fantlab ru

Кирилл Еськов, Михаил Харитонов «ROSSIJA (reload game)»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.57
Оценок:
44
Моя оценка:
-

подробнее

,

ROSSIJA (reload game)

Роман, год

Аннотация:

Когда-то Станислав Рассадин и Бенедикт Сарнов придумали страну Литературию, где Гамлет мог запросто побеседовать с Обломовым, а Козьма Прутков — поставить в тупик Шерлока Холмса. Нечто подобное происходит и в новом романе Кирилла Еськова и Константина Крылова (Михаила Харитонова): в Московии XVI века и некоторых иных землях действуют Джеймс Бонд и Джон Сильвер, Влад Цепеш и доктор Менгеле... и конечно же Иван Грозный, Борис Годунов и ряд прочих персонажей отечественной истории. Вдобавок чуть ли не треть текста составляют знаменитые цитаты и мемы — разумеется, из нашего времени. Ни дать ни взять — наимоднейшая постмодернистская игра с интертекстуальностью. С единственным отличием: если начнёшь читать, то невозможно оторваться.

Номинации на премии:


номинант
Новые горизонты, 2021 // (роман, электронная публикация)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

ROSSIJA (reload game)
2021 г.




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Седина в голову — бес в ребро. Сначала не поверил глазам. Это написал автор замечательной книги-исследования «Евангелие от Афрания» и вполне достойной фэнтези «Последний кольценосец»? Автор достойной научно-популярной книги «Удивительная палеонтология: История Земли и жизни на ней»?

Да, точно он, в соавторстве с покойным (ум.2020) Константином Крыловым (псевдоним — Михаил Харитонов). Сошлись специалист по ископаемым паукам, писатель-фантаст Еськов и журналист-общественник, автор романа «Золотой ключ, или Похождения Буратины».

Что получилось?

Роман по стилю скорее напоминает творчество Крылова. Масса известных исторических персонажей выдернутых с определенных эпох в параллельную АИ, часто со своими наиболее известными фразами в сумбурно построенном произведении. Например Влад Цепеш стал Владимиром Владимировичем Цепнем, приобрел грузинский акцент с закосом под И.В.Сталина, и был убит костылём Джона Силвера. В этой же салатнице и Иван Грозный, Гамлет, Менгеле, Курбский, Джеймс Бонд, Годунов, Холмс, миледи Винтер, князь Серебряный и масса менее известных персонажей. Так что получившие образование после 95 года, часто вообще не знают о каких персонажах идёт речь и чем они знамениты. А через пару лет станут непонятны многие отсылки и аллюзии, все эти Глебы Невзглядовы (Александр Глебович Невзоров), Секачи и прочая. Т.е. книга скорее 50+. А этим людям редко свойственно получить удовольствие от подобного рода литературы. Хотя есть эрудиты, вполне могущие заценить книгу. Некоторым очень нравится.

ПМСМ ( на мой плебейский вкус) практически нечитаемо.

)))))

Оценка: 2
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Либералы с англичанами против коммунистов-вампиров. Но, к сожалению, русским места не осталось.

На каждой странице текста рассыпаны слова и выражения, выделенные курсивом, отсылающих к чему то либо.

Так что при прочтении улыбка от узнавания не сходила с моего лица.

Описан Еськовский мир всесильных спецслужб. И разговоры состоят из «Ты знаешь что я знаю что ты знаешь...».

Все эти спецоперации через спецоперации несколько утомляют.

Для меня все эти отсылки на СССР и современную Россию слишком «в лоб». Но всё равно вампирский мир, описанный в книге, несколько забавен.

Несмотря на политические разногласия с позицией авторов и всё-таки чрезмерную еськовшину, книга понравилась.

P.S.

Жду издания окончания «Буратины» и «Третьего человека».

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чрезмерно запутанная детективно-историческая игра — вот самая короткая характеристика этой книги. Самым замечательным эпизодом мне показался самый из всех непредсказуемый — переход Ивана Грозного в одиночку через границу Московии (т. е. начало возврата государства к нормальной жизни) в обмен на позволение Борису Годунову бежать на Запад. Чрезвычайно эффектная сцена. Напоминает слегка возврат Крыма, и повторение такого финта в ближайшем будущем едва ли возможно.

А вот то, что Никита Серебряный не был казнён вместе с Курбским, кажется неубедительным. Те, кто отправлял его с таким провальным заданием в Московию, были уверены, что видят его в последний раз, и были правы, почему и страшно удивились, узнав, что ошиблись.

Как и в любом детективе здесь в сюжете есть свои плюсы и свои минусы, и первых всё-таки существенно больше, чем вторых. Рассуждать о книге в этом плане не так уж интересно, да и написано коллегами уже немало. Моё внимание привлекли некоторые моменты, вызвавшие у меня серьёзные претензии к авторам. Таких моментов два, о них и пойдёт речь ниже.

Итак, цитата номер один.

— Да я не об этом! — досадливо поморщился Холмс. — Позволю себе такое сравнение. Представьте себе, что вы живёте в прекрасном доме. И вдруг узнаёте, что предыдущий его владелец — маньяк, который в спальне душил своих жертв, на кухне расчленял их, а потом, в столовой, пожирал — в сыром виде, макая нарезанную ломтиками человечину в ворчестерширский соус. Сможете ли вы и дальше спокойно жить в таком доме? Сидеть за столом, в который въелись пятна человеческой крови?

— Холмс, — устало сказал Ватсон, — в Афганистане я занимался полевой хирургией, бросая в ведро ампутированные конечности. И у меня не всегда было время на посещение офицерской столовой. Пятна человеческой крови на обеденном столе, говорите? Вот после вскрытия гнойного абсцесса ...

— Не продолжайте, я понял. Я выбрал неподходящее сравнение, — вздохнул сыщик. (конец цитаты)

Намёк на то, что Ватсон в Афганистане не брезговал человечиной (если ещё не началось загноение), более чем прозрачен. Не уверен, что все поклонники этих двух самых популярных в мире литературных героев, придут в восторг от этого чёрного юмора. На мой взгляд это перебор, и это некрасивый намёк.

Второй намёк ещё хуже — он одновременно и гнусный и глупый.

Последняя фраза книги такова.

— Слушай, как ты сказала: «Эммануэль»? Ч-чёрт, а мне нравится, как звучит! (конец цитаты)

В книге хватает притянутых за уши глупостей, абсолютно не имеющих отношения к сюжету. Это, например, встреча Бонда на корабле, плывущем в Англию, с принцем Гамлетом (впрочем, не названным по имени) в компании с Розенкранцем и Гильденстерном; это и появление в Лондоне 16 века Григория Распутина; это и афроамериканка (задолго до появления в недавно открытой Америке как белого населения, так и африканских рабов) — жена Квартирмейстера (кто это, так и остаётся неясным, но это не Годунов — его должность в Индии называется иначе; возможно, это Джон Сильвер); ну и, наконец, эти выданные Ирине перед отплытием «документы прикрытия на какую-то «Эммануэль» (говоря об этом мужу, Ирина «многозначительно» улыбается). Больше подобного идиотизма не припоминаю, но и этого достаточно. Князю Никите кажется, что Эммануэль хорошо звучит, потому что он не знает о написанной в 20-м веке книге Эммануэль Арсан. Ирина, похоже, знает, в чём тут соль, но её наверняка ввели в заблуждение насчёт того, зачем летела настоящая Эммануэль в Индию, а что она вытворяла в самолёте, и вовсе утаили. Чего только не поведал людям далёкого прошлого этот утечконоситель в образе попугая! Вся коллекция глупостей, кроме встречи с принцем Датским, скопилась по воле авторов (или одного из них!? понятно, которого) в коротком эпилоге. Можно было бы и немного подумать, прежде чем публиковать его в таком виде. Обычные-то глупости можно простить, но гнусный и глупый намёк на поведение Ирины во время многонедельного путешествия из Лондона в Индию непростителен, как и вообще любой гнусный и грязный намёк.

Есть в книге ещё пара интересных (очень коротких) замечаний, на которые, по-моему, невозможно не обратить внимания.

Вот первое из них. Начало главы 34-й: «Пройдёт много лет, и полковник Вологдин, стоя у стены Знаменки в ожидании расстрела, вспомнит тот далёкий вечер, когда отец Евлампий ...»

Дело даже не в том, что никакого отца Евлампия в главе 34 найти невозможно, а в том, что именно в этой главе (в данный момент, а не через несколько лет) полковник Вологдин ожидает расстрела, но происходит «чудо», и он становится генералом. С какой стати он через несколько лет снова будет приговорён к расстрелу? И кем? Иваном Грозным!? Полная и очевидная чушь. Видимо, эту начальную фразу просто забыли удалить, что-то замышляли, не прошло, а следы остались. Поспешишь, людей напрасно озадачишь. Бывает, однако.

А вот второе. Начало главы 9-й: «В церкви был смрад и полумрак, дьяки курили ладан.»

Много лет назад в одном из выпусков «Встречи с песней» Виктор Татарский сказал, что тут ошибка Владимира Семёновича — не дьяки, а дьяконы этим занимаются. С тех пор я так и думал. И вдруг выяснилось — ошибся не Высоцкий, а Татарский. Выяснилось, благодаря вот этой весьма оригинальной книге. У Высоцкого же яснее ясного: «В церкви смрад и полумрак,/ Дьяки курят ладан.../ Нет, и в церкви всё не так,/ Всё не так, как надо!». Конечно, не так, раз дьяки там хозяйничают, т. е. чиновники (из МВД, наверно). И в церкви уже ничего святого, как в кабаке.

На этом заканчиваю. Читать книгу, конечно следует безотлагательно. Только, где найти (а желательно на бумаге)? Мне это удалось с трудом, т. к. поезд уже, считай, ушёл, а он короткий, всего-то каких-нибудь пятьсот «вагонов».

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучшая постмодернистская альтернативка за долгое-долгое время.

Другое отвременье — царь Иван устроил не бесполезный поход на Казань, а успешно вторгся в Ливонию. Был сильно ранен в решающем сражении, и, пока был при смерти, Москва отложилась и объявила его самозванцем. Но тут вмешался Игрок — царь выздоровел. Москву потерял, но есть теперь Новгородская Русь, включающая в себя Ливонию.

Иван Грозный, Курбский, Скуратов, Годунов, князь Серебряный...

Джон Сильвер и его зелёный попугай, Владимир Владимирович Цепеш со сталинским акцентом, Джон Ди, Джеймс Бонд, миледи Винтер... Пакетбот «Светлячок», где шкипером контрабандист Филлион.

Отец Лаврентий, старец Пигидий (в миру Медяшкин), Глеб Невзглядов, Владислав Юрьевич, Роснепотребнадзор, глава Росмыла Игорь Иванович Секач.

Такой концентрации шуток и отсылок я не встречал, наверное, нигде: из буквально тысячи. Задействован весь пласт советской и западной литературы и кино. Не остались без внимания и современная политическая и экономическая ситуация. Чтобы читателю было проще, авторы часть отсылок выделили курсивом. Но только часть. Остальные отсылки, будьте добры, сами считывайте.

Роман из нескольких объемных частей, каждая из которых предваряется многочисленными Эпиграфами и Документами, дающими возможность глубже погрузиться в эпоху.

Зная любовь Кирилла Юрьевича к описанию деятельности спецслужб, я не удивился, поняв, что развитие истории нам будет подаваться через рассказ о запутанных тайных операциях с огромным количеством интересантов. Две спецслужбы у Ивана Грозного, три — у московитов, английская разведка, интересы иезуитов и сицилийской династии Дона Корлеоне.

Первая часть — перепевка «Шпиона, пришедшего с холода» и «Князя Серебряного».

Вторая — Джеймс Бонд против Дракулы. (Сугубо научное объяснение вампиризма у соавторов подано не хуже, чем у Уоттса в «Ложной слепоте»)

Далее — ещё больше спецопераций!

В финале — потрясающая стилизация под Конан Дойля. Шерлок против Дракулы. Вставной рассказ хоть и сбивает темп повествования, зато объясняет многие вещи, даёт свежий криптовзгляд на причины Первой Мировой и придаёт основному повествованию глубины, протягивая сюжет во времени.

Чистое, рафинированное и концентрированное удовольствие!

Читайте — будет весело!

10(ПОТРЯСАЮЩЕ)

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Играть начинаем с 1553 года за Новгородскую Русь со столицей в Ивангороде и Иваном Грозным во главе, имея за спиной Новгородскую и Псковскую земли, Ливонию и Поморье, в союзниках – Швецию, Данию и Ганзу, а во врагах – Московию, Литву и Польшу.

Что творится в русском мире?

Затевая союз семи варяжских государств Грозный говорит: «Ну так мы напомним, что мы – не кто-нибудь, а варяги, а не византийские евнухи, и не ордынские прихвостни из Московского улуса».

Польско-немецкую блокаду Ливонских портов прорывают в обход эмбарго, установленного императором Священной Римской империи Фердинандом I, знаменитые «Балтийские конвои», которыми британские якобы частные торговые компании снабжают Новгородскую Русь современным вооружением и стратегическим сырьем.

Коммандер Бонд действует бок о бок с полковником Зиминой (она же – миледи Винтер).

В Москве Ночной Дозор возглавляет один из триумвиров Владимир Владимирович Цепень, говорящий с грузинским акцентом. «Даже в лапту с присными со своими он играет по ночам, называется это у них – «Ночная лига».

В том же Дозоре ставит свои опыты доктор Менгеле, а в Особой контрразведке другого триумвира работает Иоганн-Генрих Фауст.

Не задалась деятельность госкорпорации «Ростехно», хотя идея была замечательной – мост между Востоком и Западом: копировать высокотехнологичный европейский пыточный инструментарий для продажи в Китай, а китайский – встречно – в Европу.

В целом же, жизнь в Москве такая: «Чтобы из доверия не выйти, надобно все время тусоваться. Ну, в смысле, по пирам ходить, по сборищам всяким. Сегодня у Бориса Федоровича прием, завтра у Пимена после службы малое сидение, а послезавтра и ко Влад-Владычу явиться надобно. И как тут посты держать?».

Закончится все (для читателя))) в 1564 году в преддверии Угличского трибунала над главарями Московского режима...

Да, и литературный памятник эпохи — переписка Грозного с Курбским — в этой реалии никуда не делась. Есть и еще литературные стилизации – и нудноватое, но объясняющее многие моменты, научное интервью, и шедевральная имитация Конан-Дойла, и привычная для современной русскоязычной литературы пародия на Александра Проханова, и… Жаль только, что до анонимной полемики, которую Грозный вел здесь в печати со своей супругой Констанцией Шведской, не дошло))).

В общем, все более, чем весело и интересно.

Единственное мое непонимание вызывал первое время современный русский, на котором изъясняются абсолютно все действующие лица. Вполне себе привычно выглядевший в том же еськовском Средиземье, в нашем (ну, не совсем нашем))) XVI веке лично меня он не то, что бы коробил, но виделся на персонажах, как на корове седло. И если «неконвенционное оружие» и «диггер» из уст профессиональных диверсантов-контрразведчиков, или «пиар-отдел» и «лидеры общественного мнения» от Бориса Годунова отторжения еще не вызывали, то «перед пацанами неудобно», или упоминание будочником на въезде в город «ключей от квартиры где деньги лежат», взгляд слегка резали…

Но потом я понял.

Нагромождая криптоисторию на зомбятник, смешивая альтернативку с вампирской сагой, а теорию игр – с конспирологией, походя создавая и так же быстро разрушая новые сюжеты, тасуя времена и исторических персонажей, и не уставая издеваться над всем этим, авторы как бы переспрашивают у читателя: Что, эклектика? А нам все равно! Что, так не бывает? А нам пофиг! Что не литературно? Не читай, не играй с нами, это наша игра без правил! Они играют в свою игру, которая, главное, нравится им. И несчастные неологизмы, архаизмы и агнонимы, не говоря уж об эрративах, в ней даже не заслуживают внимания.

Что удивительно, при всем творящемся на страницах ROSSIJA, разрушительный литературный принцип Харитонова совершенно не конфликтует с созидательным принципом Еськова. Наоборот – они дополняют друг друга.

На что это похоже? Да, ни на что. Разве что на Еськова и Харитонова. И отдаленно на «Посмотри в глаза чудовищ». Тоже, кстати, за авторством удивительного дуэта абсолютно разнонаправленных талантов.

Итог – отлично, твердая школьная пятерка.

P.S. Отдельно стоит отметить богатство и значение эпиграфов. Лично я, благодаря им, с огромным удовольствием перечитал стихи Льва Вершинина и заметно расширил свое знакомство с поэзией Евгения Витковского.

P.S.S. И еще цитаты.

«Догоняющая модернизация, вкупе с шоковой вестернизацией» (Грозному объясняют, что придется «учинить» одному из его преемников, что бы «пробить» выход к морю).

«Николку же учил сам Порфирий Иванов сын, муж блаженный, который по любому морозу ходил нагишом. Хотя Порфирий в опасные дела не лез, а занимался целительством, в основном по бабской части…»

«В белом охабне с кровавым исподом...».

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Типичный Еськов. Любителям: не хуже предыдущего, надо читать. Нелюбителям: открытий не будет. Тем, кто Еськова вообще не читал: если нравится альтернативка про прекрасную Россию прошлого — читать, если хочется лучше понять манеру автора и увидеть более яркий текст — лучше начинать с «Последнего кольценосца».

От Харитонова, пожалуй, только некоторая злободневность — подавляющее большинство пасхалок и аллюзий завязаны уже не на литературных персонажах из круга чтения подростка 1970-х, а на актуальной политической повестке. Зато — никакой порнографии, чего я опасался, когда соавторство было анонсировано.

Впрочем, литературные аллюзии тоже никуда не делись — и источники те же.

Швов практически не видно, стиль по-прежнему забористый и цветистый — в этот раз с некоторыми усилиями в сторону стилизации, но это скорее полупоклон историческим романам, чем реальная попытка.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Посмертный роман густопсового постмодерниста Крылова в соавторстве с Еськовым.

Учитесь, школотроны. Дедушки походя создали новый жанр. Летсплейные попаданцы в грандстратегию. Олды поймут. А школота и жанра такого не знает, наверное.

Есть такие существа в походовых глобальных стратегиях типа ТоталВар. Шпионы.

В первом Тоталваре были такие «гейши». Кампания проходилась одной раскачанной до всех звезд дамой, которая убивала генералов всех армий врага.

Усиленно рекомендую соскучившимся по новым жанрам и тем, кому обрыдли стандартные сюжетные ходы.

Ну и политота, куда без неё.

Представьте себя шпионом, открывающим карту для своего игрока и гоняющим всяких генералов и шпионов противника. Во-о-т, а потом тебя повышают до генерала и вводят в сложные интриги разных дворов галантного века. И ты такой тыщь -пыщь, и красивая шпионка так ширрх, а эти, враги такие коварно.... .

В общем ушел Костя красиво и с того света помахал нам с помощью Кирилла, усмехаясь, как обычно, постмодернистски и одновременно лукаво.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Постмодернизм не только в чистом виде, но и в нехилой такой концентрации. Ссылки, цитаты, аллюзии, в том числе, применительно к нынешней политической картине. Эрудиция авторов и их умение выдаватьттакой текст вызывает искренне уважение. Но — Во-первых читать из-за такой концентрации трудновато, все время ловишь себя на мысли, что какую-нибудь отсылку пропустил/ не понял, а местами просто устаешь от авторского остроумия. Так что, читал я книгу гораздо дольше, чем предполагал изначально.

Второе — весь этот постмодернизм, по мне, нивелирует авторский стиль. Особенно, если идут отсылки на АБС. Принцип : в жизни все не так, как на самом деле замечателен в литературной игре, но доведённый до определенной черты он работает против автора. С одной стороны хорошо, что не всегда понятно чей кусок текста только, что был Еськовв или Харитонова, но если бы я не знал авторов, я мог бы сказать, что здесь например мог быть Лях, а здесь ещё Кто-нибудь.

Да это не только смешно и развлекательно, это скорее литература для размышлений и «Новые горизонты» скорее всего это произведение не пропустят, и мы увидим ещё пяток рецензий от профессионалов, но повторюсь это классная книга, но она для меня по своей концентрации постмодерна проходит по той границе, через которую переступать не хочется: текст настолько легкий и остроумный, что от него очень быстро устаешь.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложно сказать, была ли «Америка», написанная соло, интереснее чем «Россия», написанная в соавторстве. Одно точно — книгу я сел читать из-за Кирилла Юрьевича Еськова в авторах. Но в общем и целом у автора (авторов?) снова получилось. Это не продолжение книги, а еще одна вариация той же идеи, которая подчиняется тем же законам. В итоге есть очередная замечательна книга на тему «Не так все было, совсем не так». Все, как мне и хотелось. В этот раз вроде бы даже получилось пофантазировать о том, «где?» и самое главное «зачем?» на самом деле могут существовать подобные временные ответвления. Может это и малость, но прочие авторы на моей памяти почему-то в эту сторону ни разу мысль не развивали. А раз у нас альтернативная история, которая есть заведомая нереальность, то почему бы Ивану Грозному не заговорить современным языком без всяких «ежи» и «паки»? Когда я услышал от Ивана Грозного фразу: «Наши цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи!» — то реально ржал как конь. Лично мне очень пришелся по душе прием, когда альтернативная история сходу признается в том, что она альтернативная.

В тексте нашлось все, за что я люблю Еськова. И интересный сюжет. И «документы», разбавляющие описание приключения героев. И даже целые отдельные произведения малого жанра, которые вставили в основной текст. Короче, ученый Еськов считает, что «разнообразие есть хорошо» не только в биосфере. И это приятно. А еще автору скучно без шпионов. Но, как ни крути, секретные агенты-нелегалы — наиболее деятельная часть людей. Так что на роль тех, кто переделывает историю, они вполне годятся. Много в тексте и всякого-разного на злобу дня. При это еще неизвестно: является автор пессимистом или оптимистом. Пусть каждый найдет ответ на этот вопрос индивидуально.

P.S. Часто по наводке эрудита Еськова я знакомлюсь с другими авторами. Благо ссылок и цитат (в том числе и не закавыченных) у него с избытком. В этот раз таким автором стал ле Карре. Будем пробовать.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх