fantlab ru

Кир Булычев «Можно попросить Нину?»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.83
Оценок:
1110
Моя оценка:
-

подробнее

Можно попросить Нину?

Другие названия: Телефонный разговор

Рассказ, год (год написания: 1970)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 192
Аннотация:

Вадим несколько раз позвонил Нине, пока не понял, что ошибся не только номером, но и временем — разговор из 1972 года состоялся с военной Москвой сорок второго.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Рассказ написан в конце декабря 1970 года.

По рассказу снят короткометражный фильм. Автор сценария Анатолий Гребнев. Киностудия «Мосфильм», 1979г.

Также: Булычев Кир. Можно попросить Нину?: [Рассказ] / Рис. // Воскресная газета (Уфа). – 1993. – Май. (№ 19). – С. 7,10.


Экранизация:

«Хронос» 2022, Россия, реж: Роман Просвирнин, Дмитрий Аболмасов


Входит в:

— журнал «Смена № 3, 1973», 1973 г.

— сборник «Люди как люди», 1975 г.

— антологию «Съветска фантастика», 1977 г.

— журнал «Portti 3 / 1990», 1990 г.

— сборник «Встреча тиранов», 1992 г.

— антологию «Люди как люди», 1992 г.

— сборник «Тиран на свободе», 1992 г.

— антологию «Третья мировая война», 1992 г.


Экранизации:

«Что-то с телефоном» 1979, СССР, реж: Константин Осин

«Разновидность контактов» 1987, СССР, реж: Валерий Обогрелов

«Дорогой Вадим Николаевич» 2014, Россия, реж: Владимир Уфимцев

«Можно попросить Нину?» 2016, Россия, реж: Полина Беляева

«Временная связь» 2020, Россия, реж: Дмитрий Аболмасов



Похожие произведения:

 

 


Люди как люди
1975 г.
Кому это нужно? Фантастические истории
1991 г.
Встреча тиранов
1992 г.
Тиран на свободе
1992 г.
Третья мировая война
1992 г.
Люди как люди
1992 г.
Красный олень — белый олень
1995 г.
Коралловый замок
2000 г.
Коралловый замок
2002 г.
Монументы Марса
2006 г.
Похищение чародея
2016 г.
Похищение чародея
2023 г.

Периодика:

Смена № 3, 1973
1973 г.
Portti 3 / 1990
1990 г.
(финский)

Аудиокниги:

Фантастические рассказы
2008 г.
Лучшие рассказы
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Съветска фантастика
1977 г.
(болгарский)
Half a Life and Other Stories
1977 г.
(английский)
Half a Life
1979 г.
(английский)
Media vida en el espacio
1979 г.
(испанский)
Mag Ik Nina Even?
1979 г.
(голландский)
Съветска фантастика
1980 г.
(болгарский)
Хора като хора
1981 г.
(болгарский)
Kettészakított élet
1983 г.
(венгерский)
Professor Kozarini kroon
2023 г.
(эстонский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как-то неожиданно попался под руку этот рассказ. Очень трогательный. Пару лет назад смотрел его экранизацию, хорошую экранизацию, в мельчайших подробностях вспомнил этот короткометражный фильм. Даже не подозревал, что снято по произведению Булычева.

Да, сейчас май 2022 года … Читая этот рассказ я смотрел на военное время не глазами девочки, а глазами своей жены, которая сейчас находится в Мариуполе и уже два с половиной месяцев без электричества, воды, газа, очень напряженно с продуктами. А какой тяжелый был первый месяц – холодный, очень страшный, связи нет, от обстрелов дома ходуном ходили, погибшие во дворах и вдоль дорог неделями лежали, накрытые одеялами и что под руку попало, а потом могилы во дворах многоэтажек. И не верится, что это все с нами в наше время происходит, кажется, глаза откроешь, и все пройдет. А нет.

Очень хочется, чтобы и моя, наша история имела счастливый конец.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Встреча миров

Данный рассказ известного Кира Булычева мне довелось прочесть после просмотра одноименного фильма, снятого по мотивам. Помню тот короткий метр сильно впечатлил, что заставило поинтересоваться первоисточником. Ну, а когда я узнал, что автором является Булычев, то заинтересовался книгой еще сильнее.

Интересный парадокс случается с главным героем рассказа, который в попытках дозвониться Нине, попадает на Нину, но не ту, которой звонил. Он разговаривает с девочкой, что и живет в ином времени. В военном времени. Так интересно наблюдать, как мужчина из будущего (для девочки Нины) начинает понимать, что общается с ребенком из прошлого, как его поражает эта мысль, как он сначала пытается отвергнуть такую возможность, а затем принимает ее. Но еще интереснее читать о том, как ребенок видит страшную войну из своего дома в холодном и голодном городе.

Автор отлично передает дух того времени, рождает яркие образы благодаря своему мастерству. Читатель обязательно проникается этой жуткой атмосферой серости тех лет, когда еще мало кто помышлял о Великой Победе, а люди вполне допускали, что скоро их может не стать. Нет ни воды, ни еды, ни электричества. Как это непривычно и страшно. Вот оно, страшное время войны, которое, казалось бы, минуло давно. Но и сегодня понимаешь, что история вполне может быть циклична, а мир готов повторять ошибки прошлого, когда одни люди видят себя выше других.

История вышла неторопливой и по-своему теплой, и трогательной. Два незнакомых человека разного возраста и пола ведут беседу, видя каждый свой мир под разными углами. Фантастичность такого события отходит на второй план. Главным становится этот самый диалог. И чем ближе финал, тем больше хочется узнать, смогли ли герои помочь друг другу, а, главное, научились ли видеть свой собственный мир по-иному. Ведь даже маленькая девочка-подросток может научить взрослого мужчину чему-то важному со своей пускай и детской точки зрения. Порой взрослые люди уже не готовы видеть окружающий мир детским незатуманенным взглядом. Часто это бывает очень полезно.

Данный рассказ Кира Булычева обязательно цепляет за живое, за нерв, который, кажется, в каждом из нас уже атрофировался. Давящее чувство грусти остается в душе после того, как рассказ заканчивается. Внутри ощущаешь, что хочется увидеть продолжение истории, однако она заканчивается, на мой взгляд, именно в том месте, где ей и следует остановиться. Читателям же пора задуматься о своей жизни, переосмыслить ее, поняв, что все познается в сравнении. И часто их проблемы современного мира могут быть не столь страшны и опасны, как проблемы тех людей, кто оказывается под градом ракет и бомб, тех, кто погибает от агрессора, теряет близких людей, кров и будущее. Например, таких людей, как Нина, что подняла телефонную трубку там, в своем страшном сорок втором.

9 из 10

Оценка: 9
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это ШЕДЕВР.

Я ничего не знаю о Войне. Только какое-то отдаленное эхо огромной беды, горя и тяжелого труда.

Но у меня просто свело сердце, когда я читала моментики о курице и о потеряной хлебной карточке. Опять плакала.

Кир Булычев это прожил , и я хочу сказать ему спасибо за пронзительный рассказ. И хочу сказать спасибо всем голодным и замерзавшим детям Великой Отечественной Войны. Спасибо, что вы выжили. Родили наших родителей, а они нас.

Вот как же Булычев так умеет писать, что я сама себя почувствовала этой девочкой Ниной?! И холодно мне было, как Нине, и кушать захотелось... И я увидела себя в той обстановке, и мне стало страшно. Я спросила себя: а выжила бы я? И я не знаю что ответить на этот вопрос...

Опять Булычев заставляет нас взглянуть на обычные вещи с другой стороны. Я же привыкла, что в холодильнике всегда есть суп или колбасы кусок. А тут совсем не так! И кусок хлеба — это счастье.

Я не очень знаю историю Великой Отечественной Войны. Но этот рассказ он для меня похож на фильм «В бой идут одни старики». Также сводит сердце, и слезы своей волей по щекам ползут. Очень и очень грустный рассказ. Хотя нет, не грустный, а душещипательный — уж и не знаю как точнее сказать. Очень честный рассказ. Он меня напугал в серьёз. Вернее сказать — мне стали сразу смешны мои проблемы по сравнению с замерзающей и сидящей в темноте Ниной и отсутствием куска хлеба......

Честно скажу, я сразу вспомнила любимую фразу моей бабушки — «главное, чтоб не было войны.»

upd. Я напиасала, что Кир Булычев ПИШЕТ. А уже давно нет, оказывается((( Простите за это. Женьке грустно(((

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Держись за меня.

Какой небольшой, яркий и трогательный рассказ. Замираешь от него и даже понимая, что автор действительно все сказал, ты жаждешь продолжения. Жаждешь той встречи, которую автор оставил за рассказом, для нашего воображения. Вот он удивительный талант, оставить финал открытым, но сказать все, дальше домысливаешь ты сам, но домысливаешь только в позитивном русле.

Начало рассказа удивительно простое, обыкновенное, как говорится — ничто не предвещало. Но произошло маленькое чудо соединились два далеких года 42 и 72. Соединились удивительным способом по кабелю телефона, один номер привязался к другому и оказалось таким важным, чтобы мужчина из 72-го поддержал, дал надежду девочке Нине из далекого, страшного 42-го, когда еще три года войны, голода и страха. Когда неизвестно, а останешься ли ты жив. Когда так страшно сидеть одной в темноте и ждать маму с работы, а придет ли она? Как же важен для этой девочки был звонок поддержки и надежды. Мы забываем о важности таких простых вещей, а они невероятно важны. Они должны быть вовремя, должны быть искренними с пониманием с кем ты говоришь, нужно уметь объединиться с человеком, оказаться в его 42, понять, какие конкретно слова важны. И в этом рассказе это произошло. И это делает рассказ удивительным, добрым, светлым, щемящим.

А еще рассказ удивителен информацией о времени. Артефакты из 42 и 72. Сигареты, которых сейчас уже нет, курица именно французская, цены, про которые можно забыть) Затемнение в 42 и поэтому электричка не может двигаться, мелькая вспышками окон и ты ее не можешь увидеть. Жизнь далекая, но знакомая.

Если вы не читали Булычева, то вы пропустили важную часть литературы, так что обязательно читайте этого автора. У него даже маленькие рассказы полезны и прекрасны.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочёл этот рассказ и понял, что Кир Булычев гораздо серьёзней и глубже, чем мне казалось до этого. Да, он прекрасный детский писатель и, если вдуматься, хорошо писать для детей гораздо сложнее, чем хорошо писать для взрослых, но в этом рассказе он раскрылся с неожиданной стороны. Следующей гранью автора стал для меня рассказ «О страхе».

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почти всегда Кир Булычев использует чужие сюжеты, пересказывая их по-своему. Этот рассказ тоже по заимствованному сюжету и тоже исключительно личный, почти интимный по интонации.

Но вот что тут интересно: Кир Булычев опять попал в точку проблемы. Для россиян (и для советских людей) не существовало и не существует никакого прошлого. Пушкин, Ленин, Шекспир и Чехов — современники каждого советского человека, хоть 50-х, хоть 60-х, хоть 70-х годов — и посейчас то же самое. Понятия движущегося времени в отечественной культуре нет. И Кир Булычев сыграл именно на этом. Всё происходит каждую минуту, синхронно. Вот сейчас Пушкин целится из пистолета в Дантеса, Ленин едет по Германии в пломбированном вагоне, Гагарин говорит в микрофон «Поехали!», это не прошлое, это сейчас. И потому герой без особого удивления беседует с девочкой из времён Второй Мировой Войны.

«Можно попросить...», по сути, логическое сюжетное развертывание прекрасного стихотворения Геннадия Шпаликова:

..А не то — рвану по снегу,

Кто меня вернёт?

И на валенках уеду

В сорок первый год.

В сорок первом угадаю

Там где — боже мой!

Моя мама молодая

И отец живой.

Это очень по советски, это очень лично и это задевает каждого читающего рассказ. Точный расчёт и исповедальность совмещаются идеально.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я хорошо помню эту книжечку, купленную в киоске в далёком 1976 году. Называлась она как-то обыденно — «Люди как люди». Меня привлекло то, что автора я уже знал под именем Кирилл Булычёв, его рассказ входил в один из томов «Антологии современной фантастики» — смешная и забавная история про девочку из будущего Алису. Кроме того, на обложке книги была магическая надпись «Библиотека советской фантастики», а такие книги я всегда покупал. Правда, попадались такие книжки нечасто.

Усевшись в скверике на скамейке я прочёл самый первый рассказ сборника «Можно попросить Нину?»

Уже сейчас я понимаю, что этот рассказ демонстрирует каких высот может достигать фантастика!

Это трогательная мистическая история об обычных хороших людях. Некий Вадим Сергеевич, живущий в 1972 году, совершает телефонный звонок своей девушке Нине. Но отвечает ему совсем другая Нина, девочка из далёкого сурового военного 1942 года. Происходит соединение времён, и этот фантастический приём позволяет Киру Булычёву создать трогательный рассказ невероятной силы о мужестве, доброте, благородстве, о силе человеческой души и таинстве сердца, не боящихся никаких преград.

Нет необходимости подробно пересказывать сюжет этого внешне вроде бы простого, но очень хорошего, восхитительного рассказа. Читатель это может сделать сам.

А мне ещё не раз в жизни приходилось возвращаться к этому произведению. И каждый раз — с комком в горле...

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть ещё совсем свежая экранизация, адаптированная под современность, действие происходит в марте 2020 года. Собственно, посмотрев по совету эту получасовую короткометражку, я и прочитал сам рассказ. Фильм называется «Временная связь», главный герой — бизнесмен, только что открывший ресторан, он ездит на джипе и звонит с сотового телефона. Причём, фильм получился очень даже хороший, пронзительный и эмоциональный. Тот редкий случай, когда современная экранизация вышла лучше, чем старая версия. Это, конечно, исключение, но хоть что-то хорошее в российском кинематографе. Всем настоятельно рекомендую!

Вероятно, фильм меня даже больше впечатлил, чем сам рассказ, что тоже является исключением и при этом нисколько не умоляет достоинств литературного произведения.

Да, сюжет довольно прост, вполне вероятно, что было создано множество произведений с подобным сюжетом, но главное тут — эмоциональная составляющая, морально-этический посыл, который вложил в рассказ уважаемый автор и смог уловить, интерпретировать и передать зрителю начинающий режиссёр.

Связь времён и их различие. Замороженная курица в холодильнике сегодня — это обыденный факт, но как удивляется девочка из военной Москвы наличию и того и другого! Мы со своими фитнесами, интернетами и высосанными из пальца проблемами и подросток из города, находящегося под налётами фашистской авиации, подросток, замерзающий в обесточенном доме, подросток, которому для выживания нужен лишь хлеб... И мы — сытые, разжиревшие настолько, что готовы платить деньги инструктору, чтобы тот посоветовал, как этот жир из нас вытрясти. Мы, заказывающие на алиэкспрессах беспроводные безделушки. Без конца ноющие, что нам, мол, надоело сидеть дома, что на улицу можно выйти только с собакой, что — ужас! — нам не дают пожарить шашлыки в парке...

Сравнивая эти два мира, понимаешь, что карантин, в котором мы оказались этой весной, — это вовсе не самое страшное, что может произойти.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересный рассказ. Хоть в нём и два главных действующих лица, но им получается сочувствовать, сопереживать, даже образы героев: маленькой девочки и взрослого Вадима Николаевича, прописываются очень ярко и убедительно. Короткие отрывистые диалоги просто пронизаны всей ситуацией военной Москвы: потеря продуктовой карточки как трагедия, еда как роскошь, свет и отопление из области фантастики... Просто начинаешь смотреть на мир через призму недоверия на других людей, образ врагов, образ недругов... желание Победы... и маленькое желание услышать сказку, в которой всё будет хорошо. И что оставалось Вадиму Николаевичу? Только рассказывать прошлое, но не только маленькой девочке, но и... звучит этот рассказ как исповедование перед самим собой, желание хоть как-то вдохнуть веру в маленькую девочку, которая сидит в холоде, голоде и страхе за завтрашний день. И продуктовая карточка... она стаёт как бы символом того, что сказка действительно прорывается в наш мир, что сказка может быть не только с красивыми словами, но и с хорошими делами... Окончание тоже подобрано очень даже отличное. Не было того, что я ожидал, но при этом читатель сам может додумать как именно всё завершилось. Точка поставлена именно в том моменте, где надо. Очень рекомендую к прочтению.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не хотел ничего писать. Все слова кажутся какими-то ненастоящими. Просто прочитайте рассказ, обязательно прочитайте.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ-ключ.

Что он откроет — зависит от Вас.

Его с трудом хватит на чашку чая, если бегло пробежать текст.

На него вряд ли хватит и зимнего вечера, если вы готовы порефлексировать и смаковать каждый образ и мысль,что посетят Вас при прочтении.

Я замер где-то посередине.

Хороший рассказ.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже не знаю, что сказать, уважаемый потенциальный читатель. Вернее – читателИ, потому что вас – как минимум — пятеро, РАЗНЫХ. Вот, в чем сложность-то.

*** Ежели ты не знаешь, кто такой Кир Булычев, то – прочти обязательно. Только до конца прочти. Булычев — Мастер слова, для его текстов спешка ни к чему, это не штампованные боевики, это фантастика в её высшем проявлении. Но речь — упаси, Господь – не о медлительности, которая – синоним скуке. Сам поймешь. Просто – не гони.

*** Ежели ты знаешь, кто такой Кир Булычев, и прочел практически всего, но – как и я – лопухнулся по глупости и конкретно этот рассказ не читал, то – всё просто: читаем.

*** Ежели ты знаешь, кто такой Кир Булычев, но не понимаешь, «…о чем спитч…», или – читал этот рассказ, но никаких восторгов не испытываешь и вообще теряешься в догадках…, то – осталось три варианта:

--- Для тебя Великая Отечественная – что-то из области глубокой древности, тем более, что «...в школе на всю эту войну – всего 4 часа во всей школьной программе…». Увы и ах, твоей вины – нет, ты просто так (вернее – «тогда») родился. Но вот этот рассказ – как раз и есть тот самый счастливый случай хоть что-то про ту войну ПОНЯТЬ. Перечитай. Но вдумчиво. Хуже не будет. Тем более – не такой уж длинный текст.

--- Ты успел «впитать в себя» ту массу информации о ВОВ, которую создали потомки победителей, и «…которую тебе настойчиво втискивали в голову…», но предпочитаешь жить днём сегодняшним, а всякие там «…сентименты отвлечённые – они для гимназисток…». Ты – поймешь. Сам. Просто чуть позже. И захочешь перечитать. Не забудь название.

--- Ты всё помнишь и всё понимаешь. Просто – не любишь фантастику. Ну, это ты – ЗРЯ! Вот конкретно ЭТОТ рассказ – это ВЕРШИНА фантастики, и любому боллитровскому тексту – 100 очков вперед даст! Но спорить я с тобой – не буду. Время – рассудит

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

В преддверии семидесятилетнего юбилея Победы, у детей в школе нешуточный ажиотаж по этому поводу. Исторические викторины на тему ВОВ, письма неизвестному солдату, инсценировки военных песен и т.д. и т.п. Нет, не подумайте, что я жалуюсь, наоборот, я тоже заразился этой приятной и торжественной суетой. И мне вдруг захотелось приобщиться к всеобщему настроению. Так как я уже не в том возрасте, что бы петь со сцены «Смуглянку» и выплясывать «Яблочко» в солдатских сапогах, то обратил свой взор на литературу. И мне сразу же вспомнился рассказ Кира Булычева «Можно попросить Нину?», который я тут же перечитал.

Вот как-то так получилось, что, вспоминая наиболее яркие для меня произведения про войну, мне на ум приходят «А зори здесь тихие» Бориса Васильева и эта коротенькая, но впечатляющая, по наполнению и силе эмоций, история. Может показаться, что рассказ и не про Великую Отечественную вовсе, нет там залпов танковых орудий, трассирующих пуль во тьме, нет и отважных подвигов. Но там есть отрывок жизни длиною всего лишь в телефонный разговор, за которым мы видим очень многое — страх и боль того времени, надежду не только в Победу, но и в лучшее, полное необыкновенной жизни будущее. Но это только с одной стороны — если смотреть глазами Нины. С другой стороны телефонного провода мы вместе с Вадимом вспоминаем цену, уплаченную за мир, мы видим наше настоящее не как банальную данность, а так как должны видеть его, ценя каждый миг, каждую улыбку, любой пустяк, напоминающий нам о драгоценном даре оставленный нам отцами и дедами.

У меня, конечно, это звучит пафосно, а вот у Кира Булычева, несмотря на фантастический замысел произведения, выглядит это очень человечно и по-душевному пронзительно.

Обязательно прочитайте этот рассказ, сходите к Вечному огню, возложите цветы, помолчите минутку и не забудьте поздравить своих родных и близких с праздником Великой Победы.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В настоящее время мы уже не мыслим себя без телефонной связи: деловые переговоры, пустой треп с друзьями, заказ такси или пиццы... И практически всегда звонок связывает с тем, с кем нужно. Часто слышим «абонент временно недоступен», гораздо реже трубку может взять незнакомец.

И совсем фантастически звонок связал двух людей – юную девочку из 1942 года и зрелого мужчину из 1972 года. Причем эта связь сохранилась устойчивой на протяжении нескольких звонков, позволившим нашим героям осознать разделяющую их пропасть. Одному – провалиться в воспоминания тридцатилетней давности и помочь голодающей девочке, не только дав надежду на долгожданную победу, но и реальной подсказкой, где можно взять потерянную им в далеком детстве хлебную карточку. А второй – сохранить на долгие годы благодарность к незнакомому человеку.

Шикарный рассказ. Цепляет чувства и задевает сострадательные струны души. Оказывается, у рассказа есть 2 экранизации: «Что-то с телефоном» 1979г. и «Дорогой Вадим Николаевич» 2014г. Тут же посмотрела обе – замечательно!

Оценка: 9
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о том, как близко от каждого из нас находится чудо. Случайный телефонный звонок, загадочное переплетение электрических волн или какие там волны у телефонной связи, и герой из года 1972 слышит голос героини из года 1942. Эти люди никогда не знали друг друга, хотя поначалу кажется, что герой соединился со своей Ниной, только на тридцать лет моложе. Но нет, Нина другая, в жизни этих людей не будет пересечений и пылких чувств. Будут лишь хлебные карточки, потерянные в прошлом и подаренные из будущего. И благодарная память длиною в жизнь. Чудо случилось непонятно как, непонятно почему, непонятно зачем. Оно не имеет объяснения, не меняет кардинально жизнь героев, заставляя посвящать все свое время раскрытию тайны. Оно просто есть. И этого достаточно. Восхитительно трогательный рассказ, похожий на рождественскую сказку. Он оставляет ощущение тихой радости, как и должно быть при прикосновении к чуду.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх