Макс Фрай «Ключ из жёлтого металла»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С использованием мифологии (Античной )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Восточная Европа ) | Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Главный герой нового романа Макса Фрая, Филипп, тратит свое время, сидя на пустующей даче приятеля, сжигая только что написанные книги в попытках найти новый смысл для собственной жизни. Неожиданный звонок отца вызывает его в Вильнюс. В своем старом доме, в подвале, старый коллекционер ключей и его сын находят странную дверь — антикварный предмет 15-го века с затейливым замком и резным изображением Гекаты. Что она скрывает и откуда взялась — загадка, за которую принимается Филипп.
Разыскивая ключ, открывающий старинный замок и тайну, он погружается в мир антикваров и галерейщиков, художников и сновидцев.
Спираль сюжета закручивается на средневековых улочках мистической Праги, старого Кракова, Вильнюса, современной Москвы и даже на территории снов героя, пробраться сквозь которую ему помогают художница Мирра и загадочный персонаж Макс, в котором давние поклонники творчества автора легко узнают своего любимого героя.
Входит в:
— цикл «Буратино. Свободные продолжения и вариации на тему» > Вариации на тему
— цикл «Мир Ехо и приключения Макса»
— цикл «Тяжёлый свет Куртейна»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 348
Активный словарный запас: средний (2740 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 67 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 49%, что гораздо выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
watersleeps, 11 февраля 2023 г.
Великовозрастное дитЁ из СавицкЁ, по жизни никчёмное рантьЁ, осознавая свою исключительную ценность...отправляется в «чернокнижное» путешествие...Организуют дитяте заграничный «квест» дабы оное позволило ему обрести самореализацию (не путать с самоизоляцией)) ..и вот сиё рантьё, паразитирующие на московском рынке недвижимости, попутно считая ареал вынужденного обитания мрачным и дождливым, в отличие от Вильно, которое видимо в субтропиках находится, ибо там всегда «тепло и солнечно»...отправляется в «цивилизованную европу»...
Бессвязную фабулу завершает пародия на счастливый «хеппи-энд» :
малышок в «30 лет и 3 годика» наконец открывает себе дорогу в жизнь...в которой, сей переросток к счастью «папы/карло» стал маститым писателем !
Концовка с расшаркиванием на все лады да на разных языках «подтверждает», малышок то горлопан (зачёркнуто) полиглот !
И неважны ошибки, в частности : «гюнайдын» по турецки НЕ «здравствуйте», а «доброе утро», впрочем это тоже вариант приветствия....
Однако, в концовке книги нужно прощаться (желательно навсегда), а не здоровкаться. Впрочем, если «вильно» на экваторе...
cranberry, 26 марта 2021 г.
М.Фрая люблю давно и нежно,периодически перечитываю-переслушиваю.
Люблю за полное погружение в атмосферу книги, мистику и волшебство.
В этот раз, в начале книги было немного непривычно оказаться не в давно полюбившемся Ехо с его мозаичными улочками, а на улицах Вильнюса или прекрасной мистической Праги. Но очень быстро втянулась в историю, которая иногда казалась не логичной и не совсем понятной, но от этого не утратившей своего волшбества и тепла.
А вот сам ГГ меня порой сильно подбешивал своей неопределнностью.
Описания европейских городов не оставили меня равнодушной. Я как будто снова оказалась на каменной мостовой посреди Праги.
ALLEGORY, 6 февраля 2009 г.
Меня довольно давно уже посетило такое странное наблюдение: искренним любителям и «бессознательным» ценителям фраевского сериала про Ехо обычно не очень нравятся романы «про другое», и, как ни странно – наоборот. Есть над чем задуматься?.. Впрочем, думай-не думай, но именно «Ключ…» я бы, наверное, рекомендовала каждому, кто интересовался автором, пытался его полюбить (ну или – понять, за что же его так сильно любят преданные фанаты)), но по каким-то индивидуальным причинам не смог проникнуться похождениями сэра Макса. Попробуйте, честное слово, ещё разок, т.к. вот он – «Ключ…», вот они – все, абсолютно все, лежащие на поверхности «фишки», за которые Фрая просто невозможно не полюбить и, в конце-то концов… это ж страсть как приятно во вполне себе взрослом возрасте опять почитать «Приключения Буратино» в несколько новом ракурсе!)..
Лежащее на самой поверхности — это, конечно, «воплощенная мечта» о лениво-изысканном сибаритстве, напитанном запахами кофе (нет! не вкусом, как ни странно.. мм.. многие любители кофе знают, что вкус – дело отдельное, но запах – это всегда запах волшебства), запахом яблочного пирога, не иначе как с ванилью и корицей, который, конечно же, в «забеге по душистости» обставляет и весенние вишни в цвету, и юные нарциссы..
Лежащее чуть глубже – это «мечта о квесте». Ну каким же абсолютно хмурым и непробиваемым субъектом надо быть, чтоб не увлечься азартом погони за таинственным средневековым ключом от еще более «средневековой» таинственной двери по всем са-амым волшебным и романтическим городам Европы? А если в происходящем задействованы еще и пражские бессмертные колдуны и девочки, с легкостью ходящие и провожающие по снам?
Лежащее, в принципе, везде – это, конечно, фирменные фраевские штучки на тему того, что мир устроен так, что по жизни с тобой происходит не абы что, а именно то, что ты, лично ты, загадаешь и запланируешь. Да, именно так, нужно только волевое усилие приложить к «загадыванию» и «планированию», а тогда – всё оно обязательно состоится. Равно как и то, что на многочисленных перекрестках бытия лежат очевидные указатели направления для каждого, кто захочет научиться их видеть.. Мм.. ну да, верно, всё так и есть.. хоть и сложно реализуется в текущем безумии жизни каждого из нас.
Чуть выше я что ли очень хвалила прочитанную книжку? И 10 баллов не ставлю? (с ума сошла совсем, что ли?)) Да нет, просто абсолютно обо всём перечисленном я уже когда-то читала.. лет десять назад.. ну да, где-то посреди сериала про Ехо…
Yunga, 2 января 2014 г.
С уважением отношусь к творчеству автора, поэтому когда в небольшом книжном магазинчике на вокзале решала, что взять в дорогу, выбрала ее новую книгу «Ключ из желтого металла». И начала книги не разочаровало: история Буратино с совершенно неожиданной точки зрения. Но все волшебство истории, которая на самом деле захватила не по детски, было разрушено концовкой. С моей точки зрения, она слита, причем капитально. По ходу истории ожидалось что-то... более закрученное и драматичное, что ли.
Поэтому даже перечитывать не могу, знание, что история закончилась не так захватывающе, как хотелось бы, портит всю картину.
Это не значит, что читать книгу не стоит. Книга интересная и по структуре, и по языку. И то, что мне показалось недостаточным, для кого-то может быть идеальной концовкой. Поэтому стоит прочитать и решить самому.
baroni, 2 февраля 2009 г.
Новый роман М. Фрая «Ключ из желтого металла» — любопытная смесь дорожной истории («роад муви») и мистического детектива, написанная по мотивам «Золотого ключика» Алексея Толстого.
О чем это.
Великовозрастный молодой человек Филипп, вполне себе обезпеченный (четыре собственных квартиры в Москве — не шутка!), не отягченный какими-либо бытовыми проблемами, но отчего-то жутко разочаровавшийся в жизни, принимает предложение своего приемного отца (разумеется, Карла, проживающего в собственном доме в исторической части Вильнюса) — приобрести у одного из пражских антикваров старинный ключ 15 века. Только вот перед тем, как окончательно оформить сделку, необходимо установить подлинность раритетной находки. Без особого энтузиазма, скорее от нечего делать, Филипп берется выполнить просьбу отца. Однако пражский ключ оказывается позднейшей копией и в поисках оригинала молодой человек начинает колесить по городам и весям Центральной и Восточной Европы, сталкиваясь со все новыми тайнами, встречаясь с очень странными людьми, попадая во все более загадочные ситуации. Впрочем, мы несколько забежали вперед. Мистические проишествия начинаются в романе гораздо раньше — в тот самый момент, когда рейсовый автобус «Вильнюс — Прага» пересечет литовско-польскую границу...
Что в этом хорошего.
Во-первых, в «Ключе...» присутствует настоящая загадка, тайна. Читать роман просто-напросто интересно и увлекательно. Во-вторых, вместе с героем побываем в трех городах Восточной Европы (Вильнюсе, Праге и Кракове), сохранивших обаяние Средневековья и некую мистическую ауру. В-третьих, среди массы банальностей, плоских шуток и проч. (которые — увы-увы — ощутимо портят впечатление от романа) Фрай высказывает одну, очень неглупую мысль. Жизнь древних мифов и старинных легенд продолжается, они никуда не ушли, не растворились в небытии, а продолжают оказывать свое влияние, определять жизнь и менталитет современного человека. Нужен только повод, некий внешний толчок, чтобы открыть глаза и увидеть, как магия, волшебство прямо-таки сочатся, проступают из-под древних камней. А лучшего места, чем Прага, Краков или Вильнюс, для подобного опыта, право, трудно сыскать. Вообще, после прочтения романа вдруг вспоминаются слова одного из персонажей фильма «Сталкер»: «Вот в прежние времена было интересно: в каждом доме жил домовой, в каждой церкви — Бог. Люди были молоды. А сейчас каждый четвертый — старик». Пожалуй, в этих словах (нигде в книге не встречающихся) обнаруживается настоящий ключ к пониманию романа М. Фрая.
Что странного.
Про банальности и достаточно плоский юмор романа я уже говорил. Впрочем, мнения своего не навязываю, дело вкуса — кому-то претенциозные рассуждения героев о жизни и искусстве могут показаться действительно свежими и оригинальными. Но вот попытка сыграть роль «настоящего мужчины», выразившаяся в насыщении речи ГГ разными смешными словечками из лексикона школьников средних классов (безчисленные «фигассе», «хренассе», «обосраться», «фуфло» и т.п.) вызывют, честно говоря, тяжкое недоумение. Видимо, насыщение текста легким «интеллигентским матерком» должно было, по мысли автора, придать роману пикантность и остроумие. Увы, в данном случае, был достигнут обратный эффект. И, наконец, последнее: особенно жаль, что ко всей этой занимательной истории, Макс Фрай так и не придумал подходящего завершения. Конец — едва ли не единственное, что разочаровывает в весьма стройной и выверенной композиции романа. Наверное, было бы лучше, если автор остановился на полуслове — в конце концов, недоговоренность всегда интереснее всего, что можно изобразить в финале.
sergey_sst, 4 декабря 2011 г.
был в шоке и сначала даже не поверил, что такой развод вообще возможен) рассказывать взрослям дядям и тетям историю Буратино, успешно забытую после второго класса средней школы — это нагло. графомания и постоянные описания меню Пражских кафе за которые горе пейсатели хотят еще и денег:biggrin:
aldanare, 8 июня 2010 г.
Правда, ключик-то оказывается совсем не тот, что нужен — поэтому квест затягивается и превращается в мистический трип, в котором по пятам за главным героем ходит всякая чертовщина. То автобус, которым он едет в Прагу за ключиком, провалится в какое-то дурное межмирье-межвременье, то герой не сможет проснуться из повторяющегося по кругу кошмара. Да и персонажи вокруг него собираются тоже не очень обычные: кто умеет засыпать в одном месте и просыпаться в другом, кто путешествует во времени, лихо проскакивая десятилетия и не старея при этом ни на день. Филипп со щенячьим азартом гоняется за ключиком по карте Европы, словно превратившейся в один большой форт Байярд, а вслед за героем носится читатель, которому вся эта суета вокруг ключа тоже не дает спать спокойно.
В погоне за ключом «Буратинушка» объезжает пол-Европы — от Москвы, где живет он сам, до Праги, Кракова и Германии. Эти места хорошо знакомы читателям «Живого Журнала» Светланы Мартынчик, земной аватары сэра Макса. Равно как знакомы им и сказки-мифоложки вымышленного автора по имени Борис Цаплин, книжку которого читает Филипп, — разумеется, никакого Цаплина не существует, он по-борхесовски выдуман Мартынчик.
Но главное в истории с ключом — не сами его поиски (сюжет-то, как мы уже поняли, вообще не автором придуман) и даже не открытие двери, а то, что происходит помимо и рядом с ними. Так же, как в «Лабиринтах Ехо», автор смещает фокус, переворачивает подзорную трубу, делая второстепенное главным. В приключениях Малого Сыскного Войска сами по себе приключения не значили так много, как внесюжетная (казалось бы) болтовня героев за чашечкой камры и их жизнь за пределами детективной фабулы. Именно в этом кажущемся заполнении сюжетных пауз и открывалось, как на самом деле устроен «мир глазами Макса» и как с ним взаимодействовать. А детектив — просто приманка для доверчивых читателей. Главное — не экшен, а разговоры, мысли, сны. Сны, если верить «Энциклопедии мифов» — одна из тем, на которые в принципе можно и нужно разговаривать: «Сон — самый общедоступный опыт небытия, но мало кому достает мужества признать эти путешествия на изнанку мира не менее важной частью жизни, чем бодрствование».
Настоящий золотой ключик наш Буратинушка обретает именно во сне, когда спотыкается о специальное «пасхальное яйцо» для преданных фраевцев — зовут яйцо Макс (все совпадения случайны?), и именно он, как сказали бы любители ролевых игр, «сливает инфу» герою о главном, ради чего, собственно, и написан этот ароматный текст:
"— До сих пор вы были просто участником событий. Ехали, куда пошлют, делали, что требуется, слушали, что скажут, иногда верили, иногда — нет. Наблюдали, делали выводы, гадали, что происходит, пытались что-то понять — без особого успеха. И это к лучшему. Потому что в вашей ситуации нужно не понять, а решить, что происходит.
— Решить?
— Именно так. Решить и во всеуслышание объявить свою высочайшую волю. Твердо знать: как я скажу, так и будет. В смысле, как вы скажете. Это же ваша история. Вот и продумайте ее в деталях».
Дальше сюжет переворачивается с ног на голову несколько раз подряд, и развязку, пожалуй, не всем будет легко принять — она может показаться слишком простой. Но в этом-то и смысл как «Ключа…», так и на первый взгляд легкомысленных, эскапистских «Лабиринтов»: мир не враждебен нам. Нет конфликтов, нет врагов, кроме нас самих (об этом последнем написаны «Хроники Ехо»). Мир не препятствует нам, а помогает. Если мы сами того хотим, конечно же.
В попытках понять, чего же он на самом деле хочет, Филипп исписывает несколько страниц, но в конце концов оставляет одну фразу: «я хочу, чтобы все исполнилось смысла». Это — тоже ключ, на сей раз к первой и последней страницам романа. Чем отличается мир обессмысленный от мира, исполненного смысла? Ничем. Кроме смысла. Это просто еще один фраевский коан. А «Ключ из желтого металла» — просто еще одна «Книга для таких, как я». А «не таких» никто насильно в рай тянуть не будет, честное слово. Если их самих не затянет — а такой риск есть…
void_v, 27 мая 2011 г.
Еще одна замечательная книжечка от Макса Фрая!
В отличии от Телеги или Энциклопедии мне показалось, что хорошие мысли не сконцентрированы в афоризмы, а размазаны по всей поверхности повествования.
Как всегда книга радует своим светлым позитивом. Мне легко было встать на место героя. Появляется вера, что жизнь именно Должна указать правильный путь.
Хотя чувствуется, что многие вещи остались за пределами человеческого языка :)
Прочитал предыдущие отзывы и могу сказать, что у меня не возникло никакой ассоциации с Буратино и золотым ключиком.
chiffa, 13 января 2009 г.
На сей раз это не фэнтэзи (впрочем, и фэнтэзи у Фрая какое-то неправильное, «неправильные пчелы»(c)), а практически мистика. Мистическая история о дверях в стене, которые надо открыть непременно ключом из желтого металла. И о поисках этого ключа, по ходу которых случаются всякие странные и невообразимые вещи.А еще о поисках смысла жизни (нет, не смысла.Скорее, ответа на вопрос «зачем я?»).
Книги Фрая, в частности эту, читаешь словно бы шестым чувством и каким-то еще третьим глазом, не так-то просто выразить свои ощущения от прочитанного.Переворачиваешь последнюю страницу и жалеешь, что книга слишком быстро кончилась, у всех (ну кроме сборников разве что) фраевских книг такой вот один, но очень существенный недостаток.
Герой как будто другой, и зовут его по-другому (Филипп), но кажется, словно по-прежнему про Макса читаешь, по-крайней мере про того Макса, который в «Энциклопедии мифов».
Хотя Макса там тоже немножко есть.:)
Книгу вероятно, я еще раз перечитаю.Уж больно странная история.
necrotigr, 14 июня 2011 г.
Отлично закрученный мистический детектив в стиле Фрая. Очень похоже на «Большую телегу», но истории о городах тут вплетены в сюжет.
Если вы любитель Фрая — то вам это книга понравится. К минусам могу отнести только стандартные фраевские недостатки, на которые постоянно указывают противники Фрая — инфантильность ГГ и сюжета вообще, и т. п.
kerigma, 4 сентября 2009 г.
Из всех не-Еховских романов леди Фрай этот — самый Еховский. И по настроению, и по сюжету, и особенно — по незабвенному лирическому герою. Правда, сразу предупрежу, что Ехо все-таки на порядок лучше, причем эта вещь проигрывает априори, как проигрывает любая действительность по сравнению с волшебной сказкой.
Из Ехо в «Ключе» есть:
1 — Лирический герой 33 лет от роду, ленивец и раздоблай, не лишенный, впрочем, чисто есенинского обаяния. Обаяние это действует на меня только с очень большого расстояния, а как только я начинаю задумываться, понимаю, что в реальной жизни испытывала бы к этому бесполезному существу смесь раздражения и презрения. Потому что он действительно ну совершенно бесполезен и проводит свою драгоценную жизнь в какой-то дурацкой суете, причем еще не получая от этого особого удовольствия. И как только что-то становится не по нему, вместо того, чтобы встать и что-то сделать, чтобы исправить положение, начинает ныть и звать доброго дядюшку (или кого угодно еще. кто угодно еще немедленно приходит ему на помощь, что характерно).
2 — Добрый дядюшка, который в Ехо называется Джуффин, а в «Ключе» — приемный отец Карл. Основная роль доброго дядюшки заключается в том, чтобы придумывать своему большому ребенку интересные игры, одну за другой, всякие квесты и задания. Чтобы ребенок не вздумал отвлечься, трезво посмотреть на свою жизнь и понять, что она совершенно пуста. Как и всякий прилежный родитель, ДД пристально, но незаметно следит за своим малышом, и когда ситуация становится хоть сколько-нибудь серьезной — быстренько выхватывает его за шкирку прямо из-под колес проезжающего мимо грузовика. Малыш, впрочем, обычно не успевает осознать опасности, ну да и ладно.
3 — Квест в классическом понимании этого слова, пойди туда не знаю куда, найти ключ из желтого металла, которым открывается таинственная Дверь В Подвале.
4 — Препятствия, которых нет. А есть просто милые хорошие люди, которые дурят герою голову вовсе не со зла, а только чтобы ему было интересней играть. Без разбойников нет и никаких казаков, понятно.
5 — Проблемы, которых тоже нет. Ни в Ехо, ни в «Ключе». Герой прекрасно обеспечен материально до такой степени, что ни считать деньги, ни работать ему вовсе не нужно (не то чтобы он когда-то этим занимался). У него нет ни перед кем никаких обязательств, ни семьи, ни даже беременной кошки. Квест он проходит исключительно по собственному желанию и от безделья, чего бы и не помотаться по замечательной Восточной Европе, заходя в каждую кафешку на каждой площади и утешая себя мыслью, что ты делаешь важное дело по поручению любимого родителя.
6 — У героя «как по волшебству» получается совершенно все, что ему захочется. Весь вершительский фокус состоит в том, чтобы осознать свою дивную силу и решить, чего же тебе наконец хочется. Грубовато, но правильно.
Чего в «Ключе» нету:
Нет, увы, замечательного Еховского мира, который прекрасно существует и отдельно от главного героя, и отдельно же от него и интересен. Действие, как я говорила, происходит в Москве и потом в Восточной Европе. Мистика, впрочем, в определенном количестве присутствует (без нее было бы совсем тоскливо), но вот качество ее уже совсем не то. Потому что, если честно, мистические моменты в «Ключе» больше всего напоминают наркотические трипы — все это, конечно, не так плохо, но больно уж реалистично.
Еще уважаемого автора в кои-то веки подвело безупречное ранее чувство меры: роман кажется чрезмерно затянутым. Развитие идет по принципу «два шага вперед — один назад», и местами мне хотелось, чтобы оно уже скорее закончилось. Добавить ко всему чрезмерно занудные философские и наркотические периоды на несколько страниц, которые для улучшения качества текста стоило бы безжалостно урезать.
Разочаровала концовка. Точнее, не то чтобы разочаровала — я с самого начала не ожидала от этой двери ничего не то что хорошего, а интересного. Ничего и не произошло. Представляю себе, что леди Фрай хотела изобразить какую-то легкую качественную перемену в герое, обретение то ли смысла, то ли радости жизни, причем очень мягко и ненавязчиво. Знаете, в духе «Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет». Но это не получилось не потому, что не получилось, а потому, что перемены как таковой не видно. У героя и до открытия двери все было так отлично, как простым смертным можно только мечтать. И в этом плане он несчастный человек, потому что даже такое чудо, которое якобы случилось, уже не способно сделать его жизнь лучше или интересней — потому что это и так предел, некуда дальше. Мечты голодающего лентяя-интеллигента, как я говорила))
Если книжку не сравнивать с Ехо, она вполне хороша и интересна, чего уж я. А если сравнивать — она и послабее, и откровенно «вторична», уж простите. Мотив двери сам по себе, кстати. Не помню, в какой из книг Фрай, может быть, в «Чужаке» даже цитируется классическая «Зеленая дверь» Уэллса в том же смысле, что и наша... Да и Прага и прочие восточноевропейские столицы с их традиционной мистикой тоже, извините, боян.
svarga, 3 мая 2010 г.
С удовольствием прочел книгу. С большим удовольстаием. С не меньшим, чем первые еховские книги. Неувядающий буратинин сюжет положен на совершенно новые рельсы. И получмлось! Получилось здорово. Не знаю, как там с Кастанедой, не в курсе, лично для меня эта книга о поисках себя и поисках ключа к себе. Все персонажи, с кем встречается ГГ — хорошие, и резко контрастируют с его союственным восприятием мира. И в итоге — все хорошо.
Прекрасная книга.
mastino, 9 марта 2009 г.
Странный получился роман. И «фраевский» вроде, и в тоже время, какой то неуловимо другой — более умный, что ли, более наполненый смыслом, чем сериал про Ехо.
Вроде ничего нового — есть ГГ — молодой бездельник, есть какая то загадка, которую нужно разгадать. В хэппи — энде сомнений нет, всё у ГГ получается. Но роман получился какой то более философский, что ли... Не воспринимается он как простое развлекалово.
Роман удался. Причём, удалось всё — и сюжет, и герои, и реализация. Язык — хорош. Герои — хороши. Интрига, закручиваемая по ходу действия — превосходна.
Автору (для удобства, буду говорить о Фрае именно так) удалась ещё одна вещь — удалось передать атмосферу путешествия по «старой» Европе. Путешествия по старым улочкам, атмосферу старых домов и кафешек, запах кофе и пива, запах выпечки...
Роман весь пропитан мистикой. Причём мистика ощущается даже там, где на первый взгляд её нет. Ну а как может обойтись без мистики история, происходящая в Праге? Разве можно приехать туда, и не столкнуться с колдуном или големом? Невозможно... Ну а путешествия в сновидениях просто великолепны. Карлос ( который Кастанеда) удовлетворённо взирает с небес — его учение получило достойных и талантливых последователей;))
Итак. Роман представляет собой невообразимую смесь из давно известной сказки, путешествий в Ехо, кастанедовских практик и путеводителя по Праге. Смесь интересную, увлекательную умную и изящную. Рекомендовать к прочтению можно всем. Даже тем, кому «не пошёл» мир Ехо.
kkk72, 10 марта 2009 г.
Не стоит прогибаться под изменчивый мир.
Пусть лучше он прогнется под нас!
А. Макаревич
В этой фразе — вся сущность философии книг Макса Фрая. Новый роман — «Ключ из желтого металла» чрезвычайно похож на похождения сэра Макса. Да, действие происходит не в вымышленном Ехо, а во вполне земных Вильнюсе, Кракове, Праге, но при этом внутренняя схожесть очень велика. Главный герой романа Филипп — просто калька с сэра Макса. Тот же глухой протест против окружающей его серой действительности, та же жизненная неудовлетворенность, то же скрытое могущество, которое постепенно проявляется по ходу действия. Главные герои романов Фрая обладают одним удивительным качеством. Они чрезвычайно себялюбивы. Они категорически не желают быть пешками в чужой игре. И они готовы пройти из пешек в ферзи, а еще лучше — из ферзей в игроки. чтобы все вокруг вертелось по их желанию.
Роман произвел на меня весьма странное впечатление. С одной стороны, он весьма интересен и необычен. Похождения главного героя очень занимательны. Никогда не знаешь, какой сюрприз подкинет тебе эта история, в какую сторону повернется сюжет. Очень оригинальны, я бы даже сказал гротескны, действующие лица романа. Каждый из них таит в себе какую-то загадку. В других отзывах уже говорилась о том, что эта история — своеобразный парафраз на тему «Золотого ключика». Я уверен, вам доставит немало удовольствия узнать в действующих лицах Карабаса и Мальвину, Арлекина и черепаху Тортилу, лису Алису и кота Базилио. Некоторые из них очевидны, другие замаскированы похитрее.
Кроме того, роман просто очень хорошо написан. С большим удовольствием я прошелся вместе с героем по узким улочкам любимых мной Праги и Кракова, и почувствовал, что неплохо было бы посетить когда-нибудь и Вильнюс. Да, если и есть на Земле города, близкие по духу замечательному Ехо, так это они.
Приключения героя весьма занимательны. Особенно удачно описаны эпизоды перемещений между мирами и в их пределах. Просто чувствуешь, как холод подбирается к ногам в эпизодах на границе или в поезде. С другой стороны, в романе осталось немало недосказанного. Мотивы действий многих второстепенных персонажей так и остались непонятными, а сами ситуации, например, с поездкой в Германию, выглядят несколько странно. Не слишком порадовал и специфический юмор Фрая, например, в эпизодах с матерящейся художницей.
Вообще, очень многие детали романов узнаваемы. Это все уже было, было, было в разных книгах автора. И если в вымышленных мирах многие особенности поведения персонажей выглядят вполне объяснимо, то в обычных земных условиях некоторые эпизоды заставляют усомниться в их уместности.
Концовка романа оказалась несколько неожиданной для меня, но типично фраевской. В общем-то неважно, чего ждали читатели. Главное, что нужнее и удобнее герою.
Вывод. Поклонникм Фрая и вообще любителям нестандартной литературы этот роман доставит немало удовольствия. Но до лучших произведений о Ехо он заметно не дотягивает. Да и ничего принципиально нового автор нам не сообщает. Как старый поклонник Фрая ставлю твердую 8.
horseman, 2 марта 2009 г.
Это — лучшее, что я читал у Фрая. Квинтэссенция всего того, что мне так нравилось в серии про Ехо, причем без тамошних бесконечных пустопорожних разговоров и повторяющихся шуточек, которые меня все же, при всей любви к автору, несколько раздражали. Концовка — настоящий катарсис, без дураков.
Книгу можно использовать как самоучитель по искусству делать свой мир лучше. Рекомендовано к прочтению для детей всех возрастов Комитетом по Исправлению, Совершенствованию и Сублимации Мирового Единства (КИСС МЕ).:lol: