Ганс Христиан Андерсен «Дикие лебеди»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа )
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Чёрное колдовство и злоба мачехи обрекают Элизу и её одиннадцать братьев, превращённых в лебедей, на жизнь, полную лишений. Но добрая Фея Моргана подсказывает принцессе рецепт избавления братьев от подлого заклятья. Девушка принимает обет молчания и берётся за нелёгкий труд.
Для снятия злых чар, наложенных на братьев злой мачехой, молодой принцессе предстоит пройти тяжелые испытания...
Входит в:
— цикл «Сказки, рассказанные детям» > цикл «Сказки, рассказанные детям II» > сборник «Сказки, рассказанные детям II первый выпуск», 1838 г.
— цикл «Сказки и истории» > сборник «Сказки и истории. Том первый», 1862 г.
— сборник «Сказки», 1850 г.
— антологию «Волшебные сказки», 1976 г.
— антологию «Литературные сказки зарубежных писателей», 1982 г.
— антологию «Сказки зарубежных писателей», 1986 г.
— антологию «Вильгельм Гауф. Сказки. Ханс Кристиан Андерсен. Сказки и истории», 1987 г.
— антологию «Сказки зарубежных писателей. Твои первые сказки», 1991 г.
— антологию «Великие сказочники мира. В трёх томах», 1992 г.
— антологию «Сказки бабушек и дедушек», 1992 г.
— антологию «Заколдованная принцесса», 1993 г.
— антологию «Золотая книга лучших сказок мира», 1993 г.
— антологию «Молодой великан», 1993 г.
— антологию «Сказки скандинавских стран», 1993 г.
— антологию «Шкатулка сказок», 1993 г.
— антологию «Золушка и другие сказки и волшебные истории», 1994 г.
— антологию «Счастливый принц. Волшебный мир сказок», 1994 г.
— антологию «Сказки зарубежных писателей», 1999 г.
— антологию «Литературные сказки народов мира. Том I. Сказки писателей Европы», 2002 г.
— антологию «Сказки зарубежных писателей», 2002 г.
— антологию «Зарубежная литература XIX — начала XX века», 2003 г.
— антологию «Любимые сказки», 2003 г.
— антологию «Полная хрестоматия для начальной школы. 1-4 классы», 2006 г.
— антологию «Большая книга лучших сказок», 2007 г.
— антологию «Сказки», 2007 г.
— антологию «Сказки о принцессах», 2007 г.
— антологию «Сказки для девочек», 2008 г.
— антологию «Сказки маленькой феи», 2008 г.
— антологию «Сказки о принцессах», 2008 г.
— антологию «Заколдованное королевство», 2009 г.
— антологию «Новогодняя шкатулка сказок», 2009 г.
— антологию «Золотые сказки», 2012 г.
— антологию «Златовласка» и другие сказки», 2013 г.
— антологию «Старые добрые сказки», 2014 г.
— антологию «Королевские сказки», 2015 г.
— антологию «Самые красивые сказки», 2015 г.
— антологию «Сказки зарубежных писателей», 2015 г.
— антологию «Удивительные сказки», 2015 г.
— антологию «Волшебные сказки», 2017 г.
— антологию «Скандинавские сказки», 2017 г.
— антологию «Волшебная страна», 2018 г.
— антологию «Волшебные сказки», 2018 г.
— антологию «Сказки со всего Света», 2018 г.
Экранизации:
— «Дикие лебеди» 1962, СССР, реж. Вера Цехановская, Михаил Цехановский
— «Принцы-лебеди» / «Sekai meisaku dôwa: Hakuchou no ouji» 1977, Япония, реж. Юджи Эндо, Нобутака Нисидзава
— «Дикие лебеди» 1987, СССР, реж. Хелле Карис
- /языки:
- русский (463), английский (14), немецкий (6), датский (2), украинский (2), белорусский (3), не указан (1)
- /тип:
- книги (462), аудиокниги (28), другое (1)
- /перевод:
- (1), У. А. Крейджи (2), Н. Алёшина (4), П. Арндт (1), А. Афиногенова (1), Л. Брауде (1), Э. В. Лукас (1), Т. Габбе (2), А.В. Ганзен (274), П.Г. Ганзен (54), М. Ганзен (1), Р. Дикинс (1), Д. Дули (3), Е. Евсеев (1), О. Иваненко (2), Д. К. Крейджи (2), Н. Кириллова (1), С. Кузьмин (1), М. Курсеев (1), Ч. Ллойд (3), А. Любарская (1), Я. Мавр (1), Х. П. Паулл (3), Е. Павлова (1), М.А. Полиевктова (1), О. Рогова (1), Д. Ролласон (1), В. Саблин (1), А. Фёдоров-Давыдов (1), Дж. Хершолт (1), Г. Шалаева (2), Ю. Яхнина (2)
Аудиокниги:
Прочие издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 2 декабря 2017 г.
В этом случае Андерсен не сам придумал сюжет, а взял народную сказку, известную в пересказе братьем Гримм, и обработал, дополнив и чуть иначе аранжировав известную историю.
Получилось очень хорошо. То, что сюжет чужой, не дало разгуляться извращённой фантазии Андерсена, и это, пожалуй, к лучшему. В результате в «Диких лебедях» намного меньше психопатологии, чем в других текстах этого славного сказочника. Впрочем, свой сексуальный фетиш — босые ноги — Андерсен всё же впихнул в сказку, не удержался. В его оправдание могу сказать, что босая Элиза выглядит всё же адекватнее, чем босая Герда из «Снежной Королевы».
mputnik, 4 июля 2019 г.
Семейные ценности. Кровные узы. Ближний круг. Клан. Мафия. Ну, в смысле — семья. На сицилийском диалекте — «моё дело» (в смысле — семейное, «узкоклановое»). Но лично мне больше нравятся арабские корни трактовки «семьи» (мафии): арабское слово «mu'afar» означает защиту, безопасность, предосторожность, а слово — опять же арабское — «marfa» означает «убежище, укрытие, тайник».
Семейные ценности. Кровные узы. Ближний круг. Ради этого можно вытерпеть любые муки, преодолеть любые препоны, разрушить любые преграды. Потому как ничего выше этого на свете нет. Правда, есть ещё верность делу, долгу, Родине. Но — это, фактически, просто расширение пределов понятия «Ближний круг», включение в понятие «родня» не только знакомых друзей и друзей знакомых, но и всех их родственников, близких и дальних, земляков, единоверцев — и т.д. Суть — одна и та же.
Жертвенность как продукт единения Клана. Мастодонтальная основа бытия.
Некоторые называют это Любовью. Ну да, ну да, ну да. В принципе. Вот только Христос сказал «...Возлюби ближнего твоего, как самого себя...». Чтобы тебя возлюбили, должны быть некие основания для БЛИЗОСТИ. Нищим подают милостыню, и — забывают об их существовании, как только те уходят с глаз долой. А вот ради братьев — ...
Да. Мера близости — ЕСТЬ. А вот меры жертвенности — НЕТ
Svetlana Roy, 21 декабря 2016 г.
Эта сказка Андерсена ассоциируется у меня с жизненным путём. Не каждый персонаж, а все вместе. Принцы — тело. Элиза — душа. Умерла мать — закончилось детство. Отец — неопытность и неготовность принимать решения, анализировать, вера в поверхностное. Мачеха — взросление. «Летите прочь из дворца и сами добывайте себе пропитание». Вот тело несёт по жизни к самым облакам, а душа ещё играет с зелёным листочком. И Элиза пытается вернуться в уютное родительское гнездо. Где не надо взрослеть. Но Мачеха по-прежнему выталкивает в мир. Брести по полям и болотам, не зная, куда идти. Душа сбивается с дороги. Она не едина с телом. Этот разлад — внутренняя противоречивость, неопределенность. Затем происходит открытие внутреннего «Я», осознание собственной индивидуальности и ее свойств. И душа с телом вместе продолжают путь. Через бушующее море. Душа обретает мужество и стойкость, чувствуя боль, страх, муки. И жизнь и смерть в её руках. Появление Короля — изменение семейного статуса, горькие слёзы на её королевском платье — нелёгкое испытание бытом... И если пройдены испытания и сохранена невинность, сами собой зазвонят все колокола в городе. Это — счастье.
Brain-o-flex, 16 декабря 2014 г.
Жаба на груди, жаба на голове... Ужасное колдовство одной и прекрасная душа другой, от чистоты которой жабы становятся розами...
Серьезная сказка. О любви, самоотверженности, преданности, и прочем...
Драма! Люди не понимают, на вопросы не получают ответов — от незнания рождается СТРАХ. Ведьма! На костёр!
Каждый раз в разных местах думаешь — ну вот, сейчас уже будет хорошо! и опять облом!
Холодный датский нрав не сдаст так просто позиций, вытянет все жилы... Испереживаешься, пока дочитаешь. И это хорошо, это поучительно...
в жизни ничего не дается легко и просто, всё нужно вырывать с кровью...
Сказки у Андерсена не детские. Но это я сейчас понимаю. Пожалуй, эта — моя любимая сказка у Андерсена.
Ben Chevis, 17 ноября 2012 г.
Когда думаю об этой сказке, всегда одна мысль не дает покоя. Один из принцев остался с лебединым крылом! Каково ему, бедняге, среди общего веселья? Как сибирским погорельцам, у которых одних не сгорел дом во время прошлогоднего пожара! Все то в другой деревне..
glupec, 4 октября 2010 г.
Подписываюсь под каждым словом предыдущих рецензентов. Сказка прекрасная — про мужество, про глубокую человечность и то, как важно быть добрым. Пока дети читают такие сказки, не всё у нас в жизни будет плохо.
А от себя добавлю ещё вот что. Есть такая ирландская легенда — про королевну и двух королевичей, тоже превращенных в лебедей злой мачехой. Как они жили на море, и сестра берегла братьев — укрывала их во время бури своим телом на небольшом островке.
Эта легенда гораздо трагичнее, чем сказка Андерсена, там нет счастливого конца — но, я думаю, он все-таки ее знал и именно ею (вкупе со сказками бр. Гримм) был вдохновлен, когда писал «Лебедей».
Но — существенное отличие: по Андерсену, сестра НЕ заколдована (мачеха с удовольствием превратила бы и ее в дикого лебедя, но не могла). Понятно, почему именно так: если бы на Элизу тоже пало заклятие, она не смогла бы спасти братьев. Т.е., вариант Андерсена более добрый, оптимистичный. Он не хочет, чтобы его любимая героиня была поставлена в трудную ситуацию; можно сказать, бережёт её.
И — счастливая развязка: это тоже прекрасно. Хотя и нет великолепной сцены, которая была в похожей сказке у Гриммов — когда от прикосновения крыльев заколдованных принцев
Paganist, 3 апреля 2012 г.
Одна из самых любимых сказок Андерсена и сказок детства вообще. Даже затрудняюсь ответить почему. Наверное, потому что в ней, как на ладони, описаны такие вечные ценности как любовь, преданность, самоотверженность, доброта, смелость. И в самом неприглядном виде, в то же время очень реалистично, показаны зависть, ненависть и глупость.
В детстве всегда было жалко бедную Элизу, очень нравился благородный король, полюбивший её. И конечно же описания природы!
Knyajna, 22 апреля 2010 г.
Полностью согласна с dydyka, отважности героине не занимать. Как ни странно, при воспоминании о сказке у меня в голове тот же образ возникает — девушка, крапива, пещера! Это самый яркий момент! И еще братья главной героини — как они прилетают, и перья их начинают пропадать! Главной темой для меня здесь является преданность своей семье! Главная героиня любит свою семью, своих братьев, а за свою семью надо сражаться до конца!!!!!!!!!!!!!!!:leb:
dydyka, 8 ноября 2009 г.
Красивая сказка о бесконечной любви и преданности своим родным. Я очень люблю Андерсена, несмотря на то, что для меня до сих пор некоторые его произведения пугающи («Девочка со спичками», например). Я помню полностью сюжет сказки, но перед глазами упрямо стоит картина мрачной пещеры, где укрывалась отважная девушка, жуткого кладбища, где она рвала крапиву. А ещё ее нежные руки, покрытые царапинами и волдырями крапивных ожогов... Невероятная сила духа у главной героини.
Anastasia2012, 8 июня 2010 г.
Сказка не оставила равнодушной. Оторванность от дома, любимых. Смена стабильности и достатка одиночеством и нищетой. О жгучести крапивы знаю не понаслышке. Сколька раз сама в дестве обжигалась. А сбор её, обработка вообще воспринимаю как адский труд. А ещё и в колдовстве обвинили. И, как бывает у Андерсена, обет молчания (как вариант — немота у Русалочки). И всё-таки сила духа и вера в результат спасают братьев героини. Однако жалко младшего, ведь на одно крыло ему не хватило.