fantlab ru

Джо Аберкромби «Мудрость толпы»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.27
Оценок:
828
Моя оценка:
-

подробнее

Мудрость толпы

The Wisdom of Crowds

Роман, год; цикл «Земной Круг»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Хаос. Ярость. Разрушение.

Грядут великие перемены. . .

Говорят, чтобы изменить мир, нужно сначала сжечь его дотла. Теперь это убеждение будет проверено в горниле революции: ломатели и сжигатели захватили рычаги власти, дым бунтов пришел на смену промышленного смога, и все должны подчиниться мудрости толпы.

Лео дан Брок, которому больше нечего терять, полон решимости стать новым героем новой эпохи, а гражданка Савин вынуждена переключиться с бизнеса на выживание, прежде чем она сможет добраться до искупления. Орсо обнаружит, что после того, как мир перевернут, никто уже не может быть ниже монарха. А на кровавом Севере у Рикке и ее хрупкого протектората заканчиваются союзники... пока Кальдер Черный собирает свои силы и замышляет месть.

Банки рухнули, солнце Союза разрушено, и в темноте за кадром нити безжалостного плана Ткача медленно стягиваются воедино. . .

Примечание:

Рабочим названием романа было «A Beautiful Machine».


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2021 // Книги — Фэнтези года

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2021 // Книга года

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2021 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора


Мудрость толпы
2022 г.
Мудрость толпы
2023 г.

Аудиокниги:

Мудрость толпы
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Wisdom of Crowds
2021 г.
(английский)
The Wisdom of Crowds
2021 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное трудно начинать свой творческий путь с шедевра.... сходу установить такую планку, по которой читатели будут неизменно оценивать всё последующее творчество. Именно так и получилось с Джо Аберкромби. Что-бы он теперь не написал, оценивать новое произведение будут исключительно через призму дебютной трилогии «Первый закон» и романов «Лучше подавать холодным» и «Герои». Шаг влево, шаг вправо — расстрел на месте. Именно так и получилось с первым «отклонением» — романом «Красная страна», который нисколько не слабее предыдущих, но.....немного другой. Трилогию «Море осколков» вообще восприняли как некое баловство. Все замерли в ожидании «Эпохи безумия», уж там то Джо покажет.... но видимо забыли, что в мире Земного круга никто не получает то, что заслуживает. Ну или то что ожидает, если говорить о читателях. Я тоже ждал другого и представлял всё совсем по-другому, но тем не менее снова в полном восторге. Можете кидаться тапками, но для меня «Эпоха безумия» нисколько не хуже «Первого закона», а заключительная часть трилогии — «Мудрость толпы», однозначно лучшее из прочитанного в этом году. 100% Джо Аберкромби, не разбавленный, без примесей и в отличной форме. Я понимаю, что инквизитор Глокта, за компанию с Девятипалым, Монцей и Горстом давно уже стали своего рода мерилом, которым измеряют новых персонажей и выносят вердикт — презрительное пффффф, но тем не менее новые персонажи ничуть не менее яркие, живые и интересные, наблюдая за их историей ностальгии по «старичкам» не предавался. В заключительной части трилогии несколько потускнели, на мой взгляд, линии Броуда и Клевера, но как расцвела рыжая «демонесса революции» Судья .... впечатляюще отталкивающий и одновременно притягательный персонаж, одно из «украшений» трилогии. За то как Джо поступил с некоторыми «всенародно любимыми» старичками, устроив в трилогии настоящее «кладбище читательских любимцев», я временами тоже был бы не против, чтоб Судья отправила автора полетать с башни....но тем не менее происшедшая в мире Земного круга смена поколений и многочисленные авансы на будущее, оставленные автором в концовке, настраивают на оптимистический лад. Кстати, о концовке....она тоже, как и вся трилогия, немного другая. В кои то веки не «закольцованная», а напоминающая открытую дверь и оставляющая читателя неудовлетворённым и раздражённым.... Такое ощущение, что в процессе работы Джо понял, что его «грандиозный» замысел невозможно уместить в одну трилогию и в «Эпохе безумия» мы имеем лишь первую часть задуманного, а продолжение следует..... но помятуя о пресловутом «никто не получает то, что заслуживает' это впечатление может быть созданным намеренно и обманчивым. Единственное что напрягает, это слишком быстро развивающийся мир. Не хотелось бы со временем прочитать аналог космического противостояния ядерных держав Союза и Стирии или танковых боях в Старой Империи.... А пока это время ещё не наступило, прямо сейчас оценка максимальная.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще-то я не собиралась писать длинный отзыв, начала писать совсем малюсенькую отписку, но все неожиданно вышло из-под контроля, так что получилось то, что получилось.

Если оценивать автора по умению плести сложные интриги и закручивать сюжет, переплетать много очень разных персонажей в неповторимый клубок интриг и деталей, то Аберкромби просто мастер. Я не смогу поставить за эту историю, особенно за третью книгу, ниже десятки. Повторюсь, «Эпоха безумия» гораздо сильнее «Первого закона», где многое лежало на поверхности или казалось шаблонным, прямолинейным и не слишком впечатляющим. А «Эпоха безумия» — она вне конкуренции.

Однако если копнуть чуть глубже, в суть, так сказать, то не могу отделаться от мысли, что мне как-то противно ото всего… Осталось тошнотворное послевкусие всепоглощающей низости и предательства, когда ни одной честной и искренней души не остается, когда торжествует искусство манипуляции, лицемерия и достижения власти/неких целей любой ценой ради личных амбиций под лживым прикрытием усовершенствования мира. Но что поделаешь. Какие времена, такая и мораль в книгах. Люди хотят жестокости, цинизма, силы и больше не хотят оставаться наивными. Я, наверное, все еще романтик-идеалист в душе, хоть и предпочитаю реализм, даже если речь идет о фантастике и фэнтези, поэтому тоска по старым добрым понятным представлениям о добре и зле у меня едва ли когда-то пройдет. Проблема в том, что реализм тоже у каждого свой, соответствующий его морально-нравственной картине мира, отсюда и свои Герои, свои Злодеи, свои Идеалы. Целевой аудитории теперь нужны такие… Да и я вот тоже прочла с большим интересом, просто теперь не вполне понимаю, что вынести из этой книги, как привыкла всегда что-то для себя выносить из книг. Мир жесток? Все лгут? Или вот еще одно классическое мучительное метание для размышлений: «Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею...» Похоже, такие высокие материи всерьез не посещали ни одного персонажа... И только один, не самый умный, отнюдь не самый добрый и не самый главный, Гуннар Броуд, горит в своем персональном аду за содеянное. По крайней мере, оно его поистине ломало и мучило, хоть и не сломило его природу, но потрясение психики творящимся вокруг безумием уже очевидно. Остальные герои, как ни прискорбно, оказались всего лишь марионетками, играющими в игры автора, развлекающего публику, пришедшую посмотреть на казнь на рыночной площади. Невероятная лабильность психики практически всех главных героев позволяла им преодолевать любые моральные барьеры, легко перевоплощаясь из адекватных, честных и добрых людей, умеющих любить, сочувствовать, прощать и понимать, в кровожадных маньяков и расчетливых подлецов, без особых метаний вонзающих ножи в спины бывшим друзьям, бывшим возлюбленным, бывшим союзникам, чтобы… приблизить к себе бывших врагов, бывших соперников, бывших предателей… и все это ради того, чтобы стать победителем и выжить, ну или чтобы оставаться с победителями и выжить, конечно же…) На этом фоне даже праведная месть врагам уже теряется в общем кровожадном и подчас не поддающемся логике беспределе и не так впечатляет…

Что ж, послушаем, как объясняет все это один из персонажей Аберкромби в финальной речи:

– Трясучка, я ведь правильно поступила?

– Я бы сказал, что ты спрашиваешь не того человека.

– Я спрашиваю единственного человека, которому я доверяю.

– Потому что я сам столько раз поступал неправильно?

– Ну да, и теперь ты должен знать разницу, разве нет?

– Не уверен, что она есть, эта разница…

Он опустился на скамью возле нее.

– Это утешает – когда говоришь себе, что где-то в мире есть какая-то большая правда. Что где-нибудь в горах есть старый мудрый ублюдок, которого надо только отыскать, и он скажет тебе все ответы. И тогда у тебя больше не останется ни сомнений, ни сожалений.

Трясучка глянул вбок, и солнечный свет блеснул в его металлическом глазу.

– Но насколько я знаю, все совсем не так просто. Правильно, неправильно… все зависит от твоей позиции. Каждое твое решение для кого-то хорошо, для других плохо. А если ты вождь, ты не можешь делать только то, что хорошо для тебя и тех, кого ты любишь. Тебе приходится искать наилучший вариант для наибольшего количества людей. Или наихудший для наименьшего. Так пытался поступать твой отец, а у него не было волшебного глаза, который бы видел, чем все кончится.

Ну вот теперь все становится на свои места. Похоже, это и есть «мудрая» мораль сей «басни». Между правильным и неправильным просто нет разницы, как и между добром и злом, любовью и ненавистью, верностью и предательством, дружбой и враждой, справедливостью и беззаконием, правдой и ложью. Цели всегда оправдывают любые средства. Поэтому… все можно, если ты готов это взять и идти по головам — ради выгоды, ради победы, ради достижений, ради кажущегося спокойствия. Добавим сюда полное опошление всякой любви, низведенной до грязи, дикости, потребительства и жестокости и лишенной всякой чистоты, искренности и верности, и получим… Правду жизни? Для кого-то — да. Для кого-то — нет. На чем держится этот мир, пусть каждый решает сам. Мне кажется, Аберкромби решил придерживаться именно этой идеи...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Поэтому не слишком поумневший, но конкретно обозленный на судьбу Лео продолжит крушить мир за свое увечье и за свои ошибки без особых иных причин. Поэтому Рикке с сомнительным результатом цинично предаст Орсо. Поэтому Вик, впервые к кому-то привязавшись, получит удар в спину как насмешку над ее попыткой хоть раз поступить правильно. Поэтому Гуннар Броуд узнает, что вовсе не семья писала ему трогательное письмо-прощение, и, по хорошему счету, семье дела нет до того, в какую тьму он погружается, обеспечивая ей пристойную жизнь. Поэтому Саввин из Матери нации и Любимицы трущоб в белых одеждах вновь возвращается к своему более привычному образу расчетливой паучихи, которая, кого хочет, продаст, кого хочет, купит, даже мужа своего подложить под друга-гея готова ради благой цели. Поэтому Клевер-Перекати-поле волей судеб приходит в услужение именно к Баязу воспитывать нового безжалостного завоевателя. Поэтому Баяз, не слишком сильно сокрушаясь из-за временного проигрыша, уже строит новые планы уничтожения старого миропорядка и выстраивания нового. Поэтому самые преданные вотще погибнут за свои идеалы, а самые подлые останутся.
И все это относительно — как бы намекает автор… Жизнь продолжается, продолжится и бессмысленная и кровожадная борьба за власть и выживание. И тут лишь остается с горечью добавить слова не вписавшегося в эту жуткую картину Орсо: «Как же я ненавижу повешения...».

В общем, как-то так… Не слишком похвально, несмотря на десятку.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не покидало ощущение, что читаю адскую смесь Октябрьской революции с чекисткими «тройками» и зачистками 1937 года. Ризинау — помесь Бухарина и Керенского. Ежов и Судья как близнецы в своих поступках. Жутко реалистично, фэнтези практически ноль . Революционная драма с морем крови и трагедий. Но затягивает, как и любой роман Джо Аберкромби своей непредсказуемостью и развитием сюжета.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

С места в карьер: начало показалось мне вялым. После такого интригующего и динамичного завершения второго тома всё за пару-тройку глав скатывается к какой-то неспешной бытовухе в революционных декорациях.

Великая перемена случилась и все действующие лица выполняют свои скрипты:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Савин Брок ушла в благотворительность и с ней, по большей части, ничего не происходит.

Лео Брок сидит в открытом/народном совете и с ним так же, по большей части, ничего не происходит.

Рикке занята какой-то не слишком увлекательной политической жизнью, сидя на троне Скарлинга, и с ней.. ну вы поняли.

Орсо сидит фактически в заточении, наблюдает дебаты и перепалки народного собрания и с ним совсем ничего не происходит.

Так проходит приблизительно треть книги. Нельзя сказать, что за этим всем не интересно наблюдать — отнюдь нет! Просто все происходит чуточку медленнее, чем рассчитываешь. Хоть с персонажами не случается ничего особенно увлекательного, они все еще интересны, их диалоги приятно читать, а внутренние переживания не вызывают скуку. Персонажи, в конце концов — это лучшая часть книг Аберкромби.

Вторая треть книги значительно оживляется. Собственно, начинается то, чего я ждал от финала трилогии. События набирают скорость, заговоры приводятся в действие, интриги плетутся с пугающей скоростью, и кто кого перехитрит в итоге — вопрос на миллион.

Заключительная треть — это череда неожиданных открытий и развязка всех сюжетных линий. Совершаются последние предательства, последние ножи заканчивают свой путь в спинах тех, кто просчитался. Последние веревки натягиваются как струны под весом тех, кому не повезло, а на доске остаются самые жизнеспособные фигуры. Партия.

В качестве итога хочу сказать вот что.

У Аберкромби получилось, как мне кажется, главное, к чему он стремился. Ради чего он написал всю трилогии целиком а затем правил и издавал по книге в год. Разрозненные лоскуты сложились в роскошный гобелен. Это история, в которой нет лишних персонажей, а все их действия сыграли роль в конечном счете.

Третья трилогия в мире Земного Круга, как мне кажется, напрашивается сама собой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Последние видение Рикке показывает весьма интригующий вариант развития событий, во всяком случае.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Мудрость толпы» – заключительный роман трилогии Джо Аберкромби «Эпоха безумия». Название романа является отсылкой к исследованию Чарльза Маккея, посвященному сознанию больших групп людей. Согласно этой работе, толпа способна на более качественные решения, чем отдельно взятый индивид. Правда ли это? Попробуем разобраться вместе с автором на страницах романа.

Сюжет романа стартует с момента окончания предыдущей части. Именно «Мудрость толпы» раскрывает всю задумку автора. Джо Аберкромби во всей красе обыгрывает тему революции, когда к власти приходит народ. Король Орсо свержен и находится под стражей. Во главе страны встают лидеры восстания. Простой народ, так жаждущий перемен к лучшему, закономерно не получает ничего хорошего. Ситуация в стране всё более ухудшается, повсюду голод и нехватка жизненно необходимых вещей. Новому правительству элементарно не хватает компетентности, чтобы решать возникшие проблемы. Да по правде говоря, они и не очень то стараются что-то исправить, большую часть времени проводя в бесконечных спорах. Уроки прошлого забыты. Люди жаждали хлеба и зрелищ, да только без хлеба зрелища уже не так впечатляют. Особенно, если в качестве таковых предлагаются бесконечные казни противников нового режима. Проблема в том, что этот самый режим ещё не определён, и на эшафоте может оказаться практически любой. Со временем одни правители сменяются на других, и с каждым разом становится всё хуже. Организации постоянно меняют свои названия, подстраиваясь под действующую власть. Страна утопает в крови и терроре. Постепенно люди начинают задумываться, так ли плохо было при правлении Орсо.

Вторая линия посвящена событиям на Севере. Она занимает намного меньше сюжетного времени, чем линия Союза. Рикке свергла и пленила Стура Сумрака, завоевав трон Скарлинга. Однако не все враги уничтожены, и Кальдер Чёрный собирает войско, чтобы отомстить за сына и вернуть власть над Севером.

Самой яркой чертой романов Аберкромби являются его персонажи. На мой взгляд, можно выделить четырёх основных. Начнём с вызывающего наибольшую симпатию – короля Орсо. Его свергли и оставили при дворе в качестве напоминания о «мрачном» прошлом при роялизме. Если в первом романе Орсо представляет собой праздного и не особо умного любителя разгульной жизни, то по мере развития сюжета все больше матереет и умнеет. Трудности только закаляют его. Находясь в заточении, он никак не может улучшить своё положение, однако не падает духом. Мятежникам так и не получается его сломить, т.к. ко всему происходящему он относится с иронией. Орсо окружают верные ему люди: Бремер дан Горст, капрал Тани, Желток и Хильди, которой, думаю, ещё предстоит сыграть важную роль в истории. Я считаю, что со временем из Орсо мог бы получиться хороший король, но он родился в слишком безумную эпоху.

Савин дан Глокта (а ныне дан Брок) претерпевает не меньшие изменения. Из светской львицы она превратилась в мудрую жену лорд-губернатора, а затем в мятежницу. Поражение в восстании стоило ей положения в обществе, что не могло не повлиять на характер и мировоззрение Савин. После Великой Перемены она всеми силами пыталась обезопасить себя, своего мужа и детей от террора мятежников, добиваясь любви простого народа. За всю свою благотворительность она даже получила прозвище «Любимица трущоб». Однако судьба, как и история, циклична, и в итоге мы видим Савин снова в образе светской львицы, но в совершенно других декорациях. По моему мнению, именно Савин, а не Лео, сыграла большую роль в их неудачном восстании и последующих безрадостных событиях.

Лео дан Брок – самый противоречивый персонаж. В первом романе он вызывал у меня симпатию. Доблестный воин и герой Союза, постепенно превращается в недальновидного глупца. Столь резкое преображение кажется мне не очень правдоподобным. В третьем романе Лео продолжает меняться и отнюдь не в лучшую сторону. Он всегда был хорошим воином, но отвратительным военачальником, что окончательно и показал во время сражения с войсками Орсо. Лео возглавил безрассудную атаку, в результате которой погубил друзей, а сам остался калекой. Чувство вины и постоянная боль очень сильно повлияли на него. Не способный, как раньше, совершенствовать своё искусство боя, он начинает практиковаться в искусстве интриг. Лео всё больше озлобляется, а его интеллект стремительно растёт. Молодой офицер, бросающийся в безрассудную атаку и становящийся калекой… Никого не напоминает? Часто слышал, что девушки находят мужей похожих на отца, однако Савин явно не ожидала такого поворота событий.

Ну и наконец Рикке. В «Немного ненависти» она – наивная напуганная девушка, мучающаяся от дара Долгого Взгляда. Произошедшие события кардинально изменили её, сделав хитроумным стратегом. От былой мягкости и застенчивости не осталось и следа – теперь перед нами жесткий политик, играющий против таких великих, как Кальдер Чёрный и Баяз. Рикке – дочь, достойная памяти Ищейки. Через всю трилогию проходит пророчество из самого начала трилогии, и меня очень интересовал один вопрос: «Кто же сова?».

Финал стал для меня по-настоящему неожиданным. Истинная личность Ткача и сущность всей Великой Перемены оставляют двоякое чувство. С одной стороны нельзя не восхититься столь гениальным ходом, а с другой не оставляет чувство, что люди лишь пешки в игре сильных мира сего. Любые решения и поступки лишь помогают следовать чьему-то плану. Гораздо лучше начинаешь ощущать роль Баяза в процессе становления истории Союза.

Итог: Джо Аберкромби блестяще завершает трилогию «Эпоха безумия». Начав читать цикл, я не мог даже предположить, как всё в итоге обернётся. Историю можно считать законченной, но автор оставляет явный задел для будущих романов по вселенной «Земного Круга».

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая лучшая часть трилогии. Первое что отличает ее от первых двух книг, так это то, что тут нет провисаний. В первых книгах из объема в 700 с хвостиком страниц в

каждом томе, можно выкинуть страниц 200 и ничего не потерять. Лишние они там были. а в данном романе все на своих местах. Что радует несказанно. Второе. Событий тут заметно больше. И написаны они хорошо. И что особо вызвало во мне интерес, так это то что революция показана классно. Продуманно. Автор описал то как она повлияла на жизнь всех слоев общества. Третье. Последние 200 страниц. Именно они сделали эту книгу самой классной из трёх. Это прям тот старый Аберкромби, которого я так люблю читать. Четвертое. Образ Лео. Мне кажется автор не стал делать из него нового Глокту, а сделал пародию на него. Это хорошо видно на примере того, как его Савин загнала в угол во время их последнего диалога в круге лордов. Это именно пародия а не копия. Лео — вроде и всемогущ но в тоже время и нет, вроде калека но в тоже время и не совсем такой как Глокта. Очень логичное завершение линии Орсо получилось. Инквизитор Тойфель удивила. Она одна из всех героев, кто меня приятно удивил. В том смысле, что завершение ее сюжетной линии довольно нестандартно для персонажей поздобного рода. Ну а финальный твист Глокты с по следующей схваткой ученика мага с едоками вообще улет. В общем, я крайне доволен этой книгой. 10/10

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

По моему мнению, на данный момент Джо Амберкромби — лучший писатель эпического фэнтези, что он доказал своей трилогией «Эпоха безумия» и в особенности последним романом «Мудрость толпы». Во-первых, сразу стоит сказать о том, что лучшего названия для этого романа придумать было нельзя, так как оно не просто соответствует повествованию, но и очень точно передает его суть. Во-вторых, все герои и антигерои всех переворотов и революций за последние несколько сотен лет легко найдут свои образы в участниках событий, происходящих на страницах романа, который по своей сути выступает своеобразным зеркалом этих революций. Начавшись с голодных бунтов и волнений, Великая Перемена заставила всех измениться и, в основном, далеко не в лучшую сторону. И, наконец, в-третьих, Аберкромби своим романом поставил под сомнение возможность существования определенного предела предательства. Неожиданные и филигранные повороты и развороты сюжета определены очередным предательством, хотя уже кажется, что дальше предавать некого и некому. Ко всему сказанному остается добавить солидную динамику повествования, не позволяющую сюжету провисать ни на мгновение, и очень достойный финал трилогии, расставивший многое по местам и оставивший задел на будущее. Прочитал всю трилогию залпом после выхода третьей книги и обязательно рекомендую всем читателям.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

“Честности нет на земле...»

Впечатляющее завершение трилогии «Эпоха безумия». Как всегда у Аберкромби:

1) великолепные батальные сцены. Здесь их не так много, но уровень одного из лучших писателей-баталистов современного фэнтези Аберкромби держит.

2) неожиданные, но логичные сюжетные повороты. Еще одна знаковая черта Аберкромби. Книга завершается несколькими впечатляющими поворотами, которые меняют картину произошедшего с ног на голову, но при этом, когда начинаешь задумываться, то внезапно понимаешь, что хлебные крошки и подсказки были раскиданы по всей книге.

3) неожиданная, но обоснованная трансформация героев. Герои по ходу книги меняются до неузнаваемости, но при этом всё логично, всё обоснованно. Все изменения характеров обоснованы произошедшими с ними событиями, и не вызывают ощущения притянутых.

Однозначно великолепное завершение великолепной трилогии.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

То ради чего читаешь фэнтези, у Аберкромби — этого нет. У него — другое, черт-знает-что-это, но оторваться не можешь.

Да, в этом цикле герои помельче чем в «Первом Законе», но по сравнению с Логаном — все герои помельче.

Да, много женщин, а все мужские гг — неудачники. Но Аберкромби пишет так, что это не вызывает не удивления , ни напряжения.

Если бы я не читал эту книжку летом 2022, то оценку не поставил бы выше 8. Но я прочитал книжку в это странное время, и погружаясь в Великую Перемену — я задумывался и о жизни людей в Революции 1917г и о текущем моменте.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это все тот же старый добрый Джо Аберкромби, который для меня ценен яркими персонажами, крутыми диалогами, изменениями героев, ну и, конечно, очередной порцией «как говорил мой отец...». За это его и любим (ну или я люблю). Но согласен, что по сравнению с первым кругом мораль другая, но это и нормально. Меняется он, меняемся и мы.

С чем не согласен, так это с тем, что тут много повестки. Показалось наоборот, что цель всей трилогии, — показать бессмысленность попыток изменить что бы то ни было в лучшую сторону. Нет, навязать можно, но ничего дельного не получится. Этакая критика современных реалий, когда всех заставляют думать одинаково. Правда, как по мне, то критика получилась совсем заувалирована, но хоть что-то. Этим характерен и конец — абсолютно беспросветный, три книги все куда-то бегали, за что-то воевали, а вернулись к началу. В этом мне кажется и мораль (но каждый всегда найдёт, что хочет найти в книге, за это и читаем их).

Что мне не хватило и по чему я скучал. По северянам. Нет, их было много, но я ждал маленькую группу героев, ходящую по лесу и исполняющую разные поручения) Так же не хватило персонажа типа Ферро — из другой культуры, с загадкой и пр. Как так вообще? Все ПОВы романа даже умели читать.

Поймал себя на мысли, что особо нет интриги и какого-то большого твиста, и конец книги не ждёшь с ожиданием, что там такого будет. Но все равно 10. Даже если Джо будет писать обзоры заседаний думы, я буду читать все. И давайте уже выкупайте права — хочу сериал с 10 сезонами. Всё таки он мастер слова, юмор шикарный, персонажи ярчайшие. Да ещё и намёки на то, что Джо превращается в того ещё тролля.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Предпочитаю отечественных писателей, но этот автор реально цепляет. Первую его книгу скачал только потому что озвучивает Кирилл Головин. Эту дослушал сегодня и уже хочется продолжения.Автор создал очень продуманный мир и герои его книг не выглядят картонными.И ещё — мне это всё напомнило не Октябрьскую революцию а Великую Французскую революцию.

Я вижу слишком много освободителей, я не вижу свободных людей.

Александр Герцен

Основной урок всех революций – твоя же власть тебя же сожрёт, если не сумеешь её оседлать.

Абдурахман Авторханов

Можно сказать, что если далеко не всякий бандит является революционером, то определенно всякий революционер — бандит и террорист.

Валерий Гитин

Нищета ведет к революции, революция – к нищете.

Виктор Гюго

Ошибка думать, что революция ожесточает народ против только высших классов. Она вообще ожесточает, снимает тонкую организацию гуманных нравов, прививаемую культурой.

Михаил Меньшиков

Революции нужны, чтобы уничтожать революционеров.

Максим Горький

Революции всегда бывают неудачные, удачных революций не бывает и быть не может. Они всегда порождают не то, к чему стремились, всегда переходят в свою противоположность.

Николай Бердяев

Революции задумывают романтики, осуществляют фанатики, а их результатами пользуются подонки.

Отто фон Бисмарк

Революция пожирает своих детей.

Пьер Верньо

Революции не пожирают своих детей. Они пожирают своих отцов.

Джон Леонард

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как же все-таки отличаются сюжеты книг в одной трилогии друг от друга. Если в первом томе мы видим как в мир Земного Круга пришел прогресс, то уже во втором и третьем смотрим как теми же руками этот прогресс и уничтожают.  В трилогии прослеживается ярко выраженный социальный подтекст – автор всячески пытается показать нам, как живут в этом мире простые люди, и каковы для них последствия решений власть имущих.

Итак. Мир претерпел изменение, произошла промышленная революция, пришла индустриализация и технический прогресс пошел далеко вперёд. Те, кто имел деньги и правильно вложил их в постройку фабрик – значительно приумножили свои средства. А те, кто был и до этого беден — начали терять работу и средства к существованию. С одной стороны возникает революция на фоне индустриализации, а с другой стороны – опять видим грядущую войну Севера с Союзом.

Практически каждый из героев настолько амбициозен, что пытается выбраться на самый верх, зачастую по головам своих близких и друзей. И все они предают друг друга ради своей выгоды, и не единожды. И не важно кем они являются друг для друга, муж или жена, друг или любовница, союзник или враг. И что немаловажно, автор сумел так заплести сюжет, что предугадать какое следующее действие будет за тем или иным героем очень трудно. А их он совсем не жалеет, кого на эшафот подведет, а кого и вовсе сделает калекой. И все это держалось в динамике, что в конце уже и сам читатель не жалеет этих персонажей. Финал этой истории стал конечно неожиданным, но автор оставил зацепку на продолжение истории в мире Земного Круга.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Два предыдущих тома по семьсот с лишним страниц я проглотил очень быстро по своим меркам, но в середине «Мудрости толпы» неожиданно забуксовал. Джо Аберкромби, сохранявший до этого момента нейтралитет по отношению к сторонам своего собственного художественного конфликта, вдруг начал проявлять очевидные симпатии к роялистам и увлекся описанием зверств революционеров явно сильнее, чем нужно было. Те, кто у него раньше был честным народом, превратились в отвратительную красномордую грязнорукую массу без каких-либо принципов и идеологии. Они с восторгом крушат все достижения архитектуры и искусства, хватают за тонкие белые ручки несчастных роялистов, насилуют их, пытают и убивают, между делом совокупляясь и заливаясь спиртным в инфернальном экстазе прямо посреди улиц. Все это описано прямо как какое-нибудь нашествие демонов из преисподней. Где все нормальные люди? Только на одной стороне? Куда пропала объективность?

Я ни в коем случае не фанат социалистических революций, но меня не отпускает мысль, что именно такими британец до мозга костей с аристократичной фамилией Аберкромби видит страны и народы, которые служили прототипами этих событий в реальной жизни. Потрудившись поначалу справедливо обозначить идеологические конфликты, объяснить мотивацию и показать разные точки зрения, в финальном томе автор будто сцепил зубы и, продирая от ярости дыры пером в пергаменте, превратил не симпатичную ему сторону в карикатурных уродов. К тому же, это не просто типичный «народ» в плохом смысле слова. В духе актуального в «прогрессивных» кругах двоемыслия автор еще и наделяет этот народ совершенно не характерными ему качествами, такими как ненависть к небелым расам, угнетение женщин и прочих меньшинств. То есть у нас тут как бы очевидная социалистическая революция, но при этом нацизм, шовинизм и прочие –измы. Буквально все хорошее против всего плохого. Зачет по всем дисциплинам «прогрессивной» этики. На истину, конечно же, не претендую. Просто домыслы.

Теперь подробнее о сюжете и персонажах:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
О том, что Зури – агент с юга, догадаться было не трудно.

Аберкромби намекал на это в течение всей трилогии, причем гораздо более тонко и изящно, чем о наклонностях Лео дан Брока. Только о масштабах ее «полномочий» стало ясно только ближе к финалу. Как и все читавшие «Первый Закон», я с самого начала новой заварушки ждал, когда же вмешается Байяз. Все, что он так долго строил, рушилось на глазах, а он мог только недовольно пыхтеть, когда какая-то вошь Рикке смеялась ему в лицо. Почему? Ему явно противостояла какая-то незримая сила, причем очень могущественная. Что это может быть за сила? Очевиднее некуда — ответ написан прямо в перечне действующих лиц в конце каждого тома:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Пророк Кхалюль – прежде Второй из магов, а теперь заклятый враг Байяза. По слухам, был убит демоном, что повергло весь Юг в хаос.»

Развешанные по стенам ружья у Аберкромби стреляют почти без осечек, поэтому можно было быть уверенным, что все таинственно пропавшие обязательно появятся в нужный момент.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В эту же формулу прекрасно вписывается и Глокта, но вот тут я уже удивился по-настоящему. Мотивация у него весьма спорная. Для начала, куда подевалась личная ненависть к гуркам, которые превратили его жизнь в боль? Невероятное возвышение общего блага над личным? Допустим. Но променять Байяза на Кхалюля? Того, кем небезосновательно пугают детей, того, кто собственную территорию утопил в крови? Этого я понять никак не могу. Если замысел в том, чтобы прекратить глобальную войну магов, сдав Союз Кхалюлю, то тут тоже мимо. Байяз ведь никуда не делся. Он начал готовиться к контратаке, еще до того, как проиграл эту битву. Таким образом, Глокта ценой тысяч загубленных жизней купил одно поколение сомнительного мира. Так себе сделка. Тезис «худой мир хуже доброй войны» уже не кажется таким абсурдным. Возможно Кхалюль действительно мертв, а Глокта заключил сделку с его преемниками, но доподлинно это неизвестно, и в таком случае перспективы Союза еще более туманны.

Савин и Лео оказались ровно там, где должны были. Испытания, выпавшие на их долю, оставили шрамы на их телах и душах. Они стали жестче, расчетливее, опаснее, но по большому счету все равно остались самими собой — властолюбивой интриганкой и напыщенным закомплексованным дураком, ведь от себя не уйдешь. Жизнь дала им немного опыта, но не смогла изменить их суть.

Линия Броуда так никуда и не развилась, потому что развивать то оказалось некого. Не все персонажи способны вершить судьбы, чья-то роль – делать, что скажут. Его ткнули в этот факт носом довольно жестоко, но вполне справедливо. Все как жизни, не придерешься.

А вот за Вик я порадовался. Она нашла в себе силы вырваться из порочного круга и решила, наконец, пойти своим путем.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Предложение Глокты начать манипулировать другими вместо того, чтобы самой быть марионеткой – и есть манипуляция. Хорошо, что она это вовремя поняла.

Приятно было наблюдать за нормальным сильным женским персонажем, а не за обиженным недоразумением с Севера.

Теперь об обиженных недоразумениях. По какой причине весь Север начал плясать на задних лапках перед Рикке — мне неведомо. Целые армии седых ветеранов, которые испокон веков привыкли на круге решать, кто из них будет главным, вдруг измельчали настолько, что решили беспрекословно подчиниться истеричной малолетке, которая пригрозила им каким-то незримым колдовством. Никто не усомнился? Даже не попытался бросить вызов? Да там должна была выстроится целая очередь из желающих! А если бы даже величины, способной подавить всех, не нашлось, то Север бы просто безнадежно раздробился. Этим правилам жизни Севера нас учил сам автор в «Первом Законе». Никакой Долгий взгляд бы тут не помог. В лучшем случае Рикке светило бы звание придворной ведьмы. Откровенно мерзкий персонаж, рассекавший по волнам сюжета исключительно по прихоти автора, вопреки здравому смыслу и правилам собственного мира. Вся «северная» арка была довольно скучной, после «Первого Закона» — просто детский сад.

Ну и, наконец, Орсо. Лучший персонаж трилогии. Единственный, кто не «сделал свое сердце каменным». Не имея могучей силы, реальной власти, таланта к предательствам, магических способностей, настоящей семьи и друзей, он всегда оставался человеком. Будучи в безнадежном положении, не падал духом и вдохновлял окружающих. Не оставлял надежды и делал все, что мог, но обстоятельства давили на него с просто чудовищной силой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Трагичная судьба, но надо признать, что финал был безупречен с точки зрения драматургии и логики повествования. Иного выхода не было. Мне кажется, что Аберкромби самому было жаль Орсо, чувствовалось, что он тоже любил этого персонажа. Уж очень тонко и с душой он его прописал.

Перечитав написанное, я понял, что отзыв выглядит негативным и диссонирует с оценкой. Дело в том, что чем сильнее произведение, тем больше мне хочется в нем копаться, искать изъяны и скрытые смыслы, анализировать, думать. Порой это выливается в домыслы, а негатива кажется больше, чем его есть на самом деле. Ведь бить лежачего – не очень интересно, а «Эпоха Безумия» — это объективно сильная вещь. Чтение идет легко, вызывает множество разных эмоций, иногда противоречивых. Интересно, что, имея в наличии закат магии и борьбу за трон на главном плане, трилогия абсолютно не вызывает ассоциаций с «Игрой престолов». Наверное, это и есть авторский стиль. То, что у Аберкромби он есть – я не сомневался, просто в отличии от вполне классического фэнтези «Первого Закона», в «Эпохе Безумия» автор пошел дальше и начал щекотать нервы читателю, выгонять его из зоны комфорта спорными персонажами и новой этикой. Когда за этими вещами не стоит крепкой истории, получается мрак, но тут явно не тот случай. Можно выбросить новую трилогию в топку и молиться на старые каноны, а можно воспринять ее как своеобразную проверку на открытость мышления. Каждому свое.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Простите, так уж получилось, что это скорее отзыв на предыдущие отзывы на книгу, чем на неё саму. Спойлеров очень много и я даже почти не закатывал их.

Завершение истории вышло в меру эпичным, не во всех случаях логичным, но нет ни одной сюжетной линии, которая меня бы разочаровала. Тут ещё надо понимать, что если автор закончил историю персонажа не так, как хотелось бы конкретному читателю — это ещё не значит, что писатель скатился, герой — скучный, а книга — фигня. Просто стоит смириться с тем, что у него своё видение придуманного им же, и, наверно, ему лучше знать, как действует придуманный персонаж — главное, чтобы это было обоснованно. Аберкромби явно поставил себе конкретную задачу — показать, что люди меняются, не всегда так, как им бы этого хотелось и не всегда к лучшему. А некоторые не меняются вовсе — и почти всегда это плохо. Что может изменить природу человека? На этот вопрос здесь у каждого нашёлся бы свой ответ, только по факту все они меняются под воздействием самых жёстких внешних обстоятельств и мало кто смог бы устоять в этой бури событий.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Лео — не поумнел ни капли, с чего вы взяли? Он всё такой же простоватый солдат, который не разбирается в интригах, что блестяще доказывает его жена в одном из последних эпизодов. Савин из всех прошла минимальные изменения — простите за грубость, но я не знаю, как надо было читать книгу, чтобы не заметить — вся её благотворительность была дутой попыткой завоевать себе популярность в народе и укрепить свой авторитет и влияние. Орсо — его дуга характера самая выпуклая, но соглашусь, что и самая необоснованная — он слишком неожиданно ещё в первой книге стал жутко ответственным, но с этим допущением далее был вполне последователен, хоть и не стал ни умником, ни героем, ни хорошим политиком. Да и не было у него на это никаких шансов. Вик — жаль, не очень ясно, сколько ей лет, но она хоть заметно повзрослела морально, ценой чему стало полное разочарование в окружающих. Разочаровала линия Броуда, но он едва ли не самый логичный персонаж — этакий прокрастинатор, который вечно откладывает начало новой жизни на потом, но по факту не меняется ни капли, хоть и убеждает себя, что очень сильно хочет. Клевер — самый последовательный из всех, идейный принципиальный предатель остаётся всегда верен самому себе, какие проблемы? Это делает его сильно предсказуемым. Сама же Чёрная Рикке — да, почти Мери Сью, но и её дипломатические и интриганские сверхспособности можно списать на то, что она всё же с раннего детства жила при дворе своего отца и лично наблюдала всю политическую кухню Севера, прекрасно понимая, кто кого ненавидит-уважает-любит и т.д.

Байяз — тут да, слишком неясно, чем он толком занят все три книги и почему не интригует активно и вмешивается в события — возможно, в непереведённых рассказах и пишушейся повести описаны его дела за пределами Союза. Но я понимаю, почему Аберкромби так сделал — он хотел избавить сюжет от этого сверхимбового Первого Мага, полноценное участие которого сделало бы книгу бессмысленной. Финальный твист с Глоктой мне тоже не понравился — у читателя не было ни малейшего шанса догадаться о его истинной роли. Это граничит с откровенным мошенничеством, которое было в сюжете Heavy Rain, где ГлавГадом оказался тот, кто не мог быть им в принципе и не было ни единого намёка на его Гадство.

Многие прочие герои «слитые» просто символизируют, что их время — ушло, а они сами — реликт, которому нет места в этом новом мире. Горста очень жаль, да — он заслуживал гораздо более эпичной гибели, но, блин, это вообще достаточно циничная книга.

Может ещё создаться впечатление, что Аберкромби хотел поставить рекорд по мощным сюжетным развязкам — не все они удались, но всё же несколько раз за книгу я искренне офигевал от восторга. Не помешало бы больше обоснуя, но им было пожертвовано в пользу прочих составляющих истории.

В отзывах есть странные претензии к якобы схематичности, но автор рассказывает про Союз, а не про Стирию, Старую Империю, гуркхов или прочих. Да и почему они должны активно участвовать? Стирия пережила за три десятилетия три войны с Союзом и то, что один из ГГ пять раз брал штурмом стены её городов говорит о том, что эта война не прошла для неё легко, страна явно понесла тяжёлые потери, делающие невозможными активное участие в гражданской войне Союза, а восхитительная Меркатто была не в силах сходу разгромить врага. Гуркхи сами в раздрае — толпы понаехавших не дадут соврать, а реальные Сирия и Ближний Восток передают привет. Старая Империя вообще чёрт знает сколько в упадке и раздробленности. Да 90% претензий исходит из того, что люди книгу читали через абзац, могли бы просто честно признаться, что им просто не понравилось. Ну вот что значит, «войско лоялистов месяцами болтается по лесам»? Джо вот прямейшим же текстом показал, что даже они — уставшая деморализованная толпа, которая больше не хочет и не может сражаться, особенно осаждать численно превосходящего врага в прекрасно укреплённом городе. С этой точки зрения общественных и политических-экономических процессов книга вообще логична, реалистична и правдоподобна — я не знаю, где тут люди умудрились увидеть нашу революцию или китайскую, когда автор чуть ли не дословно переписал историю Великой Французской революции с её комиссарами и массовыми казнями, только тут уже «радикальные» замочили «умеренных», а Наполеон-Лео, реставрировавший монархию, пришёл через несколько месяцев, а не лет, да ещё интервенцию проводить было некому.

Что сильно разочаровало конкретно меня — обрыдший и устаревший ещё во времена Толкиена пророчество-штамп. Ну вот нафига оно нужно? Последнее видение Рикке — это как ложка известной субстанции, выплеснутая в лицо после замечательного праздника. Что потеряла бы книга, не будь здесь этой ереси?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Всё же сюжетный ход с Рикке, которая по полной эксплуатирует свой созданный образ был прекрасен, не стоило его портить и обесценивать.

А вообще да, Аберкромби во многом стал достаточно популярным писателем, чтобы его дежурное обругивание стало хорошим тоном. Хотя объективно — это небанальный автор, чьи работы не укладываются в большинство сложившихся шаблонов. Более того — он не стесняется ломать собственные традиции, что тоже многих разочаровывает.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конец второй трилогии и очередной удар серпом по ...

В целом книга понравилось, внезапные повороты за некоторыми исключениями, совсем не внезапные и давно угадывались (Рикке всё проспойлерила).

Тут конкретные спойлеры, так что не открывайте если не читали.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Положительным героям как обычно облом.

Учитывая насколько молодцом Орсо был практически всю книгу, и зная автора, развитие не удивило, но от этого не менее грустно.

Хилди пошла под крыло Баяйаза, явно с целью отомстить. С ней же и второй секретный сын Кальдера(от кого?).

Лео стремительно сгнил, недостаток мозгов компенсировал подлостью, вероятно дальше будет бухать да пехаться со своими друзьями (Савин не даст), что-то важное вряд ли уже решит.

В союзе у руля Савин, а на севере Рикке, но Байяз готовит новые кадры, чтобы это поправить. Забавно, что первая по итогу хоть как-то пыталась спасти Орсо, а вторая наоборот его продала.

Брод непонятно барахтался всю книгу 0 развития, 0 перемен, зачем он в этой трилогии был?

Вик приятно поменялась, поэтому естественно и ей облом.

Клевер меняет хозяев как перчатки, заканчивает по итогу у Байяза.

Глокта предсказуемо оказался Ткачом, при том непонятно, чем он лучше Байяза. Его мысли на этот счет немного огорчили, смазали то положительное о нем, что осталось после первой трилогии.

Логен — его не было.

Тут менее конкретно, но опять же на ваш риск.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Грустно всё кончилось, Байязу дали по заднице, но пострадал при этом он меньше всех, да и его новая команда вызывает как-то больше интереса. Все кто ему противостоял или мог противостоять перепачкались или умерли.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх