Джеймс Айлингтон «Воля многих»
Катенанская республика — Иерархия — хоть и правит сейчас миром, но они не всё знают.
Я рассказал им, что меня зовут Вис Телимус. Я рассказал им, что осиротел после трагического несчастного случая три года назад, и лишь благодаря этому случаю меня приняли в их престижнейшую школу. Я рассказал им, что после окончания школы с радостью присоединюсь к остальным членам цивилизованного общества и допущу, чтобы моя сила, моё стремление и моя сконцентрированность — то, что они именуют Волей — будут отняты и добавлены к силе тех, кто выше меня, как это делают уже миллионы людей. Как в конечном итоге должны поступать все.
Я рассказал им, что соответствую им, и они мне поверили.
Но истинная правда заключается в том, что меня отправили в Академию, дабы разыскать ответы. Чтобы разгадать убийство. Чтобы найти древнее оружие. Чтобы раскрыть секреты, способные разорвать Республику на части.
А ещё я никогда, слышишь, никогда не отдам свою Волю в руки империи, которая казнила мою семью.
Но для того чтобы выжить, мне всё равно придётся подниматься по карьерной лестнице Академии. Мне придётся улыбаться и заводить друзей, прикидываться одним из них и при этом одерживать победы. Ведь если я не смогу этого сделать, то те, кто желает меня контролировать, те, кто знает моё настоящее имя, больше не смогут воспользоваться мною.
Ну а если Иерархия узнает, кто я на самом деле, они просто убьют меня.
Входит в:
— цикл «Hierarchy»
Награды и премии:
лауреат |
Ауреалис / Aurealis Award, 2024 // Роман фэнтези |
- /языки:
- русский (2), английский (2)
- /тип:
- в планах (1), книги (1), самиздат (2)
- /перевод:
- Malazan Army (2)
В планах издательств:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Алексей121, 8 мая 2024 г.
The Will of the Money
Предыдущий цикл автора, «Трилогия Ликаниуса», на нашем рынке провалилась в продажах. Дело не пошло дальше первого тома, а остатки тиража в 2500 экземпляров лежат на складе до сих пор. На западе ситуация лучше, у цикла есть преданная группа поклонников (характерен тот факт, что они даже создали весьма подробную Вики по миру трилогии), однако же не редко он мелькает в списках самых недооценённых книг, фактически как hidden gem, о котором слышали не многие, но на который стоило бы обратить внимания.
Поэтому для меня не удивительно, что второй цикл Айлингтон решил делать более коммерческим. Но, чёрт возьми, как же это разочаровывает.
Да, Айлингтон написал янг-эдалт. Более того, он распотрошил кучу янг-эдалт циклов и выдернул из них лучшее.
Навскидку:
1. «Алое восстание» — кастовое общество, по эстетике напоминающее римское и главный герой, который вынужден поступить в академию, где учатся дети элиты, выполняя поручения местных повстанцев.
2. «Бегущий в лабиринте» — одно из ключевых испытаний в академии — бег с препятствиями и преследователями по лабиринту, геометрия которого может меняться. Возможна вариация, с бегом на выживание.
3. «Голодные игры» — финальное испытание в академии — вариация на тему Голодных игр. Да, она ближе к той, что была в Алом Восстании, но все прекрасно понимают, у кого списывал Пирс Браун.
4. «Дивергент» — концепция общественного устройства (только у Айли 3 товарищества/пирамиды, а не 5 как у Рот) и финальный срыв покровов с апокалипсиса, который кому надо апокалипсис.
И так далее.
Что у нас ещё модно нынче? Магические системы? Кто у нас на них собаку съел? Сандерсон? Отлично, значит спи... кхм, спишем у Сандерсона, а чтоб сильно не палиться возьмём не самый популярный его роман «Убийца войн» и переименуем Дохи в Волю, оставив суть практически без изменений.
Естественно, раз это янг-эдалт, то всякую сложность сюжета пришлось отправить под нож. Здесь всего одна сюжетная линия, излагаемая от первого лица в настоящем времени. Флэшбеков практически нет. Главный герой — наследник одного из захваченных Иерархией королевств, который скрывается в местном детдоме под личиной сироты войны. Иерархия — мировой гегемон, который правит за счёт установления жёстких пирамид власти и сил.
В мире книги каждый человек обладает запасом жизненных сил, «Волей», которую с помощью специального устройства может частично отдавать другим. Те, кто только уступают свою волю зовутся октавами — они имеют меньший срок жизни, быстрее устают, глупеют и так далее. Над ними стоят септимы, каждый получает волю от нескольких октавов и за счёт этого гораздо сильнее обычного человека.
И так далее — чем выше человек в Иерархии, тем больше воли он имеет и большими способностями обладает. Ну то есть да, вылитые «Дохи» Сандерсона, как я и говорил.
2/3 книги проходит в местной академии, с редкими выездами в соседние локации (первая треть — подготовка к заезду в академию). И тут Айлингтон шпарит штампами поверх штампов: и с аутсайдером-то мы подружимся, и главному задире по фейсу надаём (а потом тоже подружимся). Не меньшим сюжетным штампом является любовная линия главного героя, финал которой с лёгкостью просчитывается любым, кто прочел больше одного Янг-эдалт романа. Особенно повеселил момент, когда герой бежал по лесу выполнять срочный, жизненно важный квест, но тут увидел волчонка в беде и не отказал себе в удовольствии ему помочь, чтобы в будущем обзавестись животным-компаньоном. В каком количестве фэнтези-книг это уже было предлагаю сосчитать самостоятельно.
Хуже того, главный герой, глазами которого мы наблюдаем за происходящим просто никакущий. Не зря в рецензии tor.com его назвали «гиперкомпетентным» — большинство сюжетных перипетий он проходит гладенько, делая ровно то, что ему говорят и что требуется по сюжету. И это, черт возьми, безумно скучно. Одно из главных правил хорошего приключенческого романа — ничто не должно идти по плану. Здесь же, если ГГ получит какой-нибудь квест, например подслушать важные переговоры, будьте уверены, он выполнит его без сучка и без задоринки и сдаст заказчику. Формально да, автор пытается наделить героя недостатком, вспышками ярости, но они, как удачно, проявляются только тогда, когда надо накостылять кому-то, кто гарантированно сильнее.
Следовательно у единственного персонажа, за которым мы следим, нет никакой арки, а все его развитие сводится к прокачке умения по лабиринту бегать. Это даже хуже, чем у большинства конкурентов в жанре.
Главный аргумент поклонников Айли заключается в том, что у романа убойная концовка, которая меняет не только восприятие происходящего, но и жанр. Мол вся эта академка была ширмой, а на самом деле все гораздо сложнее. И я не могу с этим согласиться. Во-первых, примерно 25 авторских листов «академической» части романа (всего в нем около 35 а.л.) — слишком громоздко для ширмы, а во-вторых, срыв покровов получился весьма скомканным и очень многое пока просто непонятно из-за малого объема информации.
Если в первом цикле автор заигрывал с хронооперой, то здесь в бой пошла многомировая интерпретация.
Но на этом, в общем-то и всё. Возможно, во втором томе будут три сюжетные линии, вместо одной, но что из этого выйдет покажет будущее. Теоретически может быть интересно, особенно если двойники постепенно станут антогонистами, фундамент для чего был заложен в последней главе, но все может оказаться и куда прозаичнее. Не зря многие янг-эдалт циклы прокисают после первого тома, когда самые сильные штампы уже заюзаны и пора выходить в свободное плавание имея при себе только дырявое корыто из вторичностей и потраченных жанровых клише.
«Воля многих», как ни грустно это признавать — эдакое «Четвертое крыло» для мальчиков, продукт, в котором каждый элемент работает на привлечение как можно большей аудитории. Продукт вполне аппетитный и легко усваиваемый. Но произведением мне назвать его сложно.
А самое печальное, судя по динамике оценок на гудридсе, замысел автора окупился и роман читают гораздо активнее прошлых, да и ЦА все вполне устраивает.
Чего же боле?
dianash, 16 июля 2023 г.
Начну с того, что книга однозначно понравилась. Уже давно не читала такого продуманного, цельного фэнтези.
С творчеством Айлингтона знакома ещё с его предыдущего цикла «Ликаниус» и знаю, что автор может приятно удивить.
Как и в случае с предыдущим циклом, первая книга знакомит нас с миром, расставляет действующие лица по местам, готовит к будущим событиям.
Завязка и краткое описание мира:
Главный герой — Вис, сирота с трагическим прошлым. Во время вторжения Катенской республики(Иерархии) в его родное королевство, вся его семья погибла. Чудом выжив после падения с обрыва, Вис несколько лет проводит в бегах, скрывая свою настоящую личность.
И если Иерархия узнает, кто Вис такой, то лучшее, что его ждёт это смерть. В худшем случае он попадёт в (Sappers) место, где из людей выкачивают Волю.
Воля это, можно сказать, магическая единица этого мира. Являет собой непосредственно волю, а также драйв, умственную и физическую силу. Владение чужой Волей в зависимости от количества людей в подчинении, даёт огромную физическую силу, выносливость. Также Волей можно наполнять предметы делая из них оружие или механизмы. Например, Трансвекты — огромные летающие корабли-здания, предназначенные для перевозки людей и грузов. Кареты,которые приводятся в движение от усилия Воли, механизмы для сбора урожая и т. д.
Люди же поделены на касты. Самая низшая — Октавии, которые обязаны законом отдавать половину своей Воли, людям стоящим выше них в Иерархии — Септимиям. Те, в свою очередь, отдают половину своей Воли и Воли подчинённых им Октавиев — Секстиям и т.д.
Сам мир имеет такой флер Римской республики. Здесь есть правящий Сенат и Триумвират. Структура государства поделена на 3 фракции: Управление, Религия и Армия. Мелькают римские слова: навмахия, триремы, курия, форум и т. д. Однако, сходство с древним Римом на этом заканчивается.
В итоге получается такая смесь фэнтези с научной фантастикой.
Персонажи.
Вис, главный герой, приятно к себе располагает. Не в угоду современной моде, он не отморозок и не сомнительный персонаж с серой моралью. Вис старается придерживается норм чести и морали, которые передал ему отец. Несмотря на тяжёлую утрату в прошлом, он не из тех, кто готов сжечь мир ради мести. И даже испытывая ненависть и отвращение к Республике, всё, чего он хочет, это оставить позади прошлое и быть свободным от Иерархии. При этом он хороший лжец, горделив, самоуверен и у него проблемы с управлением своим гневом (иногда даже казалось, что вот-вот и будет — this. is. Sparta!).
Не обошлось и без Гэри Стьювишности. Но постоянно поднимающиеся ставки не давали сюжету просесть.
Второстепенные персонажи могли бы быть прописаны лучше.
Надеюсь во второй книге нам расскажут историю Айдина, Веридиуса, Релукии, Эмиссы и других. Пока что были только намёки и заделы на будущее.
Очень бы хотелось почитать о семье Виса, его прошлое тоже едва упоминалось.
Дальше могут быть СПОЙЛЕРЫ!
Сюжет.
Сюжет до смешного прост... поначалу.
Добавляем сюда:
1. Революционную организацию Ангвис, пытающуюся свергнуть правление Иерархии.
2.Внутриполитическую борьбу среди трёх фракции.
3.А также учёбу в военной академии среди детей элиты.
В итоге получаем неплохой, но довольно стандартный фентези-сюжет.
Но это был бы не Айлингтон, если бы он не сделал «финт ушами». И если до этого у кого-то оставались сомнения, то теперь книге можно смело добавить жанр — научная фантастика.
Не буду дальше раскрывать сюжет, скажу только, что последняя глава открыла множество возможных сюжетных линий. Я заинтригована в каком направлении всё будет развиваться дальше.
Общая оценка 9 из 10. Минус бал, потому что это первая книга в серии и только заложила фундамент для будущих событий.
vfvfhm, 27 июня 2024 г.
Для меня это была сложная книга в личном восприятии. С одной стороны, это академка, которые я терпеть не могу, и есть элементы эдолт янга, в котором я принимаю только отдельные произведения, действительно имеющие высокую художественную и идейную ценность (бывают и такие книги))
С другой стороны (видите — автор уже вынуждает меня по-интеллигентски юлить, чего я тоже терпеть не могу)), это остроактуальный политический триллер и крутое технофэнтези — жанр, который я считаю наиболее перспективным для фантастики 21 века.
Это будут предварительные заметки. Многое, думаю, прояснится, если — надеюсь — звезды сойдутся, и мы прочитаем в следующем году второй том этой трилогии.
Мир. Триста лет назад произошла глобальная катастрофа неизвестного характера, в результате чего выжило только 5% населения планеты. Каким-то чудом (пока автор этого не раскрывает) знания не были полностью утрачены. И цивилизацию удалось восстановить примерно через полтора века. Но главная ценность в этом мире теперь — человеческая жизнь как наиболее востребованный ресурс. Из людей можно черпать жизненную силу и воздействовать с ее помощью на реальность. Это называется Воля. Кто может собрать больше Воли, тот и сильнее, тот и прав. Так, само собой зародилось, а теперь кажется незыблемым жестко структурированное кастовое общество.
Республика Катен оказалась в свое время самой продвинутой политией на безымянном пока континенте и в течение столетия сумела подчинить себе все прочие новоиспеченные государственные образования. В результате крушения островного королевства Суус местная правящая семья была уничтожена и спасся только юный наследник престола, вынужденный скрываться и выживать в абсолютно враждебном окружении.
Герои. Резкая смена галса сыграла с Айлингтоном злую шутку. В «Трилогии Ликаниуса» его молодые герои были «комсомольцами», принимающими в итоге на себя бремя исторической ответственности и готовыми пожертвовать ради Победы своими жизнями. Эдакий фэнтезийный вариант наших молодых поэтов Когана, Кульчицкого, Майорова, ушедших добровольцами на фронт и сложивших голову во имя торжества Добра над Злом.
Принц Дияго, именующий себя Висом, — герой из героев. Это его сокровенная суть. Точнее, он становится героем в процессе прохождения своего главного квеста — жизни. «Воля многих» — это сплошной референс к Античности, поэтому можно и тут делать аналогии. Чтобы понять Дияго, надо ориентироваться на такие личности, как молодой Юлий Цезарь и Александр Македонский. Без всяких скидок. Он, по замыслу автора уж точно, равновеликая этим героям фигура. Хитроумный, ловкий махинатор и умелый манипулятор, как Цезарь. Великий воин, как Александр. Просто у него ресурсов пока мало, вот и достижения его пока не так велики. Но дальше будет — больше. (Я на это надеюсь))
Если вы таких людей не принимаете, то вам с автором не по пути. Но они в истории человечества были, и слава богу их было много.
И невозможно согласиться, что у этого персонажа нет развития. Оно есть и очень брутальное. В начале истории он не принимает и понимает своей сути. Дело в том, что у героев нет цели выжить. Только исполнить свое предназначение. И у реальных так было, и у выдуманных. Ахиллес, Беовульф, Цезарь Борджиа и Наполеон Бонапарт в этом смысле ничем не отличаются.
А все, что хочет Дияго-Вис — это выжить. Но пройдя ряд суровейших испытаний, понеся тяжелые потери, он принимает свою роль в Истории и понимает, что выжить для него недостаточно, его цель — победа.
Прочие персонажи, которых мы видим глазами Дияго, это свита, играющая своего короля. Айлингтону далось их мастерски обрисовать, они все яркие индивидуальности. Тут автор повторил свой трюк с сюжетным механизмом «Тени ушедшего», своего дебюта. История движется во многом благодаря тому, что мы постепенно узнаем вторые и третьи пласты друзей и врагов Дияго. Ни одного простака ему по пути не встретилось, каждый имеет свою цель и свою тайну.
Сюжет. Вот тут одна из главных сложностей. С одной стороны, он очень похож на сюжет повести и телефильма «Семнадцать мгновений весны». Это история нелегала, внедренного в самую верхушку враждебного ему общества, которого разные группы интересов пытаются использовать в свою пользу, не понимая, что он враг их всех скопом и желает им только скорейшей и неотвратимой гибели.
С другой стороны, внедрили его в Высшее командное училище. Я лично очень много времени своей жизни потратил и трачу по сию пору на учебу, так что мне муторно еще и ЧИТАТЬ, как кто-то учится))
Идея. Но муки мои уже оправдали себя центральной идеей и проблематикой романа. За что я полюбил Айлингтона, он не боится внедрять в свои фэнтези-романы самый глубокие из всех возможных концепций. Первая трилогия его во многом была посвящена ответственности каждого человека перед Историей и всем человечеством. Новая берет тему более широкую и максимально актуальную.
«Воля многих». Насколько же это весомое, точное и многозначное название. Это еще один референс к Риму. Латиняне свою политию называли «Рес Публика» — Общее дело. Путь Республики Катен — это явленная миру Воля Многих. Для самих катенцев эти стратегия, ценность и идеал безусловны. Но для самого Джеймса Айлингтона в это видится большая проблема.
И он четко и ясно формулирует свой вопрос читателю: имеет ли право руководство некоего государства навязывать свою волю, свои цели и свои принципы другим народам и государствам? Причем любой ценой и не считаясь с сопутствующими жертвами. А также: несет ли население целой страны коллективную ответственность за решения своего руководства, которому оно делегировало властные полномочия?
О я в курсе, что у НАС, есть достаточно несознательных личностей, которые считают, что все западные авторы от Лукиана из Самосаты и до Джонатана Свифта писали исключительно про «кровавого Сталина» и «злого Путина» и про рабский народ, который этим тиранам бессловесно подчиняется, творя непотребства.
Но это не так.
Вот и у австралийца Джеймса Айлингтона есть достаточно головной боли о судьбе своей страны и своего народа. И писал он свой фэнтези-роман не об орках, Мордоре и Темнейшем.
Напротив. Высокие Эльфы из Града на Холме (в смысле фашистская либеральная верхушка Вашингтонского обкома) уже объявили четко и во всеуслышание, что они собираются воевать с Китаем до последнего австралийца, а также японца и южного корейца. И буквально батогами загоняют эти страны в новые военные блоки с целью последующего использования для безжалостного истребления.
Джеймсу Айлингтону такой расклад и такое будущее явно не по душе. Вот он и вносит как писатель свою лепту в противодействие подобному развитию событий. Роман прочтут десятки тысяч человек и призадумаются, смею надеяться, стоит ли потакать воле жестоких владык самоназванного Гегемона. Или взять пример с Дияго Сууского и других героев сопротивления власти Республики Катен и побороться за будущее своих детей и всего мира.
Кстати, и сам-то этот гегемон, что в романе, что в реальности находится — при внешнем благополучии (да и то относительном) — на грани развала и жестокой междуусобицы. Так что история пишется прямо на наших глазах и в жизни, и в книжной реальности. А чтение становится еще более захватывающим.
Вот я и жду с нетерпением продолжения. Пока Айлингтон мои ожидания оправдал. Посмотрим, чего сможет добиться «Сила немногих«!
П.С. Айлингтон меня вот еще как позабавил и удивил. В первой его трилогии мне не хватало чисто австралийской экзотики. А тут она представлена любопытно. Республика Катен и ее сателлиты находятся на континенте, расположенном в южном полушарии планеты. С юга тут дуют ледяные ветра, и там живут высокие голубоглазые блондины. А чем севернее, тем климат жарче и у низкорослых людей кожа темнее. Но сами персонажи об этом никак не рефлексируют. Для них эта данность, как восход солнца на востоке. Даже непонятно, есть ли другие земли, и знают ли о них что-нибудь аборигены. Обычно большему раскрытию мира Айлингтон вторые тома предназначает, так что поживем-увидим.
П.П.С. И конечно же переводчику романа и инициатору его издания на русском языке нижайший поклон за возможность прочитать эту интереснейшую книгу!
yellowsub, 3 июля 2023 г.
оценку ставить не буду, но выскажусь пожалуй)
осилил только сотню страниц — очень скучно было, реально
пишет автор просто отвратно в этом романе, не знаю как в других его книгах, но читать просто больно.
такое чувство, будто читаешь стенограмму в зале суда, причём на английском, где постоянно formal общение идёт
так люди не разговаривают вообще)
да и на этой сотне страниц в принципе ничего такого не происходит, парень там разок подрался на арене, как в древнем риме
прошёлся по ночным закоулкам, которые описаны скудно
атмосферы этого же рима или древности просто ноль, т.е. будто всё происходит в каком-то вакууме
а, ну и вишенка на торте — словечки из того времени, всякие секстус, квинтус, октавий... бред как по мне это всё))
может как-нибудь потом, после супер восторженных ваших отзывов я пересмотрю своё отношение и продерусь хотя бы до середины книги))) а пока- нафиг