Кир Булычев «Гай-до»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Мировой океан, моря (Подводный мир )) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Чтобы принять участие в космических гонках, Алисе с друзьями необходим корабль. И они отправляются в Сахару, где собраны отслужившие свое корабли. Там они находят не только корабль, но и множество приключений.
Переработана из повести «Каникулы в космосе, или Планета Пять-четыре», которая печаталась в газете «Пионерская правда» (1986), как повесть, написанная совместно с читателями. В дальнейшем (с 1988г.) повесть публиковалась без существенных изменений.
Входит в:
— цикл «Алиса Селезнёва»
— антологию «Мир приключений, 1988», 1988 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 121
Активный словарный запас: очень низкий (2310 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 47 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 47%, что немного выше среднего (37%)
- /языки:
- русский (19), польский (2), китайский (1)
- /тип:
- книги (22)
- /перевод:
- А. Валенко (2), В. Чжичун (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergej210477, 25 ноября 2024 г.
На мой взгляд, эта повесть входит в «золотую» пятерку книг про Алису.
Наверное, лучше всего, здесь, у К. Булычева удался один из главных героев — «Гай-до». Нет, Алиса, конечно, яркая личность, но, после десятка повестей с ее участием, ничего нового читатель о ней уже не узнает. Хорош и Пашка, но, опять-таки, его хулиганские авантюрные выходки уже не удивляют. И, Аркаша, своей «правильной» рассудительностью тоже интересен, но...Эта троица, по-своему, статична. А, вот, новый и необычный персонаж — разумный космический корабль, который в добавок, не просто умеет мыслить, а, ещё, обладает тонкой чувствительной натурой и способен к любви и дружбе, это — здорово!
Ну, неплохо смотрится и семейный тандем Ирии и Тадеуша, развитие их отношений — тоже интересная сюжетная линия.
В общем, получилась отличный набор героев.
Ну, и, сюжет не подкачал.
Приключения, тайны.
Погони и перестрелки. Таинственные планеты. Открытый космос.
Отличная повесть для детей и подростков.
Веселая, и, по-своему, трогательная.
Тимолеонт, 19 ноября 2023 г.
И вот наконец-то таки дошла очередь до моего самого любимого произведения всего алисианского цикла! Именно повесть о Гай-до когда-то больше всего меня очаровала и после неё я маниакально начал выслеживать по всем магазинам книги Булычёва.
Жутко рад, в общем, что данная история не разочаровала спустя двадцать лет после первого прочтения. Конечно, сюжетными поворотами не так просто удивит человека, прочитавшего за это время более тысячи книг. Да и мелкие косяки и упрощения ясно бросаются в глаза... Но, честное слово, они так мелки и неочевидны, что хочется плюнуть на них. Только хихикал моментами над тем, что Булычёв, кажется, не в курсе, что конструктор космических кораблей — это ещё не инструктор космодесанта, способный сделать из своей дочери самую боеспособную женщину галактики). Да и позабавил межвидовой брак с потомством).
Зато теперь вижу смыслы, которые раньше и не замечал. Семейка у Гай-до та ещё — создатель Самаон свёл в могилу жену, фактически запретив ей общаться с дочерью и изуродовал детство Ирии (куда смотрят органы опеки её планеты?). Да и сама Ирия фактически предала и бросила своего друга на произвол судьбы — на месте Тадеуша я бы напрягся, если она так просто бросила одно своё дитя, то может забить и на второе. Даже финальное примирение и переселение Гай-до во двор её дома выглядит натянутым и немотивированным — будто автор просто не хотел так мрачно завершать их сюжетную линию.
А, впрочем, от подготовки героев к гонке, от их борьбы с очередным дикатором и от самого соревнования, я получил искреннее удовольствие. Удивляюсь только тому, что в детстве Гераскин не воспринимался таким конченным придурком, если не выразиться жёстче, как сейчас. Наверно, сказывается реальный опыт общения с такими личностями.
Rhoads, 7 апреля 2024 г.
Захватывающая приключенческая повесть с массой интересных даже взрослым читателям персонажей и событий. К сожалению, повествование сильно портит огромное количество хорошо заметных даже ребенку ляпов:
Почему серый шар с неизвестной планеты свободно говорит по-русски? При том что все остальные герои — на своих языках.
Откуда и зачем вообще разум у серых шаров, если они не используют орудия труда и не строят домов, да и вообще как написал автор «являются растениями».
Вооруженное нападение на старших офицеров космического корабля с явным членовредительством и похищением катера проходит для Ирии абсолютно бесследно, никто об этом даже не вспоминает.
Откуда у императрицы бластер? Почему она им не воспользовалась ранее, чтобы отомстить или убежать?
И так далее.
Из-за этого в целом произведение оставляет острое впечатление непродуманности. Видно, что создавалось явно в стиле «тяп-ляп и так сойдет». Очень жаль, так как, повторюсь — сюжет то довольно интересный даже для читателей на пятом десятке.
dimixin, 6 марта 2023 г.
Трудно как-то оценивать эту книжонку с целевой аудиторией от 6 до 9 лет, будучи немного старше. Булычев ещё не перешёл на тёмную сторону, поэтому люди Земли живут большой дружной семьёй — могут свободно полететь в Афины, посетить Вроцлав, заскочить в пустыню Сахару и везде их ждёт гостеприимный приём, и всё совершенно бесплатно. Денег нет вообще... Земное правительство делает всё возможное для полноценного развития детей и подростков — даже гонки на космических кораблях им устраивает, предоставляя всё возможное для строительства кораблей и их модифицирования, при этом оставаясь в тени; ни в одной книге приключений Алисы советского периода нет явного упоминания каких-либо административных органов. Как говорится — живи и радуйся, чем герои с удовольствием пользуются. Ну, а приключения на другой планете лишь закаляют характеры наших героев. Тот, кто боится приключений, не одерживает побед.
lammik, 2 декабря 2017 г.
Алиса со своими друзьями — прирождённым манипулятором и авантюристом Пашкой Гераскиным, а также правильным и оттого несколько скучноватым Аркашей Сапожковым намереваются принять участие в школьных гонках вокруг Луны, для этого им требуется космический корабль, которым и становится разумный и влюблённый в свою создательницу Гай-до. План капитана Гераскина прост и прям как стрела — отремонтировать корабль, стащить супертопливо на отдалённой планете 5-4, позаимствовав его у загадочных странников (так и хочется написать — Странников) и выиграть гонку. Но, как это частенько бывает, что-то пошло не так. Гай-до оказался кораблём с историей, на 5-4 обнаруживается разумная жизнь, а между вожделенным топливом и нашими друзьями появляется амбициозный тиран космического масштаба. То есть для приключений всё готово и Алиса с друзьями с честью пройдут все преграды, попутно поучаствовав в организации локальной революции на корабле, который теперь известен как «Императрица Моуд».
По-булычевски добрая и светлая книга с небольшим вкраплением жути медицинского характера, но, как сказал профессор Игорь Селезнёв маме Алисы: «С нашей дочерью опять ничего не случилось.»
tolstyi1010, 26 апреля 2018 г.
Очередное приключение Алисы Селезневой. На этот раз она участвует в космических гонках вместе с Пашкой и Аркашей. Первое — необходимо найти корабль. Подойдет единственный разумный корабль Гай-до. Второе — необходимо сверхмощное топливо. Значит отправляемся на планету Пять-Четыре.
История семьи Гай, создание корабля Гай-до и отношение хозяйки корабля к своему творению, берет за душу. Сразу возникает аналогия с домашними животными. И сам автор нам на это указывает, приводя пример с собакой. Также считаю сильной сцену в подземелье, и фразу старухи «Любой может выйти к чудовищам с бластером, а ты попробуй выйти с свечой в руке, посмотрим кто смелый».
Не совсем понятны слова Гай-до «Я его обманул. Я же робот, и я не могу причинить вреда людям», и ответ Аркаши «Но он забыл об этом. И перепугался». Вечный юноша не знал, что Гай-до робот, он думал, что это член экипажа, Аркаша и Гай-до об этом знали. Также не понятно откуда Гай-до знает состав абсолютного топлива странников, если еще никто не смог пробраться на их базу.
Итог — читать обязательно, особенно детям. Перечитывать тоже обязательно.
Блофельд, 13 августа 2013 г.
Разумный говорящий космический корабль — это оригинально. Землянин, женившийся на инопланетянке, — это тоже оригинально. Ну и тиран, приказавший своим подданным носить весёлые улыбающиеся маски, — это тоже оригинально.
god54, 18 марта 2012 г.
Замечательная фантастико-приключенческая повесть для детей. Сегодня во много раз хуже подобное пишут для взрослых. В произведении есть все, что нужно молодому человеку: невероятные приключения, интриги, путешествия, принцессы и имеператоры, сражения и победы, честность и предательство и великолепная фантазия автора. Смущает только одно, конечно, может сказывается мой возраст, проходящая через всю повесть ирония автора по отношению к героям и описываемым событиям. Читаешь и не чувствуешь серьезности, нет страха, переживания, угрозы, сплошная вера в то, что наши все-равно победят.
dmsl, 10 марта 2012 г.
Читалось в «Пионерской правде». На тот момент, при общем дефиците фантастики это было просто счастьем. И всё же было ощущение, что что-то не то.
А «не то» было всего лишь возрастом. Возраст, когда следует читать Булычёва потихоньку уходил и незамысловатость сюжета и стиля начинала уже восприниматься. Сейчас же, вижу, что повесть одна из лучших в цикле, абсолютно булычёвская, в традициях «Девочки с Земли», просто читать её нужно лет в 9-12. Позднее уже будет не то впечатление.
Валыч, 30 марта 2009 г.
После 30 тяжеловато читается — короткие предложения, все-таки, больше рассчитаны на детский возраст. Тем не менее, прочитал с наслаждением. А то в детстве кроме «Пионерской правды», не на что и рассчитывать в сельской библиотеке. Прикольно воспринимаются отдельные моменты, например, когда Алису ударили и она потеряла сознание. ЧМТ, даже в будущем, наверное, чревато последствиями. Императрица с бластером, чего-то ожидавшая неведомо сколько времени?! Нестыковычка?! Может где-то я упустил что-то?
Обязательно буду рекомендовать к чтению подрастающей дочке! На такой литературе можно воспитывать.
rumpelsteelskin, 1 февраля 2011 г.
Одушевленные звездолеты в фантастике — не редкость. Однако ни у кого из аторов не получалось такого трогательного, влюбленного и отчаянно смелого кораблика, какой вышел у Кира Булычева.
видфара, 8 июня 2008 г.
Кораблик мастеру удался безусловно! Жаль, в своё время эту книгу не экранизировали. «Лиловый шар» получился каким-то картонным, а вот наш «Гай-до» мог бы легко заткнуть за пояс любой «Полёт навигатора«!
Булычёв в «Пионерской правде» и другие вещи «писал совместно с читателями». Но «Гай-до» получился лучше прочих, изначально лучше! Помнится, и я в «Планете 5-4» поучаствовал...:smile: Это был очень интересный опыт, даже не знаю — кто-нибудь кроме Булычёва вот так работал с подрастающим поколением?
glupec, 10 февраля 2009 г.
Как-то средненько... Похоже, все интересные идеи
Кроме того. Может, история эта и была бы хороша, если бы кое-какие сюжетные линии Булычев довел до конца. Например...
В общем, для меня эта книга стала разочарованием. Примерно таким же, как в свое время «Сломанный меч» П. Андерсона (по той же самой причине — удачные задумки, не доведенные до логического конца).
Своё мнение, разумеется, никому не навязываю:shuffle:
armitura, 11 октября 2007 г.
Если вынести за скобки «Сто лет тому вперед», то «Гай-до» — мой самый любимый роман у Булычева.
Маленькая Алиса в дурацкой пижаме и со своей в руке идущая по кишащему пауками подземелью, кораблик Гай-до, так отчаянно любящий свою госпожу, гонки вокруг Луны, отважная домохозяйка Ирия Гай, база Странников, узурпатор, заставляющий подданных носить маски с улыбками... Столько воспоминаний. Ничего лучше не читал в детстве — факт:)
perInka, 31 августа 2009 г.
Мне кажется, «Гай-до» самый интересный цикл, меня с детства умиляет этот говорящий кораблик, который умеет любить.