fantlab ru

Алексей Сальников «Оккульттрегер»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.16
Оценок:
125
Моя оценка:
-

подробнее

Оккульттрегер

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 14
Аннотация:

2019 год, маленький уральский город. Оккульттрегеры — особые существа, чья работа — сохранять тепло в остывающих городах и быть связующим звеном между людьми, херувимами и чертями. Главная героиня Прасковья — как раз оккульттрегер. Ей две сотни лет, она меняет внешность каждые четыре месяца и дорожит лишь гомункулом — своим спутником и помощником, принявшим вид ребенка. Но вдруг гомункулу начинает угрожать опасность…

Награды и премии:


лауреат
Новые горизонты, 2022 // (роман)

лауреат
Большая книга, 2023 // Третья премия

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2022 // Книги — Лучшая отечественная книга

номинант
Ясная Поляна, 2023 // Современная русская проза

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Оккульттрегер
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не буду вдаваться в сюжет — вполне достаточно изложено на первой странице книги. Поскольку я ее честно дочитал — порой зевая, а порой подавляя позывы на тошноту, — но ДОЧИТАЛ — вот вам мое мнение вкратце:

Ранее мне этот автор не попадался, так что не сочтите это рецензией на все его творчество — это конкретно об этой книге.

Писать Сальников умеет, хотя, порой, ох как хочется чтоб по тексту прошелся редактор. Который бы выбросил половину метафор и сравнений, делающих поток текста мутноватым. Но не это главная слабость книги — она в другом.

Любое фантастическое (фантазийное) произведение создает контекст для будущего действия, контекст специфический, нереальный, но имеющий некие свои правила и законы. И уже в этом контексте действуют герои — люди, со своими характерами и своими способами решения возникающих жизненных проблем. Вот этим лучшая фантастика и ценна — она о людях.

Сальников создает интересный контекст, который дает базу для не случившегося замечательного романа, но вместо этого контекстом (описанием правил игры) все и ограничивается. Реальной интриги так и не появляется (хотя она — «угольки» — намечена). Не прилёт марсиан интересен в Войне Миров, а жизнь человеческая под этим ударом (что и делает роман классикой).

На этом же споткнулся Сорокин в «Дне Опричника», но будучи мастером он мудро назвал это «Днем», то есть описанием одного дня (привет Иван Денисовичу!). И этим спас книгу.

Вторая проблема автора в крайней неприятности героев (и сам автор их ну очень не любит). Такое ощущение что напишет о них пару страниц — и идет руки мыть, так они ему противны. У хороших авторов даже мерзавец имеет человеческие черты (и это правда — вот уж каким выродком Ленин был, а кошек любил сгрести и потискать. Да и к Арманд испытывал живые человеческие чувства).

В общем, попал выходец из продвинутого Тарту в уральский Нижний Тагил, и никак не может отплеваться от того, во что окунулся. По ассоциации вспомнился мне рассказ Бабеля, где вокруг героя — грязное русское крестьянское и солдатское стадо, гадко, тошно, а вдруг — как лучик света — сын местного раввина. Здесь, увы, сына раввина не встретилось, поэтому автор давится от гадливости до самой последней страницы.

Итог. Стоит ли читать? И да и нет. Скорее-нет. Это не очень забавно. Но, повторю, автор умеет писать, пусть и где-то на границе литературы и графомании. А после Быкова, признанного чуть ли ни классиком, графоманы — в почете. В особых кругах, откуда повалятся скоро хвалебные рецензии и на сей труд. (зря что-ли автор старался описывая какая гадкая и неприятная российская «глубинка» — салага, он в Совке не жил. И даже вставил вот такое замечательное сравнение: «он был похож на промежуточное звено в эволюции советского утюга во Владимира Путина» (цитирую по памяти).)

Оценка: 6
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Новый роман Алексея Сальникова я ждал. Не так, чтобы очень-очень, с зачеркиванием дней в календаре и сопутствующими переживаниями. Просто ждал. Тем более, что «Оккульттрегер» обещал быть, судя по аннотации, весьма интересным представителем городского фентези. Забегая наперед скажу — роман великолепен.

Итак. Небольшой уральский городок. В бесконечном танце сотрудничества кружат демоны (бесы), ангелы (херувимы) и ведьмы-оккульттрегеры. Взаимоотношения сторон разнятся от города к городу. Иногда они весьма натянутые, иногда дружеские, бывает даже любовь, в той мере, в которой она возможна. Но факт остается фактом — для выживания друг друга, и для существования города, все стороны должны работать сообща. Опять же в меру возможностей. Очень странная, возможно извращенная, версия l'amour de trois. Или симбиоз (это я подсмотрел).

А это Прасковья, тот самый оккульттрегер, и роман — год из ее жизни. Сюжет, думаю, нет смысла пересказывать. За год Прасковья и на муть поохотится, и в соседний город на подмогу сгоняет, и умрет пару раз, и еще много всего. Автор никогда и ничего сразу не раскрывает, обычно детали и нюансы созданного им мира читатель открывает для себя постепенно, а нередко даже «задним числом».

А вот сеттинг, думаю, стоит описать поподробнее. Конечно же при помощи героев.

Вот Надя, идеальная девушка, звезда инстаграмма, очень красивая, но той милой красотой, которая сразу и в сердце. У Нади идеальный дом, идеальная жизнь, идеальная улыбка, идеальный смех. А еще Надя — демон. Шутка в том, что демоны не стремятся уничтожить мир, или активно подвигать людей на очередное грехопадение. Они просто есть, настолько идеальные и запоминающиеся, что люди всю работу демонов делают сами — бесконечная зависть, желание понравится, достигнуть совершенства.

Вот Сергей, запойный алкаш, весь потасканный и засаленный, с такой же квартирой, с такой же жизнью. Он перебивается подработками, ворует металл, орет про конец времен в пьяном угаре, да и по трезвой тоже орет. Просто херувимам на земле нужна подпитка — алкоголь или сахар. Сергей, очевидно, херувим на алкоголе. Но есть и другие алкогольные херувимы, не такие вредные.

Ну и о самой Прасковье, оккульттрегере. У нее есть способность взламывать что угодно, почти вечная жизнь (убить оккульттрегера можно, но и воскресить тоже), напарник гомункул и лакуны в памяти. Живет она в одной и той же квартире-убежище, три раза в год «линяет» — полностью меняется ее внешность, внешность, а иногда и пол, гомункула, меблировка квартиры. Основной работой Прасковьи, кроме некоего посредничества между бесами и херувимами, считается переосмысление мути, странных аномалий, и последующее «подогревание» города. Потому что город замерзает...

Это в общих чертах. На самом деле все не так просто, а огромное количество небольших «фишек» героев не хочется спойлерить. И так уже наговорил многовато.

Книга вызывает чувство какой-то экзистенциальной тоски и меланхолии. Даже весной город, в котором происходят события, ощущается серым, с бесконечными типовыми домами, покрытыми грязным снегом. Герои объемные, им веришь, сопереживаешь, завидуешь, на них злишься. У каждого из них свои проблемы, в основном обусловлены их природой, и свои же способы решения этих проблем. Сама же история напоминает сериал — есть отличные серии, есть замечательные сюжетные арки на несколько эпизодов, есть т.н. «бутылочные» эпизоды, где вроде ничего не происходит, но которые не менее важны.

Для меня чтение «Оккульттрегера», в плане атмосферы, это как смотреть из немного грязного окна на старую заброшенную многоэтажку декабрьским вечером. Уже зажигаются фонари, пролетают снежинки, и вроде ничего не происходит, но там, внутри меня, какое-то гнетущее чувство, одновременно трепет и грусть. В соседних домах загораются окна квартир, но в этом доме, на который я смотрю, живёт теперь только ветер, а ему свет без надобности.

Надеюсь «Оккульттрегер» вам понравится.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потраченное время. Думал что-то оригинальное, а по факту сантабарбара с матершиной из без внятного сюжета. Больше похоже на сценарий дешевенького сериала уровня «b» в чисто «глубинных» декорациях

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с пьяницами-херувимами и женщинами ворующими чужих гомункулов.

Логика произведения всего в нескольких строках из книги:

«Так получалось порой, что реальность складывала нейроны в голове какой-нибудь девушки из обеспеченной семьи в знание, что есть черти, ангелы, оккульттрегеры, гомункулы, где они все живут, как выглядят. Девушка сама решала, каким образом поступить с этим знанием. Большинство подобных случаев, скорее всего, ничем не заканчивались, поэтому Прасковья о них попросту не знала. Но бывало, что девушку привлекала идея стать бессмертной. Тогда она могла просто прийти, например, к Прасковье и потребовать отдать ей гомункула, Прасковья не имела права отказать. Получив гомункула, кандидатка в оккульттрегеры должна была угадать настоящее имя гомункула. Если угадывала – всё, гомункул переходил к ней, а бывший оккульттрегер становился обычным смертным человеком.»

Надеюсь реальность постарается сложить нейроны в голове автора для написания чего-то более качественного.

Оценка: 3
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Истопники

Кто-кто так держит мир в узде,

Что может птенчик спать в гнезде?

Александр Кушнер

Об «Оккультреггере», я писала для Либа большую статью. Новый роман от автора, которого широкая публика знает благодаря «Петровым в гриппе». А те, кто не смог после той книги вот просто так взять и перестать читать Сальникова — еще по нежно-психоделическому «Опосредованно» и «Отделу» — одновременно страшному и смешному.

Наверно нет смысла повторять сказанное, уточню лишь, что у Сальникова, на самом деле удивительный провидческий дар: он пишет книгу про грипп, неожиданно смертельный, а через несколько лет на мир обрушивается ковид. Пишет про Отдел — и вот пожалуйста, мы живем в этой реальности (кто читал — поймет). Пишет про стишки, и внезапно пространство наполняется поэзией, не потому, что все вдруг стали лириками, а потому, что стихи позволяют сказать, что думаешь, не прибегая к языку Эз-жопа.

Предвидение это не буквально, скорее опосредованно, но вот Прасковья — героиня «Оккульттрегера», при всех сверхъестественных способностях, аномально забывчива и что-то подсказывает читателю, что вытесняет она именно воспоминания о своей жестокости в отношении тех, кого считала необходимым наказать и наказывала. Эта забывчивость в сочетании со смутным чувством вины и потребностью убедить себя, что все правильно делала, что иначе нельзя было — что-то сильно напоминает.

Маленький уральский городок, молодая мать с сыном живут в обычном многоквартирном доме и никто не знает, что девушке, которую чаще принимают за его сестру, больше двухсот лет. Да и мальчик не совсем человеческий ребенок. Вернее — совсем не ребенок и даже не человек.

Алексей Сальников продолжает «Оккульттрегером» уральское мифотворчество, которое начинал «Петровыми в гриппе» неповторимым смешением фантастического и обыденного, даря так необходимый сейчас опыт отстранения от чудовищности происходящего. И невозможную веру, вопреки всему, в глобальную справедливость мироустройства.

За себя скажу, что чтение, примерно месяц назад, стало для меня одним из первых моментов. когда посреди клубящейся мути Сайлент-Хилла забрезжил просвет чистого пространства.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы меня попросили одним словом обрисовать стилистику прозы Алексея Сальникова, то я бы использовала слово «суматошная»... Это первое, что пришло мне в голову сначала при попытке почитать «Петровы в гриппе», а потом при чтении этого романа. Как-то проваливаешься разом в этот авторский стиль, густо насыщенный деталями и бытовыми подробностями — так много здесь предметов из разных эпох в комнатах, так много здесь просмотренных сериалов и роликов на ютубе в головах героев, — и плаваешь в нем довольно беспомощно, не слишком понимая, в чем там фишка и на что стоит обратить внимание.

И это при том, что в «Окульттреггере» автор вроде как принудительно попытался вставить некие идеи, да еще и в явном виде. Есть тут у него «вредный» персонаж — по имени Сергей и по статусу херувим, — который раздраженно и нудно рассуждает, особенно на пьяную голову. И вот в числе прочего он говорит:

«Мир создан так, чтобы все в нем противоречило чуть ли не само себе, в этом и есть его стройность, так он в равновесии и держится... Реальность неизменна, но многолика настолько, что каждый раз поворачивается к людям такой гранью, которую они еще не видели.»

Словом, книга обрушивает на читателя огромное количество будничных бесед об устройстве жизни, о несовершенстве человеческой (и не только) природы, в которые временами вклиниваются разговоры обо всякой чертовщине — ну, это уж тема у книги такая.

Главная героиня Прасковья — с некоторыми оговорками, молодая женщина. Однако с подружками они довольно мало обсуждают мальчиков, зато — ожидаемо — обсуждают общих знакомых — в основном, тоже не-людей — и перебирают случаи из своих не коротких жизней и события в мировой истории. И бесконечно сравнивают, как раньше было и как сейчас.

Но поскольку над воспоминаниями в этой «Организации» работают специально обученные люди, выборочно стирая ненужное по запросу владельца памяти или на свое усмотрение, то в итоге и самой Прасковье бывает сложно разобраться, что к чему:

«Оглядываешься назад и уже не можешь различить: где твое, где за тебя уже придумано, где придумала сама.»

Возникает этакая «хаотичная амнезия».

У разбросанной по городам и весям «подпольной сети» «не-людей» имеются собственные цели и задачи — вроде бы, направленные на благо человечества. И потому чаще всего рассуждают они, ни много ни мало, о векторе развития цивилизации. «Жонглируют теплом, мутью, знаменитостями, переосмыслением», и «переосмысление» здесь, пожалуй, ключевое слово.

У «не-людей» собственные взгляды на новейшие тренды в обществе — например, на всякую политкорректность:

«А еще эта нынешняя движуха с обижающимися людьми, с этим: тут обижаться имеешь право, тут не возникай. Знаешь, что она мне благодаря моему возрасту напоминает? Книгу Жарикова «Судьба Илюши Барабанова». Там про мальчика, единственный талант которого – безупречное классовое чутье.»

Ну, и конечно, поиски смысла в отечественном исполнении в интерпретации героев стоят тут особняком:

«Русская реальность так выстроилась сама собой, что можно двигать не только в позитив это все. Можно углубить тоску, отчаяние, и в этих тоске и отчаянии начинает светиться надежда, у нас люди от депрессняка, если его углублять и расширять, начинают получать своеобразное удовольствие. Чем беспросветнее, тем светлее. «В раю мне будет очень скучно, а ад я видел на земле». «…И хоть мы и врем, потому ведь и я тоже вру, да довремся же наконец и до правды».»

Но если вы думаете, что в книге говорливые люди, чей состав меняется, просто сидят на кухне, квасят и обсуждают философские аспекты бытия, то это не так. Имеется в романе и движуха, и имеются в довольно специфической форме схватки со Злом (в романе Зло примерно соответствует так называемой «мути»), так что вполне себе увлекательная книжка в итоге получается.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пару лет назад наделал шума роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе…». Признаюсь честно, я прочитал его чуть с запозданием, но книга мне безумно понравилось. Как-то так удалось Сальникову передать всё это гриппозно-пандемийное сумасшествие накрывающее Россию. Роман немного проседал по сюжету, но языком был написан волшебным, хоть волшебство это было пропитано тоской и какой-то нашей родной грустинкой. Я как-то наткнулся на интервью с Алексеем и в нём он мне показался болезненным, худым, изнуренным человеком. Позже я узнал, что у него диабет. Вот и «Петровы», они все как бы болезненные. Не умирающие, но какие-то медленные, еле шевелящиеся, но по-своему завораживающие.

И вот спустя несколько лет, я увидел новую работу Сальника. Почему-то я пропустил его предыдущий роман, но вот «Оккурьттрегера» решил прочитать, да и аннотация к книге интригующая.

Перейдём к впечатлениям об прочитанном:

На мой взгляд совершенно неудачное название произведения. Его не то что запомнить сложно, его выговорить то не получается. Ну это мелочи конечно. Начинаем читать.

С первых страниц, если не со строчек, узнаешь язык Сальникова. Все эти медлительные и неторопливые описание самых обычных, каждый день окружающих нас вещей. Все эти удивительные словесные обороты типа «льдина пепельницы», «- Геранью пахнет… — герань не пахнет…» — всё это по Сальниковски остроумно и мило. Складывается ощущение, что попадаешь в какой-то мультиверсум автора.

С самого начала нас погружают в мир, где живут демоны, ангелы, гомункулы и те самые оккульттрегеры. Все это цепляет, ждёшь как же вселенная раскроется, когда же нам пояснят правила мира. Когда расскажут его историю…

А вот тут начинается сильное проседание. Сальникову совсем на мой взгляд не удалось создать целостную картину. Появление всей этой нечисти на Земле почти буквально описывается, как «люди натворили дел и демоны с ангелами попали в наш мир»….. Идея с гомункулами-детьми – занятна. Но по ходу романа почти не раскрывается. По сути – это такой живой гаджет что-ли просто с определёнными функциями. Пускай оккульттрегерры его любят и ценят, но это потому, что так захотел автор. Может это намёк (или мысль), что дети – цветы. Но как-то, знаете ли не убедительно. Кстати, о детях. Где-то после трети романа ловишь себя на мысли, что читаешь женский роман. Не скучный, не про розовые слюни и шампанское, но женский. Почти все герои девушки-женщины. Нет они не картонные и фактурные, но как-то я не готов был к чтению женского романа. Это не стало проблемой в итоге, роман я дочитал, но как-то странно получилось.

Снова про сюжет. В целом его нету. Это скорее описание пары лет (или года) из жизни всего этого демонического бестиария. Вот оккульттрегеры разгоняют очередную муть (а это их прямое назначение – решать проблемы людей. Разгонять муть). Вот ангелы пьянствуют, вот демоны почему-то выглядят человечнее и милее всех…. Но масштаба как-то не чувствуется. Что хотел сказать автор? Я не уловил. Вернее можно на придумывать себе много смыслов, но я совершенно не уверен, что они там имеются и закладывались.

Фактически роман как начинался ничем, так ничем не закончился. Жили были не тужили и дальше живём. Зачем? Почему? Зачем вся эта нечисть на страницах? Разве что это первая часть серии книг, потому что сериал литературный по этой вселенной мог бы получиться длинным. Но нужным ли.

Итог:

Плохой ли роман у Сальникова получился? Да нет не плохой. Он просто как бы не понятно для чего нужен? Погрустить от авторских коронных фишек со всей этой меланхолией и под пледом. Возможно. Но точно на большее он не тянет.

Из неоспоримых плюсов.

1) Язык. Он такой же красивый (по-своему) как и в «Петровых». Если вы любите все эти филологические изыски – вам понравится.

2) Персонажи. Почти все персонажи в книге действительно живые. Иногда не понятно зачем они нужны, ибо появляются просто в какой-то зарисовке, которая потом никак не влияет на сюжет, но они яркие, не картонные и как будто списаны с живых людей со всеми их минусами, но с милотой, которую замечаешь только у любимых и близких.

3) Эпилог. Он очень удачен на мой взгляд. Конечно он не расставляет точек над «Й» даже и близко. Но вырисовывает такое красивое, романтическое, с грустинкой многоточие

Читать ли вам «Оккульттрегер»? Совершенно не знаю. И посоветовать не могу, и отговаривать не собираюсь. Что-то в романе есть, но он сыроват и не отточен. Лично я ещё пару лет подумаю читать ли новые работы автора.

Моя оценка 7 из 10-ти. Всё же ниже не поднимается рука поставить.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Алексей Сальников, «Оккульттрегер»

К Алексею у меня особенное, тёплое отношение, как к родственнику или однополчанину, хотя в реале мы с ним так до сих и не встретились.

Я не знаю, в чём тут дело; может быть, в том, что он проделал такой же маршрут, родившись в Эстонии и в юности переехав на Урал; я читаю его книги, будто сижу на крохотной свердловской кухне, колченогий стол с подложенной под инвалидную ножку смятой сигаретной пачкой занят распотрошённой воблой на газетке, разнокалиберными стаканами и мятой сковородкой с остывшей картошечкой (только не пустыми бутылками! ибо они сразу убираются под стол); зажигалка выдохлась, но цветёт голубым подсолнухом газовая плита на две конфорки... И Алексей, потушив бычок в банке из-под сайры, прикуривает следующую и продолжает историю об удивительной планете Урал, где всё по-другому, где снег, небо и людские лица серы особенно безнадёжно, где чтобы выжить, надо очень всё это любить: и переполненные скрипучие троллейбусы с замороженными окнами, и растянутую майку на безволосой груди соседа-алкаша, и вымотанную тридцатилетнюю продавщицу в несвежем халате, с несвежей кожей и несвежим дыханием...

Где города замерзают не с октября по апрель, а с рождения до смерти, и спасти могут только оккульттрегеры, вывалившиеся (изгнанные?) из людей и тратящие вечную жизнь на то, чтобы продышать на замороженном стекле крохотное пятно и пустить внутрь луч света.

Волшебство в повседневной рутине, хтонические узоры на лужах спёкшейся крови, обыкновенное чудо (зачёркнуто) работа спасателей всего и всех.

Это очень хороший роман. По мне так лучший у Алексея на сегодня.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нелепо, смешно, безрассудно,

безумно... волшебно!

Ни толку, ни проку,

Не в лад, невпопад... совершенно!

Юлий Ким.

Песня из к.ф “Обыкновенное чудо”

Алексей Сальников чудесен.

Чудесен начиная с того, как он вплетает в обыденность самые, что ни на есть, волшебные вещи. Как ты читаешь книгу про нормальных сибирских людей, простых, как три рубля, как когда-то говорили, и опа… неизвестно откуда выползают самые настоящие чудеса. И вдруг чудеса эти оказываются так плотно вплетены в книжное “здесь и сейчас”, что ты не уверен, надо ли считать их чудесами.

Стоп. Я вам говорил, что у него абсолютно волшебный язык? Если читать медленно, никуда не спеша, а только так и надо, получаешь просто бешеное удовольствие от того, как Алексей Сальников обходится с русским языком и с твоей головой одновременно. Волшебно, вот как.

Потому и шагают по страницам романа демоны, херувимы и черт знает что такое, что называют оккульт трегерами. Шагают, живут, ругаются и мирятся, умирают и воскресают. И опять живут. Все эти создания света и тьмы отнюдь не мешают друг другу, их странное со-существование длится сотни лет. Их жизнь среди людей обусловлена довольно странными законами. Они и сами почти, как люди, а иногда куда человечнее людей, ибо им присущи как наши недостатки, так и наши достоинства. Вот только ведут они себя чаще всего так, как люди должны бы, но не хотят.

Люди же… они много чего должны (бы), но мало что из этого делают. Потому, что они всего лишь люди, и спросу с них ноль и ответственности на них ноль. Иное дело оккульт трегеры. На их хрупких плечах лежит тяжкий груз заботы о нас, хотим мы того, или нет.

Пересказывать сюжет я даже пытаться не буду. Но о чем эта книга скажу.

Живет в глуши, в каком-то маленьком уральском городке женщина по имени Параша. Прасковья то есть. При ней мальчик, который и не мальчик вовсе, а гомункул. Сколько ей лет Параша не помнит толком. Память ее похожа на решето, которое какой-то добродетель хренов изрезал ножиком, чтобы воду удобнее было носить. Впрочем, ее это сильно не смущает. Она и без памяти прекрасно обходится, а, на крайний случай есть гомункул. Каждые четыре месяца Параша проходит линьку: меняет внешность, ее гомункул тоже меняет внешность, а иногда и пол. И обстановка квартиры меняется. Всего-то дел: объяснить соседям, почему «новая» жиличка сменила прежнюю.

А что же не меняется? Догадайтесь сами.

Иные герои проходят сквозь книгу, как раскаленный нож сквозь масло. Иные страдая, мучаясь и заставляя попутно страдать окружающих. Герои Алексея Сальникова — это и есть жизнь во всей ее обыденности, простоте и безумии. И эта жизнь течёт от первой страницы до последней, несёт нас от начала романа к его концу словно жить среди пьяных херувимов, эмпатичных демонов и ни в какие ворота не лезущих оккульт трегеров это нормально. Словно это и есть — жизнь. Стоп. А что тогда жизнь? Вот это вот то, что мы видим вокруг, без всякого смысла? Без огня?

Может, так оно и надо. Не знаю. Одним не дано тихо, без геройства. Другим не дано свершений. А кто-то вообще посередине застрял. Но все ведь такие странные — хотят того, чего у них нет. И люди. И херувимы. И демоны. И оккульт трегеры.

В заключение скажу: мне не нравится финал. Но придумать лучший я все равно не смог. Потому что в книге

Из миража, из ничего,

Из сумасбродства моего

Вдруг возникает чей-то лик

И обретает цвет и звук,

И плоть, и страсть!

И плоть, и страсть!

А картинка стырена со “Сноба”.

© Юрий Супоницкий

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман хоть и описывает наш мир (более того, мир, конкретно привязанный к 2019 году), но главные герои в нём вовсе не люди, хотя во многом ведут себя очень по-человечески. Автор допустил, что более-менее комфортному существованию нашей реальности помогает присутствие в ней сверхъестественных существ, маскирующихся под обычных рядовых граждан. Это херувимы и демоны, обеспечивающие некую земную стабильность, взаимно друг друга уравновешивающие и дополняющие. Именно демоном была супруга Петрова в полюбившемся мне романе «Петровы в гриппе и вокруг него» (2018), поэтому инфернальная сущность персонажей нового произведения Сальникова меня не особенно испугала. К тому же, все они довольно милые… Конечно, в определённых пределах...

Роль регулятора (точнее – регулировщиков) всеобщего равновесия и спокойствия в книге отведена оккульттрегерам, работа которых заключается в своевременном «переосмысливании» индивидуумов, предметов и событий. Говоря словами автора, оккульттрегеры отвечают за разгон «мути» и сохранение «тепла» в остывающей стране. В первую очередь подразумевается тепло душевное, но не только. Роман Сальникова как раз – про оккульттрегера Прасковью Головнякову, девушку несколькосотлетнего возраста, которая вместе со своим гомункулом (что-то среднее между биороботом-телепатом и суперкомпьютером, выглядящее, как ребёнок лет восьми) со сдержанным оптимизмом несёт тяжкий крест оперативного переосмысливания. Чтобы подробнее рассказать, какая она, Прасковья, что умеет и как устроена её жизнь, мне пришлось бы написать целую книгу, но, к счастью, эту книгу уже написал Алексей Сальников. А вам осталось лишь прочесть его мистическое бытовое фэнтези «Оккульттрегер», в котором всё очень скрупулёзно и максимально интригующе разложено по страничкам.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для начала: я не в восторге от Алексея Сальникова. Во всяком случае, не в восторге от его «Петровых…» от слова совершенно. Меня хватило ровно на то, чтобы роман дочитать.

Но «Оккульттрегер», невзирая на сопротивление всего моего организма, заманивал. Отзывами, аннотацией, названием. И – заманил.

Правда, извиняя, видимо, мою невосторженность «Петровыми…», или назойливо напоминая о ней, втягивание, вживание в роман шло нелегко. Нелегко, и как-то загадочно. Интерес к тексту есть, сюжет, вроде бы, заманивает, но при этом сконцентрироваться, сфокусироваться на всех – даже на важных – деталях не выходит. Но в итоге, срослось.

Что понравилось, кроме моментов, уже отмеченных коллегами.

Первое. Небольшой объем, в который мастерски уложено все, что хотелось сказать автору. Второе. Меня, как правило, умиляют попытки современных отечественных писателей-мужчин использовать женские образы в качестве главных действующих персонажей. (Слово «умиляют» здесь не только обозначает сарказм, но и заменяет обсценную лексику))). Но в случае с «Оккульттрегером» вопросов нет – все его многочисленные дамы более чем удались. И отнюдь не потому, что изначально являются изменчивыми, инфернальными сущностями. Или уж точно, далеко не только поэтому.

Так что, в итоге, имеем. Производственный боевик из жизни наземной нечисти. Вернее, длительный эпизод (ну, ряд последовательных эпизодов с экскурсами) из этого бесконечного боевика.

Орловский «Альтист Данилов», с внедрением ради нового дискурса кусков Пелевина, и заполированный ради модного осовременивания частичкой Алексея Иванова. Психологизма же и владения слогом у Алексея Сальникова и своих хватает.

Четыре с плюсом. Хорошая, несистемная (хотя и полностью социальная), постмодернистская (пусть и максимально близкая массам) книга.

И напоследок одно небольшое замечание.

Политоты (ну, хоть уже упомянутое коллегой Max1959 «недостающее звено в эволюции от утюга до Владимира Владимировича Путина») мало, она не шибко фрондерская, но видимо, именно из-за ее редких вкраплений умудряется лезть в глаза. И, как по мне, делает это не особо к месту. А значит, без нее вполне можно было обойтись. Ну, или писать совсем другой роман, пусть и с теми же героями и сюжетом.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тяжела и неказиста жизне-смерть оккульттрегиста, или Частица чёрта в нас заключена подчас

Как-то я этот роман в качестве городского фэнтези не воспринял. Ибо тут скорее не фэнтези, а мистический и магический реализмы сплетены воедино. Да ещё сдобрены оккультизмом и слегка приперчены триллером.

Чего греха таить, люди с давних пор задаются вопросами мироустройства и проблемами существования всяких магических и мистических сущностей и их влияниями на сущее и на человеческое общество. Как устроен этот мир и как всё в нём работает? Почему мы верим в силу постулата «Бог шельму метит» и надеемся на силу формулы «добро побеждает зло», и как они устроены, эти «добро» и «зло»?

Вот на какие-то такие и им подобные вопросы и пытается ответить Алексей Сальников. Приглашая читателя в тайную тайн существования скрытых от непосвящённого обывателя сил. Стоящих на страже установленного свыше порядка и спасающих людей и людской мир от власти хаоса и зла. Карающих тех, кого нужно покарать и исправляющих то, что подлежит исправлению.

По сути, перед читателем развёртывается философско-мистическая приключенческо-романтическая картина жизни оккульттрегеров и прочих ангелов/престолов. Однако в отличие от традиционных представлений о высших силах и об их небесности и недоступности, в романе Сальникова все эти сущности вполне материальны, причём зачастую настолько приземлены, что впору подключать службу медвытрезвителей и прочих ЛТП.

Читать всё это дело нескучно, однако и не сказать, что слишком весело, а в некоторых местах неприятный натурализм превышает ПДК (хотя у того же Гоголя Николая Васильевича бывали и более жуткие эпизоды).

В общем, это было любопытно. И как-то по внутреннему моему читательскому восприятию книга старается попасть на одну полку с булгаковской «Мастер и Маргарита» и «Альтист Данилов» от Владимира Орлова — где-то в бесконечности эти параллельные прямые скорее всего встречаются...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

После блестящих «Петровых» этот роман показался вымученным каким-то. В первом — этаком екатеринбургском «Улиссе» — дичь нашего полуобморочного существования ненавязчиво складывается в нечто осмысленно-прекрасное, холодный узор на морозном стекле. А здесь — ну, когда не за что похвалить, хвалят за атмосферу. Но даже в атмосфере все это показалось вторичным: Гедеонов, Галина, Гейман, ну и на другие буквы авторы, вплоть до (извините!) Лукьяненко. Хоть и много прекрасного тож. «Муть» как главное зло, которое нужно переосмыслить (добро приходится делать из зла, ведь больше не из чего...). Одним словом, Сальников — отличный писатель, умеющий даже из не очень сильной идеи сделать хороший текст.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оккультреггер, особый вид ммм...человека, который следит за тем, чтобы в городе, в котором он живет, не становилось холоднее. В прямом и переносном смысле. А еще оккультреггеры это связь между херувимами, престоалми, чертями, бесами, обычными людьми и городом, в котором они все живут.

Как всегда у Сальникова смешивается обычная и сказочная реальность, и ты не можешь понять, какая из них «настоящее». Черти в «Оккультреггере» симпатичные и умные, анеглы пьющие (или любящие сладкое), люди...обычные.

Читается очень легко, язык Сальникова узнаешь моментально и он затягивает тебя с каждой главой глубже и глубже в роман, не отпуская до последней страницы.

Очень понравилось. 10/10.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх