fantlab ru

Кир Булычев «Заповедник сказок»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.18
Оценок:
1213
Моя оценка:
-

подробнее

Заповедник сказок

Повесть, год (год написания: 1980); цикл «Алиса Селезнёва»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Гном, выбравшийся из кармана, волк — любитель морковки и козлик, который звонил по видеофону.

Алиса отправляется в Заповедник сказок, узнать, что связывает всех этих животных.

© ZiZu
Другая аннотация:

В заповеднике сказок пропал его директор — известный ученый Иван Иванович Царевич. Соблюдая строгую конспирацию к Алисе обращаются жители заповедника и просят ее о помощи.


С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Написана в 1980г.

Отдельно опубликован фрагмент повести (первые три главы: «Гном в кармане», «Как лечили дракона» и «Свен и кукла») под своим основным названием: «Литература. 5 кл». В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 1996. — С. 186-198.

Полный вариант повести публиковался без существенных изменений.

Выпущен диафильм под названием «Заповедник сказок» (1991).

Детский комикс Олега Краморенко по мотивам «Заповедника сказок» — журнал «Миша» 1995 г. №№ 5-7.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 77

Активный словарный запас: крайне низкий (2212 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 43 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 66% — на редкость выше среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Непоседа
1985 г.
Пленники астероида
1988 г.
Приключения Алисы
1991 г.
Приключения Алисы. Заповедник сказок
1992 г.
Все приключения Алисы 3. Заповедник сказок
1994 г.
Заповедник сказок
1994 г.
Заповедник сказок
1994 г.
Заповедник сказок
1995 г.
Заповедник сказок
1996 г.
Алиса и волшебники
1997 г.
Заповедник сказок
2000 г.
Козлик Иван Иванович
2000 г.
Приключения Алисы
2000 г.
Заповедник сказок
2001 г.
Заповедник сказок
2002 г.
Приключения Алисы
2002 г.
Заповедник сказок
2003 г.
Миллион приключений
2004 г.
Приключения Алисы
2006 г.
Заповедник сказок
2007 г.
Сто лет тому вперед
2007 г.
Заповедник сказок
2008 г.
Лиловый шар
2009 г.
Заповедник сказок
2010 г.
Заповедник сказок
2010 г.
Заповедник сказок
2010 г.
Алиса. Девочка из будущего
2010 г.
Заповедник сказок
2011 г.
Заповедник сказок
2012 г.
Лиловый шар
2013 г.
Миллион приключений Алисы
2014 г.
Заповедник сказок
2014 г.
Заповедник сказок
2015 г.
Всё о девочке с Земли. Приключения продолжаются
2016 г.
Девочка, с которой ничего не случится
2016 г.
Заповедник сказок
2017 г.
Девочка, с которой ничего не случится
2019 г.
Алиса Селезнёва в Заповеднике сказок
2019 г.
Алиса Селезнёва в Заповеднике сказок
2020 г.
Девочка, с которой ничего не случится
2021 г.
Три повести про Алису Селезневу
2021 г.
Приключения Алисы. Том 2
2023 г.
Приключения Алисы: Миллион приключений. Заповедник сказок
2023 г.
Девочка, с которой ничего не случится
2024 г.

Самиздат и фэнзины:

Заповедник сказок
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Prázdniny v ríši rozprávok
1987 г.
(словацкий)
Nenuorama. Mergaitė iš ateities
1998 г.
(литовский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Остальные книги Кира Булычёва про Алису относятся к детской фантастике. А «Заповедник сказок», как и его прямое продолжение, «Козлик Иван Иванович» — редкий для автора случай сказки. И получилась эта сказка своеобразной, пригодной и для детей, и для родителей. Дети относятся к ней с восторгом. Тут и приключения на каждом шагу, опасные, но не страшные, и юмор, и язык, лёгкий, простой, но никак не примитивный. И, главное, узнаваемые персонажи, и из сказок, и из других книжек про Алису. Персонажи, правда, не совсем такие, как им полагается быть, но тут как раз достигнут нужный уровень синтеза знакомого и неизвестного. А также сказочного и реального. Словом, для детей удовольствие гарантировано. А то, чего им ещё не понять, они и не заметят. Это предназначено для родителей. (А если и дети поймут, значит, уже доросли).

Но и для родителей книга почти так же интересна. Особенно для тех, кто в детстве не успел прочесть. Только видят они уже другое. Кир Булычёв пока ещё смотрит на мир с улыбкой. Дети точно видят только улыбку. А для взрослых через эту улыбку местами уже проглядывает усмешка. Иногда даже слегка циничная, хотя ни в коем случае не пошловатая. Если задуматься, временами становится не по себе от сказочного мира. И вот что интересно — мир за 40 лет с момента выхода книги изменился, а сказки эти стали, кажется, ещё актуальнее. Боюсь, и через сто лет тому вперёд усмешка эта окончательно не исчезнет. Оптимизм тут очень умеренный.

И вторая книга получилась ничуть не хуже первой. Что подтверждает ещё раз их наивысший класс.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В Заповеднике сказок обитают Змей Гордыныч, мирный Серый Волк — любитель морковки (но доверять ему всё равно не стоит), гномы, Дед Мороз со Снегурочкой (оба живут в холодильнике) и многие другие волшебные персонажи. Но куда-то делся директор заповедника Иван Царевич, а заправляет всем теперь некий Кусандра, подозрительно похожий на Кощея. И спасти заповедник сказок может только девочка со стороны, если притворится Золушкой. Её ждут явно непростые, но увлекательные приключения.

Повесть получилась бы очень сказочной и приятной (она почти такая), если бы не одно НО. В качестве главной героини перед нами предстаёт... Алиса Селезнева. Та самая «Гостья из будущего». И если космические приключения и путешествия во времени для этого персонажа более чем подходящие, то подобные сказочные мотивы смотрятся довольно странно. С одной стороны — прогрессивное будущее, где есть полёты в космос, марсиане, высокие технологии, с другой — заповедник сказок. Алиса ищет в нём всему научное объяснение , автор тоже пытается подвести хоть какую-то подоплёку, но разве сказку можно объяснить наукой? Вот этот момент здесь несколько лишний.

И ещё — в книге вроде бы всё заканчивается хорошо, но развязка открытая. А поскольку я не нашёл поблизости в бумажном виде продолжение, одно название которого спойлерит концовку «Заповедника», то история смотрится несколько недосказанной (а в электронном виде у меня и без того целая очередь выстроилась на прочтение). Тем не менее, очень даже приятная сказка с увлекательными приключениями, которую можно порекомендовать и детям, и взрослым.

9 из 10

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сказочные создания на удивление гармонично вписываются в приключения Алисы. А так всё строится по классическим канонам — есть приключение, есть те, кому требуется помощь, присутствуют карикатурные злодеи, которые не могут справиться с маленькой девочкой и терпят позорное положение. В детстве читал с неописумым восторгом, да и сейчас прочтение оставляет исключительно положительные впечатления. Будь ещё злодеи хоть каплю умней — вообще прекрасно стало.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная сказка для детей и взрослых, практически эталон — увлекательная, динамичная и очень смешная. Чего-чего, а юмора в ней, пожалуй, побольше, чем в любой другой из книг автора. И, что очень приятно, нет в ней таких моментов, когда хотелось бы воскликнуть «Не верю!» — во всё верится моментально и бесповоротно :).

Наконец-то и сама Алиса получилась у Булычева не супердевой, запросто возвращающей к жизни целые планеты («День рождения Алисы»), а самой обыкновенной девчушкой, которой и страшно, и сделать она сама мало чего может, и домой убежать в какие-то моменты сильно хочется. Но вот есть у неё одно очень симпатичное качество — никогда она перед подлостью отступать не станет, никогда друга в беде не бросит, никогда с поля боя не сбежит. А может и правда в будущем всех так воспитывать будут? :).

А какие эффектные образы героев получились у Булычева в этой книге, например тот же гномик Свен или по-своему хитрые, но с хитростью, которая вся на виду, помощники Кусандры Волк и Кот. Думается, эта повесть в сто раз более полезна для воспитания детей, чем те слова, которые родители изо дня в день твердят своим чадам, пытаясь сделать их лучше.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё началось с того, что папе Алисы, профессору Селезнёву, позвонил козлик, а так как козлики не должны пользоваться видеофонами, профессор посчитал этот звонок неуместной шуткой, ведь он в этот момент работал над очередной книгой об обитателях разных планет. Затем дом профессора посетил странный товарищ в пожарной каске, который представился заместителем директора Заповедника сказок Кусандрой. Кусандра привёл к Селезнёву дракона Змея Гордыныча с многочисленными жалобами на здоровье. А в кармане пальто Кусандры обнаружился гном, самый обыкновенный гном Свен, для друзей просто Веня. Веня и рассказал Алисе, что в Заповеднике сказок созрел заговор по свержению директора, который бесследно исчез. Алиса не отказалась помочь гному, это же Алиса Селезнёва! Так она оказалась в Заповеднике сказок.

В отзывах на повести из цикла об Алисе Селезнёвой часто можно прочитать что-то типа: «Читал в детстве — шло на ура, перечитал позже — не пошло, всё какое-то детское. Всему, мол, своё время.» Так вот цикл про Алису нужно читать дважды — в возрасте Алисы и после 30. Тут каждая повесть как глыба айсберга и детская надводная часть, безусловно, сияет и блестит, но это хорошо если 10% смысла произведения. «Заповедник сказок» как раз об этом. Сверху — история о том, как Алиса попадает в мир героев разных сказок, проходит через разные передряги и свергает злого Кусандру. А внизу — острая как нож и яркая как Солнце социальная сатира. А какие вкусные типажи! Подлец и карьерист Кусандра, двуличный Волк-«вегетарьянец», старый развратник Кот в сапогах, желающий защекотать то Спящую царевну, то Алису, могучий, но трусливый и недалёкий Змей Гордыныч, ленивый тунеядец и арендодатель половины замка Король, и, наконец, послушные и безынициативные сказочные «экспонаты».

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да это ж про меня!

Про нас про всех, какие к черту волки?!

---

Гениальная книга гениального автора. Одно из лучших произведений не только в цикле про Алису, но и во всем творчестве К.Булычева. Тот самый случай, когда вроде бы типичная детская книжка на деле оказывается совсем не детской. Особенно когда перечитываешь ее в зрелом возрасте.

Сказка, как известно, является ложью с некоторым намёком. Благодатный, однако, жанр для писателя. Можно оторваться по-полной, не рискуя впасть в махровый морализм, даже если намёки будут слишком уж явные, — сказка же. Тем более — детская. Если кто и узнает себя, то только посмеётся. Разве что смех будет не таким уж и весёлым. А если уж говорить откровенно, — совсем грустным будет этом смех.

Ведь в повести, по большому счету, нет (за исключением разве самой Алисы) ни одного однозначно положительного персонажа. Перед нами разворачивается весь спектр моральных изъянов: от «простительных слабостей» до тяжелых пороков. Заповедник сказок при ближайшем рассмотрении оказывается заповедником нравственных калек и уродов. Причем образы выписаны автором так ярко и точно, что в какой-то момент становится прямо-таки неловко за общество, пусть и сказочное. Особенно перед детьми. И как в зеркале видишь свои собственные пороки и изъяны.

Ну и как всегда у автора, наиболее беспощадно показано зло: честно и откровенно, без всяких скидок на сказочный сюжет. Причем оно вызывает здесь даже не возмущение или страх, а брезгливость и омерзение: главный антагонист — не столько злой волшебник из сказки, сколько обыкновенный бандит с замашками садиста, который не остановится ни перед чем, даже перед жизнью ребенка.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Все сказки хорошо кончаются. Детки должны воспитываться на хороших примерах, добро — ха-ха-ха — торжествует, порок — ха-ха-ха — наказан... А потом наступит время, и их только вкуснее будет кушать... Нет... мы во всём и всегда остаёмся гуманистами. Но у нас есть долг! Очищать леса и заповедники от ненужных вредителей. Мы — санитары леса! Мы — его честная стража! Стража порядка...» (Волк).

Наверное, сам Булычёв дивился тому, что же он написал. Несмотря на все условности повестей об Алисе Селезнёвой, они вполне укладывались в рамки научной фантастики. А тут... Говорящие волк, медведь и плешивый кот в сапогах, трёхглавый дракон и надоедливые гномы, директор заповедника Иван Царевич, превращённый в козлика, и русалка, работающая экспонатом в местном пруду... На фоне космических кораблей, бороздящих просторы сами-знаете-чего, это выглядит лютой наркоманией.

«Ой, — сказал зайчик. — А мы ещё урожай не собрали! Капуста не поспела.

Пустяки, — сказал Кусандра — Не о капусте надо думать в такой исторически момент. Не о ка-пус-те!»

Но за последние страницы можно простить автору многое. Сразу вспоминается гениальная повесть «Перпендикулярный мир», где Великий Гусляр попадает под власть бюрократа-диктатора Пупыкина. На последних страницах Булычёв расписывает, пусть и не слишком выразительно, те принципы, по которым и сейчас пудрятся мозги и выносятся остатки здравого смысла, заставляя людей находится в подчинении у откровенных негодяев и мошенников.

«А вы будете моими придворными, моими слугами и помошниками. Каждому из вас гарантирую богатство и безнаказанность!» (Кусандра).

Знакомо, да? Это делает «Заповедник сказок» не просто рядовой повестью для детей, коей она и является в своей основе, но и более сложным по своему посылу, как это модно нынче говорить, «месседжем», в котором зашифрован крик души автора.

А главное, запомните вот это:

»- Я им не верю, — прошептал медведь-молчун.

-Тогда их дело плохо, — сказал Дед Мороз и улыбнулся в усы».

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть о сказочной стране

В одной не очень далекой стране жили-были граждане.

Страна заботилась о них, охраняла от внешних врагов и старалась, чтобы они не попали в опасный большой мир. Одной из забот страны было обучение маленьких граждан. Страна стремилась охватить образовательными заботами маленьких граждан как можно раньше. Ведь когда же учить разумному, доброму, вечному, как не в самом младшем дошкольном возрасте?

«Детки должны воспитываться на хороших примерах, добро — ха-ха-ха — торжествует, порок — ха-ха-ха — наказан. Пускай детки и зайчики верят, что волки грызут морковку. Пускай они растут добренькими и нежненькими. Растут себе и растут. А потом наступит время, и их только вкуснее будет кушать».

В такой прекрасной стране обязательно должен быть руководитель – знающий, уверенный, выбранный в результате честных и открытых выборов. Для этой цели страна собирала граждан на большой поляне («Всем приказываю собраться тут же, мгновенно, немедленно, судорожно и со сказочной быстротой на поляне замка. Если кто не придет, он будет заточен и заколдован. Повторяю: немедленно, быстро, мгновенно, молниеносно всем собраться у замка!») и начинались выборы.

«Теперь мы будем голосовать... Рук не подымать, рта не раскрывать. Кто пискнет, будет иметь дело с моими волками и котами, а они шутить не любят. Итак, кто за то, чтобы ехать в прошлое? Все молчат? Значит, все согласны. А теперь можно хлопать в ладоши и кричать «ура!». Кричите и хлопайте. Волк и Кот, следите, чтобы все кричали и хлопали».

Некоторые граждане кричали и хлопали. Другие не успевали разобраться. Но жизнь шла своим чередом.

И ничего не менялось…

Вот уже 30 лет прошло с тех пор, как была написана эта повесть. Обычная детская сказка — с добрыми героями и злодеями, опасными, но не слишком приключениями, с полюбившимися к тому времени персонажами. Но написал ее человек с замечательным чувством юмора, — человек добрый и незлопамятный. Поэтому сказку интересно читать и взрослым: то тут, то там разбросаны шутки и сравнения, небольшие оговорки и меткие замечания. Ребенок, читая, будет следить за сюжетом, а взрослый не раз весело засмеется — и немножко загрустит. Потому что все осталось по-прежнему и ничего в этой сказочной стране не меняется.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Алиса Селезнева попадает в Заповедник сказок, чтобы спасти директора заповедника Иван Ивановича Царевича. Там ей приходится столкнуться с персонажами из детских сказок, но не все они добрые.

Новые приключения объединяют в себе будущее (21 век) и сказочное. Алиса познакомится с гномами, Котом в сапогах, Королем, Драконом, Дедом Морозом и другими сказочными персонажами, которые знакомы каждому ребенку.

Данное произведение очень похоже на многие произведения Кира Булычева, из цикла про Алису (Гай-до, Пленники астероида, Конец Атлантиды, Подземная лодка). Алиса оказывается в неком месте (в данном произведении это Заповедник сказок, хотя может быть и другая планета, астероид и заброшенная подводная станция), где все боятся некого злодея, и побеждает его. Меняется только место и жители, которых надо спасти.

При прочтении книги было не совсем понятно, как работают автобусы в мире Булычева. В повести «Сто лет тому вперед», нам показывали, что они стоят на месте, а пассажиры перемещаются между двумя точками. В данной почести Алиса с гномом летели на автобусе до Заповедника сказок.

Как итог: читать всем, у писателя очень хорошо получилось поместить Алису в сказочный мир, к персонажам русских сказок.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот сказки из цикла о Алисе «Заповедник сказок» и «Козлик Иван Иваныч» Кира Булычева: в далеком прошлом обнаруживается сказочный мир из которого в будущее переносят некоторые персонажи и селят в этом самом заповеднике сказок, директор заповедника Иван Иваныч Царевич (там забавный эпизод со спящей красавицей – она один из обитателей заповедника, спит, а влюбленный директор не хочет воспользоваться ситуацией и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
разбудить ее поцеловав: во-первых он испортит экспонат, во-вторых, может ей это не понравится), и один из персонажей, колдун, превращает директора в козленочка, подмешав в чай воду из пресловутого копытца, козлик убегает и заручается помощью Алисы, которой лет 8 – 9, дальше следуют перипетии и заповедник освобождается от власти колдуна и его присных: в том числе Кота-в-сапогах, который здесь какой-то эротоман и еще и плешивый к тому же!

1. Романтических отношений тут пруд пруди, и рискованных шуток разного рода, которые Алиса не понимает и читатели-дети, наверное, тоже, а вот родители наверное поймут, то есть тут игра такая же как в современных нам мультфильмах Шреке и иже с ним.

2. Мораль тут заключается в том, (Мораль из этого такова) что Ивану Царевичу следовало бы отбросить свои интеллигентские комплексы вместе с должностными инструкциями, поцеловать красавицу и жить с ней долго и счастливо.

3. Конфликт отцов и детей. Алисе вместе с козликом никто из взрослых не верит, она вынуждена справляться одна.

4. Все враги очень жалкие личности, они трусливые резонеры, престарелые, словно побитые молью, и вообще заповедник сказок производит жалкое впечатление: все мало адекватны, заняты собой, не слушают собеседника и т.д.

Из этого можно сделать главный вывод: сказка Булычева предпочитает детское – взрослому, чувство – разуму, современность – сказочному прошлому. Когда Иван Царевич ведет себя как ученый-администратор он проигрывает, когда начинает вести себя подобно сказочному герою – выигрывает.

То есть сказочное начало тут последовательно противопоставляется современности, логике, взрослости вообще. Сюжет связанный с противоборством чисто внешний, враги тут слишком ничтожны чтобы рассматривать их всерьез.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Вы всего лишь колода игральных карт». Что-то мне эта история напомнила. Гном был хорош, юмор был хорош, кукла Даша была хороша, а потом всё скатилось к детсадовской истории. Да ещё и сцена с разоблачением, очень напоминающая (см. выше). Первая часть понравилась, а в целом — слабо.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошие, остроумные сказки.

Алисе Селезневой восемь лет. Неожиданно, её помощи просят таинственные обитатели «Заповедника сказок».

Опять сплошные приключения!

Для взрослых читателей, по-моему, несколько простоват сюжет, но, всё равно, эту повесть мне было интересно перечитывать. Ну, а, для детей, открывших эту книгу в первый раз, масса новых впечатлений. Тут вам, гномы и волшебники, русалка и Серый Волк, Кот в сапогах, Красная шапочка и другие знакомые всем сказочные персоонажи.

Сам прочитал с удовольствием за вечер. К научной фантастике не отнесешь, но к неплохому детскому фэнтэзи, книга, по-моему, принадлежит.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

читала совсем-совсем маленькой,лет пять или семь было.историю про Свена и куклу,а также про короля который всё время хотел есть,помню до сих пор)огромное спасибо автору!

__

В детстве, опять же, не понимала.

Очень точно обыграно человеческое общество.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Два каких-то мерзавца захватили власть, и никто не может им возразить.Все боятся.Хотя там вроде есть такие сильные личности, как, например,Дед Мороз или Медведь.

Но и они ничего не могут возразить..

И появляется Алиса-маленькая девочка-которая берет и разоблачает злодеев. Делает так, чтобы их не боялись.

И вот уже вся сказочная братия буквально сминает злодеев.

И как-то так сразу видно, что ни капельки они не страшные. Скорее, жалкие. Как можно было таких бояться....?

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасна сама по себе идея об эпохе сказок и заповеднике сказок. Как преподнесена, как обыграна на детском уровне... Одним словом в советское время сама по себе цензура была хороша, скольким прекрасным произведениям она позволила родиться. А сейчас все больше укрепляешься во мнение, что чем больше свободы, тем меньше хорошей фантастики.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепное исследование корней тоталитаризма. Вроде, все всё понимают. И все люди – от природы тянутся к свободе. И в частной беседе – все готовы сказать, что принуждение и диктат над личностью – это плохо.

Но, почему-то так получается, что, как только люди составляют собой общество, немедленно они становятся послушными. Как только их выстроят перед королевским замком на партсобрание и предложат проголосовать за нового тирана, все моментально поднимут лапы вверх.

И всегда за все, что угодно, проголосуют только «за». И только единогласно. Да еще и оправдываются – «мы же всего лишь экспонаты».

Да, вы экспонаты в Заповеднике сказок. И всегда среди вас найдется самый никчемный. Который не может ни в ступе летать, ни колдовать. Ни мудростью не обладает, ни красотой. И именно он то и возглавит ваше сообщество.

И вы поймете важность исторического момента. И поймете, что общественное выше личного. И вы обязательно привыкнете, если сначала непривычно. Если новый повелитель прикажет ходить на головах, вы повздыхаете, но обязательно привыкнете.

И будете радоваться, что не на боках приказали ходить. И будете молчать и голосовать «за». И найдутся парторги-затейники, кто скажет с трибуны: «Все молчат? Значит все согласны. Смело вперед – к очередному светлому будущему».

И будут делать с вами, что захотят. А вы будете трепетать от страха и шептать: «мы ничего, мы же согласные, мы – экспонаты».

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх