Сара Монетт «Свидетель Мёртвых»
Тара Келехар — Свидетель Мёртвых. Благодаря своему дару он может задавать вопросы погибшим, видеть то, что в последний миг жизни видели жертвы убийств, и читать их предсмертные мысли. В провинциальном городке Амало Таре предстоит расследовать несколько запутанных преступлений, противостоять коварным недоброжелателям и даже встретиться со сверхъестественными существами. Сможет ли Свидетель Мёртвых остаться верным своим принципам и сохранить мир в душе?
Входит в:
— цикл «Император-гоблин» > цикл «Кладбища Амало»
Номинации на премии:
номинант |
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 2022 // Мифопоэтическая премия за произведение для взрослых (под псевдонимом Кэтрин Эддисон) | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2022 // Роман фэнтези (под псевдонимом Кэтрин Эддисон) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
warlock1980, 23 июня 2023 г.
Я оцениваю роман «Император-гоблин» выше, чем второй роман цикла, «Свидетель мёртвых» несмотря на то, что и «Император...» не был лишён недостатков. Итак, спустя семь лет после выхода «Императора...», получившего премию «Локус», Кэтрин Эддисон, она же Сара Монетт, возвращается в этот странный мир гоблинов и эльфов, написав «Свидетеля мёртвых». Тара Келехар, как по мне, абсолютно неинтересный персонаж, уж во всяком случае, даже Майя из «Императора...» показался более живым и симпатичным.
Да, безусловно, «Свидетель...» выигрывает в динамике, событий много (по сравнению с «приключениями» Майи), но, видимо, Кэтрин Эддисон всё же лучше удаются этакие камерные романы, так как экшен, динамичные сцены — явно не её конёк. Она старается побыстрее их закончить, чтобы вернуться к своим любимым описаниям душевных переживаний Келехара, а также вводит в текст какое-то безумное количество абсолютно бесполезных деталей, как то: названия чайных, трамвайных остановок, сиюминутных героев, о которых и сама автор никогда не вспомнит. Видимо, Кэтрин решила, что её мир оживёт, если она подробно опишет, в каком районе города находится какое кладбище, чайная, опера или опишет подробный маршрут, как Келехар доберётся из точки А в точку Б. К сожалению, это не сработало.
Детективные истории, которые расследует наш Свидетель, довольно обыденны, но хотя бы здесь Эддисон хоть как-то удерживает читателя, надо сказать, всё равно терпеливого. Если вам не нравится одно дело, то, может, понравится другое? Так и дочитаете книгу до конца, что и требовалось доказать.
Я упоминал, что «Императора...» читал с определённым удовольствием из-за его атмосферы и неспешности повествования. К сожалению, не могу сказать этого о «Свидетеле...» Да, непритязательные любители детективов в «с натяжкой фэнтезийном мире» прочитают книгу и, возможно, будут ждать продолжения. А оно уже написано в виде романа «The Grief of Stones»(2022) и пары рассказов.
P.S.
В «Императоре...» был
В «Свидетеле...»
У Кэтрин Эддисон в этом цикле ещё что-нибудь происходит?
ааа иии, 7 декабря 2022 г.
Детектив. Фэнтезийный, легкий, немного дамский. Знакомство с «Император-гоблин» не обязательно, части цикла почти автономны. От прочих следователей-некромантов (или просто видящих мертвых), версию Монетт отличает продуманность, обмирщенность и умиротворенность.
Считывание предсмертного неприятная и тяжелая способность, вроде разглядывания сделанных на бегу роликов или чтения размытых каракулей. Именно так прозаично — хотя центральный персонаж по чину жрец (без бенефиция, да с беспокоящими иерархов Амало связями), оккультизм, хоррор и мистика в романе на нуле. Насчет загробной жизни, проклятий, кладов, знамений пусто. В этой империи верь как хочешь, следуй правилам, в северной провинции рискованным, дела нет. Ухоженный парк полон жутких призраков — на закате не задерживаемся и всё. Закон чтит «права мертвых», функции Свидетеля, кроме обрядов и охоты на упырей, включают нечто вроде экстремального нотариата, но, пока не идут жалобы (пойдут), это приватные дела. Полиции важнее, по какому обряду упокоить выловленную из канала, а серийного убийцу можете сами искать. Вот и занимается добросовестный бедолага Келехар сразу двумя-тремя расследованиями, без Ватсона и гонорара.
Мир: ассоциации с отечественным, «Пересмешником», Ехо, немного Сонхи. Аристократы с серьгами, светлые эльфы, темные гоблины. Трамваи, квартал авиаторов, сюртук не того цвета, шлюхи, пажи, секретари, караваны с галантереей, брюшной тиф, флаги на пансионах, городские картографы, детский хор, ломбарды, производственные аварии, лопаты могильщиков. Налоги, регистрация, повинности, войска — нет, не слышал. Бедность, богатство, амбиции, нестяжательство, краденые платья, брачный криминал, кормление уличных кошек сардинами, суп, чай, чай, чай...
И «Алая опера». После анк-морпоркского позорища заглянуть туда, где знают, что такое смена репертуара, за что ценят вокал и зачем режиссеру потайная дверь в ложу, просто приятно.
Повестка западная присутствует, в лице ГГ, бывшего партнером бородатого, плюс одной шантажируемой. Без подробностей.
Экшен есть и событий немало, однако текст воспринимается как неспешный. Много ходьбы и топографии, тщательно отделанных портретов проходных персонажей, одежд, интерьеров и прочих вставок, сильно разбавляющих динамику. Остраняющие этикетные формулы — о себе в третьем лице, — тормозят любой диалог. Но атмосферно.
Полиграфия хорошая, перевод гладкий.
Рекомендации: умеренное развлечение. Вроде осеннего отпуска.