fantlab ru

Адам Нэвилл «Колдуны»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.50
Оценок:
62
Моя оценка:
-

подробнее

Колдуны

Cunning Folk

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 11
Аннотация:

Денег не густо, а их новый дом требует ремонта...

В глубине сельской местности Юго-Западной Англии, с древним лесом у подножия сада, Том и его семья находятся за много миль от цивилизации и всех своих знакомых. Его жена Фиона никогда не была убеждена, что покупка «денежной ямы» на аукционе была хорошей идеей. Не в последнюю очередь потому, что ее предыдущий владелец покончил с собой. Хотя никто не может объяснить почему он сделал это.

Через несколько дней после того как семья переступает порог дома, когда вспыхивает вражда с пожилой парой, живущей по соседству, мечтам Тома о будущем благополучии начинает угрожать обострение наметившейся ситуации «око за око», связанной с мелким ущербом и расстройством по поводу него.

Все более изолированный и измученный, Том рискует потерять свой дом, всех дорогих ему людей и свой разум. Потому что, конечно же, только сумасшедший мог бы заподозрить, что чудаки по ту сторону живой изгороди обладают неземными силами. Зловещей магией, еще более древней, чем жуткий лес и странный курган посреди него. Священное место, откуда, как Том полагает, его соседи черпают свою ужасающую силу...

© Перевод аннотации Nexus

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Колдуны
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Cunning Folk
2021 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

На первый взгляд кажется, что эта очередная история о плохом доме, которую автор судя по всему очень любит. Я прочла у Нэвилла пять книг, и три из них были на как раз на тему, что из потустороннего может скрываться в человеческом жилище. Однако это только на первый взгляд. Главные герои действительно переезжают в новое место, в анонимную деревню расположенную где-то в глухой британской провинции. Дом стар, дряхл и жуток на вид, а предыдущий владелец покончил с собой по непонятным причинам. Но источник зла будет скрыт отнюдь не в нем, а в ...соседях! И этот внезапный факт еще только предстоит выяснить персонажам книги, отцу семейства Тому, его жене Фионе и их маленькой дочки Грейси. Где-то год назад я читала роман «Не самые хорошие соседи» шведского автора Маттиаса Эдвардссона, на подобную тематику, и там хоть и жанр другой, всего лишь психологическая развлекательная драма, но тоже довольно неприятно и доходчиво показано, как рядом живущие личности могут на нас повлиять, а заодно и на нашу судьбу. Можно даже решить совсем не общаться и воротить нос, но общаться возможно захотят с вами, насильно. Да, с соседями, как и с коллегами по работе должно просто повезти.

Вот Тому и его семье совсем не повезло, впрочем не только с этим. С самого начала истории становится ясно, что вся авантюра выглядит очень хлипкой. Дом куплен на с трудом накопленные сбережения, хотя можно сказать, что купили они только землю, настолько он ужасен изнутри и снаружи и требует просто огромных финансовых и моральных вложений. Жить даже нормально негде, приходится кое-как ютиться в холодных, затхлых комнатах, а ведь у них маленький ребенок еще. Все ужасы ремонта, острая нехватка денег обрушиваются на новых жильцов, тут без всякой чертовщины нервы будут сдавать. А Том ранее нафантазировал себе много чего, далекого от реальности. Надо всего лишь потерпеть временно, и у них будет большой и просторный домик, свой участок, рядом лес с пикниками и ягодами, Грейси будет расти бок о бок с природой и дышать свежим воздухом, дружба с соседями, которые будут, если надо, приходить на помощь, и пусть идет подальше этот шумный и грязный город с его тесными квартирами и т.д. и т.п. Увы, розовые очки рано или поздно приходится снимать. И кстати, о соседях. Мало того что оказались вредными и заносчивыми стариканами, которые сразу дали понять, что новым жильцам они совсем не рады, роман все-таки принадлежит к жанру ужасов, поэтому здесь все козни будут иметь оттенок чертовщины. Вокруг Тома и его родных начинают закручиваться странные и непонятные события, которые как-то связаны с людьми за забором, и скоро становится ясно, что бороться придется не только с домом-рухлядью, а кое с чем пострашнее и опаснее.

В книге явственно ощущается гнетущая и мерзкая атмосфера, сравнимая разве что с другим романом автора — «Домом малых теней». Достаточно жутких и очень неприятных моментов, граничащих с настоящем безумием и абсурдом. Во многом это бытовой хоррор, где и без черной магии хватает проблем, хотя с ней конечно веселее и интереснее. Многие читатели даже увидели в произведении второе дно с ненадежным рассказчиком, якобы у Тома просто не выдержали нервы и он психически заболел, автор же оставил вариации, был ли «мальчик» или не был. Хотя для меня все тут довольно однозначно, повествование идет ведь не только от лица гг, а еще и от дочки, которая тоже будет свидетельницей страшных явлений. Вообще произведение написано в довольно холодном и отстранённом стиле отрывистыми предложениями, проникнуться и привязаться к персонажам не получится, даже особо жаль никого не будет. Хорошая задумка, ничего лишнего, просто читать и ужасаться. Тут использован эффект стороннего наблюдателя, где читатель как завороженный смотрит со стороны на творящиеся на страницах мистические и не очень, безумные события, с порой очень раздражающими главными героями. Меня например особенно вынесло со сцены, когда Том в очередной раз отправился скандалить с соседями, где те ему логично намекают, что за своим ребёнком нужно следить , и старый лес за их домом совсем неподходящее место для игр в одиночестве. Разозленный батя же в ответ несет какую-то пургу о том, что этот лес не собственность Мутов(фамилия пожилой пары), и его дочь(которой четыре года всего) пусть где хочет там и ходит, даже в лесной чаще. Рукалицо.

Вместо эпилога Нэвилл добавляет довольно интересное послесловие о том, что книга первоначально задумывалась как просто сценарий к фильму, который пока так и не вышел на экраны, а также о главной теме, о роли соседей в нашей жизни, с ними конечно лучше дружить, но это уж как получится. У автора здесь большой опыт и видно, что наболело походу. «Колдуны» мне очень даже зашли, и они в отличие от других произведений писателя имеют четкую идею и такое же четкое исполнение. Тут нет резкого поворота в другую сторону, какого-либо контраста с изначальной сюжетной линией, роман прост и довольно краток, без вовлечения в страданиях персонажей, тут есть все от деталей жанра «хоррора», будут и мистика, и мяско и психованная давящая атмосфера, с, внезапно, даже стебным оттенком.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книжка. Люблю, когда тему полых холмов и всяческую мифологию вкраивают в хоррор. Но потустороннее в этой книжке — ток одна сторона медали. Есть и вторая, и она ужастик куда пострашнее. Это я щас говорю о бытовом хорроре, в котором погрязло многострадальное семейство главного героя. Автор очень хорошо описал финансовый крах ячейки общества, переживания, тревогу из-за отсутствия каких-либо перспектив и вот это вот всё — короче, всё, что знакомо практически каждому взрослому человеку XD Итого — всесторонне любопытный ужастик, который определённо заслуживает внимания.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если к настоящему моменту вы, как и ваш покорный слуга, прочли все вышедшие на русском языке романы Адама Нэвилла, то наверняка заметили, что очень часто главными героями в произведениях данного писателя становятся люди, чьи жизни отягощены ворохом различных проблем, среди которых ярко выделяется острая нехватка денег. Вот и персонажи книги «Колдуны» не избежали подобной участи.

Речь в романе идет о Томе и Фионе — супружеской паре, которая переезжает из тесной съемной квартиры в просторный деревенский дом, дабы в атмосфере уюта и спокойствия, которая редко встречается в современном мегаполисе, растить свою четырехлетнюю дочку Грейси. Казалось бы, отличная идея! Но как обычно не обошлось без нюансов.

Во-первых, будущее семейное гнездышко еще надо привести в порядок, ведь предыдущие владельцы здания не особо следили за его сохранностью. Во-вторых, Том совсем недавно потерял работу и следовательно провести ремонт дома, требующий значительных финансовых вложений, в сжатые сроки ему явно не удастся. И в третьих, единственные соседи героев — странная пожилая пара — оказываются совсем не в восторге от присутствия рядом приезжих и начинают потихоньку вставлять палки в колеса счастью Тома и Фионы.

Постепенно вражда между домами приобретет широкий размах, а глава семьи выяснит, что он воюет не с обычными вредными стариками, а с существами куда более жуткими и коварными, чей источник внутренней силы спрятан в недрах кургана, скрытого в мрачном лесу позади двух особняков.

Не стану скрывать, что изначально я хотел поругать книгу Нэвилла за ряд явных минусов, к которым можно отнести вопиющую избитость сюжета (сколько раз мы встречали историю о персонажах, перебирающихся на новое место, где уже поселилось некое зло?), поверхностно прописанных героев (которые скорее выполняют четкие функции, нежели живут на страницах произведения), и не оригинальную хоррор-составляющую (ну серьезно, я без труда могу набросать список из сюжетов про кошмары, выползающие из под полога древнего леса и, в частности, из недр подозрительных на вид холмов).

В общем, у меня было желание обругать Нэвилла на чем свет стоит, но прочитав его послесловие к роману, я осознал, что все мои претензии не имеют смыла. Суть в том, что первоначально «Колдуны» создавались в качестве сценария для скромного фильма ужасов, чья идея смотрелась бы привлекательно для потенциальных инвесторов (иными словами, чтобы скрипт будущей картины можно было легко продать людям, которые, в свою очередь, смогли бы перенести его на экран, не тратя огромных средств). То есть, «Колдуны» должны были стать малобюджетной лентой, которая заехав в кинотеатры, собрала бы десяток-другой миллионов долларов, после чего спокойно уехала бы на цифровые носители.

Но видимо сценарий все-таки не выстрелил и, дабы работа не легла в стол, Адам принял решение переделать ее в книгу (автору ведь тоже надо кормить свою семью). Однако то, что могло бы прилично выглядеть на пленке, превратилось в скучный предсказуемый текст, который ты добиваешь скорее из уважения к Нэвиллу, чем из-за какой-то шикарной интриги.

Хотя нельзя не признать, что отдельные эпизоды романа писателю все-таки удались. Особенно тот, в котором Грейси получает травму. По словам Адама эта сцена — одна из самых неприятных вещей, которые он когда-либо воображал. И действительно, когда читаешь о несчастье, постигшим маленькую девочку, то весьма живо чувствуешь ужас, который испытывают в этот момент ее родители.

Ну и за образы стариков-соседей Нэвилл тоже заслужил похвалу, ведь те вышли настолько упертыми мразями, что даже перед лицом смерти не стали идти на попятную, не смотря на то, что это могло бы спасти их души от забвения. Короче, антагонисты определенно удались!

В сухом же остатке мы имеем следующее: по большей части шаблонную книгу, не лишенную пары-тройки крутых напряженных эпизодов. В принципе, если не ждать от «Колдунов» слишком многого, то роман может и понравиться. Но все-таки жаль, что эта история не переросла в фильм. Так хотя бы меньше времени пришлось потратить на знакомство с ней.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это четвёртый прочитанный мною роман Нэвила. Первый был «Дом малых теней», потом «Ритуал» и «Судные дни». Сказать что я в восторге от творчества автора не могу. Зачем читаю? : чтобы разнообразить между другими жанрами. Конечно предпочёл бы что то в стиле Кинга или Маккаммона, но так как всё уже прочитанно, довольствуюсь тем что есть. Ничего особо ужасного в книге нет, немного драматизма ( под конец книги с Грейси). И сюжет довольно прост, в отличии от тех же «Судных дней». Объём книги не велик, и читается она очень легко. Лично я прочёл за день. Причём с перерывами и без всякого напряга. Если это и не самая лучшая книга писателя, то в тройку лучших наверное входит. ИМХО. Оценку поставил бы 7 баллов. Это в целом для рейтинга Невилла высший бал. Потому что я считаю его писателем среднего уровня. До Кинга ему как до луны пешком. А так, на безрыбье почитать можно. И ещё: в предыдущем посте Нэвила сравнили с Гифьюном. Ну не знаю . Гифьюн мне показался вообще каким то не вразумительным. А впрочим я читал только «Сезон крови» и для сравнения этого мало.

За «Колдунов» Оценка: 7 баллов.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главный вывод после прочтения — это то, что Нэвилл не исписался. У меня получился промежуток в знакомстве с его произведениями: «Номер 16» «Ритуал», «Судные дни» — и сразу «Колдуны». То, что было в промежутке, еще предстоит прочитать.

Так вот, «Колдуны». Роман о соседях, о том, как тяжело приобрести в Англии собственное жилье, о том, как легко может разрушиться вроде бы крепкая и дружная семья, о прОклятом лесе, где происходит всякая жуть, и о том, что даже самый обычный человек может противостоять могущественным сверхъестественным силам. Роман страшный, и не только действительно пугающими моментами, вроде того, когда злобные старики, наполовину обратившиеся в животных, ломятся в дом, в котором тихо и мирно почивает семья главного героя. Страшно представить себе, что твои соседи могут оказаться не любителями поорать песни после 23:00 или же посверлить отверстия в бетоне в 6 часов утра, а адептами древней, жуткой магии, готовыми зайти сколь угодно далеко ради достижения своих целей.

Дело друидов в Англии живет и процветает!

В книге немало весьма «неаппетитных» моментов, отчего она только выигрывает в правдоподобности. Самое страшное это, конечно, когда 4-летняя девочка наступает на доске, и та втыкается ржавым гвоздем ей в голову.

Но есть огромный, жирный «минус»: перевод. Горе-переводчицу следовало бы отдать этим самым колдунам на растерзание. Не повезло мне прочитать подряд две переводные вещи с чудовищными переводами: «Жуткое» братьев Крауч и теперь Нэвилла. Где-то прочитал версию, что переводил ИИ. Не знаю, как оно на самом деле, но результат вышел отвратительный, а редактор даже не попытался хоть что-то исправить.

Но закончу все же на мажорной ноте. Считаю удачным выбор названия, ибо попытка как-то адекватно перевести «Cunning Folk» не привела бы ни к чему хорошему. Ну и шикарная иллюстрация на обложке, намного лучше, чем у английского издания.

P.S. Странно, у меня почему-то во время чтения ни на секунду не возникло предположение, что вся эта чертовщина может происходить лишь в мозгу главного героя. Я как-то сразу и безоговорочно поверил в колдовство))

P.P.S. Оп-ля, а это ведь точно ИИ переводил. Сейчас вот обнаружил, что совсем недавно читал две вещи в переводе той же Акимовой («Злые обезьяны» и «Кость бледная»), и там такого откровенного безобразия с переводом не наблюдалось.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный роман! Прежде читала «Ритуал», который совершенно не понравился в силу вопросов моей веры, и впечатливший до страшных снов «Номер 16».

«Колдунов» Адам Нэвилл в послесловии описывает как комический роман ужасов о соседях. Я же восприняла историю как чистый реализм под невесомой пудрой галлюциногенной выдумки.

Том с маленькой дочкой, с щенком спаниеля и с банковской служащей в виде жены переезжает в собственный дом. Первый в жизни. У него нет опыта жизни подле леса в герметичной сельской местности. Нет склонности узнавать истории давно минувших лет, нет инстинктивной потребности подстроиться под окружающую среду, чтобы со временем статью частью местной экосистемы. Вместо этого он хочет перекроить окружающий маленький мир, подстроив под личные наивные чаяния. Закономерно его силовые мечты встречают сопротивление.

Самый сильный аспект «Колдунов» для меня – прямолинейный разговор о правде, повсеместно встречающейся в нашей обычной жизни. В Англии, в России, в Финляндии. Всюду. Пугающие захоронки в старом доме – не вымысел, не пугалка. Во время чтения я вспоминала историю своей семьи. Абсолютно реальную. Маме на свадьбу задолго до моего рождения подарили икону. Несколько лет назад открылся «сюрприз». Совершенно случайно мама обнаружила, объемная иконная доска была полой и забитой изнутри гнилым поролоном. Я к тому времени была уже взрослой женщиной. Никогда не забуду тревогу и отторжение при виде того, что только «притворялось иконой». Знакомая дама в подаренной пуховой подушке после нескольких лет сна нашла маленькое гнездо из оплетенных черными нитками веточек. И это только яркие примеры. С похожим сталкивались моя сестра, подруги, коллеги на работе. Почти всех роднило первичное чувство стыда из-за боязни прослыть сумасшедшими в таком фальшивом рациональном обществе.

Адам Нэвилл очень хорошо описывает отрицание, недоверие, нежелание принять реальность во всей её иррациональной полноте. В некоторых рецензиях ругали главного героя Тома, видя в нем невротичного ненадёжного человека. У меня же он вызывал симпатию, сопереживания и уважение, потому что, пересилив опасный скепсис, начал бороться, противостоять. Принял то, что ранее казалось безумием. Это дорогого стоит.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Действительное зло в этом романе – Фиона, насквозь мертвая жена Тома. Не соратница и не друг. Предатель, что обнажил свое нутро, стоило миру вокруг пошатнуться.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Колдуны» – мистический хоррор с фольклорными мотивами и большим вниманием к социальным элементам. То есть ужас в романе нагнетается не столько этими самыми колдунами, вынесенными в название, сколько бедственным положением главных героев.

История начинается с переезда. Том, Фиона и их дочка Грейси въезжают в новый дом и сразу погружаются в кошмары ремонта, страхи, связанные с нехваткой денег и кризисы в отношениях. Ну и чтобы точно не было скучно, рядом проживает пара неприятных соседей, которые явно не рады семье Тома. Казалось бы, реализм как он есть, только поданный под необычным углом, чтобы вышло помрачнее. Нэвилл такой фокус уже проворачивал в «Никто не уйдет живым». И дав читателю прочувствовать всё положение главных героев, автор вводит в повествование хоррорный элемент, необычный по форме, но стандартный по сути.

Колдуны – это соседи, якшающиеся с некими сверхъестественными силами, наподобие фейри. Сами по себе они не особо страшные, но вот их дела если не пугают, то, как минимум, напрягают. Нэвилл неплохо поработал с материалом, и бытовой магии с ритуалами здесь уделено довольно много внимания. Жаль только, что ничего кардинально нового автор не привнёс. И существа, и атмосфера очень «нэвилловские». Ну да это мелочи.

А вот что не мелочь, так это главный герой. Том мне показался очень неприятным персонажем, который реагирует на проблемы по одной схеме: сначала накручивает себя, а затем отправляется наломать дров. На первых страницах он ещё пытается разбираться в ситуации и выстраивать диалог с окружающими, но очень скоро соседи воспринимаются исключительно врагами, а мнение жены вообще не учитывается, потому что, как Том считает, она ничего не понимает в происходящем. Короче, все вокруг гады и злодеи, один он в белом плаще. С другой стороны, Том вызывает эмоции, так что, наверное, Нэвилл так и задумывал.

Отдельно хочется выделить неоднозначность романа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сначала читатель имеет две равновероятные трактовки событий: соседи Тома действительно занимаются тёмной магией, либо Том психически не совсем здоров. Однако, ближе к финалу первый вариант тоже раздваивается: возможно, соседи занимаются магией и действуют против Тома, а возможно, их колдовство не было направлено против главного героя и всему виной Лесной Дух, который и воздействовал на Тома.

В целом, «Колдуны» понравились мне больше «Багрянца» и «Под неусыпным надзором», но меньше «Судных дней» и «Ритуала». В прошлом году Нэвилл выпустил роман «The Vessel», по возможности, прочитаю и его.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из всех романов Нэвилла, больше всего мне понравились «Дом малых теней» и «Номер 16». Крепкий середнячок — «Ритуал» и «Судные дни». Сильно разочаровали — «Никто не уйдет живым», «Под неусыпным надзором» и «Багрянец».

«Колдунов» я ждал.

Надеялся, что Нэвилл сумеет меня удивить?

Да.

Он умеет удивляет. Жаль только, что это удивление чаще сродни разочарованию, но отнюдь не восторгу.

Прочитал с интересом, но ожидал большего, а всё потому, что не сумел меня мистер Нэвилл удивить. Совсем.

Понравилась игра, которую автор вёл с читателями: а действительно ли всё, что происходит вокруг реально, а не плод воображения нездорового рассудка главного героя?

Здесь всё отлично.

Касаемо, брата и сестры Мут… На мой взгляд, напрасно Нэвилл сразу обозначил их, как источник некоего зла и тем самым пожертвовал неспешным развертыванием сюжета и постепенным нагнетанием атмосферы. Атмосфера передана не на самом высоком уровне, к сожалению.

Тем, кто прочёл роман, сюжет и его развитие кажутся предсказуемыми. Позволю себе не согласиться. Предсказуемости не обнаружил, но какого-нибудь неожиданного авторского хода, повторюсь, ожидал.

P.s. Все симпатии на стороне малышки Грейси и её пингвина Уоддлса.

Итог: 7 Уоддлсов из 10. С натяжкой.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман определенно повеселее предыдущего, по крайней мере, прочитан (прослушан) был влет, некоторый интерес присутствовал. Содержание весьма традиционное, во многом перекликающееся с рядом вещей навроде «Стража» Маклина или практически всего творчества Г. Гифьюна. :) Т.е. читателю до конца непонятно придумывает ли все происходящее вокруг сознание ГГ или же, наоборот, все это взаправду. Тут до самых последних глав кажется, что все это воспаленное сознание ГГ, но финал как бы заставляет пересмотреть все в обратную сторону (хотя, если быть въедливым и занудным, то оно все равно не шибко убедительно и финт можно интерпретировать как продолжение болезни). Сюжет в двух словах такой: семья заезжает в старый дом, а соседи — пожилая пара, — напротив очень странновастые. Есть в романе оммажики Блэквуду и Мейчену, местами очень похоже на позднего Кэмпбелла; оккультная составляющая весьма типичная для Нэвилла, зверек — тоже очень даже его. В целом, без восторгов, но читать можно. И опять же ну очень похоже на Гифьюна, прям не оставляло ощущение что его и читаю (Rogue, Devil`s Breath, Deep Night etc.).

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх