fantlab ru

Сергей Лукьяненко «Лето волонтёра»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.30
Оценок:
447
Моя оценка:
-

подробнее

Лето волонтёра

Роман, год; цикл «Изменённые»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Мир не меняется в один миг. А иногда все победы могут оказаться поражениями. Вы же не думали, что всё будет так просто — придёт Высший и наведёт порядок?

© С.Лукьяненко

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
РосКон, 2023 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Лето волонтера
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Лето волонтёра
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сергей Лукьяненко (далее СЛ) и его опус «Измененные» уже из четырех книг – это классический пример как можно раздувать графоманию до «вселенских масштабов».

Честно говоря уже надоело читать его поделки, пустые, абсолютно плоские, скучные, с десятками диалогов ни о чём. Можно треть книги вырезать, всё равно на сюжет не повлияет.

Вызывает вполне уместные вопросы такие моменты – что оказывается у женщин есть менструальный цикл, очень интересно! Зачем это нужно в тексте мне не ясно. С другой стороны если рассмотреть сам сюжет, вполне логично для кого он написан, толи для мальчиков в пубертате раннем, а может для девочек, чтобы посочувствовать. Плюс к этому надо упомянуть всяких блогеров для детей до 8 лет, и невероятный сериал про дочь Шелдона Купера.

Я как мог пытался абстрагироваться от фрейдовских замечаний, но как это сделать, если ГГ хочет трахнуть то одну, то другую героиню, а по факту сам СЛ хочет «тройничок», вероятно это нереализованная фантазия, или возможно это приём для большего привлечения юных читателей.

О структуре книги основные замечания такие, что ну вот снова те же «дозоры», ясно что сюжет уже не то что из пальца высосан, он просто пуст. Снова пространные размышления об каких-то уровнях развития, высшие, низшие, и конечно его величество ГГ. Свернуть пространство 2х мерную плоскость – легко, обрушить «карманную вселенную» — нет проблем, разогнать гопников силой слова в электричке – peace of cake! Вот только больная фантазия СЛ не могла бы подарить ГГ какой-нибудь универсальный источник бесконечной энергии для его фокусов? Понятно что ни о каком реализме речи нет. Зато есть ГГ, и в него периодически вселяется сверхмогучая херня, которая творит дичь – во благо вселенной, и при этом сам ГГ ни черта не знает что делать, то ищет совета у бомжа, то у мелкой сыкухи. Ну вот как бы мог сверххрен выбрать подобного баклана для себя мне просто не ясно.

А ещё он Ктулху сначала дискредитировал, а потом умертвил самым подлым образом.

Уверен что продолжение будет и дальше, а СЛ всё глубже и глубже погрузится в собственное болото.

Оценка: 5
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как то это все начинает напоминать Головачева. Масштабирование одной идеи без качественного изменения. Почему-то уверен, что через месяц я не смогу вспомнить, чем закончилась книга (тем более что она не закончилась ничем).

Слабое и совершенно необязательное продолжение с моралью уровня «пародоксальных» философских цитат из подростковых пабликов.

Оценка: 5
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну что ж, вот она четвертая часть, на которую было столько надежд. Ведь написано талантливо, особенно красочно и с душой описаны именно те моменты, когда главный герой вдруг постигает структуру мироздания, получая невероятные силы. Возникает чувство, что сам автор узнал нечто запредельное, используя максимально всю свою фантазию для передачи такого спектра информации. Если проследить весь жизненный путь главного героя, то можно заметить конкретную эволюцию его возможностей, которая постепенно и размеренно разворачивалась на страницах книг, образуя даже некоторую закономерность. Но как это обычно и бывает в творчестве противоречивых авторов, у меня серьезная претензия к концовке и к заложенному смыслу произведения.

Но для начала хочется начать с плюсов, они тут действительно есть. Нарративно всё выстроено, как всегда, очень увлекательно, интересно расставленные сюжетные арки, интрига и загадки, которые интересно разгадывать. Ну и конечно же возросший градус фантастики, которая выкручена на максимум для того, чтобы хлынуть на читателя не просто волной, а целым цунами. Образы многомерных существ, которые могут менять саму реальность, размерность, пространство и время — показаны довольно оригинально. Но все это обертка, очень красочная и конъюнктурная, поэтому бережно завернутый в эту обертку смысл всего произведения (да наверное и всего цикла) придется избавить от фантика.

Всё моё очарование новым циклом романов об «Измененных» разбито в дребезги. То, что начиналось, как аттракцион и развлечение, легкое чтиво, способное отвлечь и разгрузить мозг после трудного рабочего дня, превратилось в философскую притчу со сложным моральным выбором. Именно то, какой выбор сделан в конце, под чем подведена черта, после чего поставлена жирная точка невозврата — отталкивает меня, как читателя, и перечеркивает все те плюсы, которые я мог отметить по ходу пьесы. Да, в произведениях Лукьяненко очень много шероховатостей и недоработок, смысл произведений не всегда мне понятен и не всегда я сам с ним соглашаюсь, но тем не менее мне всё равно интересно читать его произведения, полные противоречий. Но в этот раз автор замахнулся на глобальную тему бытия и восприятия разумной жизни, как таковой. Вывод, который делает автор в конце данного произведения, подводя под него сюжет всего цикла полностью, это ода популярной буржуазной философской концепции под названием: социал. дарвинизм. Но в этот раз социал. дарвинизм настолько глобален и безапелляционен по мнению автора, что мне, как читателю, становится грустно и горько от разочарования в том, что могло стать чем-то более прогрессивным.

Вся разумная жизнь, которая загорается случайной искрой в глубинах вселенной, несет в себе боль и разрушения, так как в своей сути является эгоистической индивидуалистической силой, которая может только потреблять ресурсы и отравлять вселенную своими отходами. Достигая некоторых высот и выходя на некий уровень развития, эта самая разумная жизнь начинает бороться с другими проявлениями разума за некий ресурс. Начинается конкуренция, а потом война, смерти и голод, и все ради того, чтобы захватить этот ресурс полностью, поглотить, пожрать, потребить. Разум, влекомый инстинктивным желанием выживать, становится сосредоточением зла, так как в конце, после всех этих уровней эволюций сознания должно остаться только одно сверх могущественное существо, которое, поглотив все смыслы вселенной, уйдет в неведомые запредельные дали. Вот он социал. дарвинизм, доведенный до абсолюта, экстремума — концепция, под которую подведена вся вселенная, вся разумная жизнь, вообще всё сущее. И с этим я категорически не согласен! Разум, способный создавать цивилизации, способный осмыслить собственные поступки и действия, способный постигать окружающее бытие, добывать знания, строить теории и созидать, не должен играть по правилам животных инстинктов. Разум, который преодолел колыбель своего первобытного взросления, должен стремиться к общественной жизни, преображать её, стараясь достичь справедливости и равенства, только с помощью коллективной парадигмы он сможет дальше изучать вселенную и узнавать все её бесконечные секреты.

Вся эта абстракция каких-то неведомых эфемерных «смыслов», введенных автором в сюжет- это лишь удобство, с помощью которого легче представить такую картину, где конкурирующие друг с другом сверх цивилизации пытаются друг друга уничтожить, жертвуя при этом миллиардами чужих жизней, чтобы в результате остался один единственный этакий Дункан Маклауд — сверх сильный и сверх могучий. Вот только в реальности невозможно поглотить какой-нибудь метафизический кристаллик и стать богаче, умнее, успешнее. Чтобы развиваться, нужно общество, которое возведёт заводы и лаборатории, школы и институты, составит теории и откроет законы мироздания, построит ракеты и орбитальные станции, разработает концепт марсохода, а потом отправит его в космос с помощью добытых знаний и навыков. Нужны люди, много людей, объединенных одной идеей, и лучше для самих же этих людей, чтобы их общество было справедливым или хотя бы стремилось к этому. Иначе не будет ничего, ни запредельных знаний, ни вселенной с её секретами, ни-че-го.

Но у Лукьяненко всё совершенно наоборот. И самое страшное, он всё это оправдывает. Вселенная по его мнению должна быть именно такой, наполненной болью и смертью, войнами и конкуренцией между цивилизациями, они должны сражаться между собой, как какие-то доморощенные империалисты, другой жизнь разумная быть не может. В сюжете прямо так в лоб и преподносится — происходит столкновение двух «смыслов»: один олицетворяет содружество и договоренность между разными инопланетными расами, а другой, наоборот, выступает за то, чтобы они были разобщены и атомизированы, продолжали бесконечную конкуренцию. Автор говорит нам, что если цивилизации будут сотрудничать и делиться «смыслами», то погибнут от того, что в какой-то момент явится некий сверх сильный игрок и поглотит их, слабых и незащищенных, а будучи разобщенными, они будут развиваться, становясь сильнее, каждый по-своему (чушь конечно, противоречие само по себе). Вот только всё равно при этом будут войны, тормозящие развитие, бессмысленные смерти за абстрактный капитал и кризис, распространяющийся по всей вселенной, неся смерть и разрушение всему разумному (не об этом ли были все три предыдущие книги). Ну да, тут у нас явная буржуазная логика о том, что конкуренция — это якобы жизнь и другой жизнь якобы быть не может (да-да. Капитализм. Счастье. Ляськи-масяськи). Конкуренция — это естественный процесс бытия, лишенного гармонии и справедливости, не более того, но автором он возводится в абсолют, поэтому побеждает именно второй смысл. Главный герой становится защитником вселенной, только не от абстрактного зла какого-нибудь, а от разума, от любого проявления разумной жизни. Главнее вселенная, а люди, разумные существа — это паразиты и вредители по мнению автора.

Вот и получается, что глобальный сюжет всего четверо книжия вернулся к тому, с чего начинался. То, что было сначала, как освобождение Земли (первые три книги) превратилось в оправдание того гнета, от которого и главный герой и все остальные земляне страдали всё это время.

Меня, честно, поразила концовка, поразила своей всеобщей ксенофобией и зашоренностью по отношению к чему-то чуждому, иному и новому (в данном случае речь идет о проявлениях разума в бесконечной вселенной). Выводы в конце книги вредные для общества и противоестественные.

Оценка: 4
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да это же читать невозможно! Автырь то принимается разъяснять, что такое «секрет Полишинеля», то размахивает перед носом читателя фалоимитаторами... Для КОГО это сочинено?! Для сексуально озабоченных учащихся начальных классов? Что за идиотия?

Или вот: «спойлер», который нифига не спойлер) К главному герою является сверхразвитый инопланетчик, чтобы главного героя предупредить. И что же он имеет сказать, уважаемые читатели? Дословно: «Я не знаю, что вы будете делать и где. Возможно, на Земле. Возможно, вам придется отправиться в путь. Может быть, одному, а может быть, с друзьями. Я лишь знаю, что вы должны быть предупреждены. Шансов, что справитесь — немного, но иных шансов нет вообще.» Это — всё. Это альфа и омега, как вы понимаете) Сюда вмещаются и Колобок, и Алиса, и Джим Хокинс, и Люк Скайуокер, и дальше до бесконечности.

Соразмерно масштабу откровения реагирует и главный герой: «Мне вдруг стало не по себе. Как-то слишком серьёзно он говорил.» Уж куда серьёзнее! Сочинители еженедельных гороскопов плачут в сторонке от зависти — оказывается, так можно было!

Я давно знал, что Лукьяненко — графоман, каких поискать, для меня это не открытие. Но до сих пор он маскировал свою графоманию хотя бы приличным языком, который отвлекал от глупостей сюжета, откровенно самовлюбленного и исключительно несамостоятельного (его везде за ручку водить надо, носом тыкать, по головке гладить — иначе зависнет) главного героя. Всё это осознавалось, преимущественно, уже после прочтения: клёво написано, но чу-у-ушь... А теперь и маскироваться лень стало, «бисер» свой метать перед читателями)

Оценка: 1
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вроде бы не так давно прочитал, но сюжет вспоминается уже урывками. Главный герой (как его там, Антон? Вроде бы нет...) всё-таки наконец оказывается Самым Главным Героем Вселенной и всего такого, обретает полное всемогущество, побеждает всех богов этого мира и параллельного заодно, оставаясь при этом обычным московским парнем из соседнего двора. Долбаная мегаломания почти Перумовского уровня. Английская королева летает на зонтике (no shit), Кхтулху просыпается и рассыпается (да, тот самый). Бельгийцы — народ-гной, народ-червь, Запад нам глубоко чужд, более чужд, чем инопланетные муравьи (это всё высказывается походя, типа и так очевидно). Всё, чем запомнилась мне эта книга. Насколько хороша и свежа была первая книга серии, настолько затхла и вторична эта четвёртая, после четырёхкратного повторения одного и того же примитивного сюжета. Это уже какой-то муляж фантастики, чучело литературы.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал я эту книгу достаточно быстро (Лукьяненко таки мастерский рассказчик), но прочитав, задался вопросом: а зачем ее было писать и издавать -ну, кроме гонорара, понятно. Ощутимая неопределенность и недосказанность трилогии была не недостатком, но достоинством. Четвертым томом автонр решил окончательно расставить все точки над «и», подбить бабки, все растолковать — и так далее. Но зачем? Это оказалось неинтересно. На самом деле получилась еще одна вариация на тему «люди и людены». Но в оригинальной истории тоже ведь все осталось недосказанным...

События выплескиваются из московских двориков на Луну (пардон, Селену) и доходят до галактических масштабов, приобретая поистине стэплдоновский размах. Но потом все потихоньку как бы переигрывается обратно. И становится не столь уж понятно. Из трилогии поначалу никак не следовало, что каждая из цивилизаций имеет своего собственного Высшего (бога, демиурга, ангела-хранителя, смотрящего?). А способы призвания этого Высшего вызывают скорее ироническую усмешку у читателя. А какой (или чей) Высший проявлялся в главном герое, если сам он только к концу книги ступил на этот путь?

В общем, много местами очень красивых мест, но много и явной ерунды. Не совсем творческий провал, но явно не шедевр и не опус магна.

Кстати, складывается впечатление, что Прежние прямо списаны с люденов. Только вот людены людскими делами вообще не интересовались. И уж точно — зачем сущности, которая может сворачивать измерения и ходить по кольцам планет, жрать яичницу с трюфелями, разъезжать на яхтах и развлекаться мелочным садизмом в отношении низших существ?

А еще мне показалось, что автор все дописывал эпопею, желая свести ее к некоему исходному началу — как Дуглас Адамс с «Путеводителем по Галактике».

Но получилось в целом неубедительно. Посмотрим, куда вырулит эпопея «Порог-Предел». Мне она кажется более многообещающей.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трилогия «Изменённые» выглядела и являлась завершённой, загадки разгаданы, ответы получены, Земля отбита у пришельцев. Поэтому идея продолжения изначально выглядела сомнительной. Предчувствия не обманули. В «Лете волонтёра» рябит в глазах от сингулярных сверхсущностей, которые ведут себя совершенно антропно и легкопознаваемы. К сожалению, здесь Сергей Лукьяненко отступил от «заровского» принципа. Главный герой

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не стал отказываться от всемогущества.
Вследствие чего перестал быть человеком и утратил убедительность. Боюсь, что бытие сверхсуществ более-менее внятно может описать только другое сверхсущество. А то получается совсем наивно — прилетели, слегка подрались, поговорили, я им всё объяснил, разлетелись довольные собой и друг другом.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

У меня это первая книга Лукьяненко, которая осталась недочитанной. Я честно начала, и обнаружила, что совершенно не понимаю, зачем это все написано, и зачем мне это читать. Предыдущая книга цикла вроде более-менее расставила все по полочкам, а тут — бац, и «на колу мочало, начинай сначала». Высшие вроде как покинули землю, и мир постепенно приходит в свое нормальное (если так вообще правильно говорить о фантастическом мире) состояние. Но что-то снова идет не так. Измененные зачем-то косяком рвутся на корабль инсеков (чтоб я помнила, в чем была фишка этого корабля — автор себя не особенно утруждает напоминанием, хотя бы и кратким). Это смущает Максима и не только его. В общем, снова гнезда, снова надо спасать мир, снова появляются спецслужбы в углах. Разве что продавец несколько оживил происходящее своим появлением, но слишком ненадолго. Нет, читается по-прежнему легко и непринужденно, здесь Лукьяненко — мастер, но вот интереса возникает ровно ноль. Увы.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завязка и первая половина романа, особого интереса не вызвали. Не обнаружил ни новых идей, ни интересных поворотов сюжета. Привычные герои, идеи и шаблонные сцены. Решил было, что передо мной чисто коммерческое продолжение цикла, и хотел было бросить чтение.

Однако, с середины романа всё же проявляется новая идея. Лукьяненко вводит интересных персонажей, способных произвольно менять количество измерений окружающего мира, и так же свободно путешествовать вдоль любого из них. По глубине и дерзости изложения, прямо скажем, не Лю Цысинь, но определённой интерес идея вызвала.

Помешал привычный уже антропоцентризм авторы, сверхсущества, способные гасить и зажигать галактики, рассуждают, трусят и интригуют, на уровне обычного чиновника или мента.

В целом роман вызвал умеренный интерес, но посчитал нужным несколько поднять оценку за то, что за всё течение повествования, Лукьяненко обошёлся без единого полового акта. 😊

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Четвертая из цикла «Измененные», это взрыв фантазии автора с нарушением всех правил и разрушением мозга читателя. В общем добил я цикл. Не скажу, что пожалел о прочтении, всё же реально интрига присутствовала и было интересно найти ответы на вопросы. Но вот чувства сожаления о том, что всё закончено долго не щемило душу.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приятно, что при всей очевиднейшей деградации Жанра, есть — всё же, во всей этой вакханалии упадка — некие вполне себе даже устойчивые якоря. Потому как даже свободный сёрфинг перестал доставлять удовольствие, поскольку его результативность снизилась до столь критически низкого уровня, что впору кричать караул.

Но — нет, не надо надрывать глотку. Есть способ найти приемлемую книжку. Есть. И способ сей — надежда на гарантированные имена. Их немного: Глебов, Лукьяненко, Большаков, Валериеев, Оченков, Дроздов и иже с ними. Не буду называть всех поименно не потому, что места не хватит на перечисление — как раз наоборот: две-три строчки фамилий, и — всего-то делов. Просто и среди оной жиденькой, прямо скажем, когорты — есть признанные лидеры. Которые — ГАРАНТИРУЮТ наличие более чем качественного чтива применительно к, опять же, довольно узкому перечню тематических циклов.

Вот, перед тобой, уважаемый потенциальный читатель — именно таковой случай. Конкретно — четвёртый том шикарнейшего цикла, который ваяется Мастером. Абсолютно беспроигрышный вариант. Чистокровнейшая Фантастика. Породистая. Марочная. Но — что характерно — отнюдь не элитарная. Как раз наоборот. Фантастика для более чем широкого круга восприятия. Фантастика масс. Ещё раз: приятно, что при всей очевиднейшей деградации Жанра, есть — всё же, во всей этой вакханалии упадка — некие вполне себе даже устойчивые якоря

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В книгах Лукьяненко всегда интересен не только сам текст, но и то, как автор и идея конкретной серии развиваются в процессе написания текстов.

Данная серия точно развивалась вместе с автором: от простого молодёжного постапокалипсиса до достаточного интересного, хоть и «супергеройскго», боевика, который обёрнут вокруг идеи развития и его потолка. После прочтения книги задаёшься вопросом о том, а может ли развитие в принципе быть конечным, потому что в книге оно описано таковым. По итогам прочтения также начинаешь размышлять и о том, что выберешь ты — развитие или безопасность.

Я бы не стал советовать эту книгу тем, кто хочет жить в непротиворечивом мире, но вполне рекомендовал эту книгу (даже отдельно от серии!) тем, кто хочет в мире противоречий определить своё отношение к жизни.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх