Максим Кабир «Мухи»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Зомби-хоррор | Готика | Современный психологический хоррор ) | Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | С ярко выраженной любовной линией
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век | 20 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти | Договор с нечистой силой | Становление/взросление героя | Проклятие
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами | Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Этот старый дом, построенный в голом поле, давным-давно оброс мрачными слухами и легендами... Саша и ее мама вынуждены поселиться здесь, и для них это место — шанс начать все с чистого листа. Но когда под старыми обоями обнажаются зловещие рисунки, созданные безумным художником, когда наступает ночь и тени мертвых выползают из углов — легенды воплощаются в реальность.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 186
Активный словарный запас: невероятно высокий (3890 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 41 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 29%, что немного ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Мастера Ужасов, 2021 // Лучшее издание для детей/подростков |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Nexus, 2 июня 2023 г.
После прочтения романов Максима Кабира «Скелеты» и «Клювы» все мои сомнения в отношении таланта этого писателя развеялись без остатка, а посему я решил продолжить знакомство с его творчеством, взявшись за книгу с интригующим названием «Мухи».
Роман рассказывает о девушке по имени Саша, только что закончившей школу и из-за череды жизненных неурядиц вынужденной вместе с мамой переехать в новую квартиру в старинном особняке, расположенном на городских задворках, ведь это единственная жилплощадь, которую семья смогла себе позволить на скромные сбережения.
Приведя комнаты в порядок и избавившись от витавшего в них духа прежней хозяйки, Алексины понимают, что не все так уж плохо и со временем они обретут здесь счастье, которое до сих пор обходило их стороной. Однако они не подозревают, что бывшая резиденция промышленника Якова Махонина, построенная в сельской глуши на закате девятнадцатого века, скрывает множество мрачных секретов, готовых вот-вот вырваться наружу. И что пощады от жутких порождений тьмы не будет никому...
Было бы глупо утверждать, что Кабир придумал какой-то дюже оригинальный текст и, дескать, до него подобных произведений о плохих домах не существовало. Но вот то, что Максим очень грамотно объединил всем известные хоррор-штампы, приправив их для остроты щепоткой собственных креативных находок — это факт. В итоге у него вышел весьма стройный и напряженный сюжет, на который не жалко потратить несколько свободных вечеров.
А самое главное, что роман Кабира действительно пугает! Ну ладно, может не до дрожи в коленках и обильного потоотделения, но во всяком случае книга способна вызвать волну мурашек по коже. И что примечательно, для этого автору не понадобились какие-то излишне подробные описания или продолжительное нагнетание страшной атмосферы. Совсем наоборот! Всего две-три лаконичные, как бы мимоходом оброненные, фразы и ты сразу же начинаешь чувствовать себя неуютно, параллельно осознавая, что тебе крайне не хотелось бы встретиться с подобными кошмарами в реальности.
Ну и отдельный респект Максиму за по-настоящему депрессивный финал, который выгодно выделяется на фоне стандартных голливудских концовок. Я не к тому, что смерть приличного числа основных героев — это, мол, здорово и радостно. Но такой исход сделал повествование более правдоподобным, а значит и эмоционально более сильным.
Пожалуй, на этом я и остановлюсь, дабы не наговорить лишнего. «Мухи» получились достаточно умеренной по объему книгой, поэтому оперативно узнать ее тайны не составит огромного труда. Но поверьте, история, изложенная в романе, не отпустит вас еще очень долго.
Towerdevil, 13 ноября 2022 г.
Ну что, ласковые мои мышатки, вот и дожил паблик до рецензии на второй (прочитанный мной) роман великого и ужасного Максима Ахмадовича.
Честно скажу, его «Скелеты» вызвали у меня ярчайшую гамму впечатлений. Да, в том романе чувствовалось желание автора максимально отдаться бумаге, запечатлеть на ней все идеи, все грязные тайны, все болезненные воспоминания. Временами роман даже казался чем-то интимным, словно я заглядываю автору в какие-то отверстия... Энивей. С тех пор Кабир выиграл пару Чертовых Дюжин, с пяток раз прошел в ССК, опубликовал пару десятков (или сотен) рассказов, выпустил авторский сборник, пару романов, заматерел и, возможно, даже, зачерствел. Где-то за четыре года до всех этих событий Максим написал «Мух».
Об этом романе он говорил на своей странице ажно в мае 2017 года, и говорил следующее:
«итак, «мухи» — моё посвящение викторианским ужасам. наверное, самый страшный мой текст — постоянно испытывал дискомфорт, находясь в квартире один. это оммаж готической прозе плюс насилие в самом изощрённом виде и секс. до чёрта секса.»
«результатом пока что я доволен. кажется, это самый страшный текст из всех, что я придумывал. по крайней мере, мне впервые неуютно засыпать в пустой квартире.»
Ну вы же понимаете, что я никак не мог пройти мимо?
Итак, давайте о сюжете:
Девочка (или девушка — 17 лет, это кто?) по имени Саша переезжает с мамой в старый дом на окраине небольшого городка. Вы же понимаете, я могу не продолжать. Конечно же, дом не просто с историей — он набит дерьмом по самую крышу, а на дерьмо, как известно, слетаются мухи...
Сразу стоит оговориться — перед нами не попытка покорить какие-то неведомые горизонты хоррора, не жанровый эксперимент, не потуга «перещеголять» оригинальностью сюжета. ЗАДАННАЯ цель произведения — переосмысление классического готического хоррора в постсоветстких декорациях. Удалось ли это Максу? Давайте разберем.
Во-первых, пожалуй, стоит начать с главной героини. Это очень странное ощущение — легкая влюбленность в девочку, придуманную взрослым татуированным и бородатым мужиком. Но если захотите ее испытать — вам сюда. Главная героиня у Максима получилась максимально живой и фактурной. Тут вам и пiдростковые страдания-метания по поводу и без, первые влюбленности, первые ошибки — из всех этих скрупулезно подобранных кирпичиков складывается не персонаж, нет — личность. И у этой личности есть свои цели, желания, стремления, внутренняя логика. Можно даже сказать — независимость от авторской режиссуры. И единственный вопрос, который у меня вызывает личность Саши — Макс, почему ты так хорошо разбираешься в психологии девочек-подростков?
Впрочем, персонажи у Кабира редко болтаются подобно говну в проруби — у каждого из них есть своя роль, свое место, а на худой конец — своя функция. Что мне нравится в его подходе — это минимализм и завершенность. Вряд ли вам в этом произведении попадется персонаж, чья арка не будет завершена подобающе.
Во-вторых, как всегда, сильное место Максима — это фантастическое допущение. Как бы оно ни было реализовано, чаще всего пугает оно самой собственной идеей. В этот раз Кабир мастерски переплел древнеславянскую мифологию, верования античных шумеров и салонные игры восемнадцатого века. Смесь получилась... жужжащей. Не отмахнешься. Мысль о том, ЧТО же затаилось в стенах этого дома, ЧТО же в нем поселила компашка дьяволопоклонников еще нескоро улетит из вышей головы, будет долго биться о стенки черепа. Тот случай, когда игра в тончайшую эклектику создает совершенно новую, уже авторскую концепцию, которую более не присвоишь ни финикийцам, ни ассирийцам, ни славянам — все это теперь только Кабир.
Рассуждая о литературном произведении, мы не можем обойти стороной такую тему как язык. И язык у Макса, как всегда, безупречен. Оно и неудивительно — человек с таким стажем и талантом плохо писать уже, пожалуй, и не умеет. Впрочем, определенные изменения были мной все же замечены — язык стал более сдержанным. Стало меньше неожиданных смыслов, вывернутых наизнанку метафор. Стало меньше поэзии. Впрочем, это, скорее, плюс, так как в свою очередь лишь увеличивает «входящую» силу текста.
В этой бочке елейнейшего меда с моей стороны, разумеется, нашлось место и для ложки дегтя. Их будет несколько.
Первая — это то, что в определенный момент Максим волевым авторским решением отсекает некоторое количество сквозных метафор и сюжетных элементов, будто бы причисляя их к категории «незначительных». В мрачное ничто кануло огромное количество ложных рычажков, за которые, казалось бы, потяни — и польется на тебя сюжет как из рога изобилия. Но... Хотя, может быть, персонажам просто не удалось найти ответы на некоторые вопросы.
Вторая — это, конечно же, определенная шаблонность сюжета. Впрочем, это нельзя отнести к минусам. Как я уже и говорил — целью произведения являлось переосмысление жанра классических готических историй. И здесь, манипулируя пыльными и застарелыми клише в новых декорациях, Максим справился на отлично. История живет, здесь и сейчас, по сей день. Работает во все стороны, будто и не прошло двести с лишним лет с момента изобретения жанра. Просто теперь он стал жестче, грязнее, сильнее, точно полежавший как следует мертвец. Он преисполнился могильными миазмами, извалялся в сырой земле, зазнакомился в аду со всеми уважаемыми демонами и хтоническими тварями, а теперь вновь вылез на свет — добывать из нас кирпичи.
Третья — к сожалению, тут словами не опишешь. Кабир бы, наверное, мог, но... Ладно, я попробую. Смотрите. Пока я читал «Скелетов», у меня было ощущение, что там, за последней страницей с благодарностями, за форзацем, за обложкой Максим утаил какой-то ЗАПРЕДЕЛЬНЫЙ ужас, а в самом романе нам доступно наблюдать лишь его полуостывшие следы. Когда же я дочитал «Мух»... Я понял, что ужас остался там, в плену захлопнутых страниц (вернее, свернутого приложения). Он весь застыл на страницах , от и до, сплюснутый в буквы и слова и оттого нестрашный после прочтения. Наверное, это плюс — разве должна книга выблевывать ужас в наши мысли ПОСЛЕ прочтения? Наверное, нет.
И четвертая... Здесь у нас чистая вкусовщина. Так уж случилось, что в пределах романа «Мухи» Максим позволяет иномирной хтони и нашим персонажам взаимообщаться исключительно при помощи снов (по крайней мере, в первых двух третях романа). Таким образом, история ужаса вроде бы и рассказывает себя, однако же, отрезает персонажам необходимость заниматься какой-либо детективной деятельностью, предоставляет им нужную информацию по мере «прохождения» сюжета, но, что важнее всего... ставит происходящее под сомнение В ЦЕЛОМ. Мали ли, что там приснилось юной студентке в сложный период ее жизни в старом доме с историей?
Несмотря на четыре вышеперечисленные ложки дегтя, мы имеем целую бочку меда. И мед в ней покрыт мухами чуть более, чем полностью.
Я рекомендукю «Мухи» всем любителям хоррора безоговорочно. Во-первых, это ТА САМАЯ история, которую вы все хотели бы услышать на ночь глядя — страшная, яркая, про нас с вами и про тебя со мной. Во-вторых, чтиво это настолько увлекательное, что я читал его урывками меж магазинных полок, на работе, на унитазе, пока грузится игрушка, пока греется кофемашина, то есть, В ЛЮБОЙ УДОБНЫЙ И НЕУДОБНЫЙ момент. И я не мог оторваться, пока не прочел ее целиком. В-третьих, это целое лето, которое вам предстоит пережить вместе с персонажами. Да, лето жуткое, кровавое, болезненное и страшное, то самое, которое «любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да МУХИ». А, поверьте мне, лета много не бывает. Особенно, когда тебе семнадцать и вы со своей первой любовью едете на великах купаться в заброшенный яхт-клуб. В карманах у вас сныканная от мамы пачка сигарет и упаковка презервативов на всякий случай. А там, за спиной растет непостижимая громада полого изнутри дома, набитого мрачными тайнами, будто улей. Улей, полный мух и мушиного же меда, который вам предстоит испить полной чашей. А вы будете плеваться, рыдать от счастья, содрогаться в желудочных спазмах и просить еще. Да, такой он, наш Кабир.
magistr201, 15 июня 2022 г.
Начну с того, что (на мой взгляд) это не ужасы, а мистика. Читается легко, сюжет линейный, без масштабных флешбеков и (почти) без отступлений.
Завязка традиционна: переезд в «нехороший» дом. Действие развивается от лица девушки по имени Саша (за редким исключением). Мы видим её знакомство с парнем, и постепенное раскрытие жутких тайн дома.
Главы в книге небольшие и примерно одинаковые по размеру, что упрощает чтение (можно проглотить главу, другую в обеденный перерыв).
Ближе к финалу градус жести повышается, но в целом Мухи — мистика о подростках.
По прочтении остаются вопросы.
Любопытен культ заложных покойников. Ещё в романе имеются отсылки к другим произведениям автора. Мухи — не самая мрачная история Кабира, но это её отнюдь не портит.
DKart, 16 февраля 2022 г.
Очень круто! Я остался доволен после прочтения как никогда. Найти что-то качественное среди хоррор-произведений становится все труднее.
К русскоязычным авторам у меня сильно предвзятое отношение. Уж много халтурят наши авторы, выдают боевики конца 80-х в голливудском стиле. Но Кабир с «Мухами» впечатляет.
Читается легко, хотя написано хорошим литературным языком.
Герои «живые», поступкам, мотивам, желаниям веришь, нет ощущения неправдоподобности.
Сюжет прекрасен — немного фольклора и чуть-чуть домыслов.
ИМХО, твердая 10 из 10.
navin, 7 января 2022 г.
Отрадно, что потихоньку на просторах нашей страны обживается, дачный (Бобылёва), деревенский или провинциальный хоррор. И одновременно печалит некоторая похожесть писательских методов, работающих в нём. Мне кажется требовать от жанра, каких то прямо леденящих душу ужасов не стоит, здесь важен упор на стилизацию, уютность, ностальгию и как ни банально интересный сюжет. Всё это в той или иной степени присутствует в данном романе Кабира, но к сожалению самый большой минус это стиль и диалоги. Ну не разговаривают так подростки, ни в 90-е, ни в 00-е, никто так не говорил и не говорит; весь сленг, словечки, построенные фразы кажутся надуманными и банальными одновременно. Если отбросить это и некоторые не выстрелившие ружья, роман вполне подойдет, чтобы скоротать теплый летний вечер на даче. Оценка: 7+
sergej210477, 12 ноября 2021 г.
Классический подростковый хоррор.
Про приключения подростков, и, ориентированный, в основном, на подростков. (Правда, в книге много довольно откровенных эротических моментов. С одной стороны, можно поставить рейтинг «18+», с другой, современную молодежь таким не удивишь, а пикантные моменты написаны изящно, не грязно.)
Незамысловатая классика хоррора, такая, как фильмы ужасов 80х годов — шаблонная, предсказуемая. Но, увлекательная и динамичная. Да, опять проклятый дом. Эталонный для жанра сюжет. Опять, герои, добровольно и глупо лезущие в самое пекло. Будет и свой профессор Ван Хельсинг. И, весь набор типичных приемов, героев. Любителям такого рода книг и фильмов этот роман понравится. Мне — понравился. Просто, но, захватывает. ( Хотя, почему «просто»? Роман, получился бы, совсем простым, если герои действовали, как раз, продуманно, логично и по-взрослому. Ну не бывает «стопроцентного» реализма в жанре мистики и хоррора! )
Поэтому, по-моему, получилось очень неплохо.
— хорошо прописанные главные герои. (Да, очень шаблонные и стандартные, но, живые и яркие ( до поры, до времени)
— отличный саспенс.
— атмосфера российской глубинки.
— интригующее начало и удачный, на мой взгляд, финал.
— хоррор-моменты удались.
Ничего особо оригинального, глубокого, психологически сложного от этой книги ждать не нужно.
А вот отлично скоротать пару вечеров этот роман поможет. Читается книга легко и быстро. Бросить ее на середине и заскучать, вряд ли, получится.
URRRiy, 26 июля 2021 г.
Произведение хорошего качества, с загадкой «старого замка», преобразованного советской властью в многоквартирный дом, привидениями, отнюдь и вовсе не безобидными, почитателями мракобесия, историческими вкладками и нравами современной молодежи.
Тем, кто ищет гарантированно интересного развлекательного чтения, книга вполне подойдёт. Ценители прекрасного в смысле — ужасного, найдут немало поводов «докопаться до небес», как в плане вторичности, так и нелогичности. Оставляя разного рода, цвета и размера, вторичность и отсутствие логики в поведении персонажей, отмечу личное впечатление. Что доставило сомнение — недокрученность судьбы героев пролога, избыточность «ревела буря, гром гремел, во мраке молнии сверкали» финального эпизода, и основное — откровенная незавершенность основой темы — пары главных героев, то есть автор похоже оставил толстый задел для второй серии, вероятно «Пауки».
В результате ощущение недоделанности.
Тем не менее, читать, пусть и с определенными сомнениями, было несложно, интерес в основном поддерживался, то есть, для отвлечения сознания от текущей повседневности эта вещь вполне подходит.
Buhrun, 17 июля 2021 г.
В битве литературы и жанра, чаще всего побеждает жанр.
Я очень ценю Кабира, как рассказчика. Он — серьезный мастер малой прозы.
Особенно мне импонируют его эксперименты, а на них он сильнее горазд в малой форме.
«Мухи» тоже производят впечатление чего-то свежего и сильного.
Поначалу.
Их не портит ни типовая постсоветская реальность — это дань жанру.
Ни не менее классические развороты сюжета — черты жанра.
Ни герои — плоть от плоти набивные манекены тру хоррора (хотя я ждал, реально надеялся и верил, что внук и дед — тоже креатуры или хотя бы слуги).
Ни историческая проработка — эрудиция Кабира, как обычно, на высоте, а уж все эти термины, от архитектурных особенностей дома до церковно-славянских ритуалов.
«Мухи» — именно то, чем кажутся: крепкий и умелый ужастик.
И я (большой фанат и поклонник жанра) страдаю от двух вещей:
Я ничему не удивляюсь (а зачин и имя Кабира как бы обещают вотэтоповороты), хотя история и антураж мне нравятся.
Жанр пожирает сам себя (финальная треть романа двигается по настолько устоявшимся рельсам, что аааааа).
Итого:
Надежный, как подростковый стояк, хоррор на материале родной культуры.
Ясный и легкий стиль, прочел мгновенно.
Классная идея.
Сильные эпизоды.
Чуть более, чем хотелось бы, шаблонное завершение всего.
Несомненно, буду рекомендовать любителям ужасного.
Vic_T, 25 июня 2021 г.
Типичное для Кабира произведение крупной формы с вполне занятной и зловещей фабулой, но исключительно слабой технической реализацией.
В какие-то моменты автор и вовсе самым бессовестным образом начинает играть на стороне подросткового любовного романа, впрочем делая это довольно топорно — громоздя клише и ими же погоняя («она мечтала о его сильных мускулистых руках», «попа как орех» и т.д.). Апофеозом становится совершенно ненужная и никак не связанная с общим сюжетом сцена на пляже: быдловатые хулиганы пристают к парочке, однако студент-историк спасает девушку от изнасилования «дав по мордасам» (словами той самой девушки).
Бытовые детали заставляют улыбнуться: главная героиня драит ванную... нет, даже не Comet'ом, а содой, но при этом девочка из маленького городка, затерянного в приволжских степях, скитающаяся c матерью по общежитиям, предпочитает носить Converse, а не кеды из H&M. Про вызов домой мастера для установки «модема» (в 2017 году) я не очень понял.
Непосредственно — сюжет. Вроде бы и висят ружья, да не выстреливают... Почему художник вроде бы что-то пытается подсказать героине? Отчего не помог ритуал священника? Как получилось так, что старик-историк, собиравший информацию и писавший статьи о доме, ни о чем не догадывался? Ну и в, конце-концов, как занесло финикийское божество в степи Приволжья, и чем же закончилась вся эта весьма небанальная история? Можно даже поверить в подростковую «любовь с первого взгляда», но вот почему подростки в любой ситуации изъясняются в странноватой, благообразной и немного театрализованной манере?
Извиняют автора, пожалуй, две вещи: история дома сама по себе недурна, а книжечка автором была написана всего за полтора месяца (о чем он честно предупреждает благодарных читателей — только почему-то в конце), однако сильно подвела реализация — крепкие, заслуженные пять баллов из десяти.
P.S. Еще +0,1 бала за вскользь упомянутое в положительном ключе творчество Duran Duran
Wolf94, 22 июня 2021 г.
Квартира наполнилась тенями. Тени взгромоздились на кухонные ящики. Спрятались за вешалку. Целым семейством оккупировали чулан.
Не успела я закрыть «Голоса из подвала» , как тут же взялась за новинку серии Horror Zone. Это было на столько увлекательно, что не успокоилась, пока не перевернула последнюю страницу! Абсолютно не не строя догадок о сюжете, даже умышленно не стала читать аннотацию, я вошла в Дом и получила невероятно крутую историю!
Этот старый дом, построенный в голом поле, давным-давно оброс мрачными слухами и легендами... Перед нами показан фрагмент прошлого, октябрьская революция, когда дом спрятал беглецов в своей темной утробе. Такое мистическое нагнетание только усиливает интерес и ты уже ждешь не дождёшься, что там будет дальше)
Наши дни. Саша и ее мама вынуждены поселиться здесь, и для них это место — шанс начать все с чистого листа. И казалось бы — действительно все стало налаживаться, но ночные кошмары не дают покоя, да еще и ремонт открыл под старыми обоями обнаружили зловещие рисунки, созданные безумным художником. Истории накладываются одна на другую, все крепче привязывая тебя к дому...
Я получила такое несказанное удовольствие от книги, что словами не выразить! Только одно хочется сказать — ВОСТОРГ! А концовка, так вообще заставляет отвиснуть челюсть и ты такая — Какого лешего? Это очешуительно!!! Так что пора доставать из закрамов другой роман Кабира «Скелеты» и вновь погрузиться в прекрасное творчество автора)
Определенно «Мухи» заслуживают широкой огласки. Здесь все на высот: история дома, не напрягающие главные герои, а главное — мистическая начинка романа! Так что — не сомневайтесь, книга действительно достойная, а еще радует, что в параллель с новинками ССК стали выходить и аудокниги — это прям отдельное спасибо))