам происходит череда катастроф, создающих ещё 4 аномальные зоны: в Москве, в Сосновом бору, на Казантипе и Новосибирске. Конечно же, появляются мутанты, аномалии, артефакты и сотни загадок, о том, как появились Зоны, какого хрена техника превратилась в роботизированных механоидов, пытающихся правдами и неправдами прорваться за оцепление военных и что вообще происходит на аномальных территориях. Можно сказать, что данная серия – это «S.T.A.L.K.E.R.» в будущем, где сталкеры бродят по пустырям с импульсными пушками и чипами в головах, а за ними охотятся разного рода механоиды – мутировавшая боевая техника, живущая своей непривычной для человека жизнью. В Зонах есть, как говорилось ранее, необычные аномалии, которые вмиг могут разорвать на части зазевавшегося кибер-наёмника или превратить в труху и хлам неопытного мутировавшего робота. Одним словом, опасности и приключения ждут читателя на каждом шагу и не дают нам заскучать.

Сюжет.

Поначалу всё складывается просто и банально: в Московскую Зону приходит молодой журналист Василий Коперов, которого сопровождают обвешанные стволами наёмники. И в один прекрасный момент появляется главный персонаж книги – сталкер-одиночка Григ, который рубит на кусочки охрану Коперова и, таким образом, перехватывает Василия, чтобы отвести его заказчику. А заказчик – предводитель клана «Неодруидов», который любыми имеющимися способами хочет заполучить журналиста. И всё бы ничего, ведь журналисты табунами пасутся в аномальных Зонах и мрут десятками, как тараканы при дезинфекции помещения. Да только за молодым и наивным Василием начинается самая настоящая охота: его пытаются перехватить ведущие группировки Московской Зоны, а также влиятельная научная корпорация, всеми силами старающаяся обогнать кланы с помощью толпы наёмников…

В романах про сталкеров зачастую можно предугадать не только следующий эпизод, но даже и концовку. Но вот «Ржавчина» порадовала своей непредсказуемостью, я не мог предсказать, что будет дальше и чем закончится роман. Это несомненный плюс. Конечно же, жанр у книги – «боевая фантастика» и в целом, пострелушек и приключений хватает с лихвой, но и задуматься есть над чем. Поднимаются острые социальные темы и вопросы о сущности человека, хоть и вскользь. Но лично для меня этого хватило, чтобы о многом задуматься, выписать парочку цитат из текста. В целом, сюжет моментами обычный, хоть и неординарный.

Персонажи.

Главные герои – Григ, Василий и машинка-механоид Виолетта прописаны замечательно. Местами, меня раздражала глупость, наивность и заносчивость Василия, которая не только доставала самого Грига, но и меня. Сталкер же, наоборот, вселял уважение и некую мудрость ветерана Зоны, взявшегося за доставку журналиста из пункта А в пункт Б. Машинка Виолетта, помощница Грига, описана как живое существо, помогающее своему хозяину всеми своими силами. Во взаимоотношениях между сталкером и его «подругой» можно снова же выделить несколько проблем общества и человечности, которые чужды современным людям. И это снова плюс.

Атмосфера роботизированной Зоны увлекательна и интересна, а богатый язык описания не оставит никого равнодушным, особенно любителей качественной литературы. Автор вам расскажет животрепещущие байки про сталкеров, а также глазами главных героев покажет читателю несколько загадок этого постапокалиптического мира. Покажет, но не даст на них ответы. И именно этой атмосферы, тонны загадок и романтики мне так не хватало в книгах оригинального «Сталкера», который стал выпускаться в 2009 году в издательстве «АСТ». «Ржавчина» хоть и не совсем, но окунула меня в ту самую Зону, хоть и видоизменённую, напичканную роботами и обвешанными лазерными и разными молекулярными пушками бродяг. За это автору большое спасибо.

Итог.

Многие мои знакомые и друзья считают, что данный роман у Калугина получился слабый. Да, как его фанат я могу сказать что-то подобное – были у него книги намного интереснее и ярче. Но, в целом, «Ржавчина» — качественный фантастический боевик с элементами постапокалиптики и всеми любимыми аномальными зонами. Уверяю, книга не заставит вас скучать, хоть и обилие диалогов «по пустякам» в тексте хватает. Как минус и спойлер (!) могу сказать, что меня разочаровала концовка… Автор её просто слил. К сожалению.

Пускай каждый для себя решит, читать ли ему эту книгу или нет.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Доброго времени суток)

Книга попала в мои загребущие руки случайно. Был очень далек от вселенной Зоны Смерти, но вселенная Зоны Отчуждения, тобиш Сталкера мне приятна и знакома. Списался с одним пареньком на ОЛХ и поменял Мечту на поражение — Калугина на того же Калугина только уже книга Ржавчина.

Всё сталкерское во мне ожило, всё таки Калугин — писатель, который написал хорошую Мечту на поражение и крепкий среднячёк — Пустые земли! Что там рассказывать сел я за чтение Ржавчины предвкушая интересную историю в духе Сталкерца. Моей радости небыло предела...

Хорошее в книге:

Мне понравилось несколько сцен и персонажей (АХТУНГ! спойлеры)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Виолетта — маленькая машинка механоид, создана Григом. Постоянно всячески помагает ГГ и время от времени комментирует происходящее песнями, например звучала песня AC/DC — Hells Bells. У Виолетты есть интересная история происхождения и даже некий свой характер. (самый прописанный и адекватно мотивированный персонаж книги)

2. Понравилось логово растаманов его описание, прям проникся его атмосферой. Некие коробы из металла и центральный магазин переделанные под жилище курителей травы, всё обставлено в духе постапокалипсиса и лёгкого разгильдяйства планокуров. Одним словом понравилась их база из-за ощутимой прям таки осязаемой атмосферы. Ах да и конечно же Бобо — глава растаманов — очень колоритный и не обычный персонаж.

Посещение Григом этой станции разбавило скучный сюжет и вернуло интерес к уже поднадоевшей книге.

3. Сцепщик — монстр-механоид результат симбиоза человека и машины. Представьте себе поезд-механоид, в вагонах которого сидят люди, подключённые к нему и находящиеся в анабиозе. Эта адская машина катается по Московскому метро и преследует только ей известные цели. Вы можете спросить: « — А как в вагонах появились люди?» И автор ответит на этот вопрос внимательному читателю — есть такой артефакт «Проездной» так вот он и вызывает Сцепщика. Механоид сам разбрасывает их (проездные) что бы заманивать людей.

За эти 3 пункта автору спасибо!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Ну что ж, а дальше всё то, что портит книгу:

1. Сюжет. Невероятно затянутая нудная жевачка, которая к средине книги уже не жуётся, её хочеться выплюнуть — отложить книгу. Честно, после того как я с трудом перевалил через экватор то уже тогда понял, что ждать чего либо интересного на оставшихся страницах не стоит. Так оно и оказалось :-( Более того весь сюжет полон нелогичностей и недосказанностей.

2. Повествование скучновато и однообразно. Язык автора не блещет. Пол книги пиарится Книга Постоянств какого-то японско-китайского мудреца. Много описаний местности, но они не цепляют, нет красок и сочности, как в той же Мечте на поражение.

Полно философствования на пустом месте. И этих философских размышлений на добрых процентов сорок от всей книги.(утрированный пример философствования Грига: Вот лежит камень. И кто же его сюда положил? Или он лёг сам? Нет камень не мог лечь сюда сам он ведь не живой... Хотя в Зоне он может быть чем угодно и даже иметь какое-то особое предназначение...) и так страницы 2 книги может быть потрачено на разговоры с камнем...

Экшен в книге блеклый и унылый, помню понравилось от силы 2 сцены боя.

3. Персонажи картонные. Мне хотелось возвести в ранг главного персонажа механоида Виолетту, потому что она прописана лучше чем Григ и Василий вместе взятые!

Спойлер к персонажам:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

— Григ — не весть от куда взявшийся сталкер, о котором мы не знаем ничего и если честно толком не узнаем и под конец книги. Единственное что я понял так это то, что Григ — самый лучший проводник Пятизонья.

Его мотивация — деньги за доставку Василия Косте Дум-Думу.

На протяжении всей книги всячески пинает и унижает Василия, пару раз доводит его до психических припадков потом вгоняет в депрессию. На все вопросы или же попытки Василия завязать диалог реагирует своеобразно и продолжает бить и унижать Васю.

Не знаю какие эмоции должен был вызвать Григ, но лично у меня он вызывал раздражение, затем злость (за свои нападки на Васю-журналиста) а потом Григ вычудил ещё кое что (что именно я обьясню дальше) после чего я недоумевал от его действий.

— Василий — он же журналист, он же личная тряпка для ног Грига. Обычный парень, по его же словам журналист. Крайняя неумёха, человек без будущего в жестоких реалиях Пятизонья. Эта первая личина Васи, а вторая — Вася это эксперимент, который должен проявить свои свойства в условиях Зоны и стоит Вася бешеных денег для корпараций, которые этот эксперимент затеяли. Григ о второй личине журналиста не знает. На протяжении всей книги меня не покидала мысль что бедолагу Васька сольют где-то под конец за не надобностью сего «богатого» и «красочного» персонажа.

— Виолетта — ну пор неё я уже рассказал достаточно :-)

— Второстепенные персонажи не несут в себе никакого посылал и мало чем интересны.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

А теперь быстренько пройдёмся по сюжету и его нелогичностям:

(Полное раскрытие сюжета. СПОЙЛЕРИЩЕ!!!)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Начало.

Всё просто как апельсин: Григ, являясь лучшим проводником Пятизонья, ведёт Ваську-журналиста (который совсем не журналист, а эксперимент корпораций, стоящий больших денег) к Косте Дум-Думу, в свою очередь знающем о том, что Васька это «мешок с деньмгами».

На этом этапе всё предельно просто и логично.

Средина.

На протяжении пути Григ от души пинает, гнобит, унижает Ваську. Под конец Вася получает ёмкое прозвище Груз да и в конце он уже ведёт себя, как груз.

Тут автор видимо показывал крутость Грига и беспомощность Васи. На деле я увидел сволочную природу Грига и испытывал жалость к журналисту.

И-и-и-и- концовка!

Вот здесь и началась неразбериха...

Григ привёл Васю к Дум-Думу, получил деньги и предложение привести ещё парочку таких «Грузов». Казалось бы сталкер выполнил задание + срубил денег. Логичный конец...

...но нет :-) Узнав правду о Васе у Грига пробудилась его человечность и некая привязанность к парню (ха-ха кака привязанность и человечность?? Этот бедолага был грузом всю книгу и терпел нападки несносного проводника!) Но тем не менее сталкер освобождает Васю-овоща и уводит его из под носа у Дум-Дума.

И тут через несколько метров от базы (барабанная дробь) подъезжает рояль из кустов и многострадального Васю валит выстрелом из обреза в лицо (как вы думаете кто?) бомж... и я не утрирую его в прямом смысле слова застрелил бомж — отребье Пятизонья, которое слоняется в поисках лёгкой наживы. Книгу нужно было заканчивать, а Васю нужно было слить( Очень глупо и неоригинально картонка Вася валялся на земле. Но через пару секунд из бренного тела Васька на Грига вылез Чужой!!! (ай, ладно шучу, механоид в виде трубок) Григ спасаясь расстреливает тушку журналиста, но механоид всё же настигает его.

Но-о-о-о Григ жив. Он проснулся в логове каких-то старцев о которых ничего не известно (но мы то с Вами привыкли к обилию картона в книге поэтому какие-то непонятные старички нас не смущают). Старцы спасли сталкера и предлагают рассказать что с ним произошло.

Конец. Я бы сказал слив.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

М-да... В общем книгу советовать не могу, она мне однозначно не понравилась. Вся эта писанина пропитана халтурой, не желанием что либо делать... Творческая импотенция Калугина разочаровала.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга вообще не из этого цикла. Ни по фактическому содержанию (подсолнечник?!, Орден узла в академгородке Новосибирска?!, ....), ни по атмосфере (пародия какая-то на мрачное пятизонье). Только раздражает. Не читайте, только испортите впечатление от Зоны смерти.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга то неплохая, всего в ней есть, и философии, и психологии, даже концовка слегка неожиданная, прям до непонятного, хэппи энд то ли печальный, то ли наоборот, но читать интересно. Единственное большое замечание... почему автор книгу отнес к циклу «Зона смерти»? Мог бы ведь чуток по тексту корректировку сделать, и получилось бы очень занятное самостоятельное творение, а так... напрягает, постоянно бросаются нестыковки со всем остальным пятизоньем написанным как до, так и после. Или, если ты уже влез в такой «толстый» цикл, то будь добер, подстройся под остальных, благо выпендриться и без этого можно. Честно скажу, если бы не эти вот несколько нюансов, поставил бы 9, и считал бы одной из лучших книг цикла, а так, не плохо, но не из пятизонья она, по крайней мере, известного мне.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга была для меня первым знакомством как с миром «новой зоны» так и автора в целом. Должен признать знакомство оказалось не совсем удачным, в романе не хватает динамики герои долго разговаривают и думают на псевдо-философскую тему(говоря проще льют воду), их поступки кажутся немного странными и лишенными смысла к тому же автор наверно и сам до последнего не знал кто же такой Василий.

Так- же немного смутила путаница в датах 2051 или 2060 год(а может и вовсе 2020:confused:) хотя это в целом ни как не влияет

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Четвертый роман из межавторского цикла «Зона Смерти» очень отличается от других его представителей. Здесь не так уж и много перестрелочных сцен; для кого-то это плюс, для кого-то минус.

На мой взгляд, сильная сторона большинства произведений Калугина — стиль написания. «Ржавчина» — неплохой образец не только боевой фантастики, но и фантастики психологической. Автор много внимания уделяет образам и характерам своих героев, их взаимоотношениям, ведь и в Зоне Смерти человек остается человеком.

Сталкер Григ не так уж и прост, как кажется с первого взгляда; хладнокровность и жестокость в нем не столько от того, что он сволочь и гад, а скорее из-за окружающего мира. В Зоне Смерти не выжить, доверяя всем и каждому, потакая своим слабостям. Григу пришлось запастись терпением, чтобы не избавиться от «груза» Василия, которого сталкер поручился доставить заказчику (да-да, сюжет как обычно: из пункта N в пункт M идут два сталкера, рассчитать количество страниц, необходимых для изложения их приключений). Тем не менее, за время блужданий по опасной территории, Григ успевает привязаться к Василию, почувствовать себя его покровителем, что и заставило сталкера пойти на безумный поступок.

Отдельно стоит отметить Виолетту — автомобильчик, ставший Григу верным другом и соратником. Сразу вспоминается кот Пит из шедевра Роберта Хайнлайна — «Дверь в Лето». Виолетта — один из плюсов произведения, благодаря ей роман становится живее. Также более живым роман делают диалоги, используемые довольно часто и к месту, что является хорошей чертой стиля Алексея Александровича.

Стоит сказать, что мир, описанный Калугиным не вписывается в уже установленные рамки. Поэтому если рассматривать «Ржавчину» как часть м/а цикла, то это несомненно минус. Однако самому роману это нисколько не вредит.

Самый же большой минус, на мой взгляд, заключается в том, что книге Алексея Калугина, как и большинству остальных книг цикла не хватает мрачной атмосферы, которая должна быть присуща постапокалиптическому миру.

Оценка: 3
– [  -3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё хорошо. И стрельба и погони и схватки... но вот концовку я не понял если чесно. Кто и что стало с журналистом.... как выжил ГРИГ... кто такие эти бородачи... :shuffle:

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

мне книга не очень понравилась — как то выбивается из общей концепции мира : ПРИЧЕМ сдесь ДЖУНГЛИ , если после 2051 в пятизонье ВСЯ растительность стала металической. И еще — Василий вроде упоминул что на момент действия сюжета идет 2020 год (если не ошибаюсь) , в то время как история пятизонья начилась в 2051 году. это как понимать. В общем 6 из 10.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга уступает книгам автора о Чернобыльской зоне. Нет такого проникновения в человеческую душу. Но все равно неплоха. Есть достаточно увлекательное действо, показаны взаимоотношения человека и механоида. А вот насчет ржавчины... Даже той, что в человеческих душах...» Несколько дней из жизни сталкера» — вот такое название болдьше подходит. ИМХО.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга «Зоны смерти» выдержана в том же стиле, с той же атмосферой, что и первая («Титановая лоза» Андрея Ливадного). Только мир более живой, если это определение вообще применимо к Пятизонью. Да и Виолетта на мой исключительно мужской взгляд, персонаж гораздо более привлекательный, чем Дарлинг. Совсем не человек, появившаяся на свет в Зоне смерти, она не была захвачена техно-проказой, а сохранила свой разум, и приобрела напарника, сталкера Грига, который вообще-то считается одиночкой. Ну а дальше в лучших традициях беспросветного мрака – страшно, опасно, но люди живут. Не разочаровался в серии после второй части. Будем ждать третью.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга «Ржавчина» рассказывает об обычной сталкерской жизни – доставке груза. Сталкер Григ сопровождает странного журналиста – Василия. Журналист однако чересчур странный: банальная цель написать о Зоне, отсутствие каких-либо атрибутов журналиста, даже отсутствие хотя бы сколько то хорошей памяти и внимательности.

Григ — одиночка. Однако у него есть партнёрша, которая удивляет любого – маленькая машинка по имени Виолетта. Василий же – самый обычный тупой парень, который первый день в Зоне. Он ничего не умеет, не знает даже банальных правил поведения в мире, не всегда слушается старшего.

О самом мире можно сказать так: он просто представлен и понятно объяснен. Ничего лишнего, всё по делу. Просто и интересно.

В итоге очень хорошая книга для любителей серии Зона смерти и для тех, кто просто любит хорошую незамудрёную фантастику.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книги:ТИТАНОВАЯ ЛОЗА»,«ЧЕРНАЯ ПУСТОШЬ»,«СТАЛЬНАЯ ПЕТЛЯ»,«ВРЕМЯ ОГНЯ».вот книги из цикла «ЗОНА СМЕРТИ»,которые я читал.серия очень понравилась.ничего общего с серией S.T.A.L.K.E.R. Осталось только это слово и Старая Зона-ЧАЭС.ну а «РЖАВЧИНА», мне откровенно не очень понравилась.действительно выбивается из общей так сказать кучи.во первых-действие в далеком от 2051 года-2061году(или в 2020)так как он упомянут Васей.

Во вторых-причем тут вообще хоть какая-то растительность,когда всю биосферу нахрен взрывами снесло...и окуда такие странные «искуственные«сталкеры-наемники?в других книгах о таких не упоминалось вообще нигде.

В третьих-в книге«СТАЛЬНАЯ ПЕТЛЯ» сказано что жизнь в Москве потихоньку востанавливается,город оживает и ремонтируется там где есть разрушения(в основном на окраинах).само действие в Зоне начинается с 2057 года,а расказывается о ночной Москве в 2052 году.когда главны герой сбегает из больницы.Кстати он летчик и в прологе книги «ТИТАНОВАЯ ЛОЗА» описывается именно его вертолет,который видел очнувшийся Баграмов.

Так что лично мне «РЖАВЧИНА» не очень понятна оказалась...5 из 10

Оценка: нет
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

- Что это было?

- Шуршалка.

- А что она делает?

- Шуршит.

Читала «Ржавчину» сразу после «Титановой лозы». И хотя стиль у авторов мне показался похожим, мир все равно разные. У Ливадного – мрачный техноген, а у Калугина – техногенные джунгли и вообще жизнь бурлит. Больше подробностей о мире сталтехов, больше диалогов (и они еще содержательнее), больше человеческих историй, больше юмора. И прочтя книгу, захотелось , чтобы фильм по ней сняли. Так и представляю, идет красивый Машков <Григ> через «Красный Октбрь», лианы ножиком разрубает, за ним спотыкаясь на каждом шагу — Чадов (все равно Андрей или Алексей, не люблю обоих) <Вася>. Повторюсь, что понравился стиль Калугина. Надо будет у него что-нибудь почитать еще. Не обязательно про сталкеров…

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх