fantlab ru

Джо Аберкромби «Мудрость толпы»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.27
Оценок:
828
Моя оценка:
-

подробнее

Мудрость толпы

The Wisdom of Crowds

Роман, год; цикл «Земной Круг»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Хаос. Ярость. Разрушение.

Грядут великие перемены. . .

Говорят, чтобы изменить мир, нужно сначала сжечь его дотла. Теперь это убеждение будет проверено в горниле революции: ломатели и сжигатели захватили рычаги власти, дым бунтов пришел на смену промышленного смога, и все должны подчиниться мудрости толпы.

Лео дан Брок, которому больше нечего терять, полон решимости стать новым героем новой эпохи, а гражданка Савин вынуждена переключиться с бизнеса на выживание, прежде чем она сможет добраться до искупления. Орсо обнаружит, что после того, как мир перевернут, никто уже не может быть ниже монарха. А на кровавом Севере у Рикке и ее хрупкого протектората заканчиваются союзники... пока Кальдер Черный собирает свои силы и замышляет месть.

Банки рухнули, солнце Союза разрушено, и в темноте за кадром нити безжалостного плана Ткача медленно стягиваются воедино. . .

Примечание:

Рабочим названием романа было «A Beautiful Machine».


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2021 // Книги — Фэнтези года

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2021 // Книга года

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2021 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора


Мудрость толпы
2022 г.
Мудрость толпы
2023 г.

Аудиокниги:

Мудрость толпы
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Wisdom of Crowds
2021 г.
(английский)
The Wisdom of Crowds
2021 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последнее крупное произведение по циклу «Земной Круг» , поставившее точки над i над многими вопросами. С времён первой книги сменились поколения, мир не стоит на месте, что, хоть довольно и интересно, привело к тому, что из «средневекового» фэнтези мир обзавёлся «новыми» технологиями, работают заводы, возня в политике, монифактуры и тд. Мир меча и магии потихоньку отходит на другой план, их время прошло — что и видно в сюжете. Но ожидание красивых лесов, битвы в замках, интриги на уровне приключений молодого Джаэля — этого мне очень не хватало. Но, несмотря на это, произведение мощно продолжает сюжетные линии, срывает покровы и обнажает тайны этого мира, делающий эту книгу одной из самых интересных в цикле. Я считаю, что это шикарный финал и рекомендую к прочтению, кто читал предыдущие части.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Произведение вполне закончено, хоть концовка и открыта. Сейчас лучший момент, чтобы начать что-то новое, либо использовать мир, как основу. Прямое продолжение, скорее всего, со временем будет только вредить, ибо многие темы либо затёрты, либо уже сильно изменились с течением времени — с эпохой меняются и персонажи, лишь единицы прожили весь цикл. Но книга — это вовсе не ситком, хотя иногда чустовался груз первых частей, который уже неактуален, но его и выбросить нельзя из-за целостности мира.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

На сегодняшний день ( январь 2024) это последняя книга цикла. Получил громадное удовольствие от прочтения ! Читал после большого перерыва при прочтении этого Цикла. Но все вспомнил и все улеглось по полочкам. Очень рекомендую. Разочаровал и не оправдал моих ожиданий и разочаровал только Баяз. Но .. надо думать это задел для продолжения Цикла. Очень здорово в этой книге Цикла «выписан» образ Орсо. Красавец !

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще-то я не собиралась писать длинный отзыв, начала писать совсем малюсенькую отписку, но все неожиданно вышло из-под контроля, так что получилось то, что получилось.

Если оценивать автора по умению плести сложные интриги и закручивать сюжет, переплетать много очень разных персонажей в неповторимый клубок интриг и деталей, то Аберкромби просто мастер. Я не смогу поставить за эту историю, особенно за третью книгу, ниже десятки. Повторюсь, «Эпоха безумия» гораздо сильнее «Первого закона», где многое лежало на поверхности или казалось шаблонным, прямолинейным и не слишком впечатляющим. А «Эпоха безумия» — она вне конкуренции.

Однако если копнуть чуть глубже, в суть, так сказать, то не могу отделаться от мысли, что мне как-то противно ото всего… Осталось тошнотворное послевкусие всепоглощающей низости и предательства, когда ни одной честной и искренней души не остается, когда торжествует искусство манипуляции, лицемерия и достижения власти/неких целей любой ценой ради личных амбиций под лживым прикрытием усовершенствования мира. Но что поделаешь. Какие времена, такая и мораль в книгах. Люди хотят жестокости, цинизма, силы и больше не хотят оставаться наивными. Я, наверное, все еще романтик-идеалист в душе, хоть и предпочитаю реализм, даже если речь идет о фантастике и фэнтези, поэтому тоска по старым добрым понятным представлениям о добре и зле у меня едва ли когда-то пройдет. Проблема в том, что реализм тоже у каждого свой, соответствующий его морально-нравственной картине мира, отсюда и свои Герои, свои Злодеи, свои Идеалы. Целевой аудитории теперь нужны такие… Да и я вот тоже прочла с большим интересом, просто теперь не вполне понимаю, что вынести из этой книги, как привыкла всегда что-то для себя выносить из книг. Мир жесток? Все лгут? Или вот еще одно классическое мучительное метание для размышлений: «Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею...» Похоже, такие высокие материи всерьез не посещали ни одного персонажа... И только один, не самый умный, отнюдь не самый добрый и не самый главный, Гуннар Броуд, горит в своем персональном аду за содеянное. По крайней мере, оно его поистине ломало и мучило, хоть и не сломило его природу, но потрясение психики творящимся вокруг безумием уже очевидно. Остальные герои, как ни прискорбно, оказались всего лишь марионетками, играющими в игры автора, развлекающего публику, пришедшую посмотреть на казнь на рыночной площади. Невероятная лабильность психики практически всех главных героев позволяла им преодолевать любые моральные барьеры, легко перевоплощаясь из адекватных, честных и добрых людей, умеющих любить, сочувствовать, прощать и понимать, в кровожадных маньяков и расчетливых подлецов, без особых метаний вонзающих ножи в спины бывшим друзьям, бывшим возлюбленным, бывшим союзникам, чтобы… приблизить к себе бывших врагов, бывших соперников, бывших предателей… и все это ради того, чтобы стать победителем и выжить, ну или чтобы оставаться с победителями и выжить, конечно же…) На этом фоне даже праведная месть врагам уже теряется в общем кровожадном и подчас не поддающемся логике беспределе и не так впечатляет…

Что ж, послушаем, как объясняет все это один из персонажей Аберкромби в финальной речи:

– Трясучка, я ведь правильно поступила?

– Я бы сказал, что ты спрашиваешь не того человека.

– Я спрашиваю единственного человека, которому я доверяю.

– Потому что я сам столько раз поступал неправильно?

– Ну да, и теперь ты должен знать разницу, разве нет?

– Не уверен, что она есть, эта разница…

Он опустился на скамью возле нее.

– Это утешает – когда говоришь себе, что где-то в мире есть какая-то большая правда. Что где-нибудь в горах есть старый мудрый ублюдок, которого надо только отыскать, и он скажет тебе все ответы. И тогда у тебя больше не останется ни сомнений, ни сожалений.

Трясучка глянул вбок, и солнечный свет блеснул в его металлическом глазу.

– Но насколько я знаю, все совсем не так просто. Правильно, неправильно… все зависит от твоей позиции. Каждое твое решение для кого-то хорошо, для других плохо. А если ты вождь, ты не можешь делать только то, что хорошо для тебя и тех, кого ты любишь. Тебе приходится искать наилучший вариант для наибольшего количества людей. Или наихудший для наименьшего. Так пытался поступать твой отец, а у него не было волшебного глаза, который бы видел, чем все кончится.

Ну вот теперь все становится на свои места. Похоже, это и есть «мудрая» мораль сей «басни». Между правильным и неправильным просто нет разницы, как и между добром и злом, любовью и ненавистью, верностью и предательством, дружбой и враждой, справедливостью и беззаконием, правдой и ложью. Цели всегда оправдывают любые средства. Поэтому… все можно, если ты готов это взять и идти по головам — ради выгоды, ради победы, ради достижений, ради кажущегося спокойствия. Добавим сюда полное опошление всякой любви, низведенной до грязи, дикости, потребительства и жестокости и лишенной всякой чистоты, искренности и верности, и получим… Правду жизни? Для кого-то — да. Для кого-то — нет. На чем держится этот мир, пусть каждый решает сам. Мне кажется, Аберкромби решил придерживаться именно этой идеи...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Поэтому не слишком поумневший, но конкретно обозленный на судьбу Лео продолжит крушить мир за свое увечье и за свои ошибки без особых иных причин. Поэтому Рикке с сомнительным результатом цинично предаст Орсо. Поэтому Вик, впервые к кому-то привязавшись, получит удар в спину как насмешку над ее попыткой хоть раз поступить правильно. Поэтому Гуннар Броуд узнает, что вовсе не семья писала ему трогательное письмо-прощение, и, по хорошему счету, семье дела нет до того, в какую тьму он погружается, обеспечивая ей пристойную жизнь. Поэтому Саввин из Матери нации и Любимицы трущоб в белых одеждах вновь возвращается к своему более привычному образу расчетливой паучихи, которая, кого хочет, продаст, кого хочет, купит, даже мужа своего подложить под друга-гея готова ради благой цели. Поэтому Клевер-Перекати-поле волей судеб приходит в услужение именно к Баязу воспитывать нового безжалостного завоевателя. Поэтому Баяз, не слишком сильно сокрушаясь из-за временного проигрыша, уже строит новые планы уничтожения старого миропорядка и выстраивания нового. Поэтому самые преданные вотще погибнут за свои идеалы, а самые подлые останутся.
И все это относительно — как бы намекает автор… Жизнь продолжается, продолжится и бессмысленная и кровожадная борьба за власть и выживание. И тут лишь остается с горечью добавить слова не вписавшегося в эту жуткую картину Орсо: «Как же я ненавижу повешения...».

В общем, как-то так… Не слишком похвально, несмотря на десятку.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как же все-таки отличаются сюжеты книг в одной трилогии друг от друга. Если в первом томе мы видим как в мир Земного Круга пришел прогресс, то уже во втором и третьем смотрим как теми же руками этот прогресс и уничтожают.  В трилогии прослеживается ярко выраженный социальный подтекст – автор всячески пытается показать нам, как живут в этом мире простые люди, и каковы для них последствия решений власть имущих.

Итак. Мир претерпел изменение, произошла промышленная революция, пришла индустриализация и технический прогресс пошел далеко вперёд. Те, кто имел деньги и правильно вложил их в постройку фабрик – значительно приумножили свои средства. А те, кто был и до этого беден — начали терять работу и средства к существованию. С одной стороны возникает революция на фоне индустриализации, а с другой стороны – опять видим грядущую войну Севера с Союзом.

Практически каждый из героев настолько амбициозен, что пытается выбраться на самый верх, зачастую по головам своих близких и друзей. И все они предают друг друга ради своей выгоды, и не единожды. И не важно кем они являются друг для друга, муж или жена, друг или любовница, союзник или враг. И что немаловажно, автор сумел так заплести сюжет, что предугадать какое следующее действие будет за тем или иным героем очень трудно. А их он совсем не жалеет, кого на эшафот подведет, а кого и вовсе сделает калекой. И все это держалось в динамике, что в конце уже и сам читатель не жалеет этих персонажей. Финал этой истории стал конечно неожиданным, но автор оставил зацепку на продолжение истории в мире Земного Круга.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я начал читать книги Аберкромби в этом году и не останавливаясь прочел все девять томов Земного круга плюс рассказы.

В таком ритме хорошо видна динамика, с чего автор начал и к чему пришел. Фанатом Аберкромби я не стал.

Его стиль с гипертрофированным реализмом и смакованием физиологических подробностей по началу вызывал неловкость. Это примерно как смотреть на взрослого, который ведёт себя словно ребёнок, узнавший слово «пиписька» и выкрикивающий его, чтобы подчеркнуть свою крутизну. Потом неловкость превратилась в смех, а затем в скуку. Еще в «Первом законе» в каждой главе, где появляется Глокта нам два абзаца рассказывают, как у него всё болит — ну зачем? В «Эпохе безумия» это только усугубилось, не буду конкретизировать.

Тем не менее Аберкромби умеет писать так, что хочется продолжать читать и узнавать, что произойдёт дальше.

Вернее, умел. Когда в конце «Красной страны» Логан ушел в закат, такое ощущение, что с ним вместе ушло и то, что вызывало интерес и подогревало стремление продолжать.

В «Эпохи безумия» произошла магия, причем единственная магия в этой трилогии — всё стало хуже.

Какой параметр не возьми: сюжет, персонажи, развитие мира, описания — это получилось бледнее, беднее, мельче, чем в «Первом законе» или второй тройке книг. «Мудрость толпы» я дочитывал уже на волевых, пересиливая себя.

Дальше на всякий случай под спойлером, хотя без особых деталей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сюжет.

Крайне простой — борьба за власть и революция в Адуе плюс очередные разборки за трон Скарлинга на Севере. Всё, больше ничего нет. В Первом законе был интересный квест и поход на Запад, в «Лучше подавать холодным» и «Красной стране» нам показали Стирию и Дальние территории. В каждой локации были свои особенности и свои истории. Всё это, увы, осталось в прошлом, «Эпоха безумия» — только про Срединные земли и Север. При этом Север был более чем раскрыт в «Героях» и первом цикле. Единственное новое, что происходит — революция рабочих в Адуе, но об этом ниже.

Персонажи.

Все основные персонажи прошлых книг либо ушли на задний план, либо умерли. Второстепенные, типа Горста, иногда мелькают. Многочисленные новички вышли слабые несмотря на то, что автор изо всех сил пытается подчеркнуть их яркую индивидуальность. Попробую показать, как я это вижу.

Долго не мог понять, что не так с женскими персонажами, потом дошло — они почти все сделаны по одному шаблону. Работает это так: есть условно базовый характер, назовём его БХ. БХ — это активная женщина с развитым, язвительным чувством юмора, острым языком и желанием всё прокомментировать. Потом к БХ добавляется какая то изюминка, характерная черта (про которую автор «фирменно» напоминает в каждой сцене) и вуаля — готов персонаж.

БХ + алкоголь = Арди. БХ + Долгий взгляд = Рикке. БХ + преданность Орсо = Хильди. БХ + жуёт чагги = Изерн-и-Фейл. БХ + резать сыр = Шолла. БХ + крепкие бёдра = Корлет.

Исключений среди основных женских персонажей три — Судья, Вик и Савин. Судья — психопат без полутонов, так и не раскрытый. Вик — это тупо копипаст Витари из первых книг, но теперь она ПоВ.

А вот над Савин автор похоже действительно старался, но это не значит, что получилось. Савин предстает в образе эдакой крутой бизнес вумен, воплощение американской мечты. Правда в чем её крутость не показано, за всё время она так и не проявляет каких то особенных деловых качеств, хотя постоянно об этом вспоминает. Тем не менее характер развивается, Савин стремительно глупеет (я даже задумался нет ли тут фиги в кармане, типа от беременности у женщин понижаются интеллектуальные скилзы) и далее её носит по волнам сюжета без особого на них влияния.

Мне долго нравилась Зури, но её можно сказать всю обратили в финальный твист. И я так и не понял, Ишри или нет? С одной стороны бинты, но с другой, цвет кожи не совпадает.

По поводу общего феминизма — в принципе оно не мешает, но местами автор хватает через край. Савин родила двух младенцев, после чего в каждой сцене подчеркивается, что девочка активная и сильная, а мальчик — хилый плакса. Причем он первенец. Понятно, что это расстановка фигур перед продолжением, но как то уж совсем чересчур.

Мужские персонажи.

В общем и целом намного более плоские и тусклые, чем женские. Интересный получился только Клевер.

Лео — это Джезаль в усиленной и от того менее правдоподобной версии. Орсо — новый типаж для Аберкромби, но не новый для фентези. Это один из самых встречающихся персонажей подросткового чтива. Не герой, но и не трус, ничего толком не умеет, но не дурак, на всё смотрит иронично и цинично. Не очень понятно, зачем он был нужен если честно. Вполне можно было оставить королём Джезаля и вышло бы тоже самое.

Остальные не запомнились, причем особенно никакие северяне. Повторюсь, «Герои» полностью закрыли северную тему, зачем к ней было возвращаться — неясно.

Байяза, этого как казалось могущественного кукловода, можно считать и нет. От силы полторы страницы, за которые его успевают все послать, а тот единственный, кто согласился на его помощь — проигрывает. Офигеть какой могучий маг Байяз. Причем я еще могу понять, что две книги он занят чем то очень важным на Западе, но когда он возвращается то почему то не спешит спасать своё детище, Союз. Вместо этого вдруг всплывает на Севере и что то там заговаривает с Рикке. Неужели это важнее? Признаюсь, я до самой последней страницы ждал появления Байяза в Адуе, хотя бы в финале. Но нет, за всё отдувается Сульфур, который, как выяснилось, ничего толком не может сделать. Причем непонятно почему, он же, в теории, не только едок, но и маг, ученик Байяза. В первом цикле Сульфур менял внешность, но этот навык использовался аж один раз за девять книг. Действительно, смена внешности — довольно читерский писательский приём, но раз уж его ввели, то либо использовать, либо объяснить почему Сульфур больше так не делал. Тем более это умение пригодилось бы в «Эпохе безумия», где чехарда действующих лиц и все всех предают.

Насчет смерти Джезаля — как по мне, это был самый обидный и слитый эпизод. Вот так выключить одного из ключевых персонажей, причем вообще без всякого объяснения. Всего лишь умер король, здоровый, не старый мужчина, который прекрасно себя чувствовал — ну и что? Никто не удивился, никаких расследований. Я до конца ждал, что это козни Баяза/Глокты/аристократов ... да хоть кого. Нет — просто умер и всё.

Развитие мира.

Такое ощущение, что Аберкромби то ли разлюбил Земной круг, то ли у него нет идей, что с ним делать. Опять Срединные земли, опять Север. Всё, что происходит в других территориях упоминается лишь парой фраз, причем про государства типа Тхонда мы после девяти книг по прежнему не знаем абсолютно ничего. Тоже самое с магией — её попросту нет. В первых книгах маги еще как то действовали или обозначали присутствие, но здесь их роль свелась к редким появлениям Сульфура, который нудит и стращает Байязом, а всем наплевать.

Фактически единственное новое, что Аберкромби ввёл в книги это рабочая революция в Срединных землях. Как только эта тема появилась в «Немного ненависти», моей первой реакцией было: чтооо?!. Промышленный и социальный скачек за тридцать лет из условного средневековья в девятнадцатый век?! Вы это серьёзно? Во всём мире стандартное фентези, а вот именно в Адуе уже практически стимпанк? Мало того, что это нелепо выглядит, так и главы со всеми этими подпольщиками-стачечниками самые скучные. Я надеялся, что автор таким образом выразит своё отношение к революционным радикалам и успокоится, благо этих глав не много, но в «Мудрости толпы» ВСЁ вертится вокруг революции. Как оказалось, в этом и был замысел цикла и стержень сюжета. Ужасно.

Описания.

Тут всё просто — бесконечные самоповторы. Например Аберкромби придумал очень сочный, кинематографичный приём с показом битвы глазами чередующихся простых участников. Это действительно мощно и впечатляет, но всё хорошо в меру. Один раз это было уместно в «Героях», но тут он КАЖДУЮ стычку рисует таким образом, не важно, нужно оно для сюжета или нет. Когда начиналась очередная глава с очередными «маленькими людьми» я уже закатывал глаза — ну вот опять.

Общий итог для всего цикла Земного круга.

Первые три книги — неплохо, но и не шедевр. Вторые три и рассказы — можно читать, в качестве интересных спинофов.

«Эпоха безумия» — сильно хуже, не тратьте время.

Конкретно «Мудрость толпы» — самая слабая из «Эпохи»

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ненависть — первое, что можно заметить в книге, прочувствовать ее, прочитать о ее гранях. ненависть к соседу, ненависть к правящему режиму. Ненависть к народным массам. Каждый здесь себя считает лучше, чем другие, и пытается это всячески доказать. Таким образом, с самого начала книги читателю показывается, как одни доказывают другим, что они «не очень». В виде поразительно успешно продвигающейся по отдельно взятой стране революции. С лозунгами о народе, справедливости и всем, что положено по такому случаю.

А потом, безо всяких переходов, было показано, насколько несостоятельна эта идея, насколько отвратительны текущие руководители революции, в связи с чем нашлись люди, которые... да, устроили новое восстание. С другими лозунгами. И так далее.

А параллельно революции происходит очередной захват власти на Севере, где традиционно используют либо хитрость, либо страх. И читателю предоставляется возможность узнать, как отдельно взятый герой пытается использовать и то, и другое, чтобы добраться до своей цели, трона.

Так, перескакивая из одной страны в другую, ведется повествование. И показывается, на что способны ненавидящие люди, когда их толпа. Чего стоит их мудрость — в основном ответ один — очень мало.

Но до этого ответа еще предстоит добраться, а пока читатель может видеть, что книга представляет собой, по сути, простой набор из двух основных аспектов — легкости, с которой у героев все происходит, какую бы они ерунду не творили, и одновременно — увлекательность описания той нескончаемой череды глупости, творимой героями. Смог же Аберкромби так написать!

У героев все, что они не задумают, получается сразу же. Причем у всех. Везет одному, второму, третьему. Удача одного накладывается на удачу прошлого героя, идет в разрез с ней и в итоге события скатываются в неконтролируемый хаос — но важен сам факт.

К легкости также можно отнести изменения, происходящие в характерах персонажей. Если раньше, в прошлых книгах это происходило с течением времени, то здесь поведение и мотивы могут измениться уже в следующей главе. И следующей. И дальше — до самого финала, но и тогда любой из героев найдет, чем удивить читателя, очередной выходкой или хотя бы желанием совершить таковую.

Из-за этого сложно относиться одинаково к персонажам, можно за ними только наблюдать — с интересом, конечно.

А что касается увлекательности. то тут тоже все ясно. Пусть в книге и мало здорового, бесхитростного мордобоя, как в прошлых книгах, прошлом цикле, пусть стало гораздо меньше харизматичных героев, как со стороны севера, так и со стороны Союза — умерли, отошли от дел, состарившись. Но те, кто остался, все еще способны вызывать к себе какие-либо чувства. Смешанные из-за постоянных метаний из крайности в крайность, излишнего порой драматизма, непременно выказываемого перед совершением очередного громкого деяния. Но именно что вызвать таки чувства по прочтению, а не пролистав, как часто бывает, позабыть даже их имя. Все герои, хорошие они или плохие, надолго ли в книге появляются или всего лишь мелькают один раз — все они выписаны максимально убедительно. В них веришь, ведь именно так, глупо и непоследовательно, могут поступать настоящие люди.

И можно много еще сказать, вероятно, найти то, что «сейчас не очень, а раньше было лучше», но зачем? Каждый читатель сам определит для себя, где лучше/хуже.

Поэтому — итог. «Мудрость толпы», заключительная часть трилогии, по итогу оказывается очень хорошей книгой. Без особых недостатков, которые теряются за увлекательностью, скоростью происходящих событий и насыщенностью их. За ответами, которые даются на все вопросы, поставленные как в этой книге, так и в прошлых — что особенно здорово. Определенно, это не книги цикла «Первый закон» — те по большей части проще (что не значит хуже, конечно). Этот цикл другой. Яркий пример эволюции мира, где на первом месте — ненависть.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Мудрость толпы» – заключительный роман трилогии Джо Аберкромби «Эпоха безумия». Название романа является отсылкой к исследованию Чарльза Маккея, посвященному сознанию больших групп людей. Согласно этой работе, толпа способна на более качественные решения, чем отдельно взятый индивид. Правда ли это? Попробуем разобраться вместе с автором на страницах романа.

Сюжет романа стартует с момента окончания предыдущей части. Именно «Мудрость толпы» раскрывает всю задумку автора. Джо Аберкромби во всей красе обыгрывает тему революции, когда к власти приходит народ. Король Орсо свержен и находится под стражей. Во главе страны встают лидеры восстания. Простой народ, так жаждущий перемен к лучшему, закономерно не получает ничего хорошего. Ситуация в стране всё более ухудшается, повсюду голод и нехватка жизненно необходимых вещей. Новому правительству элементарно не хватает компетентности, чтобы решать возникшие проблемы. Да по правде говоря, они и не очень то стараются что-то исправить, большую часть времени проводя в бесконечных спорах. Уроки прошлого забыты. Люди жаждали хлеба и зрелищ, да только без хлеба зрелища уже не так впечатляют. Особенно, если в качестве таковых предлагаются бесконечные казни противников нового режима. Проблема в том, что этот самый режим ещё не определён, и на эшафоте может оказаться практически любой. Со временем одни правители сменяются на других, и с каждым разом становится всё хуже. Организации постоянно меняют свои названия, подстраиваясь под действующую власть. Страна утопает в крови и терроре. Постепенно люди начинают задумываться, так ли плохо было при правлении Орсо.

Вторая линия посвящена событиям на Севере. Она занимает намного меньше сюжетного времени, чем линия Союза. Рикке свергла и пленила Стура Сумрака, завоевав трон Скарлинга. Однако не все враги уничтожены, и Кальдер Чёрный собирает войско, чтобы отомстить за сына и вернуть власть над Севером.

Самой яркой чертой романов Аберкромби являются его персонажи. На мой взгляд, можно выделить четырёх основных. Начнём с вызывающего наибольшую симпатию – короля Орсо. Его свергли и оставили при дворе в качестве напоминания о «мрачном» прошлом при роялизме. Если в первом романе Орсо представляет собой праздного и не особо умного любителя разгульной жизни, то по мере развития сюжета все больше матереет и умнеет. Трудности только закаляют его. Находясь в заточении, он никак не может улучшить своё положение, однако не падает духом. Мятежникам так и не получается его сломить, т.к. ко всему происходящему он относится с иронией. Орсо окружают верные ему люди: Бремер дан Горст, капрал Тани, Желток и Хильди, которой, думаю, ещё предстоит сыграть важную роль в истории. Я считаю, что со временем из Орсо мог бы получиться хороший король, но он родился в слишком безумную эпоху.

Савин дан Глокта (а ныне дан Брок) претерпевает не меньшие изменения. Из светской львицы она превратилась в мудрую жену лорд-губернатора, а затем в мятежницу. Поражение в восстании стоило ей положения в обществе, что не могло не повлиять на характер и мировоззрение Савин. После Великой Перемены она всеми силами пыталась обезопасить себя, своего мужа и детей от террора мятежников, добиваясь любви простого народа. За всю свою благотворительность она даже получила прозвище «Любимица трущоб». Однако судьба, как и история, циклична, и в итоге мы видим Савин снова в образе светской львицы, но в совершенно других декорациях. По моему мнению, именно Савин, а не Лео, сыграла большую роль в их неудачном восстании и последующих безрадостных событиях.

Лео дан Брок – самый противоречивый персонаж. В первом романе он вызывал у меня симпатию. Доблестный воин и герой Союза, постепенно превращается в недальновидного глупца. Столь резкое преображение кажется мне не очень правдоподобным. В третьем романе Лео продолжает меняться и отнюдь не в лучшую сторону. Он всегда был хорошим воином, но отвратительным военачальником, что окончательно и показал во время сражения с войсками Орсо. Лео возглавил безрассудную атаку, в результате которой погубил друзей, а сам остался калекой. Чувство вины и постоянная боль очень сильно повлияли на него. Не способный, как раньше, совершенствовать своё искусство боя, он начинает практиковаться в искусстве интриг. Лео всё больше озлобляется, а его интеллект стремительно растёт. Молодой офицер, бросающийся в безрассудную атаку и становящийся калекой… Никого не напоминает? Часто слышал, что девушки находят мужей похожих на отца, однако Савин явно не ожидала такого поворота событий.

Ну и наконец Рикке. В «Немного ненависти» она – наивная напуганная девушка, мучающаяся от дара Долгого Взгляда. Произошедшие события кардинально изменили её, сделав хитроумным стратегом. От былой мягкости и застенчивости не осталось и следа – теперь перед нами жесткий политик, играющий против таких великих, как Кальдер Чёрный и Баяз. Рикке – дочь, достойная памяти Ищейки. Через всю трилогию проходит пророчество из самого начала трилогии, и меня очень интересовал один вопрос: «Кто же сова?».

Финал стал для меня по-настоящему неожиданным. Истинная личность Ткача и сущность всей Великой Перемены оставляют двоякое чувство. С одной стороны нельзя не восхититься столь гениальным ходом, а с другой не оставляет чувство, что люди лишь пешки в игре сильных мира сего. Любые решения и поступки лишь помогают следовать чьему-то плану. Гораздо лучше начинаешь ощущать роль Баяза в процессе становления истории Союза.

Итог: Джо Аберкромби блестяще завершает трилогию «Эпоха безумия». Начав читать цикл, я не мог даже предположить, как всё в итоге обернётся. Историю можно считать законченной, но автор оставляет явный задел для будущих романов по вселенной «Земного Круга».

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это стыд, лучше всего характеризуемый мыслями, которые возникли у меня на временном разбеге в 11 лет. Читая в те далекие времена трилогию «Первого Закона», ощущая её кинематографичность, я думал о том, что она является идеальным клиентом для HBO времён «Рима» (с огромным количеством вложенных денег, матёрой маскулинностью, безжалостностью обстоятельств и общей темнотой истории). Трилогия «Эпохи безумия» — настолько концентрированный клиент Нетфликса или Амазона, что тем даже делать ничего не надо для обтесывания истории под свои специфические рамки, писатель сам уже всё сделал. Третья книга уже окончательно формирует у читателя понимание всех недостатков, которые были в прошлых двух частях новой трилогии, явственно обнажая усталость (?!) самого Аберкромби от собственного мира Земного Круга. Он использует те же шаблоны интриг, он использует те же шаблоны создания клиповости битв (за здешний эпизод «Маленьких людей» просто невыносимо стыдно, простите нас, Герои), всё и вся упрощено здесь до уровня последних классов школы, оно стало настолько омерзительно приземлённым, что отправилось в грязь. Можно говорить много и о разном, но всего один простой пример характеризует новую трилогию лучше любых расписываний. Без капли едкой иронии и преувеличения, детальному и максимально живописному описанию месячных у двух разных героинь здесь уделено 3-4 полных главы, их можно перечислить по цифрам. Байязу — Мастермайнду всего Земного круга, вершителю судеб, Доктору Ноу господина Аберкромби, уделена суммарно половина главы (и это очень оптимистичный подсчет, так как по большей части он просто появляется, говорит всесильным главным героиням: «Люди такие глупые и не понимают моего величия» или несколько других строк и уходит). Приоритеты расставлены Аберкромби вполне очевидно, главным злодеем трилогии и врагом всепобеждающих главных героинь являются несколько дней месяца, а не этот странный лысый старик.

Главной проблемой первых двух книг было то самое желание писателя максимально онетфликситься. что подразумевает под собой погребение под краеугольным камнем фэнтези пропаганды тех ребят — зашкаливающим инфантилизмом. Это камень не держит здание новой трилогии в одиночку, тут у нас представлена полная палитра прогрессивности и одухотворенности, но по голове этот камень бьёт сильнее всего. Все до единого главные герои ведут себя как подростки. Все. Без исключений. В первой трилогии единственным настоящим инфантилом был Джезаль, да и то Байяз очень быстро обтесал с него всю эту шелуху, заставив повзрослеть в максимально короткие сроки. Остальные герои были взрослыми в своём поведении людьми — мерзкими, подлыми, добрыми, хитроумными, безумными, но взрослыми людьми. Здесь ты надеешься, что хоть к третьей книге кто-то из главных героев изменится, но минимальные царапины в характере получил лишь Лео, но даже они в финале благополучно уничтожены его младенческими истериками и криками мальчика, которого обидели злые тёти.

Еще к концу первой книги ты благополучно понимаешь аксиому нынешнего «тёмного фэнтези» Аберкромби — «Женщины здесь неприкасаемы и всемогущи», спокойно считывая любые возможные твисты последующих книг уже на взлёте. Женщины играли важную роль в старой трилогии, ни одна из тех героинь на кухне борщи не готовила, не вызывала жгучего ощущения ледяного вакуума в лёгких. Здесь же писатель настолько стремится угодить, что буквально делает всех своих героинь полу-богинями. Финри, да да, вот та самая Финри с её потрясающим опытом боевых действий — Наполеон Земного Круга, побеждающая во всех сражениях; дочь Глокты — Савин становится Джеффом Безосом этого мира; Рикке «Только исполнилось 18», по совместительству дочь Ищейки — местный Майкл Корлеоне и правит Севером; Тереза правит Союзом вместо тряпки Джезаля; Монца правит в Стирии, Судья с несколькими сотнями человек творит Революцию, захватывая железные дороги, почты и кинотеатры. Все планы главных героинь всегда сбываются, в какую бы мясорубку оные планы не попадали, рядом с ними хитрейшие умы Севера, Юга и Союза начинают вести себя как юродивые. И это заставило ненавидеть главы Рикке. Мало того, что она мечет молнии из рук (глаз... глаза...), мало того, что любые её действия сопровождаются километрами описаний намеренно омерзительных физиологических действий. Так еще и все её планы — олицетворение геополитических стратегий, придуманных подростком, они настолько пусты, поверхностны и смешны, что ты поверить не можешь, что на них кто-то купится, но потом ты опять вспоминаешь, что этот вчерашний подросток — новая Мишель Корлеоне, потому все её планы сбываются по умолчанию. И кульминацией этого становится битва при Карлеоне в третьей книге. Невозможно поверить, что её создал тот автор, который создал «Героев», который придумывал осаду Дагоски, но вот оно имя на обложке книги. После каждой строчки этой битвы ты повторяешь себе, что подобного в битве не может быть просто потому, что не может быть, постоянно вспоминая, что одним из участников является Мишель Корлеоне, поэтому беспросветность каждого действия оправдана во имя победы настоящей Героини. И пусть на другой стороне воюет самый хитрый человек Севера с неисчислимыми полчищами соратников, тактические манёвры а-ля Морской бой на тетрадной странице с одноклассником превозмогут. А эти шпионские твисты и обманки с пустышками, да это почти богомоловский «Момент истины» от тёмного фэнтези (нет). Всё, что связано с Рикке в трилогии — омерзительно. Её соратники, радостно убивающие женщин и детей в обозе (Рикке и ко на стороне Добра, кстати, если вы забыли). Её детские планы. Её мерзкое поведение. Её тактический гений из ниоткуда. При всех претензиях к всемогущести Савин, но она не начинает в третьей или второй книге молнии из рук пускать, или войска при Стаффенбеке в бой вести, большую часть времени она занята выживанием, успешность которого вполне можно оправдать и именами её покровителей. и её собственными способностями, которые Аберкромби хотя бы удосужился обрисовать (фехтование с ранних лет, постоянные битвы нервов и испытания выдержки в деловых кругах, отточенный в интригах ум). Пусть описание её физиологических нужд и не менее мерзкое, но к третьей книге она хотя бы начинает вызывать сочувствие (опять же благополучно уничтоженное Аберкромби в финале).

Главных героев старых книг здесь убирают со сцены намеренно унизительно и бессмысленно, словно писатель стремится извиниться за то, что они вообще существовали в его прошлых книгах. Единственным светлым пятном всей трилогии становится Йонас Клевер, словно воплощающий в себе взрослый голос разума, вынужденный из-за этого постоянно попадать в передряги. Забыв лицо всего отца, Аберкромби в третьей книге утвердительно печатает список своих личных потерь. Потеря умения придумывать и описывать жесткие битвы. Потеря умения высекать своих персонажей из камня, а не из наркотика или выделений организма. Потеря умения держать ритм и создавать тайну, раньше делая едва ли не шпионский роман, а теперь печатая мыльную вариацию любой революции. Он бьёт себя по лицу ладонью самоповторов, даже не пытаясь создать нечто оригинальное. И словно этого мало, в конце книги он оставляет многостраничный клиффхэнгер на будущую трилогию, словно расписываясь в собственной беспомощности. Да, здесь я, конечно, опозорился с тремя книгами, но дальше, ребята. Дальше —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
всемогущий злой и спокойный воин, который наверняка окажется сыном Логана, всемогущая злая финансистка Хильди, всемогущий злой Байяз проснется от спячки и появится больше, чем на несколько абзацев, да вот, я вам даже самого Логана Девятипалого, выходящего из океанских вод верну, его там наверняка где-то в Дальних Землях омолодят, вы только обязательно верьте и ждите и всё будет

Оценка: 4
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

“Честности нет на земле...»

Впечатляющее завершение трилогии «Эпоха безумия». Как всегда у Аберкромби:

1) великолепные батальные сцены. Здесь их не так много, но уровень одного из лучших писателей-баталистов современного фэнтези Аберкромби держит.

2) неожиданные, но логичные сюжетные повороты. Еще одна знаковая черта Аберкромби. Книга завершается несколькими впечатляющими поворотами, которые меняют картину произошедшего с ног на голову, но при этом, когда начинаешь задумываться, то внезапно понимаешь, что хлебные крошки и подсказки были раскиданы по всей книге.

3) неожиданная, но обоснованная трансформация героев. Герои по ходу книги меняются до неузнаваемости, но при этом всё логично, всё обоснованно. Все изменения характеров обоснованы произошедшими с ними событиями, и не вызывают ощущения притянутых.

Однозначно великолепное завершение великолепной трилогии.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поскольку, Аберкромби можно смело назвать мастером персонажей, то именно с них я и начну свой отзыв. Думаю, что в объёмности героев усомнится попрежнему сложно, но вот некоторые трансформации, с ними происходящие, вызывают определённые вопросы. В предыдущей книге лидером перевоплощения стала Савин, превратившаяся, вдруг, из всем обеспеченной дамы в заговорщицу, мужественно перенесшую все тягости военных походов в беременном состоянии. И если, в данном случае, затмение логики персонажа можно оправдать амбициями, то в становление Лео дан Брока (в «Мудрости толпы») верится с трудом. Ранее я хвалил автора за умелое описание этого недалёкого персонажа и за те закономерные эмоции, которые он вызвал у читателей, но изменения его внутреннего мира в этой части истории меня, мягко говоря, удивили. Молодой лев, в первых двух книгах никакого отношения не имевший ни к ломателям, ни к сжигателям, даже не ведающий о существовании такого понятия, как «народ», вдруг, потерпев разгромное поражение, потеряв при этом руку и ногу, как по мановению волшебной палочки, умнеет, превращаясь из негодного полководца в мудрого политика, толкая в угоду сложившейся ситуации высокопарные речи о свободе, равенстве и братстве. Добавьте к этому акцент на тупость его поведения ранее и абсурдность трансформации Молодого льва станет для вас очевидной. «Это будет битва другого рода. Вместо мечей — слова, вместо доспехов — идеи, вместо атак — речи.» Серьёзно? Вы поверили, что такие слова мог бы сказать истинный рубака, нечитающий книг и неспособный слышать других? А может вы поверили авторитетному автору, утверждающему что такое возможно? Лично я, поверил, но в единичном случае. И этот случай уже имел место быть с Глоктой. Так что, перед нами, скорее всего, самоповтор автора или обман читателей. Разве поверили вы, что слова: «Эта смесь хитрости, безжалостности, пылающего честолюбия и непрекращающейся боли была ей более чем знакома» относятся к человеку, потерпевшему поражение из-за нетрадиционной ревности к другу? Безжалостность и честолюбие — возможно, но откуда взялась хитрость, неужели у жены научился? Финал доказал, что — нет.

К вопросу о разногласиях читателей по поводу полноты или правильности революционных событий. Думаю, автор ни разу не пытался раскрыть нам их в полном объёме. Но вот описания атмосферы безумия и поступков толпы, ею «дышащей», получились у автора замечательно. Когда, одни под пафосные речи не совсем понимают что и как они делают, зато уверены, что поступают правильно, не только в своих интересах, но и в интересах всего социума, другие, пользуясь всеобщей суматохой, решают свои, зачастую, грязные проблемы. Когда, сначала бьют общих врагов, потом, друг друга. Когда, рушат старое, чтобы построить новое (которое совсем не обязательно построится). Автору веришь. Но, вместе с тем, зачастую, автор переступает черту, за которой его творение переходит в разряд исторической сатиры. Отсутствие здравомыслящих революционеров усугубляет обстановку, делая безумие не до конца драматичным. Автор намекает, что всех разумных повесили в первой книге, но это не делает картину Великой Перемены менее однобокой, когда раньше было не совсем хорошо, теперь же — совсем плохо. Таким образом, автор наступает на двое граблей одновременно — уменьшает градус драматизма (плохие бьют плохих, которых не жалко) и, взамен непредвзятости, обижает народ, высказывая весьма определённое мнение: «в Круге лордов (до перемен) размещалось возвышенное братство благородных людей, а не сборище кровожадного сброда». Усугубляя последнее фразами, типа: «изменническая, упадочная и подлая натура простонародья». Как будто к знати в романе такие эпитеты совсем не применимы. Словом, на страницах романа автор стебётся над «мудростью толпы», подменяя её более понятным и распространённым явлением — «стадного инстинкта». Чему дополнительное свидетельство — имя пастуха в финальных главах.

Многие читатели в очередной раз отметили нарушение автором традиций «тёмного» фэнтези. Странно слышать такие заявления. Можете считать меня чистоплюем, но что может быть «темнее» убийства или унижения одного человека другим из-за корыстных целей или просто так, забавы ради? Особенно, когда этим занимаются практически все вокруг. Или, может быть, предательство, сидящее здесь во главе стола, затянувшее по уши чуть ли не каждого персонажа, является для вас добродетелью, присущей положительным фэнтезийным героям? Или, среди имён: Лео, Савин, Пайк, Вик, Огарок, Кальдер, Рикке, Клевер, Судья, Ишер, есть хоть одно претендующее на честь или порядочность. Или, по-вашему, смерть троих из трёх относительно-положительных персонажей может непристойно «осветлить» произведение? Нет, не мир цвета радуги или феминизация испортили произведение, а предательство, возведённое в культ. Скажу более, видя требования некоторых читателей повысить градус кровавости, понимаешь, почему мир переворачивается не лучшим образом, а вопрос, заданный горе-полководцем: «какая польза в прогрессе, если его нельзя превратить в оружие?» уже не кажется странным и всё упорнее заставляет задуматься о том, что добро должно быть с кулаками.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

То ради чего читаешь фэнтези, у Аберкромби — этого нет. У него — другое, черт-знает-что-это, но оторваться не можешь.

Да, в этом цикле герои помельче чем в «Первом Законе», но по сравнению с Логаном — все герои помельче.

Да, много женщин, а все мужские гг — неудачники. Но Аберкромби пишет так, что это не вызывает не удивления , ни напряжения.

Если бы я не читал эту книжку летом 2022, то оценку не поставил бы выше 8. Но я прочитал книжку в это странное время, и погружаясь в Великую Перемену — я задумывался и о жизни людей в Революции 1917г и о текущем моменте.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Два предыдущих тома по семьсот с лишним страниц я проглотил очень быстро по своим меркам, но в середине «Мудрости толпы» неожиданно забуксовал. Джо Аберкромби, сохранявший до этого момента нейтралитет по отношению к сторонам своего собственного художественного конфликта, вдруг начал проявлять очевидные симпатии к роялистам и увлекся описанием зверств революционеров явно сильнее, чем нужно было. Те, кто у него раньше был честным народом, превратились в отвратительную красномордую грязнорукую массу без каких-либо принципов и идеологии. Они с восторгом крушат все достижения архитектуры и искусства, хватают за тонкие белые ручки несчастных роялистов, насилуют их, пытают и убивают, между делом совокупляясь и заливаясь спиртным в инфернальном экстазе прямо посреди улиц. Все это описано прямо как какое-нибудь нашествие демонов из преисподней. Где все нормальные люди? Только на одной стороне? Куда пропала объективность?

Я ни в коем случае не фанат социалистических революций, но меня не отпускает мысль, что именно такими британец до мозга костей с аристократичной фамилией Аберкромби видит страны и народы, которые служили прототипами этих событий в реальной жизни. Потрудившись поначалу справедливо обозначить идеологические конфликты, объяснить мотивацию и показать разные точки зрения, в финальном томе автор будто сцепил зубы и, продирая от ярости дыры пером в пергаменте, превратил не симпатичную ему сторону в карикатурных уродов. К тому же, это не просто типичный «народ» в плохом смысле слова. В духе актуального в «прогрессивных» кругах двоемыслия автор еще и наделяет этот народ совершенно не характерными ему качествами, такими как ненависть к небелым расам, угнетение женщин и прочих меньшинств. То есть у нас тут как бы очевидная социалистическая революция, но при этом нацизм, шовинизм и прочие –измы. Буквально все хорошее против всего плохого. Зачет по всем дисциплинам «прогрессивной» этики. На истину, конечно же, не претендую. Просто домыслы.

Теперь подробнее о сюжете и персонажах:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
О том, что Зури – агент с юга, догадаться было не трудно.

Аберкромби намекал на это в течение всей трилогии, причем гораздо более тонко и изящно, чем о наклонностях Лео дан Брока. Только о масштабах ее «полномочий» стало ясно только ближе к финалу. Как и все читавшие «Первый Закон», я с самого начала новой заварушки ждал, когда же вмешается Байяз. Все, что он так долго строил, рушилось на глазах, а он мог только недовольно пыхтеть, когда какая-то вошь Рикке смеялась ему в лицо. Почему? Ему явно противостояла какая-то незримая сила, причем очень могущественная. Что это может быть за сила? Очевиднее некуда — ответ написан прямо в перечне действующих лиц в конце каждого тома:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Пророк Кхалюль – прежде Второй из магов, а теперь заклятый враг Байяза. По слухам, был убит демоном, что повергло весь Юг в хаос.»

Развешанные по стенам ружья у Аберкромби стреляют почти без осечек, поэтому можно было быть уверенным, что все таинственно пропавшие обязательно появятся в нужный момент.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В эту же формулу прекрасно вписывается и Глокта, но вот тут я уже удивился по-настоящему. Мотивация у него весьма спорная. Для начала, куда подевалась личная ненависть к гуркам, которые превратили его жизнь в боль? Невероятное возвышение общего блага над личным? Допустим. Но променять Байяза на Кхалюля? Того, кем небезосновательно пугают детей, того, кто собственную территорию утопил в крови? Этого я понять никак не могу. Если замысел в том, чтобы прекратить глобальную войну магов, сдав Союз Кхалюлю, то тут тоже мимо. Байяз ведь никуда не делся. Он начал готовиться к контратаке, еще до того, как проиграл эту битву. Таким образом, Глокта ценой тысяч загубленных жизней купил одно поколение сомнительного мира. Так себе сделка. Тезис «худой мир хуже доброй войны» уже не кажется таким абсурдным. Возможно Кхалюль действительно мертв, а Глокта заключил сделку с его преемниками, но доподлинно это неизвестно, и в таком случае перспективы Союза еще более туманны.

Савин и Лео оказались ровно там, где должны были. Испытания, выпавшие на их долю, оставили шрамы на их телах и душах. Они стали жестче, расчетливее, опаснее, но по большому счету все равно остались самими собой — властолюбивой интриганкой и напыщенным закомплексованным дураком, ведь от себя не уйдешь. Жизнь дала им немного опыта, но не смогла изменить их суть.

Линия Броуда так никуда и не развилась, потому что развивать то оказалось некого. Не все персонажи способны вершить судьбы, чья-то роль – делать, что скажут. Его ткнули в этот факт носом довольно жестоко, но вполне справедливо. Все как жизни, не придерешься.

А вот за Вик я порадовался. Она нашла в себе силы вырваться из порочного круга и решила, наконец, пойти своим путем.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Предложение Глокты начать манипулировать другими вместо того, чтобы самой быть марионеткой – и есть манипуляция. Хорошо, что она это вовремя поняла.

Приятно было наблюдать за нормальным сильным женским персонажем, а не за обиженным недоразумением с Севера.

Теперь об обиженных недоразумениях. По какой причине весь Север начал плясать на задних лапках перед Рикке — мне неведомо. Целые армии седых ветеранов, которые испокон веков привыкли на круге решать, кто из них будет главным, вдруг измельчали настолько, что решили беспрекословно подчиниться истеричной малолетке, которая пригрозила им каким-то незримым колдовством. Никто не усомнился? Даже не попытался бросить вызов? Да там должна была выстроится целая очередь из желающих! А если бы даже величины, способной подавить всех, не нашлось, то Север бы просто безнадежно раздробился. Этим правилам жизни Севера нас учил сам автор в «Первом Законе». Никакой Долгий взгляд бы тут не помог. В лучшем случае Рикке светило бы звание придворной ведьмы. Откровенно мерзкий персонаж, рассекавший по волнам сюжета исключительно по прихоти автора, вопреки здравому смыслу и правилам собственного мира. Вся «северная» арка была довольно скучной, после «Первого Закона» — просто детский сад.

Ну и, наконец, Орсо. Лучший персонаж трилогии. Единственный, кто не «сделал свое сердце каменным». Не имея могучей силы, реальной власти, таланта к предательствам, магических способностей, настоящей семьи и друзей, он всегда оставался человеком. Будучи в безнадежном положении, не падал духом и вдохновлял окружающих. Не оставлял надежды и делал все, что мог, но обстоятельства давили на него с просто чудовищной силой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Трагичная судьба, но надо признать, что финал был безупречен с точки зрения драматургии и логики повествования. Иного выхода не было. Мне кажется, что Аберкромби самому было жаль Орсо, чувствовалось, что он тоже любил этого персонажа. Уж очень тонко и с душой он его прописал.

Перечитав написанное, я понял, что отзыв выглядит негативным и диссонирует с оценкой. Дело в том, что чем сильнее произведение, тем больше мне хочется в нем копаться, искать изъяны и скрытые смыслы, анализировать, думать. Порой это выливается в домыслы, а негатива кажется больше, чем его есть на самом деле. Ведь бить лежачего – не очень интересно, а «Эпоха Безумия» — это объективно сильная вещь. Чтение идет легко, вызывает множество разных эмоций, иногда противоречивых. Интересно, что, имея в наличии закат магии и борьбу за трон на главном плане, трилогия абсолютно не вызывает ассоциаций с «Игрой престолов». Наверное, это и есть авторский стиль. То, что у Аберкромби он есть – я не сомневался, просто в отличии от вполне классического фэнтези «Первого Закона», в «Эпохе Безумия» автор пошел дальше и начал щекотать нервы читателю, выгонять его из зоны комфорта спорными персонажами и новой этикой. Когда за этими вещами не стоит крепкой истории, получается мрак, но тут явно не тот случай. Можно выбросить новую трилогию в топку и молиться на старые каноны, а можно воспринять ее как своеобразную проверку на открытость мышления. Каждому свое.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая лучшая часть трилогии. Первое что отличает ее от первых двух книг, так это то, что тут нет провисаний. В первых книгах из объема в 700 с хвостиком страниц в

каждом томе, можно выкинуть страниц 200 и ничего не потерять. Лишние они там были. а в данном романе все на своих местах. Что радует несказанно. Второе. Событий тут заметно больше. И написаны они хорошо. И что особо вызвало во мне интерес, так это то что революция показана классно. Продуманно. Автор описал то как она повлияла на жизнь всех слоев общества. Третье. Последние 200 страниц. Именно они сделали эту книгу самой классной из трёх. Это прям тот старый Аберкромби, которого я так люблю читать. Четвертое. Образ Лео. Мне кажется автор не стал делать из него нового Глокту, а сделал пародию на него. Это хорошо видно на примере того, как его Савин загнала в угол во время их последнего диалога в круге лордов. Это именно пародия а не копия. Лео — вроде и всемогущ но в тоже время и нет, вроде калека но в тоже время и не совсем такой как Глокта. Очень логичное завершение линии Орсо получилось. Инквизитор Тойфель удивила. Она одна из всех героев, кто меня приятно удивил. В том смысле, что завершение ее сюжетной линии довольно нестандартно для персонажей поздобного рода. Ну а финальный твист Глокты с по следующей схваткой ученика мага с едоками вообще улет. В общем, я крайне доволен этой книгой. 10/10

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завершающий роман трилогии остался на том же уровне что и весь цикл. Динамика событий высокая, а смысловая нагрузка низкая. Глупые герои плетут странные интриги против глупых врагов, побеждает тот кому автор выдал больше кроплёных карт. Некоторые главы выглядят лишними, а сюжетные линии частенько ведут из ниоткуда в никуда.

Но читать интересно, даже несмотря на предсказуемые повороты. Выводы банальны: война и революция плохо, сильные женщины везде побеждают.

Книга неплоха, но сильно проигрывает прошлой трилогии.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достойное завершение трилогии. После довольно спокойных (ну относительно спокойных, конечно) первых двух книг, были у меня некоторые опасения. Но автор ещё раз доказал, что он умеет заканчивать истории и выдавать напряженные финалы.

Здесь наконец в полной мере видно что-то новое. Автор последовательно проводит своих героев через горнила революции, стремительно скатывающейся от подобия умеренности к полнейшему безумию. Очень быстрая смена формаций, если так подумать — всего на одну зиму выпало столько изменений и испытаний. Ну что ж, авторские финалы никогда нельзя было упрекнуть в недостатке динамики.

Получилось в полной мере масштабное полотно, которое дало ответы на все загаданные загадки, до самого конца раскрыло задействованных персонажей, в очередной раз в равной степени позволило огорчаться поражениям одних, радоваться победам других, а потом в фирменном стиле оборачивать победу чем-то куда более сложным и менее однозначным. И особое мое восхищение раскрытию личности главного кукловода произошедших событий — есть всё же в этом своя кармическая справедливость.

По сути перед нами завершение ещё одного раунда бесконечной истории. Есть победители, проигравшие, жертвы и те, для кого вообще ничего не изменилось. Есть законченный локальный сюжет и обещание новых реваншей в будущем. Есть старые и новые герои, наконец занявшие предназначенные для них места. Есть предвестие новых перемен. И всё вместе это просто прекрасная, увлекательная, масштабная история.

Принесла ли эта трилогия что-то новое в известный ранее мир? Да, безусловно. Появились ли в ней персонажи, чьи образы сопоставимы с легендами прошлых книг? На протяжении начала и середины новой истории у меня оставались на этот счет сомнения, третья книга их развеяла. Есть ли в новой истории масштаб и связь с прошлыми историями? Самая прямая и весьма впечатляющая — когда все кирпичики становятся на свое место.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх