fantlab ru

Все отзывы посетителя razrub

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Баян Ширянов «Пробел»

razrub, 24 декабря 2023 г. 16:55

Шикарно! Очень изящная шутка автора. Роман, состоящий из единственного знака. Причём, даже этого знака физически нет, так как пробел — это отсутствие какого-либо знака. Ох, какие глубины философии и всякого дзена тут подтянуть можно! Прям новеллизация «Чёрного квадрата» Малевича средствами изящной словесности! И кому интересно, что автору просто хотелось поучаствовать в популярном некогда интернет-конкурсе «Арт-Тенёта 98», но у него уже не было времени сочинять текст? Кстати, автор победил в аналогичном конкурсе, состоявшимся годом ранее, «Арт-Тенёта 97», но тогда у него был вполне нормальный и полновесный роман.

И как любая шутка, подобное «работает» лишь один раз. Так что, очень хорошо, что автор не «скатился в сериальщину» и остановлся на «Пробеле». А ведь мог бы и кучу романов-продолжений выдать: «Точка», «Запятая», «Минус», «Рожица кривая, или Смайлик» (этот роман — аж в трёх томах) и т. д...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Оксана Дубровская «Тайны древних рас»

razrub, 29 июля 2023 г. 13:38

Микс надёрганных из различных источников научных фактов и теорий с паранаучной «неведомой фигнёй».

Оценка: 1
– [  2  ] +

Коллективный автор «Вурдалаки Той Стороны (Бляхамуха)»

razrub, 21 декабря 2019 г. 22:21

Любопытнейший межавторский литературный сетевой эксперимент конца прошлого века, ещё на заре «этих ваших интернетов». В первую очередь интересна сама форма. Буриме, но не совсем такое, какое привычно читателям бумажной литературы, когда авторы последовательно продолжают эпизоды друг друга. Здесь каждый автор волен продолжить любой эпизод. Потому у эпизода может быть несколько продолжений, которые в свою очередь тоже могут ветвится, и т. д. Эдакий «сад расходящихся тропок» на «просторах Интернета». Читатель же сам выбирает по какой из тропинок ему двигаться. И роман может быть прочитан множеством различных способов.

Отдельно стоит отметить творчество Василия Павловича Щепетнёва, который был не только координатором проекта, но ещё и работал там за четверых (писал под своим именем и под тремя псевдонимами). Проект просуществовал не слишком долго (лишь 1999 год) и нынче подзабыт. Потому особо рекомендую с ним ознакомиться тем любителям творчества Василия Щепетнёва, кто его ещё не читал. Эффект «дежавю» гарантирован, некоторые названия и тексты покажутся очень знакомыми.

И на закуску — большая цитата из манифеста:

«Время создавать народный роман! Роман, написанный самим народом.

На исходе второго тысячелетия «Rara Avis» и творческая мастерская «Третья сила» инициируют написание величайшего произведения всех времен и народов в жанре SF, а именно — хрюллера «Вурдалаки Той Стороны», сиречь «Бляхамуха» (хрюллер — произведение, написанное в жанре хоррора и триллера. Классический пример —- «Три поросенка», где мастерство создания тревожной атмосферы спорит с динамическими сценами схваток и погонь. Разумеется, ограничиваться законами хрюллера, сколь либеральными они бы не были, совсем не обязательно — допустимы приемы фэнтези, технофантастики, мистики, «светлого романа» и что там еще в фантастике бывает).

Проект должен показать многогранность талантов, которыми и до сих пор не оскудела земля русская, а также земли сопредельные, не очень сопредельные и совсем несопредельные».

Оценка: 7
– [  5  ] +

Василий Щепетнёв «Дым отечества»

razrub, 15 сентября 2019 г. 11:26

Отзыв пишу «по горячим следам», только что прочитав книгу. На душе — полнейший восторг и эйфория. Ай, да Василий Павлович! Ай, да отлично!

Сам роман — приквел к уже давней вещи, к «Хроникам Навь-города». И вот, хотя мне и очень нравится творчество Василия Щепетнёва, «Хроники...» всегда считал не самым удачным произведением автора. Но после прочтения «Дыма Отечества» моя оценка «Хроник...» сильно поменялась в лучшую сторону. В дилогии теперь многое встало на свои места, произведение стало более цельным и понятным.

Отдельно стоит сказать о многочисленных литературных отсылках в романе. У автора спрятано их в тексте немало — эдакий «праздник души» для любителей научно-фантастической классики. Отсылки к произведениям Стругацких, Лема, Шекли, Варшавского, Брэдбери, Хайнлайна — да много чего знакомого обнаружит там читатель. Честно говоря, я «Дым Отечества» прочитал аж два раза подряд: первый раз больше следил за самой историей, а во второй — выискивал в тексте скрытые цитатки и аллюзии, что тоже довольно увлекательный процесс.

Итог: отличная книжка отличного автора. И читательский восторг.

Оценка: 10
– [  21  ] +

Виктор Пелевин «Иакинф»

razrub, 25 августа 2019 г. 20:20

Я бы охарактеризовал эту небольшую пелевинскую повесть, как мистический триллер. По крайней мере, именно так выглядит повесть на первый взгляд.

Четверо московских друзей-туристов на Северном Кавказе, странный проводник, рассказывающий по вечерам странную историю о своей жизни в 90-х годах, о древних богах и о человеческих жертвоприношениях.

Вряд ли этой повести суждено стать классикой хоррор-литературы. Нет, текст очень даже хорошо написан, повесть интересно читать, но всё-же нынешнего любителя страшилок трудновато увлечь этим текстом, по-моему. Я, например, даже не будучи большим поклонником мистики и заядлым читателем хоррора, ещё задолго до финала понял, какой будет концовка. То есть, внешне — всё довольно предсказуемо.

Впрочем, хоррор — это только первый слой. Вчитавшись в текст тщательнее, видишь, что это типичный пелевинский постмодернистский текст с множеством скрытых цитат, аллюзий и отсылок. Опять Пелевин играет с читателем в «угадайку». И на этот раз объектом творческого переосмысления стали в первую очередь книги

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
братьев Стругацких.
Хотя и не только они.

(Далее последует один большой скрытый спойлер. Ежели кто хочет поискать эти аллюзии и отсылки, то скрытый текст читать не следует. А я же изложу, что там получилось отыскать. А уж что хотел автор этими отсылками сказать... Тут вариантов ответа много, целый «сад расходящихся Петек». Ибо Пелевин же.)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Итак, перед нами своеобразный ребус по творчеству братьев Стругацких. Я, будучи давним читателем АБС, мимо этих отсылок никак не мог пройти мимо, и именно они заинтересовали меня больше самой истории про древнего бога.

Вначале обращаешь внимание вот на эту цитату:

« ... Экстрасенс из меня вышел так себе, районного масштаба. В Москве или Петербурге такому делать было нечего – актерский уровень не катил. В столицах народ вострый. А на провинцию таланта хватало. И потянулись передо мной, как сказал древний поэт, глухие, кривые, окольные тропы...

– Откуда это? – спросил Тимофей. – Что-то знакомое.

– В какой-то фантастике было, не помню».

Ну, герой может и не помнить, но читатели-то сразу узнают. Братья Стругацкие, повесть «За миллиард лет до конца света». Вернее, авторы цитируют в повести стихотворение «Трусость» японской поэтессы Ёсано Акико. Кстати, поэтесса не такая уж и древняя, годы её жизни — 1878-1942.

Да и главный герой, проводник и туристический гид Акинфий Иванович, уж чем-то больно знаком... Седая борода... Похож на Гэндальфа... Впрочем, это сейчас борода седая, а в 90-е была «пегая бородка». И был он тогда «дипломированным экстрасенсом» с научным уклоном, то есть, шарлатаном. Да и имя это — Акинфий...

Ба! Да это же старый знакомый! Амвросий Амбруазович Выбегалло собственной персоной. Повести «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке».

Иногда Акинфий Иванович называет себя не Акинфием, а на греческий манер, Иакинфом. А ведь это тоже отсылка к Выбегалло, только хорошо замаскированная. Тут надо вспомнить, что одним из прототипов Выбегалло был академик Лысенко. И также Лысенко был выведен в романе В. Дудинцева «Белые одежды» под именем академика Кассиана Дамиановича Рядно. От рождения бывшего Касьяном Демьяновичем, но обожавшего такое «греческое» имяречение.

А ещё Акинфий Иванович ездит на велосипеде. И по роду своей службы (магической службы) тесно связан с... мнэ-э... скажем, с богом Времени. А теперь вспомните машину времени на велосипедной тяге из «Понедельника...»

Впрочем, Акинфий Иванович — это ещё немного и Рэд Шухарт из повести «Пикник на обочине». Проводник, водит туристов по горам. Фактически, сталкер. А помните, зачем Рэд брал с собой в Зону Арчи? Да, именно смерть Арчи открывала Рэду Шухарту дорогу к Золотому Шару. То есть, Арчи был принесён в жертву. Вот и Акинфий Иванович... Но стоп, не буду раскрывать сюжет повести Пелевина.

В финале повести — ещё одна отсылка к «Пикнику...»:

« – Счастье, – сказал Валентин, – счастье. Никаких других слов не надо… Даже этих не надо».

Другие слова там, кроме «счастья», вспомните? Ага, «счастье для всех даром...» и так далее, конечно же...

А вот ещё из финала цитата:

«По дороге шли дети. Они были одеты бедно и просто – чаще всего завернуты в кусок ткани в виде набедренной повязки или накидки. У них в руках были сладости, куклы, сделанные из травы и веток флажки. Некоторые пели, другие брели молча. Никто не казался испуганным – наоборот, они выглядели довольными и улыбались. У многих лица были раскрашены белой и синей краской, из-за чего они походили на футбольных болельщиков – но это, конечно, было сравнение из совсем другого времени».

Тоже легко узнать. Аллюзия на исход детей в повести «Гадкие лебеди».

И ещё несколько цитат «с последующим разоблачением»:

« – Всегда пропасть и стена, – сказал Андрон. – Или с правой стороны стена, а с левой пропасть. Или наоборот.» (роман «Град обреченный», понятное дело).

«Он подошел к росшему на краю обрыва кусту, присел рядом...» (а это уже повести «Улитка на склоне» / «Беспокойство»).

«В самом центре культа Баала стояла группа людей, которые давно такой обмен наладили. Они фактически приобрели бессмертие и жили с незапамятных времен. Их называли темными бессмертными...» (сценарий «Пять ложек эликсира» и эпизод из романа «Хромая судьба»).

И ещё один источник вдохновения Виктора Олеговича — рассказ АБС «К вопросу о циклотации». Северный Кавказ, горы, палатка, явление... мнэ-э.. скажем, древнего бога. Всё сходится.

И если уж по повести разбросано столько отсылок, то может и четвёрка друзей-туристов — это намёк на «аньюдинскую четверку» из повести «Полдень, XXII век»? Оно конечно, отсылка не очень явная, но по-моему, именно так и есть.

Итого обнаружено: «За миллиард лет до конца света», «Пикник на обочине», «Понедельник начинается в субботу», «Гадкие лебеди», «Град обреченный», «Улитка на склоне»/«Беспокойство», «Пять ложек эликсира»/«Хромая судьба», «К вопросу о циклотации», «Полдень, XXII век».

Может, и ещё что есть, да я упустил и не заметил... Хорошая выборка из Стругацких получается!

Впрочем, в этой повести найдутся отсылки не только на творчество АБС. Есть и пара отсылок на Хорхе Луиса Борхеса.

Но это уже совсем другая история...

Оценка: 9
– [  4  ] +

Межавторский цикл «Свободные фантазии на тему миров Стругацких»

razrub, 7 июля 2018 г. 15:55

Конечно же, ставить оценку этому «межавторскому циклу» не имеет никакого смысла. Слишком разные здесь собраны авторы и слишком разные произведения. Объединение чисто формальное. Эдакий список вещей на темы, миры и героев АБС. Но список очень удобный, спасибо всем, кто занимается его наполнением.

И ещё это хорошая иллюстрация правила Старджона. Есть в списке вещи вовсе никудышные, есть посредственные, а есть и те самые десять процентов вполне достойного.

Лично у меня — самое любимое на темы АБС — пародия Ильи Варшавского «Аннигилисты». Рассказ в этот список не включен, так как формально там нет упоминаний героев Стругацких, но зато блестяще пародируется стиль Братьев середины 60-х годов.

И ещё, на мой взгляд, великолепен рассказ Василия Щепетнёва «Позолоченная рыбка». Впрочем, любителям «строгого канона» лучше тот рассказ не читать, так как там мир АБС «вывернут наизнанку». Но рассказ очень сильный по своим литературным достоинствам. Не зря же в своё время он получил «Бронзовую Улитку», персональную премию Бориса Стругацкого.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Натан Стругацкий «Александр Самохвалов»

razrub, 19 ноября 2016 г. 14:17

Книга из 1933-го года. Исследование творчества художника Александра Самохвалова.

Не буду скрывать, первоначально за чтение книги взялся лишь из-за личности автора. Всё-же написана книга отцом Аркадия и Бориса Стругацких, вот потому, в первую очередь, книга меня и заинтересовала.

Но и непосредственно сам текст — очень даже любопытен. Узнал об интересном художнике (от живописи я весьма далёк, и к своему стыду, признаюсь, что о художнике раньше даже не слышал). Посмотрел репродукции его работ. С пользой потраченное время.

Следует отметить, что это всё-же искусствоведческая монография, а не массовое издание. Потому язык — характерный для такого рода публикаций. Но в целом, весьма читабельно, понятно и интересно.

И ещё это памятник своего времени. «Классовый подход», «линия партии» и прочие идеологизмы — всё это на страницах книги имеется.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Илья Варшавский «Аннигилисты»

razrub, 23 февраля 2016 г. 17:29

На творчество братьев Стругацких разными авторами написано немалое число пародий. Увы, пародий действительно смешных и удачных — среди них не так уж и много. Но вот эта пародия Ильи Иосифовича Варшавского, как на мой вкус — так самая лучшая. Уж очень точно схвачен литературный стиль Стругацких периода начала 60-х. Читать интересно и весело. Правда, мне доводилось слышать мнение, что пародия чересчур едкая и саркастичная. Но ведь будь пародия «беззубой» и пресной — она бы и не была интересной.

Пародируется глава «Эйномия. Смерть-планетчики» из повести «Стажёры». Пародируется очень «вкусно», с шикарными отсылками к творчеству И. Бабеля.

В 1962 году в журнале «Искатель» были опубликованы две главы из повести братьев Стругацких «Стажёры» под общим названием «Генеральный инспектор» (ага, вот отсюда и возникло пародийное примечание «отрывок из научно-фантастической повести “Звездный ревизор”», впоследствии породившее слух о неоконченной повести Варшавского). Получается, что пародийный рассказ «Аннигилисты» Варшавский написал либо в 1962 году, либо в начале 1963, так как уже весной 1963 года в переписке братьев Стругацких встречается упоминание о пародии. Приведу кусочек из письма Аркадия Стругацкого брату от 30 марта 1963 года.

«3. Строго между нами. Пародия Варшавского — отличная вещь и всё такое. Но имей в виду, что при настоящем положении вещей это может быть сигналом к нападению. А как же! Вот вам сигнал в «Молодом коммунисте» — раз. Вы протестовали. Но вот и толстый журнал за вас взялся, там люди не дураки сидят. И бьют все по одному месту, по запорожцам в космосе. При той травле, которую сейчас Казанцев развернет против молодых, это может оказаться чреватым. Не будешь же ты всем объяснять, что Травинский и Варшавский — наши друзья. Почему-то, скажут, пародий на Казанцева не печатают. И ваших оригинальных вещей не печатают. Скверно, молодые люди, общественность вас осуждает. Имей это в виду, а там поступай как знаешь.»

Да, такие были времена... Публикация пародии могла навредить братьям Стругацким (а судя по письму, такая публикация планировалась в одном из «толстых» журналов). Вероятно, именно по этой причине Илья Иосифович и не стал рассказ публиковать. И был рассказ «Аннигилисты» напечатан лишь во времена совсем иные, в 1989 году. К сожалению, самого автора уже не было в живых...

Кстати, братья Стругацкие не остались в долгу перед Варшавским. В «Комментариях к пройденному» Борис Стругацкий вспоминает, что «году этак в 1963 или 64-м», он написал «пародию на нежно любимого и почитаемого Деда — Илью Иосифовича Варшавского» — рассказ «Мыслит ли человек?». Хотя, «это уже совсем другая история». Впрочем, и рассказ Бориса Стругацкого тоже не был тогда опубликован, публикация состоялась тоже в 1989 году.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Джайлс Спарроу «Планеты. Путешествие по Солнечной системе»

razrub, 2 октября 2015 г. 14:49

Фоточки. Красивые фоточки. Ну очень красивые фоточки! Портреты планет Солнечной системы и их спутников «в полный рост». Изображения астероидов и комет с близкого расстояния. Лунные и марсианские пейзажи, как они есть.

Авторы большинства работ — не люди. Эти фотографии сделали роботы, созданные человеком: автоматические межпланетные станции и самоходные аппараты. Ведь сам человек еще пока дальше Луны никуда не выбирался.

Красота! Именно тот случай, когда лучше один раз увидеть. Хотя бы на фото.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Антон Первушин «Марсианин: как выжить на Красной планете»

razrub, 1 октября 2015 г. 15:03

Всегда с интересом читаю и очень ценю научно-популярные книги Антона Первушина по истории космонавтики. Книги, как любят говорить в «этих ваших интернетах», «хорошие годные». Рассматриваемая монография — не исключение. Но вначале скажу о том, что не понравилось.

А не понравился способ подачи издания читателю. Вот издательская аннотация, приведу её полностью:

«Ученый Марк Уотни в составе космической миссии прилетел на Марс. Из-за песчаной бури весь экипаж вынужден был немедленно покинуть планету. Марк Уотни не успел вовремя добраться до станции. Он вынужден был придумать, как прожить четыре года на безжизненной Красной планете, чтобы вернуться домой на следующем шаттле. Режиссер Ридли Скотт в 2015 году мастерски снял завораживающую по своему эмоциональному накалу ленту. Но могла ли эта история произойти на самом деле? Что представляет собой самая близкая к нам планета и как на ней выжить? Обо всем этом читайте в новой книге известного ученого и писателя Антона Первушина.»

Из аннотации вполне можно сделать вывод, что книга о романе Э. Вейера и фильме Р. Скотта. Тем более, что книга издана в серии «Главная кинопремьера 2015».

Действительно, о романе и фильме упомянуто в предисловии. И всего лишь. А сама книга не о фильме или романе, она о Марсе. О том, как люди познавали, изучали и исследовали Красную планету с древности до настоящего времени, о космических полётах к Марсу и на Марс, о будущих программах и перспективных планах. И о том, как земляне представляли себе Марс в фантастической литературе.

И тут ещё одно «но». Книга-то, получается, вовсе и не новая. Фактически, это всего лишь новая редакция другой книги автора, вышедшей ещё в 2006 году: «Завоевание Марса. Марсианские хроники эпохи Великого Противостояния». И если сравнивать обе книги, то сравнение оказывается далеко не в пользу нового издания.

В новой редакции имеют место быть сильные сокращения, объём текста уменьшился чуть ли не в два раза. Некоторые главы полностью исключены, другие — порезаны. Также в варианте 2006 года присутствовал богатый иллюстративный ряд: рисунки, фото, схемы. Увы, в новой книжке — ни единой картиночки. Исчез и список использованной литературы, прежде занимавший аж девять страниц.

Правда, кое-что в книге и дополнено. Это касается данных по недавним миссиям к Марсу, что произошли уже после 2006 года, и дальнейшим планам на перспективу.

В целом же книга, безусловно, интересная. И если бы я не читал «Завоевание Марса», то поставил бы 10 баллов. Но увы, поставлю только 7, так как есть с чем сравнивать.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Юрий Мухин «Антиаполлон. Лунная афера США»

razrub, 19 апреля 2014 г. 14:57

Оказывается, люди никогда не бывали на Луне. Ага. Не верите? А вот в этой книге как раз все «доказательства» и собраны.

А то, что «доказательства» фальсификации полетов человека на Луну по программе «Аполлон» легко рассыпаются от аргументов специалистов — автора, известного сторонника «теории всемирного заговора» — особо и не волнует. Ведь главное — еще раз в чем-нибудь «обличить» Америку. А заодно и «продажную верхушку КПСС», которая, по версии автора, помогала НАСА одурачить общественное мнение.

Скажу честно, читая книгу, испытал немало веселых моментов. От некомпетентности автора, от его демагогии, от навешивания ярлыков, от подтасовки фактов. Конечно, можно бы всем вышеперечисленным и возмутиться. Но посмеяться — полезней для здоровья.

Безусловно, если рассматривать эту книжку, как научно-популярную — то книжка бесполезна и даже вредна, ибо лжива. Но справедливости ради отмечу, что традиция-то давняя. Еще в античные времена Дион Хризостом «убедительно доказывал» то, что в Троянской войне победили вовсе не греки, а троянцы. Правда, сам-то античный философ в доказываемое вряд ли верил, ему была важна полемика. А автор «Антиаполлона» — похоже, верит в выдуманные факты.

Но есть, есть от книги и практическая польза. Начинающие сетевые тролли смело могут рассматривать книгу, как пособие по интернет-троллингу и демагогии, благо автор огромными кусками цитирует свои интернет-сра.., пардон, дискуссии. Только тролль слишком толстый и не слишком умный.

Оценка: 2
– [  9  ] +

Роман Арбитман «Мы с генералиссимусом всё ещё пилим Луну»

razrub, 11 декабря 2013 г. 21:18

Кратенько о сути дела.

В начале 90-х гг. прошлого века доктор филологических наук Рустам Святославович Кац опубликовал фундаментальную литературоведческую монографию «История советской фантастики». Хорошая монография, годная. Только вот (тут мнения расходятся), то ли доктор Кац проживает в Иной Реальности, то ли и вовсе, является плодом безудержного воображения «злобного критика» и писателя-фантаста Романа Арбитмана. В любом случае, факты, изложенные в научной работе, вовсе не обязаны соответствовать истории нашей Текущей Реальности. Разные Реальности — разные литературы. Ну, фантастика — что с нее возьмешь?

В числе прочего, доктор Кац упомянул и о предложении Сталина на Потсдамской конференции, в 1945 году, разделить Луну между великими державами. Историки Текущей Реальности, правда, о таком предложении не слыхали, но во многих других реальностях, это — исторический факт.

А дальше началось прекрасное и удивительное. (Тут, будучи сочуствующим делу партии национал-лингвистов, не могу не процитировать бессменного лидера партии Евгения Лукина). Так вот, лидер национал-лингвистов учит: «Вымысел, именуемый историей, принято считать истиной лишь в тех случаях, когда он находит отзвук в сердце народном.» И факт попытки распила Луны такой отзвук нашел!

Через несколько лет после издания монографии, когда эти ваши интернеты уже взошли, поднялись и окрепли, по сайтам, блогам и форумам принялись гулять статьи и статейки о гениальной прозорливости и бесконечной мудрости Вождя, предвидящего исключительную стратегическую роль естественного спутника Земли. В качестве аргумента — факт из книги доктора Каца.

Дальше — больше. Факт перекочевал из интернетов в бумажный и кинематографический сектор. Статьи, книги, фильмы... Самое интересное — нынче факт уже почти никто и оспаривать не пытается.

Один Арбитман за восстановление исторической справедливости и борется. Пишет разоблачительные и покаянные статьи, где рассказывает, как же его угораздило выдумать Каца. Не хотел автор рождения лунного мифа, но мнение автора — мифу не указ! И теперь «поздняк метаться». Факт, он в любой Реальности факт. И несподручно плыть супротив течения Истории. Баста, как Клио решила, так и будет: Сталин пилил Луну!

Я с замиранием сердца ожидаю новый, высочайше одобренный, единый школьный учебник истории. Полагаю, что роль Генералиссимуса в распиле Луны будет там достойно отражена. В соответствии с государственными задачами.

А Роману Эмильевичу, по моему скромному мнению, следует все же быть поосторожнее с саморазоблачениями. Ведь кто его знает, как дело выйдет? Вдруг как примет Государственная Дума какой закон о борьбе с очернением светлого образа истории? И тогда за отрицание всем известного факта раздела Луны Сталиным — могут и привлечь. Да еще и за оскорбление чувств верящих добавят...

P. S. А статья — хороша! Как и должно, по-арбитмановски. Хлестко и едко, точно и злободневно. Десять баллов.

P. P. S. И совсем свежий пример. Буквально на днях я приобрел книгу С. Славина «Тайны военной космонавтики» (М.: Вече, 2013, серия «Военный архив»). Книжка не желтая, нормальный научпоп. Но как вы уже догадываетесь, и на ее страницах Вождь продолжает пилить Луну...

Оценка: 10
– [  13  ] +

Олег Авраменко «Источник мироздания»

razrub, 5 ноября 2013 г. 05:54

[b]Эффект «Санта-Барбары»[/b]

Сразу сделаю две оговорки.

Оговорка первая: сериалы, циклы и романы с продолжениями не люблю. Не клинически, но не люблю. Конечно, смотря какие сериалы, но вот уже сами слова «сериал» и «цикл» вызывают у меня некоторую настороженность.

Оговорка вторая: к фэнтези отношусь тоже довольно настороженно. Опять же, смотря какая (или какое?) фэнтези. Есть довольно много вещей этого жанра, которые я считаю своими любимыми и регулярно перечитываю. Но у меня такое ощущение, что фэнтези отрицает закон Старджона: фэнтезийные ерунда и халтура намного превышают честные старджоновские 90 процентов.

А с «Источником мироздания», вернее, с первыми двумя книгами цикла, я впервые познакомился в году, эдак, в двухтысячном. Совершенно случайно познакомился. Уж и не помню сейчас, то ли книжки продавались по какой-то совсем смешной цене, то ли и вовсе, шли бонусом к другим покупкам. Начал читать. Сначала чтение вызывало лишь легкую улыбку. Желязны и Амбер лезли из всех щелей. Иногда проскакивал «Многоярусный мир» Фармера. Причем, это был не какой-то там «поНтмодернизЬм», когда автор предлагает читателю поиграть в литературную угадайку. Нет, обычное заимствование сюжетных ходов и характеров персонажей, без всякого «двойного дна».

А еще всякие сексуально-близкородственные связи «доставляли». Тут, то ли автор хотел привлечь читателя «запретным плодом», то ли сам эдаким образом сублимировал; без стакана и Фрейда — и не разберешься.

А что касается собственно литературы, так видно, что автор не Гоголь, не Джойс, и даже не Лукьяненко. И еще много кто «не». Но и не то, чтобы уж совсем нечитаемо. Уровень, примерно, «средней температуры» по нашей «больничке».

Обычно подобные книжки мне надоедает читать странице к пятидесятой. Далее досматриваю «по диагонали» и в скором времени благополучно забываю. Но здесь был совсем не тот случай. Через полсотни страниц я обнаружил, что все вышеперечисленные недостатки, хотя и никуда не исчезли, но вот стали мне «до лампочки». Я увлекся самой историей. Старался удержать в памяти многочисленные любовно-родственные связи и следил за развитием сюжета. И быстренько «осилил» книжку. Надо ли говорить, что следом был прочитан и второй роман? Потом, когда были изданы продолжения, то как-то незаметно приобрел и прочитал и их. Интересно было узнать, что там нового у старых знакомых. Такие дела.

И до сих пор не могу разобраться, чем же этот сериал меня так зацепил. Вроде бы, совершенно не мое, но вот надо же...

Пробовал читать другие вещи этого автора. Увы, там все было предсказуемо: досматривал «по диагонали» по причине потери интереса.

Сейчас задумался: какую оценку поставить циклу? С одной стороны, литературный уровень оставляет желать... С другой, ведь сумел как-то сподвигнуть меня автор на прочтение всех книжек цикла? И ни денег мне за это не приплатил (а даже вовсе наоборот), и ни утюг, ни пистолет не использовал.

А «влуплю-ка» (как тут недавно выразился один фантлаборант) я циклу восьмерку! Не жалко!

Зато теперь я лучше понимаю поклонников всяко-разных телесериалов. Когда на плите что-то подгорает, в кастрюле что-то выкипает, а домохозяйка с упоением следит за похождениями героев очередной «Санта-Барбары».

Оценка: 8
– [  12  ] +

Виктор Пелевин «Луноход»

razrub, 14 октября 2012 г. 15:47

Оба предыдущих отзыва не слишком лестные, оценки невысокие... Если рассматривать этот текст, как самостоятельный рассказ, то возможно, в чем-то авторы предыдущих отзывов и правы. Только вот — это никакой не рассказ. Это отрывок из повести «Омон Ра», и именно с таким подзаголовком текст и был впервые опубликован в журнале «Знание — сила», #9 за 1991 год. Потом текст дважды включался в сборники, увы, не знаю, как он там был позиционирован, вполне возможно, что и как рассказ, но это уже вина издательств.

А отрывок, он отрывок и есть: несет прежде всего функции ознакомительные и рекламные. Дабы заинтересовать читателя, вызвать у читателя желание узнать, «что дальше было» и заставить читателя прочитать полный текст повести. И в общем-то, с этими функциями отрывок отлично справляется. А я бы рекомендовал все-же прочитать «Омон Ра» полностью, и тогда многие вопросы по этому так называемому «рассказу» отпадут.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Межавторский цикл «Обитаемый остров»

razrub, 1 октября 2012 г. 22:36

Итак, прошло уже почти два года, как стартовал беспрецедентный для отечественной фантастической словесности проект, где лучшие фантасты ССКР попытались описать знакомый всем с детства мир «Обитаемого острова» братьев Стругацких. Не секрет, что до сих пор есть немалое количество людей, считающих фантастику литературой второго сорта. Мол, зачем вам это развлекательное чтиво, читайте книги о реальных героях: о покорителях Марса и Венеры, о исследователях спутников больших планет, о первооткрывателях Трансплутона, о тех смельчаках, что отправились в Первую Межзвездную. А фантастика... В лучшем случае она должна призывать молодежь во втузы, вот ее место.

Братья Стругацкие же своим творчеством всегда блестяще доказывали, что фантастика — именно литература. И писатели-участники проекта не подвели своих учителей.

Признаться, первую книгу проекта я брал в руки с некоторым сомнением. Все же, чужой для автора мир, чужие герои... Но как только начал читать роман Лазарчука и Успенского «Посмотри в глаза голованов» — уже не мог оторваться от книги. Прочитав же, с нетерпением стал ожидать выхода книг следующих. И книги последовали.

Романы «Охота на дикие субмарины» Васильева и «Саракшианский дозор» Лукьяненко, «Ведьмы Островной империи» Логинова и «Пандейская карта» Громова. Сборники рассказов: «Стрельба по башням» Дивова и «Портрет Колдуна в юности» Лукина. Пришел в проект и гость из «большой литературы»: модный писатель Пелевин издал в рамках «Обитаемого острова» свой, на мой вкус — лучший на сегодняшний день, роман «К.О.Л.Д.У.Н. и Пустота». Да и не только авторов из ССКР заинтересовал проект. Тому пример — британский фантаст-коммунист Чайна Мьевиль с книгой «Шрам Кракена». Ну, и одна из самых обсуждаемых книг этого года — шедевр от Дмитрия Строгова «Под небом Саракша».

В своем отзыве я не буду пересказывать содержание книг, это заняло бы слишком много места. Скажу одно: прочитайте, книги стоят того!

И конечно следует отметить добротную работу автора идеи и координатора проекта Андрея Черткова, без которого эти книги вряд ли бы были написаны и изданы.

А сегодня в новостях прозвучало известие, грустное и радостное одновременно. Грустное, потому что проект скоро будет завершен. Что ж, всякая история обязана иметь свой финал. Но зато сколь мощно должен прозвучать финальный аккорд! Сами мэтры, писатели Аркадий и Борис Стругацкие, наконец-то вняли мольбам многочисленных фэнов и возвращаются в мир Саракша. И тот роман «Белый Ферзь», задуманный ими много лет назад, и о котором они упоминают в своем мемуаре, и который им в какой-то момент «стал не интересен» — дописан! И будет издан до конца этого года. Все поклонники творчества АБС в предвкушении...

P. S. Я тут недавно прочитал несколько книг в жанре нынче сверхпопулярного «постапокалипсиса», где действие происходит на альтернативной Земле, пережившей ядерную войну. А если допустить, что Реальностей действительно много? Наверно, тогда найдется и такая, где на Земле... Нет, не ядерная война. А где люди живут тихо и скучно. Где Земля — планета победивших мещан, не мечтающих о звездах. Где люди в начале двадцать первого века не летают по Солнечной системе. Где людям за пределами уютненькой земной атмосферы показалось некомфортно. Где молятся богам наживы, потребления и удовольствия. Где деньги решают все, и ради денег решаются на все. Скажете: такая Реальность невозможна? А мне она кажется очень даже вероятной.

Конечно, и в той бы Реальности братья Стругацкие написали свои книги, талант — он везде талант. Но вот интересно: какие бы книги были в той Реальности изданы в серии «Обитаемый остров. Проект братьев Стругацких»?

Оценка: 4
– [  11  ] +

Роберт Шекли «Возвращение человека»

razrub, 22 октября 2009 г. 19:10

В некоторых предыдущих отзывах прозвучало высказывание, что рассказ очень маленький (всего пять абзацев) и какой-то незаконченный. Хочу внести ясность в этот вопрос. Те, кто так считает, читали этот рассказ в томе из серии «Отцы-основатели». К сожалению, в этой книге был допущен издательский брак, в результате чего была напечатана только первая главка из 14. А вот в книге того же издательства ЭКСМО «Компания «Необузданные таланты» (серия «Стальная Крыса») рассказ был напечатан полностью. Рассказ не такой уж и маленький — более десятка книжных страниц. Привожу полный перечень главок:

Покинутая планета

Машины-каннибалы

Охота в бетонной прерии

Дойные машины

Диссиденты

Цивилизация роботов

Города

Эстетика роботов

Родословная роботов

Запреты

Музыка роботов

Положение роботов

Лана, девушка-модель

Зоопарк

Данный рассказ чем-то перекликается с рассказом «Роботсвилль», но с противоположной ситуацией. Если в «Роботсвилле» роботы живут в отдельном городе, то в «Возвращении человека» роботам принадлежит вся Земля, а последние люди живут в резервации.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Антон Первушин «Битва за звёзды»

razrub, 2 сентября 2009 г. 13:58

Трудно переоценить вклад Антона Первушина в научно-популярную литературу. Именно с книг этого автора началось возрождение отечественного научпопа. В его книгах достаточно подробно и увлекательно изложена вся история мировой космонавтики. И не только космонавтики. «Фишкой» автора стал прием, заключающийся в сопоставлении событий истории астрономии и космонавтики с развитием взглядов на космические полеты и развитием представлений об иных небесных телах в мировой фантастической литературе.

Если вы интересуетесь историей, настоящим и будущим космонавтики — эти книги для вас! А если не интересуетесь — все равно попробуйте прочитать — вероятнее всего, после прочтения заинтересуетесь!

Единственное, что можно поставить в минус — чересчур «желтые» названия книг, из-за чего серьезный читатель может пройти мимо. Впрочем, полагаю, это уже издательство постаралось... Да и какая разница, как книга называется, главное — что внутри!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Олег Дивов «Оружие Возмездия»

razrub, 1 сентября 2009 г. 17:56

Издательство обозначило книгу как «фантастический роман». Поначалу я удивился, какое отношение к фантастике имеют армейские мемуары? Потом понял: армия — это тот институт, который во все времена был склонен к гротеску, абсурду и сюрреализму — явлениям фантастическим. Сразу вспоминаются солдат Швейк и солдат Чонкин... И армейские анекдоты, ведь они не на пустом месте появляются...

Сама же книга великолепна! И пусть словосочетание «фирменный дивовский стиль» грозит превратиться в штамп, тем не менее он имеет место быть. Отличный роман отличного писателя! И фантастический! Фантастический если не по форме, то уж точно, по духу!

P.S. А «мужской кошмар» доводилось испытывать и мне... Сам служил в армии примерно в то же время...

Оценка: 10
– [  17  ] +

Олаф Стэплдон «Последние и первые люди: история близлежащего и далёкого будущего»

razrub, 31 августа 2009 г. 19:39

К сожалению, автор у нас практически неизвестен. На русском издана всего одна книга, небольшим тиражом (который до сих пор не распродан), в очень «массовой» серии «Философия». Да и на Западе писатель основательно подзабыт. Эх, коротка человеческая память...

А ведь Стэплдон создал самую масштабную и глобальную картину развития человечества в истории мировой литературы. Задолго до Азимова, Хайнлайна или Стругацких. Лишь читая Стэплдона, начинаешь понимать, откуда «растут ноги» у огромного числа НФ-идей. На мой взгляд, если вы считаете себя читателем-фэном, то «Последние и первые люди» столь же обязательны для прочтения, как и «Солярис», «Властелин колец» или «Пикник на обочине».

Творчество Стэплдона очень высоко оценивал Станислав Лем, считая его, наряду с Уэллсом, величайшим писателем. Согласитесь, подобная рекомендация дорогого стоит.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Виктор Пелевин «П5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана»

razrub, 31 августа 2009 г. 18:22

Пожалуй, ни одна из книг Виктора Олеговича еще не была воспринята столь негативно и критиками, и читателями. Обвинения в самоповторе и халтуре сыпались со всех сторон. Неужто, действительно, ПВО исписался? Давайте разберемся...

Извиняюсь, но вначале придется сказать несколько слов о постмодернизме, именно этого течения, несмотря на все разговоры о кончине последнего, и даже о каком-то «постпостмодернизме», продолжает придерживаться ПВО.

Основная идея постмодерна — «нет ничего нового, все придумано до нас, а может и не придумано, а существует изначально. Потому возьмем-ка все эти «культурные ценности» и разобьем их на мелкие кусочки. Потом уже из осколков сложим новую мозаику, так чтобы при всей новизне, можно было отчетливо рассмотреть и узнать старые фрагменты».

Чужие образы, известные сюжеты, раскавыченные цитаты, многослойность смыслов — неотъемлимые атрибуты постмодернизма, именно эти литературные игры и привлекают читателей.

У Пелевина же в П5, в качестве источника образов и цитат выбран ранний Пелевин. И тогда все становится понятным. Каждому рассказу в сборнике соответствует ранний роман или повесть. «Зал поющих кариатид» — «Жизнь насекомых», «Кормление крокодила Хуфу» — «Чапаев и Пустота», «Ассасин» — «Омон Ра» и так далее, желающие (и читающие) легко установят связи сами.

Так что, вовсе не исписался Пелевин, а опять играет с читателем в тонкую литературную игру, хитро улыбаясь при этом.

И сдается мне что песни не случайно названы прощальными. Достанет Виктор Олегович глиняный пулемет, и мы узнаем нового Пелевина. Или изменится мир?

Оценка: 9
– [  11  ] +

Владимир Обручев «Плутония»

razrub, 31 августа 2009 г. 13:54

Одна из книг, запомнившихся на всю жизнь. Именно от чтения подобных книг зародилась моя любовь к фантастике (да и к литературе в целом).

Что тут еще можно сказать?.. Если вы недавно научились читать, а количество ваших лет умещается на пальцах двух рук — обязательно прочтите эту книгу, не пожалеете! Если же годиков вам уже немало, а книга до сих пор не прочитана — читайте также, наверстывайте упущенное, не пожалеете! Ну а если вы читали книгу давно — перечитайте снова, возвратитесь в детство и получите ни с чём не сравнимое послевкусие! Не пожалеете!

Оценка: 10
– [  12  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Страна багровых туч»

razrub, 31 августа 2009 г. 12:39

Первое (и нелюбимое) дитя братьев Стругацких. Нелюбимое настолько, что БН долгое время не позволял включать повесть в собрания сочинений. Слишком тяжелыми были роды. Слишком много сил и нервов было потрачено, нет, не на написание, а на то, чтобы книга была напечатана. На борьбу с системой.

...Для своего времени повесть стала бомбой, фантастику так еще никто не писал. Живые, а не картонные персонажи, разговаривающие нормальным языком, а не клише и штампами. Героика и подвиг как будничная работа.

К настоящему времени повесть известна в двух, вернее в двух с половиной, редакциях. Первоначальные детгизовские издания 1959 и 1960 г.г. Издание 1969 г. («Детская литература»), где был выполнен ряд правок политического характера, в частности, из-за ухудшения советско-китайских отношении были заменены все китайские имена и убраны упоминания о Китае. И наконец, сейчас повесть публикуется в варианте, восстановленном членами группы «Людены» по рукописям АБС.

Мне до сих пор по-душе самая первая редакция. Возможно, из-за ностальгии, ведь для меня это была первая прочтенная книга Братьев. А возможно она просто более читабельна, все же советские редакторы не зря ели свой хлеб, и следили не только за идеологической чистотой, но и за литературным качеством. Начинающим же литераторам хороший редактор просто необходим (а АБС на тот момент были как раз начинающими).

Оценка: 10
– [  7  ] +

Олег Дивов «Ночной смотрящий»

razrub, 31 августа 2009 г. 10:52

Пожалуй, мой любимый роман у О.Дивова. Книжка «про вампиров»... Только, причём здесь вампиры? Вампиры не при чём... Книга о людях, о нас с вами. Хороший ответ на давний вопрос:«Литература ли фантастика?». Впрочем, поклонники экшена и хоррора тоже нисколько не будут разочарованы.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Олег Дивов «След зомби»

razrub, 30 августа 2009 г. 23:44

Да, это не «Выбраковка»... Должно еще пройти несколько лет и романов, прежде чём появится сегодняшний Дивов. А пока Мастер учится... И все же талант чувствуется. Если вы уже прочли «Выбраковку», «Ночной смотрящий» или дивовские рассказы, можно смело читать и рассматриваемую трилогию. Знакомиться же с творчеством автора лучше с других книг.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Чайна Мьевиль «Нью-Кробюзон»

razrub, 30 августа 2009 г. 22:17

Странный и завораживающий мир Нью-Кробюзона... Совсем не тот мир, в котором хочется жить... Мир, рожденный безудержной фантазией Ч.Мьевиля... Или мир, подсмотренный Мьевилем, величайшим писателем-визионером современности? После Ф.Дика так не писал никто! Впрочем, рассказывать об этом бесполезно, это нужно просто прочесть. С нетерпением ожидаю перевода следующих романов. При всей моей нелюбви к циклам и сериалам. Хотя, эти романы вполне цельны, лишь связаны общим местом действия.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «История будущего»

razrub, 30 августа 2009 г. 20:00

Все-же я бы не стал называть «Мир Полудня» циклом. Скорее это то, что в англоязычной фантастике называется брейд-серией (у нас термин как-то не прижился). Общий мир — да, сквозные персонажи — да, тем не менее все произведения законченны, самодостаточны и самоценны.

И уж ни в коем случае это не цикл о коммунистическом будущем. «Мир Полудня» — о Вечном. О Мире, о Человеке и о месте Человека в Мире.

Мир живой, осязаемый и развивающийся. Развивающийся вместе со своими Демиургами. Интересно наблюдать, как юношеский оптимизм, максимализм и вера в будущее («Страна...», «Путь...», «Полдень...») перерастают в заостренность на болевых точках и проблемах человеческого общества («Трудно быть богом», «Хищные вещи века», «Попытка к бегству», «Обитаемый остров»), затем сменяются пессимизмом и бессилием человека перед Системой («Жук в муравейнике»), и наконец приходят к равновесию, мудрости и осторожному оптимизму («Волны гасят ветер»). И этот мир продолжает жить! Он будет жить, пока существуют читатели Стругацких! Это — НАШ мир!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие, Светлана Бондаренко, Виктор Курильский «Неизвестные Стругацкие. Письма. Рабочие дневники»

razrub, 30 августа 2009 г. 17:52

Спасибо Светлане Бондаренко, Виктору Курильскому и всей группе «Людены«! Жду новых томов!

Личная переписка соавторов... Казалось бы, что тут может быть интересного... А если эти соавторы — братья Стругацкие, на чьих книгах выросло не одно поколение читателей? А если письма дополнемы массой сопутствующих документов, таких как воспоминания, критические статьи тех лет, газетные и журнальные публикации? А если составители настолько хорошо владеют предметом обсуждения, что знают о творчестве АБС практически все, даже то, что уже и сам Борис Натанович за давностью лет не упомнит?

Имеем тот случай, когда документальная проза читается увлекательнее иной беллетристики. Получилась яркая картина жизни тех лет, спроецированная сквозь призму творчества известных писателей.

Если вас не оставляет равнодушным упоминание аббревиатуры АБС — книги просто необходимо прочесть!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Белый Ферзь»

razrub, 30 августа 2009 г. 17:34

Увы, сюжет, главгерой, идея и даже концовка — это еще не роман... Эдак любую аннотацию можно объявить романом. Если и будет написан текст с таким названием (на что надежд остается все меньше и меньше), то это будут не Стругацкие и даже не Витицкий. В лучшем случае, место этой книги — рядом с «Временем учеников». И в то же время, «Белый ферзь» существует! И будет существовать, пока существуют читатели Стругацких!

Этот роман не написали братья Стругацкие... Этот роман отказался писать С.Витицкий... Уже с десяток лет этот роман пытается, да все никак не может написать «известный автор четвертой волны» (по моим прикидкам Н.Ютанов либо, с меньшей долей вероятности, Ант Скаландис)... Уж не происки ли Гомеостатического Мироздания?

Оценка: 10
– [  5  ] +

Александр Громов, Александр Малиновский «Вселенная. Вопросов больше, чем ответов»

razrub, 30 августа 2009 г. 17:07

Просто-таки образцовая научно-популярная книжка! Впрочем, результат был предсказуем. Чего иного можно ожидать от соавторства отличного писателя и ученого-специалиста? Побольше бы таких книг по разным областям знания. А то ведь наш сегодняшний научпоп, за исключением книг Антона Первушина и еще пары-тройки изданий — довольно унылое зрелище...

Оценка: 10
– [  13  ] +

Аркадий Стругацкий «Трезвый ум (научно-фантастический скетч)»

razrub, 30 августа 2009 г. 15:24

Весьма качественный рассказ, с ударной концовкой. В то время, из отечественных авторов, подобные концовки можно встретить только у Ильи Варшавского. Цензуре придраться не к чему, все вполне благонадежно. Так почему же рассказ не был опубликован? По-моему, АБС и не собирались его печатать. Сравните текст Стругацких с рассказом Фредрика Брауна «Просто смешно». Стоит вспомнить о том, что АБС были еще и переводчиками. Так что, «Трезвый ум» — вольный пересказ рассказа Брауна, с заменой западных реалий на советские. Разминка мастеров, писательское упражнение. Исключительно для внутреннего употребления.

Оценка: 10
⇑ Наверх