fantlab ru

Артур Кларк «Фонтаны рая»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.83
Оценок:
659
Моя оценка:
-

подробнее

Фонтаны рая

The Fountains of Paradise

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 68
Аннотация:

Вэн Морган — инженер XXII столетия, построивший величайшее архитектурное сооружение своего времени — Гибралтарский мост. Этот великий проект хоть и сделал его довольно известным во всей Солнечной системе, но не увековечил его имени. Поэтому Морган спустя несколько лет собирается построить кое-что более величественное, что должно изменить историю покорения Космоса... Космический лифт.

О том, какие препятствия он встретил на своем пути, первых и последних годах строительства лифта, о будущей истории Человечества и пойдет речь в этом романе сэра Артура Кларка.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1980 // Роман

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1979 // Роман

Номинации на премии:


номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1980 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Фонтаны рая
1981 г.
Фонтаны рая
2010 г.
Свидание с Рамой
2014 г.
Фонтаны рая
2019 г.

Периодика:

Техника – молодёжи № 8 1980
1980 г.
Техника - молодёжи № 11 1980
1980 г.
Техника – молодёжи № 1 1980
1980 г.
Техника – молодёжи № 2 1980
1980 г.
Техника – молодёжи № 3 1980
1980 г.
Техника – молодёжи № 4 1980
1980 г.
Техника – молодёжи № 5 1980
1980 г.
Техника – молодёжи № 7 1980
1980 г.
Техника – молодёжи № 12 1980
1980 г.
Техника – молодёжи № 9 1980
1980 г.
Техника – молодёжи № 10 1980
1980 г.
Техника - молодёжи № 6 1980
1980 г.

Издания на иностранных языках:

The Fountains of Paradise
1979 г.
(английский)
The Fountains of Paradise
1979 г.
(английский)
The Fountains of Paradise
2000 г.
(английский)
As Fontes do Paraíso
2022 г.
(португальский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, единственное произведение «цейлонского периода», достойное котироваться наравне с шедеврами, созданными Кларком в Золотом веке НФ («Конец детства», «Город и звезды»). Поскольку Шри-Ланка описана с натуры и с огромной любовью, создает полный эффект погружения, несколько разбавляемый мелкими анахронизмами (скажем, глава буддийской сангхи назван прелатом, хотя это слово традиционно используется применительно к священникам Римской католической церкви).

Фанатик прогресса инженер Морган, чье имя Vannevar созвучно английскому whenever --- «когда угодно», выведен несколько отталкивающим персонажем, но Кларку, похоже, нравится: отступления с критикой религиозного мышления приписаны не столько самому Моргану, сколько закадровому повествователю. Разумеется, развитие техники Кларк экстраполировал не безукоризненно точно: в XXII веке продолжают использоваться пленочные камеры, «инфопульты» и прочая аналоговая техника; правда, это можно списать на кропотливое восстановление мира после ядерной войны --- как именно заставили сверхдержавы отказаться от имевшихся арсеналов ОМП и орбитальных группировок, а затем и вовсе подчинили Мировому правительству, Кларк умалчивает, но едва ли этот процесс был мирным и безболезненным.

Обращает на себя внимание полное отсутствие в книге упоминаний об СССР: Кларк верно прочувствовал тенденции глубокого экзистенциального кризиса Восточного блока, нараставшего в конце 1970 --- начале 1980-х, и почел за лучшее не наступать на грабли, больно стукнувшие по лбам Ларри Нивена с Джерри Пурнеллом (те в спешке вынуждены были переквалифицировать свою историю будущего вселенной СоВладения из вероятной в альтернативную с точкой бифуркации в 1992 г.). Азимовские по духу цитаты из ненаписанных книг и энциклопедий позволяют, однако, установить, что русские как нация в мире «Фонтанов» уцелели и даже поддерживают в рабочем состоянии космодром имени Гагарина.

Из вышеупомянутых цитат особо хочется отметить фрагмент доклада к двухсотлетию Тойнби, где Кларк устами историка конца XXI века высказывает мысль, что победа франков над арабами при Пуатье, остановившая продвижение ислама в Европу, сыграла резко отрицательную роль для объединения и прогресса земной цивилизации. Это мнение, мягко говоря, оригинально, я с ним не согласен, однако как основа для построения альтернативной истории победа арабов над войсками Карла Молота весьма перспективна. Удивительно, что кроме «Фонтанов рая» этот мотив всплывает еще только у Кирилла Бенедиктова. Вероятно, его разработке мешает недостаточная информированность евроатлантических и славянских авторов об исламской культуре.

Тема Контакта проходит фоном и отсылает к «Свиданию с Рамой», где через Солнечную систему тоже пролетал огромный инопланетный артефакт. Реализована так, что лучше бы Кларк за нее не брался. Сильно насмешил разгром инопланетным искусственным интеллектом теологических выкладок Фомы Аквинского --- критика религиозных представлений одного вида существами другого вида бессмысленна именно ввиду существенной биологической обусловленности этих представлений. Средневековая теология и схоластика, кстати сказать, с точки зрения системной сложности ничем не лучше теории струн, предлагающей выбор между 10 в 500-й степени вариантами ландшафта Вселенной, а что уж говорить о философии буддизма, свободно оперирующей аналогами функций ленивого бобра в теории вычислимости.

Эпилог существенно портит впечатление от книги, но понятно, что Кларку понадобилось провести параллель с «Концом детства», да и с ранним своим рассказом «Одержимые», где выведены инопланетные оборотни, попавшие в ловушку на первобытной Земле. Катастрофические изменения уровня солнечной радиации как повод к терраформированию других планет Солнечной системы служат также фоном рассказа «Экспедиция на Землю». Наконец, тема строительства космического лифта поднята в последней книге Кларка, совместной с Фредериком Полом, «Последняя теорема».

Оценка: 7
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман изобилует историями, побуждающими к размышлениям. Затронуты темы памяти человечества, ксеноконтакта, искусственного интеллекта, религии, мира будущего.

На протяжении всего романа мы наблюдаем за инженерным гением Моргана, спроектировавшего крупнейший в мире мост из Африки в Европу. Вторым его проектом стало строительство космического лифта. Но не смотря на гениальность, потомки его имя забыли и не назвали в его честь не только улицу, астероид или географический объект (гору, вулкан, море, реку, озеро, долину), но и не назвали его именем даже его собственное творение. Мост назвали Гибралтарским, космический лифт был назван в честь Калидасы, властолюбца, тирана, жившего больше двух тысяч лет до строительства лифта. Судьба Моргана повторила судьбу инженера, построившего фонтаны рая во дворце Калидасы. Имя инженера было предано забвению, имя тирана увековечено в творении инженера.

Первый контакт с инопланетянами произошёл весьма интересным образом, которого я пока не встречал более нигде. Инопланетяне отправили в космическое пространство зонд, обладающий искусственным интеллектом. Искусственный интеллект зонда, условно названного людьми «Звездопланом», пролетая мимо звёзд и планет, обследует их, собирает максимум информации и отправляет накопленную информацию своим создателям, что называется в режиме оффлайн. Создатели точно так же отправляют информацию в сторону зонда, поэтому автомат обладает примерно той же полнотой информации, какой обладали его создатели в тот момент, когда информация был отправлена. То есть отставание в осведомлённости вызвано лишь скоростью распространения света (и электромагнитных волн) между зондом и родной планетой его создателей.

Искусственный интеллект «Звездоплана» оказался настолько сильным, что разобрался без посторонней помощи в телеэфире, изучил по нему способ общения людей. Получив потом от людей словари, он приобрёл возможность общаться с людьми на их естественном языке. Но подлинная мощь искусственного интеллекта раскрывается в эпизоде с анализом трудов Фомы Аквинского. «Звездоплан» в течение считанных минут проанализировал текст и выдал подробный отчёт по всем найденным ошибками, сформулированным в терминах и законах логики землян. Последующий многосторонний анализ, которому человечество подвергло этот отчёт, показал что в нём присутствовало лишь несколько незначительных ошибок, вызванных не полным пониманием культуры землян.

И тут уже можно плавно перейти к теме религии. Даже после фактически неоспоримого опровержения выводов Фомы Аквинского спустя десятилетия различные люди всё ещё продолжают спорить с выводами «Звездоплана». Это очень хорошо иллюстрирует сущность веры и религии. Даже самое неопровержимое и логичное доказательство не остановит самых упёртых фанатиков от попыток поумничать и опровергнуть выводы разума на многие порядки превосходящего человеческий. С точно такими же «откровениями» выступают и многочисленные опровержители теории эволюции, авторитетно порящие несусветную чушь.

Но этим тема религии в романе не ограничивается. С одной стороны в романе показано, что большинство религиозных конфессий сосредоточились на моральных принципах людей, стали нести в массы «разумное, доброе, вечное», не прибегая к сомнительной концепции бога. С другой стороны, мы видим жесточайшее упорство настоятелей буддийского храма в противодействии строительству космического лифта. Автор как будто пытается донести мысль, что рано или поздно религия вступает в противоречие с рационально хорошими начинаниями и становится обузой, тормозом дальнейшего развития не только всего человечества, но и отдельно взятого человека. Когда встаёт вопрос о том, продолжать ли портить природу, сжигая огромное количество топлива, или позаботиться о природе, построив лифт, работающий от электроэнергии, сомнений вроде бы быть не должно. Но рациональность разума и иррациональность религии вступают в схватку и тут уже явно нужно решить, что же важнее. Если поддашься религии, то фактически признаешь себя дураком. Дальше не может быть речи ни о каком развитии. Если религия оказывается ценнее сохранения природы, ценнее жизни — можно смело отказываться от всех остальных достижений человечества. Если же поддашься разуму, то религия в принципе никуда не денется, потому что она не должна быть привязана к какому-то определённому месту, она должна быть связана только лишь с душой человека.

Столь же иррационально выглядит и внезапное решение проблемы с площадкой под строительство космического лифта. Оказывается, что на судьбу всего человечества могут коренным образом повлиять... насекомые! Ну не абсурд ли? Стоит всё-же признать, что монахи в данном случае поступили хоть и иррационально, но в своей иррациональности они были последовательны.

О мире будущего написано весьма мало. Вот некоторые его скупые детали:

1. автомобилями на дорогах управляет компьютер,

2. имеются поселения людей на Луне, Марсе,

3. на орбите Земли имеются значительные по своим размерам космические станции. Станции выполняют ту работу, которая в наши времена возложена на автоматические спутники Земли: связь, наблюдение за погодой, астрономические наблюдения. Из нового можно отметить, пожалуй, только управление погодой. Все эти функции не разбросаны по сотням самостоятельных аппаратов, а собраны на космических станциях.

4. люди ежегодно формируют список интересов. Список интересов — это набор ключевых слов, все упоминания которых в компьютерной сети доставляются человеку. Например, в списке интересов Д. А. Медведева может иметься пункт iPhone. Д. А. Медведев будет уведомляться о каждой новости или новой статье, появившейся в Интернете, в которой упоминается это слово. Мне это напоминает сегодняшнюю службу Google Alerts.

5. в более отдалённом будущем люди не только построили несколько дополнительных космических лифтов, но и соединили все геостационарные станции в единый конструктив — кольцо. Кольцо стало городом, в который люди переселились, когда на Земле настал очередной ледниковый период.

Из недостатков могу отметить только, пожалуй, не очевидную для меня конструкцию башни космического лифта. На мой взгляд она получилась излишне массивной и избыточной. Также не понятно, почему у капсулы-лифта имеется несколько палуб, в том числе с баром. В самой высокой точке башни на капсуле-лифте должна царить невесомость, а это значит что не должно там быть никаких баров с бокалами, там должны быть кресла с ремнями безопасности и набор тюбиков с едой и напитками.

В целом же роман действительно великолепен. Я почти согласен с автором, что это его лучший роман, т. к. лично меня самую малость утомляли исторические экскурсы. И уж точно — это один из лучших экземпляров твёрдой научной фантастики. Рекомендую к прочтению!

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный роман Артура Кларка, который можно поставить в один ряд с другими его известными работами, такими как «Город и Звезды», «Конец детства» и «Песни далекой звезды».

Этот роман хоть и не является инженерным пособием, как выразился автор в конце, но прославил идею российского (советского) гения, забытого в годах прошлого — Арцутанова (жаль, что Кларк не вспомнил о том, что идею «космического лифта-фуникулера» предвосхитил еще Циалковский, как и варианты космических поселений и Сфер Дайсона с Кольцами Нивена), и, благодаря этой работе, Западный мир узнал об этой астроинженерной концепции, которую инженеры НАСА пытаются воплотить уже в наше время. Возможно, что и ученые России, где зародилась идея каната от Земли к Звездам, возьмет на себя ведущую или вообще хоть какую-то роль в создании этого сооружения.

В «Фонтанах рая» есть интересные идеи о будущем Человечестве (кстати, это произведение автора может точнее всего попасть в грядущие временные рамки открытий и свершений), его встречи с цивилизацией «Звездного острова». Да, здесь снова встречаются несколько атеистические оценки автора к религии, а в «Песнях далекой звезды» они очень даже критичны, но Кларк никогда не был против веры истинной, так что я его в этом никогда не обвинял. Но, опять же, на мой взгляд, религия хоть и будет зависеть от биологии вида, но, в каких-то основах будет часто встречаться во Вселенной.

Но, прежде всего роман этот является историей отдельной личности по имени Вэн Морган, которая, возможно, есть в каждом из нас. От жажды славы к истинному умиротворению...

Роман читать стоит.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантастика в ее чистом виде, такая, которая бы рассказывала о путях развития человечества, рассматривая разные аспекты этого развития — от технического до духовного, сегодня встречается редко. Как-то перестали мы воспринимать фантастическую книгу, если в ней нет злобных инопланетян, космических катаклизмов, звездных войн, трагедий и разрушения, заранее провозглашая рассказ о научных открытиях, работе ученых, строительстве, освоении и созидании скучным и малопривлекательным.

Этот роман — книга Созидания, и рассказывает она исключительно о Созидателях. О едином человечестве, которое более не отвлекается на войны и конфликты, и, в основном, решило глобальные проблемы голода, нищеты, экологии, и занято теперь решением еще более глобальных проблем освоения планет Солнечной системы и связи с иными цивилизациями. Об ученых и инженерах, которые, наконец, стали настоящими героями Человечества, опередив в рейтинге политиков и «звезд» шоу-бизнеса.

Это всегда приятно, когда главным героем становится не Разрушитель, а Созидатель. Как в этом романе, где им станет знаменитый инженер Морган, затеявший небывалый проект Космического лифта — воплощение Мечты о том времени, когда Человек станет настоящим полноправным жителем Космоса, покорившим пространство, время, энергию и материю, а не редким, завернувшим по случаю на огонек, гостем или туристом, решившим поглазеть на диковинки.

И не надо думать, что созидательная дорога оказывается гладкой. И на ней встречаются ухабы, в виде сопротивления консерваторов, религиозных фанатиков или просто глупцов. На ней поджидают неожиданности и даже смертельные опасности, а, порой, прогресс взимает плату человеческими жизнями.

И, как всегда, у Отцов-Основателей — все лаконично и динамично. На десятках страниц — целый мир с его техническими и научными достижениями, духовными запросами, моральными принципами. Тут Вам и космический катаклизм, и первый контакт, и искусственный интеллект, кстати, обладающий достаточно своеобразным чувством юмора.

И, как всегда, чудесные описания, любовно прорисованные детали природы и истории тропического рая Шри-Ланки, связывающие воедино древние мечты Человека и их современное воплощение.

Редко сейчас встретишь книгу, настолько пронизанную несокрушимой верой в возможности Человека, надеждой на лучшее будущее для всех нас, таким оптимизмом. Прочитаешь, посмотришь вокруг, да и подумаешь: может оно и правда, ничего еще не потеряно, стоит только изменить взгляды на себя и на окружающих, и тогда сможешь увидеть на горизонте сверкающие яркими красками, изумительно прекрасные и манящие, как Мечта, Фонтаны Рая.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Немного суховатое произведение Артура Кларка рассказывает о выдающемся инженере XXII века Вэнневар Моргане и его грандиозных проектах, о нелёгком пути к реализации его замыслов и множестве препятствий, которые он должен преодолеть.

Роман эпизодически напоминает прочие романы Мастера: «Прелюдия к космосу» (производственная составляющая), «Лунная пыль» (спасательная операция и фигура главного инженера Лоуренса), «Свидание с Рамой» (контакт с внеземным космическим аппаратом). Наиболее заметно повествование оживляется как раз во время спасательной операции в конце романа, остальное было немного скучновато, но небезынтересно. Многие советуют читать данное произведение в переводе из журнала «Техника-Молодёжи», я не избежал соблазна, полистал имеющиеся несколько номеров с главами романа, но, честно говоря, огромной разницы не увидел. Текст чуть укорочен, некоторые технические термины переведены немного по-другому. Возможно, дело и правда в иллюстрациях, которые придают тексту некое очарование и создают эффект погружения в происходящее на страницах.

Главный герой романа Вэнневар Морган безусловно симпатичен автору да и большинству читателей, он вызывает невольное уважение за безграничный полёт мысли, преданность профессии и умение довести свои задумки до конца, смелость брать всю ответственность на себя и готовность на самопожертвование во имя своего дела и других людей. Ну и как венец всей его жизни — открывшаяся в его сознании впечатляющая картина будущего мира, в который он навеки вписал своё имя, соорудив первый в истории космический лифт, пусть и не названный именем своего создателя.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этому труду Кларк посвятил 10 лет жизни и воплотил лучшие идеи, органично переплетая научную фантастику с древней историей и мифами. Роман незаслуженно был забыт в нашей печати на столь длительный срок, а ведь действительно это возможно лучшее произведение автора, к тому же основанное на идее впервые высказанной советским инженером! Начинаясь неторопливо и не предвещая ничего увлекательного кроме конечно же интереса к самой идее лифта и возможности её осуществления, роман заканчивается в напряженных переживаниях и уже не отпускает пока не перелистнешь последнюю страницу... А затем открываешь «википедию» и изучаешь статьи по заволновавшей проблеме космического лифта... Именно такой и должна быть НФ.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Грандиозный производственный научно-фантастический роман, который я бы поместил в топ-10 НФ всех времён и народов. Сам Кларк, кстати, называл его своим лучшим произведением. Даже странно, что так мало отзывов.

Немного необычным для Кларка мне показалось наличие нескольких центральных идей. Привык более к тому, что сэр Артур в качестве главной темы выбирает одну идею, остальные же присутствуют лишь как второстепенные, не особо значимые детали. Здесь же, кроме заявленной осевой идеи космического лифта, весьма ощутимое влияние имеют и другие темы.

Во-первых, это историческая, религиозная и историко-религиозная составляющие. Да, именно так — в трёх разрезах. Особое впечатление на меня произвела трагическая притча о тиране Калидасе и несчастном персидском художнике. Не менее поучительна история о буддийских монахах и их догматичном следовании канонам.

Во-вторых, тема первого Контакта, решённая Кларком в весьма оригинальном и прелюбопытном ключе. И здесь, кстати, опять же, немалое значение имеет религиозная тема, ведь космическая сравнительная теология — это один из самых интересных, дискуссионных и, я бы даже сказал, опасных мотивов в научной фантастике. Путь, на котором запросто можно свернуть себе шею, но, как мы знаем, доблестный рыцарь сэр Артур ходить по этой дорожке не боялся.

И наконец, в-третьих. Тема, которая меньше всего прописана в явном виде по ходу повествования и лишь пунктирной линией — в эпилоге (он же — глава 58). Но это, возможно, самое главное, связующее звено, объединяющая все нити, мотивационная составляющая событий книги, помыслов героев. Я бы сформулировал эту идею примерно так: будущее человечества, расширение его жизненного пространства и, соответственно, пояса обитаемости Солнечной системы с маячащей где-то у горизонта межзвёздной перспективой.

Красиво ведь: решение конкретной, сугубо практической, инженерной задачи открывает нам путь в Бесконечность...

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень добротный НФ роман. Ценность книги в неподдельном доверии автора к нам, людям недалекого будущего, воодушевлении нашими грядущими свершениями. Но, мне кажется, мы его подвели. Космос заброшен, мега-проекты если и есть, то совсем вялые... Илон Маск немного спасает положение, но «торможение», на мой взгляд, не в недостатке героев и харизматических, пассионарных личностях, а в инертности самого нашего человейника. Нам ничего не надо. Люди земли погрязли в нарциссизме и потолок личных стремлений не поднимается, в большинстве своём, выше горки лайков.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

После таких хвалебных отзывов даже неловко, право, писать, что это едва ли не самое нудное произведение Кларка, которое я читал.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

НФ произведения А. Кларка из тех, что сбываются.

Вот уже объявлено, что экспериментальную модель космич. лифта собираются строить уже в середине 21ст.

Всё дело, наверное, не только в успехе нанотехнологий, но и в азарте штурма «ближних небес», куда ведёт кратчайший лифтовый путь из земного «гравитационного колодца».

Небеса штурмуют по разным направлениям. Уже построен космопорт в мексиканской пустыне, откуда в ближайшие годы будут г о р и з о н т а л ь н о стартовать суборбитальные (пока) «спейсшипы». Билеты продаются...

И предложенная Ю. Р. Арцутановым всего лишь в 1960-е идея: «в Космос — на электровозе» уже стала темой инженерной практики...

Интересно, — а сколько будет стоить билетик на космический лифт?

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Познакомился с этим произведением ещё школьником где-то году в 1985, в журнальном его, несколько сокращённом, варианте. Точнее у меня были только последние несколько номеров за 80-год, с заключительной частью романа. Угасающее Солнце, подъём Моргана на «пауке» сквозь полярное сияние, иллюстрации Роберта Авотина (которые по мнению Кларка очень соответствуют духу романа), космос и джунгли — романтика зашкаливала. Впечатление было огромным, перечитывал эту часть романа потом многожды, смакуя и наслаждаясь. Мечта достать полный текст оставалась несбыточной несколько лет. Наконец, уже студентом нагрянул таки в университетскую библиотеку, затребовал подшивку за весь год и пролистал.

Был потом приобретен и томик 1981 года, уже с другим переводом, каковой, естественно, с непривычки понравился меньше.

Кларк как то маловато и не часто у нас переиздаётся, поэтому выбирать особо не приходится, но всё же... Уже не хочется иметь просто текст. Текст можно и скачать в интернете. Хочется иметь ИЗДАНИЕ. Сделанное с любовью, а не по шаблону. Что бы оно «соответствовало духу романа». Иллюстрации там не помешают. Я ничего не имею против хороших иллюстраций. Не халтурных абстракций, которыми заполонили все книги, а нормальных умелых рисунков, рекламирующих текст, а не отпугивающих от него. И тогда книга выстрелит. Тогда многие книги выстрелят.

Те, кому роман не понравился, прочитали его не в тот момент своей жизни и не в том издании. Рекомендую читать его именно в «Техника-молодёжи», благо найти оцифрованную подшивку сейчас не проблема. Журнальный вариант несколько сокращён, но не критично. Зато тексту удачно аккомпанируют прекрасные иллюстрации.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

В своих лучших вещах Кларк доставляет истинное удовольствие своим простым и безыскусным языком, который как нельзя лучше сочетается с идейным и сюжетным наполнением. И с удивлением обнаруживаешь, что чуть ли не производственный роман затягивает в себя, читается легко и увлекательно и оставляет долгое и приятное послевкусие. И придираться к «Фонтанам» совершенно не хочется, изыски просто нужно искать у других писателей, а Артура Кларка воспринимать таким какой он есть — великим автором именно научной фантастики.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В первобытной стадии зарождения человечества оно ничего не умело, мир был пуст. Затем изобретаются орудия труда, огонь, письменность, паровые машины, космические ракеты. И кажется, что всё это так прочно и так правильно, люди становятся учёными, писателями, бизнесменами. И мир как будто работает на человечество, является его опорой и поддержкой. И развитие идёт дальше, строятся глобальные по размерам сооружения, мосты между континентами, лифты от Земли до станции в невесомости. Со временем это станет таким же обыденным, и люди в костюмах с сонным видом будут подниматься на сотни тысяч километров вверх, в космос, чтобы провести очередной рабочий день. Странно всё это и порою завораживает.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучший роман всемирно признанного классика научной фантастики, в котором изящно переплетаются средневековая история цивилизаций Индостана, инженерный гений XXI века и вечная тяга человека к прекрасному звездному небу. Ни грана фальши, все изобретения либо нашли свое воплощение в реальной жизни (поисковые системы в компьютерных сетях, нанонити), либо будут воплощены в ближайшие десятилетия.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люблю хорошие производственные романы. Герои ради великой цели конструируют, строют, рискуют собственной жизнью, проводят сложнейшие инженерные и научные изыскания ради одной титанической стройки — башни, буквально уходящей в самое небо... Как раз с утра, когда дочитал этот роман, погода выдалась на удивление ясной и меня аж проняло от разыгравшегося воображения — просто представил себе на горизонте такое сооружение и дыхание захватило под впечатлением.

Кларку ещё прекрасно удалась историческая часть и параллели — это получилось очень круто и интригующе. И хоть некоторые сюжетные линии и повороты здесь, по-моему, лишние, но спорить с автором не рискну). Интересен и подход автора к людям — он описывает тоже титанов в человеческом обличии, способных на создание и воплощение таких грандиозных замыслов. В СССР таких называли люди-созидатели, Творцы, и эти эпитеты идеально подходят к героям «Фонтанов Рая». И очень сильно жаль, что Кларк в послесловии явно ошибся с прогнозом, когда такое чудо построят в реальности...

P.S. Очень позабавил эпизод с профессором, который сокрушался, мол, насколько шустрей был бы прогресс, арабы смогли завоевать Европу. Мол, и Халифат бы тогда не распался, и в космос бы слетали на века раньше.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх