Макс Фрай «Так берегись»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Городское фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти | Сновидения, формы изменения сознания | Сверхъестественные способности, супергерои | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Эта книга не о любви, хотя читателю так, скорее всего, покажется. И не о смерти, хотя читателю, несомненно, покажется так. Скорее уж о ненависти и жизни, такой перевертыш гораздо точнее. Еще эта книга о границе между силой и слабостью; где она пролегает, не знает никто. О победе, оборачивающейся поражением, и о поражении, которое может обернуться победой, а может не обернуться, это уж как повезет. И о том, что продолжение в любом случае следует. Несмотря ни на что.
Роман не является завершением цикла, продолжение следует...
Рассказ «Я ничего не знаю про Агату» целиком входит в роман в качестве текста, который находит и читает главный герой.
В произведение входит:
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— цикл «Мир Ехо и приключения Макса» > цикл «Сновидения Ехо»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 434
Активный словарный запас: очень низкий (2379 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 74 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 56%, что гораздо выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
black-bird, 25 октября 2020 г.
Книга стала просто апогеем разочарования и в серии, и в авторе.
1. После того, как Макс в «Мертвом нуле» пошел на Темную сторону и сказал: «Я хочу стать человеком, который решит проблему», серию нужно было бы либо вообще заканчивать, либо отсечь ему возможность использовать это самую Темную Сторону, потому что возникает вопрос — а в этой книге что мешало точно так же сделать, собственно?
2. И Макс, и все окружающие лихо и намертво забыли о том, что он вообще-то Вершитель, то есть раз уж он захотел, эти миры распрекрасно воплотились бы так, рано или поздно и далее по цитате. Но нет, если бы хоть кто-то вспомнил, что он Вершитель, это книгу можно было сразу заканчивать, что вы.
3. Сами миры, из-за которых Макс аж так весь исстродался — пардон, это не миры, это локации. Выдумать русалочий мост и сказать, что «я выдумала мир», это все равно было выдумать отдельно врата в Морию со светящейся надписью и гордо заявить «я выдумал Средиземье». Все эти миры распрекрасно можно было бы упаковать в один, максимум два, кучу энергии бы сэкономили.
4. Шурф демонстрирует чудеса олигофрении, да.
5. От подробно прописанных женских истерик уже тошнит. Книга Фрая, где нет омерзительно рыдающей тетки — не книга Фрая.
Короче говоря, более халтурного сюжета я давно не встречала. Размусоленная на миллион страниц проблема, которая решается ровно за три минуты фразой «Я хочу стать человеком, который решит проблему»/прозрением, что Макс вообще-то Вершитель и у него и так все сбудется, — это какое-то клиническое неуважение к читателям. Типа детектива, где убийца записан на десять камер, но сыщик не может пройти пойти и посмотреть запись ну потому что потому.
Кстати, когда я читала все вот эти максовы бесконечные страдашки по прекрасным мирам, чето не могла отвязаться от мысли про Лойсо. Типа когда Макс его отпускал, он фактически дал разрешение уничтожать любые миры, среди которых вообще-то могли быть десятки не менее, а то и более прекрасных, причем с живыми жителями, а тут вдруг так жалко, ну вот так жалко несуществующие наваждения! Забавно было бы, если эти воплощенные миры потом Лойсо бы и уничтожил. Нуачо, не Ехо же.
Линия Меламори — это труба беспросветная. Ну со всей же очевидностью ясно, что автор ее терпеть не может, что автору она надоела, что автор в принципе любит мужчин и не очень-то любит женщин, но нет, будем бесконечно тянуть эту линию, пытаясь убедить читателей, что Макс хоть что-то к ней испытывает, кроме раздражения. Господи, да отпустили бы ее уже с миром в какое-то свое одиночное путешествие, всем бы легче стало.
И последнее — как-то странно, что к финальному решению проблемы, то есть воплощению миров, Макс так руку и не приложил. Офигенный вообще гг — ходил, ныл, ныл, нифига не делал при наличии мощнейшего потенциала, и... фактически так нифига и не сделал. Ну мда, супер-протагонист, очень хочется за него болеть и переживать, спасибо.
Ritta, 30 сентября 2020 г.
Худшее из наваждений
Худшее из наваждений — это Макс Фрай. Вот вроде бы каждая его новая книга слабее предыдущей, но ты все равно зачем-то продолжаешь их покупать и читать... Впрочем, известно зачем. Чтобы ещё раз поглазеть на зелёную луну, ещё раз посидеть в «Обжоре Бумбе», ещё раз прогуляться по мозаичным мостовым Ехо... Вот она — сила привычки. То, на чем строится успешность всех сериалов.
При чтении меня не оставляла мысль: а вот если бы вот это все сократить раза в три, было бы, быть может, и ничего. А лучше в четыре. Потому как задумка сама по себе хороша: в Ехо появляется призрачный поезд, выдуманный умирающей леди... И становится постепенно опасен. И уничтожить его жалко (красив уж очень), и оставить все как есть нельзя. Понятно, что сэр Макс с компанией выкрутятся и на этот раз, но как?
Да, идея хороша, но упаковка...
Я уже писала, что Фрай по природе дарования — повестушечник. Его лучшая форма — короткая повесть, как в первых двух книгах цикла. Но точно не раздутый листов на двадцать роман...
«Да уж, вот как не надо писать книги», — думала я, листая страницы. Всё больше слов, все меньше дела. В конце концов витиеватое нанизывание словес превращается в откровенное словоблудие.
И всемогущему сэру Максу, с всемогущим сэром Джуффином и всемогущим Шурфом в ставшем тесным Ехо нечего делать. Нет задач и проблем, адекватных героям. Декорации уютного мирка уже не соответствуют персонажам, они выглядят в них как слон в посудой лавке, как Гулливеры в царстве лилипутов. Вот что бывает, думала я, когда наделяешь своих героев сто пятьсот одной сверхспособностью.
Соответственно, и сопереживания не возникает. Проблемы этих колдунов, равных Богу, слишком далеки от простого человека.
Забыты многие персонажи цикла. Зачем нужен Лууккфи Пэнц со своим Большим Архивом, когда Джуффин с Сотофой могут прогуляться по Мосту Времени или на Тёмную сторону и узнать все, что угодно? По той же причине не нужен Мастер Слышащий (и что такого важного могут рассказать за столиком эти бедные горожане?..), как и леди Кекки Туотли. Да и нюхач Нумминорих не нужен. Сэр Макс сам может отыскать кого угодно, теперь ему и на след для этого становиться не надо — достаточно отправиться на Тёмную сторону и сказать, чего ему хочется.
Вот и остаются в тексте поэтому только Шурф, Джуффин и по привычке немного Мелифаро.
Автор взломал все границы выстроенного им мира. И это плохо.
Много новых улиц, которые не упоминались раньше. Складывается впечатление, что они выдумывались на ходу, из-за этого тоже пропадает ощущение достоверности.
Размывается география города, размываются границы вымышленного мира. Больше нет правил, по которым надо играть — автор их отменил.
И читатель теряется, повисает в пустоте. Не на что опереться.
Зато чудес много. По чуду на страницу, а то и больше. Просто не успеваешь понять, вникнуть, а автор вываливает на тебя ещё и ещё... На, хватай его скорей! И приходит усталость. И тоска по старым книгам, где не было такой перегруженности чудесами и событиями, где сэр Макс ещё был похож на человека, а не скучающего, охреневшего от собственного могущества Вершителя.
Из упрямства я, конечно, дочитала книгу, но для этого пришлось приложить некоторые усилия... Хочется сказать «а вот раньше». Да, раньше Фрай читался запоем и не мной одной. И сердце щемило от грусти, от одиночества и тоски по несбывшемуся. Да, это было. Но это прошло.
...Чем так писать, уж лучше не писать совсем.
Звучит очень жёстко.
Но именно эта мысль не покидала меня, когда я перелистывала страницы.
Да, мир был выдуман на славу. Но хоть бы автор его уже оставил в покое. Если не будет новых книг, не будет и новых разочарований.
ReadingAddict, 6 апреля 2020 г.
В этой книге плохо всё.
На протяжении всего чтения меня не покидало чувство раздражения — слабый сюжет, жутко затянутые монологи, даже у сдержанного сэра Шурфа занимающие полторы страницы. Избыточная рефлексия сэра Макса и, как следствие, целые километры рассуждений. Мало действия и даже сколько-нибудь осмысленно действующих лиц. Заметное провисание сюжета, из-за чего в целом создаётся ощущение раздутого от «воды» школьного реферата. Книга просто не цепляет, сопереживать героям у меня так и не вышло.
В итоге испорченное настроение и зря потраченные несколько часов чтения. Убрать воду, и можно было бы сделать неплохой рассказ без потери смысла.
Это первый поставленный мной кол.
Не рекомендую.
yksisarvinen, 14 августа 2021 г.
Эту книжку мне дали почитать два года назад, с тех пор я несколько раз брал её в руки, открывал, но каждый раз накатывала какая-то неприязнь. Недавно отбирал книги для того чтобы отнести на буккроссинг и решил всё-таки прочитать хотя бы по диагонали.
Читал в основном сканируя взглядом страницы в поисках значимой информации и пролистывая мусор. Воды там очень много, например первые две страницы в книге рассказывают о том, что Нумминорих споткнулся, пока они с Максом шли по дороге.
Книга оставила неприятное впечатление, от Ехо осталась пустая оболочка. К Максу чувствовал только неприязнь. Макс много раз повторяет, что любит Ехо и Мир, но как-то этой любви не чувствуется. Показательный эпизод это когда Джуффин с Максом возвращались из Холоми и Джуффин предложил вернуться на пароме, а Макс удивлённо спросил «зачем, если можно пройти тёмным путём».
Тут в отзывах говорили, что «Сновидения Ехо» читают ради возможности опять пройтись по мозаичным мостовым, но Макс давно даже по своему дому перестал ходить. Ему не интересны «декорации», он просто прыгает из одной локации в другую. Зачем куда-то ходить или ехать на амобилере, если можно тёмным путём?
Когда Макс первый раз потерял силу я уже надеялся, что наконец-то начнётся что-то интересное, придётся как в старые добрые времена думать головой и рисковать. Но нет, просто прогулялся на ТС и она вернула ему силу.
Могущество Макса достигло таких высот, что просто не понятно, в чём может быть сюжет книги. Любая проблема решается высказыванием вслух соответствующей просьбы на ТС. Никаких загадок, погонь и опасных врагов больше не будет.
Агата, кстати, скорее вызвала сочувствие. Просто женщина, влюблённая в абсолютно безразличное существо. Когда прочитал про то, что Макс ставил зарубки на руке ножом, чуть не расхохотался. Так исстрадался Макс по каким-то полуосуществлённым наваждениям, а вовсе не потому что придётся убивать женщину, которая его любит.
До этой книги как-то не приходило в голову, как вообще у Макса могут быть друзья, ведь ему по сути дела плевать на всех, даже Меламори, в которую он типа влюблён он отправил на Арварох на неопределённый срок и сам признаётся, что когда она вернётся, скорее всего они станут чужими людьми. Вот такая вот любовь.
Вообще пришло в голову, что все (включая ТС) так пляшут вокруг Макса просто потому что, как выяснилось, он мог бы буквально парой слов уничтожить Мир, этакий рассеянный социопат, у котого целый мир оказался в заложниках.
Я надеюсь это последняя книга Макса Фрая, которая мне попадает в руки.
Уцин, 29 декабря 2019 г.
Отзыв содержит тяжелые сюжетные спойлеры.
Крайне спорный финал не лучшей повести автора. Кажется ему неудобно и неловко, отсюда и периодическое простукивание четвертой стены и очередной этап восхождения героя на вершину, когда уже и поговорить кроме как с ТС не с кем, и тупиковые зачины, вроде народных примет и общая картонность декораций, причем я сейчас не про вид из окна. Неловко и неудобно оттого что он близок с гг, а тот... смотри выше, а это как раз неловко и неудобно.
И пара слов о финале:
Время. Так. Не. Работает.
Работает оно так как тут же показано в эпизоде про возвращение с ТС — заперся в кабинете, никого не видел, никакого парадокса не случилось. Так да, а вот на паровозе сквозь наваждения, которые уже тыщи лет как не наваждения — так нет. Это очень ленивый и глупый ответ.
Но на самом деле, проблема не в таймпарадоксе, а просто в тайминге. Расскажи друзья гг чуть пораньше то что нашли и решили, пропала бы всякая необходимость что-то выбирать и кого-то убивать. Вообще. Надо было просто объяснить ситуацию. Ну то есть возможно Агата не перестала бы от этого пить, против природы не попрешь, но пропал бы весь мучительный выбор, ах как бы сохранить одно и убрать другое. Это просто грандиозная дыра в которую смывается любое сопереживание героям если оно и было.
Хотя его и не было, не знаю планировал ли автор увлечь читателя географией и так же влюбить во всех этих летающих лис, если планировал то извините — нет, даже близко нет. Вообще как прием география вещь хорошая, Ночь в одиноком октябре, да в конце концов те же Гнезда химер, но как вовлечение не работала никогда и странно выставлять ее не только макгаффином, но предлагать читателю на пустом месте влюбиться.
katemuss, 29 января 2020 г.
Отзыв будет кратким: На этой книге я завязываю с Максом Фраем!
Цикл «Сновидения Ехо», на мой взгляд, вообще агония автора с самого начала, попытка хоть что то еще урвать от популярного героя. Светлана Мартынчик исписалась и явно сама устала от этого персонажа, но жажда заработать выше искусства.
Lariel, 22 ноября 2019 г.
С чего начать? В голове крутится так много мыслей...
Я долго ждала эту книгу, и не смотря на то, что обычно покупаю электронную версию, когда она выходит, в этот раз я не задумываясь заказала печатную версию, потому что скорее хотелось прочитать новую историю про Макса. и это было лучшим решение!
Атмосфера этой книги отличается от предыдущих. Если в первых семи книгах, какая бы ситуация неразрешимой не была, общее ощущение было светлое и позитивное. В этой книге, как на качелях: вот ты взлетаешь, все прекрасно и тут бух и летишь вниз...
Невозможно оторваться! Даже, когда я занималась какими-то другими делами, я прокручивала в голове сюжет этой книги и думала к чему это все приведёт...
Говоря об этой книги нужно сказать об Агате, поскольку все завязано на ней...
Я понимаю ее желание дать жизнь этим мирам, хоть и ценой здоровья и жизней других людей. Но при этом она старалась сделать побольней Максу — выбирала жертв. Получается, что это было не самосохранение, когда либо ты, либо кто-то другой, а продуманное убийство. В конце хотелось заплакать с Максом, но нет. Агата отличный демиург, но ужасный человек. И я не сожалею, что так с ней произошло. Каждый получает то, что отдаёт сам. То хорошее, что у нее было — это ее миры — и они живы! А чужие жизни она не ценила и заплатила за это своей.
Вообще в книге очень много цепляющих моментов, в которые погружаешься с головой и не просто понимаешь, что ощущают герои, а ощущаешь их, как свои.
Главный вопрос этой книги для меня: можно ли пожертвовать жизнью одного, чтобы спасти многих? А здесь он еще и осложнился: можно ли пожертвовать несколькими только начавшими рождаться мирами, которых по сути даже нет, ради одного, который есть? И пусть каждый ответит для себя...
После этой истории на душе остаётся тяжесть. Но от этого она не стала менее завораживающей и интересной! Только не знаю буду ли я ее перечитывать, как остальные? Или так же, не найду в себе сил перечитать, как и Тихий Город...
Хочу сказать спасибо автору за эту и за все предыдущие книги о Ехо! И спасибо Максу, его жизнь действительно полна чудес, которыми онис нами так щедро делится!
Ladynelly, 17 января 2020 г.
Самая неоднозначная и «тяжелая» книга цикла...
По иронии судьбы я начала ее читать в скором поезде...
Одна из немногих романов из цикла имеющих один общий связные сюжет, без отвлечений на дополнительные линии...
В течении всей книги нарастает напряжение, а Агата становится все безумнее... Да, у меня создалось именно такое впечатление. Безумец с навязчивой идеей, мне казалось, что я даже ощущаю этот странный неприятный запах безумия сочащийся со страниц книги.
Хотя по началу Агата, меня как и главного героя очаровала, чем дальше тем сильнее очарование уступало место раздражению, неприязни и отвращению. А подобные сильные чувства к персонажам книг и фильмов я испытываю довольно редко.
Я понимаю Макса, мне бы тоже было жалко уничтожать новорожденные миры, но чем больше я читала, чем неизбежнее мне это казалось... Как я уже говорила, напряжение росло, и финал был ясен и неизбежен. И он был бы правильным...
Но... Создание
А Макс... Он бы это пережил... Как пережил возвращение Угурбадо, и Тихий город... (Две самые эмоционально тяжелые для меня повести «Лабиринтов»)
JulijaA, 28 декабря 2020 г.
Эта книга, на мой непрофессиональный взгляд, самая слабая из всего цикла. Мне, как рядовому читателю, показалось, что сюжет затянут, куда-то подевался искромётный юмор, который непременно присутствовал во всех предыдущих книгах, а конец довольна неоднозначен. Но я всё же жду продолжения!
S0fi, 25 марта 2020 г.
С одной стороны книга не очень динамичная, с другой — это прямо золотой цитатник. Может для меня большое значение имеет формат книги. В случае с «Так берегись» в бумажном варианте, чтение растянулся на несколько месяцев. То есть не совсем удачно сложилось. Обычно я слушаю в аудио-формате и затянутые моменты проскакивают незаметно. Где-то мне казалось сюжет прям конкретно подвисал. Наверно это не очень лестная характеристика для долгожданного продолжения «Сновидений Ехо», но одновременно с тем, я давно решила, что жизнь сэра Макса из Ехо это не книга — это жизнь реально существующего персонажа, в режиме реального времени. Просто его жизнь нам пересказать может только один человек (сами знаете кто). Вот, поэтому незачем лично мне переживать, что у меня как-то немного по-инерции шло ознакомление с событиями, которые происходили у Макса с этим его наваждением. Да, немного скучновато, но наша реальная жизнь тоже не фантан, поэтому нормально. Овеществлять миры Агаты мне не хотелось, но сделать кино по этим событиям, немного изменив динамику, я бы с удовольствием согласилась)
koncheev, 8 октября 2019 г.
Идея воспользоваться нашим миром в каком-нибудь сюжете нормальная. (В «Гнездах химер» есть маги, переселившиеся с Земли. И в «Угуландских топях» ненадолго появляется Земля.) Но так, как Вы описали, не выйдет. Бывшая подружка выведена довольно неприятной, в свое время предавшей Макса. К тому же она типичный приземленный обыватель, который даже с ума может сойти от такого чуда, как исчезновение аппаратуры с последующей смертью Макса. И есть еще препятствие. Макс сделал всё, чтобы порвать все связи с Землей. Он умер при помощи мистификации, а потому возобновление связи ему ни к чему.
Дельта Каппа, 12 мая 2019 г.
Жду, не дождусь выхода нового романа про Мир Ехо и Макса.
А вот нельзя, случайно, подкинуть автору набросок сюжета ?
Например: Бывшая подружка Макса с Земли начинает расследование пропажи и «непонятной гибели» своего бывшего «ухажёра». Она, ведь, думает что кража видеокассет с видеомагнитофоном и телевизором, возможно, как-то связаны с его «гибелью». Затем, можно случайно вывести её (кстати, она может быть не одна, а с новым ухажером) в реальность «ЕХО», через те-же «сновидения Ехо»... И не стоит забывать, что Земля, это планета Вершителей...
Ещё можно добавить «прогулку» по мосту времени и упомянуть про судьбу спасённого лиса Шурфа. И ещё — в Германию, Максом, были отправлены древние живые мертвецы...