fantlab ru

Стивен Кинг «Институт»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.50
Оценок:
797
Моя оценка:
-

подробнее

Институт

The Institute

Роман, год

Аннотация:

Посреди ночи в доме на тихой улочке в посёлке Миннеаполиса некие злоумышленники тихо убивают родителей Люка, а его самого грузят в чёрный внедорожник. Операция занимает меньше двух минут. Люк приходит в себя в Институте, в комнате, которая очень напоминает его собственную, только тут нет окна. Снаружи его двери — ещё несколько дверей, за которыми обитают дети с особыми способностями вроде телепатии и телекинеза. Они попали сюда так же, как и Люк: Калиша, Ник, Джордж, Ирис и 10-летний Эвери Диксон. Они находятся в Передней Половине. Как узнаёт Люк, есть и Задняя Половина. «Она как дешёвый хостел, — говорит Калиша. — Можно заселиться, но нельзя выселиться».

В этом зловещем учреждении директор миссис Сигсбри и её персонал занимаются тем, что пытаются извлечь из детей паранормальные способности. Вне всяких сомнений. Если вы делаете, что говорят, то получаете жетоны для игральных автоматов. Если нет, то наказание жестоко. С каждой новой жертвой, которая пропадает в Задней Половине, Люк всё приближается к отчаянию и желанию отсюда сбежать. Однако ещё никому не удалось выбраться из Института.

С этим произведением связаны термины:

Награды и премии:


лауреат
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2019 // Хоррор (75 717 голосов)

лауреат
Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2019 // Хоррор (4 143 голоса)

лауреат
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2020 // Лучший роман / авторский сборник (Выбор читателей)

Номинации на премии:


номинант
Subjective Chaos Kind of Awards, 2020 // Смежные жанры

номинант
Локус / Locus Award, 2020 // Роман ужасов

номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2020 // Роман — Премия им. Августа Дерлета (лучший хоррор роман)

номинант
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2020 // Лучший роман / авторский сборник

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2021 // Переводная книга НФ (США)

Похожие произведения:

 

 


Институт
2020 г.
Институт
2022 г.

Аудиокниги:

Институт
2020 г.

Издания на иностранных языках:

O instituto
2019 г.
(португальский)
The Institute
2019 г.
(английский)
The Institute
2019 г.
(английский)
Інститут
2020 г.
(украинский)
The Institute
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  39  ] +

Ссылка на сообщение ,

Иногда хочется трахнуть кулаком по столу и гаркнуть: «горшочек, не вари, е-мое!». Ибо роман энтот действительно есть жидкая каша, заваренная на старых идеях и скупо разбавленная маргаринчиком авторского таланта (маслице в тарелку уже давно не то что не докладывают, — вообще не подают). Впрочем, поначалу все было опять же недурно. То ли это чисто психология (ура, новый роман, Кинг, новая надежда!), то ли зачин действительно неплохой. Мальчик-вундеркинд Люк (такой умный, что из пятого класса общеобразовалки перешел в физмат-колледж) похищен из дома неизвестными. Родители -- того-с. Похищен и увезен сей пацан был в Мэн, и там же помещен в некий интернат, где обитает еще дюжина таких же, как он... нет, не вундеров, но детей с теле- и психокинетическими способностями. Используй Силу, Люк. Вокруг охрана, над детьми то и дело проводят всякие опыты, в общем, плохое место. И с момента, когда Люк понимает, что место реально плохое читать становится просто архискучно. Кинг достает свои обмыленные шаблоны и давай пихать их в текст: друзья-подростки, злая Контора, старушка-добрая и старушка-боевая, коп с историей, только вместе мы сможем всех их забороть... А между делом ему ну никак нельзя не потопить за Клинтон и потоптаться на Трампе. Причем уровень аргументации при этом... О.о Однако, однако (с).

В общем, я вроде как и Постоянный Читатель, но никакого удовольствия от чтения Кинга уже давно не получаю. Мазохизм какой-то.

Оценка: 5
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно признаюсь, что данный роман я прочитал чисто для галочки, ибо уже после первого ознакомления с его синопсисом понял, что не горю желанием тратить время на очередной текст Стивена Кинга о смышленых подростках, обладающих некими сверхъестественными способностями.

Поэтому взявшись за «Институт», рассказывающий о том как невероятно умный мальчик по имени Люк Эллис попадает в закрытое научное учреждение, проводящее опыты над одаренными детьми, я не надеялся на то, что книга меня увлечет. Однако поначалу случилось именно это.

С первых же страниц история стремительно стала набирать обороты, обрастать любопытными подробностями и интриговать замаячившей на горизонте тайной жуткого казенного дома, разрушившего жизни множества своих маленьких подопечных. Но, к сожалению, чем дольше Люк со своими новыми друзьями оставался в застенках Института, тем сильнее падал мой интерес к происходящему.

Кинг, конечно, мастер в плане раскрытия характеров героев, угодивших в стрессовые условия, но в этот раз, на мой взгляд, муза его подвела. А когда персонажи тебя не особо цепляют, то следить за их злоключениями становится попросту скучно (тем более, что последние в романе ну очень уж однотипные).

Атмосфера тотального уныния не рассеивается и когда Эллис сбегает из исследовательского центра (прошу прощение за спойлер). А все потому, что работая над книгой, Стивен забыл об одной важной особенности произведений, повествующих о побегах из тщательно охраняемых тюрем (каковой почти что и являлся Институт).

Суть в том, что подобные сюжеты удерживают внимание ровно до того момента, когда пленники наконец-то сваливают из ненавистных им стен и измученные, но счастливые, удирают в закат. То есть, главное в историях типа «Побег из Алькатраса» (Escape from Alcatraz, 1979) — это собственно подготовка к побегу и его процесс. А не то как оказавшиеся на воле герои будут придумывать план по уничтожению всей пенитенциарной системы страны.

В этом и кроется основная проблема романа. Мало того, что Люк покинул Институт самым что ни на есть нелепым образом, так он еще умудрился на удивление быстро встретить «правильных» людей и, заручившись их поддержкой, разобраться с секретной организацией планетарного масштаба (прошу прощение за еще один спойлер). И ладно бы такую ерунду написала автор вроде Стефани Майер. Но нет, на обложке красуется имя Короля Ужасов, а значит всю эту дичь родил его мозг, не забыв приправить текст тоннами уже давно задолбавшей толерантности и дебильными пассажами о Дональде Трампе.

Ну а объяснение супер важной деятельности Института вышло совсем уж бредовым и неубедительным. Неужели похищения детей и усиление с помощью опытов их экстрасенсорных и телепатических способностей с целью убийства неугодных кому-то там людей — это действительно самая легкая и адекватная мера для поддержания мира во всем мире? При том что «в реальной жизни у киллеров ничего не получается или их ловят». Серьезно?

По-моему даже в период своего пристрастия к белому порошку и выпивке Кинг не выдавал такой вот дичи. Хотя возможно, что увлекшись «Институтом», дед тупо забыл принять таблетки.

В общем, мое резюме такое: если вы поклонник творчества Мастера, прочитать книгу можно, но осторожно (заранее настроившись на то, что шедевром там и не пахнет). Но если к сочинениям Стивена вы относитесь без фанатизма, то на вашем месте я «предпочел бы не касаться «Института» даже восемнадцатиметровой палкой». Уж лучше пойти посмотреть идейно похожие, но в разы менее глупые и куда более эффектные «Очень странные дела» (Stranger Things, 2016-).

Оценка: 5
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну все, признаю наконец — исписался дядя Кинг. Писать хуже не стал, но горшочек давно уже варит в силу привычки. «Институт» представляет из себя средний такой young adult про детей со сверхспособностями, которых некая организация похищает из домов и помещает в некий пансионат в лесу. Постоянное ощущение, что «Simpsons did it» в процессе чтения сильно, как никогда. Тут есть видимые «рояли»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ставить в комнату современному ребенку ноутбук с доступом в интернет и слабеньким фаерволлом — ну очень умно со стороны его похитителей, еще б сразу пистолет подложили
ненужные подробности, «картонные» персонажи (в чем проявляется заявленная МЕГАгениальность главгероя кроме умения играть в шахматы — я так и не увидел), самоповторы (начало Кинг из «Доктор Сон» скопипастил). Дядя Стив постарел и за миром угнаться не успевает: в 80-х этот сюжет смотрелся бы более-менее, но то, что в 2019 году существует сверхсекретная организация, постоянно похищающая детей крайне, скажем так, палевным способом, и что никто до сих пор не выследил эту организацию, у которой
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
даже техники рабочей по сюжету почти нет
, вызывает большие сомнения. И это — меньшая из логических претензий к роману.

В основном «Институт» — это вода, вода и еще немного воды, прямо как на обложке. Всё очень предсказуемо, очень пресно и очень скучно. Грустновато это. Нет, Кинга я читать не перестану — я ж тот самый фанат номер один и Постоянный Читатель. И всегда им буду. Но, увы, это самая слабая его книга за последние лет десять.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

И так, новый и внецикловый (во всяком случае, пока!) роман Кинга.

Некая тайная организация похищает детей со сверхспособностями, чтобы использовать их в своих целях, которые одним кажутся зловещими, а другим — благородными. Вот только детям от этого не легче...

В сюжете нет ничего нового. Что-то такое писал и сам Кинг «(Воспламеняющая взглядом») и дюжины авторов помельче, а уж фильмов на тему экстрасенсов и «людей в черном» снято — за полгода не пересмотреть, если постановить себе в сутки отсматривать один фильм.

Но Кинг потому и Король, что умеет избитым жанровым клише придать некое второе (и третье, и четвертое) измерение, наполнить их жизнью.

При всей фантастичности «Институт» странно реалистичен, приземлен.

Верится, что если экстрасенсорные способности возможны, то именно в такой форме — как слабенький мерцающий огонек. Главный герой с юмором отмечает, что его ТЛК(телекинетической) силы хватает ровно на пустой поднос в столовой. Полный уже не по силам...

Почему-то верится, что если такие организации В НАШЕМ МИРЕ и будут существовать, то выглядеть они будут именно так. Со старыми компьютерами, пыльными коридорами, хроническим недофинансированием, тягостным грузом тотальной секретности и страхом перед Начальством. И работать там будут (ради ИПОТЕКИ) обычные люди, среди которых обнаружится небольшой процент прирожденных садистов и сознательных моральных уродов, а у остальных — «работа такая», и «кто-то же должен». Это Кинг еще, по гуманизму своему, не отобразил заоблачный уровень алкоголизма, промискуитета, интриг и наушничества, которые в НИИЧАВО обычно царят. Никто не бегает к медикам за фунфыриком (по англицки — shot-ом) спирта, не жует жвачку для прикрытия, не пишет на коллег доносы...

И вообще, человек такая скотина, ко всему привыкает, даже в Аду занавесочку посимпатичнее прицепит, найдет время для дружбы, романа, шутки и скандала. Чуйкой чувствующие, что их ждет на «дальней половине» подростки всем этим и занимаются, успевая по-маленькой кирять и покуривать, постукивать друг на друга, сходиться-расходиться и учреждать местный кодекс поведения и чуть ли не субкультуру в отведенные им считанные недели.

Задумано так автором, или нет (а впрочем, много ли автор понимает в своем замысле? обычно — ничего не понимает), внутренняя жизнь Института подозрительно похожа на злую издевку над совершенно легальными учреждениями, от университетских лабораторий, до летних детских лагерей. Инфернальная суть работы Института лишь подсвечивает его сходство как с типовым бюрократическим присутствием, так и сезонной передержкой, на которую замотанные предки сдают поросль.

Эта приземленность и обычная для Кинга погруженность в быт (марки конфет, сигарет, чистящих средств, машин и компьютеров, столовское меню и местная медицина, схожая с банальной вивисекцией) , только добавляет кошмара происходящему. Потому что за серыми дверями Института творится десятилетия подряд творится кошмар.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Юных узников «выкачивают» досуха, доводя до безумия и физического истощения, приводящих к полному распаду личности и скорой смерти.

Конечно, похитив юного Люка, деятели из Института сильно ошиблись, все пошло совсем не так, как должно было.

Несколько «провисая» в описании будней Института (но что особо интересного и динамичного в тюремной рутине) дальше роман срывается в напряженное, динамичное действие, которое не все хорошие переживут, и не все плохие не переживут.

Высшего балла ставить не буду за предсказуемость и растянутость. Применительно к книжкам развлекательного жанра «лучше» почти всегда значит «короче».

Можно отметить и неуместную политизированность на ровном месте(шпильки Трампу и осанны Клинтон). Которая тем более удивительна, что вступает в конфликт с одной из самых увлекательных сюжетных линий романа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Уперто-баптистский консервативный городок на Юге, в котором время застыло в 50-х, один только и оказывается способен дать сдачи карателям Института. Местные со словами «это Юг!!!» расчехляют стволы и устраивают «людям в черном» кровавую баню во имя добра.

будем считать что так Жизнь (талант) снова победила Смерть (идеологическую зашоренность) неизвестным науке способом.

Так же напрягает излишний физиологизм, причем, принявший одну форму — как положительные так и отрицательные, как взрослые так и дети с изумительной регулярностью подпускают в штаны и постели. Одно время у Кинга в качестве маркера душевного потрясения, персонажи бесперечь блевали, теперь вот мочиться начали.

Но это мелкий недостаток, на общую картину влияющий мало.

Герои как и всегда у Кинга — живые люди а не жанровые схемы, старинные сюжетные шаблоны порой под необычным углом и повернуты необычной стороной, жестокость уравновешена сентиментальностью, и вообще — это же сэй Стив!

Рекомендую всем, у кого нет предубеждения к Кингу, ни в стиле «примитивный американский трэш-мейкер», ни в стиле «мой любимый Кинг исписался в тысяча девятьсот таком-то году».

Время классических шедевров прошло, спору нет.

Но живой классик пока еще живой, а не только классик.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последние пару месяцев неспешно читал «Институт» Стивена Кинга (даже успел разочек запостить скриншот из книги с забавным моментом). И удивлён, почему до сих пор никто не взялся за экранизацию этого романа. Удивлён, потому что события отлично ложатся на относительно малобюджетную экранизацию (миллионов этак на 50-60). Трёхчастная структура, скромные локации, небольшое количество актеров (пару десятков детей и десяток взрослых). Условный Blumhouse справился бы за пару месяцев и собрал бы неплохую кассу.

______________________________

Многие утверждают, что «король» исписался, дескать новые романы довольно средненькие и не вызывают того вау-эффекта, что раньше. Возьму на себя смелость возразить. Стивен Кинг всё ещё хорош, когда дело касается психологии персонажей. Да, он сознательно упростил себе задачу, сделав главного героя чертовски умным. 12-летний парень, с отличием закончивший школу и собирающийся поступать в два университета разом, мог проделать все те действия, что привели к финалу книги. Будь на его месте вполне обычный подросток (пусть даже с высоким уровнем телепатических или телекинетических способностей), то я, как читатель и автор, Кингу не поверил.

А вот другие дети ведут себя вполне по-детски – и это, кстати, классно чувствуется на контрасте. Всё-таки мастер в деле.

Ещё Кинг с удивительной легкостью описывает издевательство над детьми :D. И вроде бы ничего экстраординарного – никакого сексуального насилия или извращений (уж это он любит) – всё в рамках «исследовательской системы». Однако опыты всё равно вызывают искреннее отвращение к истязателям. Какие бы возвышенные цели ни были, никто не вправе так издеваться над детьми. Также думает и Люк. Правдоподобность происходящего передана маленькими деталями, психологическим погружением в жизнь ребёнка. Создаётся вполне достоверная картина этакого сверхсекретного правительственного объекта.

В «Институте» Кинг задаётся вопросом: насколько далеко готовы пойти люди, чтобы предотвратить «гибель мира». Да, именно так, в кавычках, потому что нет никакой гарантии, что мир действительно идёт к гибели. Так думают мучители и верхушка. Они считают, что убить сотню детей ради спасения миллионов/миллиардов – сопутствующий ущерб. И в этом прослеживается определенная перекличка с окружающей нас действительностью. Я сам вижу, как люди, убежденные в своих умозаключениях, готовы бросать в огонь любые достижения и ресурсы, лишь бы следовать за путеводной звездой – смутным образом будущего.

В силу того, что читаю Кинга урывками и цельной картины его творчества не имею, для меня эта тема свежа и нова. А ещё очень современна.

Стоит ли читать «Институт»? Да, стоит. Если любите Кинга или глубокие психологичные истории с ноткой детектива. Этот роман – как раз тот случай, когда автор раскрывается, как крепкий рассказчик, который не заглядывает в глаза ужасу, а, ведомый героями, лишь фиксирует события, давая им короткие авторские ремарки.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

ВНИМАНИЕ! ИЗВИНИТЕ, но отзыв почти полностью состоит из спойлеров, поэтому даже закатывать его не буду. Просто не читайте, пожалуйста, до прочтения книги. Я больше хочу докопаться до сюжетных дыр и тупостей, чем до рассуждений, стоит ли читать «Институт».

Начали за здравие, кончили известно за что...

Кинг как обычно мастерски воспроизводит в начале чуть ли не пасторальную благость маленьких провинциальных городков, бедных, но гордых. Накосячивший коп находит себе пристанище, юный вундеркинд верно и надёжно идёт к успеху, всё хорошо и благополучно... А потом понеслось.

Первый же серьёзный и непростительный косяк то, что копы якобы настолько тупы, что всерьёз могут спутать действия профессиональных киллеров с маньячеством поехавшего крышей двенадцатилетнего пацана. Кто-то из редкого и мощного оружия профессионально вышиб мозги семейной паре — обязательно это сделал их сын, вот прям без вариантов.

Дальше всё хорошо и мне прям понравилось описание деятельности Института. Ненависть к местным мразям Кинг вызывает настолько умело, что так и хочется пожелать ввода в действие менструирующей Керри или разбушевавшейся Воспламеняющей Взглядом. Да, без гипертрофированного до гротеска насилия не обошлось, но оно здесь простительно. Это, как и такая тупость, как устаревшие видеокамеры, оборудование, отсутствие вменяемой вооружённой охраны, банально, блин, капитального забора с фундаментом вполне укладывается в идею некогда важного и хорошо финансируемого Института, на который постепенно забивают и финансируют по остаточному принципу — отсюда и дебилы в персонале, которые вместо правильной промывки мозгов делают всё возможное, чтобы настроить детей против себя. Но потом начинается термоядерный бред, про миллионы долларов на финансирование широкой сети информаторов, но отсутствии возможности модернизировать здание. Отмазка про то, что нельзя лишних людей допускать до Института — тупа до предела и сходу можно придумать с десяток способов её обхода. По ходу действия становится понятно, что о деятельности Института в курсе как минимум сотни людей и невозможно поверить, что нельзя пригнать хотя бы пару десятков «гастарбайтеров» (которых можно потом и в местном же крематории устранить) для любого ремонта и переоборудования. Да, блин, банально прокладка новой системы видеонаблюдения и компьютеризации элементарно делается тремя-четырьмя спецами вполне в разумные сроки. Мне кажется, что Кингу просто пошёл лёгким путём — ему лень было прописывать действительно хитроумный побег гениального мальчика и поэтому он максимально упростил ему задачу.

Но саму атмосферу запущенного учреждения, которое никому толком и не нужно Кинг сам же рушит, в финале раскрывая всю фундаментальную важность Института — выть от тупости хочется. Шепелявый так распинается о том, насколько это важно для многократного спасения мира, но так и не удосужился озаботиться модернизацией опекаемого им заведения или хотя бы тем, чтобы набрать в качестве сотрудников не дебилов конченных. Да и сам сюжет теневого мирового правительства устарел на десятилетия. Да-да-да, я охотно верю, что высшие чины со всего мира успешно договаривались и сотрудничали друг с другом с 50-ых годов и у них не возникало серьёзных конфликтов даже в разгар Холодной войны. Существуй такое теневое правительство — фактически и отпала бы нужда в Институтах, Кинг здесь натягивает сову на глобус.

Очень умело Кинг рушит всю мотивацию и убедительность героев. Вот они всю долгую историю накручиваются, что такие зверства прощать нельзя, всех гадов надо наказать и сделать всё возможное, чтобы подобное не повторилось. Много раз чёрным по белому говорится, что малейшая утечка и малейших слух навсегда развеют секретность Инстиута. И что? Герои сразу же после своего спасения засовывают языки в задницы — пофиг, что десятки их товарищей погибли напрасно и дети будут погибать и дальше. Пофиг, что десятки сотрудников Института бросились врассыпную и его руководство успело прям конкретно так наследить — с десятками и сотнями трупов, кучей свидетелей и опасной флешкой, блин, оставленной в ячейке хранения чуть ли не на вокзале. Зачем надо было нагнетать, если всё благородство героев и секретность оказались такой лажей?

Кстати, идея спасения мира через Институты получилась ну вот совсем неубедительной. Поясню на примере Вахи 40000. Там Человечество расселилось почти по всей Галактике, но связь между миллионами человеческих миров поддерживается с помощью гигантского астропатического маяка на Терре — Астрономикона. Работает он благодаря приносимым в его топку слабым псайкерам — тысяче штук в сутки. Жестоко — да. Но. Погаснет Астрономикон — Человечество окажется раздроблено и абсолютно беспомощно перед сорока тысячами способов подохнуть. Вот это — убедительная дилемма. Что хуже, приносить в жертву 365 тысяч человек в год или обречь на гарантированную смерть миллиарды миллиардов людей по всей Галактике? И альтернативы — нет. В «Институте» же у такого могучего надмирового правительства есть просто-таки сотни способов решить те задачи, ради которых они приносят в жертву сотни детей в одних только США. Получилось тупо и неубедительно.

Нельзя не отметить и непрактичность «сборщиков» Института. Ну вот не поверю, что при всей важности подобных детишек никто так и не догадался проводить селекцию, а не чуть ли не повальную выбраковку на протяжении нескольких поколений. Вроде бы, даже последний дегенерат способен сообразить, что если семьдесят лет подряд целенаправленно по определённому признаку отлавливать детей со сверхспособностями, не давая им передать свои гены последующим поколениям, то достаточно быстро этот ресурс иссякнет. Но нет, сотрудники сами же замечают, что детей прибывает в разы меньше, чем раньше, но никто даже не подозревает, как же так получается. Не верю, что такие конченные тупицы могли в течении более чем полувека поддерживать безукоризненную секретность. Блин, я готов поручиться, что в моей школе, где я работаю, приходящий на три часа в неделю сисадмин, оборудовал лучшую систему компьютерной безопасности, чем в якобы сверхсекретном Институте.

На этом фоне то, что ГГ так толком ни разу и не проявил своей гениальности и то, что он совершил вполне укладывается в рамки способностей любого толкового семиклассника, это уже мелочи — при таком уровне безопасности дети должны ежегодно сбегать десятками. Ни вышек, как в любой обычной тюрьме, ни собак, ни патрульных...

Тут уже многие прошлись по тому, как бестолково и бездарно действуют местные самоцветные группы захвата, так что повторяться смысла нет. Я понимаю, что Кинг хотел показать, что типо сердце США — в маленьких провинциальных городках, где жители могут встать друг за друга стеной и противостоять ужасному федеральному правительству, но получилось тупо. По тому, как долго нагнеталась атмосфера, что НАЧНЁТСЯ АД!!!!!, я ожидал, что будет побоище покруче, чем в своё время устроили Керри и Воспламеняющая вместе взятые, а получился пшик. В некоторых бандитских перестрелках в США больше народа погибает.

Ну и да, страшно хочется плеваться от навязчивой политической повестки. Трамп — бяка, Хиллари — няшка. Да-да, Стив, мы это поняли ещё в «Спящих красавицах», можно, пожалуйста, вместо этого больше внимания уделить заделыванию сюжетных дыр? Вроде, победивший на последних выборах Байден — вполне рукопожатная личность и Кинг в следующей книге угомонится по этому поводу.

Есть в книге и плюсы. Сюжет всё же интересен. Хорошо прописана подростковая психология — как учителю, мне придраться не к чему. На этом плюсы заканчиваются. Многое хорошее, что было в книге, Кинг успешно слил в унитаз на последней сотне страниц. Но несмотря на всё, это тот самый «классический» Кинг. Многие тут говорят, что автор исписался и т.д, но это не так. Уровень его книг принципиально не изменился — у него всегда были и шедевры, и середнячки, и дрянь, и в 80-ых, и в 90ых, и в новом тысячелетии. Многие просто читали только лучшие его старые работы и потому сравнивают новые книги с «Оно», «Зелёной милей», «Противостояние», «Керри», «Мизери» и т.д, а не с «Безнадёгой», «Ловцом Снов», «Глазами дракона», «Бессонницей» и «Регуляторами». «Институт» же занимает место как раз примерно в середине авторской библиографии — были истории хуже, были и лучше.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Институт», как и почти все книги позднего Стивена Кинга, начинается очень неплохо, но уже к середине теряет почти всё своё очарование. В первой главе читателя знакомят с Тимом Джемисоном, бывшим полицейским, который волей случая оказался в маленьком американском городке Дюпрее, где устроился на работу ночным обходчиком. Образ Тима получился любопытным, Дюпрей кажется уютным и атмосферным, а времяпрепровождение главного героя напоминает жизнь Тени в Приозёрье из «Американских богов» Нила Геймана.

А вот затем внимание читателя переключают на мальчика Люка и начинаются проблемы. То ли я уже староват для мальчишеских ужасов, то ли Кинг подрастерял хватку в их написании, но происходящее с Люком меня не тронуло. История Бобби Гарфилда из недавно перечитанных «Сердец в Атлантиде» тронула, а история мальчика из «Института» оставила полностью равнодушным. Само собой, Люк – необычный ребенок, даже можно сказать гениальный. Он в свои двенадцать лет и спортом занимается, и наукой, и с друзьями общается, и поступает сразу в два университета одновременно. Жизнь Люка делает крутой поворот, когда некие загадочные люди похищают его и помещают в таинственный Институт. Здесь творятся очень странные дела и содержатся дети со сверхспособностями.

Собственно, на «Очень странные дела» «Институт» и похож. А учитывая, что сериал создан в том числе под явным влиянием творчества Кинга, ситуация с романом как-то удручает. Автор просто не может предложить своему Постоянному читателю что-то новое, поэтому продолжает водить кругами по знакомым местам. Единственная интрига романа для меня заключалась в связи Люка и Тима, но как только сюжет свёл этих персонажей вместе, дальнейшее развитие событий сразу стало кристально ясным.

Нет ничего страшного в том, что автор пишет произведения, состоящие из одних и тех же элементов. Сложно не повториться, когда за спиной уже более пятидесяти романов, а число рассказов перевалило за сотню, а то и две. Но лично мне грустно, что книги когда-то любимого писателя с каждым разом оставляют всё больше и больше разочарования. На данный момент я прочитал все романы Кинга, вышедшие на русском, некоторые даже не один раз, но к «Институту» вряд ли когда-нибудь вернусь.

Недавно видел анонс нового романа автора «Later», но, судя по аннотации, ничего особенного ждать не стоит. Опять необычные дети, опять элементы предыдущих книг, на этот раз из «Мертвой зоны», опять сюжет обойдется без сюрпризов. Надеюсь, что ошибаюсь, но…

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это просто игра теней, и я, к примеру, буду несказанно рад, когда свет погаснет. В темноте все тени исчезают.

Кажется я опять устала от творчества Стивы Батьковича, надо делать перерыв. Уж не знаю, что влияет на мое подавленное состояние – аномальная жара или просто осознание того, что творчество автора уже не находит такой отклик в душе, как в молодую пору. Честно – это пугает. Пугает, что покупаю книгу с надеждой погрузиться в головокружительный сюжет, а в итоге дойдя до середины чувствуешь себя, как Джон Траволта из мема. Причем я знаю, что сейчас мне легче брать именно аудиокниги и озвучка Князева уже намного лучше воспринимается, жаль что сам источник, на мой взгляд, не из лучших.

Институт просто не может не напоминать «Воспламеняющая» . Хотя я и не осталась в восторге, но оценка все же выше, а здесь же... Пускай сюжет и более расширен и директор миссис Сигсбри более ужасающа, чем организаторы из «Воспламеняющей», но это не мой роман.

Кто знает, может лет через 5 открою книгу и буду смотреть с недоумением на эту рецензию, мол, опять была не в настроение и т.д. и т.п. , но пока я остаюсь при своем мнение – поздний Кинг уже не такой...

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начинается роман полной чушью, а именно — своеобразной викториной, где американским пассажирам самолёта рейса Тампа — Нью-Йорк вдруг с бухты-барахты предлагают денежную компенсацию в размере 400, 800, затем 1600 долларов за то, чтобы кто-то из них снялся с рейса, бесплатно поел и переночевал в отеле и на следующий день бесплатно же вылетел до Нью-Йорка снова (просто сотруднику правоохранительных органов срочно понадобилось одно место). Вы не поверите — все отказываются! И только некий мужичок по имени Тим, нехотя, за 2000 долларов, соглашается. Мол, так и быть, окажу услугу государству практически задаром.

Дальше этот мужичок решает обналичить чек и добраться до места назначения автостопом. Ну а поскольку он никуда не торопится (вот такой американский баловень судьбы – болтается по стране без видимой цели, как известная субстанция в проруби), то и добираться до пункта назначения будет минимум полгода, то в одном городке остановится и возьмётся за временную работу, то в другом. Так и устраивается он в какой-то провинциальной глуши ночным обходчиком в полиции и грузчиком железнодорожных путей.

Кстати, наш мужичок не так прост, как кажется – это бывший полицейский, имеющий кучу наград за безупречную службу, практически супермен. Ну а то, что он когда-то кого-то подранил по долгу службы, так за это полицейских в Америке почти не наказывают, часто даже наоборот — окунают в лучи славы и возводят на пьедестал почёта (ну, так было до недавнего времени). И пускай мужичок наш такой скромняга, что не любит об этом распространяться, работодатель и так всё про него узнает и будет держать на хорошем счету.

Так заканчивается первая глава и практически всё хорошее, что есть в книге. Далее начинается основной сюжет и здесь становится заметно, что Кинг уже далеко не тот мастер захватывающего триллера и нагнетания атмосферы, что был раньше, попросту говоря – он исписался и прокалывается в мелочах, городя одну нелепицу за другой. А как иначе назвать его сюжет о своеобразной тюрьме-институте, куда собирают (попросту говоря – похищают, убивая родителей) гениальных детей со всей Америки? И не просто гениальных детей, а детей с паранормальными способностями! Причём таких детей в Америке – как гороха, но широкой общественности до этого нет никакого дела, а за многие годы работы института никто из сотрудников ни разу не прокололся и никакого шума никто из родственников и знакомых деток не поднял. Как там говорил Станиславский – Не верю!

Вот так во второй главе и похищают, предварительно усыпив, мальчика Люка (не Скайуокера), при этом ещё и не забывают скрупулёзно воссоздать в институте обстановку его домашней комнаты, чтобы проснувшись, мальчик не сразу поднял шум и ему казалось, что он по-прежнему дома. Это один из самых нелепых и глупых моментов в книге (а их тут полно), ибо смысл? А какой нерациональный расход времени, сил и средств — это ж надо суметь зафотографировать всю обстановку детской комнаты, потом её воссоздать, воспроизвести все материалы, вещи, игрушки, расположить их как они были до похищения. Оно того стоит? Безусловно – нет! Видимо, Кинг и сам осознал эту дурь и в дальнейшем, при заселении прочих ребят, перестал про это упоминать — обслуживающий персонал там только подушки меняет, да кровати перестилает, никакой речи о копировании обстановки комнат больше не идёт.

Далее начинаются будни Люка и других детей в институте и единственно, за что можно похвалить Кинга – это за достоверно воссозданный психологизм подростков. Во всём остальном – опять же глопость и глупостью погоняет. Например, таковыми выглядят процедуры устрашения детей, когда им через задний проход вставляют термометры. Мол, не будете слушаться – будем замерять. Опять же, а смысл так по-дурацки извращаться? Или наивное представление, будто у детей одно бухло на уме и потому можно их спаивать алкоголем за послушание. Ну а невнятные штази-огоньки, то и дело мелькающие перед глазами подростков в зависимости от удачности экспериментов, вообще как мне кажется, выдуманы Кингом от балды. Ну просто, чтобы были.

Несмотря на всю организованность и безупречность функционала института, в его работе обнаруживаются нелепые бреши – за видеокамерами никто не следит, всё покрыто пылью, а в институтской ограде зияют огромные бреши, через которые можно сбежать. Детям же для развлечения предоставляются компьютеры, внимание! — с неотключенным интернетом, чистый идиотизм! Да, функционал ограничен, но опять же – зачем городить огород со сложнейшими программами отслеживания, когда можно просто этот интернет отрубить! Естественно, умные детки находят способ обойти все ограничения…

Ну а дальше по сюжету пути сбежавшего подростка Люка и обходчика Тима пересекутся (кстати, описание побега – это ещё одно из немногочисленных достоинств романа) и заварится каша с обязательными огнестрельными разборками в полицейском участке и «грандиозным» финалом, настолько нелепым, что и говорить страшно:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
склеившаяся масса из паранормальных подростков, практически утративших рассудок, с помощью телепатии расправится с плохими парнями, а заодно и с самим институтом, а в самом конце выяснится, что благодаря этой массе и поддерживался мир во всём мире. Иначе говоря, при отсутствии ТАКОГО механизма сдерживания уже давно бы развернулась ядерная война между СССР и США.

В общем, выглядит всё это слишком уж по-детски и неправдоподобно.

Подводя итог скажу, что с «Институтом» замах у Кинга получился на рубль, а выхлоп — на копейку. Однако цену за книгу лупят сейчас нехилую — порядка 600 с лишним рублей и она того не стоит.

Моя оценка «Институту»: середнячок. К обязательному прочтению не советую, только если вы ярый фанат автора и во что бы то ни стало хотите ознакомиться с его новинкой.

P.S.: Расширенная версия этого отзыва и другие обзоры книг в моей авторской колонке здесь: https://fantlab.ru/user157189/blog

Оценка: 5
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, ничего нового ни в героях, ни в сюжетных поворотах.

Да, поверхностно и, местами, весьма банально и незатейливо.

Да, «постоянный читатель» с легкостью вычленит все заимствования из «Воспламеняющей», «Талисмана», «Башни» и многих прочих произведений Короля.

Но именно этот роман Стивена Кинга стал его первой, за последние пять лет, книгой, которую я читал с удовольствием. Притом, что изначально многого от нее не ожидал. Но повествование оказалось увлекательным, герои сопереживательными, а сюжет захватывающим и весьма кинематографичным. Финал тоже весьма эпичен. В-общем — минимум политоты и новомодной социалки. Старый, добрый Стивен Кинг. С возвращением.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Откровением роман я бы не назвала, но это вполне добротный увлекательный триллер. Кинг не утратил своего мастерства. Тема с умными и способными детьми и неадекватными взрослыми вообще характерна для Кинга, начиная с «Сияния».

Итак, Институт – засекреченное учреждение, куда привозят детей с экстрасенсорным способностями и пытаются гестаповскими методами эти способности усилить, а потом используют детей для устранения неугодных государству личностей. Вот только почему в демократической вроде бы стране за детьми посылают группы захвата и убивают родителей? Неужели нельзя было обойтись какими-то более тонкими методами вроде тайного похищения? Ну разве что это было бы не так зрелищно, не в духе Кинга. ))

Логика поведения персонажей (да, взрослых персонажей) и логика повествования местами прихрамывали, но все это искупалось уже упомянутой кинговской увлекательностью и вполне симпатичными центральными персонажами, которые не вызывают раздражения. Я имею в виду Люка и из взрослых − Тима.

Были моменты, которые показались слишком сентиментальными, и такие, о которых могу сказать: «Не верю».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Во-первых, это раскаяние Морин. В Институт даже на роль обслуги брали бывших военных, которые не должны расклеиться ни при каких обстоятельствах. А тут вышла промашка. Я ждала подвоха со стороны Морин, ловушки вместо помощи в побеге, но нет – она в самом деле расчувствовалась за оказанную помощь, хотя любой разумный взрослый мог бы разобраться в ее проблемах сам.

Второе. Что, серьезно жители захолустного городка могли так лихо расправиться с тренированной группой захвата? Если бы не реки крови, этот эпизод выглядел бы совсем водевильно.

И третье. С какой целью в конце приезжал Шепелявый? Зачем – понятно. Чтобы рассказать читателям, что такое Институт и для чего он нужен, хотя по большей части к концу книги все это и так было ясно. Миссис Сигсби смертельно боялась нулевого телефона, на другом конце которого сидит ее начальство. Можно было предположить, что начальство это великое и ужасное, как волшебник Гудвин. Когда началась заварушка, я все ждала, что кто-то позвонит по нулевому телефону, либо это тайное начальство узнает о проблемах по своим каналам и вмешается. Так нет же. Шепелявый подождал несколько месяцев, пока все утрясется, а потом явился к Тиму. Угрожать? Ничего подобного. Просто на манер обиженного ребенка рассказать: вот что вы, такие нехорошие, натворили, теперь конец света будет.

Понравилось послесловие автора. Искренний рассказ о друге.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все слышали теории заговора, где правительство, инопланетяне и тд. ставят эксперименты над людьми? В романе Кинга существует некая организация под названием Институт, которая похищает детей со способностями телепатии и телекинеза, развивает их и использует в определенных целях. Институт считает, что делают они это на пользу всему человечеству, но попробуйте это объяснить детям, которых отняли у родителей.

Двенадцатилетнего Люка Эллиса тоже забрали в Институт, но не учли, что кроме способностей, кстати, довольно слабых, Люк еще и гений. И в этом его главная сила.

Несмотря на банальную идею, книга мне понравилась. Трогательнее всего было читать про отношения между детьми Института, как они привязались друг к другу, как помогали и как объединялись. Как им пришлось забыть про детство и быстро повзрослеть, чтобы принимать взрослые решения. Умеет все-таки Кинг играть на нервах читателя.

Если вы подумали, что вся книга — это издевательства над детьми и постоянные страдания, то не бойтесь. Есть неприятные моменты, но в основном давление на детей — психологическое. Это не менее жутко, но всяких мерзостей здесь нет.

Также мне очень понравилось напряжение, которое я не переставала ощущать с середины книги и почти до самого конца. С одной стороны, хотелось скорее прочитать и пережить, а с другой, было страшно, что Кинг устроит какую-нибудь жесть.

Не обошлось, конечно, и без популярных тенденций. Например. Происходит волнительное действие, и вдруг Кинг внезапно вставляет фразу типа «он боролся как Хиллари Клинтон». Стивен, ты действительно сравниваешь эксперименты над детьми с выборами? Смешно даже. И грустно. Вспомнил он и Трампа, и «стереотипы, навязанные обществом». Хорошо, что такого было немного.

Финалом я тоже осталось довольна, хотя он и оставил горькое послевкусие. Вроде бы все правильно и логично, но чувство несправедливости того, что случилось, никак не отпускало. Кинг как будто знает мои триггеры.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Очень странные дела» на минималках…

После унылых «Спящих красавиц» в соавторстве с сыном, Кинг выпустил довольно бодрого «Чужака». И у меня, как у постоянного читателя, появилась таки надежда, что мастер еще может меня удивить. Но не в этот раз.

Сюжет пересказывать не буду, есть аннотация. Скажу только, что всё происходящее напоминало мне смесь видоизмененного популярного нынче сериала «Очень странные дела» и идей из прошлых романов автора. Все уже почти стандартные компоненты в наличии: гениальный ребенок или даже не один, таинственная организация, правительственные заговоры, коллективный разум, ну и конечно хороший полицейский с тяжелым прошлым. В принципе я не против, еще одной вариации на эту тему, но в этот раз не вышло.

Язык написания у Кинга не как всегда хорош, тут не поспоришь. Читалось легко и приятно. Но вот с динамикой тут большие проблемы. Половину книги почти ничего не происходит. Более-менее была активной первая часть, где нам рассказывают про полицейского. А вот дальше, когда наш главный герой-подросток(или еще ребенок) попадает в таинственный «Институт», все замедляется. Нам день изо дня рассказывают, как над детьми ставят опыты, и мы наблюдаем за общением этих детей. Но так, как про них самих ничего почти неизвестно, хотя обычно Кинг любит погружать нас в детали, то и интереса или сочувствия я особо не испытывала.

После половины повествования динамика начинает немного набирать обороты, но в целом интрига и развязка уже понятны. Остается только слабый интерес к тому, чем всё это закончится, а точнее, кто из всех героев выживет.

В итоге новый роман Кинга прочитан, но вот удовольствие от чтения, увы, не получено.

Возможно, этот роман рассчитан на более молодую аудиторию, хотя рейтинг у него «16+», не зря же автор посвящает книгу уже своим внукам.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень странные дела Кинга

***

Годы Кинга идут, но Стивен остаётся верным себе – пишет, иронизирует над Трампом, а порой и вообще откровенно издевается. В «Институте» Кинг остался всё тем же. Даже некоторые тропы остались неизменными. И кто-то увидит в этом очередной самоповтор, а кто-то компиляцию из своих же идей, но под другим соусом, благодаря чему можно посмотреть на вещи под иными углами.

…вундеркинд Люк просыпается в своей комнате. Почти тут же он понимает, что это не так: нет окна, всё вокруг новенькое, а за дверью и вовсе оказывается коридор с другими комнатами. Люк оказывается в загадочном месте под названием Институт. Тут ставят опыты над детьми. И не над обычными, а над детьми с парапсихологическими способностями. И вырватья отсюда вряд ли возможно. Но Люк попробует, будьте уверены.

Что в «Институте» понадёргано из других работ Кинга? Первое, что бросается в глаза – это «Воспламеняющая взглядом» (псиспособности). Второе – тема с детьми. Это даже не самоповтор, всё-таки не Кинг же придумал писать про обращение с детьми. Просто знакомая для Стивена основа – «Оно», «Куджо», «Долгая прогулка». Из 11\22\63 взята идея изменения мира из благих целей. Вот она у Кинга в этот раз перевернута с ног на голову. Это определено не самоповтор. «Под куполом» – это герметичность. События в Дюпрее – «Регуляторы». На закуску отсылка к самому себе в виде упоминания Салем-лота.

Что понравилось? Здесь много классных мелочей: герметичность произведения, многочисленные отсылки (Кинг троллит Трампа, причем как явно, так и завуалировано. А вы думали, зачем он Эминема упомянул?), интересный подход (псевдонаучный) к пониманию псиспособностей. Из более интересных приёмов – умный ГГ, добрый второстепенный герой, достаточно высокая динамика, в меру годная кровожадность, которую никак нельзя назвать откровенной чернухой. Но, пожалуй, самый сильный момент – это пребывания Люка на Ближней половине. Кинг в этой части произведения разошёлся не на шутку. Триллерная часть выполнена на ура, не сопереживать Люку невозможно. Второстепенные герои тоже интересные, но вряд ли было бы здорово видеть в виде ГГ того же Ника. Люк выглядит чуть приземленнее, что делает его живее. Радуют и вопросы, которые поднимает автор: мировое тайное правительство; эксперименты над людьми и в частности над детьми; принятие\сопротивление жизненным проблемам. На примере Тима и Тима мы видим человеческую доброту. Причем на контрапосте (стартовом).

Что не понравилось? Переход между первой и второй частями отсутствует вообще. И пусть ближе к финалу всё становится понятным и логичным, в начале это выглядит иррациональным. Финальная часть, которая из «Регуляторов», может показаться совсем банальной. Как какой-то низкобюджетный боевик. Финал в целом тоже Кинговский, то есть практически слитый. Олдфагов это и не удивит, и не оттолкнет. Хмыкнут разве что….

Заключение: «Институт» – добротный роман Кинга. Да, в нем есть кое-что из самоповторов. Но читается он легко, воды нет совсем. При этом напряжение (триллер) присутствует, героям сопереживаешь. Плюс автор играет на теме, которая переживает новый бум – псиспособности. Да, это не «Очень странные дела». Но давайте будем честны – «ОСД» – феномен, который уже вошёл в историю. Это один из лучших сериалов. И переплюнуть его очень сложно. Но Кингу это и не нужно. Он тоже уже в истории. Остаётся пожелать ему долгих лет и ясного ума, идей и успешной реализации.

8 Институтов из 10.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Институт» автор посвятил третьему поколению королевской семьи — своим троим внукам Этану, Эйдану и Райану. Это необходимо иметь ввиду, поскольку Стивен Кинг сделал это не просто так — книга фактически для детско-юношеского возраста.

Конечно в книге присутствует самое популярное английское слово из четырех букв и трёх звуков, но первоначально применение данной лексики довольно ограниченное, причем автор отдельно указывает, что мама строго говорила Люку , что слово это — нехорошее. Потом конечно, автор разошелся, возникали даже ассоциации с определенным сюжетом из Криминального чтива — с юными грабителями — в части выражений. Тем не менее в целом книга без крайностей, однополые отношения упоминаются — куда ж без них в демократической стране — но только упоминаются.

Да, присутствует некое педалирование лозунга Хиллари Клинтон «Сильнее Вместе», но тоже явно ради проходного балла у критиков.

Сам же сюжет вполне грамотно сделан — есть интрига, есть подлые и таинственные эксперименты над детьми, убийства и спецоперации, мрачная атмосфера ожидания чего то плохого и страшного для попавших в лапы бездушных садистов детей в основном 12-14 лет, хотя есть и 16-ти и 10 — зависит от особенностей организма похищаемых детей.

Конечно есть и дружба товарищей по несчастью, и хорошие люди, и конечно блестящий главный герой — очень и очень умный и хороший мальчик Люк, без страха и упрека, пример для подражания подрастающему поколению.

Но вот в реализации своего замысла на мой взгляд, автор выложился не вполне на свой талант. Возникало иногда впечатление, что читаешь Кира Булычева, причем его не самые лучшие поздние вещи для детей. То есть, для детей нужно писать не упрощенно-глуповато, как многие делают, а доступней, что получается далеко не всегда и не у всех.

Особенно мне не понравился один из потенциально напряженнейших и боевых моментов, впечатление, что смотришь кино, и вдруг вместо актерской игры в кадр поставлена даже не мультипликация, а просто бумажный комикс с нарисованными неподвижными персонажами и пузырьками со словами. В результате интерес к книге сильно приугас.

В целом же, за исключением избыточной сентиментальности, затянувшей роман, и специфичности (для подростковой целевой аудитории), роман вполне на уровне, читабельный. Другое дело, что он полностью противоположен по стилю «Оно» — там в межчеловеческих отношениях жёсткий реализм, здесь — мягкий лоялизм.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх