fantlab ru

Сергей Викторович Алексеев «Метро 2033: Кочевник»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.30
Оценок:
10
Моя оценка:
-

подробнее

Метро 2033: Кочевник

Роман, год; цикл «Вселенная «Метро 2033»

Аннотация:

Цель охотника за головами проста – найти преступника и отдать в руки правосудия. Если не получается живым — тогда предъявить частями, подходящими под опознание.

Добытые в ходе последнего рейда сведения выводят бывалого наемника на след кровного врага. И без того сложная задача грозит стать вовсе невыполнимой. Чтобы добиться нужного результата, придется одолеть сотни километров песчаных равнин Южного Казахстана…

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 314

Активный словарный запас: высокий (3080 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 60 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 28%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Лучшая книга Вселенной, 2019 // Ржавый Артём. Лучшая женская роль. Фань Вэйци

лауреат
Лучшая книга Вселенной, 2019 // 2 место


Издания: ВСЕ (2)

Кочевник
2019 г.

Аудиокниги:

Кочевник
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Чужестранка»

Рецензия на «Метро 2033: Кочевник» Сергея Алексеева

Прошло два года с выхода «Степного дракона», открывшего дорогу произведениям о постъядерном Казахстане. Да, формально страна оказалась на пути следования героев «За горизонт», но именно роман Шамиля Алтамирова можно назвать определяющим. Вслед за ним мы узнали местоположение зловредного Берегового Братства из трилогии «Конституция апокалипсиса», которое Денис Шабалов поместил в Атырау. Примерно через полгода вышел сборник рассказов «О чём молчат выжившие» с рассказом Ирины Бакулиной «Красное на чёрном» на борту, посвящённым Алматы.

Зимой 2019 года геймеры всего мира получили возможность сыграть в новую часть под названием «Метро: Исход», треть сюжета которой разворачивается в богатом на разнообразие природы Казахстане. Спустя ещё полгода в книжной серии выходит новая история об этой немаленькой и уважаемой стране. Казалось бы, трудно в условиях тумана войны наладить связи между разрозненными произведениями практически всех видов (разве что фильмов не хватает), но у Сергея Алексеева получилось.

Шамиль Алтамиров и Сергей Алексеев дружат между собой, сюжеты их книг происходят в одной стране, и тем приятнее найти отсылку к «Степному дракону». И не просто отсылку, а довольно-таки сюжетно оправданную. И даже не одну, а целых две. Упоминается и Береговое Братство, правда, на уровне далёких слухов, а бывшая столица республики и вовсе появляется в качестве одной из локаций, и её судьба хоть и выглядит значительно мрачнее представленной в рассказе, учитывает его реалии. А дух «Безумного Макса», который я ощутить не могу, ибо не смотрел фильмы, но который могу предположить по схожей стилистике обложки «Кочевника» и постера одного из фильмов франшизы и названию «Дорога ярости» одной из глав, ранее использовался в «Степном драконе», в игре «Метро: Исход» и… в романах Дмитрия Манасыпова, хоть он пишет о родной России.

Здесь же отмечу схожесть стилей Сергея Алексеева, Дмитрия Манасыпова и Шамиля Алтамирова. Есть у них общая обстоятельность и кровожадность. Их романы в равной мере исповедуют реализм и не отрицают мистические или просто сверхъестественные явления. Первое привносит убедительности в повествование, укрепляет выстроенные сообщества и картину разрушений здравым смыслом и логикой, а также вдыхает жизнь в персонажей. Есть нечто общее между Морхольдом, Азаматом, Хаундом (персонажами Дмитрия Манасыпова), Басмачом (главным героем Шамиля Алтамирова) и Шалом (протагонистом «Кочевника»). Все они нюхнули жизнь, способны на убийство, следуют негласному кодексу чести, ищут справедливости и желают простого человеческого счастья (обычно, увы, недостижимого). Каждому достаётся не особо опытный подопечный (чаще девушка), которого жизнь тоже успела помучить, и между ними налаживается крепкая духовная связь, вида хоть в огонь, хоть в воду. Не любовная, поколения разные, ближе к отношениям родителя с ребёнком. В случае Шала это молодая китаянка Фань Вэйци — пожалуй, лучший персонаж в романе и одна из самых ярких героинь во «Вселенной». С ней связано много забавных сцен, с ней же — и несколько берущих за душу. И, казалось бы, куда уж контрастнее, к ним с Шалом в придачу добавляется дознаватель из Шымкентского Каганата Александр Лемке. Как к нему относиться, я так до конца и не разобрался, больно персонаж неоднозначный, однако тем и лучше — он не одномерный, хотя порой кажется, что именно таким он себя и подаёт.

Не обошлось и без главного злодея. Или, точнее, братьев-злодеев. От их лица ведётся часть повествования, и всё выглядит довольно правдоподобно, без высмеивания и без излишних гипербол. Любопытно, что параллельно с казахстанским «Кочевником» вышел азербайджанский «Город семи ветров», и подача злодеев в обоих случаях не только не умалила качества «тёмной стороны», но и не сделала её чересчур привлекательной. В целом, есть между ними и кое-что ещё общее, хотя стилистически это совершенно разные истории. В обоих делаются отсылки к советскому фильму «Белое солнце пустыни», в обоих хорошо проработаны злодеи, в обоих показывается налаженное постъядерное мироустройство (причём ведущие силы Баку и юго-восточного Казахстана примерно одинаково зависят от нефти).

И в обоих есть место чудесам. Да-да, вторая черта «Кочевника», наряду с реализмом, — задействование сверхъестественного. Ничего из ряда вон не подразумевается. Всего лишь один мальчик-мутант, ладящий с животными. Подобно Даше Дармовой из трилогии «Дорога стали», юный Мейрам вдруг понадобился сразу нескольким силам. Отдуваться приходится немолодому наёмнику. Только если Морхольд быстро нашёл девицу в беде, на долю Шала выпадает много больше неприятностей, не позволяющих сразу выполнить взваленное на него задание. Затем уже появляется Фань, и сюжет идёт совсем по другой, не менее полной боли, невзгод и схваток колее. И основные цели у охотника за головами более прозаичны и ясны: старая добрая месть банде, уничтожившей его поселение, его друзей и соседей.

Сюжетные линии накладываются друг на друга, переплетаются порой неожиданным образом, образуя удивительный восточный букет, которым желаешь любоваться как можно дольше, но, как и всегда, книга не бесконечна, и всему приходит конец. Финал «Кочевника» разворачивается в Алматы, где преподносит читателю, внимательно следившему за судьбами героев, неожиданное событие, после чего фраза «Душа развернулась, а затем свернулась» становится не просто похвалой, а буквально характеристикой этого замечательного и каждой строчкой убедительного романа.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Крутой Шал: правосудие по-казахски»

Вместо предисловия

Году эдак в 2007-08 довелось мне познакомиться с романом Дмитрия Глуховского «Метро 2033». И с тех самых пор не давала мне покоя мысль, а что если люди смогли бы выбраться из этих мрачных темных тоннелей, где воздух пропитан ужасом, болью и отчаянием? Что если бы они получили долгожданную свободу (хоть и относительную) Что если смогли бы вновь увидеть солнце, ощутить на коже его тепло?... Ответы на все эти вопросы и даже больше дает нам роман «Кочевник». С первых же страниц понимаешь, что перед тобой совершенно иной мир. Не менее опасный и жестокий, но предлагающий больше возможностей. И в первую очередь, возможность выбора. И вот последнее красной нитью проходит через всю книгу, вынуждая героев всякий раз оказываться на распутье. А впереди сотни километров бескрайних степей, пустынь и убитых временем дорог…

Сюжет

На первый взгляд, сюжет «Кочевника» не отличается оригинальностью. Однако заезженная, как старая пластинка, тема мести, не успев ввергнуть в уныние, очень быстро трансформируется в увлекательное, наполненное адреналином, неожиданными поворотами сюжета и мрачноватым юмором путешествие.

Атмосфера

При прочтении невольно возникают ассоциации то с «Фоллаутом», то с «Безумным Максом» и даже бессмертной классикой советского кинематографа – «Белым солнцем пустыни». С последними двумя гораздо чаще, учитывая некоторые сюжетные перипетии, «восток – дело тонкое» и любовь автора к советскому автопрому, да и вообще всему, что способно пожирать драгоценную горючку в неумеренных объемах. Благо, нефть в постядерном Казахстане продолжают добывать.

Ну и оружие – куда ж без него в суровом, живущем по законам силы мире. Колюще-режуще-стреляюще-взрывающий арсенал в «Кочевнике» хоть и скромнее, чем, скажем, в книгах Дениса Шабалова, однако не лишен собственного, порой откровенно садистского колорита.

Вообще насилия (в различных его формах) в книге хватает. Впрочем, выписывая с поистине тарантиновской щепетильностью подобные сцены, автор умело не переходит дозволенные границы. Хотя в некоторых моментах кровь и впрямь холодеет, а к горлу тошнотворный комок подкатывает. Но тут уж ничего не попишешь: жестокие реалии жестокого мира.

Особую пикантность повествованию придает восточный колорит: язык, традиции, обряды. Все это настолько гармонично вплетено в сюжет, что ты очень скоро принимаешь его как данность.

Герои

Уже исходя из названия несложно предположить, что главный герой в книге один, что вообще-то немудрено, учитывая сферу его деятельности.

Кайрат (он же Шал)

На первый взгляд, перед нами классический волк-одиночка, одержимый жаждой мести, после чего хоть саксаул не расти. Впрочем, матерый охотник за головами оказывается куда более многогранной личностью, способной не только карать, но и проявлять участие к судьбам других. Большая редкость по меркам нового времени. Автор, впрочем, не идеализирует своего героя, позволяя ему нередко руководствоваться инстинктами. Даже если ситуация того и не требует.

Кайрат – человек двух миров: уже погибшего и нового, настойчиво пытающегося восстать из пепла. Не понаслышке зная, как было ДО, герой не перестает ностальгировать по прошлому, хотя и убеждается все больше, что человечество обречено на вымирание, из-за собственной порочности и эгоизма. Впрочем, как бы не хотелось ему оставаться безвольным свидетелем неминуемого краха, а не получается. Ибо характер не тот. Вот и приходится герою-одиночке примерять на себя роль казахского рейнджера, верша правосудие всеми доступными, но все чаще радикальными способами. И неизвестно, чем бы закончился его одиночный крестовый поход против зверей в людском обличье, не встреть он…

Фань

С появлением в книге девушки-китаянки, изъясняющейся на ломаном великом и могучем, повествование оживает. Появляется больше юмора и, конечно же, лирических ноток. Кстати романтической линии как таковой в «Кочевнике» нет. Старый Шал не знает слов любви, зато может проявить по-настоящему отеческую заботу. Встреча с Фань немало усложняет жизнь Кайрата, но вместе с тем и вносит в нее дополнительный смысл. Автор умело закручивает интригу, до самого финала не раскрывая всех фактов биографии героини и выдавая их по крупицам, чтобы читатель до последнего терялся в догадках.

Лемке

Еще один весьма колоритный и противоречивый персонаж книги. Немец-чекист, возникающий на пути Шала, как черт из табакерки, вызывает смешанные чувства, заставляя попеременно себя то уважать, то презирать. Впрочем, тем он интересен. И еще более любопытно, на чьей же стороне он окажется в финале…

Мейрам

Настоящее чудо изувеченной радиацией природы, дитя нового мира, надежда или погибель человечества – немало найдется определений для этого удивительного персонажа. В книге Мейрам появляется эпизодически, но второстепенным при всем желании его не назовешь. Более того, в продолжении «Кочевника» (а таковое по смыслу напрашивается), ему точно уготована ключевая роль.

Еркебай

Если к Шалу наиболее применим эпитет «опытный», то старый шаман Еркебай – воплощение мудрости. Именно он помогает главному герою пусть и не сойти с пути мести, но понять, что есть в жизни цели более благородные и значимые. И именно благодаря таким людям Кайрат продолжает хранить веру в человечество. Пусть Еркебай и не обладает сверхъестественными способностями, как Мейрам, но дар у него все же есть – дар видеть в людях хорошее и направлять их на путь праведный.

Братья Сыдыковы

Ну и не забудем про главных антагонистов. Тем более, что в «Кочевнике» они не менее харизматичны, чем хорошие парни (и девчонка). Возглавляет воинство главгадов бандитский гений, казахский Шварценеггер и ценитель чайных традиций Железный Иргаш. При всей своей порочной натуре этот персонаж невольно вызывает и уважение, выстраивая свои хитроумные преступные планы с изобретательностью бывалого полководца. Эх, такие бы умище и неуемную энергию да на благое дело…

Иное дело младший брат Иргаша Ахмед. Интеллектом этот малый, в отличие от старшего родича, не блещет, зато компенсирует его отсутствие лютой злобой и откровенно садистскими наклонностями, которые беззастенчиво демонстрирует при любой возможности. Довершает гротескный образ идеального маньяка-убийцы извращенная философия, толкающая Ахмеда на все более гнусные поступки. Словом, скучно в компании с этим парнем читателю не будет))

Общие впечатления

Роман «Кочевник» — отличное приключение в стиле постап-истерна, заставляющее смеяться, грустить, где-то крепко призадуматься, сопереживать героям или от души желать им сгинуть на ближайшем перекрестке. Словом, здесь есть все, что нужно для хорошей книги, которую захочется читать и перечитывать. Лично у меня при написании этой рецензии желание освежить в памяти уже прочитанное возникло. Но еще больше жажду увидеть продолжения, которое, смею надеяться, нас в ближайшем будущем ждет. Хочется поздравить автора с крепким дебютом и пожелать дальнейших творческих… казахов)) Спасибо!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх