Питер Гамильтон «Звезда Пандоры»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Твёрдая» научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | С множеством интриг
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос | Марс, спутники Марса ) | Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Ксенофантастика | Искусственный интеллект | Контакт | Изобретения и научные исследования | Путешествие к особой цели | Бессмертие | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
2380 год. Начинается четвертое столетие колонизации Галактики человеком. Астрономы обнаруживают за пределами сферы влияния Галактического Содружества удивительный феномен: исчезновение пары звезд, необъяснимое средствами стандартных космологических теорий. В предположении, что светила эти окружены мгновенно сомкнувшимися сферами Дайсона, туда высылают с разведывательной миссией оснащенный по последнему слову техники боевой корабль.
Но окажется ли довольно его мощи, чтобы захлопнуть крышку ящика Пандоры?
Входит в:
— цикл «Вселенная Содружества» > цикл «Содружество»
Награды и премии:
лауреат |
Премия Барри Левина / Barry R. Levin Collectors Award, 2004 // Книга года |
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2004 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 8-е место | |
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2015 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора |
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
FixedGrin, 23 мая 2013 г.
Гамильтон известен своим пристрастием к романам, которые в бумажной версии могут использоваться как орудие убийства не только времени, но и каких-нибудь теплокровных млекопитающих (см. также http://fantlab.ru/work365096#response221940). Справедливости ради, обычно такая протяженность книг сюжетно обусловлена — действие разворачивается на пространствах в сотни кубических светолет и оперирует энергиями, контроль над которыми разве что сфера Дайсона обеспечивает (да, это жирный спойлер). Тем не менее работы Гамильтона вызывают во мне примерно такое же чувство, как в свое время книги Диккенса и Толстого, а позже, когда я с облегчением спихнул классику школьной программы в шреддер, — произведения Мердок и Норфолка. Да, проделана большая работа. Да, создана вселенная с огромным потенциалом, рассчитанная на добрый десяток сюжетных линий, квестобродилок и стратегий, экранизаций (ненужное зачеркнуть). Но тут же вспоминаешь, что почти одновременно со «Звездой Пандоры» вышел «Алгебраист», где во вдвое меньший объем втиснута зверски симпатичная, извергающая релятивистские джеты отменного юмора и посылающая гамма-всплески словотворчества Галактика с миллиардолетней историей, безусловно оригинальная во всех отношениях, сценарно выверенная во «внутреннем кинематографе». И сразу глубоко вторичное творение Гамильтона как-то блекнет, хотя давление томика на полку остается прежним: манипуляция гравитационными характеристиками окружения не достигнута. Супротив лучших космоопер современности «Звезда Пандоры» скорее равнозначна «Теории большого взрыва», и не случайно Шелдон возникает уже в прологе (чтобы задержаться на тысячу триста лет и полдесятка книг: к «Бездне за пределами грез» Найджел уже фактически в императора Галактики превратился).
Впрочем, кишащая воинственными примами Дайсоновская Пара сходу напоминает даже не миры Бэнкса, а систему Мошки из сорокалетней давности шедевра Нивена с Пурнеллом, «Мошки в зенице Господней», исчерпывающего исследования неомальтузианства в космических масштабах. Если бы Кевин Реннер, Салли Фаулер и мошкиты-Посредники не додумались до блокады точки Олдерсона в Глазу Мерчисона, вторжение мошкитов в Империю Человека, вероятно, выглядело бы не менее убедительно, чем атака на Содружество. Со вселенной мошкитского цикла работу Гамильтона роднит и сравнительный дефицит звездных кораблей как таковых: действительно, зачем умножать космические крепости без необходимости, если довольно одного тяжеловооруженного крейсера, чтобы заблокировать проход в червоточину, связующую тот или иной мир с галактической транспортной сетью?
Если не боитесь клиффхангера, спокойно относитесь к перспективам истребления человечества инопланетными захватчиками и способны продраться сквозь одиннадцать сотен страниц убористого текста, эта книжка для вас. Я скоротал с ней довольно неприятное перемещение по поверхности Старой Земли продолжительностью восемнадцать стандартных часов. Однако лучше воспринимать ее в оригинале, поскольку русский перевод от ККФ, судя по ознакомительному отрывку, своеобычно коряв.
mputnik, 23 июня 2020 г.
Какая невероятная тя-го-мо-ти-на. Невообразимо невероятная — до чисто физиологических реакций отторжения.
Всегда искренне полагал, что пальма первенства тут прочно удерживается «Гиперионом». Теперь же, после кошмара первых 10 глав «Звёзды...» — творение Симмонса представляется верхом динамизма. Там хоть 20% текста — смело можно было оставлять в качестве смысловой нагрузки. Здесь же — единицы процентов, от силы. Все прочее — ВОДА, бессмысленный, абсолютно пустой, издевательски избыточный набор слов.
Нет, уважаемый товарищ автор, это уже перебор. Я честно пытался тебя понять. Хоть как-то объяснить всю эту воду. НО. 11-ая главв — уже не лезет, честно. Это выше человеческих сил
Vzhik, 13 марта 2019 г.
Я честно старался это осилить. Прочитал 4 главы, те. порядка сотни страниц. Не смог. Куча ненужных описаний быта и окружения, которые представляют из себя воду в чистом виде, которой просто неимоверно заполнена книга. И когда пропускаешь всю эту воду, остается по три строчки на страницу. А потом и нить повествования теряешь.
Очень трудно для вникания из-за чрезмерного количества имен собственных. Я всё думал начнутся какие — нибудь отступления и тп, но нет, все больше и больше, и в итоге всё это уже начинает путаться.
Большая книга еще не значит что она должна быть с переизбытком терминов и кучей воды.
dreamtale, 15 ноября 2021 г.
Во-первых, если вы хотите почитать космооперу, то вы не по адресу! Из 750 страниц убористого текста собственно в космосе действие происходит от силы страницах на 100-150. К самой звезде (соблазнившись на полет к которой я и купил данный опус) герои отправляются только во второй половине книги. А что же в книге происходит все остальное время? Описания, бесконечные описания быта западного «развитого капитализма» конца 90-х — начала 00-х годов. Вы спросите: а как же так, ведь действие происходит в 2380 году? А вот так... Мир будущего автора почему-то застрял в развитии где-то на рубеже XXI века.
Я даже не буду говорить, что это глупо — в конце концов, каждый фантаст имеет право на свое видение будущего. Вот только люди, которые прожили по 300 лет, на страницах романа ведут себя зачастую как восемнадцатилетние подростки. Все эти детективные линии качества дешевого бульварного чтива, доллары, акции, политическая возня, вызывающая в лучшем случае горькую усмешку, межзвездные семейства, РЭНД (уже одного этого достаточно) — заставляет громко кричать «не верю«! Это не про будущее — но и не про аллюзии на настоящее. Это исключительно про количество слов! И если поначалу еще хотелось верить, что автор просто таким образом старается как можно глубже макнуть (извините, не получается сюда применить слово «окунуть») в атмосферу, то под конец все становится предельно понятно.
Да, в романе есть светлые места: собственно полет к паре Дайсона, праймы, путешествие Оззи по тропам сильфенов. Но вся остальная безыдейная графомания перевешивает их во сто крат. Все планеты как под копирку — Земля. Огромное количество просто ненужных и бессмысленных героев, не имеющих ни толковых характеров, ни индивидуальности. И как вишенка на торте — жирный клиффхэнгер в конце. Да, в принципе, мне, может, и хотелось бы узнать, кто такой Звездный Странник, кто воздвиг барьер. Но продираться ради этого через 800 с лишним страниц безумной графомании в следующей книге я не готов.
GLV, 7 ноября 2021 г.
А что будет если перестать читать книгу её середине? Будет ли чувство, что надо было страдать, и ещё 200 страниц пытаться осилить, что вдруг там дальше будет интересно?
Нет, ничего не будет, кроме провала в сон от бесконечной графомании так тщательно культивируемой автором. У меня так же есть вопрос к читателям, которые поставили 7 и более баллов, а вы точно именно это произведение читали? Понятно что все мы разные, и книги это тоже вкусовщина, но такие высокие оценки вызывают недоумение. Господину Гамильтону явно платили за количество букв, а не за нормальный сюжет и персонажей. Я вот запутался после 400 прочитанных страниц, а про что книга то? Одна пустая болтовня на фоне меняющихся локаций, героев (которые и не герои то вовсе), а я ещё Лукьяненко претензии предъявлял за шаблонных персонажей. Тут же они просто есть, просто набор букв.
Практически бессмертные люди, сотни колонизированных планет, живи и радуйся, невероятные возможности для исследования вселенной, термоядерная энергия, ИИ-невероятных мощностей, а что в итоге? Стандартная модель западного мира. Угнетённые негры (та баба-админ, которая торчит на Высоком Ангеле), аборигены-имбецилы, и конечно дизельное топливо!!! Что за бредни, то есть как чревоточину открыть за 100 и более световых лет это норма, а лучше дизеля ничего не придумали? Это абсолютный бред. Но более четверти книги посвящена идиотскому проекту корабля, и его постройке. При этом палки в колёса вставляют кретины террористы с неясными целями, которых 200 лет поймать лучший сыщик долбанного Содружества не может. Итого: растянутая книженция на 750 страниц, пустой сюжет, корявый мир без логики, и часов 20 потраченного времени на эту чушь. Кто ждёт интересного сюжета, каких-то идей захватывающих, можете не читать, их тут точно нет.
shima, 29 сентября 2018 г.
Эта книга для эскапистов.
Эпопею можно разделить на 4 части, присущие классическому театру шекспировского «Глобуса»:
1. Завязка, что заканчивается представлением врага.
2. Развлечение протагониста – красивое, забавное и бесполезное.
3. Кульминация — короткая и бессмысленная схватка.
4. Развязка как в дурном голливудском фильме. Есть 4 типа развязки — герой умирает, герой уходит в закат, все женятся и deus ex machina. У Гамильтона они смешаны в сумбурную похлёбку — deus ex machina убивает антигероя, уходит в закат, а все смеются и пьют шампанское.
Рекомендую читать тем, кто любит длинные бессмысленные и ярко описанные миры. После прочтения в голове так же ярко, гулко и долго звенит отупляющая пустота.
Slink, 30 августа 2018 г.
Мое отношение к данному произведению можно охарактеризовать вот этим отрывком из него же:
<На лице Оззи отразилось недоверие, затем превратившееся в гримасу неудержимого гнева. Он запрокинул голову вверх к обманчивым звездам. — Да вы издеваетесь надо мной! — закричал он в небеса. >
Все очень субъективно.
Есть книги, которые захватывают читателя с первых страниц, а есть такие, когда приходится себя заставлять читать и не отвлекаться. Вот «Звезда Пандоры» для меня оказалась из категории трудно читаемых. Привлек высокий рейтинг, средняя оценка пользователей сайта часто совпадает с моей.
Начал читать...
На 80% происходящего в книге бомбит максимально, остальные 20 я отдыхаю между приступами бешенства.
Начнем с того что читать особо не интересно где-то до середины, потом появляются проблески интересного развития событий, но учитывая объем книги, общую ситуацию они выправляют слабо. В романе очень много совершенно не интересных и не нужных для истории описаний фонов, природных явлений. Описание полета Джастины на стопицот страниц — полная фигня, потому что дальше это никак не влияет на раскрытие этой женщины, на будущие события. И вот таких описаний достаточно много. Треть книги состоит из подобной графомании. Также достаточно много персонажей, но ни одного из них нельзя назвать интересным, а все потому что они выглядят очень тупыми дубами, не желающими ничего видеть в упор.
Общая идея не особо оригинальная, но вполне достойная, есть за что зацепиться. Местами читать очень интересно, некоторые линии интригуют, однако весьма сомнительное удовольствие читать 7 сотен страниц, когда толковых и по делу их там сотни 4.
Но все это никак не оправдывает отвратительных глупых героев. Тупят постоянно.
Полетели посмотреть в итоге все поломали (типичные люди), увидели своими глазами, что все так себе и ничего толкового не сделали, ни к чему не подготовились практически.
Я последние страницы заглатывал, желая наконец-то закончить с этой эпопеей, в итоге конца края завершенности не видно. Я начал 2 книгу и уже на первых 50 страницах у меня снова зарождается бешенство, потому что они все такие-же тупые. Не знаю дочитаю или нет (надеюсь да), меня очень заинтересовала линия Оззи, а всем приступающим желаю терпения.
Оценка 5.
Mynov, 6 ноября 2022 г.
Межзвездный детектив в стиле cyberpunk и элементами боевика.
Даже не знаю как выразить своё разочарование. Долгие годы у меня было четкое представление, что «Звезда Пандоры» это интересная научная фантастика, которую обязательно надо будет прочитать. Аннотацию к книге знают все, но есть большое НО — книга в общем то оказалась детективным киберпанком с межзвездными террористами, грязной политикой корпораций и странных любовных историй. Настолько не оправдывает ожидания от аннотации, что хочется бросить чтение в самом начале.
Конечно же главная заслуга негатива — сам автор, Гамильтон, точнее его способность сформулировать мысль. Не понимаю что нужно употреблять, чтобы в одну книгу напичкать «всё-что-можно-себе-только-представить», да еще и отвлекаясь, смакуя с таким удовольствием различные второстепенные детали. Ощущение, как будто писатель под стимуляторами. Ну шутка ли, автор постоянно начинает уточнять, что герой идет по светлому деревянному полу, а сбоку от него кирпичная стена красного цвета в щербинку. Я потом заметил, большинство людей тоже поражает ненужные подробные детализации и отсутствие чёткой линии развития сюжета — сюжет раскрывается от лица десятков персонажей, да еще и разбросанных во времени, которые еще и сомневаются в своих убеждениях.
Чтение этой книги похоже на прослушивание радио, когда одновременно слышно несколько радиостанций, которые освещают какое-то мероприятие. Вроде в общем-то тематика одна, но каждая радиостанция рассказывает о своем. Вот такое наслоение происходящего будет в вашей голове. И это не фишка и не особенность — просто автор не может чётко отделить одну идею от другой. Ну зачем все свои идеи и мысли вмещать в одной книге.
У нормального адекватного человека уже к середине произведения появится оскомина от слов «Эль Дворецкий» и «Червоточина».
Так же много вопросов к Гамильтону о его отношение к Христианствую, потому-что чувствуется лёгкий сарказм.
Это было моё первое знакомство с автором и последнее. Автор не смог сфокусировать свои мысли, выдал всё, сразу и еще маленькую тележку. Другие читатели так же отмечают, что писатель показал весь свой потенциал в одной книге и последующие книги идейно ничего нового не раскрывают.
Поставил 3 из 10 за разнообразие идей. Но как чтение — эта книга испытание.
Halkidon, 5 января 2017 г.
Никакого впечатления. Перечитывать вряд ли стану. По-моему, этот роман — не настоящее и тем более не будущее, а прошлое фантастики. Ничего нового я не узнал ни о людях, ни об их мыслях и планах, ограничениях человеческого ума и тела. Больше всего «бросается в глаза» настойчивое возвращение автора к идее омоложения. Люди будущего помешаны на нем. Возможно, так и будет. Но, надеюсь, недолго. Слишком часто пишет автор об эл-дворецких и т.п. штучках, которые помогут людям ориентироваться, общаться, решать свои проблемы. Как это ново, право! В целом люди почти не изменились по сравнению с нами. Они по-прежнему боятся старости, бедности, безработицы, непривлекательности, одиночества. Особенно непривлекательны женщины в романе. Например, Паула, Джастина, Лиз, Алессандра Барон, Меллани, обе президентши. Вторая — с Высокого Ангела. Охотно верю, что женщины мутируют сильнее, чем мужчины. В будущем они станут ужасными. Надоело видеть в фантастике реверансы в сторону политкорректности.
Праймы показаны столь же примитивными, как и люди. Контроль над территорией, борьба за ресурсы, доминирование. На мой взгляд, примитивность и простота действий и мысли персонажей романа обусловлены ограничениями ума и фантазии, присущими самому автору.
В романе мало поэтичности, музыкальности, романтичности. Нет и надежды на лучший мир. Человечество так и не сумело избавиться от олигархов, силовиков, правящего класса, бандитов и шоуменов, сексуального беспокойства. Возможно, вторжение праймов положит конец всем этим группам и проблемам? Не особенно на это надеюсь, хотя и хотелось бы видеть таким развитие сюжета. Впрочем, читать «Иуду» желания нет.
mythos, 11 мая 2016 г.
Сфера Дайсона-как захватывающее начало!А что потом?!Неубедительные,плоскоописанные миры,неубедительные полицейские,неубедительный судебный процесс,террористический акт,который готовят опереточные террористы и им противодействуют такие же полицейские,супермачо в килтах,атакующие верхом на бронированных конях боевую технику будущего,куча необязательных героев,занимающихся неинтересной бытовой вознёй,но живущих в мире обновлённых бессмертных тел и очень вольных сексуальных отношений,а поэтому беспрестрано трахающихся,как швейные машинки «Зингер».Автор похож на озабоченного мастурбирующего подростка,который свои фантазии переносит на героев и делает на этом главный акцент в произведении.Почти до половины книги тянется этот бред,крепился читая,чтобы узнать всё же, что же там за пресловутой сферой,но попав туда,герои тут же смотались и «Санта-Барбара» распростёрлась далее.Потом крепился,ожидая сцену охоты на ледяных китов,имеющую восторженный отзыв тут выше,но...Там опять ничего захватывающего,зато намного больше внимания уделено обсуждению сексуальных отношений некоторых жителей зимнего лагеря на заледеневшей планете((((
Не выдержал.Бросил.Не Пурнелл это и не Рэйнольдс и не Симмонс далеко,от которых не можешь оторваться и даже не Бэнкс или Джэймс Кори,к которым отношусь с меньшим пиететом.Жалко времени ломать глаза об этот образчик мыльной космооперы.А тут говорят ещё и продолжении ожидается...Оценку не поставил,ведь не осилил.
dobriy-kot, 6 октября 2020 г.
Интересно, но оооооочень затянуто. То, на что я купился в аннотации, случилось примерно на 600й странице из 1000 (полетели к звезде). То есть первую половину автор многословно описывал всю флору и фауну, ландшафты, переживания и мысли каждого второстепенного героя, завел сотню параллельных линий сюжета, заставлял читать целую главу о том, что кто-то куда-то летит или едет (даже если герой второстепенный). Чтобы ввести в сюжет одного персонажа мне пришлось читать детектив внутри фантастики, в котором тоже были с десяток героев. О них потом забыли, прошло сто страниц текста, а я только под конец книги осознал что вся эта Санта-Барбара была ради одной левой цели. Книга, естественно, оборвалась по середине и теперь надо делать моральный выбор на тему того, тратить ли ещё драгоценное время или где-нибудь почитать спойлеры. Вся эта огромная и излишне подробная картина мира конечно хорошо, но я, честно говоря, не понимаю, как она вся относится к основному сюжету и зачем она мне теперь в голове.
восход, 28 февраля 2024 г.
Типичный Питер Гамильтон – тысячи ненужных подробностей и сцен (одно заседание суда чего стоит – зачем оно вообще здесь?), корявая структура (самостоятельные сюжетные линии раздроблены и разбросаны по тексту в полном беспорядке), убогий язык (школьное сочинение пополам с канцеляритом), но какая фантазия! Этот Графоман и заклёпочник от НФ создаёт научно-фантастические миры с потрясающей детализацией. Он расскажет вам об устройстве всего: политической и экономической системы выстроенного мира, скафандров, космических кораблей, наземного и воздушного транспорта, средств связи, электростанций, экзотических гаджетов, одежды, холодильника, стола, стульев, футбольного мяча... Не зря его любимая фраза: «...объект представлял собой...» И эти миры действительно смотрятся почти как живые. Но, к сожалению, именно что почти. К могучему воображению да добавить литературный талант – цены бы ему не было. И миры зажили бы полноценной жизнью.
Конечно, не каждому может понравиться такая манера письма, но если проявить на начальном этапе упорство и выдержку, то можно привыкнуть и в дальнейшем даже получать основательное удовольствие. Особенно, когда умеешь и готов пролистывать ненужное.
Valenta, 22 июня 2018 г.
Ну, что сказать...Это не литература, а сплошная коммерция. Низкопробная вещица, с пресными героями и пресными чужаками, такими же глупыми, как и человеческое общество. Гамильтону хорошо дается одна вещь — генерировать отличные идеи, но не воплощать их в романах, у него это получается занудно,объемно, скудно и примитивно. Читается тяжело, так как 50% повествования — это подробные описания третьестепенных деталей и нагромождение действующих лиц, ни один герой нормально не прописан и раскрыт, ни один не вызывает сопереживания, разве что за линией Оззи было интереснее следить. Это не роман, а графоманство, потоки слов и никакого смысла, сюжет слишком раздут, герои заурядные и примитивные. Хоспади, люди научились жить вечно, а кроме политических дрязг, да секса их ничего не интересует! Временами эти скудоумные жизнеописания, как хрустят чипсы или кто-то трогал себя за член, просто вводили в тоску и заставляли перелистывать страницы. Манера письма, как у писательниц дешёвых любовных книжонок, никакой глубины и художественности, а про философские изыскания я вообще молчу, ибо их нет... Концовки нет как таковой, вся эта книга — это прелюдия ко второй, т.е. автор решил, что если хотите, ребятки,узнать чем все закончится, то добро пожаловать на еще несколько сотен страниц переливания из пустого в порожнее.
Этот цикл решила читать лишь только из-за желания сравнить с «Пришествием ночи», который оставил почти одни лишь негативные воспоминания,дать возможность Гамильтону реабилитироваться, но, видимо, на этом романе я и остановлюсь, так как абсолютно нет никакого желания вновь погружаться в этот абсурдный детективчик с картонными героями и шаблонными злыми инопланетянами. Пять ставлю лишь только за хорошо прописанные технические аспекты мира будущего, больше оценивать нечего.
Podebrad, 9 августа 2024 г.
Начинал с интересом, но уже к концу первой четверти книги читал с трудом. С середины скорее пролистывал. По сути, огромный роман состоит из отдельных историй, слабо связанных или совсем не связанных между собой. Чередуются они в произвольном порядке. Написаны — нет, не скажу, что плохо или слишком затянуто, если брать их по отдельности. Увлекательных эпизодов здесь почти нет, но некоторые могут заставить задуматься. Отдельные эпизоды могут даже вызвать интерес, но их чередование интерес гасит. И к середине книги, когда сюжет начинает обретать какую-то связность, уже хочется бросить чтение.
Наверное, единственный плюс романа — картина мира, хотя она тоже книгу не вытягивает. Эта картина получилась достаточно полной и не вполне стандартной, причём в значительной части подаётся отдельными мазками. Вот эта мозаика, из которой складывается целый мир, действительно интересна. Да, тут правильно говорили, что общество конца XXIV века очень уж напоминает общество грани тысячелетий. Но это характерно для большинства западных фантастов. Если они не уклоняются в утопию или антиутопию, которые тоже никогда не могут дать адекватного прогноза, то не выходят за рамки сегодняшних представлений о мире. Это и понятно — людям интереснее проблемы нас сегодняшних, чем малопонятные нам проблемы будущего.
Niach, 11 сентября 2020 г.
Скучная, нудная книга. За что такие оценки, непонятно. Блекло, невыразительно.