fantlab ru

Сигизмунд Кржижановский «Тринадцатая категория рассудка»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.74
Оценок:
19
Моя оценка:
-

подробнее

Тринадцатая категория рассудка

Рассказ, год

Аннотация:

Рассказал старый могильщик, автору, для него совершенную обыденность: как стукнул как-то ему в дверь, на огонек, «безупокойник», сбежавший с катафалка: «... не откажи последний огонек перед тьмою вечной в останный раз глянуть»...

Примечание:

Журнал «Литературная учёба» 1988 №3.


Входит в:



Издания: ВСЕ (7)

Воспоминания о будущем
1989 г.
Боковая ветка
1994 г.
Сказки для вундеркиндов
2000 г.
Том 3
2003 г.
Тринадцатая категория рассудка
2006 г.
Сказки для вундеркиндов
2021 г.

Аудиокниги:

Тринадцатая категория рассудка
2012 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

»- Я, король ЧУТЬ-ЧУТЕЙ, покоритель страны ЕЛЕ-ЕЛЕЙ и прочая, прочая, приветствую вас, ваша ОГРОМНОСТЬ, в вашей бумажной стране синих лотосов и прошу гостеприимства мне и моему народу странствующих и гонимых чуть-чутей.»

О Кржижановском мне писать очень сложно, потому что его гораздо легче цитировать: «Раз ты несчастен — значит, ты человек», «Если вы пришли к занятому человечеству, делайте вашу жизнь и уходите», «В «я» у него было словно в нетопленой комнате.» Да, он афористичен, но это не главное.

Главное, что он один из самых необычных и при этом один из самых недооценённых писателей и поэтов. Он умел писать удивительные маленькие и большие вещи, овеществляя метафоры. Я навсегда запомнила беглые, сбежавшие от музыканта пальцы, общество писателей, которым надоели стройные ряды букв на белой бумаге, серый туман будущего. Помню, что я долго под впечатлением находилась. Такая странная литература, такие странные образы. Чудак и Король Чуть-чутей, Поэт и Эхо, Мишени, которые наступают и Гусь. Столько всего удивительного. Над каждым словом думаешь, каждое начинаешь любить по-особому: «Поэзия — это... гм... н-да... га-га... Это когда твоё же перо делает тебе больно.»

Пространство в произведениях Кржижановского предельно сжато, круг действующих лиц невелик, сюжет, да и герои часто не новы, причем демонстративно вторичны, даже подчеркнуто. Потому что Кржижановскому важно, чтобы реальность перестала быть реальностью, чтобы она приобрела фантастические черты в результате эксперимента над человеком (например, выкручивание зрительных нервов для изменения изображения), над словом («Буквенные излишки надо истребить: на полках и в головах»), над миром, который весь воспринимается автором как старая «затертая» метафора. И эта метафора, фразеологизм, афоризм вдруг превращаются в сюжет, где много жестокого, много мертвого, разъятого, болезненного: «Но максимум насилия — когда убийца: всё. Как таковое. Я говорю о людях, заболевших... миром. Да, есть и такая болезнь.»

Читать Кржижановского очень непросто: всегда испытываешь чувство интеллектуального напряжения что ли. Сложно, но интересно, и поэтому возвращаться к этому автору буду и советовать всем тоже.

P.S. Никогда бы не подумала, что он наряду с Ильфом и Петровым был автором сценария одного из моих любимых фильмов «Праздник святого Йоргена».

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх