Сергей Лукьяненко «Сумеречный Дозор»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Вампиры ) | Путешествие к особой цели
- Возраст читателя: Любой
Рожденный человеком — не способен стать Иным.
Так было всегда.
На этом стоит равновесие между Ночным и Дневным Дозорами. Между Светлыми и Темными магами.
Что случится, если кто-то сможет превращать в Иных самых обычных людей?
Если Светлый маг Гесер и Темный маг Завулон будут вынуждены действовать вместе?
Если в элитном жилом комплексе «Ассоль», в маленькой подмосковной деревушке и в скором поезде Москва — Алматы будет поставлено на карту само существование Иных — и людей?
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— цикл «Дозоры»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 279
Активный словарный запас: средний (2785 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 46 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 49%, что гораздо выше среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
РосКон, 2003 // Повесть, рассказ. 2 место ("Серебряный РОСКОН") | |
лауреат |
Звёздный Мост, 2004 // Лучший цикл, сериал и роман с продолжением. 1 место ("Золотой Кадуцей") | |
лауреат |
Портал, 2004 // Бомба года | |
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2004 // Книги — Лучшее продолжение отечественного цикла (цикл «Дозоры») |
Номинации на премии:
номинант |
Портал, 2004 // Крупная форма | |
номинант |
Русская фантастика, 2004 // Премия "Русская фантастика" | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2004 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2004 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
РосКон, 2005 // Роман | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2004 // Книги — Лучшая отечественная мистика, триллер, городское фэнтези | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2004 // Книга года | |
номинант |
Сигма-Ф, 2005 // Крупная форма, романы |
- /языки:
- русский (18), английский (5), немецкий (2), французский (1), финский (1), чешский (2), польский (2), болгарский (2), венгерский (1), китайский (1)
- /тип:
- книги (31), периодика (1), аудиокниги (2), цифровое (1)
- /перевод:
- Э. Бромфилд (4), Д. Вейс (1), В. Велчев (2), Л. Дворжак (2), К. Зейтунян-Белоус (1), А. Конттинен (1), К. Пёльман (2), Э. Скурская (2)
Периодика:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lammik, 31 августа 2023 г.
Возвращение, и притом весьма бодрое, в мир Дозоров и Сумрака. Антон Городецкий в роли детектива во всех трёх частях, но вышли они весьма разными. Сначала Антон внедряется в состав жильцов ЖК «Ассоль», в котором безошибочно угадываются «Алые паруса», ибо некто, воспользовавшись услугами местного почтового отделения разослал письма в стиле «Если вам дороги жизнь и рассудок, держитесь подальше от торфяных болот» в оба Дозора и в Инквизицию. Несложная загадка была раскрыта довольно быстро, помогло сочетание методов Иных и технических достижений людей. Вторая часть традиционная — типа «детектив на отдыхе». Стоило только Городецкому отправиться в деревню заради свежего воздуха и парного молока, как тут же в окрестных лесах объявились охотящиеся на детишек оборотни и ведьма из лесной чащобы с богатой библиотекой. Ну и третья часть в формате преследования преступника, который с лёгкостью упокоил Высшего Инквизитора-вампира, цели у злодея весьма смутны — то ли всех китайцев хочет сделать Иными, то ли решил собрать коллекцию легендарных артефактов.
Если брать роман в целом, то он похож на сюжетную арку сериала, где через череду событий мы получаем примерно ту же позицию, что и в начале повествования. Нашли нечто особенное и потеряли. Разве что Антон продолжил получать магические ачивки. Ну и пара персонажей, что пригодятся в последующих книгах, была представлена на читательский суд. Арина хороша, а вот Лас как-то не зацепил.
Batareev, 15 ноября 2023 г.
Эта книга мне понравилась больше «Дневного дозора», поскольку повествование возвращается к истории светлого мага Антона Городецкого, а сюжет становится более динамичным. Самая интересная новелла это «Ничье пространство», провинциальный колорит, лес, избушка, ведьма... Получилось самобытно, но автор прошелся больше по верхам, не углубляясь в тему, а ведь можно было всю книгу написать в этом ключе.
Первая новелла скучновата, а последняя — веселое, но глуповатое приключение.
AlisterOrm, 15 августа 2020 г.
Третий роман о вселенной Дозоров, быть может, следовало бы сделать «инквизиторским», и название на это, в общем-то, указывает. И так вышло, и не так. Да, здесь Ночь и День, как их не расцвети, соединяются, границы уже стёрты...
Промежуточная во всех смыслах книга. Она уже не такая молодая и эклектичная, как первые, не такая графоманская, как более поздние. Писатель ещё не до конца окостенел, но набрал мастерства и мощи, понимания, как сделать грамотно, хорошо, и красиво... Поэтому «Сумеречный Дозор», пусть даже он бледноват на яркие детали, являет собою цельный и грамотный текст, написанный с гладкостью, присущей уже опытному ремесленнику с набитой рукой.
Поэзия смирения и недеяния... Как я уже неоднократно говорил о многих произведениях русской литературы — культ бессилия.
Итак, что же на этот раз? Попытка найти середину между Светом и Тьмой, и в тоже время — не стать разуверившимся циником, надевшим серые одежды. Разворот не Иных друг против друга, а — людей и Иных. Конечно, сама причина несколько надумана, и даже не несколько. Иные как паразиты, поглощающие чужую магию? Автор явно устроил немалую пытку логике, чтобы назвать выработку магии, энергии, способностью к ней, а её использование — паразитизмом. Уж очень ему захотелось подкинуть Городецкому дилемму позаковырестее, ну, он и попытался.
Удачно ли? Здесь уже проглядывает классическая тема невмешательства, даже одна из центральных тем русской литературы — бессилие. Светлые из самых лучших побуждений хотят улучшить жизнь людей, это так. Но как это преобразуется, как исказится в их головах? Даже реморализация не помогает обычным людям стать лучше и подняться на ступеньку выше. Слишком все разные. И даже превращение всех людей в Иных лишь воспроизведёт человечество заживо, только уже — с гранатой у каждого за пазухой. Остаётся только следить, наблюдать, защищать... самого себя защищать, чего уж там. И играться в шахматы с Тёмными, раз уж так у нас получилось.
Что до сюжета и персонажей — всё крепко. Ведьма Арина просто шедевриальна, такого колоритного образа не было за всю серию, пришедший из нашей реальности гитарист-любитель Лас даже заставил меня найти в интернете пару его треков. Сюжет, конечно, напоминает голливудский фильм или старый боевиковый сериал, по всем примочкам и сюжетным ходам, не в меру пафосен, и переполнен кухонной философией, однако, конечно, скучать он не даёт. Деталей стало меньше, да, но уже имеющийся мир по прежнему расширяется и углубляется, и глаза по прежнему пристально смотрят на новые слои Сумрака. Таинство его вельми интересно...
И — отмечу отдельно — это второй раз за серию, когда классический ход с отказом от Силы и действия со стороны основного персонажа идеально и в тему работает.
В конечном счёте, это, наверное, один из самых талантливых романов Лукьяненко, по качеству, по тому, как он сделан. В принципе, я мысленно всегда именно здесь мысленно закрывал дверь в мир Дозоров — тоскующий и романтичный Антон Городецкий мне ближе, чем тот, кого я буду видеть дальше.
sergej210477, 25 февраля 2020 г.
Третья книга серии «Дозоров». Собственно, писать в отзыве, откровенно говоря, нечего — как и первые книги, талантливо написанное, увлекательное «чтиво».
Три истории про приключения «светлого» мага Антона Городецкого.
Как в компьютерной игре — герой прокачивает навыки, переходит с одного уровня «силы» на другой, более высокий уровень. В первом «Дозоре» Антон слабенький дилетант, ничего не умеющий волшебник. Но, чудом, «на дурика», побеждающий могучих противников. Теперь, он «маг вне уровня», супергерой. Не знаю, но, если такая тенденция, «прокачивать» своего героя, у автора сохраниться, то куда дальше это приведёт?
Действие крутиться вокруг поиска могучего артефакта — древней книги.
В первой повести (роман, как обычно в этой серии, состоит из трёх частей), действие происходит в элитном московском многоквартирном доме. Герой бегает по квартирам соседей, знакомиться с людьми, ведёт беседы, пытается вычислить злодея.
Во второй части история продолжается в деревенских декорациях. Подмосковное село, лес, в котором живут волки и ... Баба Яга!
А в финальной повести действие происходит в поезде «Москва — Алма-Аты». Дорожная история.
Да, можно долго критиковать книги «Дозоров». Минусы везде одинаковые: многочисленные клише, логические несуразности, общий подростковый уровень. Сцены магических боев, точь в точь, как в компьютерных играх. Опять многочисленные цитаты из песен-шлягеров, причём, совсем ни к месту. Чтиво есть чтиво. Купить, в мягкой обложке, взять в дорогу, прочесть, выбросить и забыть. Лучше — слушать в аудиоформате. Благо, есть несколько неплохих вариантов.
Но, вот прочёл (прослушал) уже третью книгу «Дозоров». И буду читать дальше! Да, ерунда, но, очень неплохой вариант легкого, развлекательного чтения. Совсем не напрягает. Мозг включать не нужно, и так, чувствуешь себя умнее всех героев, все предсказуемо. Достаточно атмосферно. Герои симпатичные. «Уютные» описания распития разных спиртных напитков, других нехитрых житейских радостей и удовольствий. Финал такой, какой и хочется читателю. Язык, которым написаны книги, лёгкий и приятный. Поэтому, среди бесчисленного множества недостатков (а, скорее, просто особенностей такого рода книг), есть и много хорошего.
Высокую оценку поставить никак не могу, но, прочесть можно. Перечитывать никогда не стану, в памяти сюжет тоже не задержится. Но, что потратил время ни сколько не жалею.
Maximontano, 8 августа 2021 г.
Прекрасное продолжение данной саги. Лукьяненко пишет легко и непренужденно, постоянно импровизирую и сюжетной линией и своим слогом. Охвачен частично русский фольклор со старых сказок детства. С удовольствием буду читать продолжение.
FionaFly, 27 августа 2020 г.
Полутьма, или Счастья на всех не хватит
**********************************
«Темные, Светлые и Инквизиция? Или Темные, Светлые и Сумрак?»
(Сергей Лукьяненко. «Сумеречный дозор»)
***
Книга «Сумеречный дозор» — продолжает цикл романов о дозорах – это третья книга цикла. Когда, примерно 20 лет назад, читатели расхватали, как «горячие пирожки», первые два «Дозора», участь третьего была предрешена. Его ждали с нетерпением и после выхода в свет в 2004 году все издания с «Дозорами» были сметены с прилавков магазинов. «Сумеречный дозор» — роман, удостоенный ряда премий, по-прежнему читаем и любим. И есть за что.
Во-первых, на мой взгляд, «бойкое перо» писателя: Лукьяненко совершенствует своё мастерство. Он пишет легко, энергично, хорошим слогом, рисуя не просто выдуманные фантастические сюжеты, но органично вплетая в них то, что понятно не только русскому человеку, но человеку всего постсоветского пространства. Это и фрагменты, точнее дух, нашей общей истории, связанный с историей России, и элементы русского фольклора (ведьма, оборотни, избушка, волшебный гребень). Вообще, у Лукьяненко фэнтези получается очень по-русски, будь то город, или деревня. Это и любо.
Во-вторых, по моему мнению, которое я разделяю с мнением некоторых литературных критиков и многих читателей, «Сумеречный дозор» — это лучшее продолжение первых двух «Дозоров». Третий роман отличает больший уклон к жанру детективного (артефактного) фэнтези, динамизм и меньшие философские рассуждения о природе Света и Тьмы, которые, впрочем, не прекращаются, но выходят на новый уровень. «Какая вообще между нами разница? Мы интригуем, перетаскивая нужных нам людишек на свою сторону. И вы точно так же» (цитата). «Мы все на голову ушибленные, — хихикнул Завулон. — Ну что? Ты и я? Или подтянем наших? Пусть покачают Силу, а мы встанем на остриё удара» (цитата). Так автор подводит читателя к основной мысли романа: не существует значительных различий между Тёмными и Светлыми и так ли уж принципиально Иные отличаются от обычных людей? Всё смешалось … И паразитов везде хватает.
Не раскрывая сюжета книги, осталось ещё раз подчеркнуть, что события развиваются очень быстро. Читать интересно: затягивает сразу и потом трудно оторваться. При чтении возникают иногда параллели и ощущение аналогии с произведениями широко известных авторов. Это нормально: что-то же должно было формировать культуру, кругозор и мировоззрение в целом автора…
Darth_Veter, 14 июля 2020 г.
Как я уже неоднократно упоминал в рецензиях, главное для любого автора — вовремя остановиться. В конкретном случае — прекратить писать цикл. Вроде люди не дураки, однако ж цепляются за страшно фальшивящий рояль и не желают видеть в своем глазу пресловутого бревна.
Лукьяненко, конечно, авторитет, умница, но не бог. Пишет свои «Дозоры» из последних сил. А силы эти уже не те...
Сюжет цикла был хорош для 1-2 романов. Честно. Так как больше хороших идей и не вытащить, учитывая, что в каждом романе автор излагает 3 разные идеи. Это довольно щедрый посев, приближающий неотвратимый регресс. Говоря понятно, чем больше идей разбросает автор в своем произведении, тем быстрей испишется. Три романа «Дозоров» эквивалентны девяти повестям! Дальше уже идут повторения, заимствования и откровенная ерунда. Великих всегда отличает чувство меры и умение вовремя останавливаться. Обычно это 3-4 цикловых романа. Нортон написала три романа о Звездной Страже, Кларк написал четыре «Одиссеи» и «Рамы». Но и тут имеются исключения: Азимов создал 6 романов про Основание, а Желязны — целых десять (!) романов про Янтарное королевство. Не все из приведенного я читал до самого конца, но рискну объяснить сей парадокс знаменитой римской поговоркой: Quod liced Jovi, non liced bovi (Что дозволено Юпитеру, не всегда дозволено быку). Великие на то и Великие, чтобы некоторые правила нарушать.
Относится ли Лукьяненко к Великим? Не обижайся, Сергей Васильевич, но пока еще рано тебя так называть. Хороший, талантливый писатель, но не Великий. А, значит, болезнь «тиражирования циклов» имеется. Только я читал 4 романа о «Дозорах», а сколько их на самом деле?
Нет, «Сумеречный Дозор» неплох, там есть 3 интересных идеи, но идея самого цикла уже усохла и перестала быть актуальной. Четвертую книгу я уже не покупал, а брал у товарища. И понял, что поступил правильно: «Последний Дозор» уже не волнует и не восхищает.
Динамика «Сумеречного Дозора» меня не впечатлила. Только в третьей части наблюдается какое-то шевеление сюжета, и то это больше похоже на описание шахматной партии, чем на приключенческий сюжет. Уважаемые авторы, ну почему вы все время забываете, что пишете не для Академии Наук, а для обычного читателя, которого не интересуют ваши пространные объяснения и отступления! В сюжете литературного произведения ему нужны всего 3 вещи: завязка, кульминация и развязка. Во второй части (про ведьму Арину) очень много философии и морали. Мало кто выдержит такой посыл, еще меньше — поймут. Стоит ли элитная фантастика таких жертв?
В общем, читать роман можно, но осторожно, ибо автор ударяется иногда в высшие материи и вот тогда бывшим двоечникам рекомендуется отложить книгу в сторону, чтобы мозги окончательно не свихнулись.
Deliann, 27 марта 2015 г.
Третья книга, полет нормальный. Правда, уже начинаю уставать от мира Дозоров, а ведь еще три книги впереди. В целом «Сумеречная» часть цикла получилась лучше «Дневной»: где-то на уровне «Ночной». Вновь три повести, вновь в конце все взаимосвязано и все случайности just as planned. Итак, что мы имеем:
- история о том, как Антон Городецкий расследовал дело о попытке инициации обычного человека (неплохой детектив, не слишком загружающий мозг);
- история о том, как Антон Городецкий, отдыхая на даче, наткнулся на забытую всеми старую ведьму вне категорий (это уже почти приключения, сильно разбавленные диалогами и размышлениями);
- история о том, как один Иной решил сделать всех людей Иными, чтоб никто не был белой вороной.
На этот раз у повестей сильная завязка друг на друге, семена первой части дают всходы уже во второй, а не в третьей, как это было раньше.
Мегаплюс: исследование более глубоких слоев Сумрака.
Микроминус: персонажи по-прежнему не закодировались от спиртного.
Герои уже не совсем безлики, однако, возможно, это я к ним привык и наделил для себя индивидуальностью вместо автора.
Роман неплох, но это лишь часть цикла, не имеющая самостоятельной ценности.
Рекомендую данную книгу всем преданным поклонникам «Дозоров».
fredl, 28 мая 2018 г.
Получилось так, что мое знакомство с творчеством Сергея Лукьяненко началось именно с этой книги. Поначалу я был несколько разочарован необходимостью читать сагу с последней на тот момент части. В дальнейшем оказалось, что мне в руки сразу же попала лучшая книга серии. Но обо всем по порядку.
Когда вылет самолета задерживается на 9 часов, родители будут рады занять подростка любым доступным способом. Даже если это будет покупка книги за цену во много раз превышающую ее настоящую стоимость. Несмотря на баснословный прайс, в продаже оставался только томик «Сумеречного дозора», который я с некоторым сомнением приобрел. Итак, перевернув заглавную страницу, счастливый ребенок приступил к чтению. И понеслось…
Первый рассказ сразу задает нужный тон всей книге. Огромный, полупустой комплекс элитного жилья «Ассоль» как будто специально придуман для встреч с потусторонними силами. По меткому замечанию автора в таком месте было бы прекрасно снимать фильмы ужасов. Только забавный мужичок с электрогитарой, гремящий музыкой в полупустом доме, вносит жизнь в эти мрачные хоромы. Вот уж кто действительно иной.
Вторая часть рассказывает о встрече со старой ведьмой Ариной. Исчезнув еще в советские годы, колдунья старательно копила силы для сложнейшего ритуала, пока ее случайно не обнаружил Городецкий. Рассказ колдуньи о пустоте на нижних уровнях сумрака гармонично соседствуют с размышлениями Антона о загибающейся русской деревне. Безусловно, здесь есть что почитать.
Последняя часть книги – это остросюжетный боевичок с участием всех главных действующих лиц франшизы. Рассказ по духу чем-то напоминает небезызвестный фильм «Неудержимые», где супергерои прошлого снова встретились для совершения очередных подвигов. В эпилоге поезд с самыми сильными магами планеты во весь ход несется к космодрому, чтобы изменить судьбы всех живущих на земле. Среди волшебников скрывается предатель, потерявший голову от внезапно свалившейся на него силы. И снова только Антон Городецкий может спасти этот мир.
Несколько лет спустя я познакомился с другими частями дозоров. Это было намного позже, потому мне сразу же открылись слабые стороны первой и второй книги. Но все это было не важно, поскольку в памяти прочно осело приятное впечатление от «Сумеречного дозора» и веселый мужичок с ночным гитарным концертом в мрачном комплексе «Ассоль».
JDPK1991, 28 февраля 2018 г.
«Небо не для нас. Нам не дано летать. И всё что мы можем — это постараться не падать» ©.
Закончил первую трилогию о Дозорах и даже успел уложиться по графику до конца февраля. Это прекрасно.
Теперь о качестве книги — она не так прекрасна, как мои ощущения от того, что выполняю план по объемам книг. Далее — конкретно и иногда со спойлерами.
Да, Лукьяненко пишет все лучше с каждой новой книгой. Лучше — в стилистическом плане, смысловое качество текста у этого автора — штука крайне нестабильная. Так было с «Ночным дозором», так стало и с «Сумеречным».
Каждую «дозорную книгу» автор делил на три части, каждая из последующих раскрывала произошедшее в предыдущей под другим углом и создавала целостность законченной книги уже в финале (во всяком случае, так было с «Дневным», ибо концовка «Ночного» для умственно-неполноценных до сих пор является мне в кошмарах). В «Сумеречном дозоре» этого нет, да и вообще в большей степени книга неприятно напоминает бразильский сериал. То тут, то там, возникают чьи-то утерянные дети, страсти матерей кипят, не утихая, обильно приправляемые глупым пафосом, а дозорные в моменты пары минут от самой настоящей войны обращаются друг к другу фразами, типа: «Учитель, направь меня на верный путь, взываю к тебе!» в то время, как любой адекватный человек должен был вопить: «Да #б твою мать, «%ка, что делать?! БЕЖИИИИИИИИМ!»
И так — частенько. Дешевый героизм в совершенно нереальных даже для городского фентези о вампирах о оборотнях ситуациях. Постоянные насмешки над Америкой и супергероями, которыми пестрят книги Лукьяненко — то еще лицемерие, потому что именно про такого супергероя — тупого, пафосного, прозревающего до гения там, где это срочно нужно для сюжета, но беспробудно деревянного в очевидные даже для детей моменты, если это угодно автору — он пишет вот уже третью книгу к ряду. Когда герои оказались в поезде в поисках потенциального Иного-террориста, я прям всплакнул от ностальгии по боевичкам со Стивеном Сигалом.
Но пишет Лукьяненко увлекательно, спору нет. Но не штучно, подобно тому же Кингу. Нет. Это не ужин при свечах, не изысканная пища для мозга — это фастфуд. Совсем не полезный, но частенько желанный и крайне приятный. Поэтому, за жирный, вредный, но вкусный фастфуд:
5 из 10.
П.С. «Дневной дозор» был успехом в этой серии, а здесь я совершенно не заметил центральной идеи книги. Действо больше всего напоминает сериал, в котором все самое нужное сказано в первых эпизодах, а далее тянется по привычке, лишь бы не расставаться с полюбившимися персонажами. Классика жанра для домохозяек, надо сказать. Но пусть лучше так, чем «Сумерки» или «Голодные игры», не к ночи будь помянуты. Но это уже лирика.
Помнится, лет пятнадцать назад мне казалось, что чем дальше шли «дозорные» книги, тем круче они становились. Проверю завтра, когда приступлю к «Последнему дозору». Но надежды гаснут, честное слово. Все-таки каждой книге свое время, а мне уже далеко не двенадцать.
Халвомёт, 16 декабря 2012 г.
Третья книга городской саги об Иных очень похожа на компьютерную игру: только что второй слой сумрака был тяжёлым, а вот и нет — раз долг зовет — сразу на третий. Раз! И на четвёртый! Материнская ярость — опа! и без потерь из реального мира — сразу (!) на пятый слой Сумрака. Вот как надо! Читерство!)
Дочку похитила ведьма, а все равно её преступницу отпущу, потому что я, дескать, увидела на пятом слое что-то такое, что теперь поняла смысл жизни)).
Я добуду книгу, дающую безграничные возможности, про которую все думают, что её не существовало, но не убегу, не спрячусь и не использую её — я буду всё время ходить рядом с тремя магами вне категорий и ещё кучей Иных, пока кто-нибудь наконец не догадается, что я — главный злодей. И только после этого попытаюсь осуществить свой страшный и коварный план.
Я — главный герой, и я настолько крут, что смотрю на всех свысока и плюю на всех, даже на своих друзей и хороших, нормальных, адекватных людей, несмотря на то, что они правы, а я нет, и я это прекрасно понимаю, более того, я согласен с ними, но слишком, повторюсь, крут, чтобы это признать.
А потом в меня вливают силы, я ещё круче, а потом ещё круче и ещё, и ещё, я супер крут, и никто не против, никто не использует эти способности никогда, все плетут коварные интриги, калеча судьбы, убивая людей и Иных, чтобы прокачать Светлану до жалкого третьего уровня, как во второй части первой книжки, тем более, что Светлана, оказывается, особо то и не нужна. А потом оказывается, что... А потом нет, всё по-другому, а потом снова по-другому, а потом ещё круче, и ещё, и ещё.
И таких вещей про нелогичность можно написать ещё много. Но книгу читать интересно. Язык книги хорош. Легко, просто, непринуждённо, с юмором и философией.
Привратник, 7 декабря 2012 г.
>Кто-то упрекает Лукьяненко что тот «приспособился к вкусам массового читателя», а я Лукьяненко за это хвалю.>
Книги Лукьяненко это примитивная фантастика с «красивым» антуражем. Все равно что хот-доги или гамбургеры. Любят их многие, но пользы от них никакой. Если только ими питаться то получишь вред.
Myrkar, 15 октября 2015 г.
Вся трилогия мне опять напомнила построение сюжетов женских романов: все крутится вокруг одной темы (в данном случае это последствия советского эксперимента и проблема личности Иного), а линия главного героя проходит в первом романе стадию знакомства со второй половинкой, во втором происходит свадьба, а в третьем уже есть дети. Опять же, анафорически построенные лирические размышления — Городецкий драматизирует ситуации не хуже девочки-подростка или заскучавшейся домохозяйки. Начинается книга с повести, которая впоследствии очень сложно вписывается в последующее повествование, а продолжается откровенным ремейком «Ночного дозора» в более разработанных декорациях вселенной.
К третьей книге цикл очень явно стал напоминать LitRPG: откровенные повышения уровней после убийства боссов и переходы в более глубокие слои сумрака режут глаз заядлому геймеру, привыкшему все это видеть в играх, а не на книжных страницах. И вроде как в этой книге мы получаем ответ о природе Иных, но он совершенно не объясняет принцип левел-апов персонажа, которого постоянно преследует стремление к повышению экспы — шеф подбирает ему задания под стать опыту. О пресловутом опыте говорят и все древние Иные, осуждая манчкинизм и донатерство Кости со Светланой, ибо только опыт, только экспа, только хардкор.
В этой связи житье в псевдокоммунальном элитном доме как приобретение опыта выглядит очень даже оригинально, но получил ли его Городецкий за использование унитаза соседа еще вопрос.
ЗЫ: Кстати, умилило упоминание «палма». Вот уж действительно то, над чем можно поностальгировать людям нулевых и поломать мозг молодежи, которая не столкнулась с фейлом КПК перед смартфонами. Я тогда попала под навязывание «палмов», но взяла себе PSP, и тоже не сфейлила, а вот Гесер (а может, и сам Лукьяненко) поддались на приобретение этого бесполезняка. А ведь Гесер мог бы и предвидеть...
p-azarenkov, 16 октября 2016 г.
«Сумеречный Дозор» прочитан. Время «Последнего Дозора», но не последней книги цикла ?? Немного показалось замыленный сюжет. Особенно расстроила последняя история с Костей Саушкиным.
Rem1, 19 сентября 2014 г.
Самая слабая книга цикла. Лукьяненко вероятно сдулся под напором жадных издателей и писал через силу, через стоическое «немогу». Книга напичкана дичайшим сленгом, Иные которым по сотни и тысячи лет вдруг заговорили бадитским/подростковым говором. К тому же наблюдаются нестыковки (так Светлые научились врать, хотя в Ночном дозоре утверждалось, что это невозможно; плюс — чтение памяти. Раньше было нельзя, но автор походу пьесы подзабыл, и теперь можно).
Первые две истории — унылые. Персонаж Ларса вообще непонятно зачем введен. Третья заслуживает внимания, но, разумеется, книгу на уровень предыдущих частей вытащить не может.
Ну и доставляют в неприятном смысле этого слова шовинистические мыслишки Городецкого про великую страну, коммунизм, как могло бы быть если и тд. И это при том, что сей товарищ не раз (в предыдущих частях) обозначал, что для Иного страна и Родина имеет лишь косвенное значение. Что Сумрак — вот их дом родной, а страны сегодня есть, а завтра их нет. Как и народности.