fantlab ru

Дэвид Брин «Звёздный прилив»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.97
Оценок:
833
Моя оценка:
-

подробнее

Звёздный прилив

Startide Rising

Роман, год; цикл «Возвышение»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 77
Аннотация:

Небольшое исследовательское судно с Земли становится объектом охоты военных флотов сразу нескольких мощных внеземных цивилизаций. Причина проста — земляне (кстати, экипаж корабля состоит в основном из дельфинов) случайно наткнулись в космосе на огромный брошенный флот, предположительно принадлежавший легендарным прародителям — первой разумной расе в галактиках, положившей начало Возвышению. Спасаясь от преследования, земляне прячутся на небольшой водной планете Китруп. Там они надеются исправить повреждения и попытаться снова скрыться от нападающих. Но перед экипажем возникают совершенно неожиданные проблемы, а сама планета, как оказалось, хранит немало важнейших тайн, значение которых невозможно переоценить...

© Nog

В произведение входит:


8.00 (2)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1984 // Роман

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1983 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1984 // Роман НФ

лауреат
Премия финского журнал "Портал" / Portti-palkinto, 1988 // Переводной роман / сборник (США)

Номинации на премии:


номинант
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1984 // Роман

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 1999 // Переводная книга НФ (CША)

Похожие произведения:

 

 


Звездный прилив
1995 г.
Звёздный прилив
1998 г.
Прыжок в солнце. Звездный прилив
2002 г.
Звездный прилив
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Сага о возвышении
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Startide Rising
1983 г.
(английский)
Uplift: The Complete Original Trilogy
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Попытка реанимации твердой научной фантастики, предпринятая в 1980-х годах 20 века, очень хорошо видна на показательном романе первоклассного американского фантаста Дэвида Брина. Ученый по образованию, Брин начал писать цикл «Возвышение» с 1980 года, и этот роман в цикле второй по порядку, а первым был «Прыжок в Солнце». Цикл повествует о далеком будущем человечества, которое наконец-то влилось в семью разумных космических рас. В системе рас существует строгая иерархия рас-патронов и рас, которые прошли так называемое Возвышение, то есть искусственный эволюционный скачок и обрели разум. Возвышенные расы со временем тоже становятся патронами и могут возвышать других, младших «партнеров». Так поступило и человечество, возвысив расу дельфинов и расу шимпанзе.

Завязка романа связана с обнаружением в космосе останков космического флота некой неизвестной древней разумной расы, которая могла бы быть прародительницей всех существующих ныне разумных. Секрет их технологии и цивилизации даст неоспоримое преимущество тем, кто их сохранит и разгадает первым. По воле судьбы, находку обнаружил экспедиционный звездолёт землян с дельфинами и шимпанзе на борту. Спасаясь от преследования других разумных, земляне прячутся на водной планете и попадают в ловушку, из которой поначалу нет выхода.

«Звездный прилив» — очень фактурный роман и ярче первого в цикле раскрывает особенности не только всего цикла автора, но и в целом манеры его письма.

Главная особенность романа – намеренная сложность. Брин не пытается упрощать текст, вводит специальный глоссарий для терминов, передает особенности психологии дельфинов и шимпа, их нечеловеческие аспекты, тщательно и достоверно описывает физические законы, технику, эффекты и различные процессы – как в отношении людей будущего, так и иных разумных рас. Показательны в этом плане эпизоды с адмиралами звездных флотов разных рас, где представления о чести, долге, благе значительно отличаются.

Получившееся текстовое полотно чрезвычайно насыщенно. Но есть и минусы. Повествование порой рваное, комканое, очень длинная экспозиция, которая хоть и создает первоклассную атмосферу, при прочих достоинствах давит на сюжет, делает происходящее статичным и создает впечатление ленивой возни вокруг потерпевшего крушение звездолета. К финалу динамика выправляется, но ощущение скованности остается до конца. И это, пожалуй, единственный недостаток произведения.

Что касается достоинств, блестяще выведена сама концепция Возвышения, которая носит уже не романтически-визионерский, а утилитарный характер. Да, высшая раса, оценивает риск и может счесть возвышение допустимым. Читается отношение к процессу как к разумной инвестиции, ведь раса-патрон получает затем дивиденды от опекаемых в виде служения в оговоренные сроки. И всплывающая проблема ответственности творца и его творения уходит в канву технических нюансов. Очень интересна оптика, в которой человечество рассматривается с позиции патрона, со всеми сопутствующими проблемами: приходится нести ответственность за младших возвышенных, а ведь у тех тоже есть свои мечты, цели, идеалы, отличные от человеческих. Сопутствующие эксцессы по этой теме в романе есть, что тоже весьма логично и ожидаемо: дали разум, ну так будьте готовы к форс-мажорам. И вот это разнообразие, эта пестрая сложность, поначалу трудно воспринимаемая, начинает играть после первой половины романа, выстраивая перед читателем динамичную картину будущего, где ведется очень серьезная Игра космического масштаба.

Очень удачно Брин вносит в текст вкрапления поэтики, типа дельфиньих хокку, которые позволяют погрузиться во внутренний мир этих прекрасных существ. Интересна метафора водной планеты и космоса; вода тоже космос, а значит, дельфины легко возвысились, предчувствуя космические пространства просто как еще один бескрайний океан, который станет им новым домом. Да, дельфины поразительным образам гораздо больше подходят для космоса чем люди, тело дельфина само немного похоже на космический корабль. Честно говоря, если посмотреть, увидим, что даже по структуре сюжета и линиям персонажей люди-то в романе отнесены на второй план. Они есть, они патроны, но – одни из, равные среди прочих.

И вот это выстраивание пространственных, поэтических биологических метафор, техническое и смысловое разнообразие придает роману Брина нужную глубину и красоту, за которые автор без сомнений может быть отнесен к мастерам и реаниматорам настоящей научной фантастики.

Оценка: 9
– [  36  ] +

Ссылка на сообщение ,

Посмотрела, что тут поколение некст пишет по Звездному приливу, и расстроилась. Рок-н-ролл мертв, а я еще нет; священные коровы съедены варварами, которые теперь жгут свои варварские костры на руинах и поют свои варварские песни про апокалипсис.

Священные коровы – это не про Брина; если кто не понял, сейчас я буду писать про последний Реннесанс 60х-80х(официальным его центром называется Сан-Франциско), который отразился в самой сердцевине твердой НФ культом человеческого разума и верой в человека.

История нашего поколения укладывается в путь, который мы прошли от этого культа до увлечения постапокалиптикой; причем прошли с ядерной прямо-таки скоростью, не успев даже понять, как и когда эйфория того периода сменилась разочарованием.

В этом смысле культовые книги восьмидесятых, в которых линия, заданная американской НФ почти сразу после хаоса послевоенных лет, развилась до своего апогея, обещая человечеству сложное, но прекрасное и насыщенное будущее, имеют значение хоть и локальное, но схожее с Гимном гражданина вселенной Иосифа Флавия и Трактатом о человеческом достоинстве Пико делла Мирандолы. Попросту говоря, это то, что у нас остается в сухом остатке после смутных времен, неизменно приходящих после времен многообещающих.

Дело даже не в том, что Звездный прилив написано хорошо и прекрасно по меркам своего жанра. И не в том, что космическая опера там огромна, разнообразна и многоцветна. А вовсе даже в том, что все эти завлекательные приятности центрированы на таких старых максимах, как per aspera ad astra и человек – мера всех вещей; на доверии к человеческому разуму, хоть и вложенному в сознание дельфина; на абсолютной вере в прогресс и цивилизацию в противовес консерватизму и традиционности.

Сейчас объясню подробней. Фабула всей серии Возвышение, в которой Звездный прилив является по номеру вторым, основана на некотором культуртрегеровском Наследии, по которому живут Галактики (именно так, во множественном числе), и которое дает механизмы окультуривания предразумных, так сказать, рас.

Сапиенсы же окультурились сами, причем так резко, что разработали звездные корабли сами, и вышли на контакт сами, сами же изобрели генную инженерию и возвысили два вида предразумных — собственно, дельфинов и шимпанзе. И вот весь сюжет на разные лады повторяется это ыыыы, высказанное межгалактической общественностью; а я, презренный антропоцентрист, млею от удовольствия. И то, что стуация вполне себе виртуальная, удовольствию не мешает.

Превосходство человеческого разума над сложностью человеческой же жизни вместе с цивилизованностью как главным ориентиром суть золотая нить европейской философии. В каждый расцвет белой расы эта линия выходит на поверхность, заново задавая вектор; последнее Возрождение было таким недолгим, что кроме НФ, чрезвычайно чуткой к новым тенденциям, мало кто успел в него всмотреться. В этом смысле Звездный прилив прекрасный образец такого всматривания; чтобы оценить эту книгу по достоинству, надо уметь расшифровать ее текст именно с этой позиции; собственно то же можно сказать о целом ряде книг американской плеяды последнего Возрождения.

В целом, вся серия Возвышения строится вокруг идей прогрессорства и человеческого достоинства, но Звездный прилив украшены целым рядом дополнительных бонусов, среди которых тема атавистического сознания дельфинов вместе с их песнями и древними богами сияет дивным светом, а брошенная чуть ли не вскользь концепция языка как инструмента мышления вкуснее и доходчивей всего корпуса антропологических работ Леви-Стросса.

Оценка: 9
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Решил прочесть книгу, соблазнившись ее высоким рейтингом. Остался крайне разочарован. Значительная часть книги написана так, словно ее автором был подросток, вдохновленный просмотром «Звездных войн» в начале 80-х. Т.е., примерно так: «Жукоглазый адмирал скомандовал «Огонь!», но земной корабль из последних сил увернулся от вражеской ракеты и ударил своей торпедой — пыщ-пыщ, пиу-пиу!» Некоторые моменты межзвездной баталии описаны настолько нелепо, что кажутся карикатурой на космическую оперу.

Надо признать, что писать интересно про космические сражения совсем непросто. Есть два разных подхода. Первый заключается в том, чтобы забыть всю физику, о которой говорили в школе, сформулировать новые правила, по которым живет выдуманный мир, и выстраивать описание в соответствии с ними. Так делал, например, Гамильтон в «Звездных королях». Можно, напротив, писать в рамках научного реализма, как это делал, например, Холдеман в «Бесконечной войне», помня о теории относительности и небесной механике, и отдавая себе отчет в том, что на больших скоростях человеческой реакции недостаточно для принятия верных решений. Брин же попытался усидеть на двух стульях одновременно. Получилась наивная ерунда, изобилующая ляпами — корабли, способные двигаться с постоянным ускорением, вдруг оказываются привязаны к гиперболическим траекториям, подобно баллистическим снарядам; при наличии компьютеров, функционирующих как искусственный интеллект, космический корабль во время боя на околосветовых скоростях управляется командами, передающимся устно от капитана к пилотам; а главной хитростью землян, позволившей им ускользнуть из лап нескольких вражеских флотов, технологически опережающих землян на миллионы лет, оказалась использование останков сбитого вражеского корабля в качестве маскировки — переоделись, так сказать, во вражеский мундир, и этого никто не заметил.

Отдельно следует отметить то, что в книге описаны несколько инопланетных рас. Придумать чужую расу так, чтобы она выглядела хоть сколько-нибудь реалистичной, еще сложнее, чем описать космический бой. У Брина чужие получились столь же наивно нелепыми, как и межзвездные баталии. Карикатурные монстры, общающиеся на карикатурных языках типа «Акрнщххн'прк эрн'ннкууцхш!»

Да и в целом весь мир, придуманный Брином, в котором одни расы являются рабами других, выглядит примитивным. Попробуйте на досуге придумать хоть сколько-нибудь разумное обоснование экономической эффективности межзвездного рабства, когда одна раса, ушедшая в развитии вперед на миллионы лет, использует рабский труд другой, низкотехнологической расы. Бессмыслица.

Единственным достойным внимания элементов книги, на мой взгляд, является описание культуры дельфинов. Впрочем, есть книги, где, как мне кажется, это сделано более удачно. Вспоминаются, например, дельфиньи сказки в поэтичном «Плавающем острове» Жемайтиса. Словом, качество книги оставляет желать много лучшего.

Оценка: 3
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман классный — если читателю лет двенадцать.

Вот, прочёл снова. Почесал затылок. Вроде бы всё есть, и даже на жо... шерсть: инопланетяне, космические сражения, планета с заявкой на эксклюзивность, любофф, предательство, интрига. Но всё больно картонненько выходит. Или как детские рисунки — дитя старается, а всё равно непохоже (и ручки есть, и ножки, да вот, выходит только палка-палка-огуречик). Научностью текст, вроде, собирался блистать, но, как-то, преждевременно поржавел — шагнул он ненамного дальше «звёздных войн» (да там, вообще-то честно и в открытую положили с протягом на научность, а тут вроде как автор пыжился).

Человеческий вид представлен как необычайно изворотливый и хитрый, и ещё сам умудрился «возвысить» целых два типа разумных созданий. Это в пяти (!) галактиках за миллиард лет (кстати, масштабу сии цифры не привносят никакого — будь хоть сто галактик и триста миллиардов лет, разницы не будет никакой) не появилось ничё подобного . Ух ты! Во, какие мы, аж грудь колесом сама собой делается. И инопланетяне, которые создали огромное сообщество цивилизаций, покорили космос поперечником миллионы световых лет, оказались тупыми придурками, которых объегорили будто трёхлетних детишек, засунув космический корабль в корпус инопланетянского звездолёта, и были таковы. Ну, ладно, фиг с ним, пусть будет так.

Но, вот, ради чего был весь сыр-бор? Какого чёрта было исписано полтыщи страниц, а главная интрига так и не думала раскрываться. Нашли мужики в космосе мумию престарелого инопланетянина — а ценность то его в чём? Какого лешего более чем десяток инопланетных рас крошили друг друга в капусту? Дэвид, уважаемый, Брин так и не удосужился объяснить. И не собирался, оказывается.

Единственный восхитительный и самый наукоёмкий, быть может, момент — это заготовки на зиму, что хранились в закромах у одного из заглавных персонажей (копчёные крылышки звёздных птичек, вяленое мяско отчаянных галактических воинов, тушка внеземного экстрасенса и иже с ними). И ещё художества Джима Бернса на обложке — просто на высоте (в отличие от наполнения самой книги).

Оценку оставлю прежней просто потому, что в подростковом возрасте «Звёздный прилив» чем-то зацепил. Атмосфера прошедших золотых лет повеяла, наверно... боюсь спугнуть...

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все в книжке хорошо — и разумные дельфины, и содружество рас, и изобилие инопланетных видов, и поэзия, и наука...

Но читать было исключительно тягостно. (Да, я читал в переводе Грузберга, стихи там переведены отвратительно, но прозаическая часть — довольно точно, так что придираться не хочется). Вроде бы все то, что я в фантастике люблю — а было банально неинтересно. Брин, видимо, не писатель в моем понимании слова — автор учебника по литературному мастерству от этой книжки пришел бы в восторг, многим читателям она тоже понравилась, да и премии дали же... Но герои не вызывают никакого интереса (я уж не говорю про дикие имена, которые напридумывал Брин, соединив все мыслимые и немыслимые языки). Идея трансляции ценностей средневековой культуры могла бы сработать, если бы автор обладал серьезными познаниями в этой культуре. Но модель «сюзерен-вассал» выглядит исключительно нелепо, это и другие рецензенты отмечали. И куда ни копни: язык, поэзия, расовые вопросы, даже секс — нигде автор не постарался, везде скроил схему в полном соответствии с правилами конкурса «Писатели будущего» и скормил эту схему доверчивым читателям. Не веришь в этих героев, не сочувствуешь им, даже не особенно различаешь. Конечно, злобные расы — это насекомые, дельфины — добрые и шаловливые, обезьяны — упрямые. Нет, тоска немыслимая... Явно противопоказано мне Брина читать...

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Компактный роман или большая повесть, как угодно. Продолжение темы существования человечества во вселенной Возвышения, рас патронов и возвышенных – подопечных.

Из положительных моментов, хорошая фантазия автора. Яркость сцен. Похвальная попытка показать нечеловеческую ментальность инопланетян, а также интеракцию между человеческим и нечеловеческими разумами, включая оразумленных дельфинов и шимпанзе.

К сожалению, автор настолько увлечён сценами этой интеракции, что сюжетная линия воспринимается с большим трудом.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Звездный прилив мне понравился подчеркнутым уважением к тем существам, что стоят на границе обретения сознания – обезьянам и конечно дельфинам! Здесь все они получили толчок в развитии и стали полноправными членами земного сообщества! Я не сомневаюсь в разумности дельфинов еще с периода чтения Автостопом по галактике Аддамса и Дельфинов Перна Маккефри, поэтому была рада еще раз встретиться с этими прекрасными существами! Тут они правда склонны отпускать сальные шуточки, но это добавляет колорита сюжету.

Который довольно интересный, как общий, так и от книги к книге (отдельные, но связанные местом действия). Здесь тысячи лет назад человечество вышло в космос и обнаружило целую галактику разных рас, которые вовсе не обрадовались молодым подкидышам. Да, именно подкидышам, потому что каждая космическая раса должна иметь патрона. У Землян же его нет. Эволюционно они развились или патроны их бросили – неясно, но в итоге союзников у людей раз-два – и обчелся. Вот такая экспозиция к моменту событий Погружения в солнце (которое идет первым и в разы лучше хотя бы наличием линейного повествования и детективной линии). Со Звездным приливом же не вышло…

Автор, конечно, молодец, но помимо проработки мира и общей канвы, нужны еще интересные герои, сюжет основной истории и умение его подать. А с этим бо-ольшие проблемы.

Боинг-747 (простите, «Бросок») просто терпит бедствие на протяжении бесконечного количества серий. И это описывается глазами полусотни (ну пары десятков точно) членов экипажа – от юнги до последнего дельфина, которые — на минуточку! – свистят хокку! Это как собрать пазл или калейдоскоп из цветных деталей сложить. Вроде и видна картина, но она разрозненная до ужаса! А уж финальный бой – вообще апофеоз скачущих как блох точек зрения. Представьте кино, где каждую секунду показывают разных героев. Кто хвалил, вот честно, как вы это читали?

Переживать в такой ситуации абсолютно не за кого, я лично выбрала галактов, которые вообще по делу только рассуждали ))

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я читал роман «Звездный прилив», я никак не мог поверить, что у Брина всё действительно так тупо и вторично — таинственные Предтечи, которые надоели уже во времена Андре Нортон и Клиффорда Саймака, «жукоглазые марсиане», от которых тошнило уже в эпоху Э. Гамильтона с его «Звездными королями», милые дельфины, тысячу раз описанные в фантастике и в псевдонаучной литературе, умные и хитрые обезъяны, вылезшие из известной кинофраншизы (сомнительно, что гордый американец Дэвид Брин читал роман француза Пьера Буля, а фильмы-то про Планету Обезьян наверняка видел, будучи школьником) миллионнолетние цивилизации, космические сражения звездных флотов и прочий трэш. Но дочитал — в самом деле, всё плохо настолько, и даже хуже:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
оказалось что Предтечи, сотворившие Галактическую Цивилизацию, это мы, человеки. А они все, суки неблагодарные, нам завидуют.

Такая концепция здорово напомнила поздний сталинизм с поиском приоритетов великого русского народа во всех областях культуры и техники, завершившийся эпическим «Россия — родина слонов». Вот так и Земля у Брина оказалась родиной слонов всея Галактеке.

И эта унылая, сто раз пережёванная третьесортная хрень, этот мятый надкусанный бик-мак из придорожного «Макдоналдса» удостоился высших наград в мире англоязычной НФ! Ничего удивительного, что современная американская НФ находится сегодня на нулевом уровне.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Развлекательные такие приключения с эротическим элементом (или назовите это soft pornography, если угодно). Хотя читал в чёрт знает какую давность, т.ч. плохо уже сюжет помню. Концепт Галактической библиотеки заслуживает внимания; особенно тот факт, что не всё её содержимое общедоступно для просмотра (нам есть о чём поразмыслить). Обливание водой в пустоте в качестве оружия — одновременно и юмор такой, и вполне себе пристойный в НФ ход.

Насчёт сравнения с «Посёлком» Булычева ума не приложу, на что Dune намекает. Холодная пустота заштатной планеты там, и тёплый океан с небом, кипящим битвами, здесь. Имеют место разбитые звездолёты, но контекст совсем различен; ну а секс — сподручно ли написать о людях так, чтобы тему эту совсем обойти?

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга о Возвышении затронула уже тем, что в ней повествование идет о (и от лица) подводных обитателей — разумных дельфинов. Всегда питал слабость к подводным мирам. Автор по прежнему использует для сюжета множество различных космических и земных рас, описывая их особенности подробнейшим образом. Если в первой книге о Возвышении разумные дельфины только упоминались, то тут стали одними из главных героев романа. Язык, взаимодействия, восприятие дельфинов рассмотрены и описаны автором со всех сторон с огромной тщательностью. Иногда даже слишком тщательно — первую половину романа автор как-будто раскачивается, уделяя больше внимания физиологии и психологии героев, нежели сюжету. Зато дальше события будут развиваться настолько стремительно, что порой будет возникать небольшая путаница из-за обилия героев.

Завязкой, фоном и затравкой для следующих книг является обнаружение дельфино-человеческим кораблем древнейшего космического флота на просторах галактики. Снова автор затрагивает политику Возвышения и неприятие космически высокоразвитыми расами человечества.

Итог: небольшой дисбаланс динамики сюжетной части сбивает с толку и может подпортить впечатление, но в целом книга достойна прочтения. Особенно для таких любителей подводных миров как я.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Остаётся лишь восхищаться, сколько всего Брин увязал в одном романе, и стратегически и тактически. Стратегически — земной кораблик, спасающийся от нескольких флотов старших рас, секреты прародительской расы, загадки странной планеты... Тактически — тут и масштабные бои на орбите и индивидуальная боёвка на островах (причём, и людей и дельфинов), интриги как инопланетные так и внутри корабля землян (что у землян творилось, по-моему, даже перебор, прямо-таки без пяти минут анархия какая-то).

На мой вкус — первая половина излишне затянута, что особенно бросается в глаза при чтении второй половины, когда вал событий нарастает по принципу снежного кома.

Крепко сбитый роман. Но до космооперы нового поколения Брин вытянуть не смог. Хотя шансы были.

Оценка: 8
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Звездный прилив» — книга непростая, что подтверждается обилием разочарованных комментариев. Плотного экшна, бурного секса, черного юмора, плохих Главных героев — в общем, всего, к чему у нас приучен читатель — нет. Не шутер, в общем.

Темп, несмотря на обилие запутанных многолинейных событий, неторопливый. Только в последней трети он раскачивается до привычного «

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
а тут взбесившаяся косатка гонится за юным дельфином, а в это время упрямый геолог-шимпанзе взрывает атомную бомбу, а в это время человек-лазутчик дурит головы инопланетянам, а в это время раб инопланетян чуть не заметил корабль дельфинов, но его отвлекли, а в это время капитан-дельфин...
» Ааа!!! Спасите-помогите, все слишком быстро, и всё друг на друга влияет!!!... Но ведь до последней трети любителю скоростного чтива не доехать!)))

Однако, именно в этом мире наличествует практически уникальная вещь — образ недалекого, (менее тысячелетия) будущего Человечества, к которому было бы не обидно двигаться. Люди не только решили большую часть своих внутренних проблем, но и занялись тем, что предсказывал Саймак в «Городе» — вразумлением (оразумлением?) животных. Причем сделали это настолько аккуратно и уважительно, что те сохранили признательность людям, и верны им — не как псы, но как коллеги — в сложной ситуации, когда человечество, выйдя в космос, обнаруживает там не добреньких зеленых человечков, а массу раздражительных конкурирующих цивилизаций.

В комментах ворчали, что инопланетяне выглядят туповато. Не согласна. Они выглядят, как любое существо, столкнувшееся с абсолютно незнакомым явлением — пытаются действовать по старинке (что и спасает их противников-землян). Возможно, это избитая истина, но ее напоминание полезно читателю))))

Мне лично очень понравились модели мышления дельфинов и шимпанзе. Что дельфинья поэзия, что шимпский юмор — это что-то.

В общем, перед нами книга для неторопливого чтения, предполагающего размышления над вторым и третьим слоем.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главное, что мне в романе понравилось и приглянулось — это описание китообразных как разумной расы. И что еще более интересно, эта раса очень быстро становится самостоятельной выходя из под плотной опеки своих «родителей», хотя и не забывая в случае необходимости идти к ним за помощью. Роман понравился не экшеном, его не то чтобы нет, он есть, но как бы между прочим, а общей идеей — расы, которые не доминирут друг над другом, а стараются жить в творческом союзе — находятся куда как в более выигрышном положении по отношению к другим. Как-то это все напоминает мировую политику сегодняшнего дня.

Считаю роман явно выдающимся за рамки обыденности произведением, хотя бы потому, что наличие на земле нескольких мирно сосуществующих разумных рас — сюжет в фантастике почти уникальный. За идею сюжета — 9.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Солидный образец масштабной развлекательной космической оперы. Все предельно разжевано и положено в рот (и это, признаться, раздражает), антропоцентризм автора (несовершенные, но ловкие земляне легко обходят высокоразвитых инопланетных тугодумов как в тактических хитростях, так и в рукопашном бою) приятно льстит целевой аудитории. Необходимый процент положительных героев погибает, враги же повержены полностью. Все каноны для коммерческого успеха соблюдены, но и толика таланта автора приложена. Приятное симпатичное чтиво, в то же время отчетливо понимаешь, что бесконечно далеко от шедевра. Впрочем, цели создать нетленку явно не ставилось.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Острый сюжет, разумные дельфины, злые инопланетяне, водная планета.

Этот роман по общим впечатлениям можно поставить рядом с «Посёлком» Булычева. Похожий накал страстей, драматизм. Хорошо прописаны отношения главных героев, хоть и не людей.

Да и инопланетные высокоразвитые формы жизни можно использовать в пищу, благоразумно пристрелив и зажарив.

Самая мощная книга в сериале. Что хорошо, имеет локальный логический конец — можно читать отдельно от основной серии книг.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх