Василий Головачёв «Консервный нож»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Археологическая экспедиция, изучающая остатки древней цивилизации, становится свидетелем варварского разрушения памятников чужой истории. Попытка разобраться в причинах приводит к гибели людей. На планету направляется оперативник УАСС.
Входит в:
— условный цикл «Расширенная вселенная УАСС»
— условный цикл «УАСС»
— журнал «Сериал острых сюжетов 2», 1991 г.
— журнал «Мир Искателя» 1997'3 (3)», 1997 г.
— сборник «Край света», 2006 г.
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vgi, 25 июля 2021 г.
Копирую сюда отзыв о повести, который я написал четверть века назад, когда, в первый и в последний раз, читал Головачёва.
Итак, повесть представляет собой нечто вроде космического боевика — в подобном жанре, помимо Головчёва, творили, например, Павлов и Гуляковский. Герой с былинным именем Hикита Пересвет (крутизны необычайной — умение драться всеми четыремя конечностями сразу, встроенный в мозг компьютер и т.п.) направляется на некую космическую станцию с целью расследовать творящиеся там неприятности. Станция эта построена, а потом заброшена, некими пришельцами, а ныне осваивается людьми.
В технические детали автор старается не вдаваться, оставаясь на уровне описательном — что позволяет ему избежать вопиющих ляпов. Остаются только пустопорожние квазинаучные фразы типа «радиоволны инфракрасной частоты». Кроме того, в тексте много досадных небрежностей: герой входит в комнату и упоминает, что в нем находятся две женщины — а потом выясняется, что их три, и т.п. Автор явно не перечитывал свое произведение.
Язык — как язык автора, так и язык его картонных персонажей — совершенно суконен. Одна из характерных его особенностей — утомительное и слабомотивированное использование кавычек, причем и в прямой речи тоже. Постоянно встречаются фразы типа «Я покажу вам, как удобнее выбраться к ''гостинице''» или «Встретимся на ''малом ученом совете''». Особенность эта, на мой взгляд, говорит о том, что автор своих персонажей просто не слышит и воспринимает их слова как буковки на бумаге.
Теперь о сюжете.
И тут я тоже заплакал...
Как я уже сказал, написал я это давно. Но плАчу до сих пор. И Головачёва я больше не чтец.
Darth_Veter, 19 января 2024 г.
Несколько агентов УАСС независимо друг от друга направляются в звездную систему 101 Щита, где недавно было совершено невиданное злодейство: убийство всех жителей одной из местных деревень. Поскольку всё пространство звезды находится внутри своеобразной «сферы Дайсона» — искусственного астроинженерного сооружения, построенного с целью перехвата всех видов излучения центрального светила, — руководство земной разведслужбы подозревает причастность к акту насилия агентов инопланетного диверсионного отряда, имеющего целью освободить систему от земных исследователей...
Космический боевик, написанный в стиле, который я называю «сумбурным экшеном». Сумбурным потому, что действия в нем настолько много и оно настолько разнообразно, что сбивает читателя с толка. После прочтения в голове остаются только две вещи: описание фантастических красот «сферы Дайсона» и финальная сцена, где вскрываются «все карты». А все промежуточные детали выветриваются из головы, чтобы кануть в Лету. Вторая деталь «сумбура» связана с действующими лицами. Их, в соответствии со стилем и традициями Головачёва, очень много — более 10 человек. Поэтому сложно удержать в памяти, кто из них что делал в системе, о чем думал, кого подозревал и вообще — какую космическую службу представлял. Тем более, что все действия заключаются в конечном числе вариантов: разговоры, перестрелки, засады и провокации. Главного героя в повести нет, поэтому сложно сконцентрировать внимание на чем-то существенном (если б еще знать, в чем оно конкретно заключается). Немного расхолаживает и тот факт, что все персонажи — очень крутые парни, обладающие невероятными способностями: у кого-то высочайший дан по тайбо, другой носит в голове «искусственный интеллект», а третий умеет трансформировать свое тело произвольным образом. Психовнушение на них не действует, «соображалка» работает мгновенно и безотказно, а мастерство владения собственным телом просто зашкаливает. Словом, коса явно нашла на камень. Так что простой развязки не получится — финальный «бада-бум» будет масштабным и весьма впечатляющим. Удивительно, как после такого Вселенная вообще сумеет уцелеть...
Сильная сторона повести — это описания различных объектов «сферы Дайсона» и прочих технических средств. Несмотря на обилие «драйва», следить за похождениями персонажей неинтересно, т.к. из-за огромного количества «роялей» они не отличаются большой интригой и разнообразием. Читатель заранее уверен в том, что главные действующие лица выживут в этой катавасии и обязательно покарают своих противников. Единственная интрига заключена в том, что неизвестно — кто есть кто и на кого работает. Ну а после того, как на планетах Сферы появляются искусственно выведенные реликтовые животные тритемнодоны, ситуация и вовсе становится комичной: контрагенты инопланетян спокойно разгуливают по матушке-Земле, открыто воруя ее технологии и секреты! Ну а земные спецслужбы спокойно спят или смотрят очередной футбольный матч «Спартак» — «Динамо»... По сути своей, в диверсионной работе инопланетян ничего особо хитрого нет — они действуют грубо, можно даже сказать — нахально. Любой более-менее порядочной спецслужбе на самом деле ничего не стоит раскрыть все их акции. Но «рояль» на то и есть рояль, чтобы попадаться в самых неожиданных местах (причем, необязательно в кустах). Так что разгадать самостоятельно все загадки у читателя не получится (кроме того, автор намеренно утаивает от него наиболее существенные факты). Словом, сюжет прост (противостояние двух разведок), но непредсказуем в деталях. Если подобное кого-то «заводит», произведение доставит ему настоящее удовольствие. А всем остальным советую прочитать только первые и последние 30 страниц — чтобы получить основное представление.
-------------
РЕЗЮМЕ: рассказ об особой операции по выявлению инопланетного присутствия в заброшенной своими создателями «сфере Дайсона». Прошу учесть, что моя «семерка» выставлена не самому сюжету, а его красивым декорациям.
A.Ram, 14 января 2011 г.
Удивительная повесть. С одной стороны, засилье технических терминов и астро-физических пояснений, серьезно тормозящих произведение. Читается тяжело, сквозь технофантазию автора продираешься, как сквозь гиперпространственный тоннель, причем пешком и без скафандра. С другой стороны, очень интересна раскрыта тема противостояния. По сути, делая реверанс в сторону боевой фантастики, автор целиком и полностью посвящает книгу исключительно противостоянию моралей. Нет разговора об истреблении, галактической войне, геноциде рас и т.п. «беспроигрышным» темах. Казалось бы, меньше крови — меньше накал страстей. Ан нет. Оказывается, о проблеме несоответствия морально-этических норм в различных обществах (расах) можно задуматься с неменьшим интересом.
С точки зрения нынешнего момента финал несколько наивен. Приходит добрый дядя и разводит детишек по разным углам песочницы. Но зато какая прекрасная мотивация: спасение расы, изначально предлагаемой как супер-пупер.
А в целом «КН» напомнил мне «Стажеров» АБС. Быть может, каким-то человеческим подходом к человеку...
ВЫВОД: на сегодня книга несколько устарела, но рекомендую читать именно для понимания развития отечественной фантастической мысли.
Angvat, 28 февраля 2018 г.
Идея у произведения, в общем-то, неплохая, как и каркас сюжета. Все портит безобразная подача. В течение всей повести у меня складывалось впечатление, что за спиной писателя стояла муза и, размахивая электрохлыстом, орала: «Давай, больше, больше! Неказистых событий, невнятных персонажей, ненужных поворотов сюжета, непонятных терминов! Быстрее, быстрее!» Ну а демиург не смог сказать своей эфимерной даме веское «Нет». Поэтому на выходе вышла какая-то несуразная мешанина, где автор будто бы пытался выдать максимум своих идей за минимум времени. Тот редкий случай для отечественной фантастики, где лишнее страницы не то что бы не повредили, а могли бы быть весьма полезны. Увы, финальный итог вышел куцым и явно недоработанным, где из-за нагромождений слов и событий робко выглядывает потенциал того, чем бы могло стать это произведение стать, прояви писатель больше усердия и меньше спешки.
kon28, 22 августа 2006 г.
Ранние романы и повести Головачева интересны все без исключения. Масса информации, оригинальные идеи, хорошо закрученная пружина интриги. «Консервный нож» — даже на этом фоне — выделяется качеством.
Milter, 10 сентября 2010 г.
По сравнению с «черным человеком» эта повесть как-то слишком плоская. Вместо персонажей — подробно описанные действующие лица. Вместо мира — набор картонок с терминами и их подробным описанием. Ну вот не захватывает такое повествование даже не смотря на заложенные интересные идеи. Не самая лучшая вещь из прочитанных у Головачева.
Suor, 30 апреля 2008 г.
Хорошая идея, и неплохо подана. По-моему, очень удачное произведение. Читал и даже перечитывал с удовольствием. Из тех книг, по которым хочется увидеть фильм.
Что касается теминов и аббревиатур, то к ним просто надо привыкнуть, погрузиться, тогда они окажутся вполне естественными и уместными.
Kriptozoy, 28 декабря 2007 г.
Начну с недостатков, потому что они серьезные. Во-первых, очень много действующих лиц и совершенно безликих персонажей. Из-за этого порой просто не понимаешь, где в данный момент происходит действие, за кого, так сказать, нужно болеть. Во-вторых, повесть просто перенасыщена научными и техническими терминами, а также аббревиатурами, которые все просто невозможно держать в памяти. В третьих очень и очень много оборванных идейных нитей, то, о чём автор хотел сказать, но не сказал, или упомянул, но не развил.
Сама по себе идея замечательная, но вот воплощение оставляет желать лучшего. Очень обидно, что повесть эту не переделаешь в роман, или, наоборот, в более компактный рассказ. А ещё лучше переписать её заново, сделав , а это очень важно, ИНТЕРЕСНОЙ. Но... Историю вспять не повернешь. Повесть существует, причём уже давно. Значит читателям нужно смириться, а писателю постараться писать художественные произведения, а не технические отчёты. А вообще читать можно, ничего не потеряешь.
Yoda-1969, 21 апреля 2012 г.
Отличная научная фантастика. А-ля Ефремов. Попытка тем, кто не учился в школе кое что рассказать о космосе, планетах, людях и не только. Читается легко. Автор поработал отлично. Огромное спасибо! Это бы да Голливуду в сценарии...
igor_pantyuhov, 17 июля 2016 г.
Хорошая повесть, которая заслуживает того, чтобы стать романом. Полная интриг, необычных и ужасных превращений, где пришельцы носят маски из людей, в буквальном смысле где большинство не те, кем кажутся. В общем совершенно потрясная вещь. Жаль что этого у автора оказывается все меньше и меньше, со временем
MarchingCat, 21 августа 2014 г.
Лишь финал подразочаровал. Мало того, что построен по схеме кинобоевика, когда плохиш всё сам рассказывает, но добро всё-равно побеждает бобро как будто из последних сил, так ещё и терминология... Ну что это такое — «покупатели», «цивилизация дилеров», «красная книга психозоя»... И всё это на полном серьёзе...
В остальном — всё очень хорошо. Крепкий боевик на базе твёрдой НФ и с хорошей общей идеей. Читается на ура, не оторвёшься.
Ялини, 4 марта 2010 г.
Главное: читается легко, быстро. Гладкие, законченные фразы, хорошо прочитываемые имена. Если добавить сноски с других книг Головачева обо всех типах оружий, аббревиатуры, службы, непонятных моментов в повествовании вовсе не останется. Характеры персонажей, главных героев привязаны к будущему развитого и морально выросшего человечества. В таком аспекте разделение положительного героя и несколько простоватого оппонента закономерно. Тем более, по ходу повествования дается объяснение, почему так происходит с людьми, переметнувшимися к «дилерам».
K_Serg, 7 декабря 2009 г.
Автор слишком уж увлекся самолюбованием, смотрите какой я умный, столько умных терминов придумал, и при этом совершенно слил психологические типажи персонажов, фактически их всего два — мужественный герой и злодей. Сюжетная линия вообще напоминает поток сознания, а не внятное повествование. В результате читатель получил несъедобную мешанину невнятных образов. Более всего обидно, что по тексту видно, что у автора есть способности, что он не графоман.
Ruddy, 22 января 2006 г.
Дааа... Чувствовать себя этим «консервным ножом»... :insane: Боже упаси.
SwiD, 27 января 2008 г.
Согласен, различных терминов очень много. Но это скорее отличительная черта Головачева, все его произведения сплошь пронизаны различными терминами и сокращениями, а это не всегда хорошо :)
Но в целом рассказ неплох. Уж хуже от прочтения точно не станет :biggrin: