Марина и Сергей Дяченко «Последний Дон Кихот»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Вторичный литературный мир | Наш мир (Земля) (Европа )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
- Дон-Кихот в сумасшедшем доме, — сказал он с тяжелой усмешкой. — Нет, Самсон... ты не беспокойся. Сумасшедший Дон-Кихот больше не выйдет на дорогу. Дон-Кихот — не безумец, как принято считать! Нет, кто угодно, но только не безумец. Я обещаю тебе... Если я почувствую... если я пойму, что это все... я сам себя успокою. Мне больше нечего терять... Как глупо — прямо перед двадцать восьмым... Самсон... Может, еще обойдется? А, Самсон?
Карраско ушел, поджав губы и качая головой. На столе осталась целая гора ядовито-ярких капсул.
Входит в:
Награды и премии:
лауреат |
Бронзовая Улитка, 2001 // Средняя форма | |
лауреат |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2009 // Зарубежный рассказ года |
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 2001 // Средняя форма (повесть) |
- /языки:
- русский (4), испанский (1), украинский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (6), периодика (1)
- /перевод:
- А. Миронова Щаснович (1), И. Чапля (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 28 августа 2019 г.
Ну, что... Отторжения — не вызвало. Спорить о том, фантастика это или нет — тоже, как бы, нецелесообразно, в силу того же благоприятного — в целом — впечатления. А вот вопрос «рекомендовать — НЕ рекомендовать» — тут несколько сложнее.
Конкретика фактологии текста — в предыдущих двух-трех отзывах, полная (я бы даже сказал — избыточная). Но добавить, все же, есть что: своеобразная, именно «фантастическая», форма — с полным пренебрежением к условностям. Не просто «неопределенные» время и место, а именно «невозможные в действительности», то бишь — почти полностью абстрактные, нарочито театральные.
Вот, видимо, «в аспекте театрализованного действа» сей текст воспринимать целесообразнее всего. Радиоспектакль — была бы идеальная форма. К тому же текст представляет собой почти что один сплошной диалог, с редкими вкраплениями монологов. Да, видимо так. Вот уже «просто прочесть» — будет много хуже в части восприятия.
Но главное в этом тексте — ЕСТЬ: грамотно построенные и литературно оконтуренные фразы, которые резонируют и с мозгами и душой, оставляя после себя Желание Подумать о Сказанном.
Вот такое кино
ksu12, 18 декабря 2013 г.
Дон Кихот — это надежда человечества. Даже сумасшедший он просто обязан быть в этом мире. Повесть о потомке того легендарного Дона Кихота, о котором писал Сервантес. Повесть о его разочарованиях, надежде , вере в Ритуал ( в поход надо выйти 28 июля во всем обмундировании и обязательно рядом должен быть верный Санчо Панса), о крушении иллюзий. Его жена — прообраз Дульсинее. Меня удивили те метаморфозы , которые происходили со всеми героями повести ,метаморфозы в сознании, метаморфозы в судьбе. Удивительно поэтичный открытый финал. И главная ключевая мысль повести: « ... Пусть наш мир невозможно изменить к лучшему... но если мы не попытаемся этого сделать, мы недостойны и этого , несовершенного, мира! А пока Дон Кихот идет по дороге... есть надежда!» Как этой мысли нам часто не хватает в жизни, когда мы думаем, что от нас ничего не зависит, что изменить ничего нельзя, и ничего не делаем. А ведь как нужно, как правило ,хотя бы попробовать что- то сделать, ведь глыбы двигаются , и вода камень точит.
Замечательная повесть, так и видится на сцене театра. Дяченко , как всегда, на высоте! Спасибо за мысли, которые эти писатели несут миру, писательство, хорошее писательство — это ведь тоже донкихотство!
ivan2543, 25 марта 2011 г.
Марина и Сергей Дяченко вслед за многими авторами обращаются к одному из наиболее значимых образов мировой литературы – Рыцарю Печального Образа. Вечные сюжеты – вещь противоречивая. С одной стороны, строить на них новое произведение несложно, но есть большой риск – скатиться в банальность, не принеся ничего нового. К счастью, эту опасность авторы преодолели с честью.
Оказывается, Алонсо Кихано породил целую традицию. С тех пор каждый его потомок, чтобы считаться достойным своих предков, должен был совершить путешествия и подвиги. Находились, конечно и отступники, но о них старались не вспоминать. И вот – последний Дон Кихот, которого зовут так же, как и основателя традиции. У него нет наследников, и, скорее всего, он действительно последний, кто отправится совершать подвиги во имя справедливости.
Дяченко окончательно убрали из образа Рыцаря Печального Образа пародийную составляющую. По семейным преданиям Алонсо вовсе не был пафосным безумцем – он предстает в них смелым и веселым бескорыстным авантюристом наподобие «того самого» Мюнгхаузена. Его безумие – не причина, а маска, оправдание поступков, не вписывающихся в представления окружающих.
Последнего Дона Кихота многие пытаются остановить. По разным причинам, с разными целями – но понимая, что это удачная возможность уничтожить традицию. И современный Алонсо Кихано – совсем не таков, как его славный предок. Он постоянно мечется, сомневается, хоть и не показывает этого внешне.
Потому, что должен быть хоть кто-то, кто будет действовать, пока остальные будут думать и рассчитывать, утешая себя абстрактной этикой. Потому, что в мире должен быть кто-то, кто не утруждая себя вопросами методов и идеологий будет бороться за Справедливость. Потому, что в мире всегда должен быть хотя бы один Дон Кихот.
Итог: замечательная постмодернистская пьеса, основанная на величайшем образе мировой литературы.
ДИР, 24 октября 2010 г.
Это такая книга, где практически нет описания или действий. Там диалоги и монологи. Там размышления и опять диалоги. Здорово написано. Местами чем-то схоже с «Домом, который построил Свифт». Не словами, настроением. И тем, что должно произойти непременно, но происходит совсем не так.
А если вдуматься, что там происходит?
Вот, есть последний в роду Кихано — Алонсо, кстати, как и его знаменитый пра-пра-дед. И он готовится выступить на защиту добра. Потому что каждый раз одного и того же числа из ворот должен выехать Дон-Кихот на Россинанте, а рядом должен трусить на осле хитрый толстяк Санчо Панса. Вот и Санчо прибыл... У них тоже это в роду — быть рядом с Дон-Кихотом. Какой бы он там ни был: сумасшедший, больной, фанатичный, предатель, изменник, трус...
А у Алонсо есть жена. Его любимая жена... Не Дульсинея, совсем нет.
Что она делает?
Она предает веру мужа и мечту мужа. Она через других людей, за деньги, чуть не доводит его до полного сумасшествия. Она останавливает его на пороге, буквально ломая внутренний стержень, превращая последнего Дон-Кихота в тряпку, в ничто.
А потом сама становится Дон-Кихотом, напяливая доспехи и усаживаясь на коня. И Санчо бросает своего господина и спешит за ней...
Страшно-то как!
Это не просто так в скуке перелистывать Это — думать.
amak2508, 4 июля 2009 г.
Очень серьезно, очень умно, несомненно талантливо, но... итогом этой неординарной повести оказывается лишь то, что известно и так — люди спорили, спорят и будут спорить на тему Дон Кихота и донкихотства вечно. Всегда будут его сторонники и его противники. Хотя для каждого очевидно, что без Дон Кихота наш мир был бы немножечко серее, немножечко скушнее, немножечко прагматичнее...
О повести. Что понравилось — вещь по-настоящему интересна, хотя при этом откровенно «камерный» сюжет ( все-таки почти пьеса) делает ее однообразно-скучноватой и читать всю повесть без перерывов трудно. Что смутило — во-первых шекспировские страсти по поводу отъезда Дон Кихота в наш прагматичный век кажутся искусственно неколько раздутыми, ну, а во-вторых —
Оценка между 7 и 8.
Yazewa, 2 сентября 2009 г.
Очень хорошая, ярко психологическая работа. Форма пьесы, на мой вкус, добавляет прелести этому произведению: читатель получает полную свободу в создании образов героев, а замечательно написанные диалоги предоставляют для этого массу возможностей. Такие вещи можно (и стоит) перечитывать многажды; восприятие наверняка будет меняться, а это очень интересно!
gafiator, 19 октября 2007 г.
Жесткая притча о вечном конфликте между желанием помочь окружающим и спрятаться в личном коконе от чужих проблем,между альтруизмом и эгоизмом.Но ведь кто-то должен выйти на дорогу.Дон Кихот просто дожен быть,иначе мир рассыплется в прах...
viv, 4 декабря 2007 г.
Да, кто-то должен! И если мужики перевелись, образ Дон Кихота поднимут женщины! Без донкихотства рухнет мир!
Kairan, 29 декабря 2006 г.
Конечно, ситуация создана искусственно. И, конечно, это не рассказ и не повесть, а скорее пьеса. Может быть, в формате пьесы она и читалась бы по-другому, и донкихотство как семейная традиция, и переживания из-за отъезда очередного Дон Кихота казались бы в порядке вещей? Трудно сказать. Скажу лишь, что финал с отъездом Альдонсы после всего, что произошло, кажется надуманным.
kastor, 17 декабря 2006 г.
Еще один Дон Кихот. Мучающий окружающих, измученный и сломленный. Абсолютно неожиданный конец. И необычный. Альдонса в латах, с копьем и на Россинанте? Но ведь кто-то должен...
SoN, 12 мая 2007 г.
Кого только из героев-мужчин дикая современная авторская фантазия не представляла как...женщин..:)
В основном в кино, но в роли женщин уже были: Д'Артаньян, Гамлет, Шерлок Холмс, Дон Жуан(!) и мн. др.
Теперь вот и Дон Кихот тож... Это ж какой-то воинствующий фэминизм :))
Обвиняя Слабость в каждом крике,
мчусь с копьем; и крыльями машу.
И у всех, кто кротки и безлики,
злобы и прощения прошу...