fantlab ru

Сергей Лукьяненко «Звёзды — холодные игрушки»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.42
Оценок:
6623
Моя оценка:
-

подробнее

Звёзды — холодные игрушки

Роман, год; роман-эпопея «Звёзды — холодные игрушки»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 203
Аннотация:

Сильные Расы решили уничтожить человечество. Пётр Хрумов вместе с друзьями отправляется в Глубокий Космос, чтобы найти там спасение и отменить смертный приговор.

Другая аннотация:

Полеты к звездам и встреча с иными цивилизациями оказались совсем не похожи на то, какими их описывали фантасты. Земляне опоздали — Галактика уже поделена между Сильными расами, другим же, более молодым цивилизациям отведена роль винтиков в этой сложной и одновременно простой структуре межзвездного сообщества — они могут делать только то, что у них получается лучше других, и не замахиваться на большее. И люди были вынуждены смириться с участью космических извозчиков, потому что их корабли — примитивные ракеты, шаттлы, челноки — оказались самыми быстрыми кораблями в Галактике. Оказалось, что только люди могут выжить в момент «джампа» — моментального прыжка на расстояние в несколько световых лет. Однако смирится ли человечество со столь незавидной ролью, удовлетворится ли оно торговлей космическими безделушками — или все же попытается найти свой путь и встать вровень с Сильными?..


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 312

Активный словарный запас: средний (2906 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Звезды - холодные игрушки
1997 г.
Звезды - холодные игрушки. Звездная Тень
2002 г.
Звезды — холодные игрушки
2004 г.
Звезды - холодные игрушки
2006 г.
Звезды - холодные игрушки. Звездная Тень
2007 г.
Джамп
2014 г.
Звезды — холодные игрушки
2017 г.
Холодные звезды
2019 г.
Звезды — холодные игрушки. Звездная тень
2019 г.
Джамп: Звезды — холодные игрушки. Звездная Тень
2021 г.

Аудиокниги:

Звезды - холодные игрушки
2006 г.
Звезды - холодные игрушки
2006 г.

Издания на иностранных языках:

Zimne błyskotki gwiazd
2003 г.
(польский)
Zimne błyskotki gwiazd
2003 г.
(польский)
Hvězdy, ty studené hračky
2006 г.
(чешский)
Žvaigždės - šalti žaislai
2007 г.
(литовский)
Студени играчки са звездите
2008 г.
(болгарский)
Sternenspiel
2009 г.
(немецкий)
Ugrás az űrbe
2009 г.
(венгерский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Будущее — то ли близкое, то ли далекое. Россия окончательно скатилась к упадку в общественной и научной сфере и больше не играет главенствующей роли в освоении космического пространства. Да и само человечество не заняло высокой ступеньки в лестнице межзвездного Конклава цивилизаций — даже крысоподобные алари и то находятся выше землян в табели о рангах. Лучшие из людей работают космическими извозчиками, доставляя грузы от звезды к звезде. А всё потому, что им доступен jump-engine (прыжковый движитель) — единственное в обозримой Вселенной устройство мгновенного перемещения в безвоздушном пространстве. Если б не оно, землян бы давно уже уничтожили «сильные расы» Галактики, верховодящие в межзвездном Конклаве. Но самые умные из людей прекрасно понимают, что смертный приговор отменили временно и дамоклов меч по-прежнему продолжает висеть над Землей, угрожая сорваться нам на головы в тот момент, когда закончится монополия людей на прыжковый двигатель. И вот в один прекрасный день появляется новая неприятность: в пределы Галактики вторгается целая планета «чужих», ведущих весьма агрессивную экспансию ассимиляционного толка. Беда состоит в том, что инопланетяне, которых называют Геометрами за их любовь к строгим геометрическим формам, как две капли воды похожи на людей...

Уже в который раз я с горечью отмечаю: «завязка романа очень интригующая, а вот его реализация...» Когда я читал роман в первый раз 20 лет тому назад он показался мне неплохим. Но лишь по той причине, что я не имел тогда возможности ознакомиться с похожими произведениями зарубежных писателей. А после того, как я это сделал, творение Лукьяненко перестало казаться мне великим. Второе чтение выявило в нем целую кучу нестыковок и противоречий, а высокая патетика и экзальтация рассуждений главного героя откровенно испортила всю имеющуюся интригу. Честно говоря, таков уж стиль российско-казахского писателя: чувства своих героев он не может описывать без высокого душевного надрыва. В итоге они (чувства) приобретают фальшь и перестают действовать на критичного читателя. Второй недостаток писателя заключается в непомерном растягивании повествования путем введения в него огромного количества отвлеченных рассуждений на социальные и высокоморальные темы. Такое впечатление, что автор пишет не фантастическое произведение, а философский труд о человеческом естестве. Неужели нельзя было сделать это более скрытно и незаметно, как это делали Брэдбери, Желязны и Азимов? У них ведь тоже имеется социальная фантастика, только она менее навязчива и не пытается обратить читателя в свою веру.

Что же касается нарисованного автором мира будущего, то здесь достоинств больше, чем в философии. Однако, некоторые натяжки всё же имеются. Допустим, что деление на сильные и слабые космические расы еще хоть как-то правдоподобно, но вот сами расы явно «притянуты за уши». Разве можно поверить в то, что в космосе окажутся крысы-переростки и разумные вараны-телепаты? Насчет разумных амеб я и вовсе деликатно промолчу! Кто хорошо учил историю с биологией, вспомнит, что все млекопитающие в эпоху динозавров тоже были такими вот «крысами», обитающими в земляных норах. Но, благодаря эволюции, превратились-таки в разумных антропоидов. Почему же на другой планете Природа стала выдумывать альтернативные варианты? Она, как известно, не терпит пустоты и не наступает на грабли дважды подряд. Но, с точки зрения автора, МНОГОКРАТНО сделала эту ошибку на чужеземных расах. Как же так?? Второй недостаток можно наблюдать уже в мире Геометров. Оказывается, они «прогрессировали» до разумности соседние с ними расы, которые разумными, впрочем, не выглядят. Речь идет о т.н. «гибких», «шерстистых» и «маленьких» друзьях. Вы не находите, что в этих названиях присутствует определенный цинизм и шовинизм? Кто не верит в это, посмотрите, чем именно занимаются эти «друзья» в Матушкином мире («гибкие друзья», например, работают охранниками концлагерей). Это, что ль, и есть высокоморальная культура общения в действии? Удивительно, как этим питонам еще не предложили чистить канализационные трубы, для которых они просто созданы эволюционно!

С социальной структурой общества Геометров тоже обстоит не очень хорошо. Понятно, что автор пытался выстроить на планете что-то вроде сталинского общества «всеобщего равенства» с завуалированной диктатурой Наставников. Только вот вышло у него это очень неубедительно и фальшиво — хотя бы потому, что автор не дает нам возможности «заглянуть» внутрь одного из Наставников. В романе они представляют из себя своеобразные «черные ящики», судить о которых приходится чисто по их поведению и внешнему виду. В результате, даже электронный мозг корабля в сравнении с ними кажется более живым и приятным в общении.

Впрочем, даже в человеческом обществе автор выдумывает такие несуразные сказки, от которых хочется уже не смеяться, а плакать. Возьмите отношения между главгероем и его «дедом». Не будем разбираться, почему деда так уважают президенты всех стран, а остановимся только на его воспитании «внука». Во-первых, это воспитание основано на лжи, что само по себе уже до добра не доведет (ибо ложь рано или поздно становится видимой всем сторонам). Во-вторых, воспитание «деда» имеет далеко-идущие цели: сделать «внука» своего рода «засланным казачком», без устали таскающего каштаны из огня для своего «родственника». Выходит, профессию космолетчика выбрал не сам герой романа, а дальновидный и расчетливый Андрей Валентинович. В чем же тогда мораль? Что подрастающий малец не имеет права на собственный выбор? Чем же тогда человеческая культура оказывается лучше культуры Геометров? Формы у них разные, но суть одна: личность — всего лишь винтик в общественной системе, собственным мнением которого можно пренебречь.

Не буду утомлять вас остальными претензиями к автору: и так уже ясно, к чему я клоню. Печально осознавать, что писатель не продумал как следует сюжет своего произведения и линию поведения своего героя. Вот почему я лично не сопереживал его похождениям, а, скорее, досадовал по причине неразумности его поступков. Особенно, когда он стал практически неуязвимым благодаря вмешательству куалькуа. Такому маньяку — и сверхспособности?? Да вы шутите, мистер писатель! Если все отечественные маньяки прочитают сей труд, они только утвердятся в собственной значимости и необходимости! Нельзя же так открыто пропагандировать садизм и эгоизм...

Вердикт однозначен: не до конца проработанное произведение с хорошей задумкой и сомнительной моралью. К чтению молодым поколением не рекомендуется.

--------------

РЕЗЮМЕ: история обычного русского космолетчика, сумевшего стать знаковой фигурой в условиях инопланетного нашествия. Написано слишком фальшиво для того, чтобы называть главного персонажа героем произведения.

Оценка: 6
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Некоторое время назад меня мучил вопрос: философ Лукьяненко или нет? Всё-таки склонился к мнению, что нет — идеито зачастую он обыгрывает не свои, а заимствованные. Важно ли это? Честно говоря, не очень — Лукьяненко — талантливый писатель, читать его почти всегда интересно, а уж что он откуда взял — не наша забота. Итак, один из ранних романов — «Звёзды — холодные игрушки».

Всё-таки Сергей здесь более вдумчив, чем в «Линии грёз», или в «Лорде с планеты Земля». По сути, Лукьяненко вторгся на бурные просторы социальной фантастики, размышляя об обществе, правда, не о нашем, а фантастическом. линия Петра Хрумова на Земле и близлежащих пространствах — так, для затравки. Самое интересное начинается после первой половины книги, когда главгерой попадает на планету Геометров.

Любой более или менее знакомый с советской фантастикой сразу узнает это общество. Есть наставники, а есть те, кого они наставляют. Вот и всё общество. Коммунизм? Ан нет, не угадали. Элитаризм это, чистой воды. И речь тут идёт даже не об имущественном расслоении. Просто одна часть (малая) человечества указывает другой (большей), как они должны думать, и что делать. Помните, в чём сила строя, скажем, Великого Кольца, или «Полдня»? В индивидуальности. Никаких ограничений — развитие в человеке лучшего, всесторонне развитие. По сути их мир регулируется сам собой — каждый человек действует в интересах других, но одновременно — и в своих. Геометры — не то. Здесь идёт жесткое воспитание, отсев, резкое обрубание кажущегося лишним. Это не мир воспитания — это мир программирования.

Отсюда и их внешняя политика. Подчинение иных цивилизаций не путём их развития, а путём их регресса. Здесь юный Максим Каммерер смог бы творить всё что угодно на Саракше. Румата Эсторский не был бы наблюдателем — он стал бы проповедником, смело берущим меч в защиту своей идеи, своей морали. Таковы геометры — та самая «утопия, в которой прекрасно жить с точки зрения разума, и ужасно — для души».

Это интересно. Лукьяненко, отказавшись от боёвки на этот раз, предпочёл вести полемику с классиками, показать недостатки сотворённого их воображением общества. Хотя можно ли здесь говорить о полемике? В конце концов, вопросы здесь поставлены несколько по иному. Не то, к чему нужно стремится, а что может произойти — в этом плане примерно похоже ответили уже и сами Стругацкие, и Ефремов. Но не будем придираться — хорошей оценки Лукьяненко вполне заслужил.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как же удобно писать фантастику в форме полусказки — ограничений практически никаких. Наряду с правдоподобным можно вставлять и кое-что малоправдоподобное, а кое-где и вовсе явную выдумку. С фантазией Лукьяненко и его умением писать интересно в этом случае можно очень увлекательные книги делать. Только вот такие книги, увы, получаются чисто развлекательными, без мысли.

Впрочем автор, писавший свой роман в конце 90-х, попытался рассказать/показать читателю, как плох тот мир, где ограничивают демократию и где нет полных свобод для каждой отдельной личности (мир Геометров). И как здорово жить в стране (нашей будущей России) с полной демократией, где каждый может запросто взять и угнать космический корабль «Буран». Думается, получилось это у него не очень убедительно.

А вот ещё одна примета тех далёких 90-х: в отличии от великолепного, недостижимого, супердемократичного западного мира в будущей России Лукьяненко всё ещё полный бардак.

Но для развлекательного чтива роман получился очень и очень неплохой. Только, всё-таки, жалко, что нынешний российский фантаст №1, в отличии от братьев Стругацких, пишет только чистую развлекуху....

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ранний Лукьяненко. Романтик и еще почти не циник. Очень интересно распределение ролей в галактике. И карикатурно-идеальный мир, препарируемый главным героем изнутри. Причем, главным героем, который в нашем мире считался чересчур правильным и практически идеальным... Всё остальное — лишь подводка или экшен-вставки, чтобы читатель не заскучал.

Читается легко, действий мало, ждем продолжения банкета — принимаемся за второй том.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое, что бросается в глаза при чтении «Звёзд», это то, что мы практически дожили до событий книги. Ведь речь в ней, как легко подсчитать, о середине 30-х годов XXI века. При этом в деталях автор существенно промахнулся, в книге упоминаются видеомагнитофоны, «Трансаэро» и пленочный фотоаппарат, а чтобы поиграть с соседом нужен свободный телефон. Впору переиздавать книгу с учётом реалий.

При этом Сергею Лукьяненко удалось придумать то, что устареет ещё не скоро — оригинальные расы Конклава, это вам не разумные кошки, кони и прочие медведи. Но все эти хикси, куалькуа и счётчики с алари остаются на периферии повествования, на первый план выходит псевдокоммунистическое общество Геометров, хоть никакого коммунизма там и близко нет, у Геометров общество кастовое, пусть кастовая принадлежность и не передаётся по наследству. О чём-то таком мечтали герои только что прочитанного мной романа Акунина, а вероятно и он сам. И никакого отрицания идей Ефремова и Стругацких я здесь не вижу. Тут скорее альтернативный взгляд на развитие общества, а что было бы, пойди История немного иначе.

Написав этот роман и его продолжение, Лукьяненко положил свой правильный и качественно обожжённый кирпич в здание русской фантастики, уверенно заявив о масштабе своих притязаний. И пусть в последующие годы писатель в угоду популярности стал создавать миры несколько более соответствующие массовому вкусу — зомби, вампиры и прочие маги нулевого уровня — звание главного российского фантаста нашего времени он завоевал именно тогда, на стыке веков.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не настолько глубоко погружен в фантастику, чтоб однозначно судить отсылки к каким авторам или откуда заимствования здесь присутствуют. Уже называли как минимум троих авторов в этом ключе. И я склонен этому верить, так как могу сказать, что мне самому чужой мир, мир наставников и интернатов ориентированный на экспансию, напомнил мир победившего коммунизма Стругацких, мир Полдня, только к прогрессорам добавлены ещё регрессоры. Но Лукьяненко его не копировал, это больше похоже на ответ Стругацким на их мир. А поскольку мир Полдня у меня вызывал скорее отторжение чем восторженность, то мне и понравился ответ Лукьяненко на этот мир.

Но у Лукьяненко много своих тараканов. Эта книга выглядит по детски простоватой, лёгкой и наигранной. Да, простой слог автора импонирует и способствует приятному чтению, но как-то всё так состыковано неравномерно и шероховато, с одной стороны какая-никакая философия, с другой стороны всю первую часть, я бы назвал дилетантской и слабо связанной с приключениями в мире чужих.

Подобно как я читал Обручева Земля Санникова, ещё в те времена душа русского мужика болела за отданной Аляской, так и здесь автору болит Крым, в его будущем единственной возможностью избежать войны между Россией и Украиной стал статус Крыма, как независимого государства. А ещё Россия успела отдать в концессию Китаю значительную часть своей территории на 90 лет. И с такими проблемами эти люди в будущем собираются судить мораль чужих??

Из того что я уже читал у Лукьяненко мне всё показалось интересным и увлекательным, идеи, решения, концепции. Но вот их реализация часто портила позитив и не давала выставить высокую оценку. Так и здесь, продравшись сквозь первую часть, читать было интересно, но до грандов философской, социальной или научной фантастики автору ой как далеко. Через каждых несколько десятков страниц хотелось воскликнуть уже по Станиславскому — Не верю! Не убедительно, не реалистично. Начиная от деда, который один такой умный, так давно что-то такое понял и задумал, что для реализации своего плана взял и воспитал ребёнка из детдома, и до неубедительных рас чужих.

Теперь подробнее. Для чего убежал Пётр с Земли и угнал корабль, что такого, из того о чём переживал его якобы дед, достигла Земля от его миссии? Это каким же путём должна была идти эволюция, чтоб получились столь разительно не похожие на людей расы чужих? Я легко могу поверить в разумный океан Лема (Солярис), но не в разумных пиявок (гибкие) — это типичные животные-монстры; не в калькуа (как они развились, как вышли в космос, где их разумный симбиот? Или же они не могут быть самостоятельной расой). А счётчики? Как они могли возникнуть, неужели расы во вселенной столь различны, а техника имеет столь одинаковые принципы? И это всё слабые расы вместе с землянами с их уникальным прыжком! А чем тогда их могут превосходить сильные? Это при том, что их так легко может крушить один кораблик геометров, а Пётр в конце романа в спайке с калькуа включает режим god и легко крушит самих геометров, — какие они после этого могут быть «слабые расы»?

Военная мощь сильных зиждется на расе слабых алари. Где логика? Какие они после этого сильные, а те слабые? Более просвещённая Русь упала под ударом более диких татаро-монгол, а Рим — под ударом варваров. Это я к тому, что более сильная в итоге раса — это более зубастая раса, а никак не более философская или ещё как-то. Далее, в космосе встречена новая раса, генетически как земляне, но не земляне. Это как? Это только меня смущает? Я понимаю, что в продолжении автор должен это как-то обыграть, но здесь почему никто не пытается развить какие-то выводы? А Хрумов ведёт себя не как с родственными собратьями, а как бесстрастный исследователь чужих? А почему «Геометры»? просто потому, что материк сделали круглым? А ещё где-то проявлялась страсть к геометрии? Нет? И этого достаточно, чтоб избрать для них такое странное название?

И это я избегал повторять странности и нестыковки уже упомянутые в других отзывах.

Оценка: 7
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Холодные ватрушки».

Жуть. Мир не проработан, куча нестыковок даже по срокам — операцию для первой части вроде как просчитывали 3 года, но при этом повод для операции появился совсем недавно. И вообще первая часть высосана из пальца —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
если чужим нужен был главный герой, то на кой было преодолевая кучу трудностей сначала переться с ним на землю, а потом чуть ли не с боем вырываться с земли

Мораль на детском уровне. Как всё это воспринимать — вообще не ясно. То ли как самостоятельное призведение, то ли как стеб над прогрессорами от Стругацких.

Пунктик относительно алкоголя заслуживает отдельного упоминания. Я так и не понял, был ли день, когда главный герой просыхал? Возможно, когда память стерли, правда не на долго. Прилетел к геометрам и снова накатил.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересно перечитывать этот роман спустя 20 лет после его написания, то есть близко во времени к описанному в романе будущему. Чувствуется принадлежность автора к эпохе 1990-х. В его мире будущего есть CD-диски, японские видеомагнитофоны, почившая в бозе «Трансаэро». В самолетах еще разрешено курить, россияне передвигаются по дорогам на «Жигулях» и «Икарусах». Интернета и мобильных телефонов нет. При этом некоторые технические фишки автор угадал: в центре Москвы платные парковки, а программы на ТВ можно записывать и стирать. Прогресс двигается очень быстро, и при жизни моего поколения (я родился в 1970-х) идет уже третья техническая эпоха — и даже такому сильному фантасту трудно заглянуть на 20-30 лет вперед и угадать куда он пойдет. С точки зрения политики версия будущего тоже любопытна и тоже понятно, что построена на предпосылках середины девяностых годов: российское правительство сдает в аренду канадцам целые территории в Сибири, на востоке Великий Китай кажется скорее угрозой, чем партнером; между Россией и Украиной действительно произошел конфликт из-за Крыма, но тот стал независимым государством, а не частью РФ.

Роман этот — один их моих любимых у Лукьяненко. Он не столько о космосе, и том, что там нас может ждать — сколько о землянах и конкуренции культур на Земле. Это у нас Сильные «расы» распоряжаются судьбами Слабых, у нас есть доминирующие и подчиненные культуры и блоки наций, и связанные с этим моральные проблемы. Первая часть дилогии рассказывает о судьбе как индивидуума в этой системе (семья — Петр Хрумов, общество — Ник Ример), так и целых цивилизаций (подавленная Земля в рамках Конклава). Цивилизация Геометров — это доведенная до совершенства модель подавления. Сначала с помощью лжи и двойных стандартов морали подравниваются под одну гребенку члены общества (лишаются самостоятельности и права выбора, эмоционального наполнения жизни, то есть люди превращаются в «винтики»), затем: уничтожение конкурирующей расы, подавление и превращение в слуг соседей по ближнему космосу, и в итоге — бегство от Тени, альтернативной мегацивилизации абсолютной свободы. Самоизоляция и тупик.

Геометры в «ЗХИ» — самое интересное. Это модель развития, которую мы могли бы пройти, как цивилизация. Не зря все прочие расы не похожи на людей, а Геометры (и Тень, кстати) физически копия землян. Аллюзии на мир Полдня АБС не случайны. Это мир победившей идеи (распространения «дружбы»), которая оказалась важнее человека и его свобод. Неважно какая идея используется, коммунистическая или иная — в итоге диктат любой идеологии может привести к такому результату. Герой-землянин, даже выросший под гиперопекой «деда», этот путь отвергает, и с помощью встреченной в космосе сверхсилы, Куалькуа — которую он в один момент даже сравнивает с Богом — противостоит Геометрам, сворачивает с пути «дружбы» с Геометрами, хотя смертельная ситуация всей логикой подталкивает к союзу с ними, и даже главный авторитет четырех рас-заговорщиков — Андрей Хрумов, выступает за этот союз. Стремление к свободному развитию важнее, и этот путь в итоге более выгоден и человечен, но об этом во второй книге, «Звездная Тень». Любопытно, что в момент главного выбора, который делает герой, соединивший в себе Ника Римера и Петра Хрумова, умирают оба его Наставника, с планеты Геометров и земной.

PS. С точки зрения истории и коллективной психологии альтернатива «пути Геометров» представляется фантастической. Иерархический инстинкт всегда будет работать и выстраивать «пирамиду», на вершине которой будут располагаться более сильные культуры. Как этот инстинкт отключить или перенаправить его энергию в безопасное русло — могло бы стать темой для отдельной книги.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это мой первый отзыв к книге, ибо обычно я люблю описывать впечатление о фильмах. Но тут просто хочется выговориться. Просто хочется сказать автору и другим читателям свои соображения! Ну не могу сдержаться, простите.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Книга была написано в 1997 году. СССР развалился, половина населения мечтает жить как в США, половина бедствует, третья половина (ого, сколько половинок) захватывает власть силовым путем. В общем, в стране идейный и экономический кризис. Мы отказались от коммунизма (нас принудили наши вожди) и теперь ищем «свой» путь. И автор стал заложником своего времени. И это обидно. Ведь истинные мастера и творцы должны быть вне времени, но в реальности к сожалению это не так. Лукьяненко, один из моих любимых писателей, стал обычным продуктом своего времени. И как это проявляется в книге?

ГГ встречает расу людей (протитип взят с СССР, а точнее с того, чем СССР хотел стать по мнению автора), которые достигли социального равенства, которые живут в мире на своей планете в гармонии. Все относительно «счастливы». До этого момента мне было интересно читать, а дальше просто ужас, настоящая жесть. С каждой новой строчкой я всё меньше начинал ассоциировать себя с ГГ. Герой видит что-то в одной из версий построенного коммунизма и называет этой мерзостью, другое называет подлостью, третье называет ложью и т.д. Причем автор даже не пытается обосновать позицию гг, он всё объясняет «ну я так вижу, это мое мнение» или «это противно моему нутру» и всё в таком духе. И так постоянно. Что за бред? Ну не нравится тебе коммунизм, ну объясни свою позицию, обоснуй свою неприязнь. В итоге всё скатывается в демагогию о «душе», «свободе», «выборе» и прочей абстрактной ереси. Да, мир Геометров не совершеннен, ибо его придумал Лукьяненко, но вместо адекватной критики: одни эмоции.

И на мой взгляд это прекрасно демонстрирует эпоху 90-х. В народе взращивалась, как в 50-60-хх годах прошлого века в Америке, ненависть к коммунизму, к любым коммунистическим идеям, беспочвенная, чисто эмоциональная. Вот тебе показывают котенка и говорят: это мерзость, это противно человечеству, это против твоей души. Всё, никакой конкретики, одни абстракции и оценочные мнения. И так ГГ: «ты подлец, ты мерзость, ты сякой, мне не нравится, я никогда не буду этого понимать.»

Лично я при чтении находил косяки в мире Геометрии. Мне хотелось ее критиковать, но в той бесовской манере, что ГГ. Например, с чего вдруг при выборе профессии для геометров наставник и друзья выдают лишь один вариант? Это бессмысленно, не может быть человек настолько узколобым имбецилом с IQ ниже 20, чтобы лишь 1 профессия из миллиона ему подходила. Сама идея выбора профессии на основании характера — разумна. Но профессии бывают из смежных областей, зачастую обязанности схожи в разных профессиях, зачастую люди делают одно и то же, но просто разными инструментами и в разных условиях. Что за бред с одним вариантом? Они должны были ему предложитЬ, как наставник и друзья, на выбор сотню вариантов как минимум. Иначе в итоге выходит, что геометры ни чем не отличаются от нас. Ибо один вариант — это то же самое, что бесконечное количество вариантов. Два конца одной палки. В мире капитализма ты можешь быть кем угодно, но при этом всё равно большинство отталкивается от тех условий в которых находятся. Большинство выбирают из того, что им дадут условия внешние. Отсюда несчастливая работа для большинства. Ведь если ты бедняк, то выбирать ты будешь не из тех профессий, что требуют высшего образования. А если ты сын олигарха, то скорее всего найдешь место в одной из фирмой, которыми управляют друзья твоего отца. а потом и свою фирму откроешь. Но в обоих случаях ты выбираешь не из всего множество, а из того что тебе доступно по рождению. Т.е. выбора особого нет, он навязан. Как и в мире геометров Лукьяненко. Да, там скорее всего тебе понравится профессия, что тебе подходит идеально, но почему нельзя предложить 100 вариантов? Почему? Зачем настолько лишать личность выбора? Это иррационально.

И вот главный герой смотрит как люди голые ходят и ему противно. Господи, ну что за бред? Особенно бредово это читается в 2017 году, году толерастии и всепонимания всяких меньшинств. И так всю книгу. Видит что-то, что не входит в его рамки ЕГО моральных ценностей и всё, сразу идут словечки «что это ему никогда не понравится», «он никогда не сможет их понять и т.п.». Как будто подошли к работорговцу в америке в 18 веке и сказали, что держать людей за рабов — это плохо. Нет, вы че, он никогда не поймет этих идей. Его деды еще занимались работорговлей, с чего вдруг это плохо?

В мире этой книге Земля — это Россия. Сильные расы — это Америка и Европа, которые уже успели развить капитализм, а мы только только в него вступили со своей нефтью и газом. Далекая раса Геометров — это утопические мечты развалившегося СССР. И вот главный герой прыгает между всем этим, выдавая свою моральную оценку налево и направо, и отвергая всё, потому что ГГ — другой, Он не такой, ему противны все эти вещи. Сука, аж тошнит от него. Девочка какая то да. Даже позицию не может отстоять, одни лишь эмоциональные оскорбления, да распускание рук.

Вот зачем он ударил Наставника? Да, наставник наблюдает в камерах за детьми в душе и т.п., потому что все наставники это делают на планете. И тут не было педофильских мотивов. Это просто мера контроля, как например то, что мы запрещаем детям избивать друг друга на территории школы, мы учим детей сейчас решать проблемы дипломатией, а не силой. У нас по улице ходят конечно имбецилы, которые готовы в очереди за хлебом избить человека из-за мелочи, но большинство сдерживают себя. И это навязанная обществом модель поведения. С чего вдруг другая модель заставила ГГ ударить наставника Пера? ЧТо за бред? Где мотив удара? Он так возмутился, что те контролируют детей и влияют на них? Так это было всегда и везде. Любое общество навязывает модель поведения детям, иначе это общество существовать перестанет. Мы все — продукты этого общества. Как и сам Автор, который не смог выйти за рамки 90-х годов и тех настроений.

Автору не нравится, когда навязывается модель поведения и он за то, чтобы миры развивались сами? Ну так алё, глобализация мать твою, слышал о ней? Когда в мире наступила глобализация, то сильные капиталистические страны стали распространять свою идеологию на феодальные. И так как капитализм эффективнее, он победил. Путем навязывания. Идея распространяется в среде, не изолированной, если она сильнее других идей. Как только в мире Автора изобрели «джамп», всё, наша планета стала частью сообщества Сильных. И началось противостояние идей Сильных и наших. А так как сильные развиты лучше, то их бы идея/философия/мировосприятие и распространилась. Единственный путь: уничтожить все дороги, чтобы все жили отдельно и не могли коммуницировать между собой, тогда никто ничего навязывать не будет. Но автору претит мысль, что Геометры ходят и навязывают всем коммунизм. Ну так если они это не будут делать, то им навяжут капитализм Сильные, другого пути нет. Нельзя жить и общаться и никак друг на друга не влиять. Либо навязывание идей (борьба идей, противопоставление, столкновение), либо полная изоляция. Вот СССР отказался от идеи мировой революции и капиталистические страны его поглотили. Ибо сидеть в защите — это тупик, рано или поздно стены рухнут.

И непонятен еще один момент. Если Геометры занимались экспансией идеи своей версии коммунизма, то значит у них должны быть мощные системы манипуляций (как в капитализме работа СМИ и вдалбливание в голову идеи, что каждый может и должен стать предпринимателей и разбогатеть, а также повторение до смерти мантры про неприкосновенность частной собственности и свободу. Особенно про свободу выбора и прочую абстрактную ересь, которой в капитализме нет, но иллюзия которой вдалбливается в головы людей). Как то ведь Геометры двух друзей заманили в свою секту? Так почему они с такой мощной развитой системой навязывания идеи держат девиантов в санаториях, где те просто сидят и работают? Что за бред?? Если уж они своих преступников не могут перевоспитать, то куда им лезть в другие расы и культуры со своей немощностью? Просто бред и ахинея.

И почему в мире Геометров детей с критическим взглядом на жизнь называют трудной группой? Это автор намекает, что коммунизм — это общество тупых идиотов-фанатиков? А при капитализме значит все критические? Почему тогда всеобщее бесплатное образование на уровне выше «читать и писать» ввели при коммунизме, а не при капитализме? При капитализме нужно общество потребителей и мелкая прослойка элиты для элитных школ вроде Оксфорда. Вот и всё. Коммунизм не может существовать на одной лишь идейной составляющей, там нужен интеллект и здравый взгляд на мир. И автор описывает, что при обучении истории там еще и обучали анализу. И при этом вдруг зачем то скрыли факт, что Виг-вонючий отравил всех чумой. Как это связывается воедино? С одной стороны учим анализировать, с другой скрываем факты? Да, это был косяк СССР, но там никто ничего не скрывал, там умалчивали и делали акценты неверные, но знания были доступны. И вообще, только развитый человек с критическим мышлением способен жить в полноценном коммунизме, иначе если ты не можешь мыслить, то значит будешь руководствоваться эмоциональными позывами. Хочу украсть? Пойду украду. Хочу ударить человека? Пойду ударю. Хочу обмануть? Пойду обману. Такое общество снова скатится в общество хищников и эксплуатации людей людьми, вроде капитализма. Безмозглое общество не сможет проконтролировать Мировой Совет, дабы тот не решил всю власть забрать себе путем политических интриг. Такое общество не сможет отличить популиста от человека дела. Такое общество обречено быть стадом, обречено быть обществом потребителей.

В итоге я оказался в шоке. Когда книга закончилась, я был переполнен смешанными чувствами. С одной стороны да, прикольно, интересный космос, расы, интересно описал попадание шпиона в мир Геометров. А с другой абсолютно неадекватная реакция и оценка автором/ГГ происходящих событий. Причем морализаторство на метр квадратный просто зашкаливает. И никакой конкретной критики, одни абстракции. Одни безосновательные эмоции. Стоит герою увидеть что-то, что слегка отличается от того, к чему он привык, он сразу либо бьет кого-то, либо начинает всех оскорблять. Как такому чму сопереживать? Он больше похож на безмозглую домохозяйку, чем на того парня, которого вырастил Дед, обучая с детства критического взгляду.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ув. AlisterOrm так замечательно разобрал образную составляющую романа, что и добавить, собственно, даже нечего. Поэтому пройдусь кратко по его ТТХ, если можно так выразиться. «Звёзды — холодные игрушки» — это тот редкий случай, когда Сергей Васильевич не растянул удачную задумку на серию унылых продолжений, а сделал всё максимально качественно и добротно.

Здесь всё в тему:

Философский подтекст — уместен и не доминирует над остальными составляющими.

Динамика — чётко в меру, никаких перегибов и тупого крошева.

Вселенная — интересная и довольно чётко обрисованная.

Оригинальная задумка — не то, чтобы слишком уж и оригинальная, но всё это щедро сдобрено всякими авторскими интересностями и обставлено почти безупречно.

Язык — простой и живой. Никакой напыщенности, «воды» и лишних разглагольствований о всякой всячине (ну, не считая, конечно, пары-тройки фирменных шутеек про хохлов).

Ну а то, что люди в романе — «титульная раса», которая таки рулит — тут автора можно понять и простить. Всё-таки было бы странно, если повествование велось бы от имени несчастных угнетённых рептилоидов с Нибиру. Так что читателю, как представителю того самого вида Homo sapiens, будет приятно лишний раз потешить своё самолюбие)

Пожалуй, только за этот роман, автору можно простить все остальные фейлы. Ставлю этот томик в свою личную библиотеку и рекомендую к прочтению всем, кто ещё не успел с ним познакомиться.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для себя книгу разделил на две части : первая — интересная, интригующая, динамичная и поглощающая, заканчивается моментом встречи главного героя с другими цивилизациями; вторая — нудная, тягучая, без особой развертки, постоянное внутреннее копание и поиск ответов утомлял и раздражал, а конца так вообще — когда нечего сказать можно нанести философской пурги, типа так и задумывалось.

Оценка: 7
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения этой книги, я нырнул в лабораторию, чтобы найти Отзыв, в котором смог бы найти ответ на все вопросы, накопившиеся у в моей забитой хламом голове. И я почему-то был уверен, что найду его. Что есть точно такой же человек, у которого появились точно такие же чувства.

Я жаждал понять, почему этот Лукьяненовский космос такой родной и реальный, почему эти стихи меня так будоражат, что отказываются

забываться (у меня на них на самом деле очень плохая память), где искать ту самую грань, которую Пётр всегда держит в себе, и наконец почему, почему я родился в этот век, когда в мирской суете забываешь о настоящих проявлениях жизни, когда ты не можешь увидеть Ядро. Я еще помню, что я люблю Небо. Но что значит помнить..

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

А память

Из чего она состоит

Как она выглядит

И какой потом приобретает вид

Эта память

Да, возможно эта книга для романтиков, для тех, мечтающих о большом и светлом будущем, в котором судьба воедино связана с людьми, а в определении слова «Любовь» в новом Галактическом толковом словаре отсутствует любое социальное влияние.

Быть может, нельзя совмещать бесцельную мечту с реальной жизнью, но пока только это у меня получается.

P.S. А Отзыва я так и не нашел..

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

С точки зрения моего отношения к серьёзной НФ, эта книга, конечно, на 90% — чтиво. Но, оставшиеся 10% всё же кое-что значат, хотя бы потому я её дочитал. В мире Геометров как минимум одна ссылка есть даже на Ефремова

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(спорамин, который принимает Наставник, чтобы не спать)
— это конечно выглядит ёрничеством Лукьяненко, впрочем не слишком злым. Сама концепция иерархии рас она как минимум спорна и неоднозначна. «Звёзды — холодные игрушки» написаны уже после того, как была издана и даже переведена «Призыв к оружию» — первая книга из серии «Проклятые» Алана дин Фостера, где в известной степени Назначение, насильно продвигаемое Амплитурами, сильно похоже на Дружбу Геометров. Но к этому я как раз отношусь без претензий — в конце концов та же мелодия всплывает и у Питера Гамильтона в «Salvation», где раса Олийкс (Olyix), неуклонно движущаяся к границе Вселенной для встречи с Творцом, по пути порабощает все встреченные разумные расы на религиозной основе, интегрируя их в свое мега-паломничество. Словом это — общее место. Интересно другое — Лукьяненко всё-таки смог затронуть тему связи сознания и личности, быть может основываясь в т.ч. и на своем опыте психиатра, но увы сделал это весьма поверхностно, так и не поднявшись на голову над уровнем «чтива». Кроме того, сам мир Геометров как-то...не поразил воображения. Их (подразумеваемый сюжетом) технологический уровень должен позволять делать подлинные чудеса, включая например фактическое бессмертие индивидов и неубиваемость. Вероятно, отсутствие таких качеств можно было бы объяснить идеологически-религиозной моделью социума Геометров (религия не обязательно предполагает богов и поклонение), но в книге этого нет — собственно меня существенно не удовлетворила скудость описания этого мира, при том что его свойства являются мотивацией действия для большинства персонажей. Общество со слабыми творческими способностями, жесткой регламентацией самого мышления никогда не достигло бы того, чего достигли Геометры. У Амплитуров было Назначение, сам выход в дальний космос стал для них по сути единственным реальным СОБСТВЕННЫМ достижением, всё прочее было достигнуто паразитированием в рамках Назначения. Геометры для этого выглядят слишком слабыми и недостаточно мотивированными — им не чужды страх и отвращение, в то время как для истинно верующих в свою цель не существует ни того ни другого — они не проигрывают потому что не размышляют о проигрыше, они оценивают риски, не сомневаясь в себе. Так что Геометры были бы для меня идеалом, если бы не их сугубо человеческая слабость — трансформационного возвышения у них не вышло. Ну а иначе сюжета бы не было — так же как если Бендер и Воробьянинов купили бы 10 стульев на аукционе, но тогда сюжет бы закончился на одной трети.

Оценка: нет
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня удивило то что когда ГГ ( в образе Ника) прилетел на планету Геометров, вернулся из глубокого космоса со спецзадания. Его встретили не сотрудники спецслужбы а Наставник Пер и двое друзей. Правила субординации и правила безопасности нарушены сразу же. Сцена выглядит серьезно натянутой, отдает пасторалью, неуместной в работе спецслужб. Потом ГГ герой ведь бежал из плена Чужих, его по-любому должны подержать в карантине, подвергнуть всем мыслимым и немыслимым тестам, перекрестным допросам. Ничего подобного нет, есть неуместные заявления друзей о том что они ему верят. Мир Геометров выглядит откровенно блеклым, отношения между Геометрами натянутыми, образ Наставника Пера выглядит стандартным, друзья Ника выглядят простодушными болванчиками да и все Геометры тоже. Как то все простодушно и прямолинейно выглядит все, арест Ника( он ведь серьезный разведчик был должны были хоть как то разобраться в деле, тем более пощечина....повод несерьезный), вся жизнь Геометров, система воспитания. Лукьяненко показал слишком упрощенную, идеализированную модель. ГГ надоел своим морализаторством

Оценка: 2
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я прочла этот роман и его продолжение ещё 10 лет назад, но для меня именно эта дилогия до сих пор остаётся эталоном космооперы.

Многие говорят о похожести или даже плагиате с мира «Полдня». Не знаю. Пыталась читать «Полдень» — ниасилила, хотя другие произведения Стругацких шли запоем. Ну да разговор не о них.

«Звёзды — холодные игрушки» (и конечно же их продолжение, потому что в отрыве друг от друга они воспринимаются как-то с трудом) — это, по-моему, прекрасный баланс всего. Замечательный, правильный язык повествования, ещё без «воды» за деньги, а строго по делу и на благо сюжету. Идеально выписанная вселенная, правдоподобная и в то же время совершенно разная: от тоталитарной планеты Геометров до спокойных и размеренных Теней, не смотря ни на что :) Огромное количество приключений — самой соли космооперы. Наверное поэтому именно эта дилогия для меня и является эталонной: никаких вам «соплей и рюшиков» по поводу межполовых отношений, конфликтов героя со своим алкоголическим «я» и других «отягощений», присущих этому жанру. Всё светло и прекрасно, и в то же время сюжет развивается невероятно активно. Книга легко читается и школьниками, и студентами, и взрослыми.

В завершение отзыва хочется сказать «Блин, такой талант просра...», ну, впрочем, ладно, сдержусь.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх