Дэвид Брин «Глина»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Философское | С множеством интриг
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Клоны и клонирование
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Аннотация Дэвида Брина:
Название моего нового романа — самой необычной вещи, которую я создал за долгие годы — “Kiln People” (“Люди из печи”).
Возьмите понятие големов — временных людей из глины (не клонов!) — и теперь вообразите ближайшее будущее, когда создавать их сможет каждый. С помощью “домашнего копировального устройства” вы дублируете ваши воспоминания — возможно даже подлинный отпечаток вашей души — и на выходе получаете дубликат, готовый исполнять ваши поручения, посещать ваши занятия или делать за вас тяжелую работу. Затем, в конце дня, вы сгружаете себе воспоминания голема.
Как гражданин этого ближайшего будущего, вы дублировали себя невообразимо огромное количество раз и и принимаете как должное то, что бываете порой оригиналом, а порой копией. вы распараллеливаете свою жизнь, посылая дорогих “големов изучения” в библиотеки, в то время как дешевые модели прибирают в доме, а ваше подлинное тело тренируется в спортзале. Две трети населения Земли составляют временные копии, сделанные из глины. Люди, кажется, даже приспособились к этому новому образу жизни, но потом...
Входит в:
— цикл «Глина»
Номинации на премии:
номинант |
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2003 // Роман | |
номинант |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2003 // Лучший НФ-роман. 2-е место | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2003 // Роман | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第39回 (2008) // Переводной роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
primorec, 14 марта 2016 г.
Глина — удивительная субстанция. Прах, в который время превращает горные породы и органику, способный миллиарды лет ждать своего часа, оживая, когда на него прольется капля животворящей влаги. То твердый, то хрупкий, то пластичный, то текучий. Изменчивый и неизменный.
Это было настоящим чудом — первые вылепленные горшки, тарелки и фигурки зверей, людей и даже богов, в которые фантазия человека вдохнула жизнь. Пальцы мяли комок глины, обретая подобную ей мягкость и пластичность, мысли в это время витали где-то в потусторонних мирах, рождая в разуме пугающие по смелости концепции и идеи, навечно соединяя в единое целое человека, богов и... технологии. И недаром Брин выбирает именно Глину в качестве основы для этого непростого разговора о человечестве в целом и человеке как личности, о Творцах и их творениях, о технологиях, несущих и благо, и зло одновременно.
В мире Глины основу экономики и социальных отношений составляет технология копирования личности в специальные, производимые на фабриках «глиняные» заготовки. Можно поместить сознание в самые разные и причудливые тела, усилить одни качества и убрать другие. Можно послать такую копию заниматься нелюбимой работой или домашним хозяйством, можно сделать ее поумнее — и отправить выучить предмет, который не дается тебе самому. Можно отправить в опасное место или даже на войну. Можно заниматься десятками дел сразу и совершить разные глупости или даже преступления, ведь фантазия людей безгранична, особенно если не надо рисковать жизнью, здоровьем или свободой. Но главное: эти копии «живут» строго определенное время и затем самоуничтожаются, перегружая полученные знания и впечатления в разум своего оригинала.
Странный мир, в котором человечество освободилось от рутины, но дружно направило свои усилия не на творчество или постижение себя и Вселенной, а кинулось удовлетворять свои самые низменные желания. Доступно, возможно и оправдано все: наркотики, извращения, преступления, война. Ведь оригиналы не умирают и не страдают, не совершают лично преступлений: все делают копии, куклы, Глина.
В основе сюжета- очень запутанная история расследования детектива Альберта Морриса нарушений применения этой технологии. Причем сама личность детектива, Гончара, способного «одушевлять» свои копии , едва ли не более интересна, чем действие со стрельбой и погонями.
В романе много разных действующих лиц — реальных людей и их копий, которые смотрят на одни и те же события под разными углами. Легким такое чтение не назовешь: приходится внимательно относиться к деталям, чтобы понять, кто скрывается за маской — реальный человек или его копия, постоянно «держать в уме» множество фактов или возвращаться назад, чтобы сравнить впечатления разных героев.
И, конечно, как всегда у Брина — огромное количество идей и проблем. О путях эволюции страдающего страхами перед миром, раба собственных мелких страстей Творения к- свободному и ответственному Творцу, одному из главных элементов Вселенной. О свободе личности, тайнах человеческого сознания и наполнении жизни смыслом. О Боге, вере и взаимоотношениях с Создателем(с моей атеистической точки зрения — самые спорные идеи), о морали и этике, их роли в развитии социума и изменениях в зависимости от развития общества( есть не менее спорные вещи, особенно по части границ, которые можно или нельзя переходить).
И опять о технологиях, которые всегда имеют две стороны. К этой проблеме Брин в романе возвращается снова и снова. И тут с многими доводами трудно не согласиться: каждый раз, когда изобретается нечто эпохальное, одна часть человечества, и чаще меньшая, с энтузиазмом кидается применять открытие для улучшения и облегчения жизни, продвижения прогресса и новых, еще более впечатляющих, изобретений. Другая же часть, и, как правило, большая, все силы направляет на удовлетворение собственных мелких страстей, грязных наклонностей и эгоистичных желаний. Да так, что невольно думаешь, что вот жили без этого «прорыва» и жили бы дальше...
Вообще, можно ли контролировать процесс проявления негативных последствий технологий? Брин видит выход в гласности и общественном контроле за их применением. Рецепт хорошо известный, давно применяемый, но чаще — безрезультатный. И в который я не верю, поскольку люди — такие, как есть, по большей части, эгоистичные и не любящие загружать свой мозг отвлеченными проблемами. Потому руки, в которые попадают технологии, каждый раз оказываются «не те». Наверное, выход в другом: перестать быть податливой Глиной, из которой все, кому не лень, лепят, что захотят, а становиться разумными Гончарами, которые сами творят свои жизни. Но это уже чистая фантастика.
Nog, 20 декабря 2013 г.
Для любителей научной фантастики имя Дэвида Брина вряд ли нуждается в представлении — неоднократный лауреат самых престижных жанровых премий, автор одного из лучших НФ-циклов последних десятилетий прошлого века, «Саги о Возвышении», наконец, участник «Трёх Б» — пусть и не столь прославленной троицы писателей-фантастов, как «Большая тройка» Азимов-Кларк-Хайнлайн, но всё же это тоже своего рода знак качества. В России Брина издавали тоже достаточно активно, хотя последняя новинка и датирована аж 2005 годом. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что и написал он с тех времён не так чтобы много. Той последней новинкой и был роман «Глина».
Человеческая цивилизация, описанная здесь, освоила очень и очень интересную и перспективную технологию — человек научился создавать свои собственные копии, созданные из некоего трудноопределимого вещества, которое там и называют «глиной», переносить в них собственный разум, воспоминания, даже создавать в них своего рода аналоги собственной души, и таким образом оживлять. Копии выполняют за человека любую полученную работу, причём у них есть даже своего рода специализация в зависимости от типа использованной «заготовки» — так, к примеру, «серые» двойники ориентированы на интеллектуальный труд и общение, «красные» — на внимательность и скорость реакции, а «зелёные» используются для простых физических работ. Сам же «оригинал», т.е. живой человек, может в то же время заниматься чем сам захочет, а в конце дня вернувшиеся дубликаты просто «сгружают» в его мозг воспоминания и впечатления от прошедшего дня. Таким образом фактически реализуется нередко встречающаяся у людей мечта об, условно говоря, «сутках из 48 часов», или, иначе говоря, о возможности раздвоиться, растроиться или рас-сколько-то-там-еще-иться и таким образом успеть сделать, увидеть и испытать всё, что нужно и что хочется.
Главный герой — детектив Альберт Моррис; надо сказать, что преступлений в новых условиях меньше не стало, но они теперь в целом менее тяжки, поскольку обращены преимущественно против этих самых двойников, или дитто, которые считаются не людьми, а вещами. Так что, скажем, убийство дитто — это не более чем порча собственности. Впрочем, расследовать их всё равно нужно, и Альберт неплохо справляется со своей работой. Настолько неплохо, что очередным клиентом его становится сам Эней Каолин — создатель и руководитель компании «Всемирные печи», крупнейшего изготовителя этих самых заготовок. Первая цель — отыскать пропавшего некоторое время назад партнёра и, скажем так, ведущего технолога компании. Буквально на следующий день его находят мёртвым, но дело, конечно, не оказывается закрытым после этого, наоборот, Моррис, а также сразу несколько его двойников оказываются впутаны в чрезвычайно масштабную и хитроумную интригу, разобраться в которой обычному человеку просто так не удастся.
Я вовсе не преувеличиваю — сюжет романа со временем стал жутко запутанным, и хотя Брин явно держал все нити в своих руках и вывел множество переплетающихся линий к единому финалу, мне в полной мере разобраться в них так и не удалось. Тем более что одним изначальным фантдопущением дело далеко не ограничилось; впрочем, будь это более привычный детектив-боевик, то несмотря на, безусловно, интересную идею, книга бы мало чем выделялась из массы прочих. Брин же занялся развитием этой темы, правда, скорее, в философском ключе, сопровождая запутанные приключения персонажей рассуждениями на тему копирования и раздвоения сознания, ответственности творца и его взаимоотношений с теми, кого он сотворил, и так далее. В общем, лёгкого чтения тут искать не приходится; оно, впрочем, и к лучшему. Роман Брина — редкий в последнее время в нашем книгоиздании образец научной фантастики в самом что ни на есть классическом виде, пронизанный верой в человеческий разум, науку и технологию. И число таких книг, похоже, лишь сокращается, так что те, что есть, становятся только ценнее.
duke, 17 апреля 2008 г.
Очень непросто оказалось подытожить свои впечатления от романа. И причиной тому — некоторое несоответствие между НФ составляющей (общий замысел и мироустройство «вселенной Големов») и литературной. Если первая заставила мою фантазию встрепенуться, то другая «часть», литературная, показалась мне весьма далекой от «изящества». С языком, вроде, все в порядке, с сюжетом (в целом) — тоже неплохо, но уж очень все «тяжеловесно» и как-то натужно. Куча разнообразнейших сюжетных линий, почти все персонажи плетут сложные многоходовые интриги. И на первый взгляд, несмотря на их обилие, Брин справляется. Но с очевидным трудом, а временами — просто неуклюже. И хотя в конце концов клубок интриг распутывается, уйма вопросов осталась без ответа. Вынужден констатировать, что пядей во лбу (для полного понимания происходящего) у меня не хватило. За НФ идеи поставил бы 9 (если не 10), а за «выразительность» — 5, вот так и получилась результирующая 7-ка.
ceh, 16 октября 2006 г.
Я «профессиональный читатель». И меня уже достаточно трудно удивить новой научно-фантастической идеей (хотя, в книгах, для меня главное совсем не это). Но Брину это удалось! Он создал своеобразный, оригинальный, противоречивый, и очень реалистичный мир. И ему удалось вдохнуть в него жизнь.
И все-таки это не только, и не столько научная фантастика, или фантастический детектив. Это философский роман. Роман о попытке стать Богом.
Такой и должна быть настоящая Научная Фантастика — философской, серьезной и увлекательной одновременно!
Bordz1, 11 июня 2023 г.
Странная, иногда жутковатая вселенная. Замечательные автомобильчики таджикского производства, мощная промышленность Либерии. 9 миллиардов населения, живущих, как короли, а половина Земли отравлена, каждый день возникают и исчезают в никуда 20 миллиардов дитто. Откуда ресурсы-то? Искусственные войны, ненастоящие извращения, придуманные преступления.
Полный набор штампов всех видов, треш на треше сидит и трешаком погоняет. Вообще, впечатление такое, что Брин просто издевался над читателем — потребителем масс-культуры. Детективная составляющая написана просто по кальке палп-фикшн — мировой заговор, сумасшедший профессор, страшные тайны, мороз по коже. Фантастическая составляющая того хуже. Логика повествования содержит дыры размером с небоскреб. Психология — вообще чистый ужас. Например, живые люди (не дитто) ведут себя, как будто они в компьютерной стрелялке, и в любой момент могут перезагрузиться. В общем, формально плохо всё.
Но вот что странно — мне читать было очень интересно. И задуматься есть над чем, за внешней карнавальной мишурой вполне интересные мысли. И перечитаю с удовольствием.
Такая вот тайна человеческого восприятия.
vam-1970, 25 мая 2023 г.
Номинант Хьюго 2003 года и других премий номинант.
В отзывах смотрю не сумели рассмотреть главный замысел автора — изучение души. Автор за ширмами скрыл главную идею, самое неизведанное на сей момент понятие- душа человека и что это и для чего. Это настолько редкий сюжет в литературе фантастики, что всегда относится к мистике как жанр. Наука это явление не исследует — то ли нет финансирования, то ли есть некий запрет.
Брин со всей его глобальностью тем смело взялся за тему покорения души и в своем описании замахнулся на мироздание, всю Вселенную, которая имеет свою глобальную душу. Это сильный роман!!! Подобного не встречал. А ширмы, за которыми автор скрыл основу, это во-первых , технология изготовления клонов, их социальный статус, и это у него получилось великолепно! Во-вторых, детективное расследование запутанной истории внутри семьи владельцев этой же технологии изготовления клонов, не совсем получилось, слишком запутанно, но напряженно. Видно, что автор не детективщик. Но это не главное.
Это настоящая философская интеллектуальная фантастика, да и детектив получился интеллектуальный. Меня этот роман восхитил.
inetstar, 19 июня 2017 г.
Книга толстая. Мир глиняных двойников описан интересно.
Автору следовало роман сделать покороче процентов на 40.
Написан он сложно, от нескольких ипостасей одного и того же лица.
Интриг множество, но когда каждая из них раскрывается, то за многими (кроме одной) стоят сюжетные штампы.
Персонажи интересные.
Конец и вправду сумбурный. Я так и не понял что там произошло, в последние 10 страниц
Автор явно хотел, чтобы его творение экранизаровали. Отсюда и множество сцен погони, боевые сцены.
В принципе для 10-20 серийного сериала материала достаточно.
Моя оценка 8/10.
GoldSwan, 12 ноября 2016 г.
Я очень долго продирался сквозь этот роман. Параллельно прочитал три других прежде чем закончил этот. И замысел необычно новый, и сюжет детективно-приключенческий и драйв сопутствует всей книге, а читалась, как по ухабам… Не знаю в чём причина, может во мне? Скорее всего — это «не моя» книга…
Присутствует:
+ свежий взгляд, на принцип создания искусственных двойников
= детективный сюжет
= сумасшедший профессор
Отсутствует:
= лёгкость восприятия книги в целом
Эдди, 17 января 2006 г.
Практика создания искусственных двойников – глиняных големов, живущих только 24 часа, а затем возвращающих накопленную за истекшие сутки информацию своему прототипу и владельцу, весьма разнообразит жизнь граждан. Работают за них, в основном, тоже големы. Так что реальным людям работы не хватает. Естественно тем, кто хочет работать. Остальные – развлекаются. У главного героя – частного детектива Альберта, работы хватает. Но и от дополнительной он не откажется...
Так начинается этот фантастический детектив. Оригинальная и перспективная идея, хорошо закрученный сюжет – все предвещало (ИМХО) очередной шедевр автора Саги о возвышении. К сожалению, к середине романа в сюжете начали набирать силу тенденции трансцендентальности и, даже, надмирности души главного героя. Что, по моему скромному мнению, начисто разрушило детективную основу сюжета.
Поставил 8 за действительно очень интересную разработку мира, более чем наполовину населенную глиняными двойниками.
MarchingCat, 4 августа 2016 г.
Крайне сырой роман с точки зрения различных наук, но очень интересный, увлекательный как детектив.
С точки зрения наук — да даже на поверхности масса претензий. Вдумайтесь. Создание копий на один день. Если бы речь шла только о более или менее богатых людях — ещё ладно. Но в романе Брин пишет о данной практике как о норме для почти каждого жителя (ну кроме ряда неудачников, у кого копии не получались)... То есть купить домой печь для клонов, покупать заготовки (подчёркиваю, суточные!), а затем их платная утилизация (это упоминается в романе) — дешевле чем, дневная (ну пусть суточная) зарплата простого рабочего на фабрике, рядового полицейского? И не просто дешевле, а гораздо дешевле, их зарплаты хватает на окупаемость плюс на жизнь оригинала? Не верю. Вот хоть убей, не верю.
Но это не всё, далеко не всё. Копия есть копия. В неё загружается память и навыки оригинала. То есть ребёнок должен-таки получить ПРОФЕССИЮ, по которой будет работать его копия. Где это в романе? Напомню, в книге — уже устоявшийся социум. Это не нововведение, что вчера кто сам стоял у станка теперь туда клонов отправил. Так откуда в обществе бездельников все бездельники обладают профессиями чтобы отправлять свои копии на ежедневные заработки? В школах копии учили копии которые приходя домой передавали знания оригиналу...? Шибко оптимистичная схема, сырая утопия, не выдерживающая никакого вдумчивого подхода с точки зрения социологии и психологии.
Далее. Сам социум. По книге у автора население Земли 9 миллиардов.... Вот даже боюсь спросить — А ГДЕ ОНИ ВСЕ? По улицам копии снуют. Архи, живые люди, по кафешкам на считанных улицах где живые любят бродить. ГДЕ ЭТИ 9 МИЛЛИАРДОВ? О мелочах, вроде безбашенных и морально (психологически) бессмертных юнцов-подростков, которые должны тусить в подворотнях, хулиганить и всё такое прочее, я уж вообще молчу.... У Брина в романе общество из очень ограниченного числа живых людей, наводнивших всё своими копиями. Указанное количество населения просто противоречит тому, что мы видим при чтении.
Даже когда логические дыры всплывают в космооперах — глаза режет. А уж когда в таком вот романе с претензией на обустройство новой модели социума, с элементами футуристики... В общем, неправильно это. Брину следовало внимательно того же Азимова почитать в смысле примера по вписыванию элементов будущего в социум (именно Азимова я привёл по ближайшей аналогии. Там роботы всяческие с интеллектом, тут копии. Но можно было бы и других авторов назвать.). Кстати, об интеллекте. Ещё одно предельно слабое место. Копия сознания человека. То есть дубликат осознаёт себя человеком. Но в романе почти все эти дубликаты с каким-то редкостным фатализмом относятся к тому что они скоро умрут (ну и что, что память скопируется. именно они-то умрут, именно так работает сознание человека). И не просто с фатализмом, а ещё и с рабским трудоголизмом и фанатичной преданностью и любовью к оригиналу. Не верю! Это же нам роботов нарисовали у которых основа память чьей-то личности, но с кучей программных блокираторов и поведенческих предустановок. У автора даже «Френки» (Франкенштейны, сбойные копии) ведут себя как те же роботы просто с лёгким сбоем в программе. Вопрос самосознания копий как отдельных личностей всплывает в сюжете, но не как норма, а как нечто удивительное, как накопившаяся и проявившаяся проблема, в то время как этот вопрос должен быть в данной технологии вообще проблемой номер один изначально.
Хватит о грустном. Хотя можно было бы продолжать и продолжать от глобальных нестыковок до сюжетных мелочей. Я всё это расписал для объективности и для пояснения своих следующих слов: именно ввиду всего вышеназванного, я при чтении «быстренько» отрешился от частностей и читал роман как детектив на занимательном (в целом) фантастическом антураже. Без заморочек по части НФ и футуристики.
И вот как детектив — роман мне очень понравился. Пачка интриг, размноженные личности, волей случая и тех же интриг, рассматривающие ситуацию с разных сторон, приличная динамика — просто не позволяли оторваться при чтении.
С точки зрения науки, всё же, выделю понравившийся мне момент. Пусть и притянуто за уши, но всё же попытка научного объяснения души человека. Очень занимательно.
hexagen, 5 августа 2007 г.
После «Глины» стал преданным поклонником Брина. «Возвышение» ТАК не воодушевило. Рекомендую к прочтению...
жду продолжения.
ivanychh, 7 февраля 2016 г.
В целом все понравилось, тема не заезженная, сюжет не избит :) Развитие сюжета интересное и увлекательное.
Оценка 7 только за скомканный и не столь продуманный, как сам рассказ, конец.
skour, 13 января 2013 г.
Идея хорошая, начало хорошее.
Но автор постоянно противоречит сам себе, а про научность лучше вообще забыть. Големы сделаны то из «псевдоорганики», то из реальной глины. Причем этот материал каким-то чудом превращается в газ ровно через сутки. Импульс радиоволн виден невооруженным глазом и вдобавок сбивает твердые объекты. И так далее, и тому подобное.
Автор явно очень не дружил с физикой в школе. Ближе к концу все превращается в лютый, бешеный трэшак.
holyship, 6 марта 2020 г.
С одной стороны, один из самых оригинальных сеттингов из того, что я читал. С другой, невероятно сложно дочитать до конца. У меня получилось раза со 2-3.
Можно лишь поскорбить, что у автора не хватило терпения и мастерства чтобы сделать бесспорный шедевр. Получилось скорее развлекательное чтиво (да, очень качественное).
WiPiton, 18 ноября 2011 г.
Отличный детектив «фантастического допущения», мир логично построен вокруг него, сюжет захватывает и держит в напряжении, только надо малость приспособиться к структуре романа.
Ждем продолжения.