Александр Пушкин «Выстрел»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Однажды человек с десять офицеров обедали у Сильвио. Пили по-обыкновенному, то есть очень много; после обеда стали уговаривать хозяина прометать банк...
Входит в:
— сборник «Повести», 1834 г. > цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
— журнал «Jack London’s Adventure Magazine, October 1958», 1958 г.
— сборник «Повести русских писателей XIX века», 1986 г.
— антологию «Дуэль», 1990 г.
— «Продолжение следует», 1993 г.
— антологию «Родничок. Книга для внеклассного чтения в 6 классе», 1995 г.
— антологию «Русская повесть», 2001 г.
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
— «Театр FM», 2004 г.
— антологию «Знаменитые произведения русских писателей», 2009 г.
— антологию «Рассказы русских писателей для детей», 2012 г.
Экранизации:
— «Выстрел / Несостоявшаяся дуэль» / «Wystrzał» 1965, Польша, реж. Ежи Антчак
- /языки:
- русский (193), английский (4)
- /тип:
- в планах (1), книги (183), периодика (1), аудиокниги (12)
- /перевод:
- Т. Кин (1)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 7 июня 2024 г.
Девятнадцатый век считается веком благородства, возвышенных отношений, безрассудных дуэлей. Сам автор повести был отчаянным дуэлянтом, за что и пострадал. Так что затрагиваемая в книге тема Пушкину была знакома не по наслышке, возможно он и слышал что-нибудь подобное в кругу своих друзей-забияк. Таинственная фигура Сильвио очень выгодно смотрится в свете подобного антуража, еще более оттеняя этот своеобразный колорит. Образ главного героя повести будто бы взят из рыцарских романов, человек-загадка с непонятным образом жизни и явственно темным прошлым-что еще нужно для создания романтической атмосферы.
Но как это часто бывает, романтика относится только к миру идеального и не имеет никакого отношения к нашему феноменальному миру. Тайна Сильвио действительно была порождена совершенно банальными причинами, да к тому же и весьма мелкой пробы. Здесь нет оскорбленной дамы или затронутой чести, дело касалось всего лишь задетого эгоизма, рожденного из казалось бы уже исчезнувшей во тьме веков борьбы первобытного самца за первенство. Я нисколько не сгущаю краски-высший свет, сверкающие эполеты, брызги шампанского, плоды просвещения, все это лишь внешняя обертка внутренней природы, мало изменившейся с началом цивилизованного мира. По сути замысел Сильвио являлся умышленным убийством, тщательно спланированным, а главное старательно подготовленным путем долголетней тренировки. И причина то абсолютно смехотворна, но сколько она породила злобы, растянутой на года и ставшей смыслом жизни человека самого же спровоцировавшего ссору.
Но Пушкин не был бы самим собой, если бы не создал лирическую развязку. Блестящий молодой человек с красавицей женой оказались заложниками сложившихся условностей понятия чести. Сильвио здесь предстал подобно карающему демону от которого невозможно с ужасом отпрянуть. По тесту граф смотрится человеком с наслаждением вкушающим жизнь, дышащий полной грудью без черной злобы на сердце, оттого он внушает симпатии, в том числе и своей любовью к жене. Сильвио же не то что отталкивает от себя, а скорее заставляет задуматься о том, как зацикленность на одном предмете способна превратиться в неотвязчивую фобию.
Groucho Marx, 20 сентября 2022 г.
Довольно странная новелла об отложенной мести, написанная в подражание Просперу Мериме. Впрочем, некоторые считают, что Пушкин позаимствовал часть сюжета из сенсационной драмы Виктора Гюго «Эрнани», которая нашумела как раз накануне написания «Выстрела» и где одного из главных героев, сурового мстителя, как раз зовут де Сильва. Если это так, то Пушкин ничем не рисковал — «Эрнани» была запрещена в России, так что нарочитое совпадение мотивов и имён выглядит «подмигиванием для своих друзей-элитариев с допуском к запрещённой литературе».
Интересно здесь только то, что симпатию вызывает лишь добродушный простак-рассказчик, а Сильвио и граф, его «жертва», в общем, антипатичны. Сильвио явный психопат, зациклившийся на идее «отомстить», а его оппонент — самодовольный наглец.
Вообще-то, если бы Пушкин чуть лучше разбирался в искусстве сюжетостроения, он воспользовался бы случаем, представленным композицией новеллы, и рассказ графа о дуэли не совпадал бы с рассказом Сильвио. Тогда мы не знали бы, кто лжёт — Сильвио или граф — и это придало бы истории дополнительную глубину.
Блофельд, 8 декабря 2023 г.
Главным персонажем «Выстрела» является Сильвио. Странно, что у него итальянская фамилия, если учитывать его русское происхождение. Сильвио ведёт себя нелогично: то не хочет стрелять в графа из-за черешен, то преследует графа для вызова на дуэль, то не хочет стрелять в графа из-за того, что тот успел постоять перед ним на коленях. Честно говоря, Сильвио не вызывает у меня большой симпатии. Сочувствовать ему не хочется.
Зеленый клоун, 11 июня 2014 г.
«Века уходят неотложно,
Дуэль исчезнет до конца.
И это к лучшему, возможно,
Но, боже мой, как будет сложно,
Призвать к ответу наглеца».
Я перечитываю эту повесть с систематической регулярностью, когда устаю от XXI века. Читая повести подобные этой, невольно задаешься вопросом, неужели в мире жили такие люди? Что же с нами стало и в какой эпохе мы повернули не туда? Теперь женщины упрямы, мужчины капризны, каждый «клыками» стращает. Куда делись честь, достоинство, благородство?
Это восхитительная повесть из школьной программы напоминает нам, что значит быть мужчиной, и что благороднее высушить одну слезу, чем пролить море крови. Будто холодный северный ветер влетевший в открытое окно, со страниц книги в наше время мы можем лицезреть тот давно минувший век, не глазами наших современников, а глазами очевидца той эпохи. Это непередаваемо превосходно. Немногие книги вызывают у меня гордость за свою страну. Это одна из них и спасибо огромное Вам за это, Александр Сергеевич.
dydyka, 16 декабря 2009 г.
Необыкновенно сильная повесть. Повесть о необычном человеке, который поступился своим принципом и не требовал удовлетворения от своего обидчика, давшего ему пощечину. Такой поступок привел в смятение и недоумение друзей его. Но никто и догадаться не мог, что послужило причиной такому поступку этого человека. До самой развязки читатель остается в неведении. Кульминация так ярко выписана, что представляешь стоящую на коленях молодую женщину и ее бледного растерянного мужа. А возвышается над ними твердый и неумолимый человек.