Джим Батчер «Фурия Первого консула»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг | Военное
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спасение мира | Сверхъестественные способности, супергерои | Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Последний роман эпопеи, в которой на фоне, казалось бы, совсем чужого мира обыгрываются все проблемы мира нашего: грязная политика, шпионские игры, кастовость, снобизм власть имущих и т.д.
Раса насекомовидных Ворд поставила цель — захват Империи Алера, уничтожение человечества и других рас, населяющих Империю. На защиту своих территорий объединились все расы Империи — канимы, мараты, ледовики и люди. Решающее сражение развернулось у крепости Гаррисон с участием всех фурий.
Перевод под названием «Фурия первого лорда» также доступен в сети.
Входит в:
— цикл «Кодекс Алеры»
- /языки:
- русский (2), английский (2)
- /тип:
- книги (3), самиздат (1)
- /перевод:
- Г. Соловьёва (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Slimper753, 16 июня 2022 г.
Спойлеры!
Данная финальная книга является, можно сказать, апогеем всех плюсов и минусов цикла. Книга самая длинная в цикле, но автору как будто все равно не хватило места, чтобы описать все, что следовало описать. При этом очень много проходных сцен, которые ни к чему особо не ведут, в некоторых местах видны будто наскоро сотканные заплатки из отдельных сцен, которые должны были быть раньше или же растянуты во времени, но вместо этого ужаты в ограниченные временные рамки. Например, тренировки Тави. Владению фуриями обучаются с момента их появления, то есть лет в 12-13, так что к возрасту Тави все используют их по полной, как тот же Макс или Крассус. Тут же у Тави было несколько месяцев, где он большей частью был занят другим, так что хоть автор постоянно и указывает на неопытность, тот все равно по большей части умело контролирует свои силы, лажая лишь в тех моментах, когда это не играет особой роли. Например, квинтэссенция подобного — нападение Королевы на лагерь, где Тави в чистую проиграл и оказался пригвождён мечом, покрытым смертельным ядом. Нам одновременно показали неопытность Тави, но вместе с этим через несколько минут после прихода в себя он уже бегает, как ни в чем не бывало, не вспоминая о ране, от которой отходят несколько дней, и о яде, от которого еще в первой книге умирали за несколько минут. А надо сломать неприступные ворота? Легко, применив способности, которые никто до этого не показывал, так что научиться этому он не мог.
Похищение Исаны практически не играло никакой роли, почти всю книгу она просидела в пещере ничего не делая, а хоть какие-то ее сюжетные влияния можно было смело выкинуть, ни на что масштабно не повлияв. Ее похищение, говоря честно, выглядело просто нелепо. Королева проговорила, что раз у нее забрали принадлежавшее ей (людей из стедгольда), она заберет принадлежавшее Тави, и похитила его мать. Если память мне не изменяет, Тави за всю книгу даже не обмолвился о матери, ему будто было пофиг, что с ней, а сама Королева никак ее не использовала, хотя могла прикрыться ею, чтобы повлиять на Тави, но в итоге Исана в сюжете нужна только для того, чтобы от ее лица рассказать о Королеве, в остальном она чисто для фона, потому что была в предыдущих книгах, так что пусть будет и здесь. На самом деле, так можно сказать о большинстве персонажей, которые почти все время только и делали, что бегали туда-сюда и сдерживали ворд. Чем занимались Амара и Бернард я вообще не помню. Бернард за несколько месяцев умудрился построить защитные стены, сдерживающие ворд лучше, чем стены столицы, самого мощного и неприступного города континента, да еще и тайно ото всех. У большинства городов было больше времени, но они вообще ничего не делали. Странная логика.
Аквитейн. Как и любой другой антагонист-человек, он раскрыт довольно слабо, хотя не так, как Калар, ибо даже Корд, первый из множества похитителей любительницы попадать в плен Исаны, выглядел куда более живым, да и раскрыт лучше, а его смерть выглядит более интересно, чем у Калара и Аквитейна, испытываешь прям мстительную радость. Аквитейн сначала представал злодеем, потом автор про него просто забыл, а в итоге он практически занял трон без всяких сговоров. Он просто был не согласен с Гаем, поэтому и выступал против него, а став ИО Первого лорда, показал, что вполне справляется с правлением. И было интересно узнать, как же они поделят трон с Тави, как решат эту дилемму. Мое предположение было таково, что Тави просто останется Принцепсом и советчиком/полководцем, позволив править Аквитейну, пока тот не решит сложить полномочия, передав трон. Но Аквитейн тупо помер, проблема решена кардинально. Там еще были Олдрик и Одиана, довольно интересные персонажи из первой книги, которых автор просто увел в сторону и в итоге они просто были. Олдрик считал Арариса своим главным соперником в жизни, но в итоге после первой книги они практически не виделись, а столкнувшись здесь, казалось, даже не узнали друг друга, не сказав ни слова.
Королева ворда. Большую часть книги просто существует. Обладает такой силой, что может чуть ли не в одиночку завалить всех лордов, но вместо этого отсиживается в пещере. С одной стороны правильно, себя надо беречь, а ворд не жало пускать на мясо. С другой стороны, устроила вылазку в стан врага только для того, чтобы похитить Исану, а не, например, смеха ради, убить Аквитейна. Потом также явилась к Тави, но тоже не убила его. Что приходила? Чего хотела? Всю книгу нам показывают, как Королева изменилась ментально, став мыслить иначе, чем ворд, более по-человечески, но Батчер будто не дожал этот момент, а может, намеренно так оставил, чтобы читать сам для себя решил, как это воспринимать. Она не понимала взаимосвязь людей, но пыталась этому научиться, что не особо удавалось, так как другие Королевы считали ее дефектной и пытались убить, а люди ее боялись и ненавидели. Можно сказать, что она проиграла только поэтому, но прямо в тексте об этом не говорится. Тави умудрился объединить алеранцев, маратов, канимов и ледовиков, и мог сказать что-то в духе: Мы победили, потому что были вместе, а ты проиграла, потому что была одна. Немного банально и пафосно, но, как по мне, в тему.
Автор так и не раскрыл тему фурий. Что это? Откуда они появились? Почему они есть у алеранцев? Что это вообще такое? Возможно, дело в корявом переводе, но показалось, что автор мягко заретконил фурий. Как известно, автор начал писать цикл на спор, что сможет объединить тему покемонов и пропавшего римского легиона. В начале фурии были некими обособленными сущностями, с помощью которых люди управляли элементами, что было интересно, но позже автор превратил все в довольно банальную магию. Много раз в тексте встречалась формулировка, что кто-то там управляет, например, огненными фуриями, хотя вроде это одна конкретная фурия человека, но, возможно, тут виноват корявый перевод. Фурий можно подчинять своей воле, с помощью чего в Кальдероне построили целую стену с горгульями в них, которых потом спустили на врага, что делает концепцию фурий еще более непонятной. Потом еще эти Великие фурии, которых вообще считали сказкой, но вдруг одна такая живет в горе у Бернардгольда, где проходит финальная битва, а еще одна (жена этой фурии? Что?!) в виде бури у этой же горы. Очень удобно. Королева их себе подчиняет, а Тави разрушает эту связь с помощью знаний от Алеры — другой Великой фурии, перешедшей к нему от деда. Очень удобно. Потом еще Гарадос встает в виде гуманоидной фигуры, похожей на человека. Учитывая, что самой Алере по ее словам миллиарды лет, пусть даже Гарадосу минимум десятки миллионов лет, как он мог иметь форму человека, которого в те времена и в помине не было? Да и не особо удобная форма для гиганта из камня. Сцена ради сцены, достаточно было оставить его живой горой, а не превращать в сцену из Гнева Титанов, хотя фильм и вышел позже. Ну или с самого начала показать, что мир населен подобными фуриями, а люди их подчиняют с помощью каких-нибудь врожденных способностей, всяко логичней, как по мне, чем то, что фурии сами собой появляются у человека в определенном возрасте.
Финал, как это принято, оказался скомканным. 90% циклов заканчиваются раз и вдруг, оставляя читателя с немым вопросом: «А что? Это всё?». Почему Королева, потеряв контроль над Великими фуриями, полетела в самое ядро одной из них? Почему не сбежала, как делала это всегда? Почему спряталась в мемориале, дожидаясь Тави? Даже будучи ослабленной, она все равно должна быть сильнее, но проиграла с одного удара. Как так? Что за финал такой? Как я написал в начале, автору будто не хватило места все описать, ибо вместо двух финальный книг он будто решил запихнуть все в одну, подрезав все, что посчитал нужным, особенно финал. Такое ощущение, что в последних двух книгах Батчер просто подустал и писал через силу, особенно в предыдущей, довольно проходной, но в финале у него хотя бы остались все наработки общей истории, финальное сражение, к которому все шло с самого начала.
Ну и финальная глава, несколько месяцев спустя. Ничего существенного, чего не должно быть в фэнтези такого размаха. Тави просто готовится к свадьбе, у него родился ребенок, вновь начинаются политические распри, и теперь долг Тави удержать хрупкий мир в Алере, протолкнув ретроградам идею, что миру пора меняться, ибо из-за закостенелых взглядов все живые существа на планете едва не превратились в корм для тараканов. Автор лишь намекает на то, что через 150-200 лет всем придется вновь столкнуться с вордом, который явится с другого континента. Можно было бы подробнее акцентировать на этом внимание. Мол, Тави решает окружить весь берег у океана огромной стеной, разработать новые методы борьбы, не уничтожать оставшийся ворд, а начать их изучать, возможно даже попытаться одомашнить и разводить, что будет полезно в будущем, подробно описать все события для будущих поколений, ну и так далее. Хотелось представить себе теоретическое будущее мира, нечто большее, чем то, что ворд вернется через пару сотен лет. Или я многого прошу? В идеале хотелось бы увидеть спин-офф про 200 лет спустя, где мир изменился (те же катапульты и иные военные устройства должны войти в обиход, как и предвидела Амара), люди стали жить в мире с маратами и канимами, а может, наоборот, разделились бы на враждующие народы, поделив между собой континент, через поколения забыв об опасности ворда (кроме канимов, которые живут сотни лет и помнят все лично), а когда ворд явится, они будут не готовы, но... меня занесло. Мир слишком интересный, чтобы после прочтения просто обрубить все концы и перейти к другим книгам и мирам. Хочется пофантазировать, и, как по мне, это лучший показатель для книги. Возможно, автор когда-нибудь сможет отвлечься от бесконечного Дрездена и напишет что-нибудь еще по миру Алеры. Фантазии, фантазии...
k2007, 26 октября 2021 г.
Финальная книга цикла. Опять герою необходимо совершить невозможное. Хорошо показана тактика Империи — когда противника нельзя победить в генеральном сражении, мы медленно отступаем, сражаясь там, где нам выгодно. И хорошо показана ставка героя на одну последнюю карту — потому что по другому победить нельзя.
В общем, автор достойно завершил цикл, ничуть не противореча логике событий — иной выход, с учетом того, как автор выстроил предыдущие события, был бы просто нелеп логически.
vam-1970, 18 декабря 2020 г.
Шестой и последний роман из цикла «Кодекс Алеры».Восхищен!
Если одним предложением, то... Невообразимое количество невероятных ситуаций на каждой странице романа... .Автор написал очень оригинальное повествование, во многом отличающееся в наборе ситуаций и приёмов от стандартных фэнтэзи. Поэтому читается с неослабевающим интересом. Ещё бы сказал: сочный сюжет.Даже описание осады и битвы за крепость сделано непохоже на подобные баталии в других романах.
Логическое и зпическое завершение истории Империи Алеры, вернее , небольшого периода её истории на переломе между уничтожением и возрождением на новом уровне сосуществования различных рас и племён, её населяющих.
Финал как описание завершающей битвы со Злом как и должно быть в финале всех фэнтэзи, резко отличается от стандартных описаний, автор проявил недюжинную выдумку. Оставляет после прочтения ощущение завершенности повествования, длящегося 6 романов.Более подробно -в отзыве на весь цикл.
kronen, 18 августа 2018 г.
Эта книга разочаровала по сравнению с предыдущими. Самое главное — скомкано завершение. Со всеми проблемами, оставшимися после ворда, нужно было и можно было разбираться в следующем интересном романе. И, надеюсь, что только мне не повезло, но мне попался текст, в котором разные главы и разделы переводили разные переводчики. Отсюда Олдрик Меч из первых частей романа превращается в «Олдрика экс Гладиус» в завершении этого. Лорд Церес становится Череусом. Более того, в большей части романа (и в предыдущих) используется термин «ветрогрив», а в конце романа — «воздушный морок». И так далее. Текст романа в последних главах из литературного перевода превращается в технический... Опять или автор, или переводчики путают детали прошлого в воспоминаниях, возникающих в этой части.
И всё же роман остросюжетен и на самом деле интересен, жаль, что эпопея завершена.
fanex, 6 февраля 2010 г.
Книга чуть хуже чем предыдущие. Неубиваемая королева после энного появления очень раздражает, батальные сцены повышенной эпичности ближе к концу утомляют. Зато очень порадовало описание Великих Фурий, а также Арарис с его суперспособностью.