fantlab ru

Генри Каттнер «Котёл с неприятностями»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.53
Оценок:
2053
Моя оценка:
-

подробнее

Котёл с неприятностями

Pile of Trouble

Другие названия: Сплошные неприятности, Котёл неприятностей, Целый котёл неприятностей

Рассказ, год; цикл «Мы — Хогбены»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 248
Аннотация:

После переезда на новое место жительства, малыш Сонк соорудил в курятнике урановый котёл...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том 10. Антология фантастических рассказов английских и американских писателей
1967 г.
Робот-зазнайка
1968 г.
Продается планета
1986 г.
Продается планета
1988 г.
Механическое эго
1989 г.
Муха с белой головой
1990 г.
Дорогами приключений. Выпуск 2
1990 г.
Мы с моей тенью
1990 г.
Конфигуратор: книга для смеха
1990 г.
Железный стандарт
1990 г.
Профессор накрылся
1990 г.
Сплошные неприятности
1991 г.
Из жизни Хогбенов
1991 г.
Визит неандертальца
1992 г.
Порог понимания
1992 г.
Неделя ужасов
1992 г.
Котел с неприятностями
1992 г.
Сборник научно-фантастических произведений
1992 г.
Сборник фантастики в 3-х томах. Том 3
1992 г.
Сим удостоверяется…
1992 г.
Темный мир. Источник миров. Рассказы
1992 г.
Ярость
1992 г.
Нулевой потенциал
1993 г.
Волшебники божьей милостью
1996 г.
Хогбены и все-все-все
1998 г.
Хэппи энд
1999 г.
Хогбены, гномы, демоны, а также роботы, инопланетяне и прочие захватывающие неприятности
2002 г.
Мы - Хогбены
2003 г.
Золотой Век фантастики
2005 г.
Запах мысли
2008 г.
Миры Генри Каттнера
2009 г.
Лучшее. Том 2. Механическое эго
2016 г.
Профессор накрылся
2019 г.
Профессор накрылся! и прочие фантастические неприятности
2023 г.

Периодика:

Публикатор № 1 1990
1990 г.
Зарубежный фантастический рассказ №1 1990
1990 г.
Фантастика и детективы № 2, 2013
2013 г.

Аудиокниги:

Лень читать. Часть 3
2006 г.
Коллекция фантиков. Выпуск 1
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Ahead of Time
1953 г.
(английский)
Pragaištingas laivas
1971 г.
(литовский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

После бегства из Пайпервилля семейка Хогбенов поселяется у своего родственника Лемюэля, который всё равно спит большую часть суток в своей обветшалой мельнице. Лучшего места, чтобы спрятаться от общества, и не придумаешь! Если б только не ядерный реактор, который герой произведения Сонк собрал в сарае вместе со своей мамулей... Очередная история на тему сверхлюдей, не осознающих своей уникальности, рассказанная анекдотическим языком. Семейка опять вляпывается в очередную неприятность, чтобы затем геройски из нее выпутаться. На этот раз ее жертвой будет не маститый ученый, а местный политик с комплексом то ли Калигулы, то ли Наполеона. Герои насолят ему совершенно бессознательно, не понимая содеянного, что выглядит не только естественно, но и достаточно смешно. Как, к примеру, попытка выпытать тайные секреты у одного из Хогбенов посредством скополамина («наркотика правды»). И без подсказок ясно, кто именно от него пострадает! Все уловки и талант автора уходят на остроумные диалоги, главной целью которых является подчеркивание уникальных качеств членов семейки. Нормальным кажется даже их почтенный возраст (престарелый дед жил еще в эпоху друидов!), несмотря на явное противоречие: уж за прошедшие годы Хогбены вполне могли бы научиться уму-разуму, чтобы подстроиться под меняющуюся обстановку. Но ведь так смешнее и интереснее: тупость и непонимание ситуации суперменами-провинциалами только делают повествование неожиданней для читателя. Не менее поразительной является и способность Сонка сваливать собственные огрехи на совсем непричастных к этому людей (в данном конкретном случае — на мэра Пайпервилля Гэнди). Автор умудряется так ее представить, что она почти не кажется фальшивой (хотя мы и понимаем, что на самом деле так и есть). Описывать и анализировать подобные мастерские находки — дело безнадежное. Лучше прочитать рассказ самому, чтобы насладиться находчивостью автора и его мягким юмором.

----------

РЕЗЮМЕ: сказ про то, как Хогбены сделали энергетику Пайпервилля «зеленой», выставив форменным дураком мэра города. Если так и дальше пойдет, я не удивлюсь, кого именно жители города выберут взамен проштрафившегося чиновника.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странное произведение на один раз.

Я всемерно уважаю попытки смешать несмешиваемое — в данном случае, околосовременный хай-тек с психологией стереотипнейшего американского крестьянина — но в данном конкретном случае получился странный «пшик».

То ли потому, что сюжетообразующее фантастическое допущение вместо скрепления сюжетного юмористического абсурда укатывает его ещё глубже в яму иррациональности и фантасмагории. Даже у выстроенного мира абсурда должны быть чёткие правила, которым подчиняется его кажущаяся безумной логика, — тут этого нет!

То ли потому, что автор копнул слишком глубоко и к вышеперечисленным моментам попытался ещё и с временными эпохами поиграться. И с законами физики впридачу. Откровенно лишняя «научность» «градус крадёт» в данном случае.

Непонятно.

Задумка хорошая — Алисе в Стране Чудес сменить пол, дать родственничков красношеих и выставить в качестве собственно Страны Чудес полусельскую глубинку годков эдак пятидесятых.

Оно даже читается бодро! Но перечитывать почему-то совершенно не хочется. С другими произведениями в серии ознакамливаться — тоже.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это не котел с неприятностями. Это семейка мутантов, притягивающая неприятности. А все потому, что они совершенно иные, и не задумываются о последствиях. Надо получить источник энергии? Вот вам урановый котел. Ручей пересох? Не беда — укрепим русло, и будет полноводная река. Заставляют говорить правду? Кто заставляет? Тот, кто врет больше других?! Пора и ему попробовать свою сыворотку!

Шедевр!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

И внимания бы не обратил на сие чтиво, уважаемый потенциальный читатель. Но — волею судеб — оно попало в рейтинги «…лучших НФ-рассказов». Причём — не весь цикл «Хогбенов…», а именно только этот рассказ.

И у рассказа и у всего цикла — как оказалось — масса поклонников и средние оценки из области «выше 8», с кривой распределения в виде почти чистой гиперболы, рАвно прижатой к обеим осям координат. Никогда бы не подумал. Неосознаваемый для меня факт, уважаемый потенциальный.

Ибо — имеет место быть чистой воды подмена понятий: перед тобой, уважаемый потенциальный, не фантастика и даже не фэнтези, это — всего лишь — стёб, буффонада, что-то вроде современного стендапа со специфическим тематическим уклоном. Да — не лишено остроумия, конечно же. Но, пардон, братья и сёстры, я назову — навскидку, не торгуясь и не закатывая глаза в попытках припоминания — десятки перлов, на порядок круче этого текста, из копилки Жванецкого, Задорнова, Горина и иже с ними. И на фоне этих перлов — «кожица шедевра», наброшенная на сие чтиво — скукожится и опадёт прошлогодней листвой.

Фантастика тут — при чём?

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный юмористический рассказ, но не более. Сейчас уже трудно уловить новаторство автора, хотя кажется, что оно имело место: писать о ядерном реакторе в 1948 году, вероятно, было в новинку, на тот момент это был предел научно-технического прогресса. Сегодня таким уже никого не удивишь, а литературные качества самого рассказа... ну, словом, ничего особенного.

Приключения семейки мутантов, их столкновения с обычными людьми и, особенно, с законом — вот, собственно, и вся история.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые знакомство отечественного читателя с этим рассказом произошло ещё в советское время, в далёкие 60-е. И выглядел он тогда очень эффектно, тем более, что наши писатели в то время так не писали — с воистину неохватным размахом (практически всемогущие мутанты, живущие не одну тысячу лет) и очень весело.

Сегодня, когда в нашем распоряжении все шедевры мировой фантастики, эта шутливая вещица уже не выглядит так ярко — простовата, местами наивна, местами просто надумана. Но уважение к ней осталось и улыбку даже при втором, третьем и т.д. прочтении она нет-нет, да и вызывает. А уж её финал... — думается он будет радовать своим остроумием всё новых и новых читателей ещё не один десяток лет.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пока от Хогбенов в восторге. Безумно нравится подача от лица простоватого паренька, которому несколько веков и который неосознанно изобретает что-то совсем немыслимое, чему не место в этом мире в это время. Жаль, что цикл о Хогбенах включает всего пять рассказов. Тут, безусловно, есть, где разгуляться.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Имея на руках два перевода («Сплошные неприятности» Панова в БСФ №10 и «Котёл с неприятностями» Евдокимовой в ШФ), решил прочитать ОБА.

Перевод Панова понравился больше. Меньше нестыковок в описаниях, более понятный язык. У Евдокимовой (хотя первый рассказ читал именно в её переводе) слишком много словечек, а фраза «при жизни дедулиного дедули» показалась совсем чудовищной.

В переводе Панова смешнее. Из-за лаконичных предложений, мне кажется. «Увязавшуюся за мной сову я сбил плевком.» vs «Один раз мимо меня прошмыгнула сова — думала, я в темноте не вижу, а я в нее плюнул. Попал, между прочим.» у Евдокимовой. Ну, это дело вкуса, кому как нравится.

По сути. Значительно интереснее первой части. Есть интрига, есть Плохие Парни, есть Босс-Нечистый-на-руку. С такими не грех и повоевать. Никого не убили, мошенников вывели на чистую воду, все довольны.

Но енотов очень жалко!!!

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ действительно лучший в серии. Именно его мне рекомендовал прочитать коллега, периодически цитируя то один афоризм, то другой. В этом рассказе мы узнаем намного больше про семейство. Правда многое остается не понятным. Нормального объяснения почему они сбежали с севера Кентуки, где были «нормальные» отношения с шерифом на юг к Лемюэлю, рассчитывать на которого не приходилось. Выяснилось, что электричество нужно дедушке и Малышу, причем Малыш-то вроде весьма загадочно существо, но вот зачем электричество дедуле? Зато лучший афоризм рассказа «жрет электричество, как свинья помои».

С возрастом тоже все усложнилось. Малышу годков 400, а свой возраст Сонк разучился считать 300 лет назад, причем можно предположить, что в середине 17 века они жили в Британии. А дедушка вообще видел Юлия из Галиии, то есть ему не меньше 2000 лет. А вот Люмюэль стал взрослым только к войне Севера и Юга. Некоторая путаница в голове то ли у дедули, то ли у Сонка не мешает понять, что предки Сонка долгожителями были еще со времен Атлантиды. 4000-5000 лет жизни похоже для них не срок. Не ясно папа или мама Сонка или оба дети дедули. Родственная принадлежность Лемюэля тоже пока не установлена.

Бедные еноты. Действительно получилась очень живая картинка, и загадка со шкуркой или нет едятся еноты.

Немного не ясно как именно и в какой момент семейство поняло, что их арестуют (как видно мысли прочитало, к сожалению про все кроме котла).

Уровень технических знаний Сонка поражает. Он явно не хочет разбираться в физических и биологических основах сил, которыми владеет. Вечно пьяный папа ориентируется намного лучше. Правда именно благодаря неграмотности Сонка рождаются смешные конструкции в виде ферментов — иностранцев. Так что не стоит удивляется, что он описывает бредовый способ ликвидации реактора, просто все перепутал, когда рассказывал, а сделал все граммотно.

Несправедливо Сонк обвиняет во всех бедах Лемюэля, семейка сама свалилась ему на голову, а обыск у них прошел изначально думаю не из-за котла, а из-за предложения Сонка расплатится золотом.

И конечно политическая часть сюжета мне очень понравилась. «Главное, в нашем городе голосовать надо по всем правилам.» Откаты и расспилы при строительстве плотины. Медийный ресурс для удержания политической власти.Все это описано ярко и при этом достаточно кратко.

Развязка тоже получилась удачной, красивой и не смазанной.

Оценка: 9
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот прочитал очередной рассказ Каттнера из знаменитого цикла о Хогбенах, захотел написать отзыв и просто растерялся... Долго подыскивал слова, чтобы рассказать о своих впечатлениях, но так ничего и не придумал, кроме стандартных эпитетов в превосходной форме. И немудрено, потому что пока это лучшее из того, что я читал про знаменитую семейку. А если учесть то, что вообще весь цикл практически не имеет аналогов такого же недосягаемого уровня, то хорошо понятно, что рассказ «Котёл с неприятностями» привёл меня просто в восторг.

Говорить о стиле написания можно, но это будет излишним. Просто хочется отметить, что в данном случае количество юмора, игры слов, блистательных литературных приёмов даже ещё больше, чем в предыдущих частях. Можно подумать о том, что всего перечисленного ранее и так было в избытке и в данном случае процентное соотношение к сюжетной составляющей произведения могло попросту зашкалить. Но удивительное дело! Этого не случилось. Зато произошёл противоположный эффект. Хочется процесс чтения намеренно и искусственно замедлять для того, чтобы в полной мере насладиться этим и без того коротким шедевром классики мировой фантастики.

Да, сюжет действительно удался. Подкреплённый таким прекрасным авторским языком и стилем, он просто держит и не отпускает. Не знаю почему, но эта насквозь фантастическая и неправдоподобная история воспринимается очень близко к сердцу. причём прекрасно известно, что эти паранормы, члены семейства Хогбенов, обязательно выйдут победителями из любой ситуации, что их невероятных возможностей хватит на невероятные деяния и всё, что им под силу невозможно пересчитать даже по пальцам десятков и десятков рук. Поэтому, замерев и задержав дыхание, с огромным интересом следишь за тем, сумеют ли Хогбены как следует досадить своим врагам, выйти из положения с личной пользой и смогут ли восстановить справедливость так, как они её видят. В этом наверное и заключается самая занимательная сторона произведений про них.

А в данном рассказе вместо удивления от первого знакомства с Сонком, с дедулей, мамулей, папулей и малышом, вместо приятного интереса к их необычным способностям и необычным сущностям, приходит уже настоящее восхищение. Восхищение тем, как такие существа, похожие одновременно на всех героев комиксов, наделённых суперспособностями, смогли прийти (оказывается!) из времён столь давних, оставшихся лишь в преданиях и легендах, смогли пройти этот путь и научится жить в обществе, никому не мешать и при этом не любить, чтобы мешали им, смогли не обратить свои способности во зло, но и не бросились творить направо и налево добро. Смогли остаться людьми и человеками несмотря на свою нечеловеческую, а точнее сверхчеловеческую сущность. Генри Каттнер как бы задаётся вопросом — имея всё то, что имеют эти (не побоюсь этого слова) мутанты, настоящие Люди-Икс, имея все эти способности, как ими распорядиться? И сам же отвечает — а никак! Потому что Хогбены, они совсем другие. Они простые люди и ничто человеческое им не чуждо. Но если что-то случится, то друг за друга они горой! Невзирая на то, что по пути придётся изменить метрику пространства, поспорить с самыми фундаментальными законами природы, совершить изобретения, до которых человечеству карабкаться ещё десятки лет и тут же обратить их в пыль по истечению срока надобности, поиграть со временем, повернуть реки вспять, усилием мысли расщепить атом и всем этим вышеперечисленным укрепить ещё больше нерушимость семейного союза! Потому что они — Хогбены, других таких нет!

Оценка одиннадцать!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чтобы в полной мере проникнуться миром и персонажами сего рассказа, однозначно следует прочесть весь цикл небольших, сатирических рассказов от Генри Каттнера, озаглавленный «Мы — Хогбены». Коль же брать единичное творение и, вырывая его из контекста, читать, то в конечном итоге чувства останутся не однозначные, как сложилось у меня. Дело в том, что «Сплошные неприятности» (как также переводится название сего текста), я прочёл в сборнике фантастических рассказов «Продаётся планета». То есть больше там ничего из альтернативной вселенной, или как такового шаржа на наш мира, созданного Каттнером, — не было. И вот впечатления, что оставило данное творение — были не самими не то что лучшими, а не самыми однозначными и понятными. Ибо, с одной стороны, автор нам рассказывает довольно динамичную и яркую сатиристическую историю, где угадывается насмешка над обществом потребления, над коррумпированной политикой, злорадство над извечным желанием власти знать и контролировать всё вокруг. Притом более данное чувство восторга и восхищения от прочитанного увеличивается тогда, когда узнаёшь год написания сего произведения: 1948. Однако с другой стороны мы имеет непременно сюрреалистичных героев, чей гротеск не то что внешний, а внутренний как по устройству, так и по мыслям, никак не уляжется в голове читателя без должной подноготной. Становится смешно и неудобно при прочтении, так как должной картины не складывается: в героев банально не веришь. Зато веришь в идею и мысль рассказа, которая по сей день фигурирует в социуме как одна из основных проблем, ввиду чего актуальность произведения — бесспорна.

Также, как и бесспорно его качество. Но это качество всё-таки полноценно виднеется во всём цикле небольших текстов, а коль брать одно творение и читать его безо всяческой подоплёки — общая картина не столь хороша.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это второй рассказ из цикла «Мы — Хогбены» который мне довелось прочесть на сегодняшний день. Первым был «Пчхихологическая война» в который, признаюсь, я врубился не сразу, во многом благодаря оригинальному стилизованному переводу. В этом плане «Котёл» был мной воспринят на порядок легче, тем более, что первое знакомство с персонажами, пусть и не очень для меня удачное, уже состоялось, и я уже имел общее представление о том, чего можно ожидать от этой неординарной семейки. Повествование ведется от первого лица Сонка — простодушного и необремененного академическими познаниями парнишки-реднека, наделенного почти безграничными сверхспособностями. Даже самые сложные и невероятные в нашем понимании вещи представители фамилии Хогбенов вершат одной левой, не заморачиваясь техническими тонкостями процессов легко и обыденно достигают результата. Для них постройка уранового котла с помощью подручных средств не более сложное дело, чем для обычного человека сооружение парника для овощей на приусадебном участке. Эта чрезмерная легкость достижения целей и не дает читателю в полной мере проникнуться бедами и проблемами семейства, глубоко сопереживать им и гадать как же им удастся выпутаться из очередной безвыходной ситуации — конец немного предсказуем,- Хогбены в очередной раз утрут всем носы, выставят на посмешище негодяев и выйдут сухими из воды. Действительно запоминающимся персонажем получился беспробудно спящий Лемюэль, который для русского читателя ассоциируется с Обломовым и Емелей в одном лице, которому не нужна и скатерть-самобранка, до той поры пока существуют в живой природе такие милые его гастрономическому вкусу еноты. Опять же уникальная способность Папаши никогда не трезветь, обеспечивая бесконечный круговорот алкоголя в крови, является голубой мечтой солидных масс российских алконавтов. Такая вот получилась волшебная сказка для взрослых на американский лад у Генри Каттнера.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ вызывает массу улыбок даже у тех читателей, которые не впервые его читают, у таких, как я. Забавный сюжет, чудная семейка мутантов Хогбенов, веселёнькое и озорное изложение – вот слагаемые успеха этой истории. Читается легко и интересно, с хорошим настроением и абсолютно без усилий для домысливания за автором. Впрочем, в последнем аргументе есть и доля минуса – Каттнер донельзя всё разжевал, даже соль шуток, мотивы каких-то поступков, и даже интересно задуманную концовку в ней же самой и расшифровал, вот она, мол, что сделала эта инъекция правды. Разобраться, так со мной поступили как с ребёнком, не дав возможности ощутить вкус победы от мысли: «Вот я-то врубился, я-то понял суть почему продажный мэр раскололся, хе-хе…». А так, почти обманут. Если бы не это, рассказ был бы ещё более сочным и остроумным. Однако, он всё равно хороший, и не зря стал классикой юмористической фантастики. Читать и смеяться – обязательно

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Похождение хогбенов или люди икс сороковых часть вторая.Юмор и непринужденность которая сохранилась как огурцы в банке моей бабули с сороковых годов порадовал хорошим вкусом.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно так не смеялся. Семейство Хогбенов — удачная находка автора. И они воспринимаются как обычные люди. Па — обычный алкоголик, только вызывающий алкоголь в крови химическим способом.

Единственное несоответствие в сюжете — неграмотность некоторых Хогбенов. Но рассказ от этого лишь выиграл. Чернокнижники Ферменты:haha:. Заставила смеяться фраза.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Да он ещё крошка. Ему и четырёхсот лет нет!
Спасибо автору за этот рассказ!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх